Методические разработки и обобщение опыта
методическая разработка (5 класс) по теме

Бринстер Инна Сергеевна

Методические разработки ко Дню Победы, по профилактике экстемизма и воспитанию толерантности/

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka.docx154.96 КБ
Файл shire_krug.docx899.37 КБ
Файл opyt.docx337.5 КБ
Файл moya_programma.docx341.32 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация

Название номинации: литературно – музыкальная композиция

Название работы: «С Днём Победы!»

Тематическое содержание: Данная разработка литературно – музыкальной композиции посвящается 65 – летию со Дня Победы в ВОВ. Кроме музыкальных (песенных) номеров используются танцевальные композиции. Сценарий составлен на основе стихотворений автора. Танцевальные композиции – также постановка автора.

Цели и задачи: формирование у подрастающего поколения уважительного отношения к историческому прошлому своей страны, чувства гордости за свою страну, воинов – земляков.

Область применения: данная разработка может быть использована в школах, учреждениях культуры, музеях.

Формы и методы реализации: Встреча с ветеранами ВОВ, тружениками тыла. Приглашены «дети войны»,  Глава администрации, родители учащихся, педагоги.

Возрастные группы обучающихся – участников – воспитанников: 10-17 лет.

Сценарий литературно – музыкальной композиции, посвященной 65 – летию  Дня Победы.

Гости и приглашенные сидят в зале за столиками, на которых горят свечи.

В зале ветераны с внуками. Звучит музыка «Прощание славянки», на экране заставка (мультимедиа) победный салют. Все слова принадлежат ведущей.

Вед: Добрый вечер, дорогие гости. Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы выразить слова благодарности единственному нашему ветерану войны Болотову Якову Михеевичу за Победу, которую он для нас добывал в годы войны; чтобы поздравить с этим великим праздником тружеников тыла, которые ковали Победу в тылу;  чтобы пожелать здоровья тем людям, которые в годы войны были ещё детьми. Но и на их долю выпало немало испытаний и горя.

Дорогие наши, любимые бабушки и дедушки, низкий Вам земной поклон и с праздником! С великой Победой! Ведь если бы не Вы, не Ваш подвиг, не Ваш ратный труд – не было бы сегодня всего, что есть.

Для поздравления ветеранов мы приглашаем на сцену Главу с.п. Шугур Руслана Владимировича Бринстер.

(приветственное слово Главы, цветы)

Чтец: Что такое война?

Да откуда мне знать.

Это дедам моим

Пришлось воевать.

Им пришлось нелегко

Землю-мать защищать,

Под фашистские пули

Свою грудь подставлять.

Мне мой дед рассказал,

Как фашистов он гнал,

Как с Земли нашей русской

Наглый фриц убегал.

Убегал от позора,

От напора бежал,

«И не сметь возвращаться»-

Им мой дед наказал.

Бились они за Победу,

Мира хотели добиться,

Знали, наверное, деды,

Что должен был я родиться.

Вед: Знаменательной дате,

Тому светлому дню,

Посвящаем сегодня

Мы программу свою.

Танцевальный ансамбль

Вас поздравить спешит

Дарим танцы и песни

Вам от чистой души!

(исполняется танец «Катюша» - танцевальный коллектив «Шугуряночка». Песня звучит в исполнении участницы художественной самодеятельности СДК Светланы Лазорек)

Вед: Немало песен, стихов, рассказов написано о войне. И фильмов снято немало. Есть в советском кинематографе фильм «Офицеры». В нём один из героев говорит о том, что самая главная профессия – Родину защищать.

Чтец: Есть такая профессия –

Родину защищать

Есть такое призвание –

Землю оберегать.

Отвагой, талантом и смелостью,

Ты должен всем доказать,

Что ты верный сын своей Родины

Она для тебя словно Мать.

Пожарный, спасатель, ученый…

Профессия здесь не важна,

Многих героев, из разных эпох

История чтит имена.

Героем быть своей Родины –

Это не  шашкой махать.

Цель должна быть у каждого –

Полезным Родине стать.

И встать на защиту Отечества,

Пробьет (не дай Бог) чёрный час,

Вспомнить про долг, честь и совесть

Я призываю Вас!

Есть такая профессия-

Родину защищать.

Нужно любить свою Родину,

Чтобы героем стать.

Вед: Дорогие ветераны!

Поздравленья все для вас,

Приглашает вас на танец

Майский вальс, любимый вальс!

(звучит песня «Майский вальс» в исполнении участницы художественной самодеятельности СДК Н. Лазорек,  ветераны танцуют)

Вед: Отчизна, Слава и Мужество –

Доблесть наших бойцов.

Если дали завьюжатся

Вспомним песни отцов.

Песня помогала и в труде и в бою. Давайте все вместе вспомним самые любимые.

(Все исполняют попурри из военных песен и песен военных лет: «Песни наших отцов», «Синий платочек», «Давай закурим» и т.д.)

Вед: Сколько бы не прошло лет с того времени мы не имеем права забывать тех, кто не вернулся с поля боя. Почтим память павших героев минутой молчания. (минута молчания)

На экране презентация «У обелиска» (музыка)

Чтец:

Это праздник памяти и чести,

Пусть пройдёт 100 лет, да хоть и 200,

Помнить мы обязаны всегда,

Тех, кто не вернётся никогда.

Вот в который раз стою у обелиска,

А вокруг всё тихо, чисто,…

В небо голубое синеву разлили,

Слёзы памяти в глазах моих застыли.

В сердце что - то и в душе клокочет

Вырваться наружу возглас хочет:

«Люди! Будьте бдительны всегда!

Пусть войны не будет никогда!»

Чтоб никто не умирал от пуль фашистских,

На Земле же нету жизней лишних,

Счастливы пусть будут матери и дети,

Лучше мира ничего на свете нету.

(танец «Журавли» - исполняет танцевальный коллектив «Шугуряночка», песню исполняет художественный руководитель СДК Валентина Нагибина)

Вед: На снегу и в траве,

Словно капельки крови,

Рдеют алые маки,

Колыхаясь на воле.

Не дают нам забыть

Они годы лихие,

Те простые цветы,

Те цветы полевые.

(исполняется песня «Маки» - Нохов Анатолий – участник войны в Афганистане, участник  художественной самодеятельности СДК)

Чтец: (читает Иван Бринстер о своих дедах.)

Была война и не одна,

Их было много, но такая,

Безумная и страшная война,

Война вторая мировая.

И все кто мог, встал на защиту –

Татарин, манси и узбек,

И армия врага была разбита,

И  победил в ней Человек!

Мои прадеды тоже воевали,

Один с Мордовии и два сибиряка,

Они Победу тоже приближали,

Один – разведчик, два стрелка.

Четвертый прадед немцем был,

Но он на фронте не бывал,

В тылу, на танковом заводе

Для нас Победу добывал.

Я их не знал, и никогда не видел,

Но для меня они живее всех живых.

Пока я жив – я помнить буду

О подвиге великом их!

(исполняется танец под музыку «В лесу прифронтовом» - исполняет Валентина Калинина (представитель родительской общественности)

Вед: Вы были детьми, когда гремела война,

Ох, и повидали вы лиха…

Какой же звенящей была тишина,

Когда на Земле стало тихо.

И холод, и голод, и горе, и страх –

Всё пережить довелось.

Желаем вам счастья на долгие годы

И жизни счастливой без слёз!

Вед: Кто сказал, что нужно бросить песни на войне?

После боя сердце просит музыки вдвойне.

Помните слова из фильма «В бой идут одни старики»? А какое значение имела на войне частушка? (Ветераны рассказывают)

Давайте споём частушки!

(в зале исполняются частушки на военную тематику)

Вед:  Заканчивая нашу встречу, мы ещё раз кланяемся Вам, дорогие ветераны, поздравляем с Победой! На память примите сувениры, изготовленные учениками школы специально ко Дню Победы.

ФИНАЛ: (все участники выходят на сцену)

Вед: С Днём Победы, друзья! С Днём Победы!

Пусть пройдут мимо вас все невзгоды и беды!

Пусть Победа  и Мир будут рядом всегда!

Пусть не будет войны никогда! Никогда!

