ОРКСЭ. ОБК
методическая разработка на тему

Розалия Хертековна Джалилова

для учителей преподающих ОБК в 4 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Буддийские священные сооружения. Ступы. ОРКСЭ. ОБК, 4 кл

Цель урока – познакомить учащихся с культурным наследием буддизма в мире, России и в Туве, об  их сакральном и духовном предназначении, о значении сохранения памятников духовной культуры в нашей республике

        Расширить кругозор учащихся, воспитать уважение к духовной культуре народа, учить беречь их и  сохранить для последующих поколений

Урок беседа с привлечением дополнительного материала

Ход урока

  1. Конкурс «Лучший знаток Основ буддийской культуры»  - 15 минут

Конкурс проводится в виде 10 тестовых заданий с возможными вариантами правильных ответов с целью проверки знаний по  основам буддийской истории и  философии

Оценка и стимулирование работы учащихся на уроке. Тесты проверяются сразу после написания. Учитель читает правильные ответы, учащиеся проверяют работы товарища по парте. За каждый правильный ответ присуждается 1 балл. Общий балл - 10.

Полученные баллы записываются в сертификате участника конкурса и подводятся итоги. У кого самое большое количество баллов – 9-10 – награждается грамотой победителя, 8-7 -  грамотой призеров. Награждение победителей

  1. Вводная беседа с учащимися

Учитель задает вопрос: Ребята, какие памятники буддизма вы знаете в нашем городе и республике?

Возможные правильные ответы учащихся – буддийский дацан, буддийские храмы, барабан, ступы (субурганы), оваа (ритуальные каменные насыпи), священная гора и пр.

Учитель: Вы правильно назвали один  их буддийских памятников – ступу (субурган). Кто знает – что такое буддийская ступа? Кому посвящены буддийские ступы? Как люди используют ее?

Возможные варианты ответов учащихся – памятник, святое сооружение, посвященное Будде Шакьямуни.  Верующие приходят к ним, совершают ритуальный обход вокруг них, совершают поклоны, молятся, развешивают молитвенные флаги (хей-аът тугу), загадывают свои пожелания.  

Рассказ учителя о буддийских ступах сопровождается презентацией «Буддийские ступы»

План:

  1. История возникновения буддийских ступ
  2. Виды буддийских ступ
  3. Значение буддийских ступ для верующий и для культурного наследия народа

  1. История возникновения буддийских ступ

        Ступа – священное сооружение, символ просветленного ума святых существ. Впервые ступы появились в Древней Индии еще до зарождения буддизма

        Ребята, откройте страницу 60 учебника и прочитайте второй абзац о появлении первых буддийских ступ в Индии.

Вопрос учителя: Когда появились первые буддийские ступы?

Ответ учащихся: После ухода Учителя Будды Шакьямуни, его ученики и простые верующие, решили кремировать тело Будды, а прах поместить в каменные сооружения – ступы.

Учитель: Да, правильно, ребята. Было сооружено 8 ступ разных видов, посвященных важным событиям в жизни Будды Шакьямуни.  Но несмотря на то, что они были разные, но символизировали сострадательный, просветленный ум Будды и имеют пять обязательных элементов: (презентация)

1 Основание – символ омраченности ума;

2 – 3 Лестница (ступени) и купол (полушария) – символ Восьмеричного Благородного Пути;

4 Шпиль – символ Сострадательного Ума Будды;

5  Навершие – символ Просветления Будды

Релаксация: Учитель предлагает провести вместе с учащимися Медитацию – что в переводе с санскрита означает приучение ума к правильным действиям.

Учитель говорит: Потенциал сострадательного ума Будды присутствует во всех живых существах и сейчас вы в этом убедитесь. Давайте, вместе выполним медитацию «Подарим любовь и добро!»

