Дети ОВЗ (ВИЧ)
план-конспект по психологии

Горышева Ольга Александровна

ВИЧ

ВИЧ. Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) – это инфекция, вызываемая ретровирусом двух типов, которые живут в определенных клетках крови (лейкоциты Т-хелперы или CD4), разрушая их, вызывая постепенное ослабление иммунной системы.

Передается ВИЧ через кровь, половым путем, и вертикальным - от матери к ребенку в процессе родов или во время грудного вскармливания. Если ВИЧ не лечить, иммунная система человека становится все слабее и слабее, пока совсем не перестает бороться с опасными для жизни инфекциями и болезнями.

 ВИЧ – вирус иммунодефицита человека — вирус, поражающий иммунную систему, вызывающий СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита), при отсутствии лечения приводящий к летальному исходу в течение 10-13 лет.

Одним из важнейших способов предупреждения распространения ВИЧ-инфекции среди женщин и детей — первичная профилактика инфицирования женщин детородного возраста.

Обязательное условие при планировании беременности – обследование обоих партнеров на заболевания, передающиеся половым путем, и в обязательном порядке — на ВИЧ-инфекцию.

Даже если Вы чувствуете себя абсолютно здоровыми, не ведете беспорядочную половую жизнь, и не употребляете наркотики, это не гарантирует отсутствие ВИЧ в Вашем организме. Вирус, может десятилетиями присутствовать в организме без каких-либо клинических проявлений.

Во время беременности женщина также проходит обследование на ВИЧ и предоставляет в женскую консультацию или в медицинский центр данные анализа мужа на ВИЧ, которые вносятся в обменную карту.

Обследование на ВИЧ проводится двукратно – при постановке на учёт по беременности и в третьем триместре беременности.

При своевременном выявлении ВИЧ-инфекции, женщина встает на диспансерный учет в территориальный центр профилактики и борьбы со СПИДом, где подбирается индивидуальная схема лечения, обсуждаются меры профилактики осложнений.

В случае обнаружения во время планирования беременности ВИЧ у мужчины, рассматривается вариант назначения ему антиретровирусной терапии, а также возможность планирования беременности с использованием процедуры экстракорпорального оплодотворения.

Передача ВИЧ от матери ребенку – основной источник ВИЧ-инфекции для детей в возрасте до 15 лет.

Среди детей грудного и младшего возраста больше 90% новых случаев инфицирования происходит путем передачи ВИЧ от матери ребенку.

Передача ВИЧ от инфицированной матери ребенку происходит

· во время беременности (в основном в третьем триместре)

· во время родов

· во время грудного вскармливания

Патологии беременности увеличивают риск передачи ВИЧ-инфекции от матери ребенку.

Согласно исследованиям, при отсутствии профилактических и лечебных мер вероятность передачи варьируются от 5% до 45%.

Из них 5-10% детей инфицируются во время беременности, 10-20% во время родов и 5-20% через грудное вскармливание.

В качестве профилактики проводятся разъяснительные меры по следующим вопросам:

· риск передачи ВИЧ-инфекции во время беременности, родов, при грудном вскармливании;

· возможность проведения химиопрофилактики передачи ВИЧ-инфекции ребёнку;

· возможные исходы беременности;

· необходимость последующего наблюдения за матерью и ребёнком;

· возможность информирования о результатах теста полового партнера с целью сохранения его жизни и здоровья.

Для снижения риска передачи ВИЧ от матери ребенку применяется антиретровирусная терапия. Препараты назначают как матери начиная с 13 недели беременности, так и ребенку в профилактических целях.

При наступлении беременности у ВИЧ-инфицированной, уже получающей антиретровирусную терапию, беременность проходит на фоне продолжения приема назначенной терапии, а в третьем триместре врач корректирует схему приема препаратов.

Антиретровирусные препараты замедляют развитие и размножение вирусов, значительно улучшают качество жизни и увеличивают ее продолжительность.

Прием таких препаратов ВИЧ-инфицированным может быть, как пожизненным, так и кратковременным. В ряде случаев антиретровирусные препараты назначают младенцам, находящимся на грудном вскармливании.

Сегодня предотвратить передачу вируса от матери ребенку удается в 98% случаев.

Своевременное начало и эффективность профилактики передачи ВИЧ-инфекции от

матери ребёнку при благоприятно протекающей беременности снижают риск

инфицирования ребёнка до 0,8–1 %.

Профилактические меры применяются с добровольного согласия женщины.

Если Вы планируете беременность – узнайте свой ВИЧ-статус!

Можно ли вылечить ВИЧ?

Основная сложность борьбы с ВИЧ заключается в сильной изменчивости протеинов (белков), входящих в состав оболочки вируса, из-за которых иммунитет не в состоянии выработать антитела, способные блокировать вирус на выходе из клетки и предотвратить дальнейшее его распространение и гибель популяции Т-лимфоцитов. Поэтому на сегодняшний день не существует лекарства, способного полностью излечить заболевание, хотя достижения современной медицины позволяют надеяться на то, что мир стоит на пороге открытия способа терапии, позволяющего обеспечить полное выздоровление пациента. В 2013г в американском штате Миссисипи был официально зарегистрирован уникальный случай девочки 2,5 лет, которой удалось выздороветь сразу после агрессивного курса лечения, проведенного вскоре после рождения. А ученым Орегонского университета удалось добиться успеха при исследованиях вакцины против ВИЧ на животных – если в 1 фазе исследования препарат помог всего 50% инфицированных обезьян, то во 2 фазе полностью избавились от вируса практически 100% животных. Это говорит о том, что в перспективе возможен путь обезвреживания вируса на том этапе, когда он еще находится в клетке.

Однако на сегодняшний день, когда средства, позволяющего полностью вылечить ВИЧ, не существует, ключевым фактором, от которого зависит прогноз заболевания, является своевременное начало антиретровирусной терапии, которая может практически полностью остановить прогрессирование заболевания и предотвращает дальнейшую передачу вируса .

Особенности детей с ВИЧ

Жизнь ВИЧ-инфицированных детей не крутится вокруг их диагноза. Они, как и обычные дети, любят играть, бегать, шалить. Им, как и все детям, важно чувствовать любовь и поддержку родных. Они также мечтают о том, кем станут в будущем. Им тоже хочется быть полноправными членами общества. Но в связи с диагнозом у них возникают и особые потребности.

Как и все дети, такие малыши и подростки нуждаются в соблюдении режима сна и питания. Их тоже надо обучить навыкам гигиены – объяснить, что такие вещи, как зубная щетка, расческа, полотенце, белье – все это личные вещи. И у каждого они должны быть свои. Причем не потому, что ребенок, делясь этими вещами с другими ребятами, может заразить их ВИЧ-инфекцией. Наоборот, сейчас достаточно различных заболеваний, которые могут передаваться через эти предметы. То есть, необходимо предостеречь ребенка от возможности заразиться самому чем-то еще.

Как и обычные сверстники, дети с ВИЧ-инфекцией должны знать, как оказать самому себе и другим первую помощь в случае небольших травм (порезы, царапины). Родители должны объяснить, почему надо обработать ранку перекисью водорода, чтобы в нее не попали микробы.

Конечно, таким ребятам необходимо помочь в формировании личностных качеств и повышении самооценки. Впрочем, эти же психологические приемы поддержки нужны и их обычным сверстникам. Также, как и физическая нагрузка, отдых, поездки на море.

Но дети с ВИЧ должны регулярно принимать необходимые препараты. И приучать к этому их надо как можно раньше. Конечно, никто не хочет пить горькие лекарства. И родители придумывают массу способов для того, чтобы научить малышей не только не забывать о приеме препаратов, но и не капризничать. В помощь родителям: специальные книжки со сказочными героями, картинки. Ну и, конечно, своя фантазия. Объяснения могут быть разными, с учетом возраста маленьких пациентов, конечно же.

Детям сложно понять, почему в приеме жизненно важных для них антиретровирусных лекарств нет перерывов. Почему в детском лагере нужно объяснять, почему ты пьешь таблетки или ходишь в медпункт каждый день два раза. Иногда таблетки приходится принимать скрытно, чтобы избежать досужих расспросов.

Но таким детям, в отличие от остальных, потребуется подготовка к раскрытию их статуса ВИЧ-инфицированного, а затем и последующая социально-психологическая поддержка. Столь серьезную информацию им придется не только принять, но и научиться хранить как тайну и уметь сказать о ней только тогда, когда это необходимо.

Когда лучше рассказать ребенку о диагнозе.

О том, что ребенок отличается от других, и чем именно отличается надо рассказывать постепенно. И в каждом новом этапе раскрытия этой информации добавлять новые составляющие.

В младшем возрасте, начиная или продолжая терапию, надо объяснить, почему необходимо принимать сиропы и пилюли. Убедить, что это жизненно важно. Что именно такие лекарства помогут ребенку чувствовать себя здоровым и быть таким как все.

Позже, в подростковом возрасте, дополнить эту информацию о путях передачи ВИЧ. Потом рассказать о средствах защиты. Ни в коем случае не вываливать сразу всю информацию на ребенка.

Дети достаточно тяжело принимают информацию о диагнозе. (В разном возрасте, дети по-разному принимают информацию о себе и своем здоровье. Говорить об этом важно, как можно раньше, на доступном языке, отвечая на вопросы ребенка честно). Тогда эта информация органично встроится в его картину мира. Самый подходящий возраст ребенка, в котором он готов понять и принять свой диагноз: от 8 до 11 лет. Чем позже сообщают ребенку о диагнозе, тем тяжелее он это воспринимает.

Раскрывая тайну, лучше всего посоветоваться со специалистами. Они помогут подобрать правильные слова. Еще важный аспект: лучше всего рассказать об этом ребенку на каникулах, возможно, в отпуске, находясь далеко от дома. Если он даже вдруг и захочет с кем-то поделиться такими «новостями», то расскажет об этом случайным людям, а не одноклассникам или друзьям во дворе. К тому же на отдыхе ему легче будет пережить стресс.

Ни в коем случае не надо винить в его диагнозе кровных родителей, если ребенок приемный. А еще необходимо предупредить о том, что эта информация – семейная тайна. И ее не надо рассказывать всем подряд, ведь большинство не обладает достаточной информацией и могут обижать, сторониться ребенка. Также важно рассказать ребенку, с кем он может говорить о своем диагнозе, состоянии, задавать вопросы, если они появятся.

Как учиться в школе.

ВИЧ – диагноз, вокруг которого сложилось много страшных мифов. Конечно, не стоит умалять сложностей и опасности, но и не надо придавать этому заболеванию излишнего значения.

Существуют не менее, а то и более заразные болезни с теми же путями передачи, например, гепатиты. Но именно ВИЧ-инфицированный ребенок в школе вызывает ужас и страх. Причем не столько среди детей, сколько среди их родителей.

При устройстве детей в школу достаточно рассказать о его диагнозе только медработнику. (Но вы имеете право не сообщать диагноз ребенка никому, требовать, чтобы все данные были убраны из карточки). При этом надо предупредить врача/медсестру, что он – единственный человек в учебном заведении, кто посвящен во врачебную тайну. И раскрывать ее третьим лицам не имеет права. За раскрытие тайны диагноза предусмотрены разные формы ответственности вплоть до уголовной.

Как менять отношение в обществе к ВИЧ-инфицированным.

Чтобы изменить ситуацию в целом, необходимо информировать людей о ВИЧ и СПИД. Пока в большинстве своем люди не понимают, насколько трудно заразиться ВИЧ в бытовых условиях от ребенка или взрослого, принимающего антиретровирусную терапию.

До сих пор в мире неизвестно ни одного случая передачи вируса от ребенка к ребенку. Даже если дети будут драться, при этом царапаться и кусаться, заражение невозможно. Для заражения вирус должен попасть именно в кровоток, но при этом он не живет в воздушной среде. А когда ВИЧ-положительный ребенок принимает терапию, то вируса не будет не то что в капле его крови, а и в целом литре (точнее, количество вируса в крови настолько мало, что недостаточно для заражение другого). Заражение через слюну также невозможно. Как и через рукопожатие, объятия и поцелуи.

Не стоит забывать, что возможность заражения ВИЧ не зависит ни от социального статуса, материального положения, наличия или отсутствия высшего образования, или других социальных признаков. И для того, чтобы победить эпидемию, надо, в первую очередь, формировать толерантное отношение к людям с таким диагнозом. И не только к детям, но и ко взрослым.

К примеру, человек инфицирован. Из страха стать отверженным в обществе, он не проходит обследования, не лечится. В таком случае он может заразить до 50 человек. Но если он сдаст анализы, встанет на учет и будет лечиться, принимать необходимые препараты в правильно рассчитанной дозировке, то он больше никого не заразит.

В школах и других учреждениях проходит много просветительских программ по проблеме ВИЧ. Но часто лекторы сами не обладают необходимыми знаниями. Это проблема.

Только объективная информация, четкие разъяснения и формулировки профессионалов помогают не нагнетать ненужные страхи, а успокоить и убедить людей не навешивать ярлыки и считать изгоями детей и взрослых с диагнозом ВИЧ.

Советы будущим приемным родителям:

Если вы опасаетесь, раздумываете принимать или нет ВИЧ-положительного ребенка в семью, это нормально. Ищите больше информации об особенностях жизни таких детей. Познакомьтесь с семьями, которые уже воспитывают приемного ВИЧ-позитивного ребенка, и узнайте с какими сложностями они столкнулись. Оцените свои силы: вам нужно будет, кроме прочего обеспечить непрерывное лечение ребенку, обладать достаточными знаниями о ВИЧ/СПИДе и при случае, быстро и убедительно рассказать о том, что опасность ваш ребенок не представляет и обладает теми же правами, что и любой другой гражданин страны.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместный урок английского языка"Дети России, дети Китая - дети общей планеты Земля!" (из опыта работы)

     В рамках установления и дальнейшего поддержания дружественных отношений между детьми и педагогами г.Белогорска(Амурской области) и г.Хэйхэ (КНР) был мной организован и...

Антитерроризм детям (беседы для детей) Что такое терроризм? Правила поведения при террористическом акте Антитерроризм детям (беседы для детей) Что такое терроризм? Правила поведения при террористическом акте

Общие правилаК террористическому акту невозможно подготовиться заранее, поэтому следует всегда быть настороже. Главное правило: избегайте без необходимости посещения регионов, городов, мест и ме...

Методические рекомендации по оформлению дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Методические рекомендации по оформлению дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения...

ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе

Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей,в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»«Преодоление социальной исключенности детей-сирот и...

Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»

Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»...