Все участники концерта исполняют песню «День Победы». На экране презентация (слайд – шоу)  «День Победы. Фото на память.»



Предварительный просмотр:

Аннотация

Данное мероприятие представлено в номинации  массовое мероприятие, направленное на профилактику экстремизма, национализма, формирование и укрепление толерантности. Основной замысел данной программы показать великую силу танца, собирающего в единый круг людей разных национальностей, вероисповеданий, мировоззрений. В разработке использованы стихи автора.

        Цель данного мероприятия: посредством танца укрепить межэтнические отношения, воспитывать толерантное отношение к людям разных национальностей, к их культуре.

        Сценарий этого мероприятия может быть использован для проведения как в образовательных учреждениях, так и в учреждениях культуры, дополнительного образования, во внеурочной  деятельности. Участниками данной программы могут быть обучающиеся и воспитанники 7-17 лет, а также взрослая аудитория.

Сценарий

танцевально – развлекательного вечера «Шире круг»,

посвященного Международному дню танца – 29 апреля.

Все слова принадлежат ведущей. Мероприятие проходит в танцевальном зале школы.

Необходимое оборудование: записи с фонограммами танцевальных мелодий, элементы костюмов к танцам разных народов (платки цыганские, веера, сомбреро и т.д.)

Музыкой полнится сфера,
Сладкой мелодией манит.
Ритм, исходящий из сердца,
Повелевает умами.

Легкость, дыханье свободы,
Сила и радость движенья –
Преодолеть беззаботно
Грешной Земли притяженье.

Пластика, грация, ловкость
Вмиг превращаются в чувство.
И без единого слова
Провозглашают о чуде.

Пола обманчивый глянец…
Пары в нарядах стекутся.
Танец! Божественный танец!
Высшее в мире искусство!

Лариса Луканева

Вед:  Шире, шире, шире круг –

         Музыка зовет,

         Всех друзей и всех подруг

         В шумный хоровод.

Приглашаю вас, друзья,

Всех повеселиться,

В этот вечер необычный

В танце закружиться.

Кто мне скажет, кто ответит

Почему танцуют дети?

Что так манит, в пляс зовет

Отмечает что народ?  (Ответы из зала)

Вед: Действительно, сегодня - 29 апреля отмечается Международный день танца. Давайте немного окунемся в историю и поподробнее узнаем об этом дне.

Всех мэтров танца вспомним в этот день,
Волшебный предпоследний день апреля!
Пускай хранит их души божья сень,
Всегда они, чтоб достигали цели!

Для того чтобы иметь представление о чём мы с вами будем сегодня говорить, и чем заниматься, я предлагаю посмотреть презентацию. (приложение )

29 апреля - Всемирный день танца

Во всем мире 29 апреля отмечается Международный (Всемирный) день танца. Впервые человечество отметило этот праздник в 1982 году. Решение о создании Дня танца было принято Международным Комитетом Танца Театрального Института ЮНЕСКО. Дата 29 апреля выбрана не случайно – в этот день родился создатель современного балета Жан-Жор Новерр (1727-1810).

Главной целью Всемирного Дня танца является повышение осведомленности о важности танца в широкой общественности. Кроме того, миссия данного праздника - убедить правительства всех стран мира о необходимости обеспечения мест для танцев во всех системах образования, от младшего до высшего.

По замыслу учредителей, Международный день танца призван объединить все направления танца, стать поводом для чествования этой формы искусства и его способности преодолевать все политические, культурные и этнические границы, его способности объединять людей во имя дружбы и мира, позволяя говорить им на одном языке — языке танца.

Вед: По традиции, каждый год какому-либо известному представителю мира танца предлагается обратиться к общественности с посланием, напоминающим людям о красоте танца. Мы с вами хоть и не являемся известными представителями танца, но так или иначе имеем к нему отношение, поэтому я предлагаю поделиться на 3 команды, и каждой команде за 3 минуты подготовить послание к общественности, призыв или поздравление, агитационный призыв и т.д. Время пошло. (ПОСЛАНИЕ). 

Вед:  Ну, вот все команды готовы. Слушаем их послания. (зачитываются тексты)

Пока команды трудились над заданием, я тоже не сидела, сложа руки. Разрешите и мне зачитать свое послание.

Что такое танец, сразу не отвечу.

Он даёт надежду на другую встречу.

Он живой и дерзкий, в нём душа и тело.

Двигайтесь, танцуйте, чтобы сердце пело!

Это дух единства, красота внутри.

Все кто кружит в танце, красивы – посмотри.

Танец исцеляет, будоражит кровь,

Возможно, что и в танце рождается ЛЮБОВЬ!!!

Вед: Давайте немного поговорим об истории танца. Танец - один из древних и массовых видов искусства. В нём находят своё отражение социальные и эстетические идеалы народа, его история, трудовая деятельность на протяжении веков, жизненный уклад, нравы, обычаи, характер. Народ создаёт в танце идеальный образ, к которому он стремится и который утверждает в эмоциональной, художественной форме.

Важное место отводилось танцу в религиозной, общественной и домашней жизни древних греков. Танцевальное искусство было поставлено на службу государству. Все уличные процессии и торжества становились, по существу, танцевальными представлениями. Особенно же знаменитыми были праздники в честь бога Дионисия, положившие начало современному театральному искусству.

       

Вед: А почему народ танцует и какая польза от танцев? Польза танцев для здоровья общеизвестна. Во-первых, танец подобен физкультуре: он оказывает общеукрепляющее действие на состояние организма. Во время самого танца происходит сбалансированная тренировка мышц, сердечно-сосудистой системы и суставов тела. Кроме того, значительно улучшается координация движений и укрепляется вестибулярный аппарат. Занятия танцами отличаются своим низким травматизмом.

Наконец, занятия танцами помогают выработать правильную осанку, стройный силуэт и красивую походку. Объясняется это тем, что они благотворно воздействуют на позвоночник.

Вед: А что такое танец? Я предлагаю вам самим попытаться ответить на данный вопрос. Я прошу команды сформулировать определение танца, возможно с демонстрацией.

(РАБОТА В ГРУППАХ)

 Вед: Все команды справились с этим заданием очень замечательно. На самом деле определений танца есть великое множество, но понятия «танец» единодушны только в первом пункте — то, что танец — это человеческое движение. Ведь кроме людей никто танцевать не может. Давайте докажем это на деле.

(танцевальная заставка)

Вед: Определение того, что такое танец, сильно зависит от исторического и культурного контекстов.

Американский хореограф Марпук определяла танец как подлинное выражение глубочайших душевных чувств, высвобождаемое через движение тела.

Антрополог Джоан Кеалиинохомоку даёт следующее определение: «танец — это преходящий, мимолетный способ экспрессии, происходящей в заданной форме и стиле посредством движений тела».

Танец существовал и существует в культурных традициях всех человеческих обществ. За долгую историю человечества он постоянно изменялся, отражая культурное развитие. Существует огромное множество видов, стилей и форм танца.

С помощью танца мы можем видеть и чувствовать музыку. Танец — это огромный мир, чтобы его покорить, надо иметь терпение.

Вед: Ну, вот мы с вами немного узнали об истории дня танца, об истории самого танца, почему люди танцуют. А сейчас я предлагаю перейти к следующей более практической части нашего вечера. Сегодня в зале собрались не только любители просто потанцевать, но и участницы танцевального коллектива «Шугуряночка». Вот с их помощью мы и проведем следующий блок нашей программы. (Идеально - если среди присутствующих есть люди разных национальностей, способных исполнить танец своего народа)

Вед: Язык танца понятен всем и не требует перевода. У танца нет национальности, расовой принадлежности. И потому он способен объединить, сплотить, собрать в единый круг все народы мира. Мы приглашаем всех присутствующих в один большой круг. Сейчас мы с вами исполним импровизированный танец, объединяющий все народности. Этот танец называется – сюита. Все мы знаем - сколько народов, народностей – столько и танцев. Мы взяли некоторые из них из разных частей света и разных континентов.

  • Русский
  • Украинский
  • Башкирский
  • Мансийский
  • Цыганский
  • Белорусский
  • Грузинский
  • Индийский
  • Китайский
  • Испанский

Ну и первым танцем станет русский с его особенностями и музыкой. Конечно,  мы вам предлагаем лишь элементы танца. Каждому можно при исполнении танца воспользоваться атрибутами: кокошник, русский платок, рубаха – косоворотка, веер, кастаньеты, веночки и т.д.

Вед:    Русский танец – перепляс,

        Полюбуйтесь все на нас.

        Развернись моя душа,

        Эх, как пляска хороша!

(Исполняется русский танец)

Вед:    Украинский «гопачок» –

        Зажигает мужичок,

        И дивчины с ними пляшут,

        Лентами, платками машут.

(Исполняется украинский танец)

Вед:    Башкирия родная,

        Где степи – ширь без края,

        Народ добрейший здесь живёт,

        Живет, танцует и поёт.

(Исполняется башкирский танец)

Вед:    Как рыбу поймать, и ягод набрать -

        Расскажем в танце мансийском.

        Ведь он нам родной, и ныне живой

        И к сердцу нашему близко.

(Исполняется мансийский танец)

Вед:    Цыганочка кипучая

        Будоражит кровь,

        Здесь в танце всё рассказано

        Про жизнь и про любовь!

(Исполняется цыганский танец)

Вед:    Белоруссия – России сестра,

        Белокурая, легкая, славная.

        В танцах братьев – славян не ревёт ураган,

Здесь покой и любовь тема главная.

(исполняется белорусский танец)

Вед:    А как хорош грузинский танец,

        Любой вам скажет иностранец,

        Джигит в том танце как орёл,

        Парит, не замечая пол.

(Исполняется грузинский танец)

Вед:    Индия – страна любви и песен.

И мир по - своему тот интересен,

В ту атмосферу окунись,

В легком танце закружись.

(Исполняется индийский танец)

Вед:    Китайский танец с веерами

        Красивый очень – судите сами,

        Какая пластика, и легкость в нём

        Я словно бабочка порхаю днём.

(Исполняется китайский танец)

Вед:   Фламенко – звуки кастаньет

Кипучей, ярче танца в мире нет,

        Танцуют их цыгане,

Живущие в Испании.

(исполняется испанский танец)

Вед:        Вот мы с вами немного познакомились с танцами разных народов, попытались их исполнить. Как настроение? Я думаю, что этот праздник – праздник дружбы, праздник мира, праздник души и тела никого не оставил равнодушным. Танец – это одна из форм воспитания толерантности, дружбы между народами.

Вед:  Существуют разные направления и стили танца, разные жанры и группы. Их очень много. Давайте вспомним некоторые из них (ПЕРЕЧИСЛЕНИЕ).

Да много вы знаете о танцах. А знаете ли вы песни, в которых упоминается слово «танец» или название танца? Я предлагаю командам вспомнить строчки из таких песен. Чья команда ответит и пропоет строчку из песни последней, та и выиграла. (Конкурс песен)

Вед:  Хочу сегодня искренне поздравить
        Всех тех, кто танцу время отдает,
        Желаю счастья и хочу добавить -
        Пускай душа танцует и поет.

(танцевальный блок)

Вед:  Завершить наш сегодняшний вечер мне бы хотелось словами Miyako YOSHIDA, которые он произнёс в своем послании к Международному дню танца.

 Танец принадлежит каждому. Он дарит радость и восторг всем, кто танцует и смотрит. Язык танца не знает границ. Он проникает за пределы классов, образования, стран и убеждений. Его словарь бесконечен, потому что человеческие чувства резонируют через движения. Танец обогащает душу и возвышает дух. Танец живет внутри всего живого. Если дети будут танцевать, на землю придет мир.

Литература и источники:

  1. Интернет - ресурсы

http://prezentacii.com

http: //zman.com

http: //calend.ru

http: //blogsport.com

  1. Литература
  1. Богомолова Л.В.  Основы танцевальной культуры. – М.: «Новая школа»,

1993. – 80 с.

  1. Захаров В.М. Радуга русского танца. – М.: Сов. Россия, 1986. – 128 с.
  2. Настюков Г. Народный танец. – М.: Профиздат. – 1976. – 63 с.
  3. Пичуричкин С. Имидж танцевального коллектива. – М.:»Маренго – принт», 2002. – 47с.
  4. Спорт, спорт, спорт…/Сост. З.П. Резникова. – М.: Сов. Россия, 1980. – 128с.
  5. Сюжетные танцы /Л.Н. Алексеевой, В.А. Гордеева, Л.Д. Борзых. – Москва: «Советская Россия», 1985. – 95 с.
  6. Сюжетные танцы /Сост. И.А. Спиридонова. – М.: Сов. Россия, 1987. – 112 с.
  7. Танцы для детей / Сост. Л.Н. Алексеева. – М.: Сов. Россия, 1982. – 128с.
  8. Уральская В.И. Рождение танца. – М.: Сов. Россия, 1982. – 144 с.
  9. Фёдорова Г.П. Танцы для детей. Методическое пособие. – СПб.: «Детство – пресс», 2000. – 40с.



Предварительный просмотр:

МБОУ Шугурская средняя общеобразовательная школа

Обобщение опыта работы

педагога дополнительного образования  

И.С. Бринстер

Танец – это один из древних и массовых видов искусства. В нём находят отражение социальные и эстетические идеалы народа, его история, трудовая деятельность на протяжении веков, жизненный уклад, нравы, обычаи, характер…

Северная  цивилизация, в которой мир людей слит с миром природы, подарила человечеству танец с уникальной пластикой, заимствованной у зверей и птиц. Язык жестов в них чрезвычайно развит. Конечно, северная хореография немыслима без импровизации, лежащей в основе большинства танцев. В последнее время повысился интерес к танцевальному фольклору, повысился и культурный уровень зрителей, предъявляющих к исполнителям более строгие требования. Только бережное отношение к народному творчеству, его использование при создании сценических номеров обеспечивают успех.

Я являюсь руководителем танцевального коллектива «Шугуряночка» тринадцатый год.  В течение последних двух лет я работала над методической темой  «Роль культуры Кондинских манси в культуре народов Севера», которая стала логическим продолжением темы «Культурные заимствования как способ возрождения культуры Кондинских манси». Являясь ярким выражением художественно-исторической памяти народа, традиционная культура играет важнейшую роль в формировании национального самосознания, в художественном воспитании подрастающего поколения, в его стремлении любить свой дом, свой край, Родину. Культура любого, пусть даже маленького народа, является звеном одной большой цепи. И если прервётся эта цепь, мировая культура понесёт значительную потерю. Восстанавливая и сохраняя духовную и материальную культуру Кондинских манси, мы не только сохраняем мировую культуру, но и воспитываем в детях чувство патриотизма, уважительного отношения к своей Родине.

В ходе работы над темой решались следующие задачи:

  1. Сохранение и развитие культуры, фольклора Кондинских манси.
  2. Совершенствование техники исполнения танцев.
  3. Танцевальная культура народов Севера. Традиции и современность.

Танцевальный коллектив «Шугуряночка» существует в школе уже 12 лет. За это время сформировался дружный коллектив, выпустились первые участники, ежегодно проводится набор новичков. В работе с детьми, особенно старшего возраста, важно проявление ими своего личного творчества и фантазии, особенно при постановке танца. В программе танцевальных занятий предусмотрены уроки «Сочиняем сами», когда детям даётся возможность высказать своё мнение, выразить свои чувства, мысли, эмоции в танце. При постановке танцевальных композиций мною всегда учитывается желание детей ввести тот или иной элемент в танец. И, естественно, что  только тесное сотрудничество педагога и воспитанников, взаимопонимание, взаимоуважение  даёт хорошие результаты.

Очень много положительных эмоций дают выступления детей на сцене школы, сельского Дома культуры, выездные концерты, где они могут себя сравнить с другими, дать правильную самооценку.

В ходе  занятий дети учатся:

  1. Характеризовать танцы народов Севера
  2. Классифицировать  таны
  3. Определять наиболее типичные черты народной хореографии, проводить сравнительный анализ традиционной народной хореографии Западной Сибири с танцевальным народным искусством русских, якутов, ительменов, хантов, манси, татар.

На занятиях у детей формируется:

  1. Развитие творческих способностей
  2. Умение оперировать танцевальными, пластическими образами
  3. Национальное самосознание;
  4. Навыки психорегуляции

Происходит:

  1. Развитие силы и гибкости
  2. Улучшение координации движений
  3. Развитие чувства ритма
  4. Развитие навыков синхронного исполнения движений
  5. Повышение физической работоспособности.

Наш коллектив постоянный участник всех проводимых в школе мероприятий. В 2008-2009 году принимали участие:

1. Концерт в рамках совещания руководителей ОУ района.

2. Акция «Кондинский край – наш отчий дом» (посв. 85-летию Кондинского района), участие в концерте.

3. «Урине хотал» - вороний праздник.

4. Открытие конкурса «Самый классный классный».

        Занятия проводятся по принципу «от простого к сложному».  

Алгоритм разучивания танца:

  1. Подбор музыкального сопровождения. Прослушивание.
  2. Составление рисунка танца, характеристика танца, работа над замыслом.
  3. Разучивание движений танца.
  4. Повторение движения самостоятельно (без педагога)
  5. Повторение движения под музыку.
  6. Индивидуальное разучивание движений, групповое разучивание.
  7. Отработка движений танца.

В занятиях танцевального коллектива есть «танцы – тренажеры». Они разучиваются всеми вновь прибывшими участниками, и существуют уже на протяжении многих лет. Но если у детей возникает желание изменить в танце то или иное движение, это только приветствуется.

Сценический костюм – одна из важнейших составляющих танца.  Необходимо, чтобы сценический костюм был ярким, красочным, интересным зрителю. Костюмы для нашего коллектива изготавливаются самими участницами, расшиваются, украшаются. В ходе работы над костюмами девочки также познают культуру своего народа, т.к. каждый орнамент имеет своё значение, несёт определённую смысловую нагрузку. Таким образом происходит интеграция с другими предметами: КНС, мансийская литература, ДПИ.

По причине того, что мальчики отдают предпочтение спорту, в коллективе только девочки. Только первоклашки на начальном этапе обучения приходят в коллектив. В плане коллектива  разучивание смешанных танцев (мальчики + девочки).

Хореографическая пластика, созданная коренными народами Севера в далёком прошлом, не утрачивает своего значения и сегодня. В век глобализации малые этносы стремятся сохранить свою индивидуальность. Помогают им адаптироваться в стремительно меняющемся мире устойчивые традиции национальных культур.

         

Отличительная черта традиционной хореографии обско-угорских  народов (хантов и манси) – привязка к медвежьим праздникам, охватывающим всю систему интонационно-пластических жанровых возможностей. Женщины, как правило, исполняют свой танец медленно и плавно, в сочетании с движениями корпуса, рук и головы; мужчины – резко и энергично, сопровождая пляску небольшими прыжками. И у хантов и манси распространены имитационно – подражательные танцы (журавля, утки, гагары, лося, лисицы, зайца и т.д.) и танцы – пантомимы (инсценировки).

Традиционную хореографию малочисленных народов Севера можно классифицировать следующим образом:

  • Сидячие танцы (в которых работают верхняя часть корпуса, голова, шея, руки) и стоячие (в них участвуют все части тела: голова, шея, плечи, корпус, бёдра, руки, ноги)
  • Танцевальная пластика в обрядах и ритуалах не связанная с ними (игровые, спортивные, развлекательные танцы)
  • Танцы, рисунок которых строится по кругу (исполнители двигаются по ходу солнца) и полукругу, а также по линиям, и танцы, имеющие смешанный рисунок.

Кроме этого все танцы подразделяются на:

  • Одиночные (личные) мужские и женские, являющиеся в основном имитационно-подражательными танцами и шаманскими плясками;
  • Танцы с малым количеством исполнителей (2-5 человек), мужские, женские и смешанные), которые в основном представляют танцы – инсценировки (пантомимы), имеющие определённый сюжет и драматургию;
  • Массовые (вольные) и круговые танцы со множеством исполнителей. Они могут быть не только мужскими и женскими, но и смешанными, их рисунок строится по линиям, полукругу, кругу.

        На современную традиционную культуру, хореографию манси большое влияние оказали русские. Это прослеживается во многих танцах, например «Куринька – Семеновна» - «Танец девушки, живущей на Оби» и др. Воздействие русского хореографического искусства прослеживается не только в названиях, но и в характере и манере исполнения танцев, их темпе, ритме и музыкальном сопровождении».

У танца, как ни у какого другого вида искусства, есть качества, способствовавшие быстрому и полному освоению жизненно необходимых навыков: в форме жестов и телодвижений человек за короткое время успевал передать эти навыки более ярко и эмоционально, нежели любым иным способом. Народный танец - это танец, созданный этносом и распространенный в быту, обладающий этническими особенностями, проявляющимися в характере, координации движений, в музыкально-ритмической и метрической структуре танца, манере его исполнения.

Всестороннее изучение народного танца важно как с хореографической точки зрения, так и в качестве историко-этнографического источника для определения социальных отношений между людьми, эстетического уровня создателей и исполнителей танцев. Костюмы и музыкальные инструменты также являются источником при изучении материальной и духовной культуры. Кроме того, данные хореографического искусства, сопоставленные с археологическими, фольклорными материалами и литературно-этнографическими сведениями прошлого и настоящего, позволяют более точно изучить прошлое народа.

Согласно «Технологии воспитания духовной культуры молодого поколения» (по Н.Б. Крыловой), ребёнок в школе не столько учится, сколько присваивает общечеловеческие культурные ценности и идентифицирует себя с определённой культурой на основе культурного самоопределения. В данном случае = это культура народа манси. Особенность технологии воспитания духовной культуры состоит в том, что субъекты и объекты объединяются, взаимозаменяются в процессе социокультурной деятельности, которую отличает свобода выбора, добровольность, активность. Эти составляющие создают условия для деятельности в танцевальном коллективе. В процессе работы с коллективом выполняются рекомендации, принципы, правила по формированию духовно-нравственной культуры личности.

В своей работе педагога дополнительного образования я стараюсь:

  • Планировать и организовывать контакты с детьми, подростками, молодежью, взрослым населением (родителями учащихся), организациями и учреждениями  (СДК) для осуществления эффективной творческой деятельности.
  • Поддерживать социально значимые инициативы детей и подростков в сфере их свободного времени, досуга и развлечений.
  • Планировать и организовывать работу с трудными детьми и подростками.
  • В допустимых формах оказывать помощь и поддержку неполным и проблемным семьям.
  • Находить взаимопонимание и контакт с педагогически запущенными подростками и детьми «группы риска».

 

План распространения педагогического опыта педагога дополнительного образования, руководителя танцевального коллектива «Шугуряночка»

№ п/п

Мероприятие

сроки

Место проведения

Для кого

1

Обмен опытом по написанию программы дополнительного образования (танцевальные занятия)

сентябрь

МОУ Шугурская НСОШ

Руководители кружков (д/с, СДК)

2

Мастер- класс «Элементы мансийского танца»

октябрь

д/с «Белочка»

Педагоги дополнительного образования

3

Мастер-класс «Национальный мансийский танец»

ноябрь

МО «Сельский дом культуры»

Руководитель танцевального кружка

4

Выступление коллектива «Шугуряночка» в концерте к Дню округа

декабрь

МО «Сельский дом культуры»

5

Презентация танцевального коллектива «Шугуряночка»

январь

/с «Белочка»

Воспитанники д/с

6

Беседа «Танцевальная культура народов Севера. Традиции и современность»

февраль

МОУ Шугурская НСОШ

Учащиеся школы

7

Разучивание элементов мансийского танца

март

/с «Белочка»

Воспитанники д/с

8

Мастер – класс «Исполнение мужских танцев народа манси»

апрель

МО «Сельский дом культуры»

Руководитель танцевального кружка

9

Буклет «Танцевальный коллектив в фотографиях»

май

МОУ Шугурская НСОШ



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Шугурская средняя общеобразовательная школа

Программа  танцевальных  занятий

«В танце душа народа»

(дополнительное образование)

(возраст учащихся 6-17 лет,

общекультурное направление)

Срок реализации 3 года

(2012-2015 гг)

                                                               

Автор: И.С.Бринстер,                                                Рассмотрено на заседании

педагог дополнительного образования,                  методического совета

I квалификационная категория.                               протокол № ___ от «___» _____ 20___ г.

                                                                                     Методист____________О.А.Цымбалюк

     

                   

2012-2013 г

Паспорт программы

Полное наименование программы

Программа танцевальных занятий «В танце душа народа»

Организация исполнитель

МБОУ Шугурская СОШ

Автор

Инна Сергеевна Бринстер

География

Территория с.п. Шугур

Целевые группы

Учащиеся 6 –10,

11- 17 лет

Общее количество участников программы

35 учащихся

Цель программы

Содействовать физическому и эстетическому развитию школьников средствами танцевальных занятий

Условия участия в программе

Добровольность, заинтересованность

Официальный язык программы

русский

Направленность

Хореография

Срок реализации программы

2012-2015 г.г.

Вид программы

Авторская

Уровень реализации

Основное общее

Уровень усвоения

Знать теоретические основы танца, сценического движения и уметь применять  их на практике.

Способ усвоения

Практические навыки

Краткое содержание

Программа рассчитана на 3  года, с объёмом 9 часов в неделю. Большее время уделяется практическим занятиям. В ходе реализации изучается танцевальная культура народов Севера, происходит интеграция с предметами этнического цикла. Изучается фольклор народов Севера (сказки, песни).

Пояснительная записка

Танец - один из древних и массовых видов искусства. В нём находят своё отражение социальные и эстетические идеалы народа, его история, трудовая деятельность на протяжении веков, жизненный уклад, нравы, обычаи, характер. Народ создаёт в танце идеальный образ, к которому он стремится и который утверждает в эмоциональной, художественной форме.

Название программы «В танце душа народа» раскрывает специфику занятий. Данная программа является авторской. Идея разработки данной программы была обусловлена несколькими факторами:

  1. Территория проживания обучающихся (ХМАО – Югра).
  2. Численный состав населения д. Шугур и обучающихся – 80% ханты и манси.
  3. Необходимость сохранения национальной культуры.

Залогом социально-экономической и политической стабильности не в последнюю очередь является сохранение и совершенствование народной культуры.

        Новизна данной программы заключается в том, что наряду с изучением танцевальной русской культуры происходит изучение танцевальной культуры народов Севера (ханты и манси).

Главная идея программы – обучение детей умению держаться на сцене, воспитание эстетического вкуса, развитие двигательных способностей учащихся. Содержание программы подобрано по принципу «от малого  к  великому». Изучая на начальной ступени (1-4 классы) основы сценического движения через разучивание упражнений и комплекса ритмической гимнастики, мы постепенно переходим к разучиванию танцевальных игр, зарисовок, затем разучиваем танцы разных народов (элементы) проводим сравнительный анализ.

Художественно отражая действительность, танец передаёт миропонимание народа, его современное представление о прекрасном.  Это одна из главных особенностей народного танца. В нём отражается современное понимание действительности средствами издавна сложившегося танцевального языка, доступного, понятного народу, любимого им. Содержание и выразительные средства танца всё время развиваются в соответствии с изменениями, происходящими в жизни.

        Музыкально – ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно, любая программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а также психические процессы, которые лежат в их основе. Основная направленность предлагаемой программы – психологическое и физическое раскрепощение ребенка через освоение своего тела как выразительного инструмента.

        Актуальность данной программы настоящее время очевидна. Освоение программы способствует развитию физических способностей обучающихся, оздоровлению через занятия танцами, так как основная забота государства – здоровье жителей страны.

         Данная программа предусматривает и эстетическое развитие ребёнка и этническое воспитание через изучение культуры своего народа (в данном случае манси и ханты).

Про народы Севера можно с уверенностью сказать, что это дети самой природы. В их танцах все движения заимствованы из природы. И таким народ желает видеть свой танец, чтобы кости были мягки, движения сильны и красивы, чтобы от танца согрелись душа и сердце.

        Актуальность данной программы возрастает и в связи с тем, что народы Севера в настоящее время стали всё больше опираться на собственные силы, на тот многовековой опыт жизнедеятельности, который был выработан многими поколениями.

        Данная программа составлена на основе «Технологии воспитания духовной культуры молодого поколения» (по Н.Б. Крыловой) где духовная культура личности рассматривается как способность индивида к усвоению, реализации и созданию новых ценностей в практической деятельности. Отсюда два направления данной способности: усвоение общечеловеческих ценностей личностью и собственная творческая деятельность, ориентированная на создание новых ценностей.

        Танцевальные занятия дают возможность учащимся овладеть характером и манерой исполнения танцев различных народов, сложностью их темпов и ритмов.

        Опыт использования данной программы показал, что её преимущество  – в доступности реализации содержания и освоения программного материала детьми разных возрастов (и с различными способностями), с разной физической подготовкой. На начальной ступени обучения дети, занимаясь ритмической гимнастикой, учатся непосредственно движению, движению под музыку, развивают пластику, гибкость.

 Цель программы: содействовать физическому и эстетическому развитию  школьника средствами танцевальных занятий.

Задачи:

        * развитие силы и гибкости, чувства ритма, улучшение координации движений,  развитие навыков синхронного исполнения движений;

        * умение оперировать танцевальными, пластическими образами;

        * воспитание толерантности через изучение танцев других народов;

В процессе занятий у учащихся формируется:

        *творческие способности;

        *национальное самосознание;

        *навыки психорегуляции.

В процессе освоения материала программы соблюдается принцип «от простого к сложному». Постепенно (с каждым годом)  увеличивается объём и степень технической сложности материала в зависимости от подготовленности учащихся. А также развивается соответствие внутреннего и внешнего образа ученика с развитием его нравственных устремлений.

        Программа составлена с учётом возрастных особенностей.

        Занятия проводятся во внеурочное время с 15.00 до 17.45

Занятия рассчитаны  на детей 6-10 лет, а непосредственное разучивание танцев рассчитано на учащихся  11-17 лет.  Чем раньше начинаются занятия танцами, тем быстрее ребёнок развивается. Он учится жить в социуме, находит себе новых друзей.        

        В данной программе  отведены часы для разучивания национальных танцев (в частности манси и ханты). Эти танцы строятся на изучении культуры народов, быта, хозяйственной деятельности. В этом случае происходит интеграция с такими предметами как «Культура народов Севера», ДПИ, мансийская литература.

В школе для реализации данной программы создана танцевальная группа «Шугуряночка», в состав которой входят обучающиеся 5-11 классов, достигшие наиболее заметных результатов в танцевальном искусстве.  

        

Содержание деятельности

Для изучения каждой темы (в каждой возрастной группе) используются следующий приём: повторение разученного движения без музыки по счет, затем с музыкой. Затем происходит разучивание следующего движения и т.д.

Применение дидактических принципов в обучении.

Принцип доступности и индивидуальности – учет возрастных особенностей, подача материала от простого к сложному, учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Принцип постепенного повышения требований – постепенная постановка и  выполнение ребенком более  трудных заданий, в постепенном увеличении объема и интенсивности нагрузки. Последовательность, регулярность, чередование нагрузок с отдыхом.

Принцип системности – один из ведущих. Системность заключается в непрерывности и регулярности занятий.

Принцип повторения  материала – повторение выработанных двигательных навыков. Только при многократном повторении образуется двигательный стереотип.

Принцип наглядности – безукоризненный практический показ движений педагогом-хореографом с лаконичными объяснениями и пояснениями.

Принцип связи предлагаемого материала с жизнью – ребенок должен знать, что  или кого он изображает в танце.

 

Методы обучения

Это способы совместной деятельности педагога и руководимых им учащихся, при помощи которых наилучшим образом усваивается учащимися музыкально-хореографический материал, прививаются танцевальные навыки, формируется и развивается у них эстетический вкус и хореографические способности.

  • Метод танцевального показа - это такой способ обучения, при котором педагог демонстрирует танцевальную композицию, отдельные фигуры и элементы, и соответственно анализирует их. Наглядно-образные представления, получаемые учащимися, являются основой для последующего разучивания схемы движения, поворотов, вращений и т.п. При демонстрации хореографического материала педагог не ограничивается только его показом, а также подробно анализирует и объясняет, как правильно исполнить данные элементы и фигуры.
  • Метод показа танца органически сочетается с методом устного изложения учебного материала. С помощью этого метода педагог сообщает учащимся знания об истории и современном состоянии хореографии, рассказывает об отдельных танцах и танцевальной музыке. Показывая и разъясняя те или иные танцевальные композиции, педагог помогает учащимся понять характер танцевальной лексики и особенности танцевальной музыки.
  • Метод танцевально-практических действий. Рассмотренные методы и приемы наглядного обучения и устного изложения материала органически сочетаются с методом танцевально-практических действий. Урок танца чаще всего преимущественно строится как практическое занятие по разучиванию танцев и закреплению навыков. Тренировочные упражнения - это планомерно повторное выполнение танцевальных движений, которые учащиеся под руководством педагога осуществляют каждое занятие. Танцевальные задания - это задания, с помощью которых учащиеся воспроизводят танцевальную лексику с целью дальнейшего ее закрепления, или это многократные повторения, в которых вырабатывают танцевальные умения и навыки.
  • Метод познавательной деятельности. Различают иллюстративно-объяснительный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый и исследовательский методы. Эти методы применяются взаимосвязано. Они отличаются друг от друга по характеру познавательной деятельности учащихся. Использование педагогом этих методов способствует более глубокому и прочному усвоению танцевального материала учащимися.

Среди  приемов, содействующих развитию психологической устойчивости, воли, самообладания, наиболее эффективными считаются:

  • требование выполнять задание на оценку в присутствии посторонних наблюдателей;
  • требование выполнять задание с самооценкой сразу по исполнении;
  • требование выполнять задание на оценку без предварительной подготовки;
  • выполнение задания на устойчивость в различных направлениях и точках зала;
  • выполнение задания в соревновании между членами  учебной группы;
  • работа над заданием при умышленно созданном шум (музыке), громких разговорах, мешающих сосредоточиться;
  • выполнение задания в состоянии усталости.

Кроме перечисленных, существуют другие педагогически приемы; их выбор зависит от интуиции преподавателя, которая помогает найти наиболее подходящий для каждой конкретной ситуации педагогический ход.

Программа предполагает как индивидуальную форму работы,  так и групповые.

Социокультурная результативность программы

Для определения результативности освоения программы в конце учебного года проводится диагностика в форме открытых занятий. Результаты оцениваются визуально, в зависимости от начальных природных данных ребенка.

Критериями оценки усвоения программы являются следующие:

  • восприятие музыкальных образов (эмоциональная отзывчивость на музыку, умение импровизировать);
  • развитие природных данных детей (музыкальный слух, ритм, координация, осанка, выворотность);
  • знание элементарных танцевальных понятий;
  • степень усвоения танцевального репертуара.
  • уметь рассказать об истории рождения танца, особенностях характера танца, назвать формы танца, правильно исполнять простейшие движения танца;
  • самостоятельно, без показа учителя, выполнять элементы, танцевальные этюды, танцы.

Определение результатов, которых достигают воспитанники к концу учебного года происходит во время творческого отчета, когда каждый участник, выступая на сцене, показывает – чему он научился за год. Определяется уровень решения поставленных задач в начале года, и соответственно достижение цели.

Кадровое обеспечение программы

Преподавание разных видов танца требует от педагога специального образования и разносторонней подготовки в области хореографии, педагогики и психологии.
Руководитель занятий – И.С. Бринстер обучалась в Тобольском училище искусств и культуры на хореографическом отделении; в 2002 году окончила Санкт - Петербургский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена по специальности «история» и «культурология»; в 2010 году аттестована на первую квалификационную категорию. 


Программно-методическое обеспечение

  • Методические разработки, литература по хореографическому искусству;
  • Литература по педагогике и психологии;
  • Методические видеоматериалы различных направлений хореографии.
  • Видеозаписи балетных спектаклей и выступлений профессиональных коллективов народного танца и современной хореографии.

Условия для реализации программы

Обязательным условием для реализации данной программы является

  • наличие места (помещения) для занятий. Это место – актовый зал школы. Работая на импровизированной сцене, учащиеся учатся работать на публике, держаться на сцене, изучать правила движения на сцене.
  • для музыкального сопровождения имеется аудиоаппаратура (магнитофон, усилительная установка). 
  • наличие сценических костюмов для концертных номеров.

Обучение, основанное не на пассивном изучении материала, а на активном практическом овладении им, более результативно - каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать. Тем самым объект познания актуализируется, то есть приближается к человеку, превращая, общественный опыт или объективно существующее «значение» в «знание для меня» или «личностный смысл». Так, творческая деятельность способствует разрушению стены равнодушия, вызывая у учащихся положительные эмоции и стимулируя увлеченность школьника.

Оценка реализации программы и отчетность

  1. Инструменты реализации программы
  • Анкетирование «Изучение художественно-эстетического вкуса и оценочных суждений», «Оценка уровня сформированности художественно-эстетического вкуса» (приложение № 1 к программе)
  • Степень вовлеченности учащихся в исследовательскую деятельность (приложение № 2 к программе)
  • Мониторинг силы и гибкости, чувства ритма, улучшение координации движений,  развитие навыков синхронного исполнения движений.
  • Анализ – отчет (приложение № 3 к программе)
  1. Формы отчетности
  • Ежегодный творческий отчет коллектива (приложение № 4 к программе) фото, презентация танцевального коллектива)
  • Концерты, сценарии массовых мероприятий (приложение № 5)

(фото, сценарии)

Контролируемость  как достоверная система оценки результатов программы подразумевает различные виды деятельности обучающихся. Но всё таки самым основным остаётся контрольный урок – самостоятельное исполнение танца с соблюдением композиционных решений, пластики движений, сохранением ритмичного рисунка. 

ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ

Виды    работ

Формы и виды контроля

1.

Вводное занятие

Собеседование

2.

Азбука музыкального движения

Текущий контроль на каждом занятии, работа в форме опроса, в форме игры

4.

Элементы народно-сценического танца

Контрольные  занятия, итоговое занятие в конце каждой четверти

5.

Репертуар

 Итоговый контроль в конце каждой четверти в форме игры, концертов

6.

Музыкально – танцевальные игры

Текущий  контроль на каждом занятии в форме игр

7.

Техника безопасности

Беседа, работа по карточкам. Два раза в месяц.

В качестве мотивации и стимулирования воспитанников, направленной на раскрытие творческих и интеллектуальных возможностей и способностей служат социальные мотивы, которые порождают различные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определённое место в обществе, получить признание и уважение со стороны окружающих (публичные выступления),  и духовные мотивы, которые связаны с самосовершенствованием человека (разучивание новых танцев, композиций).

Учебно – тематический план (1- й год обучения)

                                   Тема занятий                                      

Часы

всего

теория

практика

Вводное занятие

Истоки ритмической гимнастики

1

1

Режим занятий. Аэробика и полезные советы

1

1

Как разучивать  упражнения. Разучивание упражнений.

1

1

Гигиена занятий .

1

1

Как правильно подобрать музыку.

1

1

Физическая нагрузка. Признаки утомляемости .

1

1

 Структура занятий  аэробикой.

1

1

Разучивание комплекса ритмической гимнастики.

21

21

Контрольный урок

Умение расслабляться.

1

1

Самостоятельные занятия  гимнастикой.

2

1

1

Режим занятий.

1

Дневник самоконтроля.

1

1

Подготовка танцевальных композиций.

1

1

ИТОГО

34

4

30

Тематическое планирование  танцевальных занятий

            Теоретическое занятие

    Практическое         занятие

Часы

Вводное занятие.

Истоки ритмической гимнастики.

1

 Режим занятий.

Аэробика и полезные советы.

Разучивание упражнений,

развивающих  мышцы рук;

развивающих мышцы ног;

развивающих мышцы туловища

1

 Как разучивать  упражнение.

Гигиена занятий.

Питание, одежда, место занятий.

1

Как правильно подобрать музыку.

Прослушивание музыки

1

Физическая нагрузка.

Признаки утомляемости.

1

Структура занятий аэробикой.

Разучивание упражнений.

1

Разучивание комплекса ритмической гимнастики.

1

Разучивание упражнений  разминки.

2

Разучивание упражнений разминки под музыку.

2

Разучивание упражнений для мышц шеи.

2

Разучивание упражнений для плечевого пояса.

2

Разучивание упражнений для тазобедренного сустава.

2

Упражнения для мышц ног

2

Разучивание упражнений в партере.

2

Разучивание упражнений лёжа на полу.

2

Разучивание упражнений сидя на полу.

2

Разучивание упражнений стоя на четвереньках.

2

Разучивание комплекса упражнений.

1

Контрольный урок

Выполнение комплекса гимнастики

1

Умение расслабляться

1

Как самостоятельно заниматься гимнастикой.

 Советы, рекомендации

1

Режим занятий.

1

Дневник самоконтроля.

1

Подготовка танцевального комплекса к творческому отчёту.

1

Учебно – тематический план (2-й год обучения)

                       Тема занятий                                                  

   Часы

всего

теория

практика

Из истории танца. Ритм – источник танца.

Разучивание движений

3

1

2

Художественные особенности  народного танца.

3

1

2

Источники содержания и выразительные средства.

8

1

7

Контрольный урок

1

1

Рисунок танца , его содержание.

Характеристика содержания танцев.

4

1

3

Контрольный урок

1

1

Музыка танца

5

5

Хоровод. Виды хоровода.

5

5

Особенности танцев народов Севера.

История танца.

5

1

4

Этнографические и фольклорные танцы.

6

1

5

Контрольный урок

1

1

Современный мансийский танец.

6

1

5

Пляс и его особенности .

6

1

5

Рождение танца.  Сочиняем сами.

7

7

Занятие – репетиция.

7

7

ИТОГО:

68

8

60

Тематическое планирование танцевальных занятий.

            Теоретическое занятие

Практическое занятие

часы

1

Из истории танца.

Ритм – источник танца.

Разучивание элементов русского танца

1

Разучивание движения «моталочка», Разучивание движения «ковырялочка»

1

Разучивание движения «молоточки», Разучивание движения «вертушка»

1

2

Художественные особенности народного танца

1

Разучивание  движений русского танца

1

Отработка движений танца

1

3

Источники содержания и выразительные средства танца.

1

Разучивание танца «Югряночка»

1

Разучивание основного шага. Разучивание движения «пружинящий шаг»

1

Отработка основного шага Разучивание движения

« Взмах платком ».

1

Разучивание движения «Покачивание корпусом»

1

Отработка всех движений

1

Отработка всех движений

1

Отработка всех движений

1

Контрольный урок

Самостоятельное исполнение танца

1

4

Рисунок танца, его содержание. Характеристика содержания танцев.

1

Разучивание танца  «Хорей» Разучивание основного шага

1

Разучивание движения

« Пружинистый шаг»

1

Разучивание движения

«Взмахи платком»

1

Разучивание движения «Поворот на месте, взмах платком»

1

Контрольный урок

Самостоятельное исполнение танца

1

5

Музыка танца

Разучивание танцевальных игр

1

Виды аккомпанементов

1

Прослушивание музыкальных и других видов сопровождения

1

Исполнение импровизаций под музыку

1

Танцевальные картинки

1

6

Хоровод.   Виды хоровода.

Разучивание хоровода, движений, ходов

1

Переменный шаг

1

Разучивание движения  « Шен »

1

Разучивание движения «Ромашка»

1

Разучивание движения «Ручеёк»

1

7

Особенности танцев народов Севера. История танца.

Особенности танцевальной культуры народов Крайнего Севера – общее и различное

1

Разучивание движения  «Чайка», Разучивание движения  «Море»

1

Разучивание движения

« Ловля оленей », Разучивание движения

«Ловля рыбы ».

1

Разучивание движения

«Сбор ягод ».

1

Сравнительный анализ танцевальной культуры народов Севера

1

8

Этнографические и фольклорные танцы

1

Разучивание танца «Куринька»

1

Разучивание основного шага

1

Разучивание движения рук со взмахом платком

1

Разучивание движения «Поворот на месте с припаданием»

1

Разучивание движения рук

1

Контрольный урок

Самостоятельное исполнение танцев

1

9

Современный мансийский танец

1

Разучивание танца

«Праздник солнца»

1

Прослушивание музыкального сопровождения. Рисунок танца.

1

Разучивание основного шага.

1

Разучивание движения «Скользящий шаг».

1

Разучивание движения «Пружинящий шаг».

1

10

Пляс и его особенности

1

Разучивание танца

«Русский перепляс»

1

Разучивание основного шага Разучивание дробей

1

 Разучивание припаданий

1

Разучивание «Ключей»

1

Разучивание «Вертушек»

1

11

Рождение образа танца. Сочиняем сами.

Составление рисунка танца

1

Занятие  - репетиция

1

Сочинение композиции танца

1

Работа в группах

1

Отработка движений

1

Отработка движений

1

Отработка движений

1

12

Занятие – репетиция

Индивидуальный отчет

1

Репетиция

1

Занятие – репетиция

1

Индивидуальный отчет

1

Просмотр танцев

1

Обсуждение работ, анализ

1

Обсуждение работ, анализ

1

Учебно – тематический план (3 –й год обучения)

                             Тема занятий                                                  

Часы  

всего

теория

практика

Вводное занятие

3

1

2

Особенности танцев  народов Севера.

3

3

Быт  и традиции в народном танце.

6

1

5

Контрольный урок

1

1

Отражение промысла в мансийском  танце.

6

6

Этнографические танцы.

6

1

5

Контрольный урок

1

1

Единство движения и музыкального сопровождения

6

6

Виды аккомпанементов и сопровождения.

6

1

5

Сочиняем сами. Самостоятельное сочинение танца.

6

6

Занятие – репетиция. Контрольный урок.

6

6

Фольклор народа манси.

6

6

Национальная выразительность, что же это такое?

7

1

6

Составление репертуара.

Резерв.

5

5

ИТОГО

68

5

63

Тематическое планирование танцевальных занятий

            Теоретическое занятие

Практические занятия

Часы

1

Вводное занятие

1

Повторение из репертуара прошлого года

1

Просмотр видео

1

2

Особенности танцев народов Севера

Разучивание танца  « Юча ». Разучивание основного шага

1

Разучивание движения

«Взмах платком».

1

Разучивание движения  «Скользящий шаг».

1

3

Быт и традиции в народном танце

     1

Разучивание танца «Рыбаки».

1

Просмотр в/к.

Особенности танца.

1

Основной шаг – имитация езды на лодочке

1

Разучивание движения «Установка сетей».

1

Отработка разученных движений.

1

Разучивание движения

«Тянем сеть ».

1

Контрольный урок

Исполнение танцев (самостоятельность, синхронность, ритмичность)

1

4

Отражение промысла в мансийском танце

Разучивание танца

 « Охота на лису ».

1

Разучивание основного шага

1

Движение «Ловля лисы ».

1

Движение «Нападение лисы »

1

Движение «Борьба с лисой ».

1

Отработка всех движений танца

1

5

Этнографические танцы

1

Разучивание танца со стрелами

1

Постукивание стрелами

1

Поворот на месте с постукиванием стрел

1

Движение «Стрелы вверх ».

1

Движение «Стрелы в пол ».

1

Движение «Стрелы за спину ».

1

Контрольный урок

Исполнение танца (самостоятельность, синхронность, ритмичность)

1

6

Единство движения и музыкального сопровождения.

Просмотр видеокассет

1

Прослушивание музыкальных записей

1

Разучивание движений танца под различные музыкальные сопровождения

1

Разучивание движений танца под различные музыкальные сопровождения

1

Разучивание движений танца под различные музыкальные сопровождения

1

Разучивание движений танца под различные музыкальные сопровождения

1

7

Виды аккомпанементов и сопровождения.

1

Горловое пение

1

Санквылтап

1

Выкрики

1

Нарсьюх

1

Оркестр

1

8

Сочиняем сами

Самостоятельное разучивание танца

1

Изучение рисунка и композиции танца

1

Прослушивание музыкального сопровождения

1

Консультативная помощь

1

Разучивание движений

1

Показ  разученного

1

9

Занятие – репетиция

Просмотр танцев

1

Корректировка движений

1

Творческий отчет

1

Консультация

1

Отработка движений

1

Контрольный урок

Коллективная оценка, анализ.

1

10

Фольклор народа манси

Разучивание танца             «Подготовка рук для чистки рыбы»

1

Выход, садимся на пол

1

Ладони на колени, хлопки

1

Ладони на уровне груди, хлопки

1

Хлопок, ладони вверх

1

Хлопок, ладони вниз

1

11

Национальная выразительность, что это такое?

1

Национальный костюм, как средство национальной выразительности

1

Особенности национального пения

1

Просмотр в/к

1

Прослушивание а/к

1

12

Составление репертуара

1

Творческий отчет

1

Просмотр видео

1

Выбор танцев для разучивания

1

Подбор фото к буклету

1

Издание буклета

1

Резерв

1

Литература для педагога:

  1. Богомолова Л.В.  Основы танцевальной культуры. – М.: «Новая школа»,

1993. – 80 с.

  1. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. – СПб. – 2000. – 82 с.
  2. Захаров В.М. Радуга русского танца. – М.: Сов. Россия, 1986. – 128 с.
  3. Иванова О.А., Шарабарова И.Н. Занимайтесь ритмической гимнастикой. – М.: Советский спорт. – 1998., 1988 с.              
  4. Настюков Г. Народный танец. – М.: Профиздат. – 1976. – 63 с.
  5. Пичуричкин С. Имидж танцевального коллектива. – М.:»Маренго – принт», 2002. – 47с.
  6. Спорт, спорт, спорт…/Сост. З.П. Резникова. – М.: Сов. Россия, 1980. – 128с.
  7. Сюжетные танцы /Л.Н. Алексеевой, В.А. Гордеева, Л.Д. Борзых. – Москва: «Советская Россия», 1985. – 95 с.
  8. Сюжетные танцы /Сост. И.А. Спиридонова. – М.: Сов. Россия, 1987. – 112 с.
  9. Танцы для детей / Сост. Л.Н. Алексеева. – М.: Сов. Россия, 1982. – 128с.
  10. Уральская В.И. Рождение танца. – М.: Сов. Россия, 1982. – 144 с.
  11. Фёдорова Г.П. Танцы для детей. Методическое пособие. – СПб.: «Детство – пресс», 2000. – 40с.

     

Литература для учащихся:

  1. Захаров Р. В. Слово о танце. М., «Молодая гвардия», 1977. 160с.
  2. Музыка и танец в культуре обско – угорских народов /под ред. Н.В. Лукиной. Томск: Изд-во Том. Ун-та, 2001. 66с.
  3. Уральская В.И. Природа танца. – М.: сов. Россия, 1981. – 112 с.

Приложение 1 к программе

В процессе освоения программы у обучающихся формируются не только навыки исполнительского мастерства, но и использование компьютерных технологий в данном направлении для самообразования. Это подтверждается исследовательскими работами обучающихся, изготовлением мультимедийных презентаций:

Анкета

для изучения художественно-эстетического вкуса и оценочных суждений

1.Вам нравится слушать музыку? Да – Нет (нужное подчеркнуть)

2.Вам нравится смотреть танцевальные выступления? Да – Нет (нужное подчеркнуть)

3.Какие жанры музыки вы знаете?

 1)________________ 2) ___________ 3) ____________

4.Какие виды танцев вы знаете?

1)________________ 2) ___________ 3) ______________

5.Назовите, какие музыкальные произведения, кроме вышеперечисленных, вы знаете?

1)_______________________

2) ______________________

3) ______________________

6.Назовите ваших любимых исполнителей песни или танца?

1)_______________________

2) ______________________

3) ______________________

7. Назовите ваши любимые песни и танцы?

1)_______________________

2) ______________________

3)______________________

8. Объясните, почему вы сделали тот или иной выбор?

9. Как вы думаете, ваше будущее будет каким-нибудь образом связано с музыкальным или танцевальным искусством?

Спасибо за участие в опросе.

Распределение ответов на вопрос « Назовите ваших любимых исполнителей песни или танца и ваши любимые произведения»

Примечание:

а) дети называют произведения и исполнителей танца или песни, относящихся к разным жанрам (включая народный), и обосновывают свой выбор развернутым суждением;

б) дети называют произведения и исполнителей танца или песни, относящихся к разным жанрам (включая народный), но не могут обосновывать свой выбор суждением;

в) выбирают только популярные шлягеры и хиты (или исполнителей), обосновывают свой выбор развернутым суждением;

г) выбирают только популярные шлягеры и хиты, (или исполнителей) но не могут обосновывать свой выбор суждением;

д) не могут назвать ни исполнителей танца или песни, ни любимое произведение.

Оценочная деятельность произведений искусства танца и музыки является отражением сформированности художественного вкуса. Выделено пять уровней:

1 уровень: самый высокий – дети называют произведения и исполнителей танца или песни, относящихся к разным жанрам (включая народный), и обосновывают свой выбор развернутым суждением;

2 уровень: выше среднего - дети называют произведения и исполнителей танца или песни, относящихся к разным жанрам (включая народный), но не могут обосновывать свой выбор суждением;

3 уровень: средний – выбирают только популярные шлягеры и хиты (или исполнителей), обосновывают свой выбор развернутым суждением;

4 уровень: ниже среднего – выбирают только популярные шлягеры и хиты, (или исполнителей) но не могут обосновывать свой выбор суждением;

5 уровень: низкий – не могут назвать ни исполнителей танца или песни, ни любимое произведение.

Выделено 3 уровня сформированности художественно-эстетического вкуса и традиций национальной хореографической культуры подростка:

высокий – правильно оценивают предлагаемые произведения, обосновывают свой выбор развернутым суждением, правильно используют лексический материал, правильно трактуют сюжетную линию танца;

средний – правильно оценивают предлагаемые произведения, но не могут обосновывать свой выбор развернутым суждением, лексический запас, используемый для характеристики традиций национальной хореографической культуры средний;

низкий – не различают предлагаемые для анализа произведения, или не могут обосновывать свой выбор суждением, лексический запас минимален.

Приложение №2 к программе

Приложение №3 к программе

Анализ-отчет

Педагога ____________________________ объединения_________________________

____________________________   за _________________ уч. год

1.Образовательная деятельность

Квалификация (разряд) ____педстаж _____сколько лет в ДО____

Год аттестации_______

Кол-во групп: 1-й год обучения_____2-й_____3-й_____ 4-й_____5-й______

                Характеристика детей:

Кол-во детей:   ___________ в начале года______ в конце года______

Кол-во детей: дошкольн._____ от7до10лет._____от10 до 14лет______ от14 до 18лет_____

Кол-во мальчиков_________ в начале года______ в конце года______

Кол-во девочек ___________ в начале года______ в конце года______

Кол-во детей-выпускников __________ (по группам) - списки

Кол-во детей из малообеспеченных семей ______многодетных семей_____(списки)

Кол-во детей инвалидов______(списки)

Кол-во выбывших в группах детей ______ в середине _____ в конце года ____(причина)

Кол-во прибывших детей в течение года__________

Кол-во «трудных» детей ________(списки)

Тема открытых занятий _______________________________________________________

Посещение занятий других педагогов ___________________________________________________________________________

Методическое обеспечение образовательного процесса:

Образовательная программа ____________________________вид программы _________

____________________________________________________________________________

                               (авторская, модифицированная, прошедшая корректировку)

Что разработано?:

Конспекты открытых занятий  ____________________________________________________________________________

Дидактические материалы_____________________________________________________

Мастер – классы _____________________________________________________________

Сценарии мероприятий________________________________________________________

Результативность образовательной деятельности:

-сохранность контингента в % _____

-успешно пройден учебный курс воспитанниками (согласно диагностики):

_____% закончили с высоким уровнем подготовки, _______% средним уровнем,

_____% не закончили курс (причина)

        (сравнительные данные с прошлым уч. годом, выводы, проблемы)

Приложения

  1. Реферат «Аэробика» - танцевальная культура. (приложение 5).
  2. Исследовательская работа «Этническая культура народов Севера».
  3. Реферат «В танце душа народа» (приложение 6).
  4. Реферат «Традиционный календарь народов Севера» (приложение 7)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...