Психогимнастика «Почувствуй другого»
методическая разработка на тему

Макеева Ирина Сергеевна

Психогимнастика

«Почувствуй другого»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_pochuvstvuy_drugogo.docx18.78 КБ

Предварительный просмотр:

Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Берегиня»

Психогимнастика

«Почувствуй другого»

                                                                                 Подготовил:

Воспитатель СО

Макеева И.С.

г.п.Пионерский

Дата проведения: 23.08.2016г.

Место проведения: игровая комната стационарного отделения.

Время проведения: 17час.00мин.

Возрастная группа: группа воспитанников стационарного отделения в возрасте от 11 до 15 лет.

Цель: Развитие способности к пониманию, сопереживанию и сочувствию.

Задачи:

  1. Знакомство с понятием эмпатии;
  2. Развитие у участников навыков эмпатии;
  3.  Осознание необходимости эмпатийного отношения к другим.

Словарь: эмпатия.

Оборудование: стулья.

Ход мероприятия

  1. Разминка.

Упражнение «Построиться по росту»

Процедура проведения. Участникам группы предлагается закрыть глаза и построиться по росту (другой вариант встать в круг). Группа может сделать несколько попыток.

Упражнение «Аплодисменты»

Процедура проведения. Участники сидят в кругу. Ведущий просит встать всех тех, кто обладает определенными умениями и качествами. Например: «Встаньте все те, кто умеет вышивать (кататься на горных лыжах, смотреть сериалы и др.). Остальные участники группы аплодируют тем, кто встал.

  1. Основная часть.

Упражнение «Школа эмпатии»

Процедура проведения. Ведущий говорит группе примерно следующее: «Давайте представим себе, что в некой Академии неопознанного есть лаборатория паранормальных возможностей человека. Эта лаборатория занимается изучением таких таинственных феноменов, как гипноз, предвидение будущего и другие. Недавно в этой лаборатории появилось новое направление исследований – эмпатия. Эмпатия – это постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в переживание другого человека. Это принятие тех чувств, которые испытывает некто другой так как, если бы они были вашими собственными. Этим даром обладают немногие люди – эмпаты. В жизни рядом с эмпатами человек чувствует себя услышанным, понятым, принятым. Поговорив с эмпатом, ты испытываешь облегчение. Принимая чужие радости и страдания как свои собственные, они всегда находят нужные слова, чтобы поддержать другого. Поскольку эмпаты очень тонко чувствуют внутренний мир другого человека, они часто могут предугадывать поведение людей. Один из первооткрывателей эмпатии, кстати, сам великий эмпат и психолог Карл Роджерс, писал: «Эмпатия означает временную жизнь другой жизнью, деликатное пребывание в ней без оценивания и осуждения». Одним словом, эмпатия - весьма ценный дар.

Вскоре в лаборатории было сделано грандиозное открытие: оказалось, что эмпатия не является врожденным даром, любой человек при желании может развить у себя эту способность. Перед учеными встала задача – как можно человека научить эмпатии? Решая эту задачу, они решили создать школу эмпатии.

Ведущий предлагает участникам посетить несколько уроков в первой школе эмпатии.

Урок 1«Телесная поддержка»

Процедура проведения. Участникам предлагается разбиться на пары, стать спиной друг к другу и опереться на партнера плечами, поддерживая друг друга. Время проведения упражнения 5 – 10 мин.

Рефлексия проводиться в парах

– Было ли эмоционально комфортно?

– Было ли взаимодействие «на равных»? Если – нет, что мешало?

Урок 2 «Как настроиться друг на друга».

Упражнение «Руки»

Процедура проведения. Участники, разбившись по парам, садятся напротив друг друга. Закрыв глаза, протягивают руки друг другу. По сигналу ведущего выполняют ряд действий:

1.        Познакомьтесь друг с другом.

2.        Боритесь друг с другом.

3.        Помиритесь.

4.        Танцуйте.

5.        Прощайтесь.

На каждое действие по 3 минуты.

Рефлексия упражнения

-        Что было трудно делать?

-        Что было легко?

-        Какое упражнение показалось длинным, а какое коротким?

-        Что вы чувствовали в каждой позиции?

-        Кто был ведущим, а кто ведомым?

Урок 3 «Как быть внимательным к другому».

Ведущий говорит, что одним из важнейших аспектов эмпатии является чувствительность к изменяющимся переживаниям другого человека. Эмпатичный человек может сделать некоторое предположение о том, что чувствует другой человек, до того, как он сам рассказывает об этом, основываясь на его позе, выражении лица и других невербальных признаках.

Для проведения упражнения участники садятся в круг. Им предлагается прислушаться к своему состоянию и сесть так, чтобы их поза и выражение лица соответствовали этому состоянию. Ведущий просит участников не слишком утрировать позы, чтобы выполнение упражнения не показалось легким. Один из участников начинает упражнение первым. Он должен внимательно посмотреть на своего соседа справа и, основываясь на своих наблюдениях, сделать предположение относительно состояния и чувств, испытываемых соседом в данный момент. Затем упражнение продолжает следующий участник (тот, о состоянии которого говорил первый участник) и так далее. После этого участники по кругу дают обратную связь относительно своего состояния, поясняя, что было сказано, а что нет. Обычно участники бывают воодушевлены тем, что в большинстве случаев им удается сделать правильные предположения о состоянии другого. После этого участники обсуждают полученный опыт.

Вопросы для обсуждения:

-        Легко ли было догадаться о переживаниях другого человека?

-        Насколько точно было угадано ваше собственное состояние?

-        Что именно в позе и выражении лица другого позволило вам сделать предположение о его чувствах? На какие признаки вы ориентировались в наибольшей степени?

Урок 4 «Как поставить себя на место другого»

Ведущий говорит участникам, что очень важно уметь поставить себя на место другого, прикоснуться к его чувствам и безоценочно принять их, и предлагается разбиться на пары и разместиться по комнате так, чтобы пары могли разговаривать не мешая друг другу. В парах один из участников первым рассказывает о каком-либо случае из своей жизни, когда он испытывал какие-то интенсивные чувства. Причем эти чувства  нельзя называть. Второй участник, выступающий в роли слушателя, должен внимательно выслушать собеседника, высказать свои предположения относительно его переживаний.

Рассказчик выражает свое согласие или несогласие с предложениями, при желании дает уточнения или пояснения. Слушатель имеет возможность уточнять свое предположение, после чего вновь должен получить обратную связь от рассказчика, и так до тех пор, пока чувство не будет названо точно. Затем участники меняются ролями.

Вопросы для обсуждения:

1.        Что помогло вам лучше понять рассказчика и его переживания?

2.        Как вам кажется, насколько важно сообщать собеседнику ваши впечатления о его чувствах?

Урок 5 «Как правильно слушать другого»

Ведущий говорит группе о том, что при общении люди могут слушать друг друга и слышать друг друга. Между этими похожими фразами есть существенное различие. Ведущий спрашивает у участников, было ли с ними так, что кто-то слушал их и при этом не слышал. Участники рассказывают о таких ситуациях и о чувствах, которые они испытывали при этом. Группа делает вывод о том, что для эффективного общения необходимо, чтобы собеседники внимательно слушали и слышали друг друга, в точности понимая смысл сказанного.

Процедура выполнения. Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает каждому по очереди рассказать о ситуации, когда с ними поступили несправедливо. Сосед, сидящий слева, должен пересказать эту историю как можно точнее, а также попытаться понять и передать чувства рассказчика, начав свою речь со слов «Я понял, что…» Автор истории, в свою очередь, оценивает точность пересказа. Затем группа переходи к обсуждению.

Вопросы для обсуждения:

– Часто ли с вами бывает так, что когда вы слушаете кого-то, понимаете смысл сказанного неточно или неверно?

– Каких правил надо придерживаться, чтобы достичь большего взаимопонимания в общении?

– Как еще можно сделать так, чтобы собеседники более точно понимали друг друга?

Упражнение «Ассоциация в подарок»

Участники говорят, какие ассоциации, символы возникают у них с тем или иным участником группы таким образом, чтобы эти ассоциации осталась в памяти как подарок.

3. Рефлексия занятия:

-        Какие люди или социальные группы в наибольшей степени нуждаются в эмпатийном отношении, сопереживании?

-        Как вы думаете, нужна ли школа эмпатии в современном мире?питатель:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мы интересны друг другу потому, что мы разные»

Цели и задачи: •Ввести и закрепить определение термина "толерантность”, углубить понимание его значения. •Сформировать представление о толерантном отношении. •Используя различные упражнения,...

Заметка "Люди существуют друг для друга".

Данная заметка была написана в районную газету "За новую жизнь". В ней рассказывается о проведённом в школе  классном часе, посвящённом приёмам, способам, помогающим одному человеку общаться с др...

Роль толерантности в современном обществе.Позволь другим быть другими.

Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах. Толерантность предполагает принять других такими, какими они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. К такому выводу пришли ученик...

Социально-культурный проект "Узнаем друг о друге, узнаем друг от друга!"

В 2010 году команда старшеклассников ГБОУ СОШ № 294 Центрального района Санкт-Петербурга, под руководством учителя Герасимовой Т.Н. принимала участие в Молодежном Фестивале-конкурсе "Культурной столиц...

Интегрированное занятие «МОЯ СЕМЬЯ» старшая группа Цель: способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Образовательные задачи: расширя

Интегрированное занятие «МОЯ СЕМЬЯ»старшая группа Цель: способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга...