рабочая программа СБО 9 класс
рабочая программа (9 класс) на тему

Грибанова Мария Владимировна

социально бытовая ориентировка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sbo_9_klass.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Алтайская краевая специальная (коррекционная) общеобразовательная школа I-II вида»

«Согласованно»                                                                                                                                                                                «Утверждено»

Протоколом педагогического совета №                                                                                                                                          Директор школы

                                                                                                                                                                                                             _____________ Л.А. Поддубнова

                                                                                                                                                                                                               

от «___»_______________2014 г.                                                                                                                                                    «___»_____________2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу  

«Социально-бытовое ориентирование»

9 класс

II вид

Рассмотрено

 на заседании методического объединения

протокол № ____от «__»__________2014 г.

Руководитель МО ____________________

2014-2015 учебный  год


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ ОСНОВНОГО  ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

(Базовый уровень)

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая  программа по СБО составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Данная рабочая программа ориентирована на обучающихся 8  класса и реализуется на основе следующих документов:

       1.    Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида. Сборник 1, подготовительный, 1-8 классы. – М.: Просвещение, 2007

 2.      Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I-II вида. Т.С.Зырянова, Э.Н.Хотеева.-М.: ВЛАДОС, 2008.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.

Рабочая программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся.


Общая характеристика учебного предмета

СБО – это специальные коррекционные занятия,  направленные на практическую подготовку обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития обучающихся.
Программа по СБО составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития обучающихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем СБО обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у учащихся с ограниченными возможностями здоровья необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически знакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь.  Данные навыки необходимо формировать у детей с нарушением слуха с первых дней их пребывания. Основными формами воспитания у детей навыков самообслуживания являются: индивидуальная работа, практикумы и организованные сюжетные игры, ведь наилучшее усвоение любого материала происходит у детей в процессе игры.

Место учебного предмета в учебном плане

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение СБО отводится 34 часа по 1 часу в неделю. Примерная программа рассчитана на 1 час в неделю, общей суммой в  34 часа.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Целью специальных коррекционных занятий по социально-бытовой ориентировке направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития.

Задачи курса:

  • формирование у воспитанников коррекционной школы знаний и умений, способствующих социальной адаптации;
  • формирование механизмов стрессоустойчивого поведения как основы психического здоровья школьника и условие их социально-психологической адаптации;
  • развитие коммуникативной функции речи как непременное условие социальной адаптации детей с нарушением слуха;
  • освоение теоретической информации, а также приобретение бытовых навыков;
  • развитие умений, необходимых детям с особыми образовательными потребностями для осуществления своей жизнедеятельности в режиме самостоятельности;
  • повышение уровня познавательной активности и расширение объема имеющихся знаний и представлений об окружающем мире.
  • воспитание позитивных качеств личности.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

        В курсе СБО межпредметным и внутрипредметным связям СБО придается гораздо большее значение. Занятия по СБО носят комплексный, интегрированный характер в силу специфики объекта изучения (окружающий мир, общество, человек в нем, их взаимоотношения).

  • усвоение правил пользования инструментами и приборами;
  • овладение трудовыми операциями;
  • овладение навыком работы индивидуально и в коллективе.

СОДЕРЖАНИЕ  УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Познай себя

О гуманности. О красоте. Эгоизм. Трусость. Малодушие. Правила поведения в семье. Обязанности по дому.

 Воспитание здорового образа жизни

Правила дорожного движения. Роль спорта в укреплении физического здоровья.        Как уберечь себя от соблазнов (алкоголь, наркотики). Я буду беречь глаза. Правила поведения на водоёмах в различное время года.

Я и общество

Средства связи. Виды писем. Формы общения через переписку. Написание и отправление телеграммы. Поздравительная открытка. Экскурсия на почту. Ролевая игра «На почте».

Нравственная культура

История моей семьи (имена, профессии, семейные истории, легенды бабушек, прабабушек). Правила поведения на улице. Виды городского транспорта. Правила поведения в транспорте. Кондуктор и контролёр.  Покупка билетов. Поведение пассажира у кассы вокзала. Мы идём в гости. Правила приёма гостей. Гостеприимство, угощение гостей.

Трудовая культура

Машины, облегчающие труд (Стиральная машина, пылесос, утюг). Правила ручной и машинной стирки. Виды порошков, их назначение (Жидкие средства, отбеливание). Уборка школьного двора.

Приготовление пищи

Сервировка стола (скатерть, салфетки, столовые приборы). Уборка стола. Чайная посуда. Что, как, когда и с чем подают на стол. Поведение за столом. Правила приема пищи. Молоко и молочные продукты, их питательная ценность. Виды круп. Приготовления блюд из круп (каши на воде и молоке). Приготовление сырников из творога.

Коммуникативная культура

Культура общения со старшими и малышами. Культура общения за столом. Культура общения в транспорте.  Культура общения при покупке билета.  Сюжетно-ролевая игра.

Личная гигиена

Закаливание организма. Правила закаливания организма. Осанка при ходьбе, в положении сидя и стоя. Уход за кожей рук и ногтями. Уход за кожей ног и ногтями. Гигиенические требования к уроку (к самоподготовке, к занятиям во внеурочное время).

Уход за одеждой и обувью

Летняя одежда и обувь. Хранение и уход за одеждой. Уход за обувью.

Профессиональная ориентация

Кем ты хочешь стать? Профессии в сфере обслуживания доступные людям с нарушениями слуха. Сюжетно-ролевая игра «В обувной мастерской».


                                                               КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по учебному предмету «Социально-бытовое ориентирование»

Классы:__9 класс______________

Учитель:_Грибанова Мария Владимировна

Кол-во часов за год:

Всего _____34_______________

В неделю ____ 1 час_________

Плановых контрольных работ:____-_______, самостоятельных и практических работ: __-__, тестов:___5___

Планирование составлено на основе ____Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида. Сборник 1, подготовительный, 1-8 классы. – М.: Просвещение, 2007.

Цели.

  1. Максимальная социально-трудовая адаптация;
  2. Оптимальная интеграция в здоровую социальную среду;
  3. Расширение словарного запаса;

Задачи.

      1. Развитие всех психических функций и познавательной деятельности, обучающихся в процессе коррекционно-развивающей работы;

      2. Нравственное воспитание, формирование социально приемлемых навыков поведения воспитанников;

      3. Физическое воспитание, обучение самообслуживанию, подготовка к посильным видам труда;

      4. Бытовая ориентировка и социальная адаптация детей с нарушением слуха  как итог коррекционно-развивающего процесса.

ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ  ИЗУЧЕНИЯ  УЧЕБНОГО  КУРСА

В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен

знать/понимать:

* знать о себе и своей семье;

* уметь дать объективную оценку своим возможностям, оценку себе и своим отношениям к окружающим;

* соблюдать правила личной гигиены;

*знать гигиенические требования к помещению;

* знать правила безопасности дорожного движения, безопасности в экстремальных ситуациях;

* разбираться в средствах связи, почтовых отправлениях;

* разбираться в видах транспорта;

* знать виды медицинской помощи;

* знать виды торговли;

* обладать культурой речи в общественных местах;

* обладать навыками самообслуживания;

* разбираться в видах профессий;

*уметь написать заявление в учебное заведение, на предприятие.

№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол. часов

дата

УУД

Речевой материал

1.

Познавательная культура.

Правила поведения в семье.

Обязанности по дому

2

2

 Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства ее осуществления.

гуманность, доброта, великодушие.

Эгоизм, трусость, малодушие.

2.

Воспитание здорового образа жизни. 

В здоровом  теле-здоровый дух.

Роль спорта в укреплении здоровья.

Глухие спортсмены.

Я буду беречь глаза.

1

1

1

1

Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя.

В здоровом  теле-здоровый дух, укрепление здоровья, беречь глаза.

3.

Я и общество

Переписка. Адрес.

Виды писем. Написание и отправление телеграммы

Средства связи.

1

1

1

Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнение проекта совместно с учителем.

Переписка. Адрес.

Виды писем. Написание и отправление телеграммы

4.

Нравственная культура

Правила поведения на улице.

Правила поведения в транспорте и на остановке.

Правила поведения пассажира у кассы вокзала. Покупка билетов

Мы идём в гости. Правила поведения гостей.

1

1

1

1

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ).

Правила поведения на улице, в транспорте, пассажира.

5.

Трудовая культура. 

Машины, облегчающие труд (Стиральная машина, пылесос, утюг)

Уборка школьного двора.

2

2

Самостоятельно предполагать какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов.

Стиральная машина, пылесос, утюг

6.

Приготовление пищи. 

Сервировка стола (скатерть, салфетки, столовые приборы).

Что, как, когда и с чем подают на стол.

Поведение за столом. Правила приема пищи.

Молоко и молочные продукты, их питательная ценность.

1

1

1

1

1

Самостоятельно отбирать для решения предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски.

Сервировка стола (скатерть, салфетки, столовые приборы).

7.

Профессиональ-ная ориентация

Профессии в сфере обслуживания, доступные лицам с нарушением слуха (обувщик, парикмахер,  портной).

2

Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из разных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

 обувщик, парикмахер,  портной.

8.

Коммуникатив-ная культура Культура общения в транспорте.

Культура общения за столом.

Культура общения со старшими и малышами

1

1

1

 Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства ее осуществления.

Культура общения

9.

Личная гигиена 

Закаливание организма.

Уход за кожей рук и ногтями.

Гигиенические требования к уроку, к самоподготовке.

1

1

1

Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя.

Закаливание

10.

Уход за одеждой 

Летняя одежда и обувь.

Хранение и уход за одеждой.

Уход за обувью.

1

1

1

Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнение проекта совместно с учителем.

Хранение и уход за одеждой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа (7 классы, по программе Р.Р.Нигъматуллиной)

Рабочая программа для учителей, работающих в 7 классах русских школ...

Рабочая программа 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова

тематическое и поурочное планирование 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова...

Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...

Рабочая программа 1 класс музыка по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС

Рабочая программа 1 класс по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС...