тематическое планирование
элективный курс на тему

Корзина Ирина Федоровна

 "Деловая коммуникация", "Речеведение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_kommunik_9kl_elektiv_kurs.docx17.29 КБ
Microsoft Office document icon progr_elektiv_kurs.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание учебного материала

Программа элективного курса для 9 класса

«Деловая коммуникация»

Основная тема

Содержание курса

Занятие 1

Введение в курс. Организаторские способности. Этические нормы деловой коммуникации

Бизнес – профессия в классификации профессий. Понятие об организаторских способностях. Самопознание – тест «Можешь ли ты быть руководителем?» . знакомство с понятием «эмпатия».  Тренировка эмпатии. Понятие «этикет». Брейн-ринг по актуализации знаний этикета. Роль грамотности в успешной организации бизнеса. Тематика программы. Цели, задачи. Предложение правил работы

Занятие 2

Поиск работы.

Написание резюме

Осознание методов и способов поиска желаемой работы и зависимость получения работы от грамотного преподнесения себя работодателю. Тренировка навыка поиска работы. Разделение источников информации о вакансиях, их преимущества и недостатки. Навык разговора по телефону. Умение вести конструктивный разговор. Электронные адреса с информацией о вакансиях. Упражнение навыка написания резюме.

Занятие 3

Одежда успеха

Роль внешнего облика в бизнесе. Особенности деловой моды. Женская деловая мода. Мужская деловая мода. Работа с журналами мод – выработка чутья моды, стиля. Проективность моды («Что в душе , то и в одежде»). Дискуссия (стиль, атрибуты деловой моды – прическа, украшения, макияж, маникюр…)

Занятия 4-5.

Умение говорить

Зависимость успешности от умения общаться. Закономерности эффективного общения. Правила для говорящего. Роль доверия в общении. Безоценочность в общении. Тренировка навыка составления правильных формулировок  при обращении к собеседнику. Характеристики речи – скорость, громкость, отчетливость. Тренировка оптимального темпа речи. Интонация и восприятия. Роль интонации в достижении целей. Формы влияния на служащего. Самопознание – тест «Приятный ли вы собеседник?». Знакомство с техниками, повышающими и понижающими напряжение.

Занятия 6-7

Умение слушать

Особенности восприятия информации. Осознание того, что одну и ту же фразу разные люди понимают по-разному. Уточняющие вопросы. Умение слышать чувства собеседника. Концентрация внимания. Мимика, жесты во время разговора. Правила «хорошего слушания». Качества, важные для эффективного взаимодействия. Самопознание – тест «Способен ли ты слушать и слышать собеседника?»

Занятие 8

Визитки. Деловые письма

Устная и письменная речь. Правила создания визиток. Виды деловых писем. Выработка основных правил написания деловых писем. Рекомендательное письмо. Отличие западных деловых писем от отечественных. Тренировка умения различать их. Упражнение в составлении стилистически грамотных фраз, наиболее часто используемых в разных деловых письмах.

Занятие 9

Общение с иностранцами. Быт , нравы разных народов.

Знакомство со сводом правил для путешественников. Особенности приветствия разных народов. Личностные и бытовые особенности, присущие разным народам. Актуализация знаний иностранных денежных знаков. Тренировочное упражнение: по особенностям в бытовых ситуациях определить национальность персонажей

Занятие 10-11

Реклама – двигатель бизнеса. Культура рекламы

Значение рекламы в деловой коммуникации. Международный кодекс рекламной практики. Виды реклам ( реклама товаров, услуг, туристические, социальные) понятие о слогане. «Лицо» рекламы. Влияние рекламы на социальных стереотипы, детскую психику. Этика рекламы. Особенности рекламного выступления по телевидению. Тренировка навыка создания рекламного ролика

Занятие 12

Приемы и визиты в деловом мире

Деловые коммуникации (презентации, пресс-конференции, приемы). Основные характеристики деловых приемов (название,время проведения, сервировка стола, рассадка гостей,особенности их поведения, внешнего вида). Разговоры за столами (этичные – неэтичные вопросы). Рассадка гостей в автомобилях. Особенности прощания после приемов.

Занятие 13

Вручаем презенты

Понятие «презент». Роль делового подарка. Требования к выбору делового подарка. Смысловое содержание делового подарка. Выбор подарка, соответствующего социальному статусу получающего. Правила, связанные с вручением и принятием подарка. Особенности вручения подарков иностранцам. Развитие операций мышления – обстрагирования (работа с пословицами, поговорками о подарках). Цветы- символы. Самопознание – тест «Выбор подарка и характер»

Занятие 14

Процесс активного мышления – двигатель бизнеса

Осознание зависимости успешного предпринимательства от уровня развития умственных способностей. Тренировка творческих способностей; операций  мышления – выделения существенного, проведения аналогий, обобщения, классификации, абстрагирования. Упражнение в смекалке. Активизация словарного запаса. Умение находить определения.

Занятие 15

Способы саморегуляции

Понятие «стресс». Самопознание – тест «Подвержены ли вы стрессу?». Ранжировка профессий по «стрессоносимости». Выработка рекомендаций «Как справиться со стрессом». Работа с ученическими «стрессоносимыми»  ситуациями. Чувства, эмоции. Каналы воспроизведения эмоций. Внутренняя сопротивляемость. Йога. Аутотренинг. Релаксация . Природа и релаксация

Занятие 16-17

Творческая игра-зачет «Колобок в стране деловой коммуникации»

Предъявление знаний по курсу «Деловая коммуникация». (Проверка знаний по курсу и приобретенных самостоятельно – в виде домашнего задания).



Предварительный просмотр:

Учебно-методическое обеспечение программы

 ( элективный курс «Деловая коммуникация»)

  1. Алоева, М.А. настольная книга современного классного руководителя/ М.А, Алоева.- Ростов н/Д.: Феникс, 2006
  2. Волина А.В. Пословицы, поговорки, ребусы/ А.В, Волина. – СПб.: Дидиктика Плюс, 1997.
  3. Гарбузов В.И. практическая психотерапия/ В.И,Гарбузов. –СПб.: Сфера, 1994
  4. Григорьева Т.Г. Основы конструктивного мышления / Т,Г, Григорьева. – Новособирск: Совершенство, 1997
  5. Карнеги Д. Как завоевать друзей…/ Д.Карнеги. – М.: Прогресс, 1994
  6. Кехо,Д. Деньги, успех и вы. /Д. Кехо. – Минск: Попурри, 2002
  7.  Честара, Д. Деловой этикет/ Д.Честара. – М.: Торговый Дом Гранд, 1997
  8. Кашапов,Р,Р. Курс практической психологии / Р.Р, Кашапов. – Можайск: Полиграфический комбинат, 1992
  9. Коротаева Е. Хочу, могу, умею! / Е. Коротаева. – М.: КСП, 1997
  10. Лан И.М, правила хорошего тона/ И.М, Лан. – Тула: Апрель, 1997
  11. Опалев А.В. умение общаться с людьми / А.В, Опалев. – М.: Культура и спорт, 1996
  12. Родионов В.А. Я и другие / В.А, Родионов, М.А. Ступницкая. – Ярославль: Академия Развития, 2001
  13. Свергун, О. Психология успеха, или Как стать хозяином своей жизни / О. Свергун. – М.: Аст-Пресс, 2001
  14. Чиненный А.И, Этикет на все случаи жизни / А.И, Чиненный, Т.А, Стоян. – М.: Акалис, 1996
  15. Шадура, А.Ф, Тренинг жизненных навыков / А.Ф, Шадура. – СПб, 2005

Учебно-методическое обеспечение программы

 ( элективный курс речеведения)

  1. Александров В.Н., Александрова О.И. Письменный экзамен (изложение). 9 класс. Русский язык. – М.: ООО «ИЦ «Взгляд», 2005
  2. Богуславская Н.Е. и др. Методика развития речи на уроках русского языка / Н.Е, Богуславская, В.И. Капинос, А,Ю. Купалова и др. под редакцией Т.А. Ладыженской. – М.: Просвещение. 1991
  3. Влодавская Е.А. Русский язык. ЕГЭ: метод. Пособие для учителя. – М.: Экзамен, 2006
  4. Львова С.И. ЕГЭ- 2006: Русский язык: сб.заданий. – М,: Просвещение; ЭКСМО , 2006
  5. Свидинская Н.Т. Бугрий Е.П. ЕГЭ сдам без проблем. – М. : ЭКСМО, 2006
  6. Методические  рекомендации к подготовке к ЕГЭ в 9 классе, размещенные на сайте ФИПИ

Контрольно – измерительные материалы

Элективный курс «Деловая коммуникация»

Содержание карточек

Карточка 1

Вопросы бизнеса:

  1. финансовое учреждение? (банк)
  2. денежная единица Германии до 2002 г? (Марка)
  3. греческий бог – покровитель торговли? (Гермес)
  4. часть зарплаты, выданная вперед? (Аванс)
  5. денежная единица Бразилии? (Реал)
  6. разговорное обозначение миллиона денежных единиц? (Лимон)
  7. периодически организуемые торги? (ярмарка)
  8. оплата вперед (возможно частичная)? (Предоплата)
  9. посредник ? (брокер)
  10. денежная единица Норвегии, Швеции, Дании. (крона)

Карточка 2

Вопросы бизнеса:

  1. Установленный обязательный платеж, взимаемый с граждан и юридических лиц? (налог)
  2. рискованное и сомнительное дело, предпринятое в расчете на случайный успех? (Авантюра)
  3. отдача имущества под ссуду? (залог)
  4. денежная единица Японии (Йена)
  5. ценная бумага? (Акция)
  6. распродажа, на которой покупка достается тому, кто предложил максимальную цену? (аукцион)
  7. денежная единица Италии до 2002 г  ?(Лира)
  8. Славянский бог-покровитель торговли? (Велес)
  9. превышение доходов над расходами? (Дефицит)
  10. доход, получаемый владельцем акции? (Дивиденд)

Карточка 3

Вопросы бизнеса:

  1. торговец предметами старины? (Антиквар)
  2. денежная единица Бельгии (до2002) Швейцарии, Люксембурга(до2002) ? (франк)
  3. срочный договор? (контракт)
  4. имущество, переходящее после смерти его владельца к новому лицу? (наследство)
  5. несостоятельный должник, отказывающийся плаить своим кредитом вследствие разорения? (банкрот)
  6. получение в долг денег, ценностей на определенных условиях? ( зачет)
  7. установленный обязательный платеж, взимаемый с граждан и юридических лиц? (налог)
  8. отдача имущества под ссуду? (Залог)
  9. организация или человек, вложившие капитал в развитие экономики?(инвестр)
  10. твердо установленная зарплата? (оклад)

Карточка 4

Звонит телефон.

Ответьте на вопросы:

  1. можно ли звонить на дом по служебным делам? (нет)
  2. после какого сигнала звонка (звоните Вы, трубку не берут) звонить прекращают? (после 5-6 сигнала)
  3. можно ли задавать вопрос «Кто звонит?» ( это некорректно, звонящиц сам должен представиться)
  4. что нужно ответить тому, кто звонил ошибочно? (извините, вы ошиблись)
  5. кто первый заканчивает разговор ? (позвонивший)

Карточка 5

Перед вами два деловых письма. Определите, какое из них принадлежит западной компании, а какое содержание соответствует требованиям отечественной этики составления деловых писем.

«В связи с вашей просьбой о продлении кредита от 5 июля 2005 года, № 18/45 сообщаем следующее. Наш  совет рассмотрел ваш вопрос и принял решение о продлении сроков погашения кредита с соответствующим увеличением процентов».

«Рады вам сообщить, что срок погашения вашего кредита продлен. На следующей неделе вам будут высланы соответствующие документы с новой датой уплаты и указанием процентов. Полагаем, что для вас это превосходная новость».

Карточка 6

История одного подарка, ставшего пятым.

Однажды Моцарт, которому на протяжении всей жизни приходилось нелегко, исполнял свои произведения во дворце Карла Теодора. Он надеялся получить место руководителя капеллы, а вместо этого получил золотые часы, снятые тут же с рук Теодора. То были пятые по счету золотые часы, полученные по такому же поводу. «В будущем я намерен,- писал великий музыкант одного из своих хороших знакомых, пришить еще один кармашек для часов на свои панталоны и носить сразу двое часов, чтобы во время моего визита к высокопоставленному вельможе никому бы больше не пришло в голову одаривать меня часами».

- что скажете по этому поводу?

Можете ли ты быть руководителем?

«плох тот солдат, который не мечтает стать генералом», - гласит народная пословица. Однако есть множество людей, которые никогда не должны быть руководителями. Есть ли у тебя черты характера, которые говорили бы о твоей склонности к руководящей работе?

  1. можешь ли ты руководить людьми?

 Да-5, нет- 0

  1. любишь ли ты работать на приусадебном участке?

Да -5, нет – 0

  1. доставляет ли тебе удовольствие возражать кому-либо?

Да- 5, нет-0

  1. какое из двух достоинств ценишь больше всего?

Авторитет- 5. нежность -0

  1. любишь ли ты произносить речи?

Да -5, нет- 0

  1. чем , по твоему мнению, можно определить уровень цивилизации:

степенью эмансипации женщин – 0

уровнем развития техники – 5?

  1. раздражает ли тебя чья-то неумелость, неловкость?

Да – 5, нет- 0

  1. любишь ли ты работу, требующую контакта с людьми?

          Да- 5, нет- 0

  1. считаете ли вы, что в детстве слишком долго находился под влиянием матери?

Да-5,нет- 0

  1. во время знакомства ты в первую очередь обращаешь внимание:

 на внешний вид – 0

на то, что и как говорит собеседник – 5?

  1. впадаешь ли ты в ярость, есть не можешь настоять на своем?

Да-5, нет-0

  1. какой вид карьеры кажется тебе наиболее привлекательным:

 известного актера Гарри Купера – 0

Джимми Кларка, чемпиона автогонок -5?

  1. часто ли тебя выдвигают на выборную работу в классе?

Да- 5, нет-0

  1. бываешь ли ты организатором смелых начинаний?

Да- 5, нет-0

  1. ждешь ли ты . пока дела решатся сами по себе?

Да -5. нет -0

  1. раздражает ли тебя то, что живешь, к примеру, в комнате без штор на окнах?

Да 5. нет- 0

  1. какой цвет больше нравиться :

голубой – 0, красный – 5?

  1. легко ли принимать решения?

         ,нет-0,Да-5

  1. какие виды спорта тебе по душе?

Те, которые развивают ловкость – 0

Те , которые развивают силу – 5

  1.  признаешь ли ты руководителя, представляющего противоположный пол, если он достаточно компетентен?

Да- 5, нет -0

Если ты набрал:

100-180 баллов: ты тот человек, который имеет большую потребность доминировать над людьми. Несмотря на то, что ты проявляешь инициативу и бываешь прекрасным организатором, твоя горячность, твое стремление быть признанным любой ценной, твое желание манипулировать другими значительно снижают эффективность твоих действий. Сильное нервное напряжение, неумение расслабляться приводят к тому, что. Будучи взволнованным. Слишком легко можешь обидеть другого человека. Часто хвастаешь, зазнаешься, бываешь агрессивен. Но если тебе удастся изменить свое отношение к людям, то предрасположенность к руководящей работе может принести прекрасные результаты

70-40 баллов: у тебя высокие запросы, часто бываешь самоуверен, любишь подчеркивать собственное «я». Управляемость эмоциями и склонность к анализированию своих поступков приводят к тому, что необходимость руководить другими не принимает у тебя крайних форм. Ты любишь ходить непроторенными дорогами, имеешь собственное мнение, которое не всегда совпадает с мнением других

35-0 баллов: ты человек, который имеет больше склонностей быть подчиненным, нежели руководить другими. В роле «шефа»  ты бы чувствовал себя очень плохо. Ты, скорее всего, человек не смелый, скромный, неуверенный в себе. Ты редко выступаешь с инициативой. С удовольствием подчиняешь компромиссные решения и остаешься в тени других людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование планировании курса Истории России конец 16- 18 век. 7 класс.По УМК Данилов А.А.

Данное календарно-тематическое планирование составлено по учебнику ДаниловаА.А ,Косулиной Л.Г История России 7 класс.Тематическое планирование развёрнутое....

Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса: Рабочая программа по модулю, Календарно-тематическое планирование, Поурочное планирование.

Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса:Рабочая программа по модулю "Основы мировых религиозных культур",Календарно-тематическое планирование с поясните...

календарно-тематическое планирование планирование ОБЖ 5 класс

Развернутое поурочное планирование по предмету "Основы безопасности жизнидеятельности" для учащихся 5 классов . Учебник А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников. на 2012-2013 учебный год....

Клендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10кл.Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл.

Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10клКалендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл...

Примерное тематическое планирование. Примерное тематическое планирование. Направление "Изобразительное искусство" ФГОС 6 класс (34 ч) Программа "Изобразительное искусство" С. П. Ломов, С. Е. Игнатьева, М. В. Карамзина.

Программа по предмету Изобразительное искусство разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотренным федера...