Методическая разработка урока
методическая разработка на тему

Глебова Ирина Юрьевна

Методическая разработка урока по предмету Основы полиграфического производства. Тема: Виды изданий по знаковой природе информации, объему, периодичности. Учащиеся знакомятся с видами и классификацией изданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Полиграфическая продукция496.12 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное казенное

профессиональное образовательное учреждение

«Обуховское училище №4»

УТВЕРЖДЕНО

Председатель методической комиссии

______________Попов А.Э.

ПРОФЕССИЯ:         Оператор электронного набора и верстки

ПРЕДМЕТ ОП.01 Основы полиграфического производства

РАЗДЕЛ 1. Общие сведения о полиграфии

ТЕМА 1: Общие сведения о полиграфии.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

ТЕМА УРОКА:        Виды изданий по знаковой природе информации, объему, периодичности.

Разработала: Глебова И.Ю. преподаватель первой категории

Санкт-Петербург

2017


План урока.

ОП 01. Основы полиграфического производства.

СПб ПОУ «Обуховское училище №4».

Специальность: оператор электронного набора и вёрстки.

Раздел 1.                     Общие сведения о полиграфии.

Тема программы 1: Общие сведения о полиграфии.

Тема урока:      Виды изданий по знаковой природе информации, объему, периодичности.

Цели урока:                Познакомить учащихся с видами и классификацией изданий.

Задачи урока:

Образовательные: научить распознавать полиграфическую продукцию, знать определения и отличия издательской продукции.

Развивающие: развитие познавательных интересов, умения конспектировать.

Воспитательные: воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.

Оснащение: доска, проектор с экраном.

Меж предметные связи:

ОП.02 Виды и элементы печатного текста.

МДК.01.01 Программное обеспечение и технологии электронного набора и правки текста.

Форма организации урока: лекция.

Ход урока.

  1. Организационная часть (5 мин)
  1. Проверить присутствующих.
  2. Выдать тетради.
  3. Сообщить тему и цели урока.
  1. Повторение пройденного материала (актуализация знаний): опрос учащихся по теме: Общие сведения о полиграфическом производстве (5 минут).
  • Вопрос: Определение термина полиграфия?
  • Вариант ответа: Полиграфия –  отрасль техники, а также совокупность технических средств и приемов, которые используют для получения большого количества одинаковых копий оригинала, предварительно прошедшего редакцию и допечатную подготовку.  
  • Вопрос: Что такое верстка?
  • Вариант ответа: Верстка – монтаж текста и иллюстраций на листе,  процесс расположения заданного материала в заданном объеме полосы.
  • Вопрос: Что значит сверстать статью?
  • Вариант ответа: Сверстать статью – расположить название статьи, ее лит, графические материалы и все текстовые блоки в пределах выделенного места на полосе.
  • Вопрос: Что такое лит?
  • Вариант ответа: Лит – текст, который предваряет статью.  
  • Вопрос: Что значит термин полоса в полиграфии?
  • Вариант ответа: Полоса – запечатанная площадь  страницы издания, на которой размещают текст и (или) иллюстрации, т.е. страница издания.
  1. Изучение нового материала (40 мин): конспект, учебник С.П. Арапова А.Г. Тягунов Набор и вёрстка (стр. 23-39)

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЙ И ИХ ОСОБЕННОСТИ

При разделении печатных изданий на виды учитываются не только тип и характер издания, но и специфика полиграфического оформления, сложность набора и верстки, вид и процент иллюстраций, требования к качеству воспроизведения и оформления и другие особенности.

ГОСТ 7.60-90 "Издания. Основные виды. Термины и определения"

Все печатные издания подразделяются на нижеперечисленные основные виды.

  1. Книжные издания

Книжные издания подразделяются на брошюры и книги.

Брошюра — книжное издание объемом от 5 до 48 с. книги — объемом от 48 с. и выше. В зависимости от вида книжного издания, планируемого срока использования, вида и количества иллюстративного материала, тиража, сложности по набору и объема, книги, в свою очередь, делятся на ряд подгрупп (табл. 1).

