статья "К понятию «коммуникативная культура»"
статья по теме

Мартынова Ирина Анатольевна

Публикация издана в г. Таганрог, в сборнике II Международной научно-практической  конференции Молодых ученых в «Центре научной мысли».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon martynova_i.a._statya.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

К понятию «коммуникативная культура»

Мартынова Ирина Анатольевна

Научный руководитель: Куликов Владимир Борисович, доктор философских наук

Институт развития образования г. Екатеринбург

Изменения в жизни российского общества, связанные с развитием средств массовой коммуникации, обусловили потребность в осмыслении коммуникативной культуры, как социально-культурного феномена.

С развитием техники, социальных, политических, экономических изменений, трансформаций в системе культурных ценностей, изменялась и специфика коммуникаций в их содержательном, формальном, техническом аспектах, что актуализировало новые задачи и направления исследования коммуникативной культуры. Тенденции к осмыслению коммуникативной культуры личности нашли отражение в научных работах В.Б. Кашкина, Г.Г. Почепцова, В.П. Конецкой, Ф.И. Шаркова, А.В. Соколова и др. Вместе с тем, сфера, которая обозначается понятием "коммуникативная культура", остается неопределенной. Таким образом, возникает необходимость его уточнения. Данное понятие, с одной стороны, соотносится с понятием "культура", с другой - с понятием "коммуникация".

Ключевые слова: культура, коммуникация, коммуникативная культура.

В мире философских и научных определений культуры существует многообразие, и это  требует более четкой и узкой его конкретизации.Мы рассмотрим понятие «культура» близкое к педагогике.

Культура понимается как…

  • совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством и составляющих его духовно-общественное бытие.
  • исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. (БСЭ)
  • сложная, многоуровневая знаковая система, моделирующая в каждом социуме картину мира и определяющая место человека в нем.
  •  «совокупность генетически ненаследуемой информации в области поведения человека» (Ю.Лотман)
  • воспитание, образование, развитие морали, этики, нравственности;
  • развитие духовной сферы жизни, искусство, творчество.

Коммуникация  (лат. communicatio - сообщение, передача) - смысловой и идеально-содержательный аспект социального взаимодействия. Основная функция К. - достижение социальной общности при сохранении индивидуальности каждого ее элемента.

        Для педагогической науки и практики важно развиваемое в философии и психологии представление о том, что внутренней сущностью коммуникации являются процессы формирования и развития общественного и индивидуального сознания. Коммуникация органично связана с культурой, ее материальной («внешней») и духовной («внутренней») составляющей. Это - два универсальных общественных явления, образующих «коммуникативную культуру», природа которой раскрывается на основе культурологического подхода.

С точки зрения гуманистической  направленности  и творческого потенциала - коммуникативная культура учителя - это проявление гуманистической направленности его индивидуального творчества в решении задач профессионально-педагогической деятельности [1, c. 121].

Наряду с культурологическим подходом к пониманию и исследованию коммуникативной культуры педагога плодотворным является и системный подход. Речь идет о концепции самоорганизации сложно структурированных систем, возникшей в рамках синергетики и кибернетики. С этих общенаучных системных позиций, коммуникативная культура учителя является одним из важнейших функционально значимых элементов культуры общества в целом. Одновременно она имеет имманентную структуру той сложности и цельности, которая необходима для осуществления самоорганизации и развития.

Коммуникативная культура может быть рассмотрена в трех аспектах. Так, в контексте противопоставления культуры природе, коммуникативная культура может рассматриваться как частный случай коммуникации. Если же рассматривать культуру как системообразующий, интегрирующий социум фактор, то коммуникативная культура оказывается тождественной культуре как таковой. Также коммуникативную культуру можно рассматривать в отраслевом аспекте.

Научным  содержанием  понятия "коммуникативная культура" является содержательное  наполнение понятия "коммуникация".

В связи с полисемантичностью понятия "коммуникация", которое в ряде случаев выступает синонимом понятий "связь", "взаимодействие", "общение", "обмен информацией", "сообщение", в качестве исходной установки в его теоретическом анализе выступило предположение, что весь перечисленный семантический ряд отражает лишь отдельные стороны целостного феномена. Тогда сущность теоретического анализа состоит в установлении содержательных связей между этими понятиями, что дает возможность их определения в границах единого предметного поля исследования.

Такой анализ был осуществлен в два этапа. Первый этап состоял в систематизации разных подходов к определению понятия "коммуникация" с целью установления указанных смысловых связей. На втором этапе исследовались возможности интерпретации данного понятия в контексте исследования коммуникативной культуры.

Осуществленный теоретический анализ показал наличие содержательной связи между понятиями, которые опосредствуют значения понятия "коммуникация". Его результаты дают возможность констатировать, что в научной литературе понятие "коммуникация" как предмет научного исследования наиболее последовательно было осмыслено в значениях: а) связь, соединение; б) взаимодействие; в) общение; г) информационный аспект общения.

