Опыт реализации предметной области ОРКСЭ и ОДНКР в общеобразовательной школе.
статья на тему

Кирпитнёва Лариса Борисовна

Данная статья рассказывает о преемственности в реализации областей ОРКСЭ и ОДНКР в начальной и средней школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_v_realizatsii_predmetnyh_oblastey.docx17.97 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт в реализации предметной области ОРКСЭ и ОДНКР в общеобразовательной школе.

Развитие духовно – нравственного начала личности ребёнка, воспитание патриотизма и любви к Отечеству всегда было приоритетным направлением воспитания и развития учащихся нашей образовательной организации. Наверное, поэтому в  2008 году ГБОУ Школа № 37 включилась в ГЭП «Моделирование социокультурного системного развития образовательного учреждения», а в сентябре 2015 – 2016 учебного года в пилотный проект «Реализация предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» на уровне основного общего образования». В основе представленных проектов лежит программа «Социокультурные истоки», авторами которой являются профессор Вологодского государственного университета А.В. Камкин, профессор Российской Академии естественных наук И.А. Кузьмин). Реализация данной программы направлена на развитие личности ребёнка и становление в нём, прежде всего нравственно-духовного стержня, на укрепление семьи и развитие системы духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения. Однако достижение желаемых результатов возможно при условии системности и преемственности на всех ступенях образования (от дошкольного до основного общего образования).

Программа «Социокультурные истоки» реализуется посредством учебного курса «Истоки» и программы «Воспитание на социокультурном опыте». Программа «Воспитание на социокультурном опыте», разработанная для дошкольного образования, начальной и основной школы, предназначена для внеурочной и внеклассной работы. В дошкольном отделении нашей ОО данная программа реализуется  с 2014 года. С 2008 года в учебный план начальной школы в части, формируемой участниками образовательного процесса , включён такой предмет, как «Истоки». Курс «Истоки» помогает ребенку получить представление о жизненно важных для человека категориях и развивает систему духовно-нравственных ценностей внешнего (социокультурного) и внутреннего (духовного) мира. Курс призван приблизить детей к вечным истинам через простые понятия – имя, род, семья, слово, книга, храм, вера, честь, терпение, любовь и др. Логическим продолжением курса «Истоки» в начальной школе является курс «Истоки» на ступени основного общего образования, который изучается в качестве отдельного предмета, входящего в образовательную область ОДНКНР (основы духовно-нравственной культуры народов России). На рубеже начальной и средней ступеней образования (в 4 классе, по желанию родителей) дети могут изучать один из модулей ОРКСЭ «Основы православной культуры». Продолжение данного курса  разработано для основной школы (по выбору родителей).

  Содержание программы для основной школы учебного предмета «Православная культура», который относится к образовательной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» обусловлено его спецификой: он интегрирует знания разных предметных областей – теологии, музыкально-изобразительного искусства, истории и обществознания, литературы. Программа выстроена на основе принципа содержательных концентров: в каждом последующем классе производится углубление материала предыдущего года обучения. В этом и состоит системность реализации предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР.

Мы считаем, что работа с 2008 года по программе «Социокультурные истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте», позволила нам накопить богатый положительный опыт, которым мы смогли поделиться в рамках VIII Межрегиональной научно – практической конференции «Моделирование социокультурного системного развития образовательного учреждения в контексте формирования духовно-нравственной культуры общества» Проект «БУДУЩЕЕ НАСЛЕДИЕ», приуроченной к  XXIV Международным Рождественским образовательным чтениям.

Конференция была проведена 26 января 2016 года в ГБОУ Школе № 37, в ней приняли участие педагоги, учащиеся, студенты, директора и заместители директоров школ, руководители дошкольных структурных подразделений, центров дополнительного образования, методисты, специалисты управлений образования и институтов повышения квалификации учителей, профессора региональных педагогических вузов и государственных университетов, представители епархиальных отделов Русской Православной Церкви, родительская общественность. Всего – более 300 представителей различных регионов Российской Федерации и ближнего зарубежья. В том числе, Москвы и Московской области; Архангельской, Вологодской, Кировской, Ростовской, Саратовской, Ульяновской, Ярославской областей Краснодарского, Пермского, Приморского, Хабаровского краёв, Чувашской республики, городов Великий Новгород, Воронеж, Волгоград, Вятка, Екатеринбург, Калининград, Нижний Новгород, Оренбург, Печоры, Псков, Самара, Сургут, Старая Русса, Углич, Севастополь, Луганск и др.

В рамках конференции 26 января 2016 года в нашем ОУ были проведены два семинара: «Опыт реализации программы "Истоки и воспитание на социокультурном опыте" в дошкольном образовании» и «Преемственность и системность в реализации предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР в общеобразовательной школе», посвященные вопросам духовно-нравственного воспитания обучающихся и системного развития образовательной организации на основе социокультурного и ценностного подходов к воспитанию. На семинарах были продемонстрированы преимущества комплексной реализации модели социокультурного системного развития школы и воспитательные возможности программ «Истоки», «Воспитание на социокультурном опыте», «Православная культура». В рамках семинаров были показаны 15 открытых мероприятий: развивающие занятия с детьми и родителями в младшей, старшей и подготовительной группах, уроки в начальной и основной школе по учебному курсу «Истоки», предметным областям ОРКСЭ и ОДНКНР, школьный Рождественский спектакль.

Широкий спектр мероприятий, продемонстрированных на конференции, позволил показать, что реализация программы «Социокультурные истоки» позволила нам:

  • развить все звенья и направления образования по принципу приоритета нравственных ценностей отечественной цивилизации;
  • установить органичную взаимосвязь общего и дополнительного образования нашей ОО;
  • внедрить педагогические технологии, раскрывающие ресурс личности всех участников педагогического процесса (ребёнок, родители, педагоги);
  • выйти на новое понимание качества образования, включающего не только усвоение содержания, но и развитие духовности, коммуникативности и управленческих умений;

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность обучающихся в рамках реализации предметной области «Физическая культура

распространение опыта проектной деятельности в области физкультуры с точки зрения реализации деятельностного подхода в образовании....

Пути реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» УМК «Духовно-нравственные беседы»

Пути реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» УМК «Духовно-нравственные беседы»...

Интеграция христианских духовных ценностей в учебный предмет «Литература» в 5 классе в условиях реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Краткая аннотация работы В методической разработке рассматривается актуальный вопрос об изучении религиозных знаний, основ православной культуры, христианских духовных ценностей в светской школе через...

Региональный конкурс "Современный урок" в рамках реализации предметной области "Естественно-научные предметы": немецкий язык 6 класс (06.05.2019)

Приказ г. Тамбов Тамбовского областного государственного образовательного автономного учреждения дополнительного профессионального образования ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ №7...

Вариативность реализации предметной области ОДНКНР

       Проблема воспитания толерантности и нравственной иденти­фикации подрастающего поколения  сегодня становится глобальной. Формирование основ  духовно-нрав...

"Медиаресурсы музеев Санкт-Петербурга в процессе самообразования учителя и организации урочной и внеурочной деятельности в предметных областях ОРКСЭ и ОДНКНР"

Аннотация. В статье в качестве эффективного решения проблемы недостатка предметных и цифровых компетенций учителей  предметной области ОРКСЭ и ОДНКНР предлагается использование медиаресурсов музе...