Педагогическое эссе
статья на тему

Парфирьева Марина Владимировна

Эссе "Образование вчера, сегодня, завтра..." содержит мои размышления о современном образовании, о том, чему учить и как. Что на современном этапе важнее - образование или воспитание...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskoe_esse_.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Образование вчера, сегодня, завтра…

 

      Сегодня внимание научной, педагогической и общественной мысли все чаще обращается к вопросам образования. В чем секрет? Только ли в том, что мы живем в век стремительно развивающегося научно-технического прогресса и информационных технологий? А может быть в том, что перед человечеством все чаще стоят проблемы этнического и экологического характера? Людям постоянно приходится решать сложные задачи, и это радует – человечеству просто придется поумнеть, чтобы выжить. И здесь главную роль должно сыграть образование.

      Каким оно должно быть на современном этапе развития цивилизации? Что в образовании должно быть первостепенно: обучение или воспитание? Чему и как следует учить? Давайте поразмышляем над этими вопросами вместе.

      Один из крупнейших физиков XX века Макс фон Лауэ, говоря об образовании, заметил: «Это то, что у вас осталось, когда забыто, чему вас учили». Его слова наталкивают на мысль, что образование – это прежде всего определенный багаж знаний, накопленный человеком в процессе обучения, развития и становления его личности. Суть образования связывается с грамотностью, а высокая образованность – со знанием текстов, с информацией, эрудицией и т.п. Наметился процесс расхождения культуры и образования. В результате развитие человека стало «однополушарным». Так, отечественный философ И.Ильинский критически заметил: «Система образования обращена только к левому полушарию мозга, где размещается это самое «ratio» - разум. Другое полушарие, отвечающее за чувства и эмоции, задействовано крайне плохо… В итоге мы видим мир и понимаем жизнь однобоко, частично… В том числе миссию образования и смысл жизни вообще. А может и действительно, излишний рационализм и влияние технического прогресса приводят к распространению в нашем обществе профессионально компетентного, но бездуховного человека?  

 Тогда что необходимо делать, чтобы воспитать и образовать личность  свободную, высоко моральную, осознающую ответственность перед семьей и обществом? Какого воспитания и образования требует современный человек?

     Думаю, многие согласятся, что изучение языка и литературы, истории и географии, музыки и рисования помогает обеспечить всестороннее  интеллектуальное развитие учащихся. А через раскрытие и усвоение школьниками достижений материальной  и  духовной культуры народа, его традиций и обычаев осуществляются воспитание и духовное развитие. Поэтому не случайно на ведущее место сегодня ставится идея гуманитаризации, о которой впервые заговорили философы-педагоги на первом всемирном конгрессе образования в Бостоне в 1998 году.

      Мое внимание привлекла точка зрения Анатолия Гина, руководителя международной Лаборатории образовательных технологий «Универсальный решатель»: «Будь моя воля, я бы ввел новое грамматическое правило: писать слово «Образование» вот так, с большой буквы. Образование – единственное средство, позволяющее человеку стать Человеком. Образование есть взросление. Человечество же находится в своем детстве. На мой взгляд, оно еще не Образовалось. Складывается впечатление, что человечество боится взрослеть. И поэтому Образование заменяется неживой копией, которую называют системой образования. Копией, которая ухитряется почти триста лет оставаться без существенных изменений».

      Ориентируясь на это высказывание, можно сделать вывод, что сегодняшняя школа опирается на передачу знаний, устаревших задолго до того, как войти в учебники. Существует также гипотеза, что объем совокупных знаний цивилизации стремительно растет, отсюда - увеличение времени обучения и перегрузка школьников. Пытаясь решить эту проблему, педагогическая наука предложила такое нововведение, как переход к ранней специализации, и наткнулась на противоречие.

      Да, образование должно быть узкоспециальным, т.к. «нельзя объять необъятное». Но узкий специалист плохо переучивается, ему тяжело решать со специалистами других профилей общие задачи. Но ведь успешный человек должен быть и первоклассным специалистом, и успешным гражданином, и успешным родителем. Следовательно, образование должно учитывать системный, метапредметный подход, ориентироваться на передачу культуры и отличаться своей целостностью. Требования к образованности человека неуклонно растут, и здесь выявляется следующее противоречие.

      Чем больше требований предъявляет образование, тем более жестко деление на образованных и необразованных. Данная тенденция содержит в себе социальную опасность, т.к. делит человечество на две «части». К тому же люди образованные имеют больше возможностей для успешной карьеры и материального благополучия. И здесь остро встает вопрос о том, каким должно быть образование – платным или бесплатным?

     Рассматриваются точки зрения о том, что образование должно быть дорогим, чтобы быть качественным, и должно быть дешевым, чтобы быть доступным. Качественное образование очень дорого. Оно предполагает высокие зарплаты педагогов, серьезную материально-техническую базу, постоянное обновление содержания и т.д. Есть еще и психологический аспект цены образования: то, что досталось дешево, не ценится. Хорошее образование стоит дорого. Еще дороже обходится плохое образование, т.к. его последствия разрушительны.  

     Образование должно быть добровольным, тогда оно максимально эффективно, и образование должно быть обязательным. Непонимание экономики и политики, законов существования социума позволяет манипулировать людьми против их собственного интереса, против развития общества.

      Учитываются ли перечисленные противоречия в современной образовательной политике? Безусловно, да. Актуальными стали провозглашенные в мире два подхода: образование для всех и образование через всю жизнь, т.е. непрерывное. Это предполагает создание условий, при которых человек имеет возможность получать, продолжать, изменять свое образование.

      Многие ученые термин «образование» понимают сегодня так: это формирование лика, образа, подобного идеалу, это система средств, направленных на формирование человека, способного к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений.

      Неоспоримо, что образование сегодня рассматривается как перспектива будущего развития страны и каждого человека в отдельности. Я не сомневаюсь, что образование должно выдерживать баланс трех полюсов: человек, культура, общество. Именно баланс. И тем не менее, человек и культура должны быть первостепенны. Ведь многое зависит от человека, от того, что он принесет с собой в будущее. Каким станет это будущее? И возможно ли это будущее или человечество ожидает страшная катастрофа – катастрофа гуманитарного характера?

      В самые сложные периоды своей истории человечество всегда искало путь через постижение мирового культурного наследия. Вспомним хотя бы труды русских философов Н.Бердяева и П.Флоренского, которые видели в образовании обретение человеком собственного образа, отличного от других и одновременно стремящегося к соединению с идеальным. Эта мысль звучала и в выступлении Святейшего Патриарха Алексия II перед членами Российской академии образования: «Образовать человека – значит не просто передать ему некоторую сумму знаний, но и выявить в нем определенный образ. Христианский взгляд на человека видит в нем образ Божий». Трудно не согласиться с мыслями Патриарха, суть которых заключается в том, что образование способствует очищению человека, проявлению в нем истинного, глубинного, развитию его индивидуальности. Единство общечеловеческих ценностей: истины, добра, красоты – еще со времен Гомера было и по-прежнему остается недостижимым идеалом образования.

      Таким образом, образование – всегда возможность самообразования. Ведь лучший учитель у человека – он сам. Чем раньше он это поймет, тем меньше остальным достанется. И я учусь у Экзюпери, который не был педагогом, но его размышления и советы убедительны и в полной мере отражают мою мировоззренческую позицию: «Не снабжайте детей готовыми формулами, формулы – пусты. Обогатите их образами и картинками, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов, обучите их приемам и способам, которые помогут им постигать. Не судите о способностях по легкости усвоения, успешнее и дальше идет тот, кто мучительно преодолевает себя и препятствие. Любовь к познанию – вот для меня главное мерило образованности».

      Какими образами и картинами обогатить ребенка? Какими способами и приемами вооружить его? Как привить любовь к познанию и желание самосовершенствоваться?

     Я ищу ответы. А вы?

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическое эссе

Педагогическое эссе. Передо мной чистый лист. Ему я должна доверить свои размышления. Написать всегда труднее, чем высказаться вслух. Очень много вопросов, на которые я хочу дать ответ себе...

Мое педагогическое Эссе

Эссе на тему: Мой предмет -Мое призвание...

Педагогическое эссе

Речь идет о моем родном башкирском языке, о том, что нужно обзятально знать родной язык....

Педагогическое эссе

Материал-размышление на тему "Я - учитель. Это значит"....

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Мировоззренческая и психолого-педагогическая позиция учителя....

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Педагогическое эссе учителя английского языка "Моя педагогическая философия"...

Педагогическое эссе на тему: «Моя педагогическая философия».

Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает путь.Конфуций...