Программа гражданско-патриотического воспитания "Патриот"
материал на тему

Комалов Бахтияр Мухтарович

В условиях становления гражданского общества и правового государства современной России происходит обогащение понятия «гражданин» новым содержанием. Данная концепция представляет собой современное понимание значимости гражданско-патриотического воспитания как одного из приоритетных направление системы образования в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_patriot.docx55.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

 «Школа – интернат среднего (полного) общего образования»

 с.Самбург Пуровского района

ПРОГРАММА

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

 «ПАТРИОТ»

(на 2012-2017 годы)

Самбург, 2012 год

КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ

Введение

В условиях становления гражданского общества и правового государства современной России происходит обогащение понятия «гражданин» новым содержанием. Данная концепция представляет собой современное понимание значимости гражданско-патриотического воспитания как одного из приоритетных направление системы образования в целом. Содержание концепции раскрывается посредством изложения совокупности основной идеей, определяющих направленность, характер и другие компоненты гражданской позиции учащихся, патриотических чувств.

Основной целью концепции является определение места и роли воспитания учащихся, целью которого является — воспитать человека, способного, но социально оправданные поступки, в основе которых лежат общечеловеческие моральные и нравственные ценности патриота, гражданина своей Родины, а для этого необходимо определить комплекс условий, обеспечивающих эффективность гражданско-патриотического воспитания в школе.

В Национальной доктрине образования в Российской Федерации в качестве приоритетной выдвинута задача воспитания гражданина: «Система образования призвана обеспечить... воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и обладающих высокой нравственностью...».

Цель и задачи гражданско-патриотического воспитания Гражданско-патриотическое воспитание – многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность образовательной системы школы по формированию у учащихся свойств, присущих характеристике гражданина, патриота своей страны:

  • умение жить в условиях рынка, обеспечивая себе экономическую самостоятельность;
  • способность интегрироваться в сложившуюся систему общественных отношений;
  • умение устанавливать контакты с другими людьми;
  • готовность к объединению для решения лично и общественно значимых проблем, к сотрудничеству и согласию;
  • неприятие агрессии, жесткости, насилия над личностью;
  • умение любить свою Родину.

 Цель гражданско-патриотического воспитания – сформировать достойного гражданина и патриота России - это человек, обладающий широкими правами, соответствующим Международным правам человека, знающий свои права и умеющий их защищать, нетерпимый к любым проявлениям насилия и произвола, человек честно, по велению сердца выполняющий свои обязанности, чувствующий неразрывную связь со своим отечеством, его прошлым, настоящим и будущим и постоянно берущим на себя ответственность за его судьбу, своими конкретными делами помогающий своей стране стать сильнее и богаче.

Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач:

1) Проведение научно-обоснованной управленческой и организаторской деятельности по созданию условий эффективного гражданско-патриотического воспитания учащихся.

 2) Утверждение в сознании и чувствах учащихся представлений об общечеловеческих ценностях, взглядов и убеждений, уважения к культуре и историческому прошлому России, к ее традициям.

 3) Создание эффективной системы гражданско-патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у учащихся основных гражданских качеств и чувств патриотизма.

 4) Создание механизма, обеспечивающего эффективное функционирование целостное системы гражданско-патриотического воспитания учащихся.

Основополагающие принципы и направления их реализации.

К числу определяющих принципов, которые являются важным условием реализации целей и задач гражданско-патриотического воспитания относятся признание высокой социальной значимости гражданственности, патриотизм.

Гражданско-патриотическое воспитание обладает высоким уровнем комплексности, то есть охватывает своим воздействием все возрастные категории учащихся, все стороны жизни и взаимодействия личности с окружающим миром.

Среди основополагающих принципов гражданско-патриотическое воспитания, представляющих собой исходные руководящие положения при осуществлении практической деятельности в этой сфере выделяются:

  • научность, гуманизм, демократизм;
  • приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций;
  • системность, преемственность и непрерывность в развитии учащихся, с учетом особенностей ее различных категорий;
  • многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания;
  • его направленность на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода;
  • тесная и непрерывная связь с другими видами воспитания.

Реализация этих принципов осуществляется по следующим направлениям:

Социальное – формирование добросовестного отношения к учебе; формирование терпимости к чужой вере (религиозные отношения); формирование культуры межличностных отношений (в том числе межнациональных); воспитание уважения к традициям семьи; формирование взаимопонимания между семьей и ребенком. Оно включает: ознакомление с основами человеческого общения (коммуникативного, интерактивного: умение взаимодействовать с собеседником, развитие культуры межличностных отношений, ответственности за сбои поступки. Понимание и восприятие различных религиозных культур, способность результативно и с высокой эффективностью выполнять общественные обязанности и достигать конкретных целей, умение прогнозировать и реализовывать планы своего профессионального роста.

Политическое – воспитание правовой культуры; формирование понимания политических и правовых событий; формирование последовательной, твердой, аргументированной активной гражданской позиции и патриота своей страны. Оно включает: политическую и правовую грамотность, ознакомление с законами государства, особенно с правами и обязанностями гражданина России; воспитание готовности делать все лично от себя зависящее для сохранения и возрождения России, ее экономики, культуры, нравственности, духовности, социальной сферы и т.д.

Экономическое – формирование функциональной экономической грамотности; бережного отношения к вопросам собственности.  Оно включает: формирование добросовестного отношения к государственной и личной собственности, выбор и принципы рационального поведения в социуме, принципы анализа и принятия экономических решений, направленных на улучшение экономической ситуации в стране, экономического роста, избежание «главных» экономических болезней (инфляция, безработица, спад экономического развития).

Нравственное – воспитание чувства прекрасного; воспитание любви к Родине; знание и формирование уважения к Российским традициям (в том числе религиозным); формирование общечеловеческих ценностей. Оно включает: развитие высокой культуры и образованности, формирование высоконравственных, профессионально-этических норм поведения, беззаветную любовь и преданность Родине, гордость за принадлежность к Российскому народу, его свершениям, испытаниям и проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность к самоотверженному служению обществу и государству, качеств ответственности и коллективизма.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         В условиях социальной нестабильности, крайнего обострения национальных отношений, утраты духовно-нравственной ориентации проблемы воспитания молодежи особенно актуальны. Каждая эпоха требует активной и целенаправленной работы с подрастающим поколением, особенно в условиях экономического и политического реформирования, которое переживает на данном этапе российское общество.

В Национальной доктрине образования в Российской Федерации в качестве приоритетной выдвинута задача воспитания гражданина: “Система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и обладающих высокой нравственностью…” Обогащение понятия “гражданин” новым содержанием в условиях современной России связано в первую очередь с процессом становления гражданского общества и правового государства.

В характеристику гражданина, в круг присущих ему свойств теперь включается умение жить в условиях рынка, обеспечивая себе экономическую самостоятельность, способность интегрироваться в сложившуюся систему общественных отношений, умение устанавливать контакты с другими людьми, готовность к объединению для решения лично и общественно значимых проблем, к сотрудничеству и согласию, неприятие агрессии, жестокости, насилия над личностью.

Чрезмерная занятость родителей, низкий уровень доходов, неблагополучие многих семей приводит к росту социального сиротства, что в свою очередь вызывает асоциальное поведение подростков.

 В этих условиях образовательное учреждение остается основным социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс, стремящимся достичь основной цели развития физических нравственно-здоровой личности ее гражданского потенциала. Школьный музей в этой работе занимает не последнее место. Он играет особую роль в вопросах воспитания молодежи уважения к государству.  Формы и методы гражданско-патриотического воспитания в школьном музее непрерывно изменяются и совершенствуются, причем более активно это происходит в периоды исторических перемен в жизни самого государства.

         Данная программа представляет собой современное понимание значимости гражданско-патриотического воспитания как одного из приоритетных направлений системы образования в целом.

         Содержание программы раскрывается посредством изложения совокупности основной идеей, определяющих направленность, характер и другие компоненты гражданской позиции учащихся.

 Данную программу следует рассматривать как шаг по пути решения проблемы воспитания гражданина.

Основной целью программы является предоставление всех возможностей музея для воспитания гражданина-патриота своей страны, определения комплекса условий, обеспечивающих эффективность гражданско-патриотического воспитания в школьном музее.

Программа реализуется через все возрастные категории и рассчитана на 5 лет  (с 2012 г. по 2017 г.).

Реализация программы:

Этапы

Дата

Основные направления

1 этап

2012-2013 гг.

изучение и анализ состояния гражданско-патриотического воспитания в школе, уровня гражданско-патриотического сознания у школьников, отбор критериев оценки уровня гражданско-патриотического сознания у школьников, разработка нормативно-правовой базы, связанной с реализацией программы гражданско-патриотического воспитания.

2 этап

2013-2016 гг.

разработка комплексной стратегии, направленной на формирование гражданской позиции и воспитания патриотических чувств. Отбор методов, методик по программе, внедрение современных технологий.

3 этап

2016-2017 гг.

оценка эффективности мероприятий, направленных на гражданско-патриотическое воспитания.

Основополагающие принципы программы:

  • Принцип научности, гуманизма, демократизма.
  • Принцип участия.
  • Принцип гарантии.
  • Принцип комплексного сквозного подхода.
  • Принцип блочного подхода.

Основные направления работы музея:

СОЦИАЛЬНОЕ

Цели:

  • воспитание сознательного отношения к учебе;
  • воспитание и развитие потребности в здоровом образе жизни, через формирование активной социальной позиции;
  • формирование общности интересов детей и родителей, через совместные творческие дела и знакомства с историей своей семьи.

Содержание:

  • организация и проведение олимпиад, конкурсов, игр;
  • изучение и пропаганда лучших национальных и семейных традиций;
  • проведение культурно-массовых мероприятий совместно с родителями;
  • организация совместных коллективных творческих дел;
  • организация и проведение благотворительных акций;
  • организация работы с родителями.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ

Цели:

  • воспитание правовой культуры;
  • выработка правовой культуры;
  • развитие отрицательного отношения к правонарушениям и преступлениям.

Содержание:

  • изучение символики Росси, края, села, школы;
  • проведение мероприятий и акций, посвященных памятным и знаменательным датам российского, краевого и местного значения;
  • изучение родного края и страны, через организацию походов, экскурсий (музеи города и школьный музей), заочных путешествий;
  • сбор исторических материалов, фактов для экспозиции школьного музея;
  • организация цикла передач по школьному радио;
  • организация встреч с выпускниками школы, ветеранами воин, передовиками производства;
  • организация шефства над ветеранами ВОВ и приравненным к ним категориям населения;
  • акция «Ветеран живет рядом»;

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ

Цели:

  • воспитание экономической культуры мышления у учащихся;
  • формирование у школьников адекватных представлений о сути экономических явлений и процессов.

Содержание:

  • оформление выставок;
  • разработка и защита авторских проектов;
  • участие детей в общественно полезном труде.

НРАВСТВЕННОЕ

Цели:

  • воспитание любви к Родине;
  • воспитание чувства прекрасного;
  • воспитание уважения к российским традициям (в том числе религиозных);
  • формирование общечеловеческих ценностей.

Содержание:

  • соблюдение кодекса взаимоотношений всех участников образовательного процесса;
  • изучение культуры, российских традиций (в том числе религиозных), истории России;
  • участие в праздниках, мероприятиях, театрализованных представлениях, конкурсах;
  • ознакомление учащихся с общечеловеческими ценностями, с социальными нормами поведения;
  • знакомство с различными видами искусств;
  • изучение истории России, символики, геральдики;
  • проведение общешкольных традиционных мероприятий;
  • оформление стендов: “Отличники", “Наши выпускники – заслуженные люди города”;
  • организация различных выставок;
  • организация культурных мероприятий для творческой самореализации.

 

ПЛАН РАБОТЫ

ПО ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ

на 2012-2013 учебный год

Месяц

Мероприятия

Сентябрь

  • Знакомство и изучение символики родного края.
  • «Край, в котором я живу» - экскурсии в школьный музей
  • «Малая моя родина» - экскурсии на природу

Октябрь

Мероприятия месячника безопасности детей:

  • Конкурс рисунков, плакатов, стенгазет
  • Конкурс сочинений о профессии спасателей
  • Выступления агитбригады
  • Классные часы, тематические беседы
  • Экскурсии в Пожарную часть села

Ноябрь

День народного единства:

  • Выпуск стенгазет
  • Классные, тематические беседы
  • Художественная выставка «Воинская слава России»

Декабрь

День Конституции России:

  • Знакомство и изучение материалов о гимне, флаге и гербе России.
  • День воинской славы в честь контрнаступления советских войск под Москвой
  • Классные часы на тему «День Конституции России»

Январь

День снятия блокады г. Ленинграда:

  • Классные часы, тематические беседы
  • Уроки мужества
  • Просмотр видеофильмов на данную тему

Февраль

День защитника Отечества:

  • Уроки мужества «Слава Русского воинства»
  • Акция «Посылка солдату»
  • Встречи с ветеранами локальных воин
  • Праздничный концерт для воинов
  • Смотр песни и строя
  • Богатырские потешки
  • Военно-спортивная игра «Зарница»

Март

День пожарных:

  • Выпуск стенгазет, плакатов
  • Конкурс сочинений о профессии пожарных
  • Экскурсия в пожарную часть села
  • Спортивно-прикладные соревнования

Апрель

День космонавтики:

  • Классные часы «Человек поднялся в небо»
  • Конкурс рисунков, сочинений

Май

День Победы:        

  • Акция «Подарки ветеранам (труженикам тыла)
  • Литературно-музыкальная композиция, посвященная Дню Победы
  • Митинг и возложение венков, вахта Памяти

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • Качественный рост воспитанности детей;
  • достижение сформированности у подростка гуманистического отношения к окружающим, культуры речи и поведения, внутренней потребности в саморазвитии;
  • активная жизненная и сформированная гражданско-патриотическая позиция;
  • способность делать правильный нравственный, социальный и политический выбор.

