Исследовательская работа 8 класс
проект на тему

Велижанская Валентина Викторовна

Исследование в области вязания крючком

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovanie_maou_sosh_no1_kositsyna_nastya_.docx371.9 КБ

Предварительный просмотр:

XX городская научно-исследовательская конференция школьников

  1. «Шаг в будущее»

  1. секция «Мода и дизайн»

  1.  Вязание крючком

Автор: Косицына Анастасия Дмитриевна

 ученица  8Б  класса

МАОУ СОШ № 1

Руководитель:  Велижанская Валентина Викторовна,

 учитель технологии МАОУ  СОШ №1, первая квалификационная категория

Когалым, 2015г.

Содержание

                  Введение________________________________________________________ 3

  1. Вязание крючком, как вид рукоделия ________________________5
  1. История возникновения рукоделия – вязание крючком       _________5
  2. Популярность вязания крючком в современном обществе _________ 6  
  3. Виды изделий вязанных крючком  _____________________________ 7  
  4. Особенности вязания крючком: плюсы и минусы ________________  7  
  5. Исследование рукоделия «вязание крючком» ____________________ 8
  1. Анкетирование _______________________________________  8
  2. Интервью  ___________________________________________  8
  3. Практическое исследование и сравнительный анализ  _______ 9
  4. Беседа со специалистами _______________________________  9
  5. Рекомендации  _______________________________________  10

                  Заключение _____________________________________________________ 11

                  Список используемых источников_________________________________ 12  

Приложение


Введение

Вязание крючком — процесс ручного создания полотна, кружева или одежды из нитей с помощью вязального крючка.

Это издавна известное занятие, которое продолжает оставаться популярным в наши дни, благодаря возможности быстро и легко создавать как одежду целиком, так и элементы ее отделки, а так же салфетки, скатерти, украшения, игрушки и многое другое.

Исследователи говорят о том, что вязание крючком, вероятно, происходит непосредственно от Китайского рукоделия - очень древней формы вышивки известной в Турции, Индии, Персии и Северной Африке, которая достигла территории Европы в 18-м веке, и которую называли «тамбурной» [1], (Приложение 1, рис.1,2).  Эта методика состояла в том, что ткань, называемую фоновой, упруго натягивали на основу. Рабочую нить держали под тканью. Иглой с крючком пронизывали ткань и, захватывая петли рабочей нити, протягивали вверх через ткань. Пока петля находилась все еще на крючке, крючок вставляли вдоль чуть дальше и создавали другую петлю рабочей нити, которую пронизывали через первую петлю, для создания цепочки. Крючки были тонкими как швейные иглы, так что работы должны были выполняться очень тонкой нитью.

Цель исследовательской работы: изучение и систематизирование знаний о данном виде рукоделия.

Задачи:

  • изучить историю вязания крючком;
  • найти и проанализировать информацию по интересующей нас теме;
  • провести опрос среди учащихся и работников школы, с целью выявления популярности вязания крючком;
  • познакомиться с любителями   вязания крючком;
  • рассмотреть и проанализировать особенности техники вязания крючком;
  • подготовить рекомендации для желающих научиться вязать крючком.

Объект исследования: вид рукоделия – вязание.

Предмет исследования: вязание крючком.

Гипотеза: вязание крючком и изделия, выполненные в этой технике,  остаются востребованными и популярными в наше время.

         Проводя исследование, мы использовали следующие методы:

  • изучение и анализ публицистики и научно-популярной  литературы по данной теме;
  • анкетирование;
  • интервью с любителями данного вида рукоделия;
  • практическое исследование и сравнительный анализ по данной теме;
  • направленная беседа с  медицинским работником и психологом школы.

Работа имеет практическую значимость и актуальность: проведенное исследование содействует  пропаганде возрождения данного вида рукоделия среди молодёжи.


  1. Вязание крючком, как вид рукоделия

Вязание крючком – вид рукоделия, который известен во всех странах мира. Во все времена человечество видело и видит его привлекательность.  Изделия, связанные своими руками, которые не имеет аналогов, неповторимы и экономически выгодны, по сравнению с теми, что   приобретены в магазине. Используя различные виды ниток и крючков, создавая неповторимые модели изделий, вязание крючком было, и мы надеемся, будет для многих любимым занятием.  

Тема исследования выбрана не случайно.  В 7 классе на уроках технологии, изучая раздел «декоративно-прикладное творчество», а именно вязание крючком, меня заинтересовал этот вид рукоделия. Освоив навыки вязания, и выступив с творческим проектом  по изучаемой теме на городской олимпиаде по технологии, я решила на этом не останавливаться  и исследовать данный вид рукоделия.  С учителем технологии исследование мы начали с истории вязания крючком.

  1.  История возникновения рукоделия – вязание крючком

  Вязание - это технология производства тканей, полотен из нитей пряжи. В отличие от ткачества, вязание не требует ни ткацкого станка, ни какого-либо другого крупного оборудования, что делало его особенно ценным для кочевых и аграрных народов. Мы с вами, наверное, так никогда и не узнаем точную дату появления вязания. Можно лишь догадываться о том, что вдохновило древнего человека взять в руки прутик (а может это был прототип современного крючка?) и сделать первую в истории вязания петлю.

Кто и когда придумал вязание крючком, никто не знает, но уже давно известно, что родилась эта техника задолго до нашей эры [2,3]. В Египте в одной из гробниц найдена детская вязаная туфелька, археологи установили, что ей более четырех тысяч лет. Причём вязание было мужским ремеслом (Приложение 2, рис. 1,2.3). Лишь позднее им стали заниматься женщины. И всё равно мужчины не потеряли интереса к вязанию. В 1946 году на национальном американском конкурсе по вязанию «Золотой крючок» выиграл мужчина.

К сожалению, древние вязаные образцы не дожили до наших дней. Нам в наследство остались лишь изображения, свидетельствующие о том, что вязание является одним из древнейших видов рукоделия. Старейшая находка, связанная с вязанием, напоминает носок. Считается, что чулки и носки-первые изделия, сделанные методом, аналогичным вязанию [2]. Большинство историй, связанных с местом происхождения вязания ведут на Ближний Восток, откуда вязание распространилось в Европу по маршрутам средиземноморских торговцев, а затем в Северную и Южную Америку вместе с освоением этих земель. Самые ранние из известных примеров вязаных вещей были найдены в Египте и представляли собой чулки сложной многоцветной вязки из шерсти цвета индиго и белой. Датированы чулки 11-14 веками до н.э.

История вязания рассматривает несколько этапов развития вязания [4],  (Приложение 3).

Раннее европейское вязание.  Самые ранние известные вязаные изделия в Европе были сделаны мусульманскими вязальщицами, нанятыми членами испанской королевской семьи. Их работы высочайшего качества были обнаружены в захоронениях аббатства Санта-Марии-ла-Реаль-де-Лас-Хюлгас (королевский монастырь, недалеко от Бургоса, Испания). Среди этих изделий обнаружили трикотажные наволочки и перчатки в гробнице принца Фернандо де ла Серда, умершего в 1275 году. Несколько европейских картин 14 века изображают Богоматерь за вязанием, например, полотно Томмазо де Модена  1325-1375.

Промышленная революция. С приходом промышленной революции, прядение ниток и ткачество переместилось на заводы. Женщины были задействованы на машинных механизмах, а не пряли и вязали на дому. Заводская пряжа была более равномерная и, следовательно, можно было ее оценивать по весу.

         Вязание во имя победы - 1939-1945. “Обходись тем, что имеешь и чини” гласили плакаты британского правительства времен второй мировой войны, поэтому женщины распускали старые вязаные вещи, которые уже не носили, чтобы повторно использовать пряжу.

 50-60-е годы: высокая мода.  В  послевоенные годы вязание проявилось во всем его многообразии форм и цветов пряжи. Тысячи вязальных схем утоляли вязальный голод на рынке. Появились так называемые “двойки”- популярные вязаные комплекты, состоящие из топа с коротким рукавом и кардигана с длинным рукавом в цвет.

  1.  Популярность вязания в современном обществе

Двадцать первый век: возрождение вязания.  В двадцать первом веке ручное вязание возродилось. Во-первых, в розничной продаже появился огромный выбор шерстяной пряжи: альпака, ангора, мохер, меринос; растительных волокон: в основном хлопка, бамбука, а также шелка. Кроме того производители пряжи стали выпускать очень толстую пряжу, вещи из которой быстро вяжутся на толстых спицах и шикарно выглядят, что приносит вязальщицам огромное удовлетворение от вязания. В наши дни вязание как вид рукоделия продолжает развиваться: активно внедряются новые материалы, разрабатываются узоры, из трикотажа изготавливаются всевозможные аксессуары – начиная от головных уборов и заканчивая обувью. Вязаная одежда была и остается в моде, поражая воображение свободой форм, цвета и стиля. Но это еще не все. Удивительным образом за последние несколько лет вязание из традиционного рукоделия превратилось в модное увлечение, независимо от возраста и социального положения. Вклад в популяризацию вязания также внесли знаменитости, такие как Джулия Робертс, Вайнона Райдер, Кэмерон Диаз, Дакота Фенинг и Рассел Кроу [5], (Приложение 4).  В 21-м веке много мужчин начали вязать.

  1.  Виды изделий, вязаных крючком

Техника вязания крючком открывает большие возможности мастерицам в изготовлении различных изделий. Вязание крючком способно воссоздать целые произведения искусства. Используя различные узоры, пряжу, крючки можно связать всё, что пожелаешь. В коллекциях вязанных крючком  изделий можно найти:  детские вещи,  изделия для декоративной отделки, сумки, рюкзаки, летние зонты, комнатную обувь, блузки, юбки, палантины, украшения для интерьера, детские игрушки, пуговицы и воротники [6,7,8,9].

Вязание крючком – процесс увлекательный. Изделия всегда красивы и могут стать отличным подарком (Приложение 5, 6, 7, 8).

  1.   Особенности вязания крючком: плюсы и минусы

Изделия, связанные крючком, всегда восхищали и восхищают своим изяществом и красотой.  Ручная  вязка крючком имеет несколько видов – простое вязание коротким крючком, тунисское – с помощью длинного крючка, вилочное, при котором используется  дополнительно специальная вилка и другие[10].

Самым распространённым и популярным считается простое вязание коротким крючком. Таким способом мы учились вязать в 7 классе на уроках технологии. Мне очень понравилось вязание крючком, научиться проще, чем спицами.

Первыми моими работами были бесформенные образцы вязания прямоугольников и по кругу. После того, как я стала более уверенно держать в руках крючок, мне захотелось связать что-то более полезное. Это был чехол для телефона, затем  детский шарфик, образцы несложных узоров состоящих из столбиков без  накидов, с одним и двумя накидами. Моим достижением в вязании крючком стало полноценное изделие, связанное из отдельных деталей – палантин, который был подарен маме (Приложение 9).

Изучая и анализируя информацию из журналов,  Интернета, различных обучающих пособий по вязанию крючком,  мы узнали много нового и интересного, нашли  плюсы и минусы этого вида рукоделия.

Плюсы.  Научиться вязать крючком можно быстрее, чем спицами. Изделия получаются красивые и привлекательные. Крючком можно связать как плотные, так и ажурные изделия. Если во время вязания вы допустили ошибку, то её можно легко исправить, распустив не правильный элемент. Вязаные крючком изделия растягиваются меньше, чем вязаные спицами, практически не поддаются деформации. Крючок позволяет выполнить сложную декоративную отделку изделия из отдельных элементов. Изделия, вязанные крючком, могут легко и недорого разнообразить гардероб любой семьи, причём, надоевшее изделие можно распустить и связать другое. При вязании крючком соединения элементов изделия получаются бесшовными. Отделку в виде вязаных полосок из различных материалов можно использовать не только в вязаных, но и сшитых изделиях.

Минусы. При вязании крючком на одно и тоже изделие идет относительно больший  расход ниток, чем при вязании спицами. В отличие от вязания спицами, которое можно сымитировать вязальной машиной, для вязания крючком машину ещё не придумали.

  1.    Практическое исследование рукоделия «вязание крючком»

Проводя практическое исследование, мы использовали различные методы, которые помогли нам рассмотреть  вязание крючком с разных сторон.

  1. Анкетирование

В наши дни популярность вязания крючком обретает новую жизнь. Цена ручной, выполненной в единственном экземпляре  работы растёт, вязание крючком стало модным и в то же время полезным занятием. Для того чтобы это подтвердить,   мы провели опрос среди девушек и женщин в возрасте от 13 до 55 лет, которые учатся и работают в нашей школе (Приложение 10).  Всего было опрошено 24 респондента.

Анализируя  результаты анкетирования, мы подвели итог: вязание крючком является популярным видом, как среди взрослого поколения, так и среди подростков.  Большинство  участников анкетирования  были бы не прочь иметь в своём гардеробе изделия, связанные крючком – одежду, игрушки, предметы интерьера и т.д.  Среди подростков особенно прослеживается интерес к вязанию крючком.

  1. Интервью

В процессе исследования работы  «вязание крючком» мы узнали, что учитель  биологии Шапар Татьяна Николаевна, очень давно увлекается вязанием. Чтобы больше узнать об этом мы решили поговорить с учителем  и познакомиться с её творчеством.

Беседовала Косицына Анастасия, ученица 8Б класса (Приложение 11).

  1. Когда впервые вы взяли в руки крючок?

- Вязать я научилась ещё в школе. Мне очень понравилось это рукоделие. С тех пор это моё увлечение.

   2.  Какие техники вязания вы используете для изготовления своих изделий?

- Обычно я использую схемы узоров из журналов, книг и Интернета, люблю филейное вязание, больше всего нравиться  ажурная вязка.

    3. Чем нравиться, а чем не нравиться Вам вязание крючком?

-  Вязать мне очень нравится.  У этого вида вязания очень много возможностей, которые нельзя сделать при вязании спицами. Можно вывязать как ажурные тонкие изделия, так и с плотной вязкой. Но последнее время быстро устают глаза.

     4.  В  Вашей семье ещё кто-то вяжет?

- Да, моя мама вяжет!

  1. Что бы Вы пожелали начинающим вязать?

- Вяжите! Творчества Вам, терпения, чтобы радовали своими работами себя, родных, друзей, знакомых.

Беседа получилась короткой, но достаточной для того, чтобы понять, насколько увлекательным и любимым может быть вязание.  С каким восхищением Татьяна Николаевна рассказала нам о своём увлечении, а работы выполненные мастером любителем  достойны внимания.

  1. Практическое исследование и сравнительный анализ

Для исследования данного вида рукоделия мы выполнили практическую работу и выполнили сравнительный анализ (Приложение 12). Исследование заключалось в следующем:

  • вывязать образцы пряжей средней толщины крючками №1, №3,5 и №5;
  • вывязать образцы пряжей разной толщины крючком №3,5.

После выполнения образцов мы итог практического исследования и  узнали что, в первом исследовании  для вязания образца из средней пряжи лучше всего подошёл крючок №3,5. Крючком №1 вязать было не возможно, потому что пряжа не захватывалась, а крючком №5 нитки слоились и плотность вязки очень слабая.

Во втором исследовании получились следующие результаты: чем тоньше была пряжа, тем меньше  образец, чем толще пряжа, тем образец более аккуратный и плотность выше.

В практическом исследовании нам удалось узнать о том, как правильный выбор крючка и пряжи влияет качество выполненного изделия.

  1. Беседа со специалистами

Давно известно, что при воздействии на определённые точки на теле человека тем самым можно принести вред или пользу организму. Занимаясь рукоделием, мы сами невольно становимся врачами. Чтобы узнать об этом больше мы побеседовали со специалистами, которые рассказали нам о  действии вязания крючком на организм (Приложение 13).

Беседа с медицинским работником. В нашем образовательном учреждении работают медицинские кабинеты по разным направлениям.  № 303 – кабинет массажа, где работает Познякова Галина Николаевна:

- Этот вид рукоделия при воздействии на нервные окончания на кончиках пальцев, помогает избавиться от головной, зубной боли, лечит кардиологические заболевания, успокаивает нервную систему, лечит склероз и остеохондроз и многое другое, но это не значит, что мы можем избавиться от заболевания вязанием.

 Беседа с психологом образовательного учреждения Орловой Натальей Тимофеевной:

- Вязание крючком развивает в человеке такие способности как: художественный вкус, воображение, мышление, математические способности. Воспитывает терпение, трудолюбие, развивает моторику пальцев, координацию движений, успокаивает.

Для того, чтобы вязание крючком положительно влияло на здоровье существуют определённые правила, которые обязан соблюдать каждый, кто занимается рукоделием.

Беседа со специалистами образовательного учреждения подтвердила наши предположения о положительном влиянии вязания крючком на организм человека.

  1. Рекомендации для начинающих

Исследовав различными методами вязание крючком,  мы подготовили следующие рекомендации для начинающих, которые помогут облегчить изучение данного вида рукоделия:

  1. Изучить историю вязания крючком.
  2. Познакомиться с видами крючков и пряжи, используемых при вязании крючком (Приложение 14,15).
  3. Изучить правила безопасной работы и технику безопасности во время вязания крючком (Приложение 16).
  4. Познакомиться с  ассортиментом вязаных крючком изделий.
  5.  Научиться правилам чтения схем для вязания крючком (Приложение 17).
  6. Для изучения техники вязания крючком использовать видео уроки для начинающих.

Заключение

Итак, исследуя вязание крючком, мы изучили и проанализировали информацию из различных источников, провели анкетирование, опрос специалистов, практическое исследование, познакомились с творчеством любителя вязания, подготовили рекомендации для  

начинающих вязать крючком. Используемые в исследовании методы практически, наглядно и теоретически подтвердили гипотезу данной работы.

Информации, которую мы собрали и изучили,  достаточно для того, чтобы подвести итог нашего исследования и сделать выводы:

  • вязание крючком древнейший вид рукоделия;
  • данный вид рукоделия остаётся востребованным в наше время;
  • заниматься вязанием крючком могут все независимо от пола и возраста;
  • научиться вязать крючком  легче, чем спицами;
  • можно связать большое количество разных в применении изделий;
  • вязание крючком полезно для здоровья человека.

Вязание крючком — процесс ручного создания полотна, кружева или одежды из нитей с помощью вязального крючка. Нам удалось больше узнать о вязании крючком, познакомиться с тонкостями этого вида рукоделия и мы можем поделиться собранной информацией с начинающими.

Результаты исследования могут быть использованы в качестве дополнительного материала на уроках технологии и часов дополнительного образования.

Список  источников информации

  1. http://crochetclub.net/blog/istoriya-vyazaniya-kryuchkom/ Происхождение вязания крючком
  2. http://www.myjane.ru/articles/text/?id=257  История вязания крючком
  3. http://my-vyazanie.ru/istoria-vozniknovenia-vyazanya-kruchcom История вязания крючком.
  4. http://www.artzacepka.ru/artz-industriya/vyazali-vyazhem-i-budem-vyazat-vsemirnaya-istoriya-vyazaniya-chast-1- Этапы развития вязания.
  5. http://svyazano.com.ua/viazanie_znamenitosti.aspx Вязаный эксклюзив.
  6. Вязание крючком. Максимова М., Кузьмина М. – М.: Изд-во ЭКСМО-МАРКЕТ, 2000. 
  7. Вязание крючком. / Авт. – сост. Т.В. Михайлова. – М.: АТС: Астрель, 2012.
  8. Вязаные цветы своими руками. Пер. с нем.: в сокр./Ева Хамбах. – М.: Мой мир, 2010.
  9. Забавные поделки крючком и спицами: Кн. Для учащихся 4-8 кл. сред. Шк. Тарасенко С.Ф.  – М.: Просвещение, 1992.
  10. http://www.allwomens.ru/15785-vidy-vyazaniya-kryuchkom.html Виды вязания крючком.
  11. Вязание крючком. ё/ Д.В. Нестерова.- М.: АСТ, 2007.
  12. http://www.liveinternet.ru Вязание крючком. Видео уроки для начинающих.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце

В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...

Исследовательская работа Исследовательская работа на тему: «Метод проектов в моей работе»

в данном материале изложены результаты применения учителем в своей работе одного из методов современных технологий обучения во внеклассной работе - метод  проектов...

Числа вокруг нас (проектно-исследовательская работа учащихся 1 «В» класса МОУ СОШ № 4 на школьную научно-исследовательскую конференцию)

Чтобы заметить огромное влияние математики на личность, достаточно представить себе какие общечеловеческие умения выполняет ученик, изучая математику: доказывает, аргументирует, анализирует, обо...

Содержание исследовательской работы или Оглавление исследовательской работы

Содержание исследовательской работы или Оглавление исследовательской работы включает название глав и параграфов, которые точно соответствуют заголовкам в тексте проекта....

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Научно-исследовательская деятельност

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую ...

Исследовательская работа «История одной фотографии военного фотокорреспондента Павла Трошкина» Автор работы-Лукьянов Владислав, 4 класс "Д" ГБОУ «Школа № 463 им. Героя Советского Союза Д. Н. Медведева» Руководитель работы-Корнеева Е.А.

Исследовательская работа  была представлена на Московском городском конкурсе исследовательских и проектных работ обучающихся в 2017/2018 учебном году и признана "победителем". В 20...