Консультация "Рекомендации родителям детей с задержкой психического развития".
консультация на тему

Мартемьянова Ольга Александровна

Консультацию смотреть с презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx19.08 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1

Добрый день, уважаемые родители!

Слайд 2

Кто такой учитель-дефектолог? Это специальный педагог,  специалист, работающий с детьми, имеющими отклонения в развитии.

Основная деятельность дефектолога в школе направлена на детей с ЗПР, которые продолжают испытывать трудности в овладении учебными знаниями, умениями и навыками и в условиях обучения в коррекционных классах.

При своевременной коррекции и медицинской помощи возможно полное преодоление проблем в развитии. Если  к окончанию этого периода остаются  признаки недоразвития психических функций, то речь идет уже об умственной отсталости.

Моя цель – динамическое наблюдение за развитием ребенка и усвоении им знаний в соответствии с обязательным минимум содержания  образования.

Основной формой работы  являются групповые  занятия. В группы зачисляются дети с однородной структурой дефекта. Количество детей в группах варьируется в зависимости от степени выраженности нарушения (от 3 до 5 человек).

Слайд 3

Задержка психического развития, являет собой отставание в развитии от принятых для определенного возраста норм. При ЗПР страдают мышление, память, внимание, восприятие, эмоциональная сфера. 

Недостаточная сформированность познавательных процессов зачастую является главной причиной трудностей, возникающих у детей с ЗПР при обучении в школе. 

Слайд 4

Внимание. Уровень развития внимания во многом определяет успешность обучения ребенка в школе. Ребенок может долго на чем-то удерживать свое внимание, пока не угаснет интерес. Внимание и интерес не разделим. Обучаясь в школе, ребенку приходится  выполнять ряд заданий предполагающих удержания внимания волевым усилием. Поэтому очень важно развития произвольного  внимания, которое развивается постепенно.

Слайд 5

Игры и упражнения, которые вы мы можете предложить ребенку дома:  «Найди букву»,  «Перенеси предмет в другую клетку».

Слайд 6

Память. Особенно большие требования к памяти ребенка предъявляет школьное обучение. Систематическое, целенаправленное овладение знаниями и навыками, предусмотренными школьной программой, предполагает определенный уровень развития памяти детей, в том числе и произвольной, логической памяти ребенка, т. е. памяти, основанной на понимании, на специальной мыслительной  обработке материала в целях его запоминания и воспроизведения. Для детей более естественно запоминание материала включенного в игровую деятельность. Можно  использовать следующие игры и упражнения:

Слайд 7

«Что изменилось?», «Чего не стало?», «Рассмотри, запомни и повтори» (рассмотри картинку, постарайся запомнить, что на ней изображено и ответь на вопросы), «Послушай и запомни» (4, 2, 5, 8, 6, 9).

Слайд 8

Восприятие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны – имеет самостоятельное значение, т.к. полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в  школе и для многих видов деятельности. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Слайд 9

Для развития восприятия можно  использовать следующие игры и упражнения: «Дорисуй недостающую часть», «Срисуй», «Обведи по контуру», «Рисование на слух» и т. д.

Слайд 10

Мышление. Отличие мышления от других психологических процессов состоит в том, что эта деятельность связана с решением проблемной ситуации, той или иной задачи. Мышление у детей с ЗПР более сохранно, чем у умственно отсталых детей, более сохранна способность обобщать, абстрагировать, принимать помощь, переносить умения в другие ситуации. На развитие мышления оказывают влияние все психические процессы:

  • уровень развития внимания;
  • уровень развития восприятия и представлений об окружающем мире (чем богаче опыт, тем более сложные выводы может делать ребенок);
  • уровень развития речи;

Слайд 11

Для развития мышления  можно использовать  игры: «Четвертый лишний», «Что сначала, что потом», «Раздели на группы».

Слайд 12

Речь является одной из центральных психических функций. Речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами.

Слайд 13

Огромное значение в развитии устной и письменной речи ребенка с ЗПР имеет развитие ручной и пальцевой моторики. Давно доказано, что уровень развития речи детей зависит от степени развития движений пальцев рук (шнуровки, манипуляции с пуговицами, мозаикой) 

Таким образом, игровые задания и упражнения, направленные на развитие внимания, памяти, мышления и восприятия помогают локализовать недоразвитие конкретной психической функции и развить познавательные возможности ребенка с ЗПР.

Слайд 14

Рекомендую купить или скачать в интернете  книги: Развивающие задания: тесты, игры, упражнения. / Сост. Языканова Елена Вячеславовна 1, 2, 3, 4 класс. Задания  в книгах включают в себя следующие направления:

Слайд 15

Воспитание в семье ребенка с ЗПР - ответственная задача.  Понимание состояния ребенка прежде всего родителями. Родителям важно понять, что их ребенок будет обучаться медленнее других детей.

Но для того, чтобы достичь наилучших результатов, ребенку нужно помогать, если нужно обратиться за квалифицированной помощью к  врачу-психоневрологу, или неврологу.

Главное - родители должны оценить возможности ребенка с ЗПР и его успехи, заметить прогресс (пусть незначительный), а не думать, что, взрослея, он сам всему научится. Только совместная работа педагогов и семьи пойдет ребенку с задержкой психического развития на пользу и приведет к положительным результатам.