Организация здоровьесберегающей среды в ОУ (статья с приложениями)
статья

Статья, помещенная в сборнике "Образование и здоровье", г. Владимир, ВИПКРО, 2011г., материалы научно - практической конференции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Здоровье – это важнейшее условие

 благополучия, т. е. счастья.

Поэтому, если мы, взрослые, хотим

сделать наших детей счастливыми,

 то должны таким образом

выстроить свои приоритеты,

чтобы эффективная забота о здоровье

 реализовывалась каждодневно как в мелочах,

 так и в общем укладе нашей жизни» (1: с.13)

Н.К.Смирнов

В законе РФ «Об образовании» (ст.51) сказано: «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся». Поэтому одной из приоритетных задач, стоящих перед школой в течение последних лет, является сохранение и укрепление здоровья детей.

Институт возрастной физиологии РАО выявил и проранжировал следующие школьные факторы риска, негативно влияющие на здоровье  детей:

  • Стрессовая педагогическая тактика;
  • Интенсификация учебного процесса;
  • Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
  • Нерациональная организация учебной деятельности;
  • Низкая функциональная грамотность педагогов и родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья.

Рациональная организация учебного процесса необходима для предотвращения перегрузок, перенапряжения и обеспечения условий успешного обучения школьников, сохранения их здоровья.(2: с. 85).

В данном направлении руководитель ОУ осуществляет контроль за соблюдением законодательных актов, способствующих сохранению и укреплению здоровья воспитанников и обучающихся, а также проводит  работу по улучшению материально-технической базы ОУ.

Каждое образовательное учреждение при организации здоровьесберегающего пространства руководствуется своими возможностями и материально-технической базой. Но при этом основными составляющими должны стать следующие:

  • В целях организации системы и создания условий для реализации программы здоровья создается координационный совет, который определяет стратегии развития ОУ, разрабатывает и организует необходимый для выявления проблем мониторинг, отслеживает этапы реализации программы;
  • В рамках реализации программы здоровья существенно возрастает роль учителей, направленная на формирование у детей представления о здоровье и ЗОЖ, мотивации на сохранение и укрепление здоровья, потребности быть здоровым: организация и проведение оздоровительных пауз, подвижных перемен, часов здоровья, направленных на снятие мышечного и психического напряжения, активизации умственной деятельности и повышению эффективности обучения, осуществление самоконтроля за состоянием организма, интеграция знаний собственно по предмету и знаний по культуре здоровья, построение образовательного процесса с учетом психофизиологических особенностей учащихся;
  • проводится подготовка самого педагога по вопросам формирования, сохранения и укрепления здоровья;
  • формируется система взаимодействия коллектива школы и родителей по сохранению и укреплению здоровья обучающихся: ведется активная организация просветительской работы среди родителей, формирование мотивации у родителей на ведение ЗОЖ в семье.
  • создается медико-оздоровительное сопровождение воспитательно-образовательного процесса для осуществления контроля за соблюдением требований САНПиНа и проведения медицинского мониторинга и реализации профилактических и коррекционных мероприятий.

Таким образом, реализация программ здоровья в образовательном учреждении осуществляется через инвариантную часть учебного плана, школьный компонент (курсы по выбору), кружки оздоровительной направленности, различные подпрограммы (занятия ЛФК и т.д.), внеклассные и внеурочные формы работы (дни здоровья, КВН, беседы и т.д.) и задействует всех субъектов образовательного процесса.

Организация и проведение мероприятий по охране и укреплению здоровья в МБОУ «СОШ №28»

Основной концептуальной идеей программы развития МБОУ «СОШ  №28» является укрепление здоровья учащихся путем внедрения технологий здоровьесбережения и обеспечение медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся.

Разрабатывая концепцию программы развития МБОУ «СОШ №28», мы поняли, что без предварительного мониторинга невозможно определить тe направления здоровьесберегающей деятельности, которые требуют первоначального решения, особого внимания. Мы провели изучение ученического  контингента за 5 лет по делению на группы здоровья, на физкультурные группы, по уровню физического развития, по типам заболеваний учащихся, так же было проведено анкетирование учащихся на тему «Как я отношусь к своему здоровью?»(Приложение 5).

По итогам тестирования (в сравнении за два последних учебных года) группа здоровья изменилась у 15 учащихся: у 11 улучшилась, у 4 ухудшилась,у остальных осталась без изменения, что тоже является результатом работы по здоровьесохранению.

Закономерен вопрос «А через что идет воздействие на детей?»

  1. В МБОУ «СОШ №28» администрация и коллектив педагогов следят да состоянием внутришкольной среды: соблюдение всех требовании СанПиН. Повышается уровень материально-технической базы ОУ.
  2. Физкультурно-оздоровительная работа в образовательном учреждении является приоритетной формой сохранения и укрепления здоровья школьников, поэтому в нашей школе введен дополнительный час «Час здоровья» в 2 — 4-х классах (включающий в себя цикл бесед о гигиене, санитарии, здоровом образе жизни каждого школьника и разнообразные подвижные игры для повышения двигательной активности ребят).
  3. Расписание уроков составлено в интересах здоровья учащихся (с повышением учебной нагрузки с понедельника по четверг, и с понижением нагрузки на учащихся с четверга по субботу) (Приложения 3, 4).

4. Педагоги нашей школы расширяют свои методические знания в области здоровьесбережения, В нашей школе проходят педагогические советы, методические советы, семинары по использованию технологий адаптивного, проблемного, развивающего обучения, дифференцированного подхода к обучению учащихся.(Приложения 2, 7, 8)

  1. Проводится психологическая коррекция и реабилитация учащихся, находящихся в состоянии стресса. Психолог в нашей школе проводит консультации, тренинги: в рамках введения ФГОС в 1-х, 2-х классах проводится тренинг «Азбука толерантности». Для реализации индивидуального подхода к учащемуся в МБОУ «СОШ №28» создан психологический паспорт школы с 4 класса  по 11 класс (Приложение 1, 6).
  2. Коллектив неустанно трудится над формированием ценности здоровья и здорового образа жизни. Это и беседы с учащимися на классных часах, и проведение семейных дней здоровья, КТД по данной тематике, и сотрудничество со специалистами ДООЦа(Приложение 1). Работа по формированию здорового образа жизни ведется при преподавании учебных предметов (например: в рамках предпрофильной подготовки в 8-х классах введен элективный курс «Основы гигиены и санитарии», который является самым популярным у учащихся (Приложение 10), в 9-х классах курс «Живой организм» и др.) (Приложение 9).
  3. Ведется просветительская работа и с родителями учащихся на классных собраниях, на общешкольных собраниях, в процессе индивидуальных бесед.
  4. В школе функционирует более 20 разнообразных кружков и секций. Всего во внеурочную деятельность в школе и вне школы вовлечено более 80% ученического контингента нашей школы.

Конечно, не все проходит гладко, и наш коллектив столкнулся с рядом трудностей. Среди самых главных проблем мне хотелось бы выделить две: недостаток финансирования и инертность отдельных педагогов образовательного учреждения.

Мы еще не можем сказать, что создали в ОУ идеальное здоровьесберегающее пространство, но мы заложили основы, благодаря которым сможем развиваться и дальше в этом направлении.

Приложения:

1.Упражнение «Воздушный шар» итоги тестирования;

2.Педагогическое воздействие на уроках;

3.Работоспособность учащихся с учетом дней недели (для составления расписания);

4.Работоспособность учащихся на уроках (для составления расписания);

5. Итоги анкетирования учащихся о ЗОЖ;

6. Психологическая карта класса;

7.Презентация городского семинара в 2010 году по теме «использование современных образовательных технологий в преподавании  предметов естественнонаучной направленности».

8.Конспект урока математики и презентация по теме «Проценты».

9.Видеозапись игры в начальной школе по теме «В здоровом теле – здоровый дух»;

10. Конспект занятия элективного курса «Основы гигиены и санитарии».

Литература

  1. Смирнов Н.К.Руководство по здоровьесберегающей педагогике. Технологии здоровьесберегающего образования// «Аркти»,2008
  2. Советова Е. В.Тематические педсоветы// «Феникс», 2008.