 

Ключевые мероприятия и традиции по военно-патриотическому воспитанию

  • Акция «Ветеран живет рядом».
  • Вахта Памяти.
  • Встречи с ветеранами.
  • Встречи с участниками современных воин.
  • Экскурсии в школьный музей (по тематическим экспозициям).
  • Уроки мужества
  • Возложение цветов к Памятным местам.

Традиционные месячники по гражданско-патриотическому воспитанию

«КРАЙ, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ"

Цель: Привить чувство любви к родному городу, дать почувствовать ребятам, что они являются полноправными членами общества и несут ответственность за свои поступки и действия.

Темы:

"Мое село, мой дом".

Моему  селу - 80лет.

Мы хозяева родного края, школы.

"БЕРЕГИ ЗДОРОВЬЕ СМОЛОДУ"

Цель: Добиться того, что ученики уяснили и осознали то, что здоровье является высшей жизненной ценностью, беречь которую они должны и обязаны.

Темы:

"Землянам чистую планету".

"В здоровом теле здоровый дух".

Мир моих увлечений.

"А ГРАЖДАНИНОМ БЫТЬ ОБЯЗАН"

Цель: Добиться того, чтобы ученики нашей школы были законопослушными гражданами нашей страны, довести до сведения учеников основные законы общества

Темы:

"Ты и закон".

 «Я гражданин и патриот своей страны».

Мои права и обязанности.

"РОССИЯ! РУСЬ! … ХРАНИ СЕБЯ, ХРАНИ!

Цель: Привить ученикам духовные, нравственные качества, которые являются фундаментом общества, человеческих

отношений; формировать умение ценить свои национальные истоки.

Темы:

Духовное наследие.

Современная Русь.

Традиции и обычаи Руси.

''ДЫМ ОТЕЧЕСТВА И СЛАДОК, И ПРИЯТЕН..."

Цель: Воздействовать на сознание учеников, пробудить в них патриотические чувства, чувство долга, чести, мужества; воспитывать на их основе достойное поколение.  

Темы:

"Юность, опаленная войной".

"С чего начинается Родина?"

"Достойное поколение".

Славные сыны Отечества.

По полю Русской Славы.

Мы - защитники мира.

"СЕМЬЯ – СЕРДЦЕ ОБЩЕСТВА"

Цель: Развитие познавательного интереса к традициям семьи, к своим истокам; воспитание и уважение к старшему поколению.

Темы:

Твои истоки.

Я и Вселенная.

Мой дом, мои родные, близкие.

"НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТ"

Цель: воспитание уважения к прошлому нашей страны, любви к своей Родине; сохранение и почитание памяти о ветеранах ВОВ.

Темы:

«День Победы».

«Ветеран живет рядом».

Вахта Памяти.  

 

.

~  ~


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа гражданско-патриотического воспитания "Мы - юность России"

Программа гражданско -патриотического воспитания "Мы - юность России!" разработана для работы классного руководителя и расчитана на 3 года. Программа стала призёром городского конкурса "Самый классный...

Программа гражданско-патриотического воспитания обучающихся с ОВЗ. Презентация

Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения - сегодня одна из актуальных задач государства, общества и образовательных учреждений нашей страны. В на...

Проект программы «Гражданско - патриотическое воспитание обучающихся в условиях кадетской школы-интерната»

Современная международная обстановка, положение дел внутри страны показывают, что в настоящее время в России нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные и грамот...

Программа гражданско-патриотического и нравственного воспитания

Педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, что проводимые мероприятия побуждают обучающихся к тому, чтобы они в будущем стали ответственными гражданами, активно участвовали в поли...

Программа гражданско - патриотического воспитания для обучающихся воспитанников с ОВЗ " Я - человек, Ученик, Гражданин"

  Программа гражданско-патриотического воспитания  для обучающихся воспитанников с ОВЗ " Я - человек, Ученик, Гражданин" включает в себя 10 направлений, связанных межд...

Программа гражданско-патриотического воспитания

Программа гражданско-патриотического воспитания в школе....