разработка урока
опыты и эксперименты на тему

Останина Мария Михайловна

разработка урока по русскому языку в пятом классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_5_kl.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

Кенадского сельского поселения

Ванинского муниципального района Хабаровского края

Открытый урок

по русскому языку

5 класс

Тема: Буквы и-ы после ц.

Учитель: Останина Мария Михайловна

п. Кенада

2012 г.

Дата проведения: 04.12.12 г.

Тип: урок изучения нового материала

Вид: традиционный урок

Цели урока: 

  1. Познакомить учащихся  с написанием букв и-ы после ц.
  2. Закреплять навыки правописания приставок и чередующихся гласных в корне слова.
  3. Развивать орфографическую зоркость, речевой слух у учащихся, навык графического обозначения данной орфограммы.
  4. Развивать познавательную активность, интерес к урокам русского языка.                                  

Оформление доски: слева – слова написанные с ошибками, по центру – схема «Буквы и-ы после ц».

Оборудование: плакат «Буквы и-ы после ц», дифференцированные карточки для учащихся.

Ход урока

I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята.

- На своё место сядет тот, кто назовёт слово с приставкой на з, с (т.е. с приставкой второй группы). Будьте внимательны, запоминайте слова, которые называют другие ребята.

- Сегодня на уроке перед нами стоит нелегкая задача: показать нашим гостям, на что мы способны, что знаем и умеем, поэтому постараемся.

II. Основная часть.

1. Постановка целей урока.

- У вас на столах лежат карточки со стихотворениями. В некоторых словах пропущены буквы. Давайте прочитаем написанное.

На ц..почках приходит в ц..рк

Ц..ган и начинает танц..,

А на лекц..и молодц..

Надели на ц..пленка панц..рь.

- Какой звук слышится после звука ц?

- А знаем ли мы с вами правило, по которому можно определить какую букву следует писать в этих словах?

- Нет.

- Теперь посмотрите на тему урока. Кто скажет, чему мы должны научиться на уроке?

- Правильно писать буквы и-ы после ц.

- Итак, к концу урока вы должны правильно записать все слова.

2. Запись числа, темы в тетрадь: «Буквы и-ы после ц».

3. Развитие речевой памяти.

- А теперь вспомните и запишите в тетрадь слова, которые вы называли в начале урока. Победит тот, кто вспомнит и правильно запишет больше слов.

(1-2 ученика называют слова и объясняют их написание).

4. Проверка домашнего задания.

- Из домашнего упражнения № 349 1 ученик выписывает словосочетания с приставкой на с,  2 ученик – с приставкой на з.

5. Повторение материала прошлого урока.

- Все остальные должны записать слова в тетрадь и исправить допущенные ошибки. Тот, кто сделает раньше других, идет  и исправляет ошибки  на доске.

Разчертить, расбитый, возглас, излажение, исследовать, решотка, илюстрация.

- Проверяем работу учащихся по домашнему заданию. 1 ряд – у 1 ученика, 2 ряд – у 2 ученика. Если есть ошибки, исправляем.

6. Словарная работа.

- Какое словарное слово встретилось вам на доске?

- Иллюстрация.

- Давайте подберём синонимы к слову «иллюстрация».  Напомните мне, что такое синонимы?

(Подбирают синонимы – картинка, изображение).

- У этого слова есть еще один синоним – репродукция. Встречались вы с ним, что он обозначает? Репродукция – это фотография картин известных художников.

- Составим и запишем предложение с этим словом. В нашем учебнике тоже есть репродукции. Найдите их.

7. Объяснение новой темы.

- Что общего у слов иллюстрация, репродукция с темой нашего урока?

- Буква и после ц.

- Рассмотрим схему на доске «Написание букв и-ы после ц».

             и-ы после ц

                                                                  -  ци                                     -        ц  ы

                                                                  - ция                                    -           ын

                                             Исключения: цыган, на цыпочках,

                                                            цыпленок, цыкнуть, цыц

(Учитель приводит примеры, показывает обозначение орфограммы)

- Повторим, в каких случаях пишется буква и после ц? А буква ы?

- Можно ли проверить такие слова подбором однокоренных слов?

- Хором назовем слова-исключения еще раз.

8. Закрепление материала.

- Вернемся к нашему стихотворению. Теперь мы сможем вставить пропущенные буквы.  По  цепочке называете слова, вставляете буквы и записываете в тетрадь. Выделим морфемы, в которых пропущены буквы.

- Вам понятно значение всех слов в этом стихотворении?

9. Развитие речевого слуха.

- Хлопните в ладоши, если в слове пишется буквы и, топните ногой – если буквы ы.

Цыплята, милиция, циклон, циркуль, продавцы,  цыганёнок, иллюстрация, циклоп, цыц.

10. Игра «Подбери слово»

- Ответьте на вопросы, подобрав подходящие по смыслу слова с буквой ц. Объясните написание этих слов:

  • наука о лечении (медицина);
  • значок для обозначения числа (цифра);
  • круг  на часах с цифрами (циферблат);
  • прикрикнуть  на кого-нибудь с угрозой (цыкнуть);
  • стоимость товара на этикетке (цена);
  • инструмент для вычерчивания окружностей и измерения длины на чертежах (циркуль);
  • систематическое собрание каких-либо предметов (коллекция);
  • плодовые растения, к которым принадлежат лимоны, апельсины, мандарины (цитрусовые);
  • бурное движение атмосферы, сопровождающееся обильными осадками, сильной облачностью (циклон).

- Подумайте, какое слово лишнее? (Цена). Будем ли мы пользоваться изученным правилом при написании этого слова? Как проверить слово?

III. Итог урока.

1. Вывод.

- Ребята, вспомните, пожалуйста, какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

- Достигли ли вы их?

- Что вы сегодня узнали нового? Понравился вам урок?

(Оценки за урок)

2. Домашнее задание

Дифференцированное. Всем – § 45, на выбор – упр. 355 или составить небольшую сказку о том, как буквы и-ы хотели стоять рядом с буквой ц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"

Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...