Владимирский институт повышения квалификации работников образования

Кафедра педагогического менеджмента

Выпускная работа

Организация здоровьесберегающего пространства

 образовательного учреждения

выполнил:

Жукова Е.А., заместитель

директора МБОУ «СОШ №28»

г. Владимира

проверил:

Владимир

2013


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Здоровьесберегающая организация учебного процесса

Слайд 2

«Десять десятых нашего счастья зависит от здоровья» А.Шопенгауэр

Слайд 3

Физическое развитие 2004-2005уч. год 2005-2006 уч. год 2006-2007 уч. год количество % количество % количество % нормальные 524 86 466 85 387 80 с отклонениями 88 14 82 15 96 20 низкий рост 27 4 27 5 23 5 избыток веса 22 4 49 9 24 5 дефицит веса 39 6 6 7 49 10

Слайд 4

Заболевания учащихся 2007-2008 2008-2009 Органов зрения 98 20 106 22 Органов дыхания 111 23 120 25 Костномышечной системы 136 28 137 28 Органов пищеварения 37 7,7 29 6 Нервной системы 22 4,6 36 7,5 Врожденные аномалии 19 3,9 27 5,6 Эндокринной системы 16 3,3 30 6,3

Слайд 5

Группы здоровья: 2004-2005 2005-2006 2006-2007 Всего учащихся 612 548 483 количество % количество % количество % I 54 9 49 9 44 9 II 319 52 314 57 254 53 III 217 35 170 31 174 36 IV 13 2 6 1 3 0,6 V 9 2 9 2 8 1,7

Слайд 6

Результаты мониторинга здоровья за два года Изменилась группа здоровья у 15 учащихся (улучшилась у 11 учащихся, ухудшилась у 4) У остальных учащихся без изменений

Слайд 7

Выполнение норм СанПиН Органи зация горячего питания учащихся Дни Здоровья Внеурочная деятель ность учащихся Семья учащегося Учебный план Классные руководите ли Психологическая служба МОУ СШ №28 ДООЦ ученик

Слайд 8

Занимаюсь спортом Баскетбол 8 – 7% Тренажерный зал 13 – 11% Художественная гимнастика 1 – 0,8% Рукопашный бой 1 – 0,8% Йога 1 – 0,8% Фитнес 1 – 0,8% Лыжи 3 – 2,5% Футбол 2 – 1,6% Танцы 1 – 0,8% Паркур 1 – 0,8% Карате 1 – 0,8% Хоккей 1 – 0,8%

Слайд 9

Занимаюсь спортом Постоянно 32 – 26% Иногда 58 – 48% Не занимаюсь 32 – 26% Как я питаюсь Хорошо 100 – 82% Не очень 22 – 18% плохо Курю Постоянно 10 – 8,2% Редко 20 – 16,4% Не курю 92 – 75,4% Выпиваю Часто 1 – 0,8% Иногда 39 – 32,2% Никогда 82 – 67% Употребляю наркотики Постоянно 0 Иногда 0 Никогда 122 – 100%

Слайд 10

Режим дня Строго соблюдаю 8 – 7% Иногда нарушаю 66 – 54% Не соблюдаю 48 – 39% Соблюдаете ли гигиенический режим Постоянно 102 – 84% Иногда 14 – 11% Никогда 6 – 5% Делаете ли по утрам зарядку Постоянно 3 – 3% Иногда 51 – 42% Никогда 68 – 56%

Слайд 11

Проводятся ли физкультпаузы на уроках Постоянно 2 – 1,6% Иногда 36 – 30% Никогда 84 – 69% Как много времени тратится на выполнение домашнего задания 3 часа и более 23 – 19% От 1 часа до 3-х 69 – 57% До 1 часа 30 – 25% На выполнение каких предметов тратится больше всего времени Химия 56 – 46% Иностранный язык 26 – 21% Биология 39 – 32% География 19 – 16% Геометрия 41 – 34% Алгебра 63 – 52% Русский 30 – 25% Физика 14 – 11% История 9 – 7% Обществознание 4 – 3% Информатика 2 – 1,6% Литература 20 – 16% Черчение 3 – 2,5% Экология 2 – 1,6%

Слайд 12

Школьные факторы риска: Стрессовая педагогическая тактика; Интенсификация учебного процесса; Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников; Нерациональная организация учебной деятельности.

Слайд 13

Организация урока на основе принципов здоровьесбережения

Слайд 14

Правило 1: Правильная организация урока Учет критериев здоровьесбережения; Мотивация к обучению; Взаимный интерес в процессе урока.

Слайд 15

Правило 2: Использование каналов восприятия Левополушарный Нужны технология, ясные и четкие инструкции, абстрактный линейный стиль изложения информации от части к целому, неоднократное повторение учебного материала, проверка выполненной работы, тишина на уроке. Правополушарный Необходимы контекст, связь информации с реальностью и практикой, анализ от целого к частному, задачи зрительно – пространственного анализа, творческие задания, эксперименты, эмоции, музыкальный фон, речевой и музыкальный фон.

