Литературная гостиная.Внеурочная деятельность.
календарно-тематическое планирование (5 класс) по теме

Жидкова Инга Евгеньевна
Данный курс знакомит с литературой и культурными традициями родного края через художественное слово поэтов и писателей Самарской области. Ценность курса заключается в том, что он, расширяя и обогащая знания детей о родных местах, прививает им любовь и уважение к литературе  и культуре родного края, помогает полнее  осознать связь литературы с культурной жизнью региона.
Курс «Литературная гостиная» направлен на решение вопросов духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnaya_gostinaya_uchebno-tematicheskiy_plan.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данный курс знакомит с литературой и культурными традициями родного края через художественное слово поэтов и писателей Самарской области. Ценность курса заключается в том, что он, расширяя и обогащая знания детей о родных местах, прививает им любовь и уважение к литературе  и культуре родного края, помогает полнее  осознать связь литературы с культурной жизнью региона.

Курс «Литературная гостиная» направлен на решение вопросов духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения.

   

Срок  реализации программы:  1 год.

Программа рассчитана на 34 часа.

Режим занятий: 1 час в неделю

Форма организации занятий: коллективная, индивидуальная, групповая.

Возраст обучающихся: 10-11 лет.

Цель программы - приобщение обучающихся к литературному и культурному наследию края.

Основные задачи:

  1. познакомить с литературой и ее ролью в изучении родного края;
  2. научить понимать и грамотно применять литературоведческую, краеведческую  и фольклорную терминологию  (в соответствии с программой);
  3. формировать познавательный интерес к историко-культурному наследию родного края, традициям и обычаям жителей;
  4. развивать творческий потенциал, способность к  художественному самовыражению, познавательную и творческую активность;
  5. воспитывать патриотизм,  чувство  сопричастности к традициям и культуре своего народа, уважительное отношение к традициям жителей Самарской области, толерантное отношение к культуре, традициям и обычаям других народов;
  6. воспитывать адекватное отношение к личным творческим успехам и успехам других.

Ожидаемые результаты

По окончании  изучения курса в 5 классе  обучающиеся будут

иметь представление:

  • об уникальном литературном и культурном  наследии Самарской области.

знать: 

  • литературоведческую,    краеведческую    и     фольклорную    терминологию  (в  соответствии  с программой);
  •    произведения    детских поэтов и писателей (в  соответствии  с программой);

уметь:

  • применять     на     практике     полученные знания, осуществлять работу по карте;
  • разрабатывать и создавать проекты (карты, схемы, др.), применяя приёмы моделирования;
  • самостоятельно  подготавливать  информацию (электронную презентацию), пользуясь различными источниками;
  • соблюдать правила взаимодействия при проведении игр,инсценирования.

Формы подведения итогов:

- ролевые этюды

- инсценирование сказок

- мини-сочинения

- игры-викторины

- мини-спектакли

- выставки рисунков, творческих работ, проектов.

Учебно-тематический план

Тема

Форма занятия

Методы и приемы

Теория

Практика

Техническое оснащение

1.

Введение.

Виртуальное путешествие

Актуализация сведений об-ся о крае; беседа, презентация

Ознакомление с планом и задачами работы

Викторина, устное словесное рисование

Мультимедийная презентация

Мой адрес – Самарская губерния

2.

Облик родной земли

Виртуальное путешествие

Сопоставление пейзажей России с пейзажами Самарской области

Пейзаж, ландшафт, палитра, патриотизм

Выразительное чтение стихов. Создание рисунков

Мультимедийная презентация

3.

Пейзажи Самарской области  в изображении поэтов.

Занятие-концерт

Приемы выразительного чтения

Рассказ о поэте-земляке

Конкурс чтецов

Выставка томиков стихотворений

4.

В.Н.Юдина- известная поэтесса и композитор из Сызрани, автор и исполнитель песен.

Студия

Выразительное ролевое чтение,

рисование возникших ассоциаций

Рассказ о поэтессе

Заблудилось детство. Сборник детских песен Валентины Юдиной

5.

Речная Россия.

Виртуальное путешествие по речной карте России

Работа с картой

Выразительное чтение легенд и мифов. Мини-проект

Терминологическая база

Составление брошюры «Реки России»

Мультимедийная презентация

6.

Реки Самарской области. Образ родной реки в поэзии.

Концерт

Путешествие

Отработка навыков выразительного чтения. Презентация поэтического произведения, рисование картин природы

Значение реки Волга,особенности ее восприятия

Конкурс чтецов

Анализ стихотворений, иллюстраций, рисунков

мультимедийная презентация

7.

Н.А Некрасов.

Стихотворения о Волге

Заседание Клуба любителей слова

Чтение и анализ отрывков

Любимый уголок природы

Мини-сочинение

Викторина

Иллюстрация на обложке

8, 9

Мой дом на карте Родины.

Беседа

Работа с картой.

Ностальгия

Составление презентации «Мой дом на карте Родины»

Карта России

10.

Символы родной земли.

Защита индивидуального мини-проекта

Творческая работа

Знакомство с символикой  России и края

Создание семейного герба, герба класса

Мультимедийная презентация

«В некотором царстве, некотором государстве…»

11.

Странные герои веселых сказок.

Коллективное чтение сказок

Сопоставление сказок разных народов

Понятие сказки, фольклора

Сказка как  жанр фольклора

Иллюстрирование сказки, творческий пересказ, составление собственнной сказки

Собственные сказочки

12.

Сказки ни о чем, но почему.

Ролевые этюды

Сопоставление сказок разных народов

Связи явлений мира друг с другом. Олицетворение предметов окружающего мира в сказках.

Выразительное ролевое чтение

Собственное литературное творчество

13,

14, 15

Умные сказки

Творческая работа

Чтение и анализ сказки

Попытка объяснения явлений окружающего мира  в сказках.

Творческая работа «Эту сказку придумал я».

Творческая работа «Эту сказку придумал я»

16, 17

Инсценирование сказок.

Конкурс на лучшего исполнителя сказки

Ролевое чтение

Жанр сказки

Ролевое чтение

Детские поэты и писатели Самарской области

18

,19

Обзор творчества поэтов и писателей Самарской области

Беседа

Чтение и анализ отрывков

Биография

Знакомство с творчеством

Презентация

20, 21.

Галина Мингачевна Цыпленкова

Заочная экскурсия

Рассказ учителя

Автобиография

Написание автобиографии

Мультимедийная презентация

22.

Стихотворения Г.М.Цыпленковой

Коллективное чтение

Беседа

Роды литературы.Лирика.

Выразительное чтение

Выставка книг

23.

БУРИМЕ

Игра

Чтение фрагментов из книг

Буриме.Правила

Стихотворения  детей на основе прочитанного

Фрагменты из книг

24, 25.

О пословицах и поговорках

Познавательная игра

Беседа, сопоставительная работа, группирование пословиц по темам, устное сочинение, игры

. Загадки. Перевертыши. Скороговорки. // Светлячок. – 1984. – С.13–14.

Игра «Закончи пословицу»

Книжки-малышки

26, 27.

Загадки

Викторина

Рассказ учителя, праздник загадки

Отражение предметов окружающего мира в загадках.

Составление загадок, проигрывание загадок

Книжки с загадками

28, 29.

Проза Г.М.Цыпленковой

Рассказы «Конопатый», «Колесиха»и др.

Чтение и анализ

Проза.

Особенности жанра

Мультимедийная презентация

30

Литературная встреча с Г.М.Цыпленковой

31

Творчество О.И.Корниенко

Обзор

Подготовленное выступление учащихся

Особенности творчества

Подготовленное выступление учащихся

Презентация

32

Творчество Л.Невской

Обзор

Подготовленное выступление учащихся

Особенности творчества

Подготовленное выступление учащихся

Презентация

33

Творчество А.С. МалиновскогоН.А Агафонова,И.Г.Бардина и С.В.Макашовой

Обзор

Подготовленное выступление учащихся

Особенности творчества

Подготовленное выступление учащихся

Презентация,выставка книг

34

Возвращаясь к прочитанному.

Выставка

Презентация работ обучающихся

Экспозиция творческих работ (проектов)

Творческие работы  обучающихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация учебно - исследовательской деятельности учащихся в изучении литературных мест России и Русского Зарубежья

Организация учебно - исследовательской деятельности учащихся в изучении литературных мест России и Русского Зарубежья...

Проектная деятельность на уроке литературы при изучении историко-литературного материала

Презентация является приложением к статье "Проектная деятельность на уроке литературы при изучении историко-литературного материала", содержит иллюстративный материал....

Урок - лекция по русскому языку "Рецензия как вид литературной деятельности"

Это урок - лекция для учащихся 9 класса, предназначенный обучить школьников основам рецензирования литературного текста. В процессе работы учащимся предлагается написать свою рецензию на изученное по ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Клуб литературного чтения" для 1 кл.

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Клуб литературного чтения" для 1 кл.  Программа построена по принципу алфавита....

Биография Н.Некрасова и некоторые моменты литературной деятельности

Данная презентация может быть использована при изучении творчества в старших классах...

Проектно- исследовательская деятельность на уроках литературы в урочное и внеурочной деятельности. Проект работы литературного кружка «Моя малая родина – село Красный Яр

Jпыт работы убедил меня в необходимости применения исследовательских методов обучения. Ценность исследовательской деятельности в том, что в ходе исследования школьники учатся самостоятельно прио...