Книжные издания выпускаются в соответствии с тематическим и перспективным планами.

Виды книжных изданий

Вид книжного издания

Специфика издания

сложность набора

вид иллюстрации

процент иллюстраций в среднем

использование

1

Историческая литература

1

Черно-белые, цветные

25–85

Сплошное чтение и хранение

2

Художественная литература:

а) отдельные произведения и сборники

1–2

Одно-двух-красочные

5–15

Сплошное чтение (для подготовл. читателя), сплошное чтение и хранение (для подготовл. читателя)

б) собрания сочинений и избранные произведения

Одно-четырех-красочные

нутритекстовые или 48 илюстра ций вкладок

3

Учебники для школ среднего и старшего возраста

1–4

Чаще одноцветные

5–15

Сплошное чтение и хранение

4.

Учебники для вузов, техникумов и спец. учебных заведений

1–4

Чаще одноцветные

5

Сплошное чтение и хранение

5.

Производственно-инструктивные издания

2–4

Чаще одноцветные

Небольшой процент или без иллюстраций

Выборочное чтение

6.

Энциклопедии и словари энциклопедического типа:

а) энциклопедии

4

Могут быть цветные

Небольшой процент

Выборочное чтение и хранение

б) словари

4

Нет

Нет

Выборочное чтение

7

Художественная литература для детей дошкольного и младшего школьного воз.

1

Черно-белые и цветные

Более 50

Сплошное чтение и хранение

8

Художественнаялитература для детей сред. и старшего шк. возраста

1

Черно-белые и цветные

Менее 50

Сплошное чтение и хранение

9

Учебники для младшего школьного возраста

1

Чаще цветные

20–40

Сплошное чтение и хранение

10

Офиц.-докум. и официально-справочные издания

1

-

-

Выборочное чтение

  1. Журнальные издания

Для журналов характерна периодичность выхода в свет, и, как правило, они оформляются в обложку. Журналы подразделяются на виды (табл. 2).

Виды журнальных изданий

Вид журнала

Сложность набора

Вид иллюстрации

Процент иллюстраций в среднем

1

Массовые малообъемные иллюстри-рованные, в том числе и рекламные

1

Цветные

30–90

2

Журналы для детей

1

Цветные

50–70

3

Журналы по искусству

1

Черно-белые или цветные

от 30

4

Научно-популярные

1–3

Черно-белые или цветные

от 25

5

Научные и производственные, периодические и продолжающиеся

3–4

Чаще черно-белые, штриховые

3–5

6

Литературно-художественные журналы и альманахи:

а) для широкого круга читателей

1

Чаще черно-белые

до 5

б) для молодежи

1

Чаще черно-белые

до 15

в) литературно-критические

1

Чаще черно-белые

0–3

7

Общественно-политические журналы и бюллетени

1

Чаще черно-белые

0–25

8

Официальные или информационные бюллетени

1–2

Чаще черно-белые

0

  1. Газетные издания

Официальное издание, содержащее актуальные материалы, оперативную информацию по общественно-политическим, производственным, экономическим и другим подобным вопросам, рекламу. Газета — одна из основных поставщиков информации для сети электронных мультимедиа. Газеты, как и журналы, характеризуются периодичностью выхода в свет. Особенностью продукции газетного производства является предельно краткий срок ее изготовления, строго по графику, за выполнением которого следит выпускающий издательства или редакции. В настоящее время газеты характеризуются увеличением объема и красочности.

  1. Календари

Календарь — справочное издание с последовательным перечнем дней недели, недель, месяцев года с обозначением воскресных, праздничных дней и памятных дат.

Календари подразделяются на настенные (календарь-численник отрывной, ежемесячный перекидной, годовой листовой), настольные перекидные и карманные.

Настенные календари должны иметь специальные приспособления для крепления на стену. Отрывные календари должны иметь специальную перфорацию в месте отрыва. Кегль набора цифр не менее 24 п. (7,5 мм). Допускаются все известные способы скрепления и специальные. Иллюстрации высокохудожественные цветные (кроме перекидного настольного и календаря-численника), отделка календаря в зависимости от вида и назначения может быть использована любая из известных (лакирование, припрессовка пленки, бронзирование, тиснение, высечка, припрессовка растра для варио-стереокалендарей и др.).

  1. Альбомы

Альбомы по характеру иллюстраций подразделяются на три подгруппы:

альбомы по искусству: живописи, графике, архитектуре, скульптуре содержат репродукции, фотографии и авторские (оригинальные) работы;

фотоальбомы: видовые, репортажно-публицистические, исторические, туристические рекламные каталоги и тому подобные фотоизображения;

научно-технические альбомы: научные; производственные; технические; учебные; атласы (кроме картографических), в которых содержатся чертежи, схемы, фотографии, графики, технические и научные рисунки, планы и т.п.

Красочность иллюстрации может быть различной. Альбомы (за исключением массового использования: научно-популярных, учебных, инструктивных, каталогов, рекламных и т.п.) оформляются в переплет, иногда и в суперобложку с использованием дополнительной отделки или в футляр. Альбомы массового, популярного назначения оформляются в обложку или более дешевый переплет.

  1. Репродукция

Репродукции — оттиски произведений живописи, графики, эстампа, художественных фотографий, прикладного и народного искусства, полученные полиграфическим способом. Это высокохудожественная продукция (1–4 и более красок). Выпускают ее отдельными листами или комплектами. Репродукции относятся к листовой продукции, т.е. не требующей брошюровочно-переплетных работ, но часто использующей приемы дополнительной отделки: лакирование, припрессовку пленки, тиснение (бескрасочное), бронзирование, высечку, совмещение с линзовым растром при воспроизведении стерео- или вариоизображений.

  1. Открытка

Открытки относятся к листовой, часто высокохудожественной цветной продукции. Открытки бывают двухполосные и четырехполосные. Используются различные виды отделки: лакирование, припрессовка пленки, тиснение, высечка, припрессовка линзового растра и др.

  1. Акциденция

Акциденция — (Accidentia— случайный). Это виды печатной продукции (кроме издательской акциденции), которые не отражены в тематическом плане издательств, а часто поступают от предприятий, фирм, физических лиц нерегулярно, т.е. случайно.

Акциденция весьма специфична как по оформлению, так и по воспроизведению. Сложность по набору — четвертая.

  1. Специальные виды изданий

Специальные виды печатных изданий названы так потому, что для их воспроизведения и печати используются специальные материалы и технология. Это ценные бумаги, нотные издания, обои, этикетки и упаковка, стерео- и вариоиздания, издания для слепых, тетради и блокноты.

Технология полиграфического производства используется также в других отраслях народного хозяйства, например в текстильной промышленности (печать на тканях), в легкой промышленности (печать на стекле, жести, полимерах), в радиоэлектронном производстве (изготовление радиоэлектронных печатных плат) и т.д.

  1.  Листовая продукция

Различные виды рекламных листовок

Классификация изданий может производиться по нескольким признакам:

  1. по периодичности;
  2. виду издания;
  3. формату издания;
  4. способу распространения;
  5. кругу читателей и т.д.
  1. Периодические издания включают в себя: газеты, журналы, ежегодники, бюллетени, календари (настенные, настольные, отрывные). Непериодические издания включают в себя книги, брошюры, рекламу, флайерсы, прайс-листы.
  1. По виду издания делятся на общие, научные, учебные, детские, справочные, альбомы.
  2. Формат издания — размер по ширине и высоте после срезки с трех сторон издания в обложке (без кантов) или книжного блока.
  3. Распространять книги также можно по-разному: в магазинах, киосках, по почте, через книжные клубы, с помощью конференций.

Издания друг от друга различаются как по формату, так и по структуре оформления.

  1. Важно разделить книги по кругу читателей для успешной их продажи. Предварительно необходимо выяснить, кто составляет ли круг читателей: мужчины, женщины, студенты, школьники, молодые родители, одинокие люди, профессионалы, самоучки, бухгалтеры, «компьютерщики», одинокие родители, пенсионеры и т.д.

Виды изданий по знаковой природе информации

 Текстовое издание

Издание, большую часть объема которого занимает словесный, цифровой, иероглифический, формульный (химические или математические знаки) или смешанный текст.

Примечание. Текстовые издания, в которых используют несколько языков, называются многоязычными

Нотное издание

Ндп. Музыкальное издание

Издание, большую часть объема которого занимает нотная запись музыкального произведения (произведений)

Картографическое издание

Издание, большую часть объема которого занимает картографическое произведение (произведения)

Примечание. Картографическое произведение - по ГОСТ 21667

Изоиздание

 Изопродукция. Печатная графика. Графическое издание. Издание, большую часть объема которого занимает изображение.

Примечание. Под изображением понимается воспроизведение живописного, графического, скульптурного произведения, специальной или художественной фотографии и других графических работ (чертежей, диаграмм, схем и пр.)

Виды изданий по целевому назначению

1. Официальное издание

Издание, публикуемое от имени государственных органов, учреждений, ведомств или общественных организаций, содержащее материалы нормативного или директивного характера

2. Научное издание

Издание, содержащее результаты теоретических и (или) экспериментальных исследований, а также научно подготовленные к публикации памятники культуры и исторические документы

3. Научно-популярное издание

Издание, содержащее сведения о теоретических и (или) экспериментальных исследованиях в области науки, культуры и техники, изложенные в форме, доступной читателю-неспециалисту

4. Производственно-практическое издание

Издание, содержащее сведения по технологии, технике и организации производства, а также других областей общественной практики, рассчитанное на специалистов различной квалификации

5. Нормативное производственно-практическое издание

Издание, содержащее нормы, правила и требования в разных сферах производственной деятельности

6. Учебное издание

Издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанное на учащихся разного возраста и ступени обучения

7. Массово-политическое издание

Издание, содержащее произведение общественно-политической тематики, агитационно-пропагандистского характера и предназначенное широким кругам читателей

8. Справочное издание

Издание, содержащее краткие сведения научного или прикладного характера, расположенные в порядке, удобном для их быстрого отыскания, не предназначенное для сплошного чтения

9. Издание для досуга

Издание, содержащее общедоступные сведения по организации быта, разнообразным формам самодеятельного творчества, различным видам увлечений

10. Рекламное издание

Издание, содержащее изложенные в привлекающей внимание форме сведения об изделиях, услугах, мероприятиях с целью создания спроса на них

11. Литературно-художественное издание

Издание, содержащее произведение (произведения) художественной литературы

Виды изданий по материальной конструкции

Книжное издание

Издание в виде блока скрепленных в корешке листов печатного материала любого формата в обложке или переплете.

Примечание. Под листом печатного материала понимается лист бумаги (синтетического заменителя), картона, ткань, поверхность которых содержит оттиск

Журнальное издание

Издание в виде блока скрепленных в корешке листов печатного материала установленного формата, издательски приспособленное к специфике данного периодического издания, в обложке или переплете.

Примечание. Под установленным форматом понимаются принятые для определенного вида издания (газеты, журнала) размеры, регламентированные нормативными документами

Листовое издание

Издание в виде одного или нескольких листов печатного материала любого формата без скрепления

Газетное издание

Листовое издание в виде одного или нескольких листов печатного материала установленного формата, издательски приспособленное к специфике данного периодического издания.

