Проведение психологического обследования обучающихся 5 классов
тест по психологии (5 класс)

Макарова Екатерина Анатольевна

В школе проводится классно - обобщающий контроль пятиклассников,  для выявления детей, которые испытывают сложности и трудности в период адаптации к среднему звену.

Адаптация – это процесс активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды.

Дезадаптация- это процесс, который ведет к снижению способности личности ориентироваться в окружающей среде и регулировать свое поведение.

На успешность протекания процесса адаптации у обучающихся влияет несколько факторов:

         --Эмоционально-психологический климат в коллективе

--Собственные адаптивные возможности индивида (развитие коммуникативных навыков, самостоятельность, самооценка тревожности ).

В диагностический комплекс вошли следующие методики:

  • Изучение мотивов обучения
  • Изучение уровня агрессивности учащихся
  • Изучение уровня тревожности учащихся
  • Изучение уровня мотивации учащихся

Изучение мотивов обучения

Цель методики: выявление осознаваемых мотивов учебной деятельности.

    Мотив– это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением                               потребности человека (словарь практического психолога).

Общая сводка 2023-2024 уч.год:

Наименование

5 А

5 Б

5 В

5 Г

Итого

1

Внешние мотивы

17-71%

21-84%

18-69%

    24-96%

      80- 80 %

2

Учебные мотивы

7-29%

4-16%

8-31%

1-4%

20-20%

 

В результате диагностики было выявлено, что преобладающим мотивом являются «внешние мотивы»  обучения у  80% (40) учащихся  (пример: заставляют родители, хотят в будущем много зарабатывать, чтобы не опозорить класс и т.д) и у 20%(20) преобладают «учебные мотивы».  В большинстве случаях   дети не осознают и не до конца понимают, зачем им необходимо получать качественные знания, а не зарабатывать оценку.

 

Общая сводка за 2024-2025 уч.год :

Наименование

5 А

5 Б

5 В

5 Г

Итого

1

Внешние мотивы

25-93%

23-100%

24-95%

     25-96%

      97- 95 %

2

Учебные мотивы

2-7%

0-0%

2-8%

1-4%

5-5%

 

В результате диагностики было выявлено, что преобладающим мотивом являются «внешние мотивы»  обучения у  95% (97) учащихся  (пример: заставляют родители, хотят в будущем много зарабатывать, пообщаться с друзьями и т.д) и у 5%(5) преобладают «учебные мотивы» , мотив долга и ответственности, но отличительной чертой обучения является получение положительной оценки учащимися, не ориентируясь на  собственные знания и  навыки по учебным предметам.

Изучение уровня тревожности учащихся

Цель: Выявить уровень тревожности у пятиклассников.

ТРЕВОГА - эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий (словарь практического психолога). Тревожность рассматривается как ситуативное состояние, отражающее переживание ребенка и может быть тормозящим фактором на пути к успеху в любой области жизни.

 

Общая сводка за 2023-2024уч.год:

Наименование

5 А

5 Б

5 В

5 Г

Итого

1

Низкий уровень тревожности

13-54%

11-44%

20-77%

14-58%

58-59%

2

Повышенный уровень тревожности

     9-38%

13-52%

6-23%

10-42%

38-38%

3

Высокий уровень тревожности

2-8%

1-4%

0-0%

0-0%

3 - 3%

 

Результаты показывают, что у учащихся  преобладает низкий  уровень общей тревожности, 59% (58) от общего числа пятиклассников. Высокий уровень тревожности наблюдается, только у 3% (3) учащихся, данные показатели свидетельствуют, о том, что большинство пятиклассников обладают хорошим уровнем саморегуляции, могут контролировать свои эмоции и адекватно оценивать ситуации, вызывающие тревогу.

Наименование

5 А

5 Б

5 В

5 Г

Итого

1

Низкий уровень тревожности

3-11%

3-13%

4-15%

3-12%

13-13%

2

Повышенный уровень тревожности

23-85%

15-65%

19-73%

20-76%

77-75%

3

Высокий уровень тревожности

1-4%

5-22%

3-12%

3-12%

 12 - 12%

Общая сводка 2024-2025 уч.год:

 

Результаты показывают, что у  большинства  учащихся  преобладает повышенный   уровень общей тревожности 75% (77) от общего числа пятиклассников. Высокий уровень тревожности наблюдается, только у 12% (12) учащихся, данные показатели свидетельствуют, о том, что большинство пятиклассников обладают хорошим уровнем саморегуляции, могут контролировать свои эмоции и адекватно оценивать ситуации, вызывающие тревогу.

Изучение оценки уровня школьной мотивации учащихся Н.Г.Лускановой.

Цель методики:выявление мотивации к обучению в среднем звене.

Учебная мотивация – проявляемая учащимися мотивированная активность при достижении целей учения.

Общая сводка за 2023-2024 уч.год:

Наименование

5 А

5 Б

5 В

Итого

1

Высокая школьная мотивация

2-9%

2-9%

0-0%

4-6%

2

Средняя школьная мотивация

15-68%

17-74%

15-68%

47-70%

3

Низкая школьная мотивация

5-23%

4-17%

7-32%

16-24%

4

Негативное отношение к школе

0-0%

0-0%

0-0%

0-0%

Результаты диагностики показывают, что преобладает нормальный уровень мотивации к обучению, а также у учащихся не наблюдается негативного отношения к школе.

Общая сводка за 2024-2025 уч.год:

Наименование

5 А

5 Б

5 В

5 Г

Итого

1

Высокая школьная мотивация

4-16%

4-16%

9-35%

1-4%

26-24%

2

Средняя школьная мотивация

13-54%

17-68%

15-57%

23-96%

68-64%

3

Низкая школьная мотивация

7-30%

4-16%

2-8%

0-0%

13-12%

4

Негативное отношение к школе

0-0%

0-0%

0-0%

0-0%

0-0%

 

              Результаты диагностики показывают, что высокий уровень мотивации к обучению  преобладает в 5В классе, в 5 Г классе преобладает средний уровень  мотивации. Таким образом, 24% (26) пятиклассников имеет высокую мотивацию к обучению, Низкая мотивация наблюдается у 12% (13), результаты диагностики свидетельствуют, что большинство школьников имеют положительное отношение к школе, с радостью посещают учебные занятия и в основном посещают школу для общения со сверстниками.                                                                                                                                       

Общая сводка 2023-2024уч.год:

Наименование

5 А

5 Б

5 В

5 Г

Итого

1

Высокая школьная мотивация

4-15%

0-0%

3-12%

2-8%

9-9%

2

Средняя школьная мотивация

16-59%

18-78%

17-65%

21-81%

72-70%

3

Низкая школьная мотивация

7-26%

5-22%

6-23%

3-11%

21-21%

4

Негативное отношение к школе

0-0%

0-0%

0-0%

0-0%

0-0%

      

Результаты диагностики показывают, что 9% (9) пятиклассников имеет высокую мотивацию к обучению, высокий уровень мотивации к обучению  преобладает в 5А классе. Если сравнить с показателями  за  4-ый класс, то высокая мотивация  наблюдалась у 20% (20) четвероклассников, можно увидеть снижение высокого уровня мотивации практически в два раза, но отсутствует показатель негативного  отношением  к школе, если в прошлом году это проявлялось у 4% (4), сейчас у данных детей наблюдается низкий уровень мотивации к школе,  без агрессивного отношения к учебному процессу. Большинство школьников имеют положительное отношение к школе, с радостью посещают учебные занятия и в основном посещают школу для общения со сверстниками, это 70% (72) учащихся, 21% (21) учащихся имеют низкие показатели уровня мотивации к обучению, в прошлом году низкий уровень мотивации наблюдался у 26% (27) обучающихся четвертых классов. По результатам сравнительного анализа наблюдается повышение уровня мотивации среди пятиклассников на 5 % .

    

       Изучение уровня самооценки учащихся

Цель: Выявить уровень самооценки у подростков.

Самооценка — это уровень принятия себя, умение критически анализировать собственные возможности. Она неразрывно связана с любовью к себе. Человек с кучей комплексов не сможет испытывать это чувство, пока не избавится от них. Самооценка влияет на то, насколько индивиду легко дается общаться с другими, выполнять поставленные цели, развиваться.

Общая сводка за 2023-2024 уч.год:

Наименование

5 А

5 Б

5 В

5 Г

Итого

1

Адекватная

12-50%

16-64%

16-62%

  18-75%

      62-63%

2

Заниженная

6-25%

1-4%

3-11%

---

10-10%

3

Завышенная

1-4%

----

----

---

1-1%

4

Низкая

5-21%

8-32%

7-27%

6-25%

26-26%

 

По результатам диагностик выявлено, что у 63%(62) детей преобладает адекватная самооценка, что свидетельствует о правильно сформированных представлениях,  о себе. У 26% (26) учащихся наблюдается низкая и у 10%(10) учащихся заниженная самооценка.

Общая сводка 2023-2024 уч.год:

Наименование

5 А

5 Б

5 В

5 Г

Итого

1

Адекватная

20-74%

16-69%

19-73%

        20-76%

      75-73%

2

Заниженная

1-4%

2-9%

0-0%

----

3-3%

3

Завышенная

2-7%

3-13%

2-8%

3-12%

10-10%

4

Низкая

4-15%

2-9%

5-19%

3-12%

14-14%

 

По результатам диагностического исследование выявлено, что у 73%(75) детей преобладает адекватная самооценка, что свидетельствует о правильно сформированных представлениях,  о себе. У 14% (14) учащихся наблюдается низкая и у  3%(3) учащихся заниженная самооценка, у  данных учащихся  наблюдается  тревожность, неуверенность ребенка в своих силах и возможностях, отказ от трудных (объективно и субъективно) заданий, феномен «выученной беспомощности». Как правило, это связано с определенной психологической проблемой ученика, связанная с взаимоотношениями в семье. «Я ни хорошая и ни плохая, потому что пишу плохо буквы, а мама и учительница меня ругают за это». В данном случае разрушены ситуация успеха и положительное отношение школьников к школе; нарушены межличностные отношения со значимыми взрослыми. И завышенная самооценка проявляется у 10%(10) учащихся, возможно, это связано с недополучением ласки, любви и должного внимания от родителей, в результате чего дети начинают чувствовать себя ненужными и неважными, при этом различными способами притягивают к себе внимание взрослых и сверстников.

Изучение уровня школьной адаптации учащихся 2023-2024 уч.год.

Наименование

5 А

5 Б

5 В

5 Г

Итого

1

Высокий уровень адаптации

1-4%

0-0%

0-0%

0-0%

1-1%

2

Средний уровень адаптации

15-63%

17-68%

18-69%

21-88%

71-72%

3

Низкий уровень тревожности

8-33%

8-32%

8-31%

3-12%

27-27%

4

Дезадаптация

0-0%

0-0%

0-0%

0-0%

0-0%

 

Собранные в ходе проверки материалы позволяют утверждать, что адаптация учащихся  5-х классов к новой форме обучения на средней ступени, протекала в   допустимые сроки и оптимально. Данные анкетирования дают возможность утверждать, что большинство пятиклассников положительно относятся к школе, многим учебным предметам, имеют  средний уровень познавательной мотивации, поэтому не всегда выполняют домашние задания, так же у  80% (40) преобладают «внешние мотивы» обучения (пример: заставляют родители, хотят в будущем много зарабатывать) и у 20%(20) преобладают «учебные мотивы». 27% (27) учащихся – испытывают затруднения при адаптации к новым условиям. Средний уровень адаптации наблюдается у 72%(72) и высокий уровень у 1% (1) учащихся. Оптимально и благополучно адаптацию проходит 5 Г класс, в данном классе низкий показатель имеют, только 12% учащихся, как в других классах, этот показатель составляет 31%-33%  пятиклассников от общего числа. Данные показатели не превышают допустимые значения пятиклассников от общего числа. В целом психологическая адаптация учащихся 5-ых классов к обучению в среднем звене соответствует норме.

