Урок русского языка в 5 классе по теме "Предложение" осенняя тематика
план-конспект урока (5 класс)

Учащиеся научатся отличать предложения с двумя главными членами и одним главным членом; разовьют свою устную речь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5классе

Тема: «Предложение» 

Цели урока:

Образовательные:

  • развить понятие  учащихся о предложении;
  • показать основные признаки предложения;
  • углубить знания о грамматической основе предложения;
  •  понимать роль интонации конца предложения, использовать различные знаки завершения на письме.

Развивающие:

  • развивать мышление и познавательную активность, творческие и коммуникативные способности учащихся;
  • развивать умение самостоятельно работать с текстом;
  • развивать умение работать в паре;
  • развивать умение делать самооценку;
  • развивать диалогическую и монологическую речь учащихся;    
  •  развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление.

Воспитательные:

  • воспитывать аккуратность и добросовестность;
  • воспитывать ответственность за результаты своего труда;
  • воспитывать интерес к русскому языку;
  • воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира.

  • Личностные УУД: смыслообразование. Стремление к речевому  совершенствованию. Побуждение к деятельности.
  • Регулятивные УУД: целеполагание. Оценка.
  •  Познавательные УУД: смысловое чтение. Переработка учебного материала. Исследовательская деятельность. Синтез знаний.
  • Коммуникативные УУД: развитие основных видов речевой деятельности. Взаимодействие со сверстниками и с преподавателем. Участие в диалоге.
  • Планируемый результат.

Учащиеся научатся отличать предложения с двумя главными членами и одним главным членом; разовьют свою устную речь.

  • Оборудование.

 ПК, презентация.

  • Ход урока:

Этапы урока (этапы овладения знаниями)

Содержание работы

1

Организационный 

  • проверить организацию учащихся к началу урока;
  • создать доброжелательную атмосферу сотрудничества

2

Актуализация знаний, мотивация (выход на тему урока)

Проблемная ситуация

Запись в тетради числа. Сегодня мы будем работать в парах. Этапы урока:

I. Организационный момент, мотивация ;

II. Актуализация опорных знаний ;

III. Усвоение новых знаний и способов действий;

IV. Физминутка;

V.  Первичная проверка понимания знаний ;

VI. Закрепление знаний ;

VII. Информация о домашнем задании ;

VIII. Подведение итогов урока, рефлексия, выставление отметок

На слайде : «Четвертый лишний».

Брусничные листья, варенье из смородины, малиновый, сварить варенье.

Почему? А что такое словосочетание?

(Словосочетание-это сочетание слов связанных по смыслу и грамматически)

Чем словосочетание отличается от слова?

(Словосочетание - более точно, чем слово, называет предмет, признак, действие)

«Третий лишний»

Продолжим работу

брусничные листья, варенье из смородины, сварить варенье.

Почему? Как вы определили вид  словосочетания?

(Вид совосочетания определяется по главному слову-именные и глагольные)

Как выражается грамматическая связь слов в словосочетании?

Что не является словосочетанием?

Распределительный диктант:

ЗД: Распределите словосочетания в два столбика:

Желтый лист, пробежать по тропе, голые кусты, улетели на юг, богатый урожай, корзина с грибами, собирали в лукошко, капустный лист, холодные утренники,  скрылся в тумане,  наступила осень.

Именные: желтый лист, голые кусты, богатый урожай, корзина с грибами,  капустный лист, холодные утренники

Глагольные: пробежать по тропе,  улетели на юг, собирали в лукошко, скрылся в тумане.

Что вы не записали ни в 1, ни во 2 столбик? Почему?

(Наступила осень.)

Вывод: Это П, потому что имеет ГО.

Что такое предложеие?

(П.-это слово, или несколько слов связанных по смыслу.)

Какие признаки предложения вы знаете?

Как вы считаете всё ли мы знаем о предложении. Так может  разузнаем поподробнее? Согласны?

- Значит, как будет звучать тема нашего сегодняшнего занятия?

( «Предложение»)

- Цель? Задачи?

 - Что мы должны будем выяснить? Какова наша цель?

(Что же это такое? Чем оно отличается от словосочетания?)

  •  развить понятие  учащихся о предложении;
  • показать основные признаки предложения;
  • углубить знания о грамматической основе предложения;
  •  понимать роль интонации конца предложения, использовать различные знаки завершения на письме.

3

Усвоение новых знаний и способов действий;

IV. Физминутка;

 V. Первичная проверка понимания знаний ;

ЗД:Каждая пара составит 3-4 предложения.

1гр. Наступила осень. В лесу…

2гр. Наступила осень. В огороде…

3гр. Наступила осень. Птицы…

Что нам помогают выразить предложения?

Вывод: При помощи предложения мы выражаем мысли и чувства, обращаемся друг к другу с просьбами и вопросами.

ЗД: спишите предложение, вставьте пропущенные буквы

Кружатся в воздух.., летят разноцветн.. листья 4.(Повеств., невоскл., простое, распр.)

Вывод: Все слова в предложении связаны по смыслу и грамматически.

  ЗД: Установите границы предложений. Спишите, обозначая границы предложений знаками препинания

Осень стоит ненастная погода подул резкий ветер кружатся в воздухе разноцветные листья я люблю наблюдать листопад вот на дорожке лежат красные листья осинки как красив лес а вы любите осень

Вывод: В конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знак. В устной речи - это интонация!

ЗД: выделите грамматическую основу предложений.

Какой вывод можно сделать?

Вывод: ГО предложения может состоять из двух главных членов (подлежащего и сказуемого), но может состоять из одного главного члена

Учитель. Сравним полученные нами знания с материалом параграфа. (Параграф 28, страница 67-68). Прочитайте самостоятельно задание под значком «Материал для самостоятельного наблюдения». (Ответы: мы сделали правильные выводы,  

Опрос.

Что такое предложение?

П- 

Для чего нам нужны предложения?

(Мы выражаем мысли и чувства, обращаемся друг к другу с вопросами, просьбами, советами)

-Чем предложение отличается от словосочетания? 

( В предложении есть подлежащее и сказуемое, мысль закончена интонационно и пунктуационно)

-Какие знаки препинания мы ставим в конце предложения?

Это знаки завершения.

(Точка, восклицательный вопросительный знаки)

4

VI. Закрепление знаний ;

Сам/работа

ЗД:Запишите текст. Вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки. Подчеркните грамматические основы предложений. Осень. Идем (по) тр..пинке в л..су. Ра..бушевался листопад. Лист..я покрыли все кругом. Избушка л..сника. Здесь мы найд..м приют.

5

VII.Домашнее задание

§28 Упр. 143

6

VIII.Итог урока

Рефлексия:

Сегодня на уроке я … узнал, научился, понял…

Сегодня на уроке мне было…легко, трудно..

Сегодня на уроке мне понравилось что? Не понравилось что?

Осень стоит ненастная погода подул резкий ветер кружатся в воздухе разноцветные листья я люблю наблюдать листопад вот на дорожке лежат красные листья осинки как красив лес а вы любите осень

------------------------------------------------------------------------------------

Осень стоит ненастная погода подул резкий ветер кружатся в воздухе разноцветные листья я люблю наблюдать листопад вот на дорожке лежат красные листья осинки как красив лес а вы любите осень

--------------------------------------------------------------------------------------------

Осень стоит ненастная погода подул резкий ветер кружатся в воздухе разноцветные листья я люблю наблюдать листопад вот на дорожке лежат красные листья осинки как красив лес а вы любите осень

Осень стоит ненастная погода подул резкий ветер кружатся в воздухе разноцветные листья я люблю наблюдать листопад вот на дорожке лежат красные листья осинки как красив лес а вы любите осень

Осень стоит ненастная погода подул резкий ветер кружатся в воздухе разноцветные листья я люблю наблюдать листопад вот на дорожке лежат красные листья осинки как красив лес а вы любите осень

Осень стоит ненастная погода подул резкий ветер кружатся в воздухе разноцветные листья я люблю наблюдать листопад вот на дорожке лежат красные листья осинки как красив лес а вы любите осень

Осень. Идем (по) тр..пинке в л..су. Ра..бушевался листопад. Лист..я покрыли все кругом. Избушка л..сника. Здесь мы найд..м приют.

____________________________________________________

Осень. Идем (по) тр..пинке в л..су. Ра..бушевался листопад. Лист..я покрыли все кругом. Избушка л..сника. Здесь мы найд..м приют.

_____________________________________________________

Осень. Идем (по) тр..пинке в л..су. Ра..бушевался листопад. Лист..я покрыли все кругом. Избушка л..сника. Здесь мы найд..м приют.

________________________________________________________

Осень. Идем (по) тр..пинке в л..су. Ра..бушевался листопад. Лист..я покрыли все кругом. Избушка л..сника. Здесь мы найд..м приют.

 

Осень. Идем (по) тр..пинке в л..су. Ра..бушевался листопад. Лист..я покрыли все кругом. Избушка л..сника. Здесь мы найд..м приют.

_____________________________________________________________

Осень. Идем (по) тр..пинке в л..су. Ра..бушевался листопад. Лист..я покрыли все кругом. Избушка л..сника. Здесь мы найд..м приют.

Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Из-за парт мы выйдем дружно,

Но шуметь совсем не нужно.

Встали прямо, ноги вместе

Поворот кругом на месте.

Хлопнем пару раз в ладошки

И потопаем немножко.

А теперь представим детки,

Будто руки наши ветки,

Покачаем ими дружно,

Словно ветер дует южный.

Ветер стих. Вздохнули дружно.

Нам урок продолжить нужно.

Подравнялись, тихо сели

И на доску посмотрели



Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5классе

Тема: «Предложение» 

Цели урока:

Образовательные:

  • развить понятие  учащихся о предложении;
  • показать основные признаки предложения;
  • углубить знания о грамматической основе предложения;
  •  понимать роль интонации конца предложения, использовать различные знаки завершения на письме.

Развивающие:

  • развивать мышление и познавательную активность, творческие и коммуникативные способности учащихся;
  • развивать умение самостоятельно работать с текстом;
  • развивать умение работать в паре;
  • развивать умение делать самооценку;
  • развивать диалогическую и монологическую речь учащихся;    
  •  развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление.

Воспитательные:

  • воспитывать аккуратность и добросовестность;
  • воспитывать ответственность за результаты своего труда;
  • воспитывать интерес к русскому языку;
  • воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира.

  • Личностные УУД: смыслообразование. Стремление к речевому  совершенствованию. Побуждение к деятельности.
  • Регулятивные УУД: целеполагание. Оценка.
  •  Познавательные УУД: смысловое чтение. Переработка учебного материала. Исследовательская деятельность. Синтез знаний.
  • Коммуникативные УУД: развитие основных видов речевой деятельности. Взаимодействие со сверстниками и с преподавателем. Участие в диалоге.
  • Планируемый результат.

Учащиеся научатся отличать предложения с двумя главными членами и одним главным членом; разовьют свою устную речь.

  • Оборудование.

 ПК, презентация.

  • Ход урока:

Этапы урока (этапы овладения знаниями)

Содержание работы

1

Организационный 

  • проверить организацию учащихся к началу урока;
  • создать доброжелательную атмосферу сотрудничества

2

Актуализация знаний, мотивация (выход на тему урока)

Проблемная ситуация

Запись в тетради числа. Сегодня мы будем работать в парах. Этапы урока:

I. Организационный момент, мотивация ;

II. Актуализация опорных знаний ;

III. Усвоение новых знаний и способов действий;

IV. Физминутка;

V.  Первичная проверка понимания знаний ;

VI. Закрепление знаний ;

VII. Информация о домашнем задании ;

VIII. Подведение итогов урока, рефлексия, выставление отметок

На слайде : «Четвертый лишний».

Брусничные листья, варенье из смородины, малиновый, сварить варенье.

Почему? А что такое словосочетание?

(Словосочетание-это сочетание слов связанных по смыслу и грамматически)

Чем словосочетание отличается от слова?

(Словосочетание - более точно, чем слово, называет предмет, признак, действие)

«Третий лишний»

Продолжим работу

брусничные листья, варенье из смородины, сварить варенье.

Почему? Как вы определили вид  словосочетания?

(Вид совосочетания определяется по главному слову-именные и глагольные)

Как выражается грамматическая связь слов в словосочетании?

Что не является словосочетанием?

Распределительный диктант:

ЗД: Распределите словосочетания в два столбика:

Желтый лист, пробежать по тропе, голые кусты, улетели на юг, богатый урожай, корзина с грибами, собирали в лукошко, капустный лист, холодные утренники,  скрылся в тумане,  наступила осень.

Именные: желтый лист, голые кусты, богатый урожай, корзина с грибами,  капустный лист, холодные утренники

Глагольные: пробежать по тропе,  улетели на юг, собирали в лукошко, скрылся в тумане.

Что вы не записали ни в 1, ни во 2 столбик? Почему?

(Наступила осень.)

Вывод: Это П, потому что имеет ГО.

Что такое предложеие?

(П.-это слово, или несколько слов связанных по смыслу.)

Какие признаки предложения вы знаете?

Как вы считаете всё ли мы знаем о предложении. Так может  разузнаем поподробнее? Согласны?

- Значит, как будет звучать тема нашего сегодняшнего занятия?

( «Предложение»)

- Цель? Задачи?

 - Что мы должны будем выяснить? Какова наша цель?

(Что же это такое? Чем оно отличается от словосочетания?)

  •  развить понятие  учащихся о предложении;
  • показать основные признаки предложения;
  • углубить знания о грамматической основе предложения;
  •  понимать роль интонации конца предложения, использовать различные знаки завершения на письме.

3

Усвоение новых знаний и способов действий;

IV. Физминутка;

 V. Первичная проверка понимания знаний ;

ЗД:Каждая пара составит 3-4 предложения.

1гр. Наступила осень. В лесу…

2гр. Наступила осень. В огороде…

3гр. Наступила осень. Птицы…

Что нам помогают выразить предложения?

Вывод: При помощи предложения мы выражаем мысли и чувства, обращаемся друг к другу с просьбами и вопросами.

ЗД: спишите предложение, вставьте пропущенные буквы

Кружатся в воздух.., летят разноцветн.. листья 4.(Повеств., невоскл., простое, распр.)

Вывод: Все слова в предложении связаны по смыслу и грамматически.

  ЗД: Установите границы предложений. Спишите, обозначая границы предложений знаками препинания

Осень стоит ненастная погода подул резкий ветер кружатся в воздухе разноцветные листья я люблю наблюдать листопад вот на дорожке лежат красные листья осинки как красив лес а вы любите осень

Вывод: В конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знак. В устной речи - это интонация!

ЗД: выделите грамматическую основу предложений.

Какой вывод можно сделать?

Вывод: ГО предложения может состоять из двух главных членов (подлежащего и сказуемого), но может состоять из одного главного члена

Учитель. Сравним полученные нами знания с материалом параграфа. (Параграф 28, страница 67-68). Прочитайте самостоятельно задание под значком «Материал для самостоятельного наблюдения». (Ответы: мы сделали правильные выводы,  

Опрос.

Что такое предложение?

П- 

Для чего нам нужны предложения?

(Мы выражаем мысли и чувства, обращаемся друг к другу с вопросами, просьбами, советами)

-Чем предложение отличается от словосочетания? 

( В предложении есть подлежащее и сказуемое, мысль закончена интонационно и пунктуационно)

-Какие знаки препинания мы ставим в конце предложения?

Это знаки завершения.

(Точка, восклицательный вопросительный знаки)

4

VI. Закрепление знаний ;

Сам/работа

ЗД:Запишите текст. Вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки. Подчеркните грамматические основы предложений. Осень. Идем (по) тр..пинке в л..су. Ра..бушевался листопад. Лист..я покрыли все кругом. Избушка л..сника. Здесь мы найд..м приют.

5

VII.Домашнее задание

§28 Упр. 143

6

VIII.Итог урока

Рефлексия:

Сегодня на уроке я … узнал, научился, понял…

Сегодня на уроке мне было…легко, трудно..

Сегодня на уроке мне понравилось что? Не понравилось что?

Осень стоит ненастная погода подул резкий ветер кружатся в воздухе разноцветные листья я люблю наблюдать листопад вот на дорожке лежат красные листья осинки как красив лес а вы любите осень

------------------------------------------------------------------------------------

Осень стоит ненастная погода подул резкий ветер кружатся в воздухе разноцветные листья я люблю наблюдать листопад вот на дорожке лежат красные листья осинки как красив лес а вы любите осень

--------------------------------------------------------------------------------------------

Осень стоит ненастная погода подул резкий ветер кружатся в воздухе разноцветные листья я люблю наблюдать листопад вот на дорожке лежат красные листья осинки как красив лес а вы любите осень

Осень стоит ненастная погода подул резкий ветер кружатся в воздухе разноцветные листья я люблю наблюдать листопад вот на дорожке лежат красные листья осинки как красив лес а вы любите осень

Осень стоит ненастная погода подул резкий ветер кружатся в воздухе разноцветные листья я люблю наблюдать листопад вот на дорожке лежат красные листья осинки как красив лес а вы любите осень

Осень стоит ненастная погода подул резкий ветер кружатся в воздухе разноцветные листья я люблю наблюдать листопад вот на дорожке лежат красные листья осинки как красив лес а вы любите осень

Осень. Идем (по) тр..пинке в л..су. Ра..бушевался листопад. Лист..я покрыли все кругом. Избушка л..сника. Здесь мы найд..м приют.

____________________________________________________

Осень. Идем (по) тр..пинке в л..су. Ра..бушевался листопад. Лист..я покрыли все кругом. Избушка л..сника. Здесь мы найд..м приют.

_____________________________________________________

Осень. Идем (по) тр..пинке в л..су. Ра..бушевался листопад. Лист..я покрыли все кругом. Избушка л..сника. Здесь мы найд..м приют.

________________________________________________________

Осень. Идем (по) тр..пинке в л..су. Ра..бушевался листопад. Лист..я покрыли все кругом. Избушка л..сника. Здесь мы найд..м приют.

 

Осень. Идем (по) тр..пинке в л..су. Ра..бушевался листопад. Лист..я покрыли все кругом. Избушка л..сника. Здесь мы найд..м приют.

_____________________________________________________________

Осень. Идем (по) тр..пинке в л..су. Ра..бушевался листопад. Лист..я покрыли все кругом. Избушка л..сника. Здесь мы найд..м приют.

Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Из-за парт мы выйдем дружно,

Но шуметь совсем не нужно.

Встали прямо, ноги вместе

Поворот кругом на месте.

Хлопнем пару раз в ладошки

И потопаем немножко.

А теперь представим детки,

Будто руки наши ветки,

Покачаем ими дружно,

Словно ветер дует южный.

Ветер стих. Вздохнули дружно.

Нам урок продолжить нужно.

Подравнялись, тихо сели

И на доску посмотрели


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...