разработка открытого музыкального занятия по ознакомлению с нотной грамотой "Музыкальная шкатулка"
план-конспект на тему

Куулар Таймира Чаш-ооловна

Открытое музыкальное занятие по ознакомлению с нотной грамотой "Музыкальная шкатулка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie.doc68 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Открытое музыкальное занятие

 «Музыкальная шкатулка» по ознакомлению с нотной грамотой»

Цель: 

- Знакомить детей с элементами музыкальной грамоты.  

Задачи:

    - формировать знания  детей о нотной грамоте, название, расположение нот,          понятие терминов: нотный стан, гамма, скрипичный ключ;

    - развивать творчество, музыкальный слух и певческие навыки,

    - расширять словарный запас;

- воспитывать у детей бережное отношение к музыкальным инструментам.

Планируемые результаты: 

      - узнают расположение нот, как они изображаются.

Методы и приемы: Показ, художественное слово, беседа, просмотр слайдов слушание музыки, исполнение, игра на музыкальных инструментах.

Раздаточный материал:  карточки-нотки, клей-карандаши.

Оборудование: Ноутбук, ЖК телевизор, аудиозаписи, фланелеграф.

Ход занятия:

Дети заходят в зал под муз. Ю. Чичкова "Музыкальная шкатулка"

и становятся в рассыпную.

Муз. рук: Проходите, проходите, и места свои займите!

                   Врассыпную становитесь, и гостям всем улыбнитесь!

Муз. рук:   Сегодня к нам пришли гости, и я хочу,  чтобы вы приветствовали  и пожелали им "Доброго дня".

Музыкальное приветствие.

                Давайте  все возьмёмся за руки и  скажем «Доброе утро!»

Приветственная попевка «Здравствуйте!»,

валеологическая песенка-распевка «Доброе утро».

Доброе утро!                    Разводят руки в стороны и слегка кланяются друг другу.

Улыбнись скорее!

И сегодня весь день       Выполняют «пружинку».

Будет веселее!                Поднимают руки вверх.

Муз. рук:  Ребята! Сегодня у нас будет необычное занятие. Сегодня мы с вами совершим путешествие в прекрасную страну «Музыка», в страну звуков, в мир мелодий, песен и танцев. В этой стране нас ждет много интересного и необычного. Давайте закроем глазки, и пусть прекрасная и сказочная  музыка перенесет нас  в эту волшебную страну.

Звучит сказочная мелодия.

Муз. рук. стучит в металлофон и дети откроют глазки.

Муз. рук: Откройте глазки. Вот и мы очутились в стране Музыки.  (слайд 1)

 И у меня для вас есть сюрприз! Посмотрите, какую красивую шкатулку подарила мне королева Музыки (показывает шкатулку).  Слайд 2

В этой шкатулке живёт красивая музыка. 

Слушание: Звуки музыкальной шкатулки (аудиозапись)

- Ребята, какая музыка? (волшебная, хрустальная, прозрачная, переливающаяся, как снежинки и льдинки).

Муз. рук: Давайте откроем эту музыкальную шкатулку, и увидим, что там лежит.

(достаёт солнышко)  Ой, что это, ребята?

Дети: Это солнышко.

Муз.рук.: (Солнышко в руках,  м. р. говорит)

             Да, это солнышко, но не простое, а музыкальное.

             Она любит петь и ее любимая песенка "Та-та-та".

             У него есть младший брат, и его зовут "Ти".

             Он любит прыгать и петь свою любимую песенку "Ти-ти-ти".

 Ребята, я предлагаю, вам спеть песенки, которые поют наши солнышки.

            Когда я буду показывать большое солнышко, будем петь "Та", когда маленькое "Ти". Готовы?

Ритмическое упражнение

 на фланелеграфе с помощью длинных и коротких палочек нарисовано ритмический рисунок попевки «Петушок».

Муз. рук:  Если над ноткой большое солнышко, то нотка  без "хвостика", значит петь её надо долго тянуть "Та",  а если маленькое,  то с "хвостиком", и петь её надо быстро, коротко "Ти".

Муз. рук. Я буду играть и петь, а вы повторяйте за мной и прохлопывайте

                                                  песенку  в ладоши "Ти-ти-та, ти-ти-та".

Муз. рук. показывает, то большое, то маленькое солнышко.

Дети поют их песенки.

Муз. рук: Что же ещё нам прислала королева Музыки?

Музыкальный руководитель достаёт из шкатулки, 2 человечков.

Муз. рук: Ребята, кто это, вы не знаете? (показ картинки)

Муз. рук: Да это два брата. Но почему-то у одного, какое лицо?

Дети:  Грустное.

Муз. рук: Да, грустное, задумчивое. А у другого?

Дети: Веселое, радостное.

Муз. рук: Правильно, веселое, радостное. Я кажется, знаю почему они оказались в нашей шкатулке!

Это два брата: Мажор и Минор.

Жил да был один синьор                        Рядом жил другой синьор

Имя он носил – «Мажор»                        Назывался он – «Минор»

Улыбался хохотал                                     Часто плакал он, грустил

Никогда не тосковал.                                Не смеялся, не шутил.

Два соседа дружно жили

Оба музыке служили

Только каждый – как умел

У обоих куча дел.

Муз. рук: Давайте мы исполним песню и верно передадим ее мелодию, исполним ее выразительно, мы узнаем, какую песню мы исполнили: мажорную или минорную.

Пение «День рожденья весны»  муз: С. Стемпневского

Муз. рук: Музыкальная шкатулка хочет что-то нам сказать, прислушайтесь!  Да она просит нас отгадать музыкальные загадки. Садитесь и слушайте  загадки. Кто быстрее отгадает: девочки или мальчики?

1. Раз-два-три-четыре-пять!

    Пять линеек – ровно пять

    Пять линеек — дом для нот,

    Нота в каждой здесь живет.

    Эти пять линеек надо

    Снизу доверху считать.

    Эти пять линеек

    Как мы будем называть?    (нотный стан)   слайд 3

2. На листочке, на страничке –

    То ли точки, то ли птички.

    Все сидят на лесенке

    И щебечут песенки.          (Ноты!) слайд 5

Муз. рук:

ЧТОБЫ ПЬЕСЫ ИСПОЛНЯТЬ,

НОТЫ НУЖНО ТВЁРДО ЗНАТЬ.

ВЫУЧИМ НАЗВАНЬЕ НОТ,

И ГДЕ КАЖДАЯ ЖИВЁТ.

ЕСТЬ У РАДУГИ СЕМЬ КРАСОК,

А У МУЗЫКИ СЕМЬ НОТ,  (слайд 3)

ТОЛЬКО КТО ЖЕ БЕЗ ПОДСКАЗОК

ЭТИ НОТЫ РАЗБЕРЁТ?

БУДТО КАПЕЛЬКИ ПОХОЖИ,

РАЗЛИЧИТЬ МЫ ИХ НЕ МОЖЕМ,

ВОТ ЧТО: НОТЫ ВСЕ УКРАСИМ,

СЛОВНО РАДУГУ РАСКРАСИМ.

И ЗАПОМНИМ СРАЗУ МЫ,

ГДЕ ТУТ ФА, А ГДУ ТУТ МИ.

«Цветик-семицветик»    слайд 6

Муз. рук: Ребята, посмотрите, что же это? (цветик-семицветик). Какого цвета лепесточки у цветка? (разного). Это непростой цветок. Он имеет волшебные свойства – исполнять желания.  Подойдите к цветку и мысленно думайте, о чем вы мечтаете, чтобы вы пожелали себе, своей семье или другу и вращаете пластинку. На каком цвете остановилась стрелка, поднимите лепесток. Под разноцветными лепестками цветка есть разноцветные нотки. А теперь мы возьмём наши красивые нотки и будем их поселять по своим комнатам.

Муз. руководитель: А вы знаете, где живут ноты? (показ слайда)

Дети: В домике!
Муз. руководитель:
 Правильно, в домике. В этом чудесном пятиэтажном доме у каждой нотки была своя маленькая комната, которая находилась на отдельном этаже. У всех ноток есть имена. Сейчас мы будем их отгадывать. Я вам сейчас покажу, как нужно отгадывать имена нот (с показом картинок)

Это до-мик, нота – «ДО»! (дальше дети самостоятельно отгадывают названия нот)

Это ре-пка – нота «РЕ»!

Это ми-шка – нота «МИ»!

Это фа-кел – нота «ФА»!

Пачка соль-ли – нота «СОЛЬ»!

Вот ля-гушка – нота «ЛЯ»!

Вот си-рень и нота «СИ»!

Снова до-мик – нота «ДО»!

Работа на фланелеграфе (на нотном стане приклеивают нотки-карточки)

Напротив картинок приклеиваем нотки-кружочки соответствующего цвета.

Муз. рук: Вот наш домик, это какая нота?  (До) Давайте посмотрим на цвета и подумаем, какой цвет мы подарим ноте «до»?  Голубой, потому что над домиком голубое небо.

Вот наша репка, какого она цвета? (Жёлтого) Ре

Мишка – это нота «ми», у мишки на руках игрушка красного цвета, какой цвет мы подарим ноте «ми» (Красный)

Вот наш факел горит, какого огонь цвета? (Оранжевого) Фа

Ещё какая нота у нас осталась без цвета? (Соль).
Давайте подарим ей (
синий) цвет, на пачке соли как раз нарисована синяя полоска.

А лягушка на пруду какого цвета?  (Зелёного) ЛЯ

А какой цвет мы подарим сирени? (Фиолетовый) Си

      Если ноты в ряд стоят,

Эти ноты —... (звукоряд)

Физминутка

Муз. рук: Из этих нот-бусинок складываются разные песенки. Давайте споем нашу песенку про названия нот.

До-ре-ми-фа-соль-ля-си

Села кошка на такси

Заплатила 5 рублей

И поехала в музей.

Муз. рук: Вот мы выучили ноты. Кто может посчитать, сколько их? (7)

 А сколько цветов у радуги? (7)

Муз. рук: А теперь отгадайте загадку:

«На волшебных ниточках бусинки висят, не простые бусинки- все они звучат» звукоряд: игра на металлофоне отв: (Ноты)  (слайд )

Муз. рук: Наши нотки не простые, они очень озорные.

С помощью нот можно и песни петь, танцевать, а еще и можно построить слова.

 

«Музыкальные ребусы» (слайд)

Муз. рук: Вот и мы справились с заданиями королевы музыки, узнали секреты музыкальной шкатулки. А теперь пришла пора отправиться домой. Давайте попрощаемся с нашими гостями.

Прощальная попевка «До свидания!»

8. Итог занятия

Для чего нужны ноты? Где они живут? Сколько цветов у радуги? Сколько нот в гамме?

Муз. руководитель: Большое спасибо. Вы сегодня хорошо поработали.  А сейчас, давайте узнаем, кому понравилась наше занятие. Давайте заполним наш «уголок настроения». Если вам понравилась наше занятие, возьмите смайлик с весёлым лицом и прикрепите на доске. А если вам не очень понравилась занятие, возьмите смайлик с хмурым лицом и прикрепите на доске.  

Муз. рук: А теперь, давайте попрощаемся с нашими гостями. До свидания.

На этом музыкальное занятие для детей «музыкальная шкатулка» завершается. 

Под спокойные звуки мелодии дети выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое музыкальное занятие в школе раннего эстетического развития Тема: «Новогодний хоровод»

Формирование музыкальных способностей в процессе совершенствования слуха вокально - хоровой работы и умение согласовывать свои движения с музыкой и текстом песен....

Конспект открытого подгруппового занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи с использованием элементов песочной терапии «Путешествие с муравьем»

Цели:коррекционно – образовательные:-учить составлять простые распространенные и сложные предложения;  -закреплять знания детей по лексической теме «Насекомые»;    -совер...

Открытое интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим. Тема: Как хлеб на стол пришел

Знакомство детей старшей группы с процессом выращивания, изготовления хлеба. Воспитание уважения к труженикам полей. Учить беречь хлеб, как продукт труда многих людей...

Разработка открытого музыкального занятия "Садим репку и поем"

Открытое музыкальное занятие "Садим репку и поем"...

Разработка открытого музыкального занятия "Весна в лесу"

Открытое музыкальное занятие "Весна в лесу"...

Разработка открытого музыкального занятия "В стране музыкальных инструментов"

Открытое музыкальное занятие "В стране музыкальных инструментов"...

Открытое музыкальное занятие для детей старшего дошкольного возраста «900 дней мужества»

Презентация   музыкальногоого  занятия  для детей старшего дошкольного  возраста «900 дней мужества», посвященное 75 годовщине полного освобождения Ленинграда...