"Образование будущего. Школа - территория успеха"
проект на тему

Мацко (Прилука) Татьяна Ивановна

Данный проект разработан в рамках участия в областном конкурсе "Учитель года Дона - 2011" номинация "Педагогический дебют".

 

Цель проекта - сформировать развивающую среду образовательного пространства, способствующую развитию способностей обучающихся, их успешному самовыражению и социализации. 

 

Задачи:

1. создание развивающего комплекса, в виде исследовательских лабораторий, творческих мастерских, лидерских площадок, спортивных инкубаторов, предоставляющих возможность обучающимся выявить и развить заложенные в них способности;

2. вовлечение всех обучающихся в общественно – полезную деятельность с целью их успешной социализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon proekt_obrazovanie_budushchego.zip1.7 МБ

Предварительный просмотр:

Инновационный образовательный проект

«Образование будущего. Школа – территория успеха»

Посредственный учитель излагает.

Хороший учитель объясняет.

Выдающийся учитель показывает.

Великий учитель вдохновляет.

У. Уорд

  1. Обоснование актуальности проекта.

По данным международных исследований Россия занимает:

  1. 1 место по числу убийств среди детей и подростков,
  2. 1 место по смертности от заболеваний сердечно – сосудистой системы,
  3. 1 место по объему потребления героина,
  4. 1 место по объему продаж алкоголя,
  5. 1 место по числу пациентов с заболеваниями психики,
  6. 3 место по количеству тоталитарных сект,
  7. 27 место по качеству образования,
  8. 57 место по качеству жизни,
  9. 70 место по использованию коммуникационных и информационных технологий,
  10. 97 место по доходам на душу человека,
  11. 127 место по показателям здоровья человека,
  12. 134 место по продолжительности жизни.

За последние 35 лет из России уехали свыше 30 млн. человек, причем наиболее образованных, деловых и активных.

По оценкам экспертов, около 20.000 российских ученых работают на страны ЕС.

Во всех стратегических документах федерального уровня последних лет поддержка "талантливого ребенка" провозглашается приоритетной государственной задачей. Для решения данной задачи предлагается:

  1. создавать площадки реализации (краткосрочные школы, мастер-классы) для проб каждого ребенка;
  2. обучать педагога работать не с массой, со средним ребенком, а в горизонтах саморазвития каждого.

Несомненно, школа должна работать с одаренными детьми, создавая условия для их самоопределения, самореализации и социализации на всех этапах развития.

Толковый словарь под редакцией С.И.Ожегова объясняет слово «одарённость» следующим образом: «То же, что талантливый…». А уж талантливый - «…это человек, обладающий врождёнными качествами, особыми природными способностями». Если вдуматься в это определение, то можно прийти к старой истине, что неталантливых, а, следовательно, не одарённых от природы людей не бывает. И мне верится, что при умелом воздействии можно развивать эти таланты и воспитывать одаренных детей.

  1. Одарённость - развивающееся качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одарённость проявляется в успешности, в какой - либо деятельности. 

"Все дети талантливы", а потому важно, чтобы ребенок развивался в среде, способствующей развитию его дарования.

Выделяют различные виды одаренности. Например:

  1. По виду деятельности и обеспечивающей ее сфере психики:

Вид деятельности

Тип одарённости

 

Практическая

спортивная

Техническая (например, одаренность в ремеслах)

организационная

Коммуникативная

лидерская

аттрактивная

 

 

Художественно-эстетическая

музыкальная

сценическая

литературно-поэтическая

изобразительная

хореографическая

Духовно-ценностная

дар служения

дар создания духовных ценностей

Познавательная

общая (умственная) одарённость

академическая

интеллектуальная

  1. По "форме проявления" различаются: явная одаренность и скрытая одаренность.

Кого считать одаренным? Я бы сказала - себя. Дать ребенку веру в то, что он уникален и может многое - это важный шаг, для того, чтобы одаренность, прежде всего, увидеть. А увидев, не потерять и пытаться развивать, направлять в нужное русло. Самое главное определиться в том, что это, прежде всего, необходимо самому ребенку, его родителям, наставникам и оказывать всяческую в этом помощь

Зарубежная статистика такова: интеллектуально одарены 2% детей, с повышенными умственными способностями -15-16%, то есть в общем 18 детей из ста. Из 5 одаренных детей выявляется только один. Однако и это не означает, что одаренность такого ребенка будет развиваться и совершенствоваться в дальнейшем.

Из вышесказанного явно следует противоречие: с одной стороны молодежь обладает высоким творческим потенциалом, но с другой стороны она не может реализовать себя в современных условиях.

  1. Цель проекта:

Цель проекта - сформировать развивающую среду образовательного пространства, способствующую развитию способностей обучающихся, их успешному самовыражению и социализации.

Задачи:

1. создание развивающего комплекса, в виде исследовательских лабораторий, творческих мастерских, лидерских площадок, спортивных инкубаторов, предоставляющих возможность обучающимся выявить и развить заложенные в них способности;

2. вовлечение всех обучающихся в общественно – полезную деятельность с целью их успешной социализации.

  1. Условия, необходимые для реализации данного проекта.

Введение « Стандартов второго поколения», где декларируется введение в образовательные учреждения внеурочной деятельности, создают необходимые условия для реализации моего проекта.

  1. Управления и кадры.

Безусловно, процесс выявления и поддержки юных дарований – сложен и многогранен. Но очевидно, что эта работа будет успешной только в том случае, если в непростом процессе становления юных талантливых граждан России принимает участие все взрослое сообщество: родители, психологи, учителя.

Бесспорно: в выявлении талантов у детей большую роль должны сыграть родители. Известно, что все таланты ребенка наиболее ярко проявляются в возрасте 5-6 лет. В этот период нужно быть особенно внимательным к детям, нужно уметь рассмотреть в своем ребенке уникальность, собрать первую папку достижений своего ребенка, которая поможет психологу школы для составления индивидуальной траектории развития успешности обучающегося. Для эффективного достижения цели развития успешности обучающегося взаимодействие родителей и всех участников образовательного процесса имеет определяющее значение. Ибо ни один даже самый талантливый взрослый не может в одиночку достичь положительного результата.

  1. Сущность проектного предложения и механизм реализации.

В президентской инициативе «Наша новая школа» справедливо замечено, что «уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире» (Д.Медведев).

Основой моего проекта составляет интеграция основных направлений по работе с одаренными детьми с целью их успешной социализации.

Я предлагаю на базе школы создать несколько открытых развивающих площадок, соответствующих одной из форм одаренности:

  1. 1.Плошадка «Эврика» - развивает способность творчески мыслить и находить нестандартные решения в области науки и техники. Работу ведут творческие группы педагогов, специалисты узкого профиля, которые строят свою работу с учащимися через:
  1. УНО - конференции, олимпиады, творческие конкурсы.
  2. Кружки по интересам.
  3. Элективные курсы по выбору.
  4. Углубленные программы по предметам.
  5. Профильное обучение.
  6. Работа профильных смен лагеря дневного пребывания.
  7. Консультации по предметам.
  8. Работа по индивидуальным планам развития.
  1. Творческая площадка - «Арт –мастерская». Создает условия для проявления творческих компетентностей обучающихся в художественно-эстетической деятельности — хореографической, сценической, литературно-поэтической, изобразительной и музыкальной. Работу ведут педагоги дополнительного образования, специалисты учреждений культуры, которые строят свою работу с обучающими через исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия.
  2. Площадка «Город мастеров» ». Создает условия для проявления трудовых способностей обучающихся, знакомит с профессиями.
  3. Площадка «Спортивный олимп» создает условия для развития физических способностей.
  4. Площадка «Школа лидеров». Создает среду для развития и самореализации лидерских качеств.

Все площадки являются открытым развивающим пространством.

Обучающиеся проходят следующие этапы:

Название этапа

Период реализации

Описание этапа.

1.

«Играй и пробуй!»

Начальная школа

Обучающиеся проходят через все развивающие площадки, психолог помогает определить приоритеты развития, выстроить индивидуальный график развития.

2.

«Дерзай и побеждай!»

Средняя школа

Обучающиеся могут посещать одну или несколько площадок, развивая способности, реализуя приобретенные навыки в общественно – полезной деятельности

3.

« Твори и определяйся!»

Старшая школа

Обучающиеся определяются с профилем, углубленно погружаются в свое пространство, совершенствуют навыки общественно – полезной деятельности.

  1. Планируемые результаты.

Создание благоприятной развивающей среды образовательного пространства, способствующей развитию творческих компетентностей и инициативности обучающихся, их успешному самовыражению и социализации, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.

  1. Методические средства реализации проекта.
  2. Сроки реализации проекта

На протяжении 15 лет в Сальском районе существует летняя профильная школа одаренных детей «Виктория», чей опыт я частично обобщила при работе над проектом. Лучшие учителя Сальского района, в последнее время победители национального проекта «Образование» ведут преподавание 6 предметных секций. Особая роль отводится в школе внеурочной деятельности. Проведение таких акций, как «Мы есть!», «Умным быть модно!», «Добрые сердца» помогают самореализации и социализации одаренных детей. В школу успешно вошло социальное проектирование.

  1. Источники информации

Стране надо растить свои таланты, от этого зависит ее будущее; каждый имеет право достичь максимального для него уровня развития.

Дорогие коллеги!

Я даю себе отчет, что многим из Вас мой проект кажется утопией. Но иногда из смелых фантазий  рождаются самые прогрессивные идеи, которые влияют на поворот общественной жизни. Я стою у порога педагогической карьеры.  И сегодня я не вправе представлять свой педагогический опыт, но зато я вправе мечтать, и может быть от смелости и  диапазона моих дерзновений зависит мой профессиональный путь. Я научу мечтать своих учеников, заражу их жаждой счастливой жизни, покажу им счастье полета, и они сделают нашу жизнь хоть немножечко лучше!

«Мы ничего вам не даем.

Мы не даем Вам Бога, ибо сами, собственным трудом должны Вы его найти в своей душе.

Мы не даем Вам Родины, потому что вы сами должны найти ее трудом собственного сердца и  мысли.             Мы не даем Вам любви, ибо нет любви без прощения, а прощение- это огромный труд, который каждый должен предпринять сам.

Мы даем вам только одно – тоску по лучшей жизни, которой нет, но которая когда – нибудь будет, тоску по истине и справедливости. Может быть , эта тоска приведет Вас к Богу, поможет обрести Родину и любовь»-  Януш Корчак, 1942 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школа - территория успеха? Или как выстраивать родителям взаимоотношения с учителем

У родителей часто складываются довольно сложные отношения со школой. Но все родители понимают, что их отдаленность от школы ведет к не очень хорошим последствиям для обеих сторон, и особенно для ...

Школа - территория успеха? Или как выстраивать учителям взаимоотношения с родителями

Несколько незамысловатых рекомендаций по работе с родителями в школе для учителей....

Межрайонный семинар-практикум «Инклюзивное образование в условиях интеграции детей с ОВЗ в ОУ» Доклад по теме: «Школа – территория для всех. Технология сопровождения ребенка с ОВЗ в образовательном пространстве» (тренинг тьюторства)

Вопрос оснащения школ и подготовки кадров поднимался президентом РФ В. В. Путиным в его послании Федеральному собранию. «Решающее значение для будущего российской школы приобретает профессиональный ро...

Развитие учительского потенциала в проекте «школа СОК «Камчия»- школа будущего, школа успеха»

В статье содержится описание опыта формирования педагогического коллектива, развития его потенциала  в процессе реализации проекта "Наша новая школа- школа будущего" в СОК "Камчия" (Болгария).htt...

«Дополнительное образование детей – территория успеха»

Каждый ребенок талантлив и неповторим по-своему, только надо вовремя заметить, поддержать и в процессе воспитания развить ростки детской творческой одарен­ности, необходимо создавать для каждого р...

Инновационный образовательный проект "Школа-территория успеха"

Актуальность и необходимость работы над проетктом обусловлена задачами, необходимыми для реализации указа Президента:-создание условий для социализации выпускников;-формирование гражданской ответствен...

Моя инициатива в образовании: школа-территория успеха.

Школа-территория успеха.Опираясь на положения концепции развития образования РФ, можно сделать вывод, что направляющим вектором в работе современного учителя является формирование успешной личности. Н...