От креативного учителя к креативному ученику
материал по теме

Нарицина Людмила Григорьевна

Статья предназначена для работников системы образования: для учителей, для заместителей директора по учебно-воспитательной работе, научно-методической, экспереиентальной, воспитательной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_ot_kachestva.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

«От креативного учителя – к креативному ученику»

     Модернизация и инновационное развитие – единственный  путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам (Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Д.Медведев, 04 февраля 2010 г., Пр. – 271).

    Изменения, происходящие в современном обществе, требуют корректировки не только содержательных, но и методических и технологических аспектов образования.

    Чтобы добиться высокого результата в обучении, необходимо научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей, коммуникативные и информационно – технологические умения.

    Динамичные процессы современной жизни, изменение политических, экономических и социальных отношений в кризисный для государства период, военные конфликты, реальная угроза терроризма, ксенофобия, падение качества жизни, ухудшение экологической обстановки, ломка прежних социальных институтов, пересмотр системы прав и свобод граждан остро ставят проблему воспитания новой личности, проблему социализации личности в современном обществе. Социализация – многогранный процесс установления связей человека с миром. Он предполагает социальное познание, социальное общение, овладение навыками социального поведения, усвоение социальных функций, ролей, норм, прав и обязанностей, изменение и качественное преобразование самого человека, его всестороннее и гармоничное развитие.

Проблема социализации личности, формирования в связи с этим ключевых компетенций, т. е. умений, непосредственно связанных с жизнью и деятельностью человека в социуме, может быть частично решена с помощью новых моделей, технологий и концепций обучения.

    Технология классно – урочной системы, эффективная для массовой передачи знаний, умений, навыков молодому поколению, становится неконкурентноспособной в современных условиях. Акцент образовательной деятельности переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности мыслить самостоятельно, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разных по составу и профилях группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

    Новая школа предъявляет серьёзные требования и к учителю: профессионализм, креативность, открытость всему новому, способность учиться в течение всей жизни. Современные требования к педагогической деятельности предполагают постоянную готовность учителя обеспечивать инновационные и творческие процессы.

    Наши гимназисты, какие они? Умные, образованные, компетентные, знающие несколько иностранных языков, хорошо владеющие компьютером, творческие, прагматичные наконец, стремящиеся быть конкурентноспособными…

    При анализе традиционных сочинений учеников о летних каникулах поражает широта географического пространства: из Италии – во Францию, затем в Германию и Швейцарию, туманный Альбион. И следует заметить, ни слова о каких – либо покупках, «одеждах», только о духовных ценностях. А потом к бабушке, как правило, в сад: какую-то посильную помощь оказать и просто пообщаться и отдохнуть. И это здорово: не нарушаются традиции, не рвётся связь поколений. И это ничуть не идеализация действительности, это реалии сегодняшнего дня. Конечно, статус родителей гимназии, наверное, повыше, материальное положение лучше, чем в обычной школе.

    Довершим сказанное Моделью учениеа из гимназической Общеобразовательной Программы среднего ( полного) общего образования.

Модель выпускника.

Основным проектируемым результатом гимназического образования является формирование всесторонне образованной, социально зрелой, саморазвивающейся личности, которой присущи:

  1. гражданская позиция, патриотизм;
  2. сформированность базовых ценностей культурного, нравственно устойчивого цивилизованного человека, отражающих отношения к себе, окружающим, способам жизнедеятельности;
  3. сформированность современной картины мира, знание базовых понятий, теорий, концепций, принципов и законов;
  4. наличие общеучебных и социальных ключевых компетенций;
  5. потребность в самообразовании и самосовершенствовании;
  6. владение умениями и навыками сомообразования и самовоспитания;
  7. физическая выносливость и здоровье, достаточные для преодоления больших умственных и нервных нагрузок в условиях конкуренции на рынке труда;
  8. профессиональная ориентированность, осознаннгость выборадля последующего освоения образовательных программ профессионального образования;
  9. готовность к жизненному самоопределению;
  10. уважение к труду

    Родители гимназистов сегодня тоже другие: они требовательнее к школе, они имеют

право выбора, для них важен имидж школы, они «идут»  на учителя профессионального, компетентного , творческого, креативного… Это и понятно: в современной социальной ситуации уровень образованности определяет статус человека в обществе.

    В гимназии практически каждый учитель творческий, креативный, постоянно обновляющийся, обогащающий свой профессиональный уровень. Огромного внимания заслуживает работа Н.В.Борисовой, учителя русского языка и литературы высшей категории, Отличника народного образования, Заслуженного учителя Российской Федерации, победителя Приоритетного Национального проекта «Образование» по воспитанию духовности, внутренней культура гимназистов, творчества и креативности. Учитель в системе на протяжении нескольких лет ведёт углублённую работу  с учащимися по краеведению, в полной мере использует возможности таких сокровищ Санкт – Петербурга, как Эрмитаж и Русский Музей (лекторий Русского Музея). Наталья Вячеславовна совместно с сотрудниками музея разработала Программу для гимназистов, способствующую постижению смысла великих шедевров живописи, воспитанию души современных школьников через общение с прекрасным.

    На следующий день после посещения музея гимназисты на уроке работают с текстом, составленным учителем по материалам беседы экскурсовода музея со школьниками, анализируют его с точки зрения содержания и правописания, делятся впечатлениями и готовятся к выходу по этой же теме на экспозицию. Через две недели, придя в музей, гимназисты снова услышат уже знакомые слова, увидят знакомые произведения искусства, но не слайдах, а «вживую». После посещения музея школьники на уроке напишут сочинение – миниатюру с опорой на предыдущий текст, используя выученные термины по данной теме.

    Программа составлена так, чтобы каждое последующее  занятие в какой – то своей части опиралось на предыдущее и было логическим его продолжением. Ежегодно в сентябре данная Программа пролонгируется с учётом ошибок и «промахов» прошлого года.

    Каждый поход в лекторий или Русский музей учитель старается сделать познавательным и интересным. Дети любят тайну, любят вопросы, на которые трудно ответить. А таких вопросов им предлагается множество:

Почему одно здание называется Михайловский замок, а другое – Михайловский дворец? Чем замок отличается от дворца?

Почему витые лестницы замка закручиваются по часовой стрелке, а не наоборот?

Почему на постаменте  памятника Петру Первому перед замком написано «Прадеду от Правнука»? Кто они, Прадед и правнук?

И ребята с увлечением ищут ответы на вопросы, роются в книгах, говорят с родителями, идут в библиотеку, незаметно для себя расширяя сферу интересов и словарный запас.

    Ореол таинственности, загадки вокруг замка создают и работники лектория, и даже работники вневедомственной охраны. Они рассказывают пятиклассникам о ночном привидении, которое бродит по замку, о звуке шагов и звоне шпор на лестнице, о плаче ребёнка и топоте копыт в коридорах замка по ночам. А тайна надписи над Воскресенскими воротами замка? Сорок семь букв фразы из Священного Писания – сорок семь лет, прожитых Павлом Первым, и страшное предзнаменование! А цвет стен замка? А таинственный подземный ход?

    Наталья Вячеславовна никогда не торопится, когда идёт со школьниками на занятие. По дороге они останавливаются, что – то рассматривают, обсуждают. Предмет обсуждения может быть забавный: скульптуры Владимира Петровича -  кот Василий и кошка Василиса на карнизах домов Малой Садовой, а чаще разговор серьёзный: витражи Елиссевского магазина, памятник И.С.Тургеневу на Манежной площади и А.С.Пушкину – на площади Искусств, стиль классицизм в архитектуре., ансамблевый характер застройки в центре города, колонны дорического, ионического и коринфского ордера. И снова гимназисты роются в книгах и справочниках, потому что вопросы и письменные задания будут повторяться, пока абсолютно все запомнят, поймут, научатся видеть и узнавать.

    Научить детей говорить на языке искусства, расширить их словарный запас, излечить тот «немоты» перед картиной, статуей, архитектурным сооружением – задача любого словесника, живущего и работающего в крупном городе: здесь есть, куда повести детей, есть, что показать.

    Работа с текстами, составление и отработка их позволили перейти учителю к опережающему обучению. Уже в 6 классе Наталья Вячеславовна рассказала учащимся о назывных и неполных предложениях и научила пользоваться их при описании картины: «Лунная ночь. Безмолвие. На речной глади – лунная серебристая дорожка. На переднем плане – спящее украинское село». В пятом классе ребята безошибочно писали сложные прилагательные, обозначающие оттенки цветов: нежно – зелёные листья, тёмно – лиловое платье, охристо – жёлтый песок. Постоянно отрабатывалось правописание падежных окончаний существительных, прилагательных, личных окончаний глаголов, корней с чередованием гласных, правописание безударных гласных в корне. Ежедневно в начале урока велась работа с терминами, их лексическим значением, правилами правописания.

    Прошло пять лет. Ученики Натальи Вячеславовны теперь в десятом классе. Но занятия продолжаются. Только теперь после экскурсии десятиклассники сами, без помощи и подсказки учителя пишут отзывы. Они делают это свободно, используя массу терминов, хорошо ориентируясь в жанрах, направлениях  в искусстве, манере художника, колорите, живописных приёмах. Никто не перепутает картину художника академической школы с картиной художника – передвижника. Десятиклассники аргументированно высказывают суждение о произведениях искусства, они следят за выставками, у каждого есть любимый художник, любимая картина. Родители учеников с удовольствием говорят, что их дети ведут в музей приехавших из других городов родственников и знакомых, рассказывают им о художниках и полотнах. Неужели это те самые ученики, которые писали о «Появлении Христа на родине»? Нет, они излечились от «немоты».

    Алгоритм работы пятиклассника над описанием картины: говоря о картине, школьник должен ответить на три вопроса:

Что изображено на картине?

Как изображено?

Каково впечатление от картины?

Темы занятий.

5 класс.

1. Виды изобразительного искусства.

2. Живопись. Графика.

3. Скульптура.

4. Рисунок.

5. Пейзаж.

6. Натюрморт.

7. Портрет

8. Бытовой жанр.

9. Архитектура.

6 класс. Живопись первой половины XIX века.

7 класс. Живопись второй половины XIX века.

8 класс. Архитектура.

9 класс. Пушкинская эпоха в живописи и графике.

10 класс. Живопись и графика Серебряного века..

    Примеры некоторых текстов для 5 класса.

Текст № 1.

    Наш класс был на экскурсии в Русском музее. Музей в Михайловском дворце. Дворец построен архитектором Росси для сына Павла I Михаила. Экскурсовод обратила внимание учащихся на живопись на потолке. Она напоминает лепку и называется гризайль. Мы познакомились со скульптурой, мозаикой, живописью, графикой. Мозаика – это картины из маленьких разноцветных кусочков стекла, дерева, камня. Скульптуры выполнены из мрамора, чугуна или бронзы. Расписной потолок в залах называется плафон. Из окон музея видна площадь Искусств и осенняя яркая листва деревьев.

    Термины: архитектор, гризайль, скульптура, мозаика, живопись, графика, плафон, искусство, картина.

    Пунктограммы: тире между подлежащим и сказуемым, запятая при однородных членах.

    Долог и тернист путь от креативного учителя к креативному ученику, но заслуженная радость победы, творчества окрыляет и вдохновляет.

Авторы:

Борисова Наталия Вячеславовна, учитель русского языка и литературы гимназии № 92

Нарицина Людмила Григорьевна, учитель русского языка и литературы, заместитель директора по научно-методической работе гимназии № 92

Сочилин Сергей Борисович, директор гимназии № 92

Готовность к профессиональному самоопределению

Владение умениями и навыками самообразования, самовоспитания

Сформированность коммуникативной культуры, толерантность

Гражданская позиция, патриотизм


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учитель, отразись в ученике!

Сценарий праздника, посвященного Дню учителя...

Исследовательская деятельность: от успеха учителя - к успеху ученика

Если Вы занимаетесь исследовательской деятельностью в области языкознания - ознакомьтесь с данным материалом....

Влияние личности учителя на личность ученика

В статье содержатся описание стилей коммуникативного взаимодействия и метод измерения взаимоотношений учителя и учащихся....

ЕГЭ глазами учителя. ЕГЭ глазами ученика.

Как показывает практика, в период подготовки и сдачи экзаменов родители и учителя зачастую сами создают атмосферу эмоционального напряжения, ведь многие воспринимают успешность чада на экзаменах, как ...

Авторская разработка урока музыки «Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей!»

Разработка урока была представлена на областном конкурсе «Учитель года» Цель:  содействие  формированию гармонично развитой, нравственно устойчивой, патриотически-настроенной личности н...

От творчества учителя к творчеству ученика

Эти материалы можно использовать при изучении соответствующих тем по химии...

От компетентного учителя к компетентному ученику. (повышение компетентности учителя, как залог повышения компетентности ученика)

От компетентного учителя к компетентному ученику. (повышение компетентности учителя биологии. как залог повышения  компетентности ученика)...