  1. Медитация на дарование добра и любви всем живым существам. Представляя в уме  лучи солнца, олицетворяющие, присутствующие в каждом  ребенка, добро и любовь (можно под сопровождение буддийской музыки негромко), направляем их к живым существам. Начинаем медитацию с самых близких и родных, друзей, одноклассников, жителей города, республики, страны, на всех живых существ и тп. Лучи возвращаются к ребятам, их ум наполняется добротой и любовью.
  2. Физминутка
  1. Виды буддийских ступ:  - 8 видов (презентация)
  1. Рождения;
  2. Просветления;
  3. Первого Поворота Колеса Учения;
  4. Чудесных деяний;
  5. Сошествия Будды на Землю из сферы 33-х Божеств-небожителей;
  6. Согласия в сангхе;
  7. Победы;
  8. Ухода в Паринирвану

Вопрос учителя: Несмотря на разные виды ступ – что вы заметили общего?

Ответ: - Все они имеют одинаковую структуру из 5 элементов (частей)

Учитель просит прочитать выразительно одного из учеников абзац о строительстве ступ на станице 61 учебника.

Учитель дополняет текст учебника – (показ презентации) В буддийскую ступу закладываются священные реликвии – сутры (молитвы), мантры – священные слоги и молитвы, образы будд, глиняные статуэтки ца-ца, артыш, зерно, драгоценные камни, частички одежды и останков святых, реализованных учителей и т.д. Потому что ступа – это не только священное каменное сооружение, но и символ мира, благополучия на Земле.

Вопрос учителя: Кто знает, где в городе Кызыле расположены буддийские ступы? Знаете ли, как они называются?

Возможные ответы учащихся: Возле аэропорта – ступа Боддхичитты (Сострадания), на берегу Енисея, в парке – ступа Боддхичитты, на правом берегу, при въезде в г. Кызыл с  северной стороны – ступа Боддхичитты, в Каа-Хеме – ступы Зеленой Тары и Просветления.

Дополнение учителя: Вокруг Кызыла расположены 9 буддийских ступ. Они возведены верующими, чтобы ступы оберегали жителей города от бедствий и несчастных случаев.

  1. Верующие буддисты
  1. совершают обход вокруг ступ;
  2. совершают поклоны рядом со ступой;
  3. читают молитвы и благопожелания;
  4. начитывают мантры

Буддисты верят в то, что обход ступы, поклоны, чтение молитв и священных мантр очищает их негативную карму, способствует накоплению благой кармы и они верят, что в будущем. Они смогут быстро достичь  Просветления и состояния Будды.

Есть притча о старом человеке, который уверовал в Учение Будды Шакьямуни и решил стать монахом.

Этот старый человек был учеником Шарипутры, одного из 5 ближайших учеников Будды. Старик попросил Шарипутру  даровать ему  обеты (клятвы) монаха. Тогда Шарипутра сказал ему, что у него нет кармы стать монахом и отказал даровать обеты. Тогда старый человек загоревал  заплакал.  С помощью своего мудрого ока и ясновидения, это увидел Будда. Он пригласил к себе старика и сказал, чтобы он не горевал. Так как Шарипутра не достиг еще состояния  Просветления, он не смог увидеть твое прошлое рождение.

В одной из прошлых жизней ты был муравьем и в сезон дождей, спасаясь от наводнения, ты забрался на сухой коровий навоз. Вода от дождя понесла этот навоз к ступе и сделала 3 круга вокруг нее. А так как, любое живое существо, если совершит обход святой ступы, то он в будущих рождениях  обязательно достигнет состояния Будды. Поэтому, я дам тебе обеты монаха и ты очень скоро достигнешь состояния Будды.

Считается, что почитание буддийской ступы приравнивается почитанию самого Будды Шакьямуни и является благоприятным устремлением верующих к счастью и одним из способов накопления добродетелей. Самая святая ступа находится в Индии, в городе Бодхгая. Эта ступа называется ступа Просветления и возведена она рядом с деревом, под которым достиг состояния Будды Сиддгардха Гаутама  Шакьямуни. Почитание этой святыни  в 100 тысяч раз увеличивает благие заслуги верующего. И каждый буддист мечтает обязательно совершить к этому месту паломничество хоть один раз в жизни.

Очень важно сохранить эти памятники духовной культуры будущим поколениям. Поэтому нельзя загрязнять то место, где стоит ступа, бить, рисовать и ломать поверхность ступы.. Считается, тем самым человек накопит огромную негативную карму и причины будущих страданий. А наоборот, надо красить и белить, ремонтировать поверхность ступ, чтобы они сохранились на долгое время. В этом случае, считается, в будущем рождении человек родится умным, мудрым, красивой внешностью, богатым и в будущем достигнет состояния Просветления.

Заключение.

Сегодня вы на уроке узнали о буддийских ступах. Вы придете домой , еще раз прочитаете урок 25 и расскажете об этом своим родным и близким.  

А  в субботу или воскресенье, сходите всей семьей к одной из буддийских ступ и сделайте фотографию.



Предварительный просмотр:

Конкурс «Знаток буддийской культуры»

1.В какой стране родился основатель буддизма?

А) в Китае;  Б) в Тибете;  В) в Индии

2.  Какое имя при рождении получил Будда Шакьямуни?

А) Раджу; Б) Сиддхардха;   В) Ананда

3. В каком городе Индии  Сиддхардха достиг Просветления?

А) в Бодхгае;  Б) в Варанаси;   В)  в Кушинагаре

4. Как называется  главное Учение Будды?

А) Коран;   Б) Тора;   В) Четыре Благородные Истины

5. Как называется полное собрание наставлений Будды Шакьямуни?

А) Абхидарма;   Б) Трипитака;   В) Сутра

6.  След в уме живого существа, Влияющий на его жизнь?

А) Карма;   Б) Судьба;    В)

7. Главная ценность в Учении Будды?

А) милосердие; Б) Сострадание;  В) доброта

8. Как назывался первый древний буддийский университет?

А) Дрепунг;  Б)  Панделинг;  В) Наланда

9. Буддийский учитель:

А) священник;   Б) мулла;   В) лама

10. В Тибете, Монголии, Тыве, Калмыкии и Бурятии распространилось учение буддийского ламы:

А) Нагарджуны;   Б) Цонкапы;   В) Шарипутры

Конкурс «Знаток буддийской культуры»

1.В какой стране родился основатель буддизма?

А) в Китае;  Б) в Тибете;  В) в Индии

2.  Какое имя при рождении получил Будда Шакьямуни?

А) Раджу; Б) Сиддхардха;   В) Ананда

3. В каком городе Индии  Сиддхардха достиг Просветления?

А) в Бодхгае;  Б) в Варанаси;   В)  в Кушинагаре

4. Как называется  главное Учение Будды?

А) Коран;   Б) Тора;   В) Четыре Благородные Истины

5. Как называется полное собрание наставлений Будды Шакьямуни?

А) Абхидарма;   Б) Трипитака;   В) Сутра

6.  След в уме живого существа, Влияющий на его жизнь?

А) Карма;   Б) Судьба;    В)

7. Главная ценность в Учении Будды?

А) милосердие; Б) Сострадание;  В) доброта

8. Как назывался первый древний буддийский университет?

А) Дрепунг;  Б)  Панделинг;  В) Наланда

9. Буддийский учитель:

А) священник;   Б) мулла;   В) лама

10. В Тибете, Монголии, Тыве, Калмыкии и Бурятии распространилось учение буддийского ламы:

А) Нагарджуны;   Б) Цонкапы;   В) Шарипутры



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 12

имени Воинов-интернационалистов г. Кызыла

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕКЛЬСКАЯ РАБОТА

«ОБРАЗ БУДДЫ В СКУЛЬПТУРНЫХ ИЗОБРАЖЕНИЯХ РАЗНЫХ НАРОДОВ » 

Выполнила: Донгак Надежда Мерген-ооловна,

     МБОУ СОШ №12, 11 класс,

     Республика Тыва, г. Кызыл

                                                                       Научный руководитель:

                                                                               Джалилова Розалия Хертековна

Содержание

Глава I

  1. Введение……………………………………………………………...3
  2. Актуальность изучения образа  Будды в скульптурных изображениях………………………………………………………..3
  3. Цель написания работы……………………………………………..3
  4. Объект исследования ……………………………………………….3
  5. Предмет исследования………………………………………………3
  6. Методы исследования……………………………………………….4

Глава II

  1. Будда Шакьямуни …………………………………………………...4
  2. Статуи………………………………………………………………...5
  3. Образ Будды  в скульптурных изображениях у разных народов, исповедующих буддизм………………………………………..….7
  4. Образ Будды в тувинской культуре………………………………11

Глава III . Заключение………………………………………………………….11

Глава IV . Использованная литература………………………………………..11

Введение

Скульптурные изображения Будды Шакьямуни, его учеников, др. будд и божеств являются неотъемлемой частью буддийского искусства. У каждого будды есть свои признаки, к которым относятся, например, положение тела, рук и т.д.

О том, когда была создано первое изображение Будды Шакьямуни, общего мнения нет. В соответствии с археологическими данными, изображать Будду начали только через несколько столетий после его ухода в Паринирвану. До этого существовали только символические изображения чакр, стоп Будды

Актуальность темы  Изваяния Будды, сделанные из дерева, камня или бронзы, считались не только изображением божества, но и олицетворением мудрости и справедливости. Поэтому установку таких статуй в храмах считали благочестивым делом. Глубокая укорененность в культуру и широкое распространение в буддизме скульптуры основателя религии обусловили давний и пристальный интерес к ней российских и зарубежных ученых. Однако до конца XIX – начала XX в. работа исследователей носила преимущественно характер собирательства, накопления фактического материала.

Цель написания:

  • изучить
  • сравнить
  • обобщить общее и выделить различия

Объект: скульптурное изображение Будды Шакьямуни

Предмет: общие черты и особенности в изображении Будды у разных народов

  1. Индия
  2. Тибет
  3. Китай
  4. Япония
  5. Таиланд
  6. Тува

Методика исследования:

  1. Литература
  2. Сбор информации из разных источников
  3. Фото

Будда Шакьямуни

Миллионы людей во многих странах почитают Будду Шакьямуни как своего учителя. Как он выглядел и как жил? К сожалению, исторических сведений об этом сохранилось немного. Однако буддийское предание рассказывает о том, что в первой половине VI-го века  на севере Индии в Капилавасту, в местечке Лумбини в царской семье рода Гаутамы из племени шакьев ( отсюда одно из имен Будды - Шакья-муни, т.е. отшельник из племени шакьев) родился сын. При рождении он был наречен Сиддхартха , что означает “исполняющий все желания”.

 Еще в младенчестве Будде были предсказаны четыре встречи ,которые изменят течение его жизни :дряхлый старец, человек, пораженный чумой, мертвец – символы человеческих страданий ,и странствующий отшельник, как образ достойного отношения к суете жизни. Встречи эти натолкнули Сиддхартху на размышления, что жизнь полна страданий, и в нем проснулось непреодолимое желание найти источники этих страданий и пути их облегчения. Когда ему исполнилось 29 лет, он ушел из дворца в поисках ответа на вопрос: как избавить людей от страдания?

Долгие годы он жил как аскет, надеясь, что это приблизит его к пониманию истины. Он совершенно обессилел и однажды, измученный голодом, потерял сознание. Когда Сиддхартха пришел в себя, он понял, что самоистязание – это ошибочный путь. Теперь он знал, что ни в жизни, полной богатства и удовольствий, ни в строгой жизни аскета истину ему не найти. Чтобы достичь цели, нужно следовать по срединному пути, пути без крайностей.

Преисполненный решимости, он сел под дерево бодхи и погрузился в глубочайшую медитацию. И тут Сиддхартхе наконец открылось, как можно прекратить страдания людей и других живых существ. Он “ пробудился ” от незнания и стал Буддой, т.е. “просветленным”.

Сразу же после своего просветления Будда Шакьямуни, помня о страданиях живых существ, начал проповедовать свое учение. Основу его проповедей составляли четыре благородные истины.

 В возрасте 84 лет Будда Шакьямуни ушел в нирвану.

Статуи Будды

Согласно буддийской легенде, первая статуя Будды была изваяна из сандалового дерева в Индии еще в период жизни самого Будды для Удаяны – царя Каушамби. Эта легенда распространилась в ряде буддийских стран Азии, и многие статуи Будды делались, по преданию, как копии прославленной в летописях статуи из Каушамби.

В раннебудийском искусстве главные события жизни Будды и суть его учения передавались через различные символы: его просветление - победным троном, первая проповедь - колесом, нирвана - ступой, а сам Будда изображался как дерево Бодхи. Позднее в связи с развитием новых идей, утверждением и распространением школы махаяны появляется прославление Будды как особого божества, и, в первые века нашей эры, объектом почитания становятся статуи Будды  

Суть буддийского учения отразилась в скульптурных изображениях Будды, которые изменялись в зависимости от типа национальной культуры, эпохи, вкуса общества. Лицо Великого Учителя - существа, достигшего наивысшего предела духовного развития, - излучает благочестие и спокойствие, умиротворенность; руки его подняты для благословения и поучения. Буддийским искусством была разработана сложная символика положения рук и пальцев, в соответствии с которой каждый жест имел определенной значение.

Образ Будды:

А)  в Индии

В индийском искусстве статуи вырезались из сандала или из камня. Множество таких каменных статуй можно увидеть в Бодхгае, а также в музее Сарнатха и Национальном музее в Дели. Позднее статуи начали отливать из металла.

Будда в Индии изображен в традиционной позе медитирующего йога, возвышенный в своей ментальной силе и, однако, все еще являющийся частью этого мира со своими земными, массивными формами, переданными в глубоком неполированном песчанике. В то же время он сидит на фоне образов сияния и изобилия, солнечного диска и дерева, а трон поддерживают львы, символ его королевского происхождения. Хотя львиный трон и два спутника подчеркивают его царственное положение, поза йога, скромная одежда и жест заверения воплощают духовную природу его послания. Этот образ стал важнейшим источником для всех последующих изображений Будды по всей Азии, в том числе и небесных будд высших сфер, далеких от всего земного. Буддийское искусство сохранило способность последовательно придерживаться исконной простоты этого образа: даже когда он был окружен рядом фигур, олицетворяющих богатство и изобилие, эффект сохранялся за счет соединения земной бедности с великолепием небесных наград.

Б) в Тибете

Поскольку буддизм с X—XI веков стал в Тибете доминирующей религией, художники черпали сюжеты из огромного буддийского пантеона. Уникальным источником творчества был образ основателя буддийского учения — Будды Шакьямуни, для изображения которого ещё в Индии была разработана особая иконография.

Почему же так ценится изваяние Будды Шакьямуни в Тибете – стране, где имеется, возможно, самое большое количество буддийских статуй в мире?

Дело в том, что тибетцы свято верят: этот образ Будды Шакьямуни сделан при жизни Просветленного. Считается, что Будда лично освятил статую. Безграничная вера тибетцев превратила ее из обычного объекта в божественный, и когда они ее видят, то считают, что перед ними находится сам Будда. Они называют статую «Драгоценным Господином Буддой» и «Драгоценностью, исполняющей желания».

В Тибете же принято шить для статуй  особый костюм из драгоценной парчи. Зачастую само платье шьется отдельно из кусков различных драгоценных материалов. Сверху же  надевается замысловатая накидка-воротник. Кроме того, тибетцы любят украшать статуи многочисленными драгоценными камнями.  Иногда  из-за обилия украшений и одежд сама статуя почти не видна. Индийская прическа волос закрыта короной из кованого золота со вставленными драгоценностями – бриллиантами, рубинами, сапфирами и полудрагоценными камнями, среди которых преобладают кораллы и бирюза. Шакьямуни часто изображается сидящим на лотосовом троне в позе "полного лотоса " с чашей для подаяния (санскр. patra)в одной руке. Иногда он держит руки в разных мудрах, но почти всегда на лотосовом троне и в полном лотосе.

В) в Китае

Для искусства 4—6 вв. Китая характерна тяга к большим масштабам и монументальным формам, к синтетическому слиянию архитектурных, скульптурных, живописных и декоративных элементов, к красочности и эмоциональной насыщенности образа. В древнейших скульптурах Будда изображен сидящим на обычном сиденье или стоящим непосредственно на земле, потому что в традиции хинаяны Будда почитался не божеством, а Учителем, самостоятельно нашедшим путь «к спасению» и указавшим его людям.

 Статуя Будды Шакъянмуни, так называемая статуя Большого Будды располагается в Китае ,Гонконге (остров Лантау), на возвышенности возле монастыря Поульньсим. Исконное называние статуи — «Большой Будда Неба (Тхиньтхань)» — подчеркивает безраздельное единство и гармоничные отношения человека с религией и природой.
Большой Будда Неба изображен в позе лотоса в состоянии медитации. Мудра Абхая правой руки обеспечивает защиту и рассеивает страхи. Начерченное на ладони колесо Дхармы символизирует прогресс и движение. Сомкнувшиеся в мудре Кубера пальцы левой руки Будды, что лежит спокойно на ноге, обещают исполнение желаний. Кардинальное отличие от статуй Будды во всем мире, которые обращены к югу — северное устремление. Лик Большого Будды обращен на Гонконг и Китай, как бы благословляя их.

На отдельной платформе перед Буддой располагаются шесть статуй бодхисаттв небольшого размера из бронзы. Название этих статуй – «шесть дэв-дарителей». Бодхисаттвы даруют Будде фрукты, цветы, музыку и благовония, символизируя мудрость, мораль, усердие, благотворительность и, конечно же, медитацию, посредством которой достигается состояние нирваны.

Г) в Японии  

Усику Дайбуцу – огромная и знаменитая статуя Будды Амитабхи (Земным соответствием А. считают Шакьямуни), расположенная в японском городе Усику  ( в пер. Дайбуцу обозначает Большой Будда). Воплощение величественного божества возносится к небу на 120 метров , украшая собой парк. Статуя хоть на 16 метров и меньше скульптуры в Китае, но также величественна и масштабна: глаза размером в 2,5 метра, 10-тиметровое ухо и 18-тиметровые руки.

Руки японского Будды, как и китайского, обращены к собеседнику. Правая рука статуи поднята, левая опущена вдоль тела, и обе руки открыты ладонями. При этом большой и указательный пальцы на руках соединяются кончиками, а остальные пальцы распрямлены. Это позиция мудрости, которая символизирует передачу учения дхармы. Иначе говоря, так Будда указывает всем путь просветления, освобождения от страданий и привязанностей. Больше всего поражает голова Усику Дайбуцу, которую украшает головной убор, состоящий из множества уменьшенных в тысячу раз голов будды Амитабха. Статуя Усику Дайбуцу выполнена из более чем 6 тысяч бронзовых пластин. Масса статуи составляет 4 тысячи тонн.

Д ) в Таиланде

В буддийских статуях Таиланда, часто можно увидеть Будду в позе полулотоса (Сукхасана), где одна нога лежит на верхней части другой ноги. Но чаще встречаются скульптуры Будды в полном лотосе (Падмасана), где стопа нижней ноги поднята так, что она лежит на коленном сгибе верхней ноги.

 Великий Будда Таиланда имеет высоту – 92 метра и находится в провинции Ангтхонг. Он сидит в позе лотоса и имеет ширину – 63 метра. Будда изображен сидящим в позе лотоса. Одним из признаков тела Будды, символизирующим его просветление, является очень заостренная макушка.  На нижнем уровне статуи расположен музей, в котором посетители могут увидеть вещи, принадлежащие монахам и сакральные атрибуты. Изготовлен монумент из цемента с последующим нанесением золотой краски.