Как связь понятие коммуникация может быть использовано для обозначения всех связей, имеющих место в социальной системе и обеспечивающих ее целостность и функционирование. В этом смысле коммуникативная культура приближается к пониманию культуры как таковой, поскольку культура и есть фактор, интегрирующий социум.

На уровне взаимодействия, единицей анализа выступает действие, а проблемы коммуникации рассматриваются с позиций субъектов взаимодействия - отдельных людей, социальных институтов, учреждений, организаций. "Социальное" и "культурное" в данном случае определяются как взаимообусловленные аспекты изучения общественных явлений. Личность рассматривается как представитель субкультуры и носитель определенных групповых ценностей.

На уровне общения коммуникация выступает как частный случай взаимодействия в системе отношений "человек - человек".

В  широком смысле «коммуникация» -передача, сообщение. У Я Ясперса проводится различи между «объективной» и «экзистенциальной» коммуникацией. Объективная коммуникация обусловлена любого рода общностью между людьми. Экзистенциальная коммуникации имеет место в ситуации общения двух «самостей». Понятие «коммуникация» является центральным в теории «коммуникативного действия» Хабермаса и одним из главных в «трансцендентальной прагматике» Апеля.

Как информационный аспект коммуникация рассматривается как процесс передачи информации или обмена информацией. Информационный аспект, по нашему мнению, является наиболее важным, так как в современный информационный век личность формируется, прежде всего, под воздействием системы коммуникаций, а одной из основных ролей коммуникации в обществе является социализация личности посредством передачи информации. Последняя, в свою очередь, приводит к становлению коммуникативной личности.

Коммуникативная личность, по нашему мнению, обладает умением выбора коммуникативного кода, обеспечивающего адекватное восприятие и целенаправленную передачу информации в конкретной ситуации. Используя свою коммуникативную компетенцию, определяя стратегию и тактику коммуникативного поведения, накапливая опыт, коммуникативная личность формирует определенную культуру - коммуникативную культуру.

Понятие коммуникативной культуры конкретизируется нами в системе структурных требований к самой личности. Таким образом, можно сделать вывод, что коммуникативная культура - это система норм, ценностей, знаний и образцов поведения, принятых в определенном обществе в определенный промежуток времени.

Список литературы:

1.Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. / В.В. Давыдов - М., 2005. - 380 с.

2.Землянова Л.М. Современная американская коммуникативистика: теоретические концепции, проблемы, прогнозы. - М.: Издательство МГУ, 2008. - 301 с

3.Теория коммуникации и прикладная коммуникация: сборник научных трудов "Вестник Российской коммуникативной ассоциации" / под общ. ред. И.Н. Розиной. - Вып.1. - Ростов н/Д: ИУБиП, 2008.

4.Кравчук П.Ф. (2005) Личность в теории социальных коммуникаций /П.Ф. Кравчук // Личность. Культура. Общество. Вып. №2. -398с..

5.Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

6.Шарков Ф.И. (2008) Основы теории коммуникации. / Ф.И. Шарков. М.- 275с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коммуникативный метод – средство обучения говорению Исходные положения и понятия коммуникативного метода.

Основными признаками коммуникативного  метода обучения, на наш взгляд, являются следующие.1) Дифференцированность метода, проявляющегося в том, что каждый метод служит средством достижения ...

Совершенствование коммуникативной культуры студентов в процессе изучения дисциплины «Культура речи»в условиях медицинского колледжа

В статье рассматривается проблема совершенствования коммуникативной культуры студентов,    критерии коммуникативной культуры,  коммуникативная компетентность и коммуникативная напр...

урок по обществознанию "Понятие о культуре"

План-конспект урока по обществознанию на 1 курсе "Понятие о культуре"...

Конспект урока на тему "Понятие художественной культуры"

Данный материал поможет учителю МХК при подготовке к вводному уроку по курсу "МХК", поможет раскрыть понятия: "художественная культура", "материальная культура" и "духовная культура"....

Понятие методологической культуры педагога

Районное методическое объединение. Выступление. В презентации рассматривается понятие методологической культуры педагога и ее сотавляющие части, а также методологический подход к формированию физическ...

Понятие православной культуры в его связи с обучением английскому языку.

Православное содержание занятий по английскому языку является функциональным средством духовно – нравственного воспитания. Следует помнить, что сегодняшние дети - это будущее лицо нашего общества завт...

Коммуникативные универсальные учебные действия и формирование коммуникативной культуры старшеклассников.

Формирование коммуникативной культуры школьников возможно при формировании коммуникативных УУД. В статье говорится о том, что входит в понятие "коммуникативная культура школьника" и какие фо...