Слайд 16

Визуальное восприятие Применение педагогом слов, описывающих цвет, размер, форму, место расположения. Выделение цветом (в тетради, схемах, таблицах и др.) различных пунктов и аспектов содержания. Выполнение письменных упражнений, составление опорных конспектов, использование письменных инструкций и заданий. Применение схем, таблиц, наглядных пособий, видео, книг. Аудиальное восприятие. Использование вариаций голоса (громкость, паузы, высота), сигнальных слов (говорить, слушать, другими словами, звук, тон, беседа и т.д.), отражение телом ритма метронома (головой, руками). Рекомендуются дискуссии, магнитофонные записи, рассказы, устные задачи, упражнения, просмотр видеофильмов. Кинестетическое восприятие Использование жестов, прикосновения, сигнальных слов (ощущаю, управляю, действую и др.). Предоставление возможности играть роль различных частей вашей информации. Передача информации в игре, при выполнении практического эксперимента. Смена видов деятельности.

Слайд 17

Юноша Настрой на рабочий ритм. Необходимо выполнение поисковой деятельности, решение принципиально новых задач. Девушка Лучше выполняют типовые, шаблонные задачи. Создание благоприятной эмоциональной обстановки: связь обучения с радостью и удовольствием.

Слайд 18

Сильный, холерический Настрой на работу, требование дисциплины, ответственности. Необходима частая смена видов деятельности, использование игры, учебных инсценировок, конструирования. Сильный, флегматичный Разнообразные задания по содержанию и по способу решения. Последовательное изложение учебного материала. Осуществление контроля в письменном виде. Четкий инструктаж. Сильный, сангвинический Разнообразные задания по содержанию и по способу решения. Применение деятельностных форм обучения (самостоятельные работы, дискуссии, игры и др.). Работа в группах. Слабый, меланхолический Настрой на работу. Работа в тихой, спокойной обстановке. Индивидуальный, медленный темп. Выполнение заданий, не требующих распределения внимания, переключения с одного вида работы на другой. Наиболее удобны ответы в письменной форме. Необходимо постоянное формирование уверенности в своих силах, знаниях, в возможности учиться путем поощрений, подбадриваний.

Слайд 19

Правило 3: Учет зоны работоспособности

Слайд 20

Работоспособность 1-6 класс

Слайд 21

Работоспособность 7-11 класс

Слайд 22

Работоспособность 1-6 класс

Слайд 23

Работоспособность 7-11 класс

Слайд 24

Правило 4: Распределение интенсивности умственной деятельности Часть урока Время Нагрузка Деятельность 1 этап Врабатывание 5 минут Относительно невелика Репродуктивная, переходящая в продуктивную 2 этап Максимальная работоспособность 20 – 25 минут Максимальное снижение на 15 минуте Продуктивная, творческая, знакомство с новым материалом 3 этап Конечный порыв 10 – 15 минут Небольшое повышение работоспособности Репродуктивная, отработка узловых моментов пройденного

Слайд 25

Эффективность усвоения знаний в течение урока 5 – 25 минута – 80% 25 – 35 минута – 60 – 40% 35 – 40 минута – 10%

Слайд 26

Внедрение инновационных технологий

Слайд 27

Здоровьесберегающая технология - это качественная характеристика педагогической технологии, показывающая, насколько решается задача сохранения здоровья учителя и учеников

Слайд 28

Виды здоровьесберегающих технологий: Адаптивные: работа в группах, парах, модульное обучение, семинары- практикумы и др. Тестовые: диагностические тесты, тематические тесты, контрольные тесты, ЕГЭ. Игровые: дидактические игры, обучающие игры, интерактивные игры (сюжетно- ролевые)

Слайд 29

Принципы здоровьесбережения: «Не навреди!»; Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося; Непрерывность и преемственность; Субьект-субьектные взаимоотношения; Учет возрастных особенностей; Комплексный, междисциплинарный подход; Успех порождает успех; Активность.

Слайд 30

«Десять десятых нашего счастья зависит от здоровья» А.Шопенгауэр



Предварительный просмотр:

Упражнение «Воздушный шар»

http://www.semya.by/data/library/824_fullsize.jpg

Ответы учащихся 4-х классов

Здоровье-50%

Семья-40%

Работа-0%

Деньги-5%

Любовь-5%

Приложение 1

Нарисуйте воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 5 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 2 (а потом еще 2) слова из списка. Что вы оставили в списке?



Предварительный просмотр:

Приложение 2

Педагогическое воздействие на уроках:

Условия «здоровьесбережения" на уроке:

  •   Выполнение  требований СанПиН, неукоснительное выполнение режима дня.
  •   Использование методов групповой работы.
  •   Использование интерактивных методов.
  •    Создание положительной психологической атмосферы.
  •    Активность каждого участника.
  • Использование учебного материала  для формирования  осознания ценности здоровья.
  • Дозировка объема учебного материала.
  •    Физкультурные занятия, физкультурные минутки,  упражнения для глаз.
  • Осуществление  личностно-ориентированного    подхода к ребенку.

Для снятия статического напряжения выполняются упражнения:

  • потягивание,
  •  разведение плеч,
  • поднимание головы,
  •  вращение головой,
  • наклоны и полунаклоны,
  •  выпрямление ног,
  • дыхательная гимнастика.

Упражнения для глаз предусматривают движения глазного яблока по всем направлениям.

Длительность физкультминуток обычно составляет 1 – 2 минуты и включает комплекс из 4 – 5 упражнений, повторяемых 4 – 6 раз.



Предварительный просмотр:

Приложение 3

Учет зоны работоспособности.

Работоспособность учащихся 1-6 классов

Работоспособность учащихся 7-11 классов



Предварительный просмотр:

Приложение 4

Работоспособность учащихся в течение учебного дня

Работоспособность учащихся 1-6 классов

Работоспособность учащихся 7-11 классов



Предварительный просмотр:

Приложение 5

Итоги анкетирования учащихся о ЗОЖ

Занимаюсь спортом

Постоянно

32-26%

Иногда

58-48%

Не занимаюсь

32 – 26%

Как я питаюсь

Хорошо

100 – 82%

Не очень

22 – 18%

Плохо

0%

Курю

Постоянно

10 – 8,2%

Редко

20 – 16,4%

Не курю

92 – 75,4%

Выпиваю

Часто

1 – 0,8%

Иногда

39 – 32,2%

Никогда

82 – 67%

Употребляю наркотики

Постоянно

0%

Иногда

0%

Никогда

122 – 100%

Режим дня

Строго соблюдаю

8 – 7%

Иногда нарушаю

66 – 54%

Не соблюдаю

48 – 39%

Соблюдаете ли гигиенический режим

Постоянно

102 – 84%

Иногда

14 – 11%

Никогда

6 – 5%

Делаете ли по утрам зарядку

Постоянно

3-3%

Иногда

51 – 42%

Никогда

68 – 56%



Предварительный просмотр:

Приложение 6

Психологическая карта 4б класса

№п/п

Имя

аудиал

визуал

кинестетик

холерик

сангвиник

флегматик

меланхолик

правополушарный

левополушарный

1

КРИСТИНА

да

 

 

 

 

да

 

 

да

2

АЛИНА

 

 

да

да

 

 

 

 

да

3

ДЕНИС

 

да

 

 

да

 

 

да

 

4

ВЛАДИСЛАВ

 

да

 

да

 

 

 

да

 

5

ВЛАДИСЛАВ

 

да

 

да

 

 

 

 

да

6

ЕГОР

да

 

 

 

да

да

 

 

да

7

АНДРЕЙ

 

да

 

 

да

 

 

 

 

8

АНАСТАСИЯ

да

 

 

 

да

 

 

 

да

9

ТАТЬЯНА

да

 

 

 

да

 

 

да

 

10

МАКСИМ

 

да

 

да

 

 

 

 

 

11

ВЛАДИСЛАВ

 

 

да

 

да

 

 

да

 

12

ЮЛИЯ

да

 

 

 

да

 

 

 

да

13

ПОЛИНА

 

да

 

 

да

 

 

да

 

14

КАРИНА

да

 

 

да

 

 

 

 

да

15

ЛИЛИАНА

да

 

 

 

да

 

 

 

 

16

ДАНИИЛ

 

да

 

 

 

 

да

да

 

17

ВЕРА

 

да

 

 

 

да

 

 

 

18

МАКСИМ

да

 

 

да

 

 

 

да

 

19

КЛИМ

 

 

да

 

да

 

 

да

 

20

ДМИТРИЙ

да

 

 

да

 

 

 

 

да



Предварительный просмотр:

Приложение 8

Интегрированный урок математики в 6-м классе "За здоровьем на урок математики"(ПРОПОРЦИЯ )

Учитель: Серебрянникова Н.В.

Цели и задачи: 

  • закрепление практических умений и навыков вычисления пропорций;
  • научить применять основное свойство пропорции при решении практических задач;
  • развитие познавательного интереса к вычислению пропорции;
  • показать значение витаминов для здоровья человека.
  • развивать познавательный интерес учащихся, расширять их кругозор, приобщать к творчеству.
  • научить применять знания на практике.
  • пропагандировать здоровый образ жизни

Тип урока: закрепление изученного материала, урок решения задач.

Оборудование:

  • карточки с заданиями;
  • компьютер с экраном;
  • выставки: 1) Вредные привычки ( рисунки);

                     2) Береги здоровье смолоду (книги);  

                     3) Всей семьей за здоровьем ( фото).

                                         ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

В школе прозвенел звонок
Начинаем наш урок.
Сядьте вы за парты тихо,
Руки – палочкой красиво,
На меня вы посмотрите,
И немного улыбнитесь!                                                      (слайд 1)

Человек – высшее творение природы. Но для того чтобы наслаждаться ее сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию: быть здоровым. Это аксиома, про которую мы в текучке и суете дней, к сожалению, забываем. Обычно молодые люди не склонны всерьез задумываться о здоровье даже тогда, когда вдруг заболеют. В молодости всякие неприятности, в том числе и болезни, воспринимаются “вдруг” - как нечто внезапное и незаслуженное. Но в том-то, к сожалению, и дело, что большинство болезней именно заслужены. А первые шаги к этому делаются нередко в самом цветущем возрасте. Примерно 75% болезней взрослых заработаны в детские годы, когда перестают дружить со спортом, приобретают вредные привычки. За здоровье надо активно бороться. Для этого надо овладеть элементарными знаниями, а также использовать накопленный опыт, которые помогли бы молодым людям сохранять здоровье. Наш сборник задач как раз и сконструирован таким образом, чтобы помочь учащимся приобщаться к здоровому образу жизни.

Я хочу начать урок словами великого мыслителя:                      (слайд 2)

«ЕДИНСТВЕННАЯ КРАСОТА, КОТОРУЮ   Я ЗНАЮ, - ЭТО ЗДОРОВЬЕ»                   ГЕЙНЕ

Девизом к нашему уроку послужат слова «Я выбираю здоровый образ жизни».

Итак, цель нашего урока следующая: вы должны убедить себя в том, что:

  1. вы можете справиться с задачами данного урока;
  2. тема «Пропорции» вами усвоена;
  3. табак приносит вред телу, разрушает разум, отравляет целые нации.

II. Устная работа.                                                                        ( слайд 3)

Ребята, на доске зашифрованы слова – части тела, на которые пагубно влияет курение. Вы можете их разгадать, выполнив задания 1-17. (заготовка на доске).

Ё

С

Г

У

Е

А

Ш

Ц

Ж

Л

З

Д

И

О

Р

К

Т

9

1/8

1

6

1/4

2/3

4/5

5

10

1/16

0,5

2/9

2,74

0,022

0

1,2

390

 

 

 

 

 

 

1

3

6

7

8

3

 

 

 

9

10

16

 

 

 

 

 

4

2

12

13

12

 

 

 

 

 

 

2

5

4

14

16

3

 

 

 

6

15

17

 

 

 

 

14

15

11

12

(Ученики решают устно, ответы заменяют буквами, получают слова: «сердце», «лёгкие», «уши», «глаза», «рот», «кожа».)

Ребята, а вы знаете, как курение влияет на эти части тела?                ( слайды  4 - 7)

Сердце – сужает кровеносные сосуды, делая работу сердца по перекачиванию крови более трудной.

Лёгкие – затрудняет нормальное дыхание, что снижает твои спортивные результаты.

Уши – поражает нервы и сосуды уха, что может привести к снижению слуха.

Глаза – делает глаза красными и может служит причиной снижения зрения.

Рот – повреждает слизистые оболочки губ, языка, носоглотки; изменяет вкусовую чувствительность; приводит к кашлю; приводит к неприятному запаху при дыхании.

Кожа – температура кожи падает; морщины на лице появляются раньше.

Итак, при курении ухудшается внешность, теряется зрение и слух, развиваются заболевания дыхательных путей, внутренних органов, повышается раздражительность, неуравновешенность, из-за быстрой утомляемости резко ухудшается успеваемость.

III. Решение задач.

Что же поможет нам сохранить здоровье?  Это – витамины, наши помощники.(Выходят 4 учащихся – витамины А, В, С, Д. Делают краткие сообщения о пользе каждого витамина)

№1. Первый мой помощник – витамин А. Он отвечает за зрение, кожу, сокращает длительность заболеваний.                                                      

Задача от витамина А.                                                                                (слайд 8)

Известно, что в среднем 80% курящих страдают заболеванием лёгких. Найдите количество больных, если в нашем посёлке курят около 900 человек.

№2. Второй помощник - витамин В1. В1 способствует росту ребёнка. Недостаток витамина вызывает повышенную утомляемость при умственной работе, боли в конечностях, одышку, бессонницу, усиленное сердцебиение.

Задача от витамина В1.                                                                               (слайд 9)

Смертельная доза никотина для человека составляет от 50 до 100 мг. В сигарете  содержится 0,9 мг никотина, из которых вдыхается в лёгкие. Сколько мг никотина попадает в лёгкие? Результат округлите до десятых.

№3. Третий помощник – витамин С. Витамин С предохраняет от простудных и инфекционных заболеваний, ускоряет заживление ран.

Задача от витамина С.                                                                                (слайд 10)

Норма суточной потребности учащихся в различных витаминах составляет в среднем 125 мг. Одна выкуренная сигарета нейтрализует (уничтожает) 20% витаминов. Сколько мг витаминов ворует у себя тот, кто курит?

№4. Четвёртый помощник – витамин Р. Недостаток витамина Р вызывает слабость, вялость, боли в конечностях. Витамин Р оказывает благотворное влияние на деятельность почек, желудка, кишечника.

Задача от витамина Р.                                                                                 (слайд 11)

Каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь курильщика на 6 – 10 минут. В общем, курящие дети сокращают себе жизнь на 15 %. На сколько лет уменьшают свою жизнь курящие дети, если средняя продолжительность жизни в России 56 лет?

IV. Физминутка.                                                                                           (слайд 12)

С гимнастикой дружи, всегда веселым будь,
И проживешь сто лет, а может быть, и боле.
Микстуры, порошки – к здоровью ложный путь.
Природою лечись – в саду и в чистом поле.
(Авиценна)

Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки.
(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз – хлопок и вверх – хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем – будет прок.
(Приседания, хлопки в ладоши над головой.)
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой!
(Вращение головой вправо и влево.)
И на месте мы шагаем,
Ноги выше поднимаем.
(Ходьба на месте, высоко поднимая колени.)
Потянулись, растянулись
Вверх и в стороны, вперёд.
(Потягивания – руки вверх, в стороны, вперёд.)
И за парты все вернулись –
Вновь урок у нас идёт.
(Дети садятся за парты.)

V. ТЕСТОВАЯ РАБОТА.

На каждой парте лежат карточке с одним уравнением и тремя вариантами ответа.  На верхнем крае доски записаны буквы. Ученики после решение уравнений выходят к доске и подчёркивают свою букву.

1)

в) 1,8;
а) 2,8;
г) 180

4)

ш) 255;
у) 2,55;
к)

7)

а)5,4;
и) 6,4;
л) 64,5

2)

а) 54;
б) 6,4;
с) 5,4

5) у: 51,6=11,2:34,4

м) 16,8;
а) 168;
г) 26,8

8) 2,45:3,5=2,8:х

ш) 5;
ц) 4;
х) 40

3)

и) 255;
е) 2,55;
д)

6)

л) 565;
н) 56,5;
е)

9)

г) 123;
ы) 1,23
д) 25

А В К С Е Р У Т М Ж Н Л И Д Б Ц Ю Ы !

Теперь все вместе прочтём, какие слова получились на доске: ВСЕ УМНИЦЫ !

VI. Домашнее задание                                                                                   (слайд 13)

  •  1. Некоторые фирмы за одну и ту же работу курильщикам устанавливают заработную плату  на 15% ниже, чем некурящим. Зарплