конспект по развитию речи
план-конспект занятия по теме

Конспект по развитию речи для детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_razvitiyu_rechi_srednyaya.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ 
ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ 
В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ


«Путешествие в зимний лес». 

Программное содержание

           Развивающие задачи:

           Продолжать развивать диалогическую речь путем активного участия в беседе. Уточнить представления детей о жизни диких 
животных (зайца,
 белки, медведя) в зимний период. 
           Образовательные задачи:

           Закреплять четкое произношение звука «с» в словах и фразах. 
 Пополнять и активизировать словарь детей за счет глаголов, обозначающих действие и существительных, обозначающих жилье животных. Побуждать детей употреблять в речи простейшие виды сложносочинённых и сложноподчинённых предложений. 
           Воспитательные задачи:

           Воспитывать доброжелательность, сдержанность, умение слушать собеседника. 

           Словарная работа: ямка, норка, дупло, берлога; глаголы — действия: ходит, лазает, бегает, прыгает, скачет.

           Предварительная работа: наблюдение на прогулке, рассматривание иллюстраций о зиме, картинок «Дикие животные», познавательные занятия на тему «Заяц», «Белка», «Медведь».                  

           Дидактические игры «Найди лишнее животное», «Кто где живет?», «Накормим животных».

           Чтение стихотворений «Елка», «Снег» З.Александровой, «Поет зима — аукает» С.Есенина, «Первый снег» Я.Акима, «Заячий след» В.Берестова.

           Рассказывание сказок «Зимняя сказка» С.Козлова, «В медвежачий час» Г.Цыферова.

           Материалы: иллюстрации на тему «Зима»; игрушки (белка, заяц); картинки (белка, заяц); макеты деревьев (2 - 3) в снежном уборе, пенёчки, дождик (на подносах); предметы к игре «Угости животных»: морковь, капуста, яблоко, орехи, шишки, ягоды, травка - сено, торт, пирожное, шоколад.

Ход занятия.

       

           Дети, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с ними, но сделаем это особенно, чтобы наши гости запомнили таких хороших детей. 


Коммуникативная игра «3дравствуйте». 


- Здравствуйте, ладошки! Хлоп, хлоп, хлоп. (З раза хлопают в  

                                                                                               ладошки). 
- Здравствуйте, ножки! Топ, топ, топ. (З раза топают ножками). 
- Здравствуйте, щёчки! Плюх, плюх, плюх. ( З раза слегка

                                                                        похлопывают по щекам). 
- Здравствуйте, губки! Чмок, чмок, чмок. (качают головой). 
- Здравствуй, мой носик! Бип, бип, бип. ( гладят кончик носа). 
- Здравствуйте, наши гости! (протягивают руки вперед). 
- Здравствуйте!

           А теперь, дети, послушайте, какое стихотворение я вам прочитаю. Его написала З. Александрова: 


    Снежок порхает, кружится, 
    На улице бело. 
    И превратились лужицы 
    В холодное стекло.


     Где летом пели зяблики, 
     Сегодня - посмотри! - 
     Как розовые яблоки, 
     На ветках снегири.


- О каком времени года говорится в стихотворении? 
- Почему вы думаете, что это зима? 
- Кто из вас любит зиму? 
- Почему вы любите зиму? (Можно лепить снежки и играть в них. Можно лепить снеговика, снежную бабу, строить горку, строить из комков крепость. А я люблю кататься с горки на санках, на лыжах. Я люблю зиму потому, что зимой приходит дедушка Мороз и приносит подарки. Зимой бывает красиво, когда идёт снег и т.д.)

- Дети, сегодня я приглашаю вас поехать в зимний лес. 
Воспитатель: Хорошо бы поехать на волшебных снежных санях! 
Давайте скажем волшебные слова: 
«Снежные сани, явитесь сами!»
(произносим чистоговорки хором). 
Звучит быстрая музыка, звенят колокольчики, дети «садятся» в сани и отправляются в путь. 
Упражнение — танец «Льдинки – снежинки» с колокольчиками. Музыка и слова М.Картушиной 
- Вот мы и приехали в зимний лес. 
Воспитатель : - Какая красивая полянка! Она была бы ещё красивее, если бы пошёл снег. И пусть идёт снег, летят снежинки! 
Воспитатель берёт блюдечко, на котором мелко нарезанный дождик и дует. 
- А теперь вы возьмите блюдечки и подуйте, чтобы пошёл снег. 
Упражнение на развитие речевого дыхания «Снежинки». 
Пока дети дуют, воспитатель открывает простынку, под которой заснеженные деревья, кусты, снежинки на земле. 
- Чем вам нравится полянка? (деревья в инее, как будто художник взял кисть и украсил пушистой ватой весь лес, снежинки летят). 
Воспитатель: - Ой, смотрите, кто это? (это заяц). 
- Где он притаился? ( Под деревом). 
- Кто расскажет нам про зайца, какой он? (У зайца розовый нос, черные глаза, как угольки, уши длинные, хвост короткий, шубка белая, теплая, пушистая, мягкая.) 
- Что ещё можно сказать про зайца? (заяц ловкий, он быстро бегает, высоко прыгает, как спортсмен, заяц умеет запутывать свои следы). 
При необходимости воспитатель задает вопросы: Где живет заяц? Почему заяц поменял серую шубку на белую? Что было бы, если заяц не умел менять окраску? 
Чем заяц питается зимой? Как он передвигается?

- Кого вы еще видите на полянке? ( Белочку). Где она сидит? ( На дереве). Расскажите, что вы знаете про белку? (Белка маленькая, а хвост у нее большой, пушистый, шубка зимой серая, пушистая, ушки маленькие, короткие.) 
Что еще можно рассказать про белку? (Летом и весной у нее шубка рыжая, а зимой она надевает теплую, серую шубку, чтобы ее не было видно на деревьях). Дополнительные вопросы: Где живет белка? Чем она питается? А где же она берет грибы и орешки? (Она делает запасы в разных местах леса, а потом запоминает эти места). 
Как белка передвигается? (скачет ловко по дереву, с дерева на дерево, у нее хвост как руль, как парашют). 
А теперь отгадайте загадку:

                                               «Он в берлоге спит зимой 
                                                Под большущею сосной. 
                                                А когда придет весна- 
                                                Просыпается от сна?» 
- Кто это? (Медведь). 
- Что вы знаете про медведя, какой он? ( медведь большой - шерсть у него теплая, густая, бурая, пушистая. Медведь умеет рычать, ходит неуклюжей походкой, вперевалочку). 
При необходимости вопросы: 
Что делает зимой медведь? 
А где он спит? На что похожа берлога медведя? 
Где же на нашей полянке спрятался медведь? 
Ребята, почему медведь может не есть всю зиму? 
- дети, медведь спит. Как вы думаете, что ему снится? 
Давайте пофантазируем. 
(Ему снится мед, ягоды, как он поймал большую рыбу и т.д.) 
- Как вы думаете, легко ли живется животным в лесу зимой? Почему? Кому легче всех - зайцу, белке или медведю? Почему? 
Как помочь животным зимой? 
Дидактическая игра: «Угостим зверей».

На столе предметные картинки: 
Капуста, морковь, травка-сено, кора молодых деревьев, яблоко, сухарики, орехи, грибы, ягоды, шишка с семечками . И лишнее: 
- торт, шоколад, котлета. 
Дети, возьмите угощение и угостите зайца и белку. 
Почему ты, Саша, выбрал эту картинку? 
Почему ты, Настя, выбрала зайцу кору деревьев? 
Итог занятия. 
Дети, мы с вами сегодня поговорили о жизни диких животных в лесу. Вы все 
активно участвовали в беседе, хорошо отвечали на вопросы. Молодцы! А сейчас поедем в детский сад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Экология души". План-конспект урока развития речи:написание художественного текста по заданному сюжету. Закадровый текст к мультфильму "Мой зеленый крокодил" ("Союзмультфильм").Ч. 1 (из 1-3)

Экология душине менее важна для человека, чем экология окружающего пространства, природы Земли. Благоразумие, доброта, милосердие, терпимость, любовь к себе, к богу в себе, и, как минимум, уважен...

"Экология души". План-конспект урока развития речи:написание художественного текста по заданному сюжету. Закадровый текст к мультфильму "Мой зеленый крокодил" ("Союзмультфильм").Ч. 2 (из 1-3)

Экология душине менее важна для человека, чем экология окружающего пространства, природы Земли. Благоразумие, доброта, милосердие, терпимость, любовь к себе, к богу в себе, и, как минимум, уважен...

"Экология души". План-конспект урока развития речи:написание художественного текста по заданному сюжету. Закадровый текст к мультфильму "Мой зеленый крокодил" ("Союзмультфильм").Ч. 3 (из 1-3)

Экология душине менее важна для человека, чем экология окружающего пространства, природы Земли. Благоразумие, доброта, милосердие, терпимость, любовь к себе, к богу в себе, и, как минимум, уважен...

Конспект урока развития речи, 2 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока по развитию речи для 2 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Составление рассказа по данному концу "Заморозки"....

Конспект урока развития речи, 3 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока по развитию речи для 3 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Работа с закрытой картинкой "На дороге". В Приложении находятся фигурки и картинка к уроку....

Конспект урока развития речи по теме «Официально-деловой стиль речи» в 6 классе

Урок знакомит учащихся с особенностями делового стиля и правилом написания справок, объявлений; формировать у учащихся умение сопоставлять тексты разных стилей; воспитывает интерес к русскому язы...