Актуализация возможностей проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка
статья на тему

Коверзнева Тамара Ивановна

Актуализация возможностей проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problemno-dialogicheskoe_obuchenie.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

              Т.И.Коверзнева, МБОУ ООШ №2 г.Полярный

Актуализация возможностей проблемно-диалогического обучения

на уроках русского языка.

        Деятельность учителя на любом уроке направлена на учебную деятельность ученика с тем, чтобы в его психике произошли     изменения  в воспитании,  развитии,  образовании.  Наибольшие возможности для развития данных психологических процессов,  на мой взгляд, дает проблемно-диалогическое обучение.

         Проблемный урок обеспечивает творческое усвоение знаний. Это значит, что ученик проходит четыре звена научного творчества:

  1. Постановка учебной проблемы.
  2. Поиск решения.
  3. Выражение решения.
  4. Реализация продукта.

     При этом ученик формулирует учебную проблему, открывает субъективно новое знание и выражает его в простых формах.  Таким образом,               проблемно- диалогическое обучение – это  организованный учителем способ активного взаимодействия  ребенка  с проблемой, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания    и способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания. Путём создания проблемной ситуации моделируются условия исследовательской деятельности и развития творческого мышления обучающегося.  Компонентами проблемной ситуации являются объект и субъект познания и их мыслительное взаимодействие.

        На проблемном уроке при введении материала дети думают, анализируют, а на этапе воспроизведения творчески обрабатывают научные знания.

       Даже далекому от преподавания человеку ясно, что ребенок лучше усваивает не то, что получил в готовом виде и зазубрил, а то, что открыл сам и выразил по-своему. Значит, проблемный урок дает более прочные знания, чем традиционный, подтверждая мысль, что ничему нельзя научить, можно только научиться.

Когда вы слушаете, вы забываете.

Когда вы видите, вы понимаете.

Когда вы действуете, вы научаетесь.

      Однако хорошие знания – это вовсе не единственное, к чему стремится учитель на уроке. От современного учителя требуется не только дать детям образование в виде системы знаний, но также развивать возможности своих учеников, воспитывать их личность.

          Проблемно-диалогическое обучение предполагает реализацию следующих целей:

  1. Воспитание активной творческой личности, умеющей видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.
  2. Развитие проблемного мышления и способностей обучающегося, его творческих возможностей.
  3. Усвоение обучающимися определенной суммы знаний, умений, добытых в ходе  активного поиска и самостоятельного  решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении.
  4.  Формирование умений с тем, чтобы ученик мог применить их на практике.

Основные этапы проблемного урока:

  • актуализация знаний
  • мотивация
  • постановка учебной проблемы
  • создание проблемной ситуации
  • определение темы исследования
  • формулирование цели исследования
  • выдвижение  гипотез
  • проверка гипотез (чтение литературы, размышления)
  • интерпретация полученных данных
  • вывод по результатам исследовательской работы
  • применение новых знаний в учебной деятельности
  • подведение итогов урока
  • домашнее задание

Творческие звенья проблемного урока:

                        тема

I.Постановка учебной проблемы                          

                                                                        вопрос

1.Создание проблемной ситуации.

Приемы создания проблемной ситуации:

Тип проблемной ситуации

Тип противоречия

Приёмы создания проблемной ситуации

С удивлением

Между двумя (или более) положениями, фактами, теориями, мнениями

1.Одновременно предъявить противоречивые факты, теории, мнения (для всех предметов)

2.Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием (рус.язык)

Между житейскими представлениями обучающихся и научным фактом

3. ШАГ1. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку»

     ШАГ2.Предъявить научный факт сообщением, экспериментом, наглядностью.

С затруднением

Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя

4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще

5. ШАГ1. Дать невыполнимое  практическое задание, сходное с предыдущими

6. ШАГ2.Доказать, что задание учениками не выполнено

2. Осознание противоречия.

Побуждающий диалог от проблемной ситуации:

Побуждение к осознанию противоречия

Побуждение к формулированию учебной проблемы

Прием 1. О фактах:    Что вас удивило? Какие вы видите факты?

                                     Что интересного заметили?

                О теориях:   Что вас удивило? Сколько теорий существу-

                                     ет? (точек зрения)?

Выбрать подходящее:

Какой возникает вопрос?

Какова будет тема урока?

Сформулируйте проблему!

Прием 2. Сколько же в нашем классе мнений? Почему?

                 Задание одно, а выполнили по-разному. Почему?                  

Прием 3. Вы сначала как думали? А на самом деле?

Прием 4. Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение?

Прием 5. Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение?

Прием 6. Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Зада

                 ние выполнено?

Принятие реплик при побуждающем диалоге:

Проблема

Подтверждение

Подтверждение + побуждение

Положительное оценивание

Верная формулировка

Неверная формулировка

Самостоятельная верная формулировка

              Так

Так, кто думает иначе?

Молодец!

3. Формулирование учебной проблемы.

 Методы:

Методы

ПРОБЛЕМНЫЕ

Традиционные

КЛАССИЧЕСКИЕ

СОКРАЩЕННЫЕ

Постановки проблемы

Сообщение проблемы учителем от проблемной ситуации

Постановка проблемы учениками от проблемной ситуации

Побуждающий диалог от проблемной ситуации

Подводящий к теме диалог

Сообщение темы с мотивирующим приемом

Сообщение темы

Мотивирующие приемы, обеспечивающие принятие темы учениками:

  1. «Яркое пятно» - сообщение интригующего материала, демонстрация непонятных явлений
  2. «Актуальность» - обнаружение смысла, значимости проблемы для обучающихся.

II. Поиск решения.

                                                            последовательное

  1. Выдвижение гипотез

                                                            одновременное

Побуждающий к выдвижению гипотез диалог:

Структура диалога

Побуждение к выдвижению гипотез

Общее побуждение

К   ГИПОТЕЗАМ

Какие есть гипотезы?

Подсказка

 К РЕШАЮЩЕЙ ГИПОТЕЗЕ

Сообщение

РЕШАЮЩЕЙ ГИПОТЕЗЫ

Методы

ПРОБЛЕМНЫЕ

Традиционные

КЛАССИЧЕСКИЕ

СОКРАЩЕННЫЕ

Поиска решения

Сообщение гипотез, проверки учителем

Выдвижение, проверка гипотез учениками

Побуждающий к гипотезам и проверке диалог

Подводящий от проблемы диалог

Подводящий без  проблемы диалог

Сообщение знания

                                                       отдельная                          

  1. Проверка гипотез

                                                         общая

Побуждающий к проверке гипотез диалог:

Структура диалога

Побуждение к проверке гипотез

устной

практической

Общее побуждение

К АРГУМЕНТУ/ КОНТРАРГУМЕНТУ

Согласны вы с этой гипотезой? Почему?

К ПЛАНУ ПРОВЕРКИ

Как можно проверить эту гипотезу?

Подсказка

К АРГУМЕНТУ/ КОНТРАРГУМЕНТУ

К плану проверки

Сообщение

К АРГУМЕНТА/ КОНТРАРГУМЕНТА

Плана проверки

Принятие реплик при побуждающем диалоге:

Гипотеза

Подтверждение

Подтверждение + побуждение

Положительное оценивание

Последовательное

Одновременное

Запрещено

 Так.

Так, кто думает иначе?

Проверка

Верная

Неверная

III. Выражение решения.  Опорная схема.

IV. Реализация продукта. Воспроизведение знаний.

Продуктивные задания на воспроизведение знаний:

Классификация по языку и форме

Особенности применения

Научные

Формулировка вопросов

Сразу после введения знаний в конце этого или начале следующего урока

Наглядно-образные

Опорный сигнал: схема, символ, таблица, опорные слова

В классе или дома, если опорный сигнал не составлялся учителем при введении знаний

Художественные

Худ. образ: метафора, загадка, стихотворение

Дома по желанию

Критерий оценивания:

адекватность выражения

Активные методы позволяют на уроке:

  • формировать  собственное мнение, высказывать его, уметь аргументировать;
  • учиться слышать и слушать другого человека, уважать мнение собеседника;
  • обогащать свой социальный опыт путем включения и переживания тех или иных ситуаций;
  • продуктивно усваивать учебный материал, активно и творчески работать, проявлять свою индивидуальность.

Реализация принципов обучения на уроке:

Принцип наглядности обучения в комплексном решении задач, научность обучения, соблюдение принципа систематичности и последовательности формирования знаний, умений и навыков.

Характер познавательной деятельности – поисковый, творческий, индивидуализация и дифференциация обучения.

        Кроме того, проблемный диалог – деятельность  здоровьесберегающая.  Ни для кого не секрет, что от работы люди устают по-разному. Гораздо больше – от монотонного неинтересного дела, к которому надо себя принуждать. Значительно меньше – от дела, заниматься которым в радость. Это относится и к взрослым, и к детям на уроке.

          Традиционный монолог зачастую  не вызывает интереса к учебному материалу. А когда интереса нет, ученик либо отключается вообще, либо вынужден прилагать значительные усилия, чтобы заставить себя слушать внимательно учителя. Отсюда быстрое утомление и нервные перегрузки.

       Проблемный диалог, напротив, сначала вызывает интерес, а затем дает радость самостоятельного открытия знаний. Для детей это действительно учение с увлечением.

       Кроме того, увеличивается число видов учебной деятельности: анализ, сопоставление фактов, рассуждение и т.д.

      При проблемном обучении также эффективно используется групповая работа и работа в парах, что дет ребенку возможность чувствовать себя увереннее и свободнее. Эмоциональная обстановка благоприятная: учитель и ученики находятся в постоянном общении, причем ведется диалог, отвечают дети по желанию, нет состояния стресса от неожиданности, наоборот, проблемная ситуация вызывает положительные эмоции: удивление, радость. И возникает желание знать новое, а не навязывание знаний. У детей рождается интерес к новой теме – та внутренняя познавательная мотивация, которая так нужна каждому из нас для нормальной работы. Детям становится интересно, а это опять-таки значительно снижает нервные нагрузки.

Проблемное обучение хорошо тем, что может быть реализовано на любом предмете. Технология проблемного обучения универсальна: открывать новые знания вместе с учениками.

Литература.

Мельникова Е.Л.

Проблемный урок, или  Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2002. – 168 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование возможностей интерактивной доски на уроках русского языка.

Среди технических новинок, приходящих сегодня в школу, особое место занимают инте­рактивные доски – комплекс оборудования, позволяющий педагогу сделать процесс обу­чения ярким, наглядным, динамичным, ...

Возможности применения ИКТ на уроках русского языка

Современная цивилизация   вступила в эпоху информатизации -период своего развития, направленный на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего своевременного знания во все...

"Использование проблемно-диалогической технологии на уроках русского языка"

       Образование в наше время – это воспитание личности со свободным,  независимым, творческим  мышлением, воспитание  человека, открытого к диалогу, способ...

Статья "Использование интерактивных возможностей доски SMART на уроках русского языка в 5-6 классах"

Статья "Использование интерактивных возможностей доски SMART на уроках русского языка в 5-6 классах"...

Проблемно-диалогическая технология на уроках русского языка и литературы

Сущность применения элементов проблемно-диалогической технологии заключается в создании условий для творческой самореализации учащихся. проблемно-диалоговая технология - это система мыслительных страт...

Эффективное использование проблемно-диалогической технологии на уроках русского языка и литературы

Данный материал рассказывает об использовании учителем проблемно-диалогической технологии на уроках русского языка и литературы...

Использование Google форм и возможностей тетради Skysmart на уроках русского языка

Материал представляет собой практическое руководство по внедрению в работу учителя Google форм и возможностей тетради Skysmart на уроках русского языка...