ПРОЕКТ "Моя семья"
проект по теме

Пшеницына Юлия Леонидовна

Проект предназначен для использования воспитателями ДОУ в работе с родителями с целью обогатить отношения родителей и детей опытом совместной творческой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moya_semya.docx65.13 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 55»

Детско-родительский проект

« Моя семья»

Средняя группа

«Лягушка»

Воспитатель: Пшеницына Ю.Л.

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ  «Моя семья»

Паспорт проекта

Наименование проекта

«Моя семья»

Основные разработчики проекта

Воспитатель  группы «Лягушка»: Пшеницына Ю.Л.

Цели и задачи проекта

Цель:

- обогатить отношения родителей и детей опытом совместной, творческо-познавательной деятельности;

- расширить представление о семье через организацию разных видов деятельности;

- повысить активность участия родителей в жизни группы.

Задачи:

- воспитывать любовь и уважение к членам семьи,

- показать  ценность семейных отношений,

- формировать навыки общения с взрослыми и детьми,

- формировать умение планировать свое время,

- учить работать в группе.

Сроки реализации проекта

I этап (подготовительный)   - 03.03.2014 – 10.03.2014г.

II этап (основной) – 11.03.2014 – 19.05.2014г.

III этап  (заключительный) - 20.05.2014 – 30.05.2014

Перечень основных мероприятий реализации проекта

 -Анкетирование родителей.

 -Оформление фотовыставок

 -Беседы с родителями и детьми.

 -Проведение дидактических  и сюжетно-ролевых игр.

 -Чтение художественной литературы.

- Проведение НОД по теме «Семья»

 -Оформление родительских уголков.

 -Проведение родительского собрания.

Исполнители проекта                                                

- старший воспитатель;

- воспитатели средней группы;

- музыкальный руководитель;

- родители

Ожидаемые конечные результаты.

- Повысить активность участия родителей в мероприятиях детского сада.

- Сформировать доверительные, партнёрские отношения между

   воспитателями, воспитанниками и их  родителями.

  - Привлечь внимание детей к истории, традициям своей семьи.

- Раскрыть творческие таланты детей и их родителей.

Актуальность темы:

Современное общество нуждается в восстановлении традиционных семейных ценностей, пропаганде здорового образа жизни. Очень важно,  в эпоху инновационных технологий, огромного потока информации, не утратить связь между поколениями. Укреплению  родственных связей способствует совместный досуг, а также совместное творчество, результаты которого можно продемонстрировать в детском саду, поделиться опытом с другими участниками образовательного процесса и что-то взять себе на вооружение.

Проблема. Отсутствие у детей достаточных знаний о своей семье, отсутствие семейных традиций в семьях воспитанников, неумение родителей строить партнерские, доверительные отношения со своими детьми и педагогами группы.

Цели и задачи проекта

Цель проекта:

- обогатить отношения родителей и детей опытом совместной, творческо-познавательной деятельности;

- расширить представление о семье через организацию разных видов деятельности;

- повысить активность участия родителей в жизни группы.

Задачи проекта:

- воспитывать любовь и уважение к членам семьи,

- показать  ценность семейных отношений,

- формировать навыки общения с взрослыми и детьми,

- формировать умение планировать свое время,

- учить работать в группе.

Целевые группы проекта

Целевые группы

Их интересы

Дети  средней группы

Наличие интереса к жизни своей семьи, потребности общаться со сверстниками, мотивация к игровой деятельности

Родители

Просветительная работа с родителями по пропаганде духовно-нравственного воспитания среди родителей. Развитие коммуникативных функций речи детей.

Обретение нового опыта участия в общественной жизни.

Педагоги  средней группы

Реализация творческого потенциала.

Привлечение общественного внимания к проблеме духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Механизм реализации проекта

Этапы проекта

Сроки этапов

проекта

Задачи этапов проекта

I этап

(подготовительный)

01 – 10 марта

Родителям сообщаются, что в группе реализуется проект «Моя семья», знакомят с запланированными мероприятиями, а также предоставляют возможность внести свои творческие дополнения.

Формируется список тематических бесед с родителями:

- «Индивидуальные психологические особенности детей дошкольного возраста»                                                                                                                                      - «Как общаться с друзьями своих детей» (Приложение №1)                                                                               - «Что значит «слушаться»?» (Приложение №2)                                                      - «Уважайте «я» своего ребенка» (Приложение №3)                                                                                  - «Как помочь ребенку в развитии творческих способностей» (Приложение №4)                                                                                                                                                                                                                     - «Как научить детей выразительно читать стихи» (Приложение №5)

Анкетирование родителей

- Анкета о составе семьи, профессиональной деятельности её членов;                                      - Анкета «Домашние обязанности»;                                                                                       -Анкета «Выявление уровня педагогической культуры родителей»;                                    -Анкета «Воспитание здорового образа жизни в семье».

Диагностика знаний и представлений детей о своей семье.

- Занятие по развитию речи «О моей семье» (Приложение №6)

Индивидуальные беседы с родителями для налаживания партнёрских, доверительных отношений.

II этап

(основной)

10 марта – 20 мая;

Составление плана работы с учетом результатов обработки, полученной информации;

Разделение обязанностей между участниками проекта;

Самостоятельная работа участников проекта;

Оформление результатов  работы (выставки, папки-передвижки, тематические занятия и т.п.)

III этап

(заключительный)

20 мая – 30 мая

 - Анализ анкетирования родителей;

 - Оформление фотоальбома «Моя семья»;

 - Оформление фотовыставки «Выходной день в моей семье».

Сроки реализации проекта (Март – май 2014 г.)

Календарный план мероприятий

Месяц

Работа с детьми

Работа с родителями

Март

-  Чтение и заучивание стихов и песен к Дню 8 марта                                                                           

-  Изготовление открыток  для мам и бабушек  к празднику  8 марта.

- Выставка рисунков «Подарок маме».

- Словесная дидактическая игра «Раз, два, три, четыре. Кто живет у нас в квартире?».

- «Мамин день»- праздник, посвященный дню 8 марта.

 - Коллективная работа по аппликации «Букет для мамы»

-  консультация «Как научить детей выразительно читать стихи»;

- выставка поделок «Подарок маме»;

- подготовка атрибутов к утреннику 8 Марта;

 -анкетирование «Воспитание здорового образа  жизни в семье»;

 - беседа «Как общаться с друзьями своих детей».

Апрель

-Сюжетно-ролевая игра «Мамины помощники».

- Чтение и драматизация русской народной сказки «Гуси-лебеди».

-Чтение и заучивание пословиц и поговорок о семье.

-Беседа с детьми «Как мы любим отдыхать всей семьёй летом»

-Выставка детских рисунков «Украшаем пасхальные яйца»

Акция по благоустройству прогулочного участка группы.

-Анкета «По результатам года».

  -Беседа «Как помочь ребёнку в развитии творческих способностей»

 -Беседа «Что значит слушаться?»

Май

- Сюжетно-ролевая игра «Семья».

-Беседа «Наши семейные традиции».

-Сюжетно-ролевая игра «День рождения бабушки»

- НОД по развитию речи «О моей семье»

-Выставка рисунков ко Дню Победы.

-Беседа «Как мы победили в Великой Отечественной войне».

-Беседа «Роль игры в жизни ребёнка».

- Оформление фотоальбома «Моя семья».

-Анкета «Домашние обязанности».

-Беседа «Уважайте «Я» своего ребёнка».

-Оформление фотовыставки « Наш семейный выходной».

-Родительское собрание «Взаимодействие детского сада и семьи в укреплении здоровья детей летом».

Ожидаемые результаты:

- Повысить активность участия родителей в мероприятиях детского сада.

- Сформировать доверительные, партнёрские отношения между воспитателями, воспитанниками и их  родителями.

- Привлечь внимание детей к истории, традициям своей семьи.

- Раскрыть творческие таланты детей и их родителей.

Оценка результатов.  

Литература

  1. Майер А.А., Давыдова О.И.,  Воронина Н.В. «555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада ». – М.: Творческий Центр. 2011 г.
  2. Микляева Н.В. «Детский сад и молодая семья: Основы успешного взаимодействия ».- М.: Творческий Центр. 2010 г.
  3. Осипова Л.Е. Родительские собрания в детском саду. Старшая группа. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
  4. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
  5. Зверева О.Л. Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие/О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. - М.: Айрис — пресс, 2006. (Дошкольное воспитание и развитие)
  6. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьёй: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. - М.: ТЦ Сфера, 2004. (Серия «Библиотека руководителя ДОУ»).
  7. Воспитателю о работе с семьёй: Пособие для воспитателя детского сада / Л.В. Загик, Т.А. Куликова, Т.А. Маркова и др.; Под редакцией Н.Ф. Виноградовой, - М.: Просвещение, 1989.
  8. Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. - М.: ТЦ Сфера, 2009. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»).
  9. Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Часть I. – М.: ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
  10. Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Часть II. – М.: ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
  11. Солодянкина О.В. Система планирования в дошкольном учреждении: Метод.пособие. – 5-е изд. испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004г.
  12. Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада. Сборник статей и документов / Под ред. Т.И. Оверчук. Сост. Р.А. Горб, И.М. Исаченкова. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
  13. Арнаутова, Е.П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях / Е.П. Арнаутова / Детский сад от А до Я. – 2004. - №

Приложение  № 1

Беседа с родителями «Как общаться с друзьями своих детей»

Для полноценного духовного, а значит, и интеллектуального развития ребенка ему необходимы хорошие друзья. Если друзей нет, ребенку значительно сложнее стать гармонично развитой личностью. Психологи доказали, что у друзей дети учатся очень многому, например, как поступать в различных ситуациях, как лучше решать различные проблемы. У  детей обычно бывает много друзей. Но иногда родители, правда, могут дать понять своему ребенку, что он и его друг - совсем непохожи и что сын (более умный) мог бы выбрать себе в друзья кого-нибудь получше. В этом случае родители могут выразить свое отношение к "разнице" между детьми достаточно изощренно, выискав у "неугодного" друга множество недостатков. Например, мать может заявить: "А, так ты хочешь играть с этим ДЕНИСОМ... Но он слишком тихий, тебе с ним, наверное, СКУЧНО. Вторая причина - ребенок чувствует молчаливое неодобрение родителей, когда они видят, что он играет с другими детьми.

Родительские опасения о "плохом влиянии", как правило, не имеют под собой почвы.

Тяжелый путь приобретения друзей, их потери, связанные с этим переживания не только помогают ребенку лучше узнать себя, но и учат общению.

Маленькие дети очень любят играть со старшими, стремятся во всем им подражать, поэтому старшие дети вполне могут стать учителями для младших. Старшие делятся опытом, как себя вести, как привыкать делать уроки, как справляться с различными проблемами.

Существуют также "социально одаренные" дети. У них обычно много друзей, они хорошо умеют посочувствовать товарищам и понять их. Такие дети часто становятся лидерами, хотя совсем необязательно при этом, что они более умные и развитые, чем их друзья.

Сделайте так, чтоб ваш ребенок общался с другими детьми примерно с возраста первого года. Хотя они еще не могут играть, полезно само присутствие другого ребенка.

Научите младенца делиться игрушками, пусть он также поймет, что не может рассчитывать на все внимание взрослых. Если вы учите осторожно, но настойчиво, со временем ваш ребенок поймет это.

Уважайте друзей своего ребенка - он ведь выбрал их сам. Это может быть достаточно тяжело, однако так вы показываете, что уважаете его. Не стремитесь "уберечь" ребенка. Дети учатся на своих собственных ошибках и редко прислушиваются к мнению взрослых о том, кто достоин быть их другом.

        Приложение №2

Беседа для  родителей «Что значит «слушаться»

Многие родители сталкиваются с тем, что ребенок становится просто неуправляемым, все делает наоборот. Всякий контакт с ним приводит к скандалу. За скандалом следует наказание, за наказанием — взаимные обиды и потеря доверия. Эти проблемы растут, как снежный ком: родители кричат, и ребенок перестает слышать спокойную речь, родители жестоко наказывают, ребенок учится врать и изворачиваться. Есть родители, которые считают, что ребенка необходимо «сломать», иначе он «сядет на шею», избалуется. Их слово всегда, при любых обстоятельствах и любой ценой останется последним. Есть родители, которые пытаются предугадать каждый шаг своего малыша (который останется «малышом» и до 20 и до 30 лет), предупредить, защитить, оградить от всего. Есть такие, которые, столкнувшись с проблемами воспитания, машут на все рукой: «Делай что хочешь. Только потом не жалуйся. Это твоя жизнь». Все родители — эти и многие другие — желают счастья своим детям. Но далеко не всем удается сохранить с ними взаимопонимание, доверие и любовь. Эта статья не учит тому, как нужно воспитывать детей. Но она приглашает задуматься, какие мотивы заставляют ребенка быть непослушным, а какие порождают у взрослого желание наказывать, какие результаты могут дать те или иные методы воспитания. Выбор же остается за вами.

Почему малыш не слушается

Что делать, если ваш малыш не слушается? Чтобы разобраться в этом, нужно постараться ответить на следующие вопросы:
Почему ребенок не слушается? Что он хочет этим сказать, чего добиться?
Психологами были выделены четыре основные причины нарушения поведения детей, в том числе и их нежелания выполнять требования взрослых.
1. Недостаток внимания. Ребенок не получает того количества внимания, в котором нуждается. Родителям часто не хватает времени и сил, чтобы уделить время для игр, разговора, занятий с ребенком, но для того чтобы поругать или наказать, они всегда его найдут.

Папа гуляет с двухлетним сыном. Мальчик играет в песочнице, вдруг берет горсть песку и кидает в отца. «Не делай этого. Нельзя!» Ребенок смеется и кидает снова. «Не делай этого, а то задам!» — повышает голос отец. Малыш повторяет еще раз. Отец с гневом выполняет свою угрозу.

Попробуем представить себе, что чувствует отец. Он обижен, недоумевает, почему ребенок так себя ведет. Еще ему стыдно, что другие родители, гуляющие во дворе, видели, что сделал его сын, и подумали, что ребенка плохо воспитывают. А потом видели, как он сынишку отшлепал, и подумали, что он плохой отец.
А что чувствует ребенок? Сперва он звал папу поиграть вместе, но папа разговаривал с соседкой. Потом кинул песок, и папа сразу перестал разговаривать и обратил на него внимание. Но вместо того, чтобы посмеяться вместе, накричал и отшлепал.
2. Борьба за самоутверждение. Непослушанием ребенок проявляет свою самостоятельность, свой выбор, протестует против чрезмерной родительской опеки. Это происходит в том случае, когда родителипытаются предупредить каждый шаг ребенка.
3. Желание отомстить. Мы порой не замечаем, что тот или иной наш поступок пошатнул веру малыша в нас, нанес вред доверию и чистоте наших взаимоотношений. Что-то пообещали и не выполнили, договорились никому не рассказывать, но тут же по телефону: «А мой-то...» Несправедливо наказали, не выслушали его объяснения. И ребенок начинает действовать по принципу «Вы мне сделали плохо, и я вам».
4. Потеря веры в собственный успех. Если взрослые слишком часто повторяют ребенку, что он тупица, что у него кривые руки и что вообще он в жизни никогда ничего не добьется, ему ничего другого не остается, как только всем своим поведением подтверждать сложившееся о нем мнение.
Самое важное — понять, что ребенок делает что-то «не так» не «вам назло». Его поступок вызван вескими причинами, разобраться в которых — задача взрослого. Отечественный психолог Ю.Б. Гипенрейтер в своей книге «Общаться с ребенком. Как?» рекомендует родителям следующее:
Если 
вы раздражены, то, скорее всего, непослушание вызвано борьбой за ваше внимание.
Если переполнены 
гневом, то ребенок пытается противостоять вашей воле.
Если поведение ребенка вас 
обижает, то скрытая причина — месть.
Если вы находитесь во власти 
безнадежности и отчаянья, то ваш ребенок глубоко переживает свою несостоятельность и неблагополучие.

ВНИМАНИЕ! Если ваш ребенок не слушается, обратитесь к собственным чувствам!

Что, по-вашему, означает слово «слушается»? Что такое «послушный ребенок»? Могут ли взрослые предъявлять ему такое требование? «Вежлив, послушен, хорош, удобен, а и мысли нет о том, что будет внутренне безволен и жизненно немощен, — писал замечательный педагог Януш Корчак. — Все современное воспитание направлено на то, чтобы ребенок был удобен, последовательно, шаг за шагом, стремиться усыпить, подавить, истребить все, что является волей и свободой ребенка, стойкостью его духа, силой его требований и намерений...»
Послушный ребенок — гордость родителей. Он вырастет и станет послушным взрослым. Так ли это хорошо? Не скрывается ли за подобным воспитанием опасность вырастить человека, который не несет ответственности за свои поступки. Послушный ребенок не совершает произвольных поступков, не отвечает за свои действия — он только слушает, что ему говорят старшие, и выполняет это не потому, что считает нужным, а потому, что быть послушным — похвально.

Жалуется мама мальчика. Он пошел в первый класс, но никто не хочет с ним дружить. «Хороший, умный, послушный мальчик», - удивляется мама. Оказывается, дело в том, что ребенок любит, подняв руку, сообщить учительнице: «А у Маши кукла под партой. А вы сказали, что с игрушками на урок нельзя». Что стоит за ябедничаньем? Желание похвалы, стремление быть отмеченным учительницей, страх оказаться «непослушным», плохим...

Взрослым следует чаще задумываться, на что направлено их воспитание. Чего они добиваются, желая ребенку счастья? Что ждет их в будущем? Сможет ли ребенок, которого в детстве пороли, во взрослом возрасте понять своих родителей? Захочет ли поддерживать с ними отношения? Будет ли чутким тот, вокруг которого всегда были мамы-бабушки-тети, исполняющие любое желание и всегда все прощающие? Что делает человека нежным, внимательным, заботливым по отношению к близким людям? Только гармоничное воспитание. А это взаимопонимание с родными, это вера в то, что они всегда поймут и простят. Ребенок, для того чтобы правильно развиваться, должен чувствовать себя комфортно с родителями. Не бояться наказаний, а стремиться избегать дурных поступков, чтобы не огорчать близких. А если уж что-то случилось, суметь объяснить, попросить совета.
В психологии есть такой термин: «базовое доверие к миру». Это доверие формируется в раннем детстве, а закладываться начинает еще до рождения. Что значит «базовое»? То, что оно является фундаментом для развития у ребенка положительного отношения к действительности, чувства защищенности. Оно является гарантией того, что ребенок воспринимает окружающий мир с доверием, интересом, радостью. Многие черты характера, такие, как чуткость, смелость, оптимизм, любознательность и др., определяются наличием этого фундамента. К сожалению, слишком жесткое воспитание или гиперопека способны разрушить у ребенка это «доверие к миру».

Как реагировать на непослушание.

Родители часто обращаются к психологу с вопросом: как им реагировать на непослушание ребенка? Существуют три основные тактики:
Игнорировать поведение ребенка (не обращать на него внимания).

Отвлекать ребенка (переключать внимание ребенка, показывая или давая ему что-нибудь интересное). Это один из самых распространенных способов, если дело касается совсем маленьких детей. Наказания к ним еще не применимы, т.к. они не могут установить причинно-следственную связь между своим действием и наказанием. Но бывают очень и очень упорны в достижении довольно опасных целей: залезть на стол, достать чашку с горячим чаем и пр.
Наказывать (шлепать, ругать, ставить в угол и пр.). О наказаниях хотелось бы поговорить более подробно.
Определив причину непослушания, задумайтесь: можно ли решить проблему мирным путем (иногда достаточно просто пересмотреть ваши взаимоотношения). И в этом случае очень важно определить, насколько правомерны ваши требования. Не нарушают ли они права ребенка? Возможно, многих родителей удивит, о каких, собственно, правах такого малыша может идти речь. Ведь он беспомощен, еще ничего не знает и не умеет, полностью зависит от нас и является нашей собственностью. Все верно, но тем не менее это не так. Еще Януш Корчак писал о правах ребенка и в качестве основных выделял следующие три:
1. Право ребенка на смерть.
2. Право ребенка на сегодняшний день.
3. Право ребенка быть тем, что он есть.
«Страх за жизнь ребенка соединен с боязнью увечья, боязнь увечья сцеплена с чистотой, залогом здоровья; тут полоса запретов перекидывается на новое колесо: чистота и сохранность платья, чулок, галстука, перчаток, башмаков. Дыра уже не во лбу, а на коленках брюк. Не здоровье и благо ребенка, а тщеславие наше и карман. Новый ряд приказов и запретов вызван нашим собственным удобством», — писал Корчак. И на самом деле, оглянитесь вокруг.

Вот мама привела дочку в новеньких джинсах и новенькой футболке на детскую площадку. Обе нарядные, счастливые, довольные. Проходит пять минут, и мамино лицо искажает гримаса гнева: «Маша, не лезь на горку, у тебя чистые брюки. Маша, я кому сказала! Поди сюда! Ну, вот, уже испачкалась, дрянь такая! Ну-ка, быстро пошли домой!»

И таких случаев превеликое множество. Но разве можно говорить о том, что ребенок не слушается? Если он пришел играть и играет, а не стоит столбом возле мамы.
Итак, первый вопрос: правомерны ли ваши требования? Вопрос второй: возможно ли воспитать ребенка, избегая наказаний?
Вопрос третий: если стоит наказывать, то как, в каких случаях, пользуясь какими методами?
Ни для кого не секрет, что наше отношение к детям, методы воспитания, и наказание в частности, во многом обусловлены семейными традициями. Как часто слышишь от родителей фразы: «Меня воспитывали в строгости, и мой ребенок не вырастет избалованным»; «Я всегда слушалась маму, и моя дочь обязана меня слушаться» и т.д.
Иногда родители планируют воспитать ребенка так, чтобы устранить в нем свои собственные недостатки. Папа думает: «Вот я с детства недостаточно занимался спортом, но мой сын непременно будет физически развит». При этом никого не беспокоит, что у мальчика может быть папина конституция, и занятия спортом окажутся для него очень тяжелы. При этом я говорю не о том, что заниматься не надо, но не стоит требовать и наказывать в тех случаях, когда ребенок не способен соответствовать вашим сверхожиданиям. Предоставьте ему право быть тем, кто он есть.
Старайтесь почаще обращать внимание на положительные качества ребенка. Хвалите его. Тем самым вы создадите дополнительную мотивацию для того, чтобы малыш руководствовался девизом: «Буду делать хорошо и не буду — плохо».

Кстати, частые угрозы, не приводимые в исполнение, сводят авторитет родителя на нет.
И еще небольшое дополнение. Психологи рекомендуют родителям как можно чаще вспоминать себя в детстве и рассказывать об этом своим им детям. При этом вспоминайте все как есть, не приукрашивайте и тем более не лгите.
Обычно дети с большим интересом слушают такие рассказы. И это очень полезный воспитательный момент. Ребенок соотносит свои ошибки и неприятности с вашими и понимает, что он не одинок в этом, что он не самый плохой, не самый большой неудачник и т.д. И чувствует вашу поддержку и понимание.

 Ни в коем случае не стоит наказывать ребенка тем, что он должен делать добровольно, от чего человек может и должен получать радость. Будьте справедливы к детям. Не злоупотребляйте подобными наказаниями, применяйте их, только если случился поступок действительно ощутимый, действительно вас огорчивший.

Наказание справедливое и действенное

Обязательно объясняйте детям, за какой поступок они наказаны и почему. Ребенок доверяет вам и верит в вашу справедливость. Если у него остаются какие-либо сомнения относительно того, за что же его наказали, то это может подорвать ваш авторитет. В то же время мне хотелось бы удержать вас от излишнего морализирования. Если по каждому поводу вы будете читать ребенку многочасовую лекцию, то он просто сочтет вас занудой.

 Постарайтесь не забывать о том, что пример родителей очень важен для ребенка. Если вы учите его одному, а сами делаете противоположное, не стоит ждать от него выполнения ваших требований.Никогда не наказывайте ребенка в порыве ярости. Наказание всегда должно следовать за проступком, но никогда не должно превышать степени проступка.

 Если вы наказали ребенка, не сдержавшись, под горячую руку, не стесняйтесь попросить у него прощения! Это только поднимет ваш авторитет. И особенно это касается тех ситуаций, когда вы знаете, что были не правы. Не откладывая ни на секунду, объясните ребенку, что произошло.

И еще один важный аспект. Наказание должно быть индивидуальным, то есть учитывать психологические особенности ребенка. Не стоит рассчитывать на то, что даже в границах одной семьи наказание окажется одинаково действенным и справедливым для младшего и старшего ребенка. То, что подходит для старшего, может оказаться для младшего непонятно и, следовательно, несправедливо.

Если ваш ребенок столкнулся с естественным следствием непослушания, ни в коем случае не «злорадствуйте»: «Я так и знала!», «Вот, я же тебе говорил!» Всегда старайтесь быть опорой для ребенка, найти слова утешения и поддержки.

И в заключение хотелось бы напомнить, что родители должны воспитывать не только детей, но и самих себя. Какими же надо быть взрослым, чтобы не провоцировать своего ребенка на еще большее непослушание:

  • Быть терпеливыми. Это самая большая добродетель, какая может быть у родителей.
  • Уметь объяснять ребенку, ПОЧЕМУ его поведение неправильно, но при этом избегать занудства, быть предельно краткими.
  • Уметь отвлечь, предложить ребенку что-нибудь более привлекательное, чем то, что ему сейчас хочется.
  • Не торопиться с наказаниями.
  • Уметь выражать благодарность ребенку за те хорошие поступки, которые он совершает. Награждайте его. Награды более эффективны, чем наказания. Если вы похвалили ребенка за хорошее поведение, вместо того чтобы считать его обычным, то одно это пробудит в нем желание поступать так и дальше, чтобы еще раз услышать вашу похвалу. Даже если понадобится больше времени, таким образом, вы сможете изменить поведение своих детей совершенно безболезненно по сравнению с тем вредом, который принесет наказание.

Приложение №3

БЕСЕДА «Уважайте « «Я» своего ребенка»

Общеизвестно, что ребенок должен относиться к родителям с уважением и почтением. И часто происходит так, что мы, взрослые, совершенно забываем, что, несмотря на ранний возраст, к ребенку тоже следует относиться с уважением.
 Уважение – это признание достоинств, положительных качеств кого-либо. Так разве не обладают наши дети достоинствами? Конечно, обладают, причем несметным их количеством.
Стереотипы
 Еще несколько лет назад считалось, что родители обладают непоколебимым авторитетом и имеют право на строгое, а иногда даже грубое отношение к ребенку. В последнее время тенденции меняются. Ребенок воспринимается как личность, со своими правами и желаниями. Из этого вовсе не следует, что взрослые не являются главными в семье. Это значит лишь то, что ребенок достоин уважительного отношения к себе.
 
Заслужить?
 Часто можно услышать от мам фразы «Я тебя старше, не указывай мне» или «Мал еще, чтобы так поступать» и т. д. Получается, что уважение нужно заслужить? Примерно такая же ситуация и с любовью – часто взрослые оперируют этим чувством, а позже их примеру следуют и дети («Если ты не уберешь игрушки, значит, ты меня не любишь»).
 Так делать ни в коем случае нельзя – уважение и любовь не нужно заслуживать, они просто должны быть, просто потому, что это ребенок и для вас он лучший в мире.
 Уважение – это важная составляющая правильного воспитания. Его отсутствие значительно понижает самооценку ребенка, его чувство уверенности в себе и своих силах и даже чревато скрытой агрессией и чувством обиды на родителей.
 
Правила воспитания
 Следите за своими словами. По себе знаю, что почему-то именно неприятные слова, особенно сказанные сгоряча, надолго оседают в памяти. Старайтесь избавиться от угроз, которые вы не сможете или не собираетесь выполнять – ведь мама не отдаст ребенка злому дяде и не оторвет ему руки, в случае чего.
 Относитесь к ребенку, как к личности. Чего только стоит самое распространенное требование родителей «Немедленно собирайся домой!» («убери игрушки», «иди кушать/мыться» и т.д.).и нежелание ребенка слушаться 
немедленно часто влечет за собой повышение голоса и конфликт.
Здесь стоит поставить себя на место ребенка – вы увлеченно занимаетесь чем-то, а вас просят прямо сейчас заняться чем-то другим, правда неприятно? Ведь ничего не случится, если прогулка продлится на 10 минут или зубы будут почищены немного позже обычного.
 Наказание
 Мне кажется, что воспитание без наказаний невозможно, просто наказания-то бывают разными. Проще всего накричать на малыша или, того хуже, использовать против него силу. Однако, следует помнить, что наказание может быть частью процесса формирования личности ребенка.
 Путем правильного наказания ребенка можно и нужно учить нести ответственность за свои действия.
 Кстати, недавно вычитала интересный психологический прием, который часто применяется в Японии – наказывать не ребенка, а его любимую игрушку. Как говорится, и овцы целы, и волки сыты. В раннем возрасте малыши обычно считают любимую игрушку в некотором роде частью себя. И часто ее наказание воспринимают, как свое собственное, но все-таки в меньшей мере.
 
Выводы
 Не стоит идти по легкому пути угроз, крика и пренебрежительного отношения. Такое поведение родителей способно напрочь лишить ребенка чувства собственного достоинства, что чревато серьезными проблемами в более старшем возрасте. У нас на площадке, например, есть мальчик (7 лет), который воспитывается именно так – безо всякого уважения со стороны матери, он уверен, что является неудачником и слабаком. И, не поверите, он начинает плакать даже после безобидных дразнилок четырехлетних девочек.
 Воспитание – не легкое занятие, но плоды его способны приносить огромное удовольствие. Уважайте своего ребенка, и вы получите многократно большую отдачу в ответ!

         Приложение № 4

Консультация для родителей

«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста»

Одна из главных задач, которые ставит перед педагогами программа дошкольного образования и сама жизнь - это развивать эстетическое восприятие, эмоции, изобразительные способности, художественный вкус, воспитывать любовь к изобразительному искусству.

Чтобы ребенок стал творческой личностью, в детстве необходимо развивать его способность видеть, чувствовать и осознавать выразительность образов, замечать неповторимость, оригинальность окружающего мира, уметь передавать впечатления в своем творчестве.

Потребность детей проявлять свои творческие способности велика. Ее удовлетворение дает детям интенсивное ощущение радости жизни. Надо сберегать в ребенке мечтателя, чтобы он вырос активным творцом научной, производственной, общественной жизни; творцом своей собственной личности.

Способности - это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, навыков и умений не сводятся.

Способности - это возможность, а необходимый уровень мастерства в том или ином деле - это действительность. Выявившиеся у ребенка художественные способности ни в коей мере не являются гарантией того, что ребенок будет художником. Для того, чтобы это произошло, необходимо специальное обучение, настойчивость, наличие художественных материалов и многих других условий, без которых способности могут заглохнуть, так и не развившись.

Способности обнаруживаются только в деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей. Нельзя говорить о способностях человека к рисунку, если его не пытались обучать рисовать, если он не приобрел никаких навыков, необходимых для изобразительной деятельности. Только в процессе специального обучения рисунку и живописи может выясниться, есть ли у обучающегося способности. Это обнаружится в том, насколько быстро и легко он усваивает приемы работы, цветовые отношения, научается видеть прекрасное в окружающем мире.Существуют дети, не опережающие своих сверстников по общему развитию, но выделяющиеся своеобразием, оригинальностью, самостоятельностью методов работы. Для детей со скрытыми потенциями творчества много значат условия обучения и воспитания. Если эти условия таковы, что затрудняют самовыражение, т.е. ни семья, ни детский сад не способствуют раскрытию и реализации скрытых возможностей, то у детей могут возникнуть черты тревожности, невротизма. Это накладывает на людей, занимающихся обучением и воспитанием творчески одаренных детей, большую ответственность.

Первое, что должен сделать педагог, - это помочь родителям изменить свою позицию, внутренний настрой по отношению к этим детям, помочь создать для них благоприятную, «теплую» атмосферу. Немаловажно также помочь ребенку понять самого себя, а родителям - своего неординарного ребенка. Чтобы не мешать проявлению творческих способностей детей, а, наоборот, стимулировать их развитие, воспитатели и родители должны позволять детям как можно чаще высказывать свои творческие идеи, находить для этого время, внимательно выслушивать ребенка, быть восприимчивым слушателем. Для того чтобы ребенок смог реализовать свои творческие способности, у него должна быть сформирована достаточно высокая самооценка, которая стимулировала бы его к деятельности. Поэтому творческие достижения ребенка не следует оценивать с позиции общепринятых нормативных стандартов. Особо следует отмечать индивидуальные достижения ребенка, при этом оценка должна быть перенесена с самого ребенка на то дело, открытие, которое им сделано.

В заключении хотелось бы сказать следующее. По отношению к детям с различными видами способностей часто демонстрируется или восхищение или наоборот, скептическое, настороженное поведение. Следует помнить, что по отношению к любым детям являются неуместными как неумеренные восторги, так и проявления весьма критического, недостоверного отношения. Единственное, что следует поощрять в ребенке, - это его желание работать ради работы, а не его стремление обогнать товарищей.

