Календарно- тематическое планирование по ритмике для 3 класса
календарно-тематическое планирование по теме

Черниюк Елизавета Викторовна

Поурочная разработка по ритмике

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

 «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

Рассмотрено на заседании МО:

Руководитель МО

_________ Русанова В.В.

Протокол № ___ от

«____»________20 ____ г.

Согласовано:

Заместитель директора по УВР МКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

___________ Грищенко Н.П.

«____»_______20_____ г.

Утверждаю:

Директор МКС(К)ОУ

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

__________И.В.Королева

Приказ № ___ от «___»____20_____ г.

Рабочая программа

Специального (коррекционного) начального общего образования

по ритмике

для 3 класса

2013-2014 учебный год

     Составитель:

                                     Черниюк Елизавета Викторовна

                              учитель начальных классов

                                        РИТМИКА

Программа создана на основе:

  1. Федерального компонента государственного стандарта образования утвержденного приказом Минобразования  России от 5.03.2004 №1089.
  2. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ
  3. Областного учебного базисного плана для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений  VIII вида, приказ № 01-2205 от 10.08.12 г.
  4. Учебного плана МКС(К)ОУ школы-интерната VIII вида на 2013-2014 учебный год.
  5. Программы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида 1-4 классы  под ред. В.В. Воронковой, 2011
  6. Письма Министерства образования и  науки   Челябинской области от 3.08.2009 г. №103/3404 «О разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях».

Преподавание ритмики в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и физического развития умственно отсталых детей средствами музыкально-ритмической деятельности.

Специфические средства воздействия на учащихся, свойственные ритмике, способствуют общему развитию младших умственно отсталых школьников, исправлению недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально-волевой сферы, воспитанию положительных качеств личности (дружелюбия, дисциплинированности, коллективизма), эстетическому воспитанию.

Содержанием работы на уроках ритмики является музыкально-ритмическая деятельность детей. Они учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, петь, танцевать, играть на простейших музыкальных инструментах.

В процессе выполнения специальных упражнений под музыку (ходьба цепочкой или в колонне в соответствии с заданными направлениями, перестроения с образованием кругов, квадратов, «звездочек», «каруселей», движения к определенной цели и между предметами) осуществляется развитие представления учащихся о пространстве и умения ориентироваться в нем.

Упражнения с предметами: обручами, мячами, шарами, лентами и т. Д. — развивают ловкость, быстроту реакции, точность движений.

Упражнения с детскими музыкальными инструментами применяются для развития у детей подвижности пальцев, умения ощущать напряжение и расслабление мышц, соблюдать ритмичность и координацию движений рук. Этот вид деятельности важен в связи с тем, что у умственно отсталых детей часто наблюдается нарушение двигательных функций и мышечной силы пальцев рук. Скованность или вялость, отсутствие дифференцировки и точности движений мешают овладению навыками письма и трудовыми приемами. В то же время этот вид деятельности вызывает живой эмоциональный интерес у детей, расширяет их знания, развивает слуховое восприятие.

Движения под музыку дают возможность воспринимать и оценивать ее характер (веселая, грустная), развивают способность переживать содержание музыкального образа. В свою очередь, эмоциональная насыщенность музыки позволяет разнообразить приемы движений и характер упражнений.

Движения под музыку не только оказывают коррекционное воздействие на физическое развитие, но и создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие. Организующее начало музыки, ее ритмическая структура, динамическая окрашенность, темповые изменения вызывают постоянную концентрацию внимания, запоминание условий выполнения упражнений, быструю реакцию на смену музыкальных фраз.

Задания на самостоятельный выбор движений, соответствующих характеру мелодии, развивают у ребенка активность и воображение, координацию и выразительность движений. Упражнения на духовой гармонике, исполнение под музыку стихов, подпевок, инсценирование песен, музыкальных сказок способствуют развитию дыхательного аппарата и речевой моторики.

Занятия ритмикой эффективны для воспитания положительных качеств личности. Выполняя упражнения на пространственные построения, разучивая парные танцы и пляски, двигаясь в хороводе, дети приобретают навыки организованных действий, дисциплинированности, учатся вежливо обращаться друг с другом.

Программа по ритмике состоит из пяти разделов: «Упражнения на ориентировку в пространстве»; «Ритмико-гимнастические упражнения»; «Упражнения с детскими музыкальными инструментами»; «Игры под музыку»; «Танцевальные упражнения».

В каждом разделе в систематизированном виде изложены упражнения и определен их объем, а также указаны знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся, занимаясь конкретным видом музыкально-ритмической деятельности.

На каждом уроке осуществляется работа по всем пяти разделам программы в изложенной последовательности. Однако в зависимости от задач урока учитель может отводить на каждый раздел различное количество времени, имея в виду, что в начале и конце урока должны быть упражнения на снятие напряжения, расслабление, успокоение.

Содержание первого раздела составляют упражнения, помогающие детям ориентироваться в пространстве.

Основное содержание второго раздела составляют ритмико-гимнастические упражнения, способствующие выработке необходимых музыкально-двигательных навыков.

В раздел ритмико-гимнастических упражнений входят задания на выработку координационных движений.

Основная цель данных упражнений — научить умственно отсталых детей согласовывать движения рук с движениями ног, туловища, головы.

Упражнения с детскими музыкальными инструментами рекомендуется начинать с подготовительных упражнений: сгибание и разгибание пальцев в кулаках, сцепление с напряжением и без напряжения, сопоставление пальцев.

В программу включена игра на детском пианино, аккордеоне, духовой гармонике. Принцип игры на этих инструментах примерно одинаков и требует большой свободы, точности и беглости пальцев по сравнению с ксилофоном, металлофоном и цитрой.

Задания на координацию движений рук лучше проводить после выполнения ритмико-гимнастических упражнений, сидя на стульчиках, чтобы дать возможность учащимся отдохнуть от активной физической нагрузки.

Во время проведения игр под музыку перед учителем стоит задача научить учащихся создавать музыкально-двигательный образ. Причем учитель должен сказать название, которое определяло бы характер движения, например: «зайчик» (подпрыгивание), «лошадка» (прямой галоп), «кошечка» (мягкий шаг), «мячик» (подпрыгивание и бег) и т. П. Объясняя задание, учитель не должен подсказывать детям, вид движения (надо говорить: будете двигаться, а не бегать, прыгать, шагать).

Обучению умственно отсталых детей танцам и пляскам предшествует работа по привитию навыков четкого и выразительного исполнения отдельных движений и элементов танца. К каждому упражнению подбирается такая мелодия, в которой отражены особенности движения. Например, освоение хорового шага связано со спокойной русской мелодией, а топающего — с озорной плясовой. Почувствовать образ помогают упражнения с предметами. Ходьба с флажками в руке заставляет ходить бодрее, шире. Яркий платочек помогает танцевать весело и свободно, плавно и легко.

Задания этого раздела должны носить не только развивающий, но и познавательный характер. Разучивая танцы и пляски, учащиеся знакомятся с их названиями (полька, гопак, хоровод, кадриль, вальс), а также с основными движениями этих танцев (притопы, галоп, шаг польки, переменчивый шаг, присядка и др.).

Исполнение танцев разных народов приобщает детей к народной культуре, умению находить в движениях характерные особенности танцев разных национальностей.

Четверть

Количество часов

I

9

II

7

III

10

IV

8

Год

34



Предварительный просмотр:

№ урока

Название раздела, темы урока

Кол-во часов

дата

Тип урока, форма обучения

Ключевые компетенции, ведущие понятия

Формы и  вид контроля

Оборудо-вание

НРК, ИКТ (ЦОР), межпредме-тные связи

Коррекция познавате-льной деятельности и личностных качеств

план

факт

I четверть (9 часов)

1

Шаг с носка, ходьба на полупальцах, высокий бег, высокий бег с чередованием выбросов ног вперед

1

5.09

Комбинированный урок

Бег с чередованием выбросов ног вперед

Самостоятельное выполнение

Музыкальное сопровождение (ритмичные мелодии)

Физическая культура, музыка

Развитие координации движений

2

Вращения. Комбинация движений с флажками

1

12.09

Комбинированный урок

Вращения

Самостоятельное выполнение

Музыкальное сопровождение (ритмичные мелодии)

Физическая культура, музыка

Осваивать модели перестроений, рисунков танца

3

Комбинация движений с лентами

1

19.09

Комбинированный урок

Комбинация движений

Самостоятельная работа в парах.

Музыкальное сопровождение (современные мелодии)

Физическая культура, музыка

Развивать координацию движений, умение удерживать предмет в руке

4

Эстрадный танец: положение рук, корпуса, ног.

1

26.09

Комбинированный урок

Эстрадный танец

Самостоятельное выполнение

Музыка-льное сопровожде-ние( «Добрый жук» полька)

Физическая культура, музыка

Коррекция четкости, выразительности движений

5

Движения танца галоп, подскоки, приседания, вращения

1

3.10

Комбинированный урок

Танец-галоп.

Самостоятельное выполнение

Музыка-льное сопровожде-ние(мелодии польки)

Физическая культура, музыка

Коррекция музыкально-двигательного образа

6

Полька

1

10.10

Комбинированный урок

Полька

Самостоятельная работа в парах.

Музыкальное сопровождение (мелодии польки

Физическая культура, музыка

Коррекция двигательной памяти

7

Сюжетно-образный движения: зайчики, лисички…

1

17.10

Комбинированный урок

Сюжетно-образные движения

Самостоятельная работа в парах.

Музыкальное сопровождение (современные ритмы)

Физическая культура, музыка

Коррекция и развития воображения, творчества

8

Передача ритмических рисунков (ложки)

1

24.10

Комбинированный урок

Ритмический рисунок

Самостоятельное выполнение

Музыка-льное сопровожде-ние(ритмические мелодии)

Физическая культура, музыка

Коррекция эмоционально-волевой сферы

9

Повторение элементов танца по программе 2 класса

1

31.10

Урок- повторения.

Элементы танца

Самостоятельное выполнение

Музыкальное сопровождение (русские мелодии, полька)

Физическая культура, музыка

Коррекция ритма, музыкальной памяти

II четверть ( 7 часов)

10

«Добрый жук» комбинация движений с флажками, лентами

1

14.11

Комбинированный урок

Комбинация движений

Самостоятельное выполнение

Музыкальное сопровождение( «Добрый жук» полька)

Физическая культура, музыка

Коррекция двигательной памяти

11

Элементы классического танца: положение рук, ног, корпуса. Шаг-приставка, взмахи руками.

1

21.11

Комбинированный урок

Классический танец

Самостоятельное выполнение

Музыкальное сопровождение «Норвежский танец» Э.Григ. Вальсовая мелодия

Физическая культура, музыка

Формирование эстетического

вкуса

12

Передача ритмического рисунка хлопками, притопами

1

28.11

Комбинированный урок

Ритмический рисунок

Самостоятельное выполнение

Музыкальное сопровождение (русские народные мелодии)

Физическая культура, музыка

Коррекция музыкально-ритмического рисунка

13

Украинская пляска

1

5.12

Комбинированный урок

Украинская пляска

Самостоятельная работа в парах.

Музыкальное сопровождение (русские народные мелодии (аккордеон)

Физическая культура, музыка

Коррекция ориентировки в пространстве

14

Пляска

1

12.12

Комбинированный урок

Пляска

Самостоятельное выполнение

Музыкальное сопровождение «Коло» укр. Народная мелодия

Физическая культура, музыка

Коррекция двигательной памяти

15

Подвижные музыкальные игры на внимание

1

19.12

Комбинированный урок

Музыкальные игры

Музыкальное сопровождение «На бабушкином дворе», «Разминка», «Магазин игрушек»

Физическая культура, музыка

Коррекция внимания, ловкости, быстроты реакции

16

Композицион-ная работа. Пляска

1

26.12

Комбинированный урок

Пляска

Самостоятельное выполнение

Музыкальное сопровождение («Коло» пляска)

Физическая культура, музыка

Коррекция координации, внимания

III четверть (10 часов)

17

Добрый жук, норвежский танец

1

16.01

Комбинированный урок

Норвежский танец

Самостоятельное выполнение

Музыкальное сопровождение (Э.Григ)

Физическая культура, музыка

Коррекция двигательной памяти

18

Галоп, поскоки, бег, вращения, хлопки, притопы – движения в комбинациях

23.01

Комбинированный урок

Галоп, поскоки, бег, вращения, хлопки, притопы

Самостоятельное выполнение

Музыкальное сопровождение( мелодия «Полька»)

Физическая культура, музыка

Коррекция точности

19

Элементы народного танца: положение рук, ног, головы, корпуса. Моталочка – вперед, назад.

1

30.01

Комбинированный урок

Народный танец

Самостоятельное выполнение

Музыкальное сопровождение(русские народные мелодии)

Физическая культура, музыка

Коррекция координации движений

20

«Ковырялочка», притопы(одинарные, двойные, тройные), вращения

1

6.02

Комбинированный урок

Притопы(одинарные, двойные, тройные), вращения

Самостоятельное выполнение

Музыкальное сопровождение(«Светит месяц»)

Физическая культура, музыка

Коррекция точности движений.

21

Присядка для мальчиков, хлопки со скользящим ударом, рука об руку, по бедру, по голени.

1

13.02

Комбинированный урок

Хлопки со скользящим ударом, рука об руку, по бедру, по голени

Самостоятельное выполнение

Музыкальное сопровождение( «Чеботуха»)

Физическая культура, музыка

Коррекция координации движений

22

Передача ритмических рисунков на ложках. Свободные импровизации.

1

20.02

Комбинированный урок

Ритмические рисунки

Самостоятельное выполнение

Музыкальное сопровождение(детские песни)

Физическая культура, музыка

Коррекция чувства ритма

23

Русская пляска

1

27.02

Комбинированный урок

Русская пляска

Самостоятельное выполнение

Музыкальное сопровождение(«Светит месяц»)

Физическая культура, музыка

Коррекция координации движений

24

Пляска с палочками

1

6.03

Комбинированный урок

Пляска с палочками

Самостоятельное выполнение

Музыкальное сопровождение(русские народные мелодии)

Физическая культура, музыка

Коррекция координации движений

25

Игры на музыкальных инструментах

1

13.03

Комбинированный урок

Музыкальные инструменты

Самостоятельное выполнение

Музыкальные инструменты

Музыка

Коррекция музыкального слухи и чувства ритма

26

Подвижные игры

1

20.03

Комбинированный урок

Подвижные игры

Музыкальное сопровождение (детские песни)

Физическая культура

Коррекция координации движений

IV четверть(9 часов)

27

«Добрый жук». Парный танец. Русская пляска

1

3.04

Урок - закрепления

Парный танец

Самостоятельное выполнение

Музыкальное сопровождение ( мелодия «Добрый жук»)

Физическая культура, музыка

Коррекция гибкости, координации движений, памяти.

28

Эстрадный танец: положение корпуса, рук, ног.

1

10.04

Комбинированный урок

Эстрадный танец

Самостоятельное выполнение

Музыкальное сопровождение( мелодия «Утята»)

Физическая культура, музыка

Коррекция гибкости, координации движений

29

Танец в парах

1

17.04

Комбинированный урок

Танец в парах

Самостоятельное выполнение

Музыкальное сопровождение( карельская народная мелодия)

Физическая культура, музыка

Коррекция равновесия

30

Танец в тройках

1

24.04

Комбинированный урок

Танец в тройках

Самостоятельное выполнение

Музыкальное сопровождение(«Дружные тройки» полька Штраус)

Физическая культура, музыка

Коррекция координации

31

Повторение элементов танца по программе 3 класса

1

1.05

Урок - закрепления

Самостоятельное выполнение

Музыкальное сопровождение

Физическая культура, музыка

Коррекция гибкости, координации движений, памяти

32

Сюжетно-образные движения, подвижные музыкальные игры

1

8.05

Урок - закрепления

Подвижные музыкальные игры

Самостоятельное выполнение

Музыкальное сопровождение (современные ритмы)

Физическая культура, музыка

Коррекция гибкости, координации движений, памяти

33

Игры на ложках

1

15.05

Урок - закрепления

Игры на ложках

Самостоятельное выполнение

Музыкальное сопровождение(русские народные мелодии)

Физическая культура, музыка

Коррекция координации движений

34

Итоговый урок

1

22.05

Урок - закрепления

Самостоятельное выполнение

Музыкальное сопровождение( «Утята», «Добрый жук»)

Физическая культура, музыка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование программы «Ритмика » для учащихся 1 классов

Данная программ не требует хореографической подготовки.  По такой программе могут работать даже мужчины. Программа «Ритмика» делится на  разделы: 1.    ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМ...

Календарно-тематическое планирование по ритмике 1 -3 классов

Календарно-тематическое планирование по ритмике 1 -3 классов...

КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ 11 КЛАСС. (10 КЛАСС)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО  БИОЛОГИИ 11 КЛАСС ДЛЯ ЗАОЧНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В ВЕЧЕНИХ ШКОЛАХ...

Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс на основе УМК «Биология. 5-9 класс» В.В. Пасечник (базовый уровень)

Календарно- тематическое планирование по биологии 7 класс УМК "Биология.5-9 класс В.В.Пасечник (базовый уровень)...

КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по технологии (общеобразовательный класс) 8 класс

Муниципальное казенное образовательное учреждениеГригорьевская основная общеобразовательная школаc.  Григорьевское, Луховицкий районУТВЕРЖДАЮ:Директор МКОУ Григорьевская ООШ____________________ С...

Календарно-тематическое планирование по геометрии 12 класс Л.С.Атанасян «Геометрия 10-11 класс»

Календарно-тематическое (поурочное) планирование по геометрии (заочное обучение) Класс: 12Всего часов: 34 (1 час в неделю)УМК:Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф. Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 10-11:...