КВН по журналистике
методическая разработка (6 класс) на тему

Ковтун Римма Ивановна

сценарий вводного занятия детского творческого объединения "Основы журналистики"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx467.87 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Южно-Степная СОШ                                               

Разработка открытого занятия детского творческого объединения

«Введение в образовательную программу «Основы журналистики».

Подготовила:

Педагог дополнительного образования

Ковтун Римма Ивановна.

Цели занятия:

Дать ребятам  представление о работе творческого объединения в целом и о деятельности журналистов в частности.

Выявить творческие способности ребят и всячески способствовать их развитию.

Пробудить у школьников интерес и желание заниматься в данном творческом объединении.

Форма проведения занятия:  мини-КВН по журналистике.

Формы работы с обучающимися, используемые на занятии:

фронтальная;

групповая;

индивидуальная.

Оборудование:   АРМ учителя, ватман, фломастеры или маркеры, ножницы, клей, листы в клетку и в линию.

Предварительная подготовка:

Расставить парты для 2-х команд: по 1-й для основных команд, плюс дополнительно по 1-й парте для оформителей и по 1-й парте для редакторов.

Разложить на партах ватман, листы в клетку, фломастеры, ручки, карандаши, ножницы, клей.

Оборудовать место для жюри и подготовить оценочные листы;

Распечатать карточки с определёнными для участников ролями;

Подготовить сигнальные карточки 3-х цветов: красного, жёлтого и чёрного.

Ход занятия.

Организационный момент.

Из школьников формируются 2 команды по 6 человек. 3 человека – в жюри. Остальные – зрители. (Заранее заготовлены карточки с надписями на обратной стороне: «команда 1», «команда 2», «жюри», «зритель». Каждый выбирает себе карточку и выполняет ту роль, которая ему отведена).

Учитель: Добрый день, дорогие ребята, уважаемые члены жюри и гости! Я рада приветствовать всех вас на нашем вводном занятии, которое пройдёт в форме мини-КВНа по журналистике, т.к. руковожу я именно журналистским детским творческим объединением под названием «Парусник детства». Стенная газета… Как её не хватает школе! Газета – это средство, где вы можете выразить себя. И пусть сегодня вам придётся рисовать и писать на листочках, но у вас умелые руки и светлые головы. И вам, я думаю, будет, что сказать в своих газетах.

Представление жюри.

Учитель: Итак, «мы начинаем КВН», - как сказал бы известный телеведущий А.А.Масляков. Ваша задача: к окончанию нашего мероприятия каждая из команд должна выпустить импровизированную газету на тему «Школа» («Школьная жизнь»). Основа вашей газеты – ватман, на нём художники будут создавать фон будущей газеты, рисовать иллюстрации. Кроме того, для вас приготовлены листочки в линию  - черновики, на которых вы будете набрасывать свои заметки. А листочки в клетку – это импровизированные  гранки, где будут размещаться ваши статьи.

Учитель: Итак, вы готовы к творческому процессу? И я объявляю 1-й конкурс – конкурс-представление команд.  

В течение 2-х минут вы должны будете выбрать капитана команды, который по совместительству будет являться редактором вашей газеты, придумать название своей команде, девиз, распределить обязанности между игроками: кто будет художником-оформителем, кто интервьюером, остальные – корреспондентами. А через 2 мин. Вы должны будете представить свою команду.

Пока команды готовятся, учитель работает с залом:

- Как вы считаете, ребята,  каким должен быть журналист?

Ответы: грамотным, честным, общительным, справедливым, находчивым, всегда быть в гуще событий и т.д.

- А без чего не может обойтись настоящий журналист?

Ответы: без блокнота и ручки, без диктофона, без фотоаппарата, без камеры.

Учитель. Совершенно верно, ребята. Обратите внимание на экран. Ваши слова подтверждают строки из стихотворения, которые вы видите на экране:

Быть в гуще жизненных событий,
Не пропустить больших открытий
И мастерски владеть пером,
А также русским языком,

Быть только честным и правдивым,
В своих оценках справедливым,
Универсал-специалистом —
Тогда зовись ты журналистом.

Я очень надеюсь, что ребята покажут себя настоящими журналистами.

Игроки представляют свои команды, жюри оценивает конкурс по 5-бальной системе.

Учитель: перед вторым конкурсом индивидуальное задание получают интервьюеры. Вы должны в пределах данной аудитории или вне её взять интервью (на своё усмотрение) либо у любого учителя, либо у ученика, либо у гостя. Для этого вы должны грамотно и чётко сформулировать перечень вопросов и получить  на них довольно подробные ответы от своих собеседников (4-5 вопросов).Учтите, что тематика ваших газет – «Школьная жизнь». На выполнение задания отводится 15 мин. Время пошло!

Учитель: 2-й конкурс.  В вашей газете открывается новая рубрика «Вести с уроков». Задание: в течение 4-х мин.  Вы должны коллективно сочинить  небольшую заметку на тему «Сегодня на уроке» и придумать к ней оригинальное название, отражающее основную мысль вашей заметки.

 Пока команды готовятся, учитель работает с залом:

Игра со зрителями:

Как называется предприятие, которое осуществляет подготовку и выпуск печатной продукции: книг, журналов, газет и т.д.? (Издательство).

Совместная принадлежность авторского права на произведение нескольким лицам.   (Соавторство).

Самовольное заимствование и издание чужого текста  под своим именем.  (Плагиат, от латинского «похищаю»).

Вымышленное имя, которым писатель, журналист и т.д. заменяет своё настоящее имя.   (Псевдоним).

Контроль официальных властей за содержанием, выпуском в свет и распространением печатной продукции.   (Цензура).

Традиционное название славянской азбуки.  (Кириллица).

Книжное издание, объёмом свыше 4-х стр., но не более 48-ми.  (Брошюра).

Печатное издание, содержащее перечень дней года и событий  или памятных дат, с этими днями связанных.  (Календарь).

Издание особой формы в виде одного листа, сложенного в неразрезанную тетрадь.   (Буклет).

Название этой книги в переводе с греческого обозначает «книга».    (Библия).

  Представители от каждой команды зачитывают свои заметки на тему «Сегодня на уроке», жюри оценивает работы (максимум - 5баллов).

   3-й конкурс называется «Редактирование текста». Мы уже упоминали о том, что настоящий журналист должен быть, прежде всего, грамотным человеком, поэтому ваша задача – определить общее количество ошибок в заданном тексте и устранить их. Прочитать текст в исправленном виде. (Текст спроецирован на экран, а также распечатан для каждой команды).

Между прочим.

Говорил он, между прочим,

«Красивее», «мы так хочим»,

«Досуг, шофер, процент, заем,

Квартал, портфель, бюлитень»,

«Поверх плана выполняем»,

«Агент звонит целый день».

(В.Масса, М.Червинский).

На выполнение задания отводится 1 минута.

Пока команды выполняют задания, жюри подсчитывает общий балл за предыдущие конкурсы и комментирует.

 Команды отчитываются в выполнении задания, жюри оценивает.

  4-й конкурс «За словом в карман не лезу». За 5 мин. Сочинить мини-статью, чтобы её можно было поместить в рубрику  «Школьные праздники». Она должна быть интересной, с долей юмора, иметь оригинальное название. Можно использовать стихотворную форму.

Одновременно капитаны команд получают индивидуальное задание: подготовить для соперника так называемую «газетную утку», т.е. небольшую информацию,  в которой присутствуют 3-4 заведомо ложных факта, так, чтобы соперник мог их обнаружить и  публично опровергнуть. Капитаны работают отдельно также в течение 5-ти мин.

Пока команды готовятся, учитель работает с залом:

Игра со зрителями:

 «Он – она».

Задание – прослушайте предложенные утверждения и согласитесь или не согласитесь с ними, в этом случае предложите правильный вариант.

(Она – балерина, он – балерун.  (Нет, танцовщик).

Она – актриса, он – актёр.   (Да).

Она – стюардесса, он – стюардесс.  (Нет, стюард).

Она - учительница, он – учитель.  (Да).

Она – подводница, он – подводник. (Да).

Она - конькобежка, он – конькобегун.  (Нет, конькобежец).

Она – доярка, он – подойник.  (Нет, дояр).

Она – писательница, он – писатель. (Да).

Она - художница, он – художник. (Да).

Она – швея, он – швец.  (Нет, портной).

Она – медсестра, он – медбрат.  (Да).

Он – профессор, она – профессура.  (Нет, тоже профессор).

Он – певец, она – певица – певица.  (Да).

Он – кузнец, она – кузница.  (нет, тоже кузнец).

Он – повар, она – поварёшка. (Нет, повариха).

Он – лётчик, она – лётчица.   (Да).

Он – пилот, она – пилотка.  (Нет, тоже пилот).

Он – космонавт, она – космонавтка.   (Да).

Он – водолаз, она – водолазка.   (Нет, тоже водолаз).

Он – гимнаст, она – гимнастёрка.    (Нет, гимнастка).

Он – акробат, она- акробатка.     (Да).

Он – толкатель ядра, она – толкушка.  (Нет, толкательница).

Он – кочегар, она – кочегарка.  (Нет, тоже кочегар).

Он – рыбак, она – рыбачка.   (Да).

Он – сторож, она – сторожка.  (Нет, сторожиха – разговорный вариант).

Он – моряк, она – морячка.    (Да, разговорный вар-т).

Он – матрос, она – матроска.  (Нет, тоже матрос).

Он – стрелок, она – стрелочница.   (Нет, тоже стрелок).

Он – маляр, она – малярия.  (Нет, малярша – разговорный вар-т).

Он – поэт, она – поэтика.  (Нет, поэтесса).

Он – электрик, она – электричка.    (Нет, тоже электрик).

Он - кассир, она - кассирша.   (Да, разговорный вар-т).

Он – лифтёр, она – лифтёрша.    (Да).

Он – носильщик, она – несушка.  (Нет, тоже носильщик).

Он – рабочий, она – рабочая.   (Да).

Он – штукатур, она – штукатурка.  (Нет, тоже штукатур).

Он – каменщик, она – каменка.    (Нет, тоже каменщик).

Он – портной, она – портная.    (Нет, портниха).

Он – мельник, она – мельница.    (Нет, тоже мельник).

Он – музыковед, она – музыковедьма.   (Нет, тоже музыковед).

 Команды зачитывают свои заметки, жюри комментирует выставленные баллы.

5-й  конкурс капитанов. Капитаны команд вслух зачитывают друг другу «газетные утки» и опровергают неверную информацию, в них содержащуюся.

 6-й конкурс «Лучшее интервью». Интервьюеры зачитывают свои работы, жюри их оценивает.

 Учитель: Ну что ж, ребята, вами сегодня была проделана огромная работа: вы написали по 2 заметки, взяли интервью; наши художники уже подготовили макет газет – осталось добавить последние штрихи:

Придумать название своей газете;

Заполнить красивым почерком приготовленные для вас гранки и вклеить их в вашу газету;

Возможно, добавить какие-то мелкие рисунки;

В газете должны быть выделены названия рубрик и статей.

Для подготовки к последнему конкурсу вам отводится 5 мин. Работа выполняется коллективно.

 Пока команды готовятся к защите своих газет, учитель проводит игру со зрителями «Озвучь меня».

Ребятам предлагаются картинки, к которым они должны придумать небольшой диалог (желательно, юмористический, на свой выбор).

Ребята озвучивают свои импровизации.

И, наконец, последний конкурс «Защита газет».

Каждой команде предоставляется ровно минута, чтобы защитить свою газету: продемонстрировать жюри и зрителям, озвучить название и оформление.

 Учитель: Пока жюри подводит итоги сегодняшнего конкурса, я хочу выразить слова признательности командам, которые продемонстрировали сегодня чёткую слаженную  работу и показали себя прекрасными будущими журналистами, а также хочу поблагодарить наше импровизированное жюри за объективную оценку всех конкурсов (по крайней мере, они старались быть объективными), ну и конечно самых активных зрителей.

Жюри оглашает итоги конкурса. Награждение победителей и участников КВН.

Учитель: И в заключение, ребята, я попрошу вас выразить своё мнение по поводу сегодняшнего занятия. Для меня оно очень важно! Я попыталась вам наглядно продемонстрировать с помощью ваших товарищей, чем занимается наше творческое объединение «Парусник детства»! И, конечно, мне бы хотелось всех вас видеть в нашем пресс-клубе.

Я вам задам 2 вопроса, а вы мне ответите на них с помощью карточек.

Перед вами карточки 3-х цветов: красного, жёлтого и чёрного.

1-й вопрос:   Понравилось ли вам наше занятие?

(да – красный цвет;

Не знаю – жёлтый;

Нет – чёрный).

2-й вопрос: Хотели бы вы заниматься в таком творческом объединении?

(да – красный цвет;

Ещё не решил(а)– жёлтый;

Нет – чёрный).

Ну что ж, дорогие ребята, подошла пора прощаться. Я желаю вам всяческих успехов в любых начинаниях! Мне было очень приятно с вами работать! Ещё раз большое спасибо за сотрудничество и всего вам доброго!

На свете множеству профессий рады
Нужны и лекарь, и актёр, и программист.
Но кто нам скажет в этом мире правду,
Когда её не скажет журналист?

(С этого стихотворения можно начать).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

10. Кружок "Введение в журналистику"

Журналистская деятельность – это мощное воспитательное средство, а также средство повышения интереса к учёбе. Эта работа способствует сплочённости детей, повышению их коммуникативных способностей...

программа курса "Основы журналистики"

Настоящая программа предназначена для редакций детских, подростковых и юношеских газет и журналов и призвана посодействовать формированию функциональной грамотности и устойчивого интереса к профессии ...

Технология проблемного диалога в обучении журналистике

Аннотация к мастер-классуПедагог: Сарахман М.В.Тема: Технология проблемного диалога в обучении журналистикеДевиз ПДО:«Открывать знания вместе с детьми».Проблемно-диалоговое обучение (ПДО) – это ...

Технология проблемного диалога в обучении журналистике

Аннотация к мастер-классуПедагог: Сарахман М.В.Тема: Технология проблемного диалога в обучении журналистикеДевиз ПДО:«Открывать знания вместе с детьми».Проблемно-диалоговое обучение (ПДО) – это ...

Азбука журналистики

Методическая разработка включает в себя конспекты четырех уроков, презентации и видеоролик, который мы сняли с детьми в 2011 году....

программа кружка "Журналистика".

здесь вы найдете не только авторскую разработку программы, но ктп кружковой работы. данная программа направлена на развитие творческих способностей учащихся, на реализацию умений и навыков в обла...

План занятия творческого объединения "Журналистика" по теме "Виды и жанры журналистики" с использованием Обратной методики Ривина"

Занятие ориентировано на старшеклассников, умеющих работать с различными источниками информации. Цель-создать презентацию "Виды и жанры журналистики", которая будет базой для дальнейшего подробного зн...


 

Комментарии

Ковтун Римма Ивановна

Сценарий этого занятия можно использовать и при проведении внеклассного мероприятия в рамках недели русского языка и литературы.