Рабочая программа СБО 2 класс
рабочая программа на тему

Грибанова Мария Владимировна

социально бытовая ориентировка в школе I-II вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sbo_2_klass.doc118 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Алтайская краевая специальная (коррекционная) общеобразовательная школа I-II вида»

«Согласовано»

 Протоколом педагогического совета №

«____»____________2013г.

«Утверждено»

Директор школы

_____________ Л. А. Поддубнова

«___»_____________2013г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу  

«Социально бытовая ориентировка»

II  вид, 2-е отделение, II  вариант;  

2класс

Рассмотрено на методическом объединении

коррекционно-реабилитационной

направленности

протокол № ____от «__»_______2014г.

2014-2015 учебный год

Рабочая программа

начального общего образования

Пояснительная записка

Цели общего образования с учётом специфики учебного предмета:

Цель: Специальные коррекционные занятия по социально-бытовой ориентировке направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития.

Задачи программы:

I. Гигиенические навыки по соблюдению чистоты тела.

Учить детей самостоятельно засучивать рукава, мыть лицо и руки, правильно пользоваться мылом. При кашле отворачиваться, прикрывать рот носовым платком; соблюдать опрятность, устранять самим или с помощью взрослых непорядок в одежде.

II. Навыки культуры еды.

Формировать навыки аккуратности еды у детей. Приучать детей садиться за стол в опрятном виде, принимать правильное положение за столом и сохранять его. Приучать правильно, пользоваться столовыми приборами; пищу брать понемножку, бесшумно, по мере необходимости пользоваться салфеткой.

III. Навыки аккуратного и бережного обращения с вещами личного пользования.

Побуждать детей к самостоятельности в процессе одевания и умывания, а также раздевании.
Воспитывать опрятность у детей. Учить замечать непорядки в одежде (расстегнулась пуговица, завернулся воротничок и т.п.) и самостоятельно его устранять или обращаться за помощью к взрослым.

IV. Навыки поддержания порядка в окружающей обстановке.

Привлекать детей к элементарному хозяйственно-бытовому труду: раскладывать ложки и т.п.; раскладывать оборудование или материалы к занятиям и убирать их; убирать игрушки после игр, выносить мусор, принимать участие в починке коробок из-под игр, в ремонте книг, игрушек, уборке пришкольной территории, уборке помещений школы

V. Навыки культурного поведения и вежливых взаимоотношений.

Учить детей здороваться и прощаться со взрослыми; употреблять слова, выражающие просьбу, благодарность, воспитывать заботливое отношение к людям., товарищеские взаимоотношения со взрослыми, побуждать к взаимодействиям друг с другом, оказывать помощь по просьбе другого ребенка; обращаться к сверстнику называя его по имени, отвечать на его вопросы. Учить соблюдать правила культурного поведения на улице, дома (вытирать при входе ноги, соблюдать аккуратность в туалете, умывальной комнате) Вызывать чувство удовлетворения от чистоты и порядка.    

VI. Обогащение речевого материала.

Формирование полноценной речевой деятельности через овладение речью как средством общения

Содержание учебного материала

Культура поведения (8 часов)

Поведение в школе

Формы обращения к разновозрастным группам (к младшим, сверстникам и старшим) с просьбой, вопросом. Поведение при встрече и расставании с разновозрастными группами людей. Поведение в общественных местах и транспорте. Поведение за столом.  Поведение дома, в семье.

Выбор, вручение и прием подарков. Поведение в гостях.

Жилище (10 часов)

Значение жилища в жизни человека. Виды жилых помещений в городе и селе (жилой дом, коттедж и т.д.). Жилой дом. Его устройство. Подсобные помещения. Квартира. Варианты квартир. Подсобные помещения. Домашний адрес. Гигиенические требования к жилому помещению; меры по их обеспечению. Повседневная уборка жилья: сухая, влажная. Средства по уходу за жилищем. Пылесос. Техника безопасности. Уход за мебелью в зависимости от её покрытия. Средства ухода за мебелью.

Одежда  (8 часов)

Виды одежды, назначение. Сезонная одежда. Головные уборы, назначение. Хранение одежды. Повседневный уход за одеждой. Сушка, уход за сезонной одеждой. Мелкий ремонт одежды (пришивание пуговиц, вешалки, крючков, зашивание распоровшегося шва на одежде). Моющие средства для стирки белья (мыло, стиральный порошок). Стирка мелких предметов одежды.

Транспорт  (8 часов)

Виды городского транспорта. Правила пользования городским транспортом. Маршрут в школу и из школы. Поведение в транспорте, поведение на улице. Правила дорожного движения. Железнодорожный вокзал. Правила поведения на железной дороге.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане:

Рабочая программа рассчитана на 34 часа по 1 часу в неделю.

Общая характеристика учебного предмета, курса; принципы отбора учебного материала, реализуемые в программе подходы:

СБО – это специальные коррекционные занятия  направленные на практическую подготовку учащихся с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся.
Программа по СБО составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем СБО обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у учащихся с ограниченными возможностями здоровья необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически знакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь.
Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умения пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи.
Кроме того, данные занятия способствуют усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса учащихся.

Данные навыки необходимо формировать у детей с первых дней их пребывания. Основными формами воспитания у детей навыков самообслуживания являются: индивидуальная работа, практикумы и организованные сюжетные игры, ведь наилучшее усвоение любого материала происходит у детей в процессе игры.

Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные результаты:

· осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

 · освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

 · осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

· понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты:

. способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

 · владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

· способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

· готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

-отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

-осмысленно, правильно читать целыми словами;

-отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

-обозначать мягкость согласных звуков на письме;

-писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;

-ставить пунктуационные знаки конца предложения;

-списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам воспитанников 4 класса

Учащиеся должны знать:

  • Слова – обращения, употребляемые при встрече и расставании
  • Формы обращения с просьбой, вопросом
  • Правила поведения в общественных и культурных местах
  • Правила поведения за столом
  • Правила поведения в транспорте
  • Правила поведения в доме, в семье
  • Правила поведения в гостях
  • Правила выбора, вручения и приёма подарка

Учащиеся должны уметь:

  • Принимать правильную позу в положении сидя и стоя, во время беседы
  • Следить за своей походкой и жестикуляцией
  • Употреблять правильные речевые обороты при разговоре с разновозрастными группами людей
  • Вежливо обращаться в различных ситуациях с просьбой или вопросом к младшим, взрослым и сверстникам.
  • Соблюдать правила поведения в школе, в общественных местах и транспорте
  • Правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами, красиво и аккуратно принимать пищу.
  • Культурно вести себя в гостях
  • Выбирать, вручать и принимать подарок.

 Жилище

Учащиеся должны знать:

  • Значение и виды жилых помещений в городе
  • Виды подсобных помещений в жилых помещениях и их назначение
  • Гигиенические требования к жилому помещению
  • Регулярность уборки жилых помещений
  • Правила и последовательность проведения сухой и влажной уборки
  • Домашний адрес
  • Правила техники безопасности при работе с моющими и чистящими средствами, при работе с пылесосом

Учащиеся должны уметь:

Одежда

Учащиеся должны знать:

  • Виды одежды
  • Правила ухода за одеждой
  • Правила ручной стирки
  • Санитарно-гигиенические требования и правила ТБ при работе иголкой и ножницами и моющими средствами

Учащиеся должны уметь:

  • Подбирать одежду по сезону
  • Различать одежду в зависимости от назначения (повседневная, праздничная, спортивная, домашняя)
  • Сушить мокрую одежду
  • Чистить верхнюю одежду
  • Стирать вручную мелкие предметы одежды

  • Готовить и убирать спальное место, производить смену постельного белья
  • Проводить качественную влажную и сухую уборку помещения (подметание пола, протирка пыли, мытьё подоконников и радиаторов батарей)
  • Выбивать и чистить ковры вручную и пылесосом
  • Соблюдать правила техники безопасности при работе с моющими и чистящими средствами, при работе с пылесосом

Транспорт

Учащиеся должны знать:

  • Основные виды общественного транспорта, которыми они пользуются по дороге в школу и из школы
  • Правила пользования городским транспортом
  • Стоимость проезда и виды оплата проезда в городском транспорте
  • Маршрут проезда до школы и обратно
  • Правила дорожного движения

Учащиеся должны уметь:

  • Соблюдать правила поведения в общественном транспорте и на остановке (правила входа и выхода, поведение в салоне, покупка билетов)

Календарно-тематическое планирование

Уроков   СБО

(предмет)

Классы:_____2 класс___________________________________________________

Учитель:___________Грибанова Мария Владимировна ___________________

Кол-во часов за год:

Всего _____34__________________

В неделю ____ 1 час_________

Плановых контрольных работ:____-_______, самостоятельных и практических работ: ___-__, тестов:___-_

Планирование составлено на основе ____Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида. Сборник 1, подготовительный, 1-7 классы. –М.: Просвещение, 2005

Цели.

1.Максимальная социально-трудовая адаптация

2.Оптимальная интеграция в здоровую социальную среду

3.Расширение словарного запаса

Задачи.

      1. Развитие всех психических функций и познавательной деятельности обучающихся в процессе коррекционно-развивающей работы;

      2. Нравственное воспитание, формирование социально приемлемых навыков поведения воспитанников;

      3. Физическое воспитание, обучение самообслуживанию, подготовка к посильным видам труда;

      4. Бытовая ориентировка и социальная адаптация обучающихся – как итог коррекционно-развивающего процесса.


Содержание материала

часы

дата

Речевой материал

1. Культура поведения

8

1.

Поведение в школе

1

Поведение, «мой класс»,

2.

Формы обращения к разновозрастным группам .

Поведение при встрече и расставании

1

Ты – Вы, Здравствуй – здравствуйте,

До свидания, пока

3.

Поведение в общественных местах  и транспорте

1

Вежливый, культурный;

4.

Поведение за столом

1

«подайте пожалуйста», спасибо

5.

Поведение дома в семье

1

«я послушный»

6.

Выбор, вручение и приём подарков

1

Подарок, поздравляю, «дарю тебе…»

7.

Поведение в гостях

1

Гость, «я пришёл в гости»

Итоговое повторение пройденного материала

1

2. Жилище

10

8.

Значение жилища в жизни человека

1

Жилище,

9.

Виды жилых помещений в городе и селе

1

Квартира, коттедж, дом

10.

Жилой дом и его устройство

Квартира. Варианты квартир

2

Зал, коридор, спальня,

кухня, ванна, туалет,

11.

Домашний адрес

1

«я живу (адрес)»

12.

Гигиенические требования к жилому помещению

1

Уборка, чистота

13.

Повседневная уборка жилья: сухая, влажная

Средство по уходу за жилищем

1

«я вытираю пыль», «я мою пол»

14.

Пылесос. Техника безопасности

1

Пылесос, «я пылесошу»

15.

Уход за мебелью

1

Протирать, выбивать

Итоговое повторение пройденного материала

1

3. Одежда

8

16.

Виды одежды, назначение

1

Платье, колготки, рубашка, брюки, носки, кофта, майка

17.

Сезонная одежда

1

Зимняя одежда – тёплая одежда, летняя одежда – лёгкая одежда,

18.

Головные уборы, назначение

1

Шапка, кепка, шляпа, платок

19.

Хранение одежды

1

Вешалка, плечики

20.

Повседневный уход за одеждой

Сушка, уход за сезонной одеждой

1

Щётка,  «я чищу одежду», «я сушу одежду»

21.

Мелкий ремонт одежды

1

Нитка, иголка, «я зашиваю»

22.

Моющие средства для стирки белья

Стирка предметов одежды

1

Порошок, мыло

«я стираю бельё»

Итоговое повторение пройденного материала

1

4. Транспорт

8

23.

Виды городского транспорта

1

Троллейбус, газель, такси

24.

Правила пользования городским транспортом

1

Билет, кондуктор, шофёр

25.

Маршрут в школу и из школы

1

Маршрут

26.

Поведение в транспорте, поведение на улице

1

Пассажир(ы),  пешеход

27.

Правила дорожного движения

1

Автомобиль(и), зебра, светофор

28.

Железнодорожный вокзал.

Правила поведения на железной дороге

2

Вокзал, поезд, вагон

Рельсы, путь, перрон

Итоговое повторение пройденного материала

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа (7 классы, по программе Р.Р.Нигъматуллиной)

Рабочая программа для учителей, работающих в 7 классах русских школ...

Рабочая программа 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова

тематическое и поурочное планирование 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова...

Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...

Рабочая программа 1 класс музыка по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС

Рабочая программа 1 класс по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС...