"Речевая ритмика для детей, и пап, и мам."
консультация

Кузнецова Елена Валерьевна

Консультация для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevaya_ritmika_dlya_detey_i_pap_i_mam.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

казенное общеобразовательное учреждение

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

«Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1»

Консультация для родителей.

«РЕЧЕВАЯ РИТМИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПАП, И МАМ»

        Одной из основных задач обучения детей с нарушением слуха является формирование у них устной речи - ее восприятия на слухо-зрительной и слуховой основе и воспроизведения - произношения. А задачей обучения произношению является формирование внятной, членораздельной, правильной речи.

        В дошкольный период особое место занимает использование фонетической ритмики как одного из эффективных методов работы над произносительной стороной речи. Фонетическая ритмика несет важный аспект компенсации - между двигательными кинестезиями и кинестезиями артикуляционного аппарата устанавливаются прочные нейродинамические связи, благодаря которым формируется устная речь детей с нарушением слуха.

      Фонетическая ритмика основана на подражании движений тела, которые сопровождаются произнесением звуков, слогов, слов, фраз. Двигательные возможности маленьких детей постепенно развиваются, и постепенно движения становятся более точными, в том числе и мелкие движения и артикуляционные.

      Основной целью применяемого метода является соединение работы речедвигательного и слухового анализаторов с развитием общей моторики.

      Задачи:

1) способствовать формированию у детей естественной речи с выраженной интонационной и ритмической стороной в процессе перехода общей моторики к речедвигательной;

2) развивать слуховое восприятие детей и использовать его в ходе формирования и коррекции произносительных навыков.

      Все упражнения, содержащие движения и устную речь, на занятиях по фонетической ритмике направлены на:

  • нормализацию речевого дыхания и связанной с ними слитностью речи;
  • формирование умений изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр без грубых отклонений от нормы;
  • правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах и словосочетаниях, словах, фразах;
  • воспроизведение речевого материала в заданной темпе;
  • восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов;
  • умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.

       Особенности проведения фонетической ритмики родителями в домашних условиях:

- время проведения зависит от возраста ребенка- 3-5-7 минут;

- упражнения проводятся стоя, сидя на полу или лежа (при работе над дыханием);

- при проведении ритмики предлагаются упражнения, связанные с игровыми действиями, используются действия с игрушками, предметами, музыкальными инструментами;

- в упражнениях применяются специальные приемы сопряженного и отраженного проговаривания звуков, слогов, слов, фраз, тактильного контроля;

- движения, сопровождающие речь при работе над различными сторонами произношения различаются амплитудой, длительностью и интенсивностью.

      В методике использования фонетической ритмики при работе над различными сторонами произношения, разработанной в сурдопедагогике, отражена система постепенно усложняющихся упражнений:

-по отделению одного слога от ряда слогов;

-по изменению длительности, слитности, темпа произнесения речевого материала, силы и высоты голоса;

-по работе над ритмической и интонационной  стороной речи;

-по вызыванию и автоматизации звуков.

Примеры игр и упражнений по каждому разделу работы.

      В фонетической ритмике движения, сопровождающие гласные звуки, как правило, плавные и продолжительные, а при глухих взрывных согласных П Т К  движения быстрые, резкие, напряженные , при произнесении звонких взрывных согласных Б Д Г- движения быстрые, но расслабленные.

      Вначале работа проводится на материале слога ПА. По мере появления в речи ребенка других звуков, в упражнения включается новый речевой материал.

--стучать мячом о пол - папапа, вытянуть обе руки вперед - па.

--выбрасывать вперед кисти рук, сжатые в кулак - пупупу, вытянуть вперед одну руку -пу.

-- шаги на месте - татата, топнуть ногой - та.

РАБОТА НАД ДЛИТЕЛЬНОСТЬЮ ЗВУЧАНИЙ

      В упражнения на длительное произнесение звуков и слогов включаются игры с куклой, мишкой и другими игрушками, при этом долгое звучание сопровождается длительным и плавным движением, а краткое - быстрым и коротким.

--укачивание куклы - А-А-А, кукла проснулась - а.

-- Медленный подъем рук через стороны вверх, с произнесением ООО, наклон вперед или в сторону О!

--поезд, машина едет - У-У-У, поворот - У.

РАБОТА НАД СЛИТНОСТЬЮ ЗВУЧАНИЙ

       Речевым материалом служат только слоги. В них включаются звуки, которые есть у ребенка. Слитные, без пауз, движения соответствуют слитному произнесению слогов, а движения с паузами - раздельному. Используются прямые слоги с глухими взрывными согласными П и Т.

-бежать под музыку на носочках произнося слитно ПАПАПА, при изменении мелодии -шагать, произнося раздельно - ПА ПА ПА

-сжатые в кулаки руки резко опускать вниз, слитно произнося ПАПАПА, с паузами стучать кулаком о кулак - ПА-ПА-ПА.

--пройти по коврику-дорожке -ТАТАТА или ПАПАПА, прыгать двумя ногами через лужу, кочку или по следам.

--изображая мишку, покачиваться из стороны в сторону - ТОТОТО, топать одной ногой - ТО-ТО-ТО

--хлопать в ладоши перед грудью -ТАТАТА, хлопать над головой - ТА-ТА-ТА.

Подобные упражнения помогают формировать слитную речь.

РАБОТА НАД ТЕМПОМ ПРОИЗНЕСЕНИЯ

      Упражнения проводятся с целью научить ребенка двигаться в разном темпе, сопровождая движения произнесением слогов. Речевым материалом, как правило, на начальном этапе обучения являются слоги ПА и ТА, например:

-чередование бега и ходьбы с произнесением слогов ПАПАПА в различном темпе под сопровождение звучаний бубна и барабана

--шаги на месте в быстром и медленном темпе или аналогичная игра. Но движения выполняются игрушкой- кукла, мишка, зайка, кошка идет -ТА_ТА_ТА или ПА_ПА_ПА, бежит - ТАТАТА или ПАПАПА

--пальчиковая игра -пальчики идут, пальчики бегут.

Темп наращивается постепенно, с учетом возможностей ребенка. Проведение подобных упражнений способствуют формированию внятности речи. В дальнейшем, умение произвольно изменять темп речи, способствует решению этой задачи.

РАБОТА НАД ИЗМЕНЕНИЕМ СИЛЫ ГОЛОСА

      В обучении ребенку изменению силы голоса можно использовать такие игры как:

--разбудим куклу, мишку, тетю - ребенок на носочках подходят к спящему, произнося тихо папапа, а по сигналу родителя, громко топают, произнося громким голосом - ПАПАПА.

-шагать на месте или ходить по кругу под звучания барабана и бубна- обычным шагом под тихие удары бубна - папапа и высоко поднимая ноги под громкие удары барабана - ПАПАПА.

--изображать легкий ветерок, покачиваясь и произнося тихо - у-у-у и сильный ветер, попеременно размахивая ленточками, произнося громко - У-У-У.

РАБОТА НАД ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНОЙ РЕЧИ

      На начальном этапе в качестве речевого материала используются гласные звуки и простые слоги, с постепенным введением коротких слов и фраз.

В игровых упражнениях ребенок учится передавать различные эмоциональные состояния:

-БОЛЬ - а-а-а, бобо, болит голова, мне больно.

-РАДОСТЬ - А!  АМ-АМ!  МАМА!  БИ-БИ!   УРА!

-ВОПРОС - А? МАМА?  ГДЕ? НЕТ?  ЧТО ТАМ?  У КОГО?

- ПРОСЬБА - А, А-А-А, ДАЙ, НА, ВОТ,  ИДИ КО МНЕ,  ТЕТЯ ПОЛЯ, ИДИ ,  ПОМОГИ

-ОСУЖДЕНИЕ - А, А-А-А, АЙ-АЙ-АЙ, ФУ!   ПЛОХО!!

- УСТАЛОСТЬ - О-О-О ОХ!   УСТАЛА НЕ ХОЧУ, Я УСТАЛА

Родители  вместе с ребенком разыгрывает сценки - что кто-то потерялся, что-то сломалось, кто-то заболел, упал, имитирует повадки различных животных, инсценирует доступные сказки.

      Такая деятельность способствует формированию умений выражать эмоции разнообразными интонационными средствами и создают предпосылки к овладению ребенком с нарушением слуха наиболее сложной составляющей фонетической системы языка - речевой интонацией.

        В процессе ежедневной, целенаправленной  работы над различными сторонами произношения с помощью фонетической ритмики:

-У ребенка развивается двигательная сфера - движения становятся более точными.

-Развивается речевое дыхание.

-Развиваются подражательные способности.

-Формируется мотивация к совместной деятельности.

-Появляется речевая активность - у детей возникают вокализации-звуки, слоги, лепетные слова.

-Предметная деятельность становится более осмысленной.

-Происходят положительные изменения когнитивных процессов - внимания, памяти, мышления.

Список используемой литературы:

  1. Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Методика обучения произношению в школе глухих: Пособие для учителей.—— М.: Просвещение, 1981.
  2. Программа воспитания и обучения глухих дошкольников (1981 г.)
  3. Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика Пособие для учителя. — М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1996
  4. Шматко, Н.Д., Новикова, О.О. Речевая ритмика для малышей (занятия с глухими и слабослышащими детьми 2-3 лет) [Текст]: методическое пособие для педагогов и родителей / Н.Д. Шматко, О.О. Новикова. – М.: Советский спорт, 2003

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместный урок английского языка"Дети России, дети Китая - дети общей планеты Земля!" (из опыта работы)

     В рамках установления и дальнейшего поддержания дружественных отношений между детьми и педагогами г.Белогорска(Амурской области) и г.Хэйхэ (КНР) был мной организован и...

Антитерроризм детям (беседы для детей) Что такое терроризм? Правила поведения при террористическом акте Антитерроризм детям (беседы для детей) Что такое терроризм? Правила поведения при террористическом акте

Общие правилаК террористическому акту невозможно подготовиться заранее, поэтому следует всегда быть настороже. Главное правило: избегайте без необходимости посещения регионов, городов, мест и ме...

Методические рекомендации по оформлению дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Методические рекомендации по оформлению дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения...

ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе

Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей,в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»«Преодоление социальной исключенности детей-сирот и...

Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»

Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»...