Е) в Туве

Самым древним изображением Будды Шакьямуни считается рельефное изображение Будды в скально        й нише  на горе Суме-Бели вблизи поселения Чаа-Холь. Оно датируется ХIII векоми относится к Юаньскому периоду

 Святое для буддистов место каждое лето оказывается на 4-5 метров под водой. Вода беспощадно смывает с лица земли памятник древности. В России никаких подобных работ нет. В мире таких изваяний было только три - в Китае, Афганистане и Туве. В Афганистане изображение божества взорвали талибы, а в Туве из года в год барельеф разрушается под воздействием воды Саяно-Шушенской ГЭС. Сейчас в связи с ремонтными работами на Саяно-Шушенской ГЭС уровень воды снизился , достопримечательность была реконструирована и снова открылась для обозрения.

Статуи появились в Туве  с появление первых монастырей в ХVIII веке и занимали важное место в убранстве монастырей .

Многие статуи и предметы, к сожалению, в настоящий момент безвозвратно утрачены в результате жесткой политики ТНРП (Тувинской народно-революционной партии) в 30-е годы. Часть предметов культа все же сохранились ,многие из них сейчас находятся в Тувинском республиканском краеведческом музее .

Из буддийской скульптуры сохранились работы из бронзы, меди, железа. По технике изготовления скульптуры очень разнообразны - литые, кованые, чеканные. Размеры - от нескольких сантиметров и более.

Будда чаще всего изображается сидящим на пьедестале из лепестков лотоса – символа святости и чистоты.

Как отмечает Т.А.Ховалыг в своей семантике, изображения делятся на “спокойных” и “свирепых”. К первым причисляется Будда Шакьямуни.

Статуя Будды Шакьямуни в центральном буддийском храме «Цеченлинг»

После разрушения храмов в тридцатые годы прошлого века, в Туве не осталось ни одного молебенного заведения. Новый храм по проекту архитектора Фан Че Ира был построен в рекордно короткие сроки: 17 февраля 1998 г. президент Тувы заложил символический камень в его основание, а в октябре 1999 года храм уже освятил его святейшество Богдо-Гэгэн IX. На втором этаже, куда ведет мраморная лестница, - молельный зал, где находится алтарь с яркими бронзовыми, серебряными и позолоченными бурганами, изображения Будды и далай-ламы XIV. Главная скульптура в храме была привезена из Индии после построения Хурээ.

Будда восседает в позе лотоса. Его тело золотистого цвета, по своей природе состоит из света. Его правая рука покоится на правом колене в жесте касания земли. Он облачен в монашеское одеяние и наделен всеми знаками и качествами просветленного существа. Рядом с Буддой стоят его ближайшие ученики и помощники – Махамаудгальяяна и  Шарипутра.

Статуя Будды Шакьямуни на горе «Догээ»

Буддийские ламы в 2010 году выступили с идеей строительства в окрестностях Кызыла самой большой в России 15-метровой позолоченной статуи Будды Шакьямуни. Проект благословил Далай-лама XIV.

Монумент, возводимый на горе Догээ, будет представлять собой 6-метровый трон с сидящим на нем Буддой, медитирующим в позе лотоса. По первоначальному замыслу статуя предполагалась высотой в 40 метров. Однако по совету проектировщиков для большей сейсмоустойчивости памятника строители решили ограничиться 15 метрами.

Даже при этих размерах статуя Будды в Туве будет считаться самой высокой в России. Строительные работы начались силами добровольцев из числа верующих и продолжается по сей день.

Устанавливаемый  на высоте 2 тысячи метров над уровнем моря, священный памятник на горе Догээ будет виден с любой точки города.

Таким образом, скульптурные изображения Будды Шакьямуни меняли свой вид в зависимости от страны и эпохи, поэтому у каждого народа развивался уникальный стиль, присущий той местности и времени.

Так, характерным признаком шри-ланкийского стиля является оранжевое облачение на статуе Гаутамы, причем Будда сидит не в полном, а в "полу-лотосе". Такая поза характерна и для тайского стиля.

В Тибетском буддизме Будда Шакьямуни часто изображается сидящим на лотосовом троне в позе "полного лотоса" с чашей для подаяния в одной руке.

А в китайских и японских храмах Будда часто изображается более объемным, упитанным, чем обычно. Характерны гигантские размеры.

Итак, следовательно, зная отличительные черты скульптурных изображений, можно сразу понять  к какой стране относится статуя.

Заключение

"Искусство, - писал Чёгьям Трунгпа, - призвано выражать безоговорочную красоту, которая, наполняя все ясностью и смыслом, дарит нам способность осознать совершенство феноменального мира... Эту красоту также можно определить как мир и прохладу, поскольку она снижает высокую температуру агрессии и невроза."

Один и тот же Будда Шакьямуни, может быть изображен в разной манере — с прекрасным лицом мыслителя, с лицом отрешенного от мира погруженного в медитацию человека, с угрюмым выражением лица или со светлой улыбкой.

Таким образом, в ходе работы над данной темой выяснилось следующее:

- изображение образа Будды Шакьямуни - один из важнейших аспектов буддийской религии;

- каждый элемент, атрибутика, символ образов Будды Шакьямуни имеет глубокий смысл, и существуют определенные каноны изображения.

В заключении выводы и свое отношение к работе, к иследованию

Использованная литература

1 Буддизм. Карманный словарь / Сост. Е.А. Торчинов. СПб., 2002

2 Возвращение Будды. Памятники культуры из музеев Китая: Каталог выставки. СПб., 2007; Ермаков М.Е. Мир китайского буддизма. СПб., 1994  

3 Иконография и искусство тибетского буддизма //Тибетский буддизм: теория и практика. 

4 Образ Будды в индийской буддийской иконографии II-VII вв.

5 Иконография Будды Шакьямуни в Тхераваде и Махаяне (тип «Украшенного Будды»)

6  В.Л.Чимитдоржиев “Основы буддийской культуры”

7 Издательство "Республика" 1992 "Буддизм. Словарь "



Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Desktop\73819966_lanyes.jpg

Сертификат

участника конкурса

«Знаток буддийской культуры»

Выдан ученику(це) 4 « » класса МБОУ СОШ №12 г. Кызыла имени Воинов-интернационалистов

Набранное количество баллов - _____________________

Место по итогам конкурса - _______________________

C:\Users\User\Desktop\GP0023.gif               МБОУ СОШ №12. Г. Кызыла


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ по ОРКСЭ, модуль «Основы светской этики»

Рабочая тетрадь адресована учащимся 4-5 классов, изучающих курс Основы религиозных культур и светской этики в рамках модуля Основы светской этики. В представляемую рабочую тетрадь включены различные ...

рабочая программа по курсу ОРКСЭ

Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули: Основы православной культуры; Основы исламской культуры; Основы буддийской культуры; Основы иудейской культуры; Основы мировых религиозных культур; Основы св...

Конспект урока по предмету ОРКСЭ, модуль "Основы православной культуры", 5 класс

Конспект урока и презентация( в сильном сокращении) по теме "Монастырь".Данная тема очень близка мне, т. к. я очень благоговейно отношусь к монастырям, особенно к Свято-Троицкому Серафимо-Дивеевскому ...

Методические рекомендации и материалы по ведению курса ОРКСЭ

Основные задачи комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»●знакомство учащихся с  богатством отечественной духовной  культуры;●знакомство с ценностями:  О...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО КУРСУ ОРКСЭ. Модуль « Основы мировых религиозных культур»

В странах, где мирно соседствуют разные религии, их храмы не мешают друг другу ....

Конспект урока по курсу ОРКСЭ ( «Основы православной культуры») для 5-го класса. Тема «Православный монастырь».

Тема разработанного мною урока есть  в программе А. Я.  Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики». Предполагается  использование на уроке учебника А.В. Кураева «Основы...

Презентация "Рефлексия на уроках ОРКСЭ" для муниципального семинара преподавателей ОРКСЭ и ОДКНР

Презентация содержит понятие рефлексии, ее назначение, классификацию, приемы осуществления рефлексии на уроках, формы опросников для обучающихся...