 Изучение уровня школьной адаптации учащихся за 2024-2025 уч.год

Наименование

5 А

5 Б

5 В

5 Г

Итого

1

Высокий уровень адаптации

4-15%

0-0%

1-4%

1-4%

6-6%

2

Средний уровень адаптации

22-81%

18-78%

20-77%

21-81%

81-79%

3

Низкий уровень адаптации

1-4%

5-22%

5-19%

4-15%

15-15%

4

Дезадаптация

0-0%

0-0%

0-0%

0-0%

0-0%

 

Собранные в ходе проверки материалы позволяют утверждать, что адаптация учащихся  5-х классов к новой форме обучения на средней ступени, протекала в   допустимые сроки и оптимально. Данные анкетирования дают возможность утверждать, что большинство пятиклассников, это 79% (81) обучающихся, положительно относятся к школе, выделяют любимые уроки, имеют  средний уровень познавательной мотивации, выполняют домашнюю  работу для получения  текущей оценки по предмету, а не для закрепления знаний, учебный процесс носит кратковременный характер, большинство учащихся не готовы самостоятельно добывать информацию  и дополнительно изучать предмет. Низкий уровень адаптации наблюдается у 15% (15) учащихся, у 9% учащихся еще в начальной школе наблюдались свои психологические особенности,  низкая саморегуляция, низкий уровень коммуникативных навыков, низкая или завышенная самооценка с негативным восприятием социума,  по этим причинам большинство данных ребят не чувствуют себя комфортно в классе, так же у них часто происходят ссоры с одноклассниками  или незначительные конфликты, которые ребята решать самостоятельно не могут, поэтому большую часть времени учащиеся затрачивают на выяснения межличностных отношений в классе, что способствует  снижению уровня успеваемости и мотивации к обучению. Высокий уровень наблюдается  у 6% (6) учащихся. Более оптимально и благополучно адаптацию проходит 5 А класс, в данном классе низкий показатель имеют, только 1% учащийся, как в других классах, этот показатель составляет  от 15%-19%  пятиклассников от общего числа. Данные показатели не превышают допустимые значения пятиклассников от общего числа. В целом психологическая адаптация учащихся  5-ых классов к обучению в среднем звене соответствует норме.

Мониторинг адаптации учащихся 5- х классов к среднему звену

с 2023-2025 уч.года:

    Таким образом, систематическое отслеживание индивидуальных особенностей учащихся в период адаптации позволяет выявить основные направления в работе по психолого - педагогическому сопровождению учащихся. По результатам мониторинга видно, что происходит снижение низкого уровня адаптации и  на протяжении  двух лет отсутствует дезадаптация.  Для успешной адаптации учащихся к среднему звену необходимо систематически проводить диагностическую работу с учащимися и при необходимости корректировать мероприятия.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_5_klassov.docx45.1 КБ

Предварительный просмотр:

В школе проводится классно - обобщающий контроль пятиклассников,  для выявления детей, которые испытывают сложности и трудности в период адаптации к среднему звену.

Адаптация – это процесс активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды.

Дезадаптация- это процесс, который ведет к снижению способности личности ориентироваться в окружающей среде и регулировать свое поведение.

На успешность протекания процесса адаптации у обучающихся влияет несколько факторов:

         --Эмоционально-психологический климат в коллективе

--Собственные адаптивные возможности индивида (развитие коммуникативных навыков, самостоятельность, самооценка тревожности ).

В диагностический комплекс вошли следующие методики:

  • Изучение мотивов обучения
  • Изучение уровня агрессивности учащихся
  • Изучение уровня тревожности учащихся
  • Изучение уровня мотивации учащихся

Изучение мотивов обучения

Цель методики: выявление осознаваемых мотивов учебной деятельности.

    Мотив– это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением                               потребности человека (словарь практического психолога).

Общая сводка 2023-2024 уч.год:

Наименование

5 А

5 Б

5 В

5 Г

Итого

1

Внешние мотивы

17-71%

21-84%

18-69%

    24-96%

      80- 80 %

2

Учебные мотивы

7-29%

4-16%

8-31%

1-4%

20-20%

В результате диагностики было выявлено, что преобладающим мотивом являются «внешние мотивы»  обучения у  80% (40) учащихся  (пример: заставляют родители, хотят в будущем много зарабатывать, чтобы не опозорить класс и т.д) и у 20%(20) преобладают «учебные мотивы».  В большинстве случаях   дети не осознают и не до конца понимают, зачем им необходимо получать качественные знания, а не зарабатывать оценку.

Общая сводка за 2024-2025 уч.год :

Наименование

5 А

5 Б

5 В

5 Г

Итого

1

Внешние мотивы

25-93%

23-100%

24-95%

     25-96%

      97- 95 %

2

Учебные мотивы

2-7%

0-0%

2-8%

1-4%

5-5%

В результате диагностики было выявлено, что преобладающим мотивом являются «внешние мотивы»  обучения у  95% (97) учащихся  (пример: заставляют родители, хотят в будущем много зарабатывать, пообщаться с друзьями и т.д) и у 5%(5) преобладают «учебные мотивы» , мотив долга и ответственности, но отличительной чертой обучения является получение положительной оценки учащимися, не ориентируясь на  собственные знания и  навыки по учебным предметам.

Изучение уровня тревожности учащихся

Цель: Выявить уровень тревожности у пятиклассников.

ТРЕВОГА - эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий (словарь практического психолога). Тревожность рассматривается как ситуативное состояние, отражающее переживание ребенка и может быть тормозящим фактором на пути к успеху в любой области жизни.

Общая сводка за 2023-2024уч.год:

Наименование

5 А

5 Б

5 В

5 Г

Итого

1

Низкий уровень тревожности

13-54%

11-44%

20-77%

14-58%

58-59%

2

Повышенный уровень тревожности

     9-38%

13-52%

6-23%

10-42%

38-38%

3

Высокий уровень тревожности

2-8%

1-4%

0-0%

0-0%

3 - 3%

Результаты показывают, что у учащихся  преобладает низкий  уровень общей тревожности, 59% (58) от общего числа пятиклассников. Высокий уровень тревожности наблюдается, только у 3% (3) учащихся, данные показатели свидетельствуют, о том, что большинство пятиклассников обладают хорошим уровнем саморегуляции, могут контролировать свои эмоции и адекватно оценивать ситуации, вызывающие тревогу.

Наименование

5 А

5 Б

5 В

5 Г

Итого

1

Низкий уровень тревожности

3-11%

3-13%

4-15%

3-12%

13-13%

2

Повышенный уровень тревожности

23-85%

15-65%

19-73%

20-76%

77-75%

3

Высокий уровень тревожности

1-4%

5-22%

3-12%

3-12%

 12 - 12%

Общая сводка 2024-2025 уч.год:

Результаты показывают, что у  большинства  учащихся  преобладает повышенный   уровень общей тревожности 75% (77) от общего числа пятиклассников. Высокий уровень тревожности наблюдается, только у 12% (12) учащихся, данные показатели свидетельствуют, о том, что большинство пятиклассников обладают хорошим уровнем саморегуляции, могут контролировать свои эмоции и адекватно оценивать ситуации, вызывающие тревогу.

Изучение оценки уровня школьной мотивации учащихся Н.Г.Лускановой.

Цель методики:выявление мотивации к обучению в среднем звене.

Учебная мотивация – проявляемая учащимися мотивированная активность при достижении целей учения.

Общая сводка за 2023-2024 уч.год:

Наименование

5 А

5 Б

5 В

Итого

1

Высокая школьная мотивация

2-9%

2-9%

0-0%

4-6%

2

Средняя школьная мотивация

15-68%

17-74%

15-68%

47-70%

3

Низкая школьная мотивация

5-23%

4-17%

7-32%

16-24%

4

Негативное отношение к школе

0-0%

0-0%

0-0%

0-0%

Результаты диагностики показывают, что преобладает нормальный уровень мотивации к обучению, а также у учащихся не наблюдается негативного отношения к школе.

Общая сводка за 2024-2025 уч.год:

Наименование

5 А

5 Б

5 В

5 Г

Итого

1

Высокая школьная мотивация

4-16%

4-16%

9-35%

1-4%

26-24%

2

Средняя школьная мотивация

13-54%

17-68%

15-57%

23-96%

68-64%

3

Низкая школьная мотивация

7-30%

4-16%

2-8%

0-0%

13-12%

4

Негативное отношение к школе

0-0%

0-0%

0-0%

0-0%

0-0%

                    Результаты диагностики показывают, что высокий уровень мотивации к обучению  преобладает в 5В классе, в 5 Г классе преобладает средний уровень  мотивации. Таким образом, 24% (26) пятиклассников имеет высокую мотивацию к обучению, Низкая мотивация наблюдается у 12% (13), результаты диагностики свидетельствуют, что большинство школьников имеют положительное отношение к школе, с радостью посещают учебные занятия и в основном посещают школу для общения со сверстниками.                                                                                                                                      

Общая сводка 2023-2024уч.год:

Наименование

5 А

5 Б

5 В

5 Г

Итого

1

Высокая школьная мотивация

4-15%

0-0%

3-12%

2-8%

9-9%

2

Средняя школьная мотивация

16-59%

18-78%

17-65%

21-81%

72-70%

3

Низкая школьная мотивация

7-26%

5-22%

6-23%

3-11%

21-21%

4

Негативное отношение к школе

0-0%

0-0%

0-0%

0-0%

0-0%

           

Результаты диагностики показывают, что 9% (9) пятиклассников имеет высокую мотивацию к обучению, высокий уровень мотивации к обучению  преобладает в 5А классе. Если сравнить с показателями  за  4-ый класс, то высокая мотивация  наблюдалась у 20% (20) четвероклассников, можно увидеть снижение высокого уровня мотивации практически в два раза, но отсутствует показатель негативного  отношением  к школе, если в прошлом году это проявлялось у 4% (4), сейчас у данных детей наблюдается низкий уровень мотивации к школе,  без агрессивного отношения к учебному процессу. Большинство школьников имеют положительное отношение к школе, с радостью посещают учебные занятия и в основном посещают школу для общения со сверстниками, это 70% (72) учащихся, 21% (21) учащихся имеют низкие показатели уровня мотивации к обучению, в прошлом году низкий уровень мотивации наблюдался у 26% (27) обучающихся четвертых классов. По результатам сравнительного анализа наблюдается повышение уровня мотивации среди пятиклассников на 5 % .

     

       Изучение уровня самооценки учащихся

Цель: Выявить уровень самооценки у подростков.

Самооценка — это уровень принятия себя, умение критически анализировать собственные возможности. Она неразрывно связана с любовью к себе. Человек с кучей комплексов не сможет испытывать это чувство, пока не избавится от них. Самооценка влияет на то, насколько индивиду легко дается общаться с другими, выполнять поставленные цели, развиваться.

Общая сводка за 2023-2024 уч.год:

Наименование

5 А

5 Б

5 В

5 Г

Итого

1

Адекватная

12-50%

16-64%

16-62%

  18-75%

      62-63%

2

Заниженная

6-25%

1-4%

3-11%

---

10-10%

3

Завышенная

1-4%

----

----

---

1-1%

4

Низкая

5-21%

8-32%

7-27%

6-25%

26-26%

По результатам диагностик выявлено, что у 63%(62) детей преобладает адекватная самооценка, что свидетельствует о правильно сформированных представлениях,  о себе. У 26% (26) учащихся наблюдается низкая и у 10%(10) учащихся заниженная самооценка.

Общая сводка 2023-2024 уч.год:

Наименование

5 А

5 Б

5 В

5 Г

Итого

1

Адекватная

20-74%

16-69%

19-73%

        20-76%

      75-73%

2

Заниженная

1-4%

2-9%

0-0%

----

3-3%

3

Завышенная

2-7%

3-13%

2-8%

3-12%

10-10%

4

Низкая

4-15%

2-9%

5-19%

3-12%

14-14%

По результатам диагностического исследование выявлено, что у 73%(75) детей преобладает адекватная самооценка, что свидетельствует о правильно сформированных представлениях,  о себе. У 14% (14) учащихся наблюдается низкая и у  3%(3) учащихся заниженная самооценка, у  данных учащихся  наблюдается  тревожность, неуверенность ребенка в своих силах и возможностях, отказ от трудных (объективно и субъективно) заданий, феномен «выученной беспомощности». Как правило, это связано с определенной психологической проблемой ученика, связанная с взаимоотношениями в семье. «Я ни хорошая и ни плохая, потому что пишу плохо буквы, а мама и учительница меня ругают за это». В данном случае разрушены ситуация успеха и положительное отношение школьников к школе; нарушены межличностные отношения со значимыми взрослыми. И завышенная самооценка проявляется у 10%(10) учащихся, возможно, это связано с недополучением ласки, любви и должного внимания от родителей, в результате чего дети начинают чувствовать себя ненужными и неважными, при этом различными способами притягивают к себе внимание взрослых и сверстников.

Изучение уровня школьной адаптации учащихся 2023-2024 уч.год.

Наименование

5 А

5 Б

5 В

5 Г

Итого

1

Высокий уровень адаптации

1-4%

0-0%

0-0%

0-0%

1-1%

2

Средний уровень адаптации

15-63%

17-68%

18-69%

21-88%

71-72%

3

Низкий уровень тревожности

8-33%

8-32%

8-31%

3-12%

27-27%

4

Дезадаптация

0-0%

0-0%

0-0%

0-0%

0-0%

Собранные в ходе проверки материалы позволяют утверждать, что адаптация учащихся  5-х классов к новой форме обучения на средней ступени, протекала в   допустимые сроки и оптимально. Данные анкетирования дают возможность утверждать, что большинство пятиклассников положительно относятся к школе, многим учебным предметам, имеют  средний уровень познавательной мотивации, поэтому не всегда выполняют домашние задания, так же у  80% (40) преобладают «внешние мотивы» обучения (пример: заставляют родители, хотят в будущем много зарабатывать) и у 20%(20) преобладают «учебные мотивы». 27% (27) учащихся – испытывают затруднения при адаптации к новым условиям. Средний уровень адаптации наблюдается у 72%(72) и высокий уровень у 1% (1) учащихся. Оптимально и благополучно адаптацию проходит 5 Г класс, в данном классе низкий показатель имеют, только 12% учащихся, как в других классах, этот показатель составляет 31%-33%  пятиклассников от общего числа. Данные показатели не превышают допустимые значения пятиклассников от общего числа. В целом психологическая адаптация учащихся 5-ых классов к обучению в среднем звене соответствует норме.

 Изучение уровня школьной адаптации учащихся за 2024-2025 уч.год

Наименование

5 А

5 Б

5 В

5 Г

Итого

1

Высокий уровень адаптации

4-15%

0-0%

1-4%

1-4%

6-6%

2

Средний уровень адаптации

22-81%

18-78%

20-77%

21-81%

81-79%

3

Низкий уровень адаптации

1-4%

5-22%

5-19%

4-15%

15-15%

4

Дезадаптация

0-0%

0-0%

0-0%

0-0%

0-0%

Собранные в ходе проверки материалы позволяют утверждать, что адаптация учащихся  5-х классов к новой форме обучения на средней ступени, протекала в   допустимые сроки и оптимально. Данные анкетирования дают возможность утверждать, что большинство пятиклассников, это 79% (81) обучающихся, положительно относятся к школе, выделяют любимые уроки, имеют  средний уровень познавательной мотивации, выполняют домашнюю  работу для получения  текущей оценки по предмету, а не для закрепления знаний, учебный процесс носит кратковременный характер, большинство учащихся не готовы самостоятельно добывать информацию  и дополнительно изучать предмет. Низкий уровень адаптации наблюдается у 15% (15) учащихся, у 9% учащихся еще в начальной школе наблюдались свои психологические особенности,  низкая саморегуляция, низкий уровень коммуникативных навыков, низкая или завышенная самооценка с негативным восприятием социума,  по этим причинам большинство данных ребят не чувствуют себя комфортно в классе, так же у них часто происходят ссоры с одноклассниками  или незначительные конфликты, которые ребята решать самостоятельно не могут, поэтому большую часть времени учащиеся затрачивают на выяснения межличностных отношений в классе, что способствует  снижению уровня успеваемости и мотивации к обучению. Высокий уровень наблюдается  у 6% (6) учащихся. Более оптимально и благополучно адаптацию проходит 5 А класс, в данном классе низкий показатель имеют, только 1% учащийся, как в других классах, этот показатель составляет  от 15%-19%  пятиклассников от общего числа. Данные показатели не превышают допустимые значения пятиклассников от общего числа. В целом психологическая адаптация учащихся  5-ых классов к обучению в среднем звене соответствует норме.

Мониторинг адаптации учащихся 5- х классов к среднему звену

с 2023-2025 уч.года:

        Таким образом, систематическое отслеживание индивидуальных особенностей учащихся в период адаптации позволяет выявить основные направления в работе по психолого - педагогическому сопровождению учащихся. По результатам мониторинга видно, что происходит снижение низкого уровня адаптации и  на протяжении  двух лет отсутствует дезадаптация.  Для успешной адаптации учащихся к среднему звену необходимо систематически проводить диагностическую работу с учащимися и при необходимости корректировать мероприятия.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА

Полная модель психологического обследования ребенка в индивидуальном консультировании. представлена в виде таблицы. удобно и просто....

Программа психологического обследования школьника с ОВЗ

Никакая самая лучшая психологическая методика не имеет самостоятельного диагностического значения, и попытка решения любой диагностической задачи предполагает построение программы соответствующего пси...

Справки по психологическому обследованию учащихся 5б класса

Справки по психологическому обследованию учащихся 5б класса...

План мероприятий по результатам проведения социально-психологического тестирования обучающихся в 2023-2024 учебном году

Цель: обеспечение социально-психологической поддержки подростков, выявленной «группы риска» по результатам СПТ, направленной на решение проблем вовлечения обучающихся в зависимое поведение...

Дефектологическое обследование обучающихся 3 класса с нарушением интеллекта (начало и конец года). Протокол дефектологического обследования обучающихся 3 класса с нарушением интеллекта (начало и конец года.)

Дефектологическое обследование обучающихся проводят, чтобы:Установить усвоенный детьми объём знаний, умений и навыков. Также обследование помогает выявить трудности, которые они испытывают в процессе ...

Психологическое заключение (первичное психодиагностическое обследование, 10 класс)

Психологическое заключение (первичное психодиагностическое обследование, 10 класс).Использовались методы: визуальная диагностика, беседа, опросник Г. Шмишека (детский вариант), проективная методика &l...