"Подготовка анкет для замера качества процесса реализации педагогического потенциала семьи учащегося"
материал ( класс) на тему

Иванова Татьяна Викторовна

Практико-значимая работа слушателя курсов «Реализация педагогического потенциала семьи в работе службы школьной медиации» на тему  "Подготовка анкет для замера качества процесса реализации педагогического потенциала семьи учащегося".

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

Кафедра воспитательных систем

Итоговая практико-значимая работа

Тема:    «Подготовка анкет для замера качества процесса реализации педагогического потенциала семьи учащегося».

Слушатель курсов «Реализация педагогического потенциала семьи в работе службы школьной медиации»

Иванова Татьяна Викторовна,

учитель истории и обществознания

МОУ «Борисовская СОШ»

Можайского муниципального района

Московской области

Научный руководитель  Торохтий В.С.

Москва 2016

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………………… 3

Раздел 1. Педагогический потенциал семьи и взаимодействие семьи с образовательным учреждением ……………………………………….……..……5

Раздел 2. Диагностика педагогического потенциала семьи.…………………….10

Раздел 3. Анкеты для замера качества процесса реализации педагогического потенциала семьи учащегося…..………………………………………………….15

Заключение………………………………………………………………………….20

Список использованной литературы………………………………………...……22

Приложения…………………………………………………………………...…… 23

Введение

Образование само по себе не формирует гражданина. Именно семья с раннего детства призвана формировать у ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни. Однако практика показывает, что некоторые родители, не имея специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Поэтому взрастить новое поколение можно только общими усилиями педагогов, родителей и самих детей.

 Оптимальные условия для развития личности ребенка можно создать лишь при правильном взаимодействии школы и семьи. Основой такого взаимодействия является помощь семье в решении проблем воспитания детей. Эта задача напрямую связана с повышением воспитательного потенциала семьи. Можно рассмотреть множество различных методик, с помощью которых классный руководитель будет вызвать у родителей интерес к воспитанию своих детей и желание сотрудничать с классным руководителем, но самое важное, чтобы родители руководствовались главным правилом: «Воспитание детей в семье - это обучение их умению обходиться без родителей».

В последние годы в учреждениях образования усилием членов педагогического сообщества решается вопрос о том, что и каким образом нужно сделать на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и в каждом конкретном образовательном учреждении, чтобы объединить усилия участников образовательного процесса в интересах личности ребенка, поскольку жизненное самоопределение детей и молодежи является главным предметом нашей заботы[1]

Наиболее полноценное общественное воспитание – это совместное воспитание семьи и учреждения образования. Однако, деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом приблизиться к пониманию индивидуальных особенностей детей, развития их способностей, формирования ценностных жизненных ориентиров, помочь в преодолении негативных поступков и проявлений в поведении.

Имея четкое представление о семьях учащихся, об их педагогическом потенциале, об укладе жизни семьи, о взаимоотношениях родителей и детей, педагог лучше узнаёт самого ученика. Это, в свою очередь, позволяет сформировать благополучное и безопасное пространство (среду) для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в конфликт с законом.

Для изучения семьи классный руководитель может использовать различные методы психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, деловые игры, тренинги, материалы детского творчества, интерактивные игры.

Целью настоящей работы является разработка анкет, как инструмента замера качества процесса реализации педагогического потенциала семьи учащегося.

Задачи:

  1. исследовать психолого-педагогическую литературу для раскрытия понятий: семейное воспитание, педагогический потенциал семьи, диагностика педагогического потенциала семьи;
  2. провести теоретический анализ понятия «качество реализации педагогического потенциал семьи»;
  3. рассмотреть мониторинг как инструмент диагностики качества реализации воспитательного потенциала семьи  
  4. разработать анкетирование родителей для анализа качества педагогического потенциала семьи.

1. Педагогический потенциал семьи и взаимодействие семьи с образовательным учреждением.

А.С. Макаренко считал, что духовный облик детей, формирование их характера определяются всем строем семейной жизни, который он назвал "общением, тоном семьи", воздействующим на ребенка независимо от субъективных желаний родителей, зачастую даже вопреки этим желаниям.

Духовное развитие определяется содержанием и целевыми установками родительского примера.  Живой родительский пример следует рассматривать как специфическую форму передачи социального, в том числе и нравственного, опыта старшего поколения младшему, как важнейший элемент сложного механизма социального наследования

На роль родительского примера в воспитании детей указывал А. С. Макаренко, обращаясь к родителям: «Ваше собственное поведение - самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его каждый момент вашей жизни, даже когда вас нет дома»[2] 

Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. Семейное воспитание – сложная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному. Наиболее значимой частью семейного воспитания является педагогическая культура родителей, под которой понимается владение основами психолого-педагогической грамотности, умение анализировать, планировать, организовывать воспитательную деятельность.

Комплекс условий и средств, которые в той или иной степени определяют педагогические возможности семьи,  многие авторы определяют как воспитательный потенциал семьи. Этот комплекс объединяет материальные и бытовые условия, численность и структуру семьи, развитость семейного коллектива и характер отношений между его членами.

Следовательно, каждая семья обладает большими или меньшими воспитательными возможностями, или, по-научному - воспитательным потенциалом. От этих возможностей и от того, насколько обоснованно и целенаправленно родители используют их, зависят результаты домашнего воспитания. 

Понятие «воспитательный (иногда говорят - педагогический) потенциал семьи» появилось в научной литературе сравнительно недавно и не имеет однозначного толкования.

Сущность понятия «воспитательный потенциал семьи» раскрывается в содержании его основных компонентов. Важнейшим таким компонентом являются внутрисемейные отношения как важнейший фактор превращения человека в активного участника культурной жизни общества. И при совместном воспитании со стороны семьи и со стороны учреждения образования достигаются наилучшие результаты.

Воспитательный (педагогический) потенциал семьи определяется тремя компонентами:

  1. психологической коммуникабельностью,
  2. нравственной направленностью,
  3. педагогической культурой родителей.

Если все эти три составляющие имеют место в семье и достаточно хорошо проявляются, то можно говорить и судить о высоком воспитательном потенциале конкретной семьи.

В педагогической теории и практике существует немало ценных исследований, посвященных семье как институту воспитания. И сейчас все более актуальной выступает задача активизации субъектной роли родителей, уважения и поддержки их потенциальных воспитательных возможностей, а, следовательно, поиска качественно новых форм и методов взаимодействия с родителями по развитию воспитательного потенциала семьи.

Именно поэтому целями деятельности учреждения образования по педагогическому сопровождению семьи являются:

  • повышение роли семьи в реализации прав детей на образование;
  • активизация позиции семьи в образовании детей, в приобщении их к общечеловеческим ценностям;
  • создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;
  • расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения[3]. 

Объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с родителями. Педагогу необходимо знать, какова сфера материального бытия ребенка, каков образ его жизни, каковы традиции и обычаи семьи. Педагогика при взаимодействии с семьёй подходит к семье как субъекту воспитательной деятельности и, следовательно, сосредоточена на роли семьи в формировании личности, на её воспитательном потенциале и образовательных потребностях, на содержании и формах взаимодействия семьи и школы в образовательном процессе. «Сколько-нибудь успешная воспитательная работа была бы совершенно немыслима, если бы не система педагогического просвещения, повышение педагогической культуры родителей», – утверждает В.А. Сухомлинский

Педагог, работающий с коллективом учащихся, для полноценного взаимодействия с семьёй и ее педагогическим потенциалом должен хорошо представлять себе уровень воспитательного потенциала в каждой семье, характер внутрисемейных отношений. Владение такой информацией позволяет предвидеть, как отношения в семье могут повлиять на личностное развитие ребенка, его характер, поведенческие реакции в условиях конфликта.

2. Диагностика педагогического потенциала семьи

Педагогический потенциал семьи подлежит измерению. Для оценки текущего уровня педагогического потенциала важно разработать социальный диагностический инструментарий. В основе его разработки выделяются признаки педагогического потенциала семьи.

Одним из первых определение воспитательного потенциала семьи дает И. В. Гребенников, определяя воспитательный потенциал как комплекс условий и средств, которые в совокупности составляют педагогические возможности семьи[4] . Сейчас мы  определяем  воспитательный потенциал как способность семьи реализовать функцию воспитания, развития и социализации ребенка; обусловлена психологической атмосферой, системой межличностных отношений, характером отношений к детям и их интересам, потребностям, а также зависит от уровня психолого-педагогической и общей культуры родителей, образа жизни семьи, ее структуры, индивидуально-типологических особенностей родителей.

Социологи и криминологи вместо абстрактного противопоставления «благополучных» и «неблагополучных» семей различают семьи с разным воспитательным потенциалом.

По данному признаку выделяют 10 типов семьи (Г.М. Миньковский)[5] 1) воспитательно-сильные;

2) воспитательно-устойчивые;

3) воспитательно-неустойчивые;

4) воспитательно-слабые с утратой контакта с детьми и контроля над ними;

5) воспитательно-слабые с постоянно конфликтной атмосферой;

6) воспитательно-слабые с агрессивно-негативной атмосферой;

7) маргинальные с алкогольной, сексуальной деморализацией и т. д.;

8) правонарушительские;

9) преступные;

10) психически отягощенные.

В семьях первого типа воспитательная обстановка близка к оптимальной.  Главный ее признак – высокая нравственная атмосфера семьи в целом.

Второй тип семьи создает в целом благоприятные возможности для воспитания, а возникающие в семье трудности и недостатки преодолеваются с помощью других социальных институтов, прежде всего школы.

Для третьего типа семьи характерна неправильная педагогическая позиция родителей, которая тем не менее выравнивается благодаря сравнительно высокому общему воспитательному потенциалу семьи.

Четвертый тип объединяет семьи, где родители по разным причинам не в состоянии правильно воспитывать детей, утратили контроль за их поведением и интересами, уступив свое влияние обществу сверстников.

Остальные типы являются с социально-педагогической точки зрения отрицательными, а то и криминогенными. Риск правонарушений несовершеннолетних, воспитывающихся в обстановке постоянных и острых конфликтов и в психически отягощенных семьях выше, чем у тех, кто растет в педагогически сильных и устойчивых семьях. Дело не только в безнадзорности, но и в том, что дети воспринимают поведение старших членов семьи как нормальное, обычное, эмоционально отождествляются с родителями и воспроизводят стереотипы их поведения, не задумываясь над тем, насколько они правильны с точки зрения общества.

Многие научные исследования воспитательного потенциала российских семей показывают, что под воздействием социально-политических, экономических, демографических, психологических и других факторов объективного и субъективного характера происходит массовое снижение воспитательного потенциала семьи. Это вызвано:

  • испытываемым многими семьями дефицитом средств и времени для воспитания и развития детей (в 30% семей с детьми вынуждены подрабатывать один или оба родители);
  • явным дефицитом общения и совместных дел родителей и детей;
  • нарастанием отчуждения между детьми и родителями вследствие увеличения разрыва между ценностями старшего и младших поколений, сверх занятости родителей, отсутствия благоприятной эмоциональной атмосферы;
  • сокращением социальной инфраструктуры детства и резким снижением уровня социальных гарантий для детей в жизненно важных сферах духовного и физического развития;
  • усилением влияния асоциальных и криминальных групп в микросреде семьи.

Таким образом, потребности современного общества, изменение социокультурной ситуации приводят к необходимости возвращения к педагогическому просвещению (обучению) родителей. 

Эффективность (качество) реализации воспитательного потенциала семьи обусловлена многими социальными (политическими, экономическими, демографическими, психологическими) факторами объективного и субъективного характера. К ним относятся: образ жизни и система ценностей; характер взаимоотношений в семье; образовательный уровень членов семьи, их педагогические навыки; бюджет времени (ресурсы времени); распространенность социальных аномалий; социально-экономическое положение (уровень жизни, жилищные условия, занятость, социальная инфраструктура жизнедеятельности семей); социально-демографические факторы (структура семьи)[6].

Современная ситуация в сфере воспитания требует создания новой, более эффективной системы социально-педагогического сопровождения семьи, построения новых отношений между институтом семьи и образовательными учреждениями. Организация такого процесса требует глубокого осмысления сущности изменений, происходящих в обществе, согласования позиций, выработки концепции, принимаемой педагогическим и родительским сообществом. А для этого педагогам необходима максимально полная информация о семьях, с которыми им предстоит сотрудничать, об их традициях, привычках, взаимоотношениях, об их педагогическом потенциале. Получить необходимую информацию, а также дать возможность многим родителям иначе посмотреть на результаты своего воспитания, увидеть себя глазами других родителей, определить характерные черты положительного и отрицательного стиля поведения родителей позволит тщательное изучение педагогического потенциала семьи.

Основной формой изучения педагогического потенциала социальных институтов являются диагностика (Диагностика педагогическая - процедура изучения состояния (степени развития) участников педагогического процесса, педагогической деятельности, педагогического взаимодействия посредством системы диагностических средств) и составление карты социально-педагогической диагностики педагогического потенциала семьи.

В этих целях используются социальные инструментарии сбора информации о педагогическом потенциале семьи, значимых для разрешения проблем социализации личности, и педагогическом потенциале самой личности. В качестве дополнительных инструментариев для сбора данных могут использоваться методы из области социологии, психологии, математики, адаптированные к социально-педагогической информации.

Одним из инструментов педагогической диагностики является мониторинг.

Под  мониторингом воспитательного потенциала семьи понимается специально организованная и постоянно действующая система сбора, хранения и анализа статистической и социологической информации с целью оценки воспитательных возможностей семьи, перспектив их развития и выработки рекомендаций по семейной и социальной политике.

В соответствии с классификацией существующих видов мониторинга эффективности (качества) реализации воспитательного потенциала семьи, любой из них должен отвечать следующим требованиям:

  1. иметь целевую направленность;
  2. обеспечивать максимальную достоверность информации и формулируемых на ее основании выводов;
  3. обеспечивать непрерывность и  систематизированность наблюдений, а также регулирование обновления тематики и инструментария.

Проведение мониторингового исследования осуществляется в несколько этапов. Выделим наиболее важные из них:

1) определение целей;

2) подготовка инструментария исследования, включающего:

а) выбор показателей и критериев, характеризующих результаты реализации воспитательного потенциала семьи;

б) разработку средств для получения этих показателей (данные переписей населения, официальной статистики, результаты проводимых исследований, специально организованное социологическое исследование);

3) выделение и качественный анализ факторов, которые предположительно могут оказывать влияние на формирование и реализацию воспитательного потенциала семьи;

4) выбор математико-статистических методов для проверки выдвинутых гипотез на основе данных, которые предполагается получить в ходе мониторинга;

5) определение объема выборочной совокупности для проведения специального социологического исследования;

6) практическая организация и проведение исследования, сбор количественных данных;

7) статистическая обработка данных и проверка гипотез;

8) качественный анализ и интерпретация полученных в ходе мониторинга результатов и формулирование итоговых выводов по реализации воспитательного потенциала семьи;

9) принятие управленческих решений на основе результатов мониторинга.

Организация мониторинга преследует в качестве основной цели получение достоверной информации о состоянии всех аспектов воспитательного потенциала семьи на основе обоснованных индикаторов.

Мониторинг воспитательного потенциала семьи ориентирован на решение следующих задач:

1) непрерывное наблюдение и анализ динамики изменения структурных элементов воспитательного потенциала семей;

2) анализ противоречий во внутренней структуре и формах реализации воспитательного потенциала семьи, всестороннее исследование причин и факторов, порождающих эти противоречия;

3) разработка стратегии и механизмов реформирования социальной политики в отношении семьи, профилактика и диагностика негативных процессов (разработка предложений, направленных на оптимизацию соответствующей системы государственного управления);

4) прогнозная оценка на основе выявленных тенденций перспектив воспитательного потенциала семей разных типов.[7]

Для получения данных о состоянии педагогического потенциала семьи педагог осуществляет: 

  • посещение семьи
  • индивидуальные беседы
  • родительские собрания
  • анкетирование с помощью специально разработанных анкет.

В разработке анкет важную роль играют предварительно разработанные критерии оценки уровня педагогического потенциала семьи. Наиболее значимыми из них являются подготовленность, активность и обученность родителей;  авторитет среди других родителей;  высокие успехи в результатах педагогической деятельности; морально-нравственный климат в семье; готовность обновлять и усовершенствовать свои педагогические навыки; образ жизни и система ценностей; характер взаимоотношений в семье; бюджет времени (ресурсы времени); распространенность социальных аномалий; социально-экономическое положение (уровень жизни, жилищные условия, занятость, социальная инфраструктура жизнедеятельности семей); социально-демографические факторы (структура семьи).

  Данные, полученные в ходе изучения, обрабатываются и заносятся в карту социально-педагогической диагностики педагогического потенциала семьи.

3. Анкеты для замера качества процесса реализации педагогического потенциала семьи учащегося.

Успешность реализации программы диагностики качества процесса реализации педагогического потенциала семьи зависит от сочетания полноценной статистической информации и достоверных результатов социологического опроса семей. В этом случае мы получаем картину воспитательного потенциала семьи на макроуровне. В рамках подобных исследований были разработаны различные анкеты для сбора информации во время проведения мониторинга.

В качестве примера можно привести одну из наиболее известных диагностических методик определения уровня развития воспитательного потенциала семьи. В основе данной методики лежит  выделение семи параметров для построения анкеты-среза определения качества процесса реализации педагогического потенциала семьи. Эти параметры представлены в трехмерной шкале оценок, что позволяет намного упростить диагностическую процедуру, так как в данной диагностике, в основном, применяется метод самооценки для родителей.

Анкета уровня развития воспитательного потенциала семьи

Компоненты

ВП семьи

Характеристики уровней развития компонентов ВП

низкий (н)

средний (с)

высокий (в)

1

2

3

4

Понимание целей и задач воспитания в семье

Отсутствие цели и задач семейного воспитания

Цели и задачи семейного воспитания чаще ставятся не в соответствии с требованиями педагогической науки, а вытекают из представлений данной семьи

Правильно понимают цели и задачи воспитания в семье

Уровень педагогической культуры

Имеют низкий уровень психолого-педагогических знаний. От посещений занятий педагогического всеобуча уклоняются, посещая их только после неоднократных приглашений учителя и родительского актива

Знания по педагогике и психологии имеют отрывочный характер. Занятия педагогического всеобуча, в основном, посещают, но часто не придают должного значения полученным на них знаниям. Самообразованием не занимаются

Имеют хорошую подготовку по вопросам педагогики и психологии. Активно занимаются самообразованием, повышением уровня имеющихся знаний

Умение применять на практике методы и средства воспитания

Не умеют целенаправленно использовать педагогические средства и методы воспитания детей

Не всегда умело применяют теоретические знания на практике. Педагогические методы чаще всего используют интуитивно

Правильно и осознанно применяют соответствующие методы и приемы воспитания ребенка в семье

Наличие ответственности родителей за воспитание детей

Недостаточно ответственно, а в ряде случаев безответственно относятся к воспитанию своих детей. Не проявляют должных требований к ним, плохо контролируют учебу и поведение, не прививают положительных привычек

Стараются ответственно относиться к воспитанию детей в семье, однако в силу занятости, недостаточной педагогической грамотности или ряда причин внутрисемейного характера допускают отдельные ошибки в воспитании ребенка

Осознают ответственность перед обществом в воспитании детей. Систематически занимаются воспитанием, осуществляют контроль за поведением детей, создают в семье необходимые условия для успешного воспитания

Характер внутрисемейных отношений

Внутрисемейные отношения носят дезорганизованный, конфликтный, а в ряде случаев и аморальный характер

Видимых конфликтов во внутрисемейных отношениях не наблюдается, однако проявляются отдельные случаи отсутствия взаимопонимания между членами семьи

Полная согласованность внутрисемейных отношений. Наличие взаимопонимания между членами семьи

Наличие примера и авторитета родителей

Родители или один из них оказывают отрицательное влияние на формирование личности ребенка

Возможны проявления мещанства, вещизма, ложного авторитета и другие отклонения в нравственном примере родителей

Родители являют собой высоконравственный пример для детей и пользуются у них авторитетом

Согласованность семьи и школы в воспитании детей

Не поддерживают контактов со школой или поддерживают их только под нажимом учителя. К советам учителя либо проявляют равнодушие, либо сопротивляются требованиям школы. В воспитательной работе класса не участвуют

Согласованность только в отдельных случаях. Часто с доверием относятся к школе, но сами активного участия в воспитательных делах класса не принимают

Согласуют свои воспитательные воздействия с требованиями школы, прислушиваются ко всем советам учителя и стараются реализовать их на практике. Отзывчивы, инициативны, активны в воспитании ребенка

Диагностика по этой методике происходит следующим образом:

Педагог, ответственный за ее проведение, организует цикл бесед с родителями по проблемам воспитания ребенка в семье. Завершается этот цикл анкетированием (см.  Приложение №1.).

Каждый родитель учащихся определенного класса получает задание – изучить в домашних условиях совместно с другими членами семьи содержание анкеты и методом коллективного обсуждения отметить тот или иной уровень развития каждого параметра, окончательный результат сообщить педагогу.

Педагог совместно с представителями родительского комитета класса обобщает эти результаты, по мере необходимости (при наличии конкретных фактов) корректирует ответы и составляет «Диагностическую карту воспитательного потенциала семьи учащихся класса». По диагностической карте можно определить общий индекс воспитательного потенциала каждой семьи и в какой-то мере сравнить их, выделить хороших родителей, организовать обмен опытом, создавая тем самым стимул для других родителей. Эта же карта позволяет наметить примерную тематику бесед с родителями в последующей совместной работе.

На первой встрече с родителями в качестве знакомства можно попросить их ответить на вопросы из анкеты «Знакомство с родителями» (см. Приложение № 2). Ответы на вопросы анкеты помогут выяснить ожидания родителей, понять их видение воспитательного процесса в образовательном учреждении.

Очень часто педагоги на родительском собрании просят провести экспресс – диагностику стиля родительского воспитания. Многие тесты требуют длительной обработки. В работе с родителями необходима быстрая обратная связь. Анкета «Стратегия семейного воспитания» (см. Приложение № 3)  поможет быстро определить стиль воспитания ребенка в семье.[8]

От правильного воспитания зависит полноценное формирование здоровья, физических, умственных и нравственных качеств в дальнейшем. Поэтому так важно, чтобы уже с первых лет в семье были созданы все условия для правильного воспитания ребенка. В создании таких условий молодые родители обычно испытывают трудности. Анкета "Педагогическая культура родителей" (см. Приложение № 4) ставит перед собой цель выяснить специфику этих трудностей.

Анкета для родителей «Ребёнок дома» (см. Приложение № 5) позволяет получить информацию о внеурочной деятельности обучающихся, а также дать возможность родителям скорректировать работу по организации внеурочной деятельности для детей.

Для диагностики воспитательного потенциала семьи педагогу необходимо понимать, как родители видят своего ребенка, как представляют его взаимоотношения с учителями и одноклассниками, как видят воспитательный и образовательный процесс в школе. С этой целью можно использовать анкету «Ваш ребенок» (см. Приложение №6)

Анкета «Я - родитель, я - приятель?!» (см. Приложение №7) позволит не только педагогу, но и родителям взглянуть «со стороны» на свои методы воспитания, определить положительные и отрицательные черты своего стиля воспитания и оценить его результаты.

Оценку результатов теста родители проводят самостоятельно, так как он наглядно выявляет возможные проблемы взаимоотношений с детьми-подростками.  На основе данной диагностики можно провести с родителями учащихся вечер вопросов и ответов, в ходе которого обсудить каждое положение данного теста, его «за» и «против». А также  предложить родителям конструктивные решения появившихся проблем.

Следующий момент в реализации педагогического потенциала семьи – это позиция родителей в предоставлении ребенку самостоятельности, независимости, возможности принимать собственные решения. Ведь по утверждению Э. Легуве «Цель воспитания - научить детей обходиться без нас». И именно умение родителей давать ребенку достаточное количество внимания и заботы, но при этом оставлять ему возможность проявлять свою независимость поможет ребенку в дальнейшем стать полноценной взрослой личностью. С одной стороны чрезвычайная, «удушающая» забота о ребенке способна превратить его в инфантила с неправильной самооценкой, либо вызвать протест со стороны ребенка против такой гиперопеки. Однако, обратная сторона предоставляемой свободы – анархия, распущенность, вседозволенность в поведении ребенка. Для оценки и коррекции (при необходимости) количества внимания и заботы со стороны родителей необходима  информация о положении дел в семье. Анкета «Мера заботы о ребенке»  (см. Приложение № 8) поможет в определении степени проявления заботы родителей по отношению к собственному ребенку.

Для диагностики педагогического потенциала семьи разработано множество анкет, тестов, опросников. Среди них такие известные методики, как «Тест - опросник родительского отношения (ОРО)», «Опросник АСВ (анализ семейных взаимоотношений)», «Опросник А.И. Зарова (Методика идентификации детей с родителями)», «Детская проективная методика Рене Жиля». Информация, собранная с помощью этих инструментов поможет грамотно вести мониторинг педагогического потенциала семьи в процессе  взаимодействия образовательного учреждения с семьями учащихся.  Педагог может пользоваться уже существующими инструментами сбора информации, либо разрабатывать свои методики.

Вообще, для диагностики воспитательных возможностей семьи целесообразно использовать комплекс приемов и методов: наблюдение за поведением и учебой детей, воспитательной деятельностью родителей, посещение семей, индивидуальные беседы с семьями и их воспитанниками, анкетирование и тестирование детей и их родителей, а также рисунок семьи глазами ребенка, методика “Незаконченные предложения” и другие.

Заключение

Таким образом, в качестве важнейших составляющих воспитательного потенциала семьи можно выделить внутрисемейные отношения, нравственный пример родителей и их личностные качества, состав и структура семьи, ее жизнедеятельность, уровень образования и педагогической культуры родителей, степень их ответственности за воспитание детей.

Семья во все века нуждалась в помощи государства, его воспитательных и образовательных институтов в воспитании своих детей. Сегодня эта помощь необходима, как никогда. Поэтому поддержка семьи со стороны школы сегодня не может ограничиваться сообщением необходимых знаний родителям о том, как правильно воспитывать детей. Она должна реализоваться как общая заинтересованность учителей и родителей в организации гуманной педагогической среды вокруг каждого ребенка, в оптимизации педагогического взаимодействия родителей с детьми при участии и с помощью школы и педагогов.

При проведении мониторинга реализации педагогического потенциала семьи необходимо учитывать, что его объект динамичен, находится в постоянном развитии. Семья подвержена влиянию внешних воздействий, которые могут вызвать нежелательные изменения в ее функционировании. Реализация мониторинга предполагает организацию по возможности постоянного слежения (оценка, изучение) за объектом, предусматривает отбор обоснованных показателей и индикаторов. Слежение осуществляется путем непосредственного измерения или описания параметров объекта.

 Потребителями результатов мониторинга могут быть: конкретный орган (органы) управления (на федеральном, региональном уровне), ответственный за разработку и реализацию семейной, образовательной и воспитательной политики; отдельные, как правило, социально-профессиональные группы; общество в целом. Опросы экспертов по определенным проблемам функционирования и развития воспитательного потенциала семьи позволяют взглянуть на выявленные населением через социологические опросы проблемы с другой стороны, дать им объективную оценку.

Список использованной литературы

 Сергеева В.П. Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я. - М.: Просвещение-АСТ, 2001.

2. Макаренко А. С. Книга для родителей: [Лекции о воспитании детей] / [Сост. и автор. вступит. статья К.И. Беляев]. - М.: Просвещение, 1969.

3. Арнаутова Е.П., Иванова В.М. Общение с родителями: зачем? - М.: Просвещение, 1993.

4. Гребенников И. В. Опыт исследования воспитательного потенциала семьи // Социол. исслед. - 1982. - N 2.

5. Миньковский Г.М. «О воспитательном потенциале семьи.» М. 2000.

6. Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети. Методическое пособие для воспитателей, классных руководителей. - М.: Проспект, 2000.

7. Кучмаева О. В., Марыганова Е. А., Петрякова О. Л., Синельников А. Б. Программа и инструментарий проведения мониторинга воспитательного потенциала семьи. М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2006

8. Сергей Степанов. Стратегии семейного воспитания // Школьный психолог,2000

Приложение №1.

АНКЕТА

Уважаемые родители! Ознакомьтесь, пожалуйста, с различными стилями семейного воспитания и определите, какой стиль Вам ближе. Почему?

Какая ситуация может привести ко лжи? Чаще всего это происходит в том случае, когда от детей ожидают гораздо большего, нежели они в силах совершить. А когда ожидания не оправдываются, сыплется град упрёков, в которых нет никакой необходимости. Тогда ребёнок вдруг понимает, что можно сохранить наше расположение гораздо проще – не сообщать нам обо всех своих проступках, умолчать о том, что может вызвать родительский гнев. Иной раз ребёнок, замученный постоянными нравоучениями и криками, захочет солгать, чтобы произвести впечатление на посторонних и упрочить собственное хорошее представление о себе.

Чаще всего уличённый во лжи ребёнок вызывает родительское негодование. Это открытие столь сильно ранит ещё и потому, что, как правило, родители в тот момент бессильны что-либо предпринять.

Почему же дети лгут?

  • Чтобы добиться нашей похвалы или проявлений любви.
  • Чтобы скрыть свою вину.
  • Чтобы избежать наказания.
  • Чтобы выразить свою враждебность к нам.

Итак, чрезмерно жёсткие требования родителей-учителей приводят к сильнейшей зависимости внутренней самооценки ребёнка от оценки его действий, которая ведёт к пониманию беспомощности своего «я», отказу от самовыражения, так как это становится естественным способом выживания в этих условиях, к растущей замкнутости и подавленной агрессивности как бессознательной реакции психики на запреты и чрезмерный контроль. В итоге запрет на ошибку заменяет развитие существованием по правилам.

Можно ли что-нибудь изменить в таких случаях? Прежде всего, нужно устранить причину – реабилитировать человеческие отношения. Необходимо полностью развести «официоз» и «семью». Уходя с работы, оставить за дверью кабинета свою «профессиональную копию» – попробовать вернуться домой просто человеком, той мамой, которая бесконечно дорога для каждого детского сердца.

Вспомните, что для ребёнка мать и отец – не только носители норм и правил, но и источник безоценочной любви, защиты, понимания. Он рассчитывает на их помощь, когда это нужно ему, а не родителям. Надо принять друг друга такими, какие мы есть. Чем ближе реальный ребёнок и «ребёнок в голове» у родителей, тем лучше им вместе.

Естественно, не для всех учителей характерен этот стиль воспитания своих детей. Мы говорили только о проявлениях, относящихся к так называемому синдрому учительского ребёнка.

Какой именно стиль воспитания вы используете? Для этого приведём различные стили семейного воспитания, более подробно описанные в книге В.М. Миниярова «Психология семейного воспитания». Какой стиль вам ближе, и какой вы хотели бы выбрать?

Попустительский стиль семейного воспитания

1. Отношение родителей к деятельности ребёнка. Родители с самого раннего возраста предоставляют ребёнку полную бесконтрольную свободу действий. Они, как правило, заняты собой, любят развлекаться и стремятся получить как можно больше удовольствий от жизни. Такие родители всегда берут с собой ребёнка, если его не с кем оставить, ребёнок становится невольным участником застольных и увеселительных мероприятий. Родители совершенно безразличны к потребностям и запросам ребёнка и удовлетворяют только те, которые не требуют больших усилий и, в основном, за счёт других людей.

  1. Отношение родителей к методам наказания и поощрения. Родители добиваются от своих детей беспрекословного выполнения правил, требований и их прихотей. Как правило, делают они это неумело и непоследовательно: одновременно могут наказать ребёнка за непослушание и тут же поощрить его, чтобы он не плакал (особенно если это происходит на глазах окружающих – не хотят выглядеть непристойно). Родители не знают меры ни в поощрении, ни в наказании. Они действуют ситуативно в зависимости от того, насколько позволяют обстоятельства или условия регулировать поведение ребёнка с помощью «кнута и пряника». Родители не задумываются о последствиях своих действий, поэтому принимают сиюминутные решения, позволяющие стабилизировать одномоментные отношения с ребёнком, так как в последующем он всё равно будет предоставлен сам себе.
  1. Отношение родителей к ребёнку. Родители непоследовательны в проявлении своих чувств к ребёнку, часто склонны к построению спекулятивных отношений. Например, мать просит ласки у ребёнка, обещая угостить конфеткой или ещё чем-либо, в чём нуждается ребёнок. Родители постоянно обещают ребёнку за выполненную им работу вознаграждение, считая, что формирование привычки в выполнении жизненно важных навыков и умений происходит в процессе тренировки, которую нужно постоянно стимулировать. Они полагают, что ребёнок всегда должен видеть, что полезно для него делать, а что нет. Родители строят свои взаимоотношения на выгодных для них условиях, способствуя тому, что ребенок начинает искать лучшие для него формы взаимодействия с окружающими.

Состязательный стиль семейного воспитания

1. Отношение родителей к деятельности ребёнка. С раннего возраста ищут в ребёнке необычные, выдающиеся качества, поощряют любую его активную деятельность. Если ребёнок делает успехи, родители относятся к этому восторженно, а также вознаграждают материально. Сначала они сравнивают состязательную деятельность своего ребёнка с другими детьми, а потом сами включаются в активную состязательную деятельность с ним (через систему многообразных совместных игр) и постоянно отдают своему чаду пальму первенства. При этом также продолжают восхищаться его непобедимостью и непревзойдённостью, заботятся о том, чтобы предоставить ему максимально широкое поле деятельности для раскрытия его талантов и способностей.

Поэтому, когда ребёнок в дошкольном возрасте вступает в естественные состязания со сверстниками, родители всячески его поддерживают, учат не сдавать завоёванных позиций, бороться за свободное пространство деятельного поля. Всё это приводит к тому, что ребёнок начинает верить в свою непобедимость и превосходство над другими. Случаи же поражения вызывают у него депрессию, апатию и отказ от попыток чего-либо добиться в этом виде деятельности.

  1. Отношение родителей к методам наказания и поощрения. Желая управлять деятельной активностью ребёнка, родители, в основном, используют поощрительные методы, которые очень мощно воздействуют на сознание ребёнка как дополнительный стимул. Однако стоит ребёнку не выполнить нормы поведения, нарушение которых может, по мнению родителей, негативно сказаться на их достоинстве, наказание будет достаточно суровым, жёстким. Поэтому ребёнок быстро усваивает нормы нравственного поведения формально и затем точно так же принуждает других выполнять их, хотя сам может переступать через любые правила, если они мешают достижению поставленной им цели.
  1. Отношение родителей к ребёнку. Родители в своём ребёнке постоянно видят суперличность. Их мало волнуют его человеческие качества. Главное для них – как он должен выглядеть в обществе, чтобы не оказаться последним на иерархических ступенях социума. Поэтому они всегда следят за внешним видом ребёнка, обучают хорошим манерам, требуют их демонстрации в обществе. Родители безумно любят своего ребёнка, защищают его (прав он или неправ) от нападок посторонних, общаются с ним на равных и предъявляют к нему такие же требования, как к взрослому человеку.

Рассудительный стиль семейного воспитания

1. Отношение родителей к деятельности ребёнка. С детства родители предоставляют ребёнку полную свободу действий, чтобы он путём самостоятельных проб и ошибок приобретал личный опыт. Удовлетворяя главные жизненно важные его потребности в активной деятельности, родители не сдерживают его, считая, что активность ребёнка должна находить естественный выход. Удовлетворяют потребность ребёнка в общении, в познании полностью: терпеливо рассказывают обо всём и отвечают на все возникающие у ребёнка вопросы, но при этом стараются дать им возможность найти самим правильный ответ.

2. Отношение родителей к методам поощрения и наказания. Не поощряют ребёнка за то, что он делает с удовольствием. В то же время у них и не возникает ситуаций, когда бы ребёнок не желал что-либо делать. Поэтому им и не нужны принудительные меры или наказание. Родители считают, что можно обойтись без внешних стимуляторов активизации детей, так как это естественная потребность каждого человека и ею надо не управлять, а её предоставлять, чтобы ребёнок сам мог выбрать в соответствии с его внутренними потребностями и интуицией ту деятельность, в процессе которой он получал бы максимальное удовольствие.

3. Отношение родителей к ребёнку. Как правило, ровные и спокойные, как между равными личностями. Однако это не фамильярные взаимоотношения между ребенком и родителями, так как они постоянно держат дистанцию взрослого, заботящегося и любящего родителя. Тёплые добрые взаимоотношения проявляются во всём: как в удовлетворении жизненно важных потребностей ребёнка, в движении и поддержании его статуса в семье, так и в совместной деятельности. Ребёнок наравне со взрослыми принимает участие в решении множества семейных ситуаций. Родители следят за тем, чтобы достоинство ребёнка никогда не принижалось как членами семьи, так и посторонними людьми. Поэтому у таких родителей дети с достоинством и глубоким уважением относятся к окружающим.

Предупредительный стиль семейного воспитания

1. Отношение родителей к деятельности ребёнка. Родители считают, что ребёнок не должен действовать самостоятельно. С ним необходимо постоянно заниматься, не оставлять его ни на минуту без внимания. Поэтому родители предпочитают сами рассказывать ребёнку обо всём, читать, показывать, отвлекая его от беспорядочных и хаотических действий. Ребёнок лишён активной деятельности, он – пассивный созерцатель, постоянно развлекаемый родителями. С чем связано такое отношение родителей? Прежде всего, с их страхом: как бы ребенок в процессе самостоятельной деятельности не укололся, или не ударил себя тем или иным инструментом, или, напротив, не сломал игрушку, не повредил в доме мебель, или не был обижен кем-то.

2. Отношение родителей к методам поощрения и наказания. Родители никогда в дошкольном возрасте не наказывают своего ребёнка ни за какие проступки и выходки, наоборот, испытывают чувство вины перед ним, если он капризничает, если они не могут удовлетворить его прихоть и сильно переживают, если кто-то жёстко обходится с их ребёнком.

Родители много хвалят своего ребёнка, поддерживают любые совершаемые самостоятельные активные действия. Пытаясь воспитать в ребёнке уверенность в себе, применяют не только моральные стимулы в качестве поощрения, но и вознаграждают материально. Однако частое стимулирование порой малоэффективно.

3. Отношение родителей к ребёнку. Полная покорность родителей ребёнку, беспрекословное выполнение всех его желаний любыми возможными и невозможными способами, страх перед капризами. Родители не чают души в своём ребёнке и готовы отдать ему всё, чтобы у него не было тех трудностей, болезней и невзгод, которые испытали они сами. Безмерная любовь родителей к ребёнку толкает их на самый изощрённый путь бесконечного проявления любви и ласки. Такие родители вплоть до подросткового возраста или даже до совершеннолетия ни на шаг не отпускают ребёнка от себя из страха, как бы их дитя не пошло по дурному пути, не связалось с беспутными или педагогически запущенными детьми.

БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ!

Приложение №2

        Анкета «Знакомство с родителями»

  1. ФИО родителя.

  1. Какого мнения вы о школе и педагогическом коллективе, в котором будет учиться ваш ребенок?

  1. Каким вы видите классного руководителя своего ребенка?

  1. Каким бы вы хотели видеть класс, в котором предстоит учиться вашему ребенку?

  1. Какие традиции и обычаи, по вашему мнению, должны развиваться в коллективе класса?

  1. Чем вы могли бы помочь классному руководителю в создании  коллектива класса?

  1. Какие проблемы воспитания вызывают у вас серьезную тревогу и опасения?

Приложение №3

Анкета «Стратегия семейного воспитания»

Инструкция: родителям предлагается из четырех вариантов брать самый предпочтительный.

1. Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека - наследственностью или воспитанием?

А. Преимущественно воспитанием.

Б. Сочетанием врожденных задатков и условий среды.

В. Главным образом врожденными задатками.

Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.

2. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?

А. Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности.

Б. Абсолютно с этим согласен.

В. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей свои

Г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.

3. Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным?

А. Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться. (Эдгар Хоу.)

Б. Цель воспитания - научить детей обходиться без нас. (Эрнст

Легуве.)

В. Детям нужны не поучения, а примеры. (Жозеф Жубер.)

Г. Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному. (Томас Футер.)

4. Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?

А. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит.

Б. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам.

В. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное - позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности.

Г. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.

5. Как вы обычно поступаете, когда требуется ребенку дать деньги на карманные расходы?

А. Если просит, можно и дать.

Б. Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы.

В. Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.

Г. Некоторую сумму выделяем на определенный срок, а потом расходы мы обычно обсуждаем в доверительной беседе.

6. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник?

А. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.

Б. Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика.

В. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды не долгие.

Г. Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.

7. Как вы отнесетесь к сквернословию вашего ребенка?

А. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей это не принято.

Б. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут обходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить.

В. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы.

Г. Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе.

8. Ваш ребенок-подросток хочет провести время на даче у друга, где соберется компания сверстников в отсутствие родителей

Отпустили бы вы его?

А. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших.

Б. Возможно, если знаю его товарищей как порядочных и надежных ребят.

В. Он вполне разумный человек, чтобы сам принять решение. Хотя, конечно, в его отсутствие буду немного беспокоиться.

Г. Не вижу причины запрещать.

9. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?

А. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.

Б. Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения.

В. Расстроюсь.

Г. Попробую разобраться, что его побудило солгать.

10. Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример?

А. Безусловно.

Б. Стараюсь.

В. Надеюсь.

Г. Не знаю.

Обработка результатов

Стиль поведения

Номера вопросов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

авторитетный

Б

В

В

Г

В

Г

А

Б

Г

Б

авторитарный

А

А

Г

В

Б

Б

Б

А

А

А

либеральный

В

Б

Б

Б

А

А

Г

В

В

В

индифферентный

Г

Г

А

А

Г

В

В

Г

Б

Г

Отметьте в таблице выбранные вами варианты ответов и определите их соответствие одному из типов родительского поведения.

Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в вашей семье определённый стиль воспитания.

Если среди ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идёт о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют чёткие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением. Постарайтесь понять, каким же вы всё-таки хотите видеть своего ребёнка, также и самого себя как родителя.

Авторитетный стиль. Вы осознаёте свою важную роль в становлении личности ребёнка, но и за ним самим признаёте право на саморазвитие. Трезво понимаете, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции.

Авторитарный стиль. Вы хорошо представляете, каким должен вырасти ваш ребёнок, и прилагаете к этому максимум усилий. В своих требованиях вы, вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Не удивительно, что ребенку порой неуютно под вашим контролем.

Либеральный стиль. Вы высоко цените своего ребенка, считаете простительными его слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, вы не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода?

Индифферентный стиль. Проблемы воспитания не являются для вас первостепенными, поскольку у вас иных забот немало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку с вашей стороны!

Приложение №4

Анкета "Педагогическая культура родителей"

Уважаемые родители!

Прочтите вопросы и подчеркните тот из ответов, который соответствует вашему мнению.

1. Кто из родителей заполняет анкету?

2. Из каких источников Вы получаете педагогические знания:

- слушаете передачи по радио, смотрите по телевидению;

- посещаете лекции для родителей;

- читаете педагогическую литературу;

- из жизненного опыта: как воспитывали Вас, как воспитывают других;

- воспитываете без знаний;

- советуетесь с педагогом

3. Помогают ли Вам эти знания (да; скорее нет, чем да; нет); если нет, то почему:

- знания слишком общие;

- не касаются конкретно моего ребенка;

- даются в сложной форме;

- другое

4. С какими трудностями Вы сталкиваетесь в воспитании:

- непослушание ребенка;

- не поддерживают другие члены семьи;

- испытываете недостаток педагогических знаний;

- ребенок растет нервным;

- ребенок неусидчив, невнимателен;

- трудностей нет;

- другое

5. Какие черты Вас радуют в вашем ребенке?

6. Какие черты огорчают?

7. Какие методы Вы используете для воспитания ребенка:

-  убеждения

-  принуждения

-  требования

-  поощрения

-  наказания

-  обучения и личного примера

8. Какие меры необходимы для улучшения воспитания ребенка в семье:

- ввести консультационные пункты для родителей;

- освободить женщину от работы;

- увеличить тираж педагогических журналов;

- проводить регулярные занятия  со специалистами образовательного учреждения.

- другое

9. Какие виды поощрения используете чаще:

- словесные

- подарки

- развлечения.

10. Какие виды наказания, на Ваш взгляд, наиболее эффективны в воспитании:

-  запугивание

-  проявление неодобрения (словесно или мимикой, жестами)

-  физическое наказание

-  лишение развлечений или обещанных подарков

-  словесная угроза.

11. Единодушны ли члены Вашей семьи в своих требованиях к ребенку:

- единодушны всегда

- иногда расходятся во мнениях

- единодушия не бывает никогда.

   Приложение № 5

Анкета для родителей «Ребёнок дома»

  1. ФИО ребенка

Родственники или иные граждане, оказывающие влияние на воспитание детей в семье:

  1. Кем приходится детям
  2. Негативное  влияние. Краткое описание.
  3. Позитивное влияние. Краткое описание.

Данные об образовательной  деятельности детей:

  1. Успеваемость, отношение к образовательной деятельности
  2. Поведение в образовательном учреждении
  3. Негативные проявления
  4. Позитивные проявления

Вопросы для родителей:

  1. Помогаете ли Вы детям (ребенку) выполнять домашнее задание?  Да/Нет        Кто из родителей.
  2. Посещаете ли Вы родительские собрания в образовательных учреждениях?  Да/Нет. Кто из родителей посещает. Причина не посещения
  3. Интересуетесь ли Вы образовательной деятельностью своих детей (ребенка) у классного руководителя/воспитателя?   Кто из родителей интересуется
  4. Как часто (подчеркните подходящий ответ):  каждый день; раз в неделю; 2-3 раза в месяц; 1 раз в месяц; 1 раз в четверть; 1 раз в учебный год; интересуюсь только когда классный руководитель позвонит или при встрече с ним
  5. Посещают ли Ваши дети (ребенок) занятия в кружках или спортивных секциях? Да/Нет          Если Да, то укажите кто из детей, где и какие кружки и секции посещают, если Нет, то укажите причину, почему дети не посещают кружки и секции.
  6. Какие игры и игрушки есть у Ваших детей: мягкие игрушки; развивающие игрушки для детей по возрастам , спортивный инвентарь ,куклы, пупсы, мебель для кукол; транспорт, солдатики, игрушечное оружие; конструкторы.
  7. Занимаетесь ли Вы с детьми дополнительно дома? Подчеркните виды используемых Вами занятий: занятия по развитию творческих способностей: рисование, лепка, создание аппликаций, музыка, вокал, театральные постановки, иное; занятия на развитие интеллекта, памяти, внимания: решение логических задач, собирание картинок из пазлов, прохождение лабиринтов,  пересказ сказок и рассказов, стихи наизусть, рассматривание картинок с последующим объяснением сюжета и описанием деталей, иное; совместные занятия физкультурой и спортом: утренняя зарядка, поездка на велосипеде, пешие прогулки на дальнее расстояние, спортивные игры (бадминтон, большой теннис, настольный теннис, футбол, волейбол, пионербол, баскетбол, иное), подвижные игры на улице, профессионально занимаетесь с ребенком определенным видом спорта укажите вид спорта.
  8. Читают ли  Ваши дети (ребенок)  художественную литературу?     Да/Нет  
  9. Есть ли у Вас дома детская художественная литература?  Да/Нет         Если есть, то укажите несколько авторов и название книг, которые наиболее интересны Вашим детям (ребенку)
  10. Прививаете ли Вы своим детям (ребенку) потребность в чтении художественной литературы? Да/Нет            Если Да, то укажите каким способом: собственным примером чтения художественной литературы; читая с раннего детства детям сказки; как рекомендацию педагогов, объясняя детям что чтение необходимо для учебы.  
  11. Кто из родителей выполняет основную воспитательную роль? (подчеркните один из вариантов)       Мать             Отец          Оба родителя        

Какая помощь требуется семье в вопросах воспитания детей (поставьте знак «+» напротив предложенных вариантов):        

- Консультативная помощь социального педагога по вопросам воспитания детей и сохранения их здоровья;

- Обеспечение печатным материалом по вопросам воспитания детей и сохранения их здоровья;

- Обучение основам домоводства и ухода за детьми;

- Устройство на лечение от алкогольной и наркотической  зависимости;

- Участие и помощь социального - педагога в решении спорных и/ или конфликтных ситуаций с педагогами или администрацией образовательного учреждения;

- Дополнительные занятия с детьми по ликвидации неуспеваемости;

- Проведение с детьми профилактической работы по вопросам (подчеркните необходимое): ведения здорового образа жизни; учебной деятельности; поведения;

- Иная помощь  

Приложение №6

Анкета «Ваш ребенок»

  1. Какие положительные качества характера своего ребенка вы  можете назвать?
  2. Какие отрицательные качества характера вашего ребенка мешают ему комфортно чувствовать себя в коллективе?
  3. Как ведет себя ваш ребенок дома?
  4. Делится ли ваш ребенок с вами впечатлениями о событиях школьной жизни, жизни класса?
  5. Приглашает ли вас на классные мероприятия, хочет ли видеть вас в школе?
  6. Как вы думаете, каким будет будущее вашего ребенка
  7. С каким чувством переступает порог школы ваш сын или дочь?
  8. Как чувствует себя ваш ребенок в ученическом коллективе?
  9. Знаете ли вы друзей и приятелей своего ребенка в коллективе?
    Назовите их.
  10. Как складываются отношения с учителями-предметниками у вашего ребенка?
  11. Создает ли школа, по вашему мнению, условия для самореализации в учебной деятельности вашего ребенка?
  12. Какую помощь необходимо оказать вашему ребенку для повышения результативности его учебной деятельности?

Приложение №7

Анкета – тест  «Я - родитель, я - приятель?!»

1.        Вы смотрите по телевизору фильм, но ваш ребенок требует переключить на другую программу: там выступают рок-музыканты.
Как вы поступите?

а)        выполните просьбу и смотрите передачу вместе;

б)        просите подождать, так как фильм скоро закончится;

в)        не обращаете внимания на просьбу ребенка;

г)        злитесь на ребенка за то, что он обратился с такой просьбой.

2.        Вы видите в своих детях:

а)        людей, равных себе;

б)        людей, копирующих вас в молодости;

в)        маленьких взрослых;

г)        благодарных слушателей.

3.        Какую прическу вы предпочитаете?

а)           которая больше всего вам подходит;

б)   которая отвечает последней моде;

в)   которая копирует чью-то прическу;

г)   которая копирует стиль ребенка.

4.        Немного о возрасте родителей:

а)        знают ли дети ваш возраст;

б)        вы подчеркиваете возрастную черту между собой и детьми;

в)        вы не обращаете внимания на разницу в возрасте между собой и детьми;

г) постоянно требуете признания от детей понимания того, что вы старше.

5.        Какого стиля в одежде вы придерживаетесь?  

а)        стараетесь не отставать в одежде от молодежного стиля;

б)        стараетесь одеваться так, как советует ваш ребенок;

в)        стараетесь одевать ту одежду, которая вам подходит;

г)        следуете своему пониманию стиля.

6.        Представьте, что ваш сын-подросток вдел в ухо серьгу или
дочь сделала пирсинг.  Как вы поступите?

а)        посчитаете это личным делом ребенка;

б)        станете подшучивать над его (ее) поступком;

в)        признаете, что это стильно;

г) сделаете то же самое.

7.        Если музыка звучит в доме на полную громкость:

а)        вы затыкаете уши ватой;

б)        уменьшаете громкость;

в)        миритесь с увлечением своего ребенка;

г)        включаете еще громче.

8.        Если вы спорите со своим ребенком, то:

а)        стараетесь ему не возражать;

б)        признаете его правоту;

в)        спорите до полной победы;

г)        уходите от спора.

9.        Ваш ребенок празднует день рождения:  

а)        вы вместе с ним за одним столом;

б)        оставляете ребят одних;

в)        обслуживаете детей за столом;

г)        уходите из дома.

10.Ребенок идет на дискотеку:        .

а)        вы идете вместе с ним;

б)        вы не разрешаете ему идти;

в)        вы выясняете, с кем идет ваш ребенок;

г)        вы ограничиваете его во времени.

11.В общении со своими детьми вы:

а)        откровенны,

б)        закрыты,

в)        сдержанны,

г)        открыты.

12.В отношениях со своими детьми вы:    

а)        ведете себя как приятель;        

б)        как строгий судья;

в)        как друг;

г)        как родитель.

Приложение №8

Анкета  «Мера заботы о ребенке»

Инструкция

Вам необходимо проанализировать 15 утверждений. Некоторые из утверждений оставляют такое впечатление, что они к воспитанию не относятся. Однако вы должны высказать свое мнение по каждому суждению и выставить свой балл.

Школа оценок

  1. - категорически несогласен;
  2. - мне трудно с этим согласиться;
  3. - может быть, это и верно;
  4. - совершенно верно. Я с этим согласен.

Утверждения теста

  1. Родители должны предвидеть все проблемы, с которыми может столкнуться их ребенок, чтобы помочь ему в их преодолении.

  1. Для того чтобы быть хорошей матерью, достаточно общения
    только с собственной семьей.

  1. Маленького ребенка следует всегда держать при себе, чтобы предупредить его падения и ушибы.

  1. Если ребенок делает то, что он обязан делать, он находится на правильном жизненном пути.

  1. Ребенок не должен заниматься теми видами спорта, которые могут привести к физическим увечьям.

  1. Воспитание ребенка - труд тяжелый и зачастую неблагодарный.

  1. У ребенка не должно быть тайн от родителей.

  1. Если мать не успевает уделять время воспитанию детей из-за собственной профессиональной деятельности, значит, отец плохо содержит семью материально.

  1. Любовью родителей ребенка не испортить.

  1. Родители должны ограждать ребенка от негативных сторон реальной жизни.

  1. Главное, чем должен заниматься ребенок - это учеба. Все остальное в доме в состоянии сделать родители.

  1. Мать - главное лицо в доме.

  1. Семья должна жить под девизом: «Все лучшее - детям!»

  1. Защитить ребенка от любой инфекции можно путем ограничения его контактов с окружающими.

  1. Родители должны помочь ребенку в определении круга его друзей и приятелей.

Итоги

40 баллов и выше - Все ваши усилия направлены на то, чтобы интересы вашего ребенка были надежно защищены. Однако это вскоре может вызвать его протест. Ваш ребенок личностно зависит от вас, что не способствует формированию его интересов, самооценки. У него не развивается умение самостоятельно принимать решения и нести свой груз ответственности за них.

25-40 баллов - Вы заняли верную позицию в воспитании своего ребенка. Он получает достаточное количество внимания и заботы старших, но при этом получает возможность проявлять свою независимость и взрослость.

Меньше 25 баллов — Вы мало уделяете внимания вопросам воспитания своего ребенка. Вас больше волнуют ваши проблемы на работе и супружеские взаимоотношения.


[1]  Сергеева В.П. Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я. - М.: Просвещение-АСТ, 2001.

[2] Макаренко А. С. Книга для родителей: [Лекции о воспитании детей] / [Сост. и автор. вступит. статья К.И. Беляев]. - М.: Просвещение, 1969.

[3] Арнаутова Е.П., Иванова В.М. Общение с родителями: зачем? - М.: Просвещение, 1993.

[4] Гребенников И. В. Опыт исследования воспитательного потенциала семьи // Социол. исслед. - 1982. - N 2.

[5] Миньковский Г.М. «О воспитательном потенциале семьи.» М. 2000.:

[6] Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети. Методическое пособие для воспитателей, классных руководителей. - М.: Проспект, 2000

[7] Кучмаева О. В., Марыганова Е. А., Петрякова О. Л., Синельников А. Б. Программа и инструментарий проведения мониторинга воспитательного потенциала семьи. М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2006. 

[8] Сергей Степанов. Стратегии семейного воспитания // Школьный психолог, 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка семинара-практикума по теме: "Творческий проект как составляющая успешной реализации педагогического потенциала и всестороннего развития личности воспитанника дополнительного образования"

Данная методическая разработка включает в себя рекомендации по организации и проведению семинара-практикума, где раскрываются технологические действия педагога дополнительного образования и восп...

Использование новых педагогических технологий обучения как одно из необходимых условий повышения качества образования в процессе реализации ФГОС НОО и введения ФГОС ОО

Статья расскрывает новые педагогические технологии, которые могут повысить мотивацию учащихся к изучению предмета, снять напряжение на уроке, сделать его более интересным и как следствие повысить каче...

Домашние задания по литературе как средство реализации творческого потенциала учащихся в рамках реализации требований ФГОС

В данной презентации предлагается система сквозных заданий по литературе для развития творческого потенциала учащихся. Задания предлагаются к использованию на уроках литературы (по учебнику В.Я.Корови...

Формирование творческого потенциала учащихся на уроках географии, как условие для успешной социализации в процессе реализации личностно-ориентированного подхода.

В данной  статье, на примере урока по географии, рассмотрены разные виды деятельности учащихся, которые   способствуют развитию творческой потенциала учащихся. Проектные, научно-и...