Приложение № 5

Консультация для родителей «Как научить детей выразительно читать стихи»

Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка». В.Г.Белинский

Как по разному люди читают стихи! Один - монотонно, вяло. Другой -  выделяя особенности стихотворного размера. Третий – громко, эмоционально и неестественно. Но с удовольствием мы слушаем того, кто читает так, как разговаривает в жизни, с живой выразительностью, четкой речью, переживая эмоции, затронутые данным произведением.

Можно ли научить этому ребенка? Да, можно.

При этом, читая и заучивая стихи с малышами, мы решаем следующие задачи:

- укрепление памяти;

-  выработка четкой дикции, овладение средствами интонационной выразительности: тембр, темп, регистр, интонация, ритм, динамика, звуковысотный рисунок, размер, акцентуация (выделение определенных элементов в слове или во фразе);

- развитие творческих способностей ребенка;

- расширение кругозора;

- воспитание нравственных качеств (любовь к близким, забота о животных, бережное отношение к природе, игрушкам и т.п.).

Вот несколько советов, которые помогут развивать ребенка в данном направлении.

Как правильно выбрать стихотворение для заучивания?

1. Стихотворение должно быть доступным.

1) В первую очередь, близким и понятным детям по содержанию.

2) Чем меньше возраст ребенка, тем короче строка и само стихотворение. Детям 2 лет достаточно двух-четырех строчек, 3-4 лет – одно-два четверостишия, 5-7лет – до пяти  четверостиший, в зависимости от проявляемого  ребенком интереса и уровня развития памяти.

3)  Стихотворение для малышей должно быть динамичным (в основном действия), без описательных  моментов, с короткими строками, простым ритмом. Старшие дошкольники способны воспринимать метафоры, сравнения, небольшие описания, но все же динамичность важна.

2. Стихи для детей должны быть высокого качества, ведь поэзия является

источником и средством обогащения образной речи, развития  

поэтического слуха (умения тонко чувствовать художественную форму,  

мелодику и ритм родного языка), этических и нравственных понятий.

Читайте детям произведения народного творчества (народные потешки,

прибаутки, шутки, песенки) и мастеров художественного слова.

Ищите хорошие стихи современных поэтов. Нельзя использовать слабые стихи непрофессионалов, с неточными рифмами, нарушением строя, с неграмотным употреблением формы слова.

Как учить стихи с детьми дошкольного возраста?

Прежде чем познакомить ребенка с выбранным стихотворением, просмотрите его сами, выберите нужное настроение, интонацию, расставьте акценты, выделяя главное слово. Если используется диалог, или повествование идет от лица какого-либо персонажа, то можно менять и тембр голоса. В некоторых стихах возможно обыгрывание звучания слов. Так, шипящие звуки - передают шелест травы, листьев, протяжные гласные – завывание ветра. Этот прием нужно использовать осторожно, подчеркивание звука должно быть небольшим. Можно использовать изменение скорости прочтения, связанное с содержанием. Быстрое проговаривание может сопровождать  быструю смену событий или высокую скорость действия, затягивание речи - нежелательное или затянувшееся действие.

Прочитайте ребенку стихотворение естественно и выразительно,

прочувствовав настроение. Поговорите с ним о содержании, убедитесь, все ли он понял. При необходимости объясните новые слова. Важно, чтобы стихотворение  понравилось.

Предложите ребенку поиграть: вы читаете стихотворение, а он договаривает концы строк. Не затрудняет детей и пофразовое повторение текста. Затем можно перейти к целостному пересказу. На первых порах ненавязчиво подсказывайте, проговаривайте вместе отрывки, которые пока не отложились в памяти. Чтобы сохранить интерес у детей младшего возраста, можно рассказать стихотворение для разных игрушек по очереди или от лица мишки, зайки, кошки и т.п. Дети старшего дошкольного возраста способны хорошо принимать задачу, поставленную перед ними: выучить стихотворение. Следите, чтобы речь ребенка была внятной и естественно выразительной. Порой дети очень быстро проговаривают текст, проглатывая окончания. Можно сразу остановить и поправить, чтобы не закреплялась ошибка. Длительность такого занятия с ребенком не должна превышать пяти минут. Лучше еще раз вернуться к стихотворению через некоторое время.

Выучили и забыли? Постарайтесь сохранить интерес ребенка к стихотворению. Попробуйте его рассказать по ролям или обыграть с игрушкой. Выученное стихотворение дарите бабушке и дедушке на дни рождения, используйте в домашних концертах, вспоминайте в подходящей ситуации, наблюдая за погодными явлениями, животными, рассматривая растения и транспорт, любуясь игрушкой и вместе с ребенком выполняя работу по дому.

Следуя этим несложным рекомендациям, вы можете научить своего ребенка любить литературу, поэзию, замечать прекрасное вокруг себя, сформировать ясную четкую выразительную речь, что очень пригодится не только в школе, но и во взрослой жизни.  

Приложение № 6

Занятие по развитию речи «О МОЕЙ СЕМЬЕ»

Задачи:

Обучающие: 

- формировать позитивное  отношение к семье;

- формировать чувства принадлежности к семье;

- формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе;

Воспитательные:

- воспитывать желание заботиться о близких.

Развивающие:

- развивать творческое самовыражение;

- развивать чувство гордости за свою семью;

- развивать речь, активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье.

Предварительная работа:

- Рисунки детей «Моя семья»;

- Дети и родители изготавливают дома семейные «островки»; (фотографии, их композиции);

- «Раскроем тайну пословиц» - совместное обсуждение смысла пословиц о маме, о семье.

- Сюжетно-ролевые игры «Дочки-матери»; «Семейные хлопоты»

- беседа: «Я и мой дом»;

- чтение Л.Квитко «Бабушкины руки», А. Яковлев «Мама», Дора Габе «Моя семья».

Ход занятия

Организационный момент

«Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся»

Посмотрю на ваши лица, с  кем бы мне здесь подружиться? Я – Виктория Юрьевна, а ты кто? Ответь мне, как тебя  ласково зовут (Мариночка, Настенька…)

Здравствуйте, милые дети, вы всех прекрасней на свете. Вот таких хороших, пригожих я приглашаю поиграть.

Психогимнастика.

- Покажите, какое бывает выражение лица у папы и мамы, когда они радуются, когда у них хорошее настроение.

- А если они сердятся, вас ругают, хмурятся?

Сюрпризный момент: В гости пришел зайчик, он грустный, потому что его мама ушла, и он остался дома один. Он хочет побыть с детками и послушать рассказы об их семьях.

Сообщение темы занятия

- Ребята, сегодня у нас в группе открыта фотовыставка «Моя семья». Кто хочет рассказать о своей семье? (Дети подходят к фотографии своей семьи, рассказывают, кто изображен).

По ходу воспитатель спрашивает о членах семьи, как кого зовут, где фотографировалась семья.

- С кем ты живешь?

- Кто самый старший в вашей семье?

- Кто самый младший?

- Кто кому мама?

- Кто кому сын (дочка)?

- Для мамы ты кто?

- А для бабушки?

- Для брата, сестры?

- Ты любишь своих близких? Почему?  (потому что они добрые, ласковые, заботливые)

- Кто чем занимается в семье?

- Кто о тебе заботится?

- Как ты заботишься о других?

Развитие связной речи.

Послушайте стихотворение и отгадайте, про кого это…

«Сыро, хмуро за окном, дождик моросит.

Низко небо серое над крышами висит.

А в доме чистота, уют.

У нас своя погода тут.

Улыбнется … ясно и тепло.

Вот уже и солнышко в комнате взошло»

- Про кого это, вы, конечно же догадались, это -  мама.

- Скажите самые хорошие слова о маме, какая она (заботливая, трудолюбивая, нежная, ласковая…)?

Физкультминутка «Какая мама?»

Воспитатель кидает мяч ребенку, тот называет прилагательное, характеризующее маму, например, ласковая и т.д.

Этюд «Ласковый ребенок» - дети дарят свою любовь маме.

- А как ты обычно называешь свою маму? (мамочка, мамуля)

- А как называют вас мамы? (котик, зайчик)

- А как ты называешь своего папу? (папочка, папуля)

- Как называют твою маму бабушка с дедушкой? (Леночка, доченька)

- Как зовут твоих бабушку и дедушку?

- Как называют их твои родители? (мама, папа)

- А если твои близкие заболеют, как ты их будешь жалеть?

- А кто из вас знает стихи о семье или о маме?

Дети выходят читать стихи о маме.

Сообщение новых знаний.

Воспитатель предлагает детям иллюстрации из детских книг, где изображены семьи животных и птиц ( петух, курица, цыплята; кошка с котятами; птица с птенцами в гнезде).

- Как вы думаете, можно сказать, что на этих картинках изображена семья. Почему?

- Что чувствует кошка рядом со своими котятами?

- Что чувствуют цыплята рядом с петухом и курицей?

- Правильно, и животные, и птицы испытывают чувство радости, когда находятся в окружении своей семьи, потому что дети радуют своих родителей тем, что они подрастают, крепнут, учатся всему новому в жизни. А детеныши радуются, что родители их согревают, защищают, заботятся о них. Мамы есть у всех.

А теперь поиграем с нашими пальчиками.

Пальчиковая игра «Дружная семья»

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

А вот этот пальчик – я,

Вместе – дружная семья!

Как хорошо, что у вас у всех есть семьи! Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.

Семью почитали еще с древних времен, народ сложил много пословиц.

«При солнышке тепло, при матери – добро»

«Нет милее дружка, чем родная матушка»

«Золото и серебро не стареют, отец и мать, цены не имеют»

- А какие вы знаете пословицы о семье»

- Ответы детей.

Игра «Что бы вы хотели пожелать своей семье? (пожелания детей своей семье)

- Дети посмотрите, зайчик засобирался домой, потому что у него пришла мама. Ему очень понравилось у нас в гостях, и он принес нам угощение.

Зайчик угощает детей конфетами. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекторий для родительского собрания "Православная семья как оптимальный тип социальной структуры (воспитательное влияние семьи на ребенка)"

В статье рассмотрены  проблемы семейного воспитания в русле современной действительности, где православная семья представляется  оптимальным типом социальной структуры....

Урок-мастерская "Две семьи. Семья Ростовых в романе-эпопее Л.Н. Толстого "Война и мир" и семья Мармеладовых в романе Ф.Н. Достоевского "Преступление и наказание."

Учителям словесности на современном этапе обучения литературе особенно при подготовке к новым формам аттестации (ЕГЭ) нужно отойти от традиционного репродуктивного метода преподавания, от вопросно-отв...

Проект областной профильной смены лагеря-похода с круглосуточным пребыванием для многодетных семей, семей с детьми – инвалидами и приемных семей "Лето с рюкзаком"

Семейный лагерь-поход - это эффективная форма организации летнего отдыха, способствующего развитию творческих способностей взрослых и детей, формированию толерантного сознания членов семей и социально...

«Служба содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей и сопровождению замещающих семей в рамках деятельности Центра помощи семье и детям в МКУ «Детский дом «Семья» г. Ноябрьска

О работе службы содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей и сопровождению замещающих семей в рамках деятельности Центра помощи семье и детям в МКУ «Детский дом «Семья» ...

Программа работы с неблагополучными семьями"СЕМЬЯ- это семь Я"

краткая характеристика и способы работы с неблагополучными семьями....