Примечание. В отдельных случаях применяется скрепление листов печатного материала. При этом используется термин "газетно-журнальное издание"

Буклет Брошюра

Листовое издание в виде одного листа печатного материала, сфальцованного любым способом в два или более сгибов

Карточное издание

Листовое издание в виде карточки установленного формата, отпечатанное на материале повышенной плотности

Плакат

Листовое издание в виде одного или нескольких листов печатного материала установленного формата, отпечатанное с одной или обеих сторон листа, предназначенное для экспонирования

Открытка

 Карточное издание, отпечатанное с одной или обеих сторон

Комплектное издание 

Папка, Альбом, Совокупность изданий, собранных в папку, футляр, бандероль или заключенных в обложку

Книжка-игрушка

Издание, имеющее необычную конструктивную форму, предназначенное для умственного и эстетического развития детей.

Примечание. Различают следующие разновидности книжек-игрушек: книжка-ширмочка, книжка-гармошка, книжка-вертушка, книжка с игровым замыслом, книжка-панорама, книжка-затея, книжка-фигура, книжка-поделка

Виды издании по периодичности

  1.  Непериодическое издание

Издание, выходящее однократно, не имеющее продолжения

  1. Сериальное издание

Издание, выходящее в течение времени, продолжительность которого заранее не установлена, как правило, нумерованными и (или) датированными выпусками (томами), имеющими одинаковое заглавие

3. Периодическое издание

Сериальное издание, выходящее через определенные промежутки времени, постоянным для каждого года числом номеров (выпусков), не повторяющимися по содержанию, однотипно оформленными нумерованными и (или) датированными выпусками, имеющими одинаковое заглавие.

Примечание. Периодические издания могут быть ежедневными, еженедельными, ежемесячными, ежеквартальными, ежегодными и т. п.

4. Продолжающееся издание

Сериальное издание, выходящее через неопределенные промежутки времени, по мере накопления материала, не повторяющимися по содержанию, однотипно оформленными нумерованными и (или) датированными выпусками, имеющими общее заглавие.

  1. Запись в тетрадь основных терминов и определений (20 мин).
  2. Закрепление пройденного материала (10 мин): опрос учащихся по пройденной теме
  • Вопрос: Какие бывают виды печатных изданий?

Вариант ответа: Книжные издания; Журнальные издания; Газетные издания; Календари; Альбомы; Репродукция; Открытка; Акциденция; Специальные виды изданий; Листовая продукция.

  • Вопрос: Виды изданий по материальной конструкции?

Вариант ответа: Книжное издание, Журнальное издание, Листовое издание, Газетное издание, Буклет, Карточное издание, Плакат, Открытка, Книжка-игрушка.

  • Вопрос: Виды издании по периодичности?

Вариант ответа: Непериодическое издание, Сериальное издание, Периодическое издание, Продолжающееся издание.

  • Вопрос: Виды изданий по знаковой природе информации?

Вариант ответа Текстовое издание, Нотное издание, Картографическое издание, Изоиздание.  

  • Вопрос: Газета – какой вид издания по периодичности, а книга?

Вариант ответа: Газета периодическое листовое издание. Книга не периодическое издание, может быть сериальным или продолжающимся изданием.

  1. Заключительная часть (10 мин)
  1. Подведение итогов урока.
  2. Выставление оценок за урок.
  3. Сообщение темы следующего урока.

Преподаватель _________________________Глебова И.Ю.

Использованная литература

ГОСТ 7.60-2003 Издания. Основные виды.

Набор и верстка, Учебник, Арапова С.П. Тягунов А.Г

Технология обработки текстовой информации. Технологический дизайн. Учебник. Волкова Л.А. Решетникова Е.Р. М:МГУП 2007г.

Конспекты лекций. Допечатная подготовка. Кочкин П.В. Аникьева М.А. Маглинец Ю.А. Макаренко Р.О., Красноярск СФУ 2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"

Тема «Высшая нервная деятельность.  Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока:  освоение  учащимися знания о вк...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка урока "В зоопарке" методическая разработка по английскому языку (5 класс)

Данный урок основан на учебнике Spotlight 5. Тема урока: В зоопарке . УМК: «Английский в фокусе» (Spotlight- 5) Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Тип урока: урок актуализ...