Методическая разработка урока по теме "Земля"
план-конспект урока по географии по теме

Милевская Наталия Геннадьевна

 

Форма проведения: игра – путешествие.

Задачи: Систематизировать и обобщить знания и умения учащихся по теме: «Земля». Формировать устойчивый интерес к предмету. Способствовать развитию творческого мышления на основе принципов познания. Воспитывать культуру общения, чувство ответственности, уважения, трудолюбия. Оборудование: схема - маршрут путешествия, физическая карта полушарий, атласы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_geografii.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по теме: «ЗЕМЛЯ»

Форма проведения: игра – путешествие.

Задачи: Систематизировать и обобщить знания и умения учащихся по теме: «Земля». Формировать устойчивый интерес к предмету. Способствовать развитию творческого мышления на основе принципов познания. Воспитывать культуру общения, чувство ответственности, уважения, трудолюбия. Оборудование: схема - маршрут путешествия, физическая карта полушарий, атласы.

Ход урока

Приветствие

- Здравствуйте, ребята!

- У нас сегодня праздник, а на праздник, как правило, приходят гости, близкие друзья, и доставляют минуты радости друг другу.

- Давайте проведем такой красивый и умный урок, чтобы остались довольны мы и наши гости.

- С чего начнем? – Во-первых, давайте выясним в каком вы расположении духа?

Психологический контакт – С каким настроением вы пришли на урок? (поднимите сигнальчики эмоционального настроения). Очень хорошо. Все в приподнятом настроении.

А у нас урок необычный, и начнем мы его необычно? (Психологический настрой. Постановка УЗ.)

Наш корабль непростой

Облетит весь шар земной

Побываем мы в портах

Отличимся в знаниях

И докажем, что во все века

Людям карта так нужна

Пролетим мы над морями

Городами, островами

И над сказочной страной

А корабль назовем «Мечтой»

- Вы догадались, что нам предстоит далекий путь по маршруту знаний по теме: «Земля» - обобщим изученный материал и средством передвижения станет корабль «Мечта».

- Все готовы к путешествию?

- А чтобы попасть на корабль нам нужно приобрести билет под названием: «Я этого достоин».

- Достоин в том случае, если владеешь знаниями. Проверить их мы можем в игре.  Поиграем?

Игра (на развитие воображения)

а) На столе передо мной

    Закружился шар земной

    Арктика, экватор, полюс

    Уместил всю землю (глобус)

    (показать названные точки земли)

б) Он на листок бумаги похож

    Нашей Земли очень умный чертеж

    Горы, равнины, моря, океаны

    Материки, желоба и страны

    Что за волшебный этот листок?

       (карта)

- Глобус и карта, как мы знаем, являются главными географическими источниками знаний. А что это за чертеж, как вы считаете? (обращение к схеме - маршруту)

- Это схема маршрута нашего путешествия, она станет, надеюсь,  путеводной,  и не позволит нам заблудиться в Океане знаний.

- Мы успешно справились с первым этапом нашего путешествия и все достойны стать пассажирами этого корабля. В путь, ребята!

Первый порт, где мы пристанем, называется «Эрудит».

А попасть туда непросто. Нужно выдержать 3 испытания.

У доски (индивидуальное задание)

С целью установления связи между частным и общим понятиями (частично - поисковое задание)

Установите зависимость

I вариант

П вариант

а) остров

1.Нил

а) вулкан

1. Филиппины

б) страна

2. Кислород

б) континент

2. Атлантический

в) река

З.Антарктида

в) архипелаг

3. Жаркий

г) воздух

4. Торнадо

г) океан

4. Перистые

д) суша

5. Гренландия

д) климат

5. Африка

е) ветер

6. Франция

е) облака

6. Ключеская сопка

Ответ: 1в, 2г, Зд, 4е, 5а, 6б

Ответ: 1в, 2г, Зд, 4е, 56, 6а

 

Фронтальная проверка задания.

Молодцы, хорошо мыслим, рассуждаем.

Интеллектуальная разминка

С целью создания эмоционального фона, быстрого включения в нужный темп работы, повышая интерес I развитие психических механизмов.

  1. Самое глубокое озеро? (Байкал)
  2. Черное золото? (нефть)
  3. Съедобный минерал? (соль)
  4. Самый холодный материк? (Антарктида)
  5. Самый теплый океан? (Индийский)
  6. Летели три страуса. Охотник одного убил. Сколько страусов осталось? (они не летают)
  7. Сам он весит десть тонн, а зовут беднягу... (слон)
  8. Что является центром Земли? (ядро)
  9. Из чего изготавливают стекло? (из кварцевого песка)
  10. Как называется твердая, верхняя оболочка Земли? (литосфера, 3/К)
  11. Из чего состоит ядро? (железа и никеля)
  12. Причина передвижения материков? (движение плит, мантия)
  13. Все неровности земной поверхности представляют? (рельеф)
  14. Кристаллические вещества в горных породах называются? (минералы)

- Кто у нас сегодня отличился, кто стал самым эрудированным, самым интеллектуальным пассажиром нашего корабля?

Умные головы нужны везде и всем. И городу нашему тоже. Я думаю, уместно будет вручить этот вымпел, посвященный 15-летию города Радужный, он станет переходящим.

- А теперь проверим, как выполнили задание ребята у доски. (Фронтальная проверка- рефлексия)

Третье испытание «Отгадайте» грозные силы природы (проверка ЗУН)

Загадки

а) Фырчит, рычит, ветки ломает,

    Пыль поднимает

    Людей с ног сбивает

    Слышишь его, да не видишь его. (Ветер)

    (Какие виды ветров вам известны?)

б) Сначала блеск (молния)

    За блеском треск (гром)

    За треском плеск (дождь)

    (где возникают электрические разряды?)

в) Мгла по жерлу рвется наружу

    Выход из кратера ей очень нужен

    Если проход на поверхность дан,

    Значит, проснулся грозный? (вулкан)

(Продемонстрировать строение вулкана, испытать макеты собственного изготовления). Внутреннее строение Земли (использовать схему)

Теперь приготовим тетради и продолжим свой путь по направлению к порту «Тезаурус». Чтобы туда благополучно прибыть, нужно грамотным быть.

Сейчас мы проведем диктант

Перечень слов с цифрами дан

Я буду вам определенья читать,

А вы - цифры ответов писать.

На доске слова не по порядку

целью контроля знаний, внимания, развития быстрого реагирования)

Определения:

1 -   лава

  1. Излившая магма на земной поверхности?

2 -   погода  

  1. Многолетний режим погоды

3 -   айсберг

  1. Выходы подземных вод на дневную поверхность        

4 -   почва

  1. Участки суши, окруженные со всех сторон водой

5 -   климат

  1. Плавающие глыбы льда в океане.

6 -   родник

  1. Состояние нижнего слоя атмосферы.

7 -   материк

  1. Место над очагом землетрясения на поверхности Земли

8 -   магма

9 -   эпицентр

  1. Верхний, плодородный слой земли, на котором растут растения.

  1. Расплавленное вещество мантии.

 

Обменяйтесь работами (с целью рефлексии)

Ответ: 11, 55, 36, 47, 53, 62, 79, 84, 98 

Взаимопроверка.

-Проверь, посмотри на ответ

У тебя он такой, или нет?

Если с моим не совпадет

Значит твой ответ не тот!

(Критерии оценки)

Продолжим путь к порту «Номенклатура» карты (с целью проверки знаний номенклатуры карты)

- Работа с картой вам предстоит

Объекты, как можно точно определить

(на карте размещены значки, нужно назвать объекты их указывающие)

Первая подсказка

- Рядом, рядом острова

Ни один, даже не два

А десятки, сотни сотен

Жить в соседстве им охотней

Все родные, как-никак

Значит, здесь.... (архипелаг)

Какая часть света представлена архипелагами? (Океания)

Фл.№2 - Кордильеры

Фл.№3 - остров Гренландия

Фл.№4 -остров Сахалин        __       (Кто больше всех собрал значков, тот и победил)

Фл.№5 - пустыня Сахара

Фл.№6 - влк. Ключевская сопка

Мы заканчиваем свое путешествие в порту «Причал».

Чтобы удачно завершить путь,

Нужно назад свой взор возвернуть.

Отгадайте!

1. Через нос проходит в грудь

    И обратный держит путь

    Он невидимый, и все же

    Без него мы жить не можем.

Что это? (воздух, а научно - атмосфера)

 - Мы устали - отдохнем

И опять вперед пойдем (Релаксация)

Упражнение на дыхание.

Сделать глубокий вдох через нос, задержав дыхание, сложите ладони на уровне глаз и резко выдохните через рот.

Поднимите руки вверх, пальцы обеих рук растопырьте (как вы считаете, что вы изобразили?) Солнышко.

Я надеюсь, что оно продолжает невзирая ни на что, нас согревать! (мрачная погода)

2. Не умыться, не напиться без нее,

    Листику не распуститься без нее

    Без нее прожить не могут

    Птица, зверь и человек

    И поэтому всегда, всем везде

    Нужна... .вода (научно - гидросфера)

Молодцы! Замечательно поработали.

А теперь я предлагаю вам войти в роль специалистов географов, биологов и экологов. Мы уже знаем, чем они занимаются. (Предлагается несколько вариантов ответов).

У вас на картах памятки, отражающие информацию о воде и воздухе, данные этими специалистами. Вам нужно точно определить, какую информацию подготовил каждый специалист.

Географы - дают определение, раскрывают особенности оболочек Земли.

Биологи - показывают, чем являются оболочки для живых организмов.

Экологи - дают рекомендации по охране природы, окружающей среды.

На работу дается 3 минуты.

Вывод: Мы услышали, что в природе все взаимосвязано, взаимозависимо. И необходимо всем нам разумно и бережно относиться к природе.

На этом, дорогие мои, пришел путешествия финал в конечный порт «Причал».

Спасибо всем за работу.

Подведение итогов (оценочно - рефлексивная деятельность)

- Как вам понравилось наше путешествие?

- Что вам больше всего запомнилось?

- Были ли препятствия на вашем пути?

И с каким настроением и успехами, на ваш взгляд, мы завершили наше путешествие? (просигнальте мне своими условными знаками)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"

Тема «Высшая нервная деятельность.  Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока:  освоение  учащимися знания о вк...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка урока "В зоопарке" методическая разработка по английскому языку (5 класс)

Данный урок основан на учебнике Spotlight 5. Тема урока: В зоопарке . УМК: «Английский в фокусе» (Spotlight- 5) Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Тип урока: урок актуализ...