О педагогическом общении и его стилях
консультация

Мифтахова Лилия Вагизовна

Данный материал может быть полезен для выступления перед родителями на родительком собрании

Скачать:


Предварительный просмотр:

                             О педагогическом общении и его стилях

В настоящее время в образовании цель обучения ставится принципиально по-новому: психическое и творческое развитие личности на основе способности к самореализации. Сейчас в соответствии с новыми государственными образовательными стандартами перед учителем ставится задача  организации условий, провоцирующих детское действие. То есть в свете новых тенденций ученик рассматривается не как объект для педагогических воздействий, а как субъект со своим внутренним миром, системой ценностей, индивидуальными особенностями. Безусловно,  влияние педагогического общения на развитие, в том числе и на психическое развитие детей, в основном зависит от личности учителя, его педагогического мастерства, профессиональных качеств и стиля его деятельности.

Педагогическое общение - система взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией и  оказание воспитательного воздействия. Педагог является активатором этого процесса, организуя  и управляя. Особенности педагогического общения содержится в его направленности и функциях. Цели и содержание педагогического общения являются для педагога социально заданными, но, так как оно протекает непосредственно, то приобретает для участников педагогического взаимодействия личностное измерение.

          При интерактивном обучении   механизм взаимодействия учителя и ученика изменяется – происходит смещение активности педагога к активности учащихся. Дети самостоятельно находят решение проблемы, вносят дополнения в ходе совместной деятельности, словом, из объектов педагогического общения становятся  его субъектами. Результаты взаимовлияний могут быть  различными: от единения, взаимопомощи и ощущения чувства команды до равнодушия, противоборства и даже агрессивности.  Степень  влияния на учащихся во взаимодействии определяет стиль поведения учителя.

Общение ребенка с педагогами является достаточно значимым фактором, влияющим на развитие его личности. В детском возрасте закладывается фундамент нравственности, формируются социально-психологические свойства личности. Особую важность  представляет влияние характера педагогического общения на психическое развитие личности обучающегося. Важной характеристикой педагогического общения является его стиль. В общепринятой классификации выделяют три стиля педагогического общения: авторитарный, демократический и либеральный (попустительский). Каждый стиль педагогического общения оказывает особое влияние на развитие детей.

Для демократичной формы характерен широкий контакт с воспитанниками, проявление доверия и уважения к детям, разъяснение вводимых правил поведения, требований и оценок. Личностный подход к детям у таких педагогов преобладает над деловым; для них типично учесть индивидуальные особенности воспитуемых, отсутствует предпочтение одних детей другим, стереотипность в оценке детей и их поведения.

Авторитарная форма имеет ярко выраженные субъективные установки, избирательность по отношению к детям, стереотипность и бедность оценок.  Педагоги с этим стилем общения значительно чаще используют запреты и ограничения в отношении детей, в работе преобладает деловой подход, вводимые требования, правила поведения вообще не разъясняются или разъясняются редко.

Воспитанники педагога с демократическим стилем общения намного чаще проявляют стремление к творчеству, оригинальности, самостоятельности,  коммуникабельности, нежели дети, воспитывающиеся у педагога с авторитарным стилем..  Пагубное воздействие авторитарности может выразиться и в подавлении потребности детей в эмоциональном контакте с взрослыми, которая так необходима ребенку. В общении с детьми авторитарный стиль не просто нежелателен, а недопустим.

 Наиболее используемый стиль в настоящее время – общение на основе увлечённости совместной деятельностью при субъект – субъектном взаимодействии. Этот тип общения возникает на основе высоких профессионально – этических установок и соответствует новым ценностным ориентирам в образовании.

 Начинающему учителю следует помнить, что оптимальное общение – не умение держать дисциплину, а обмен с учениками духовными ценностями. Педагогическое общение должно быть эмоционально комфортным и личностно развивающим. Слово учителя должно воздействовать на чувства и сознание, стимулировать мышление и воображение, создавая потребность поисковой деятельности. Владение словом как средством убеждения – ключ к решению многих ситуаций. Профессионализм общения учителя состоит в преодолении естественных трудностей общения из-за различий в уровне подготовки, способности  помочь ученику обрести  уверенность в общении в качестве полноправных партнёров учителя. Каждый учитель может использовать в своём арсенале не один, а несколько стилей педагогического взаимодействия, варьируя их по мере необходимости. И это совершенно оправданно, так как в некоторых случаях использование конкретного стиля (иногда даже и авторитарного) уместно и необходимо.  Начинающему педагогу  необходимо овладеть основами педагогического общения и найти свой индивидуальный стиль общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стили педагогического общения

Данный материал был представлен для выступления на областном учебном семинаре для руководителей образовательных учреждений  и их заместителей «Коммуникативное взаимодействие участников обра...

Методическая разработка по психологии Доклад на тему:"Стили педагогического общения учителя"

В данном материале изложены рекомендации А.К. Марковой и А.Я. Никоновой по проведению диагностики среди педагогов с целью изучения и выявления стилей педагогического общения.  В основу различения...

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ РАБОТА «СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ»

Последнее десятилетие в нашей стране характеризуется переходом к личностно-ориентированной парадигме образования. В связи с этим учебные результаты перестают считаться единственным показателем э...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ:«СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ»

Последнее десятилетие в нашей стране характеризуется переходом к личностно-ориентированной парадигме образования. В связи с этим учебные результаты перестают считаться единственным показателем э...

Невербальные средства общения как важная часть различных стилей педагогического общения.

Существует несколько стилей общения учителя с учеником, поэтому, при написании работы я хочу указать основные и выделить наиболее распространенные стили, такие как: невербальное педагогическое общение...

Выступление на педагогических чтениях "Педагогический такт. Стили педагогического общения."

В выступлении рассматриваютя понятия "Педагогический такт", "Педагогическое общение", "Стили педагогического общения", "Модели поведения педагогов"...

Психология общения. Стили педагогического общения.

стили педагогического общения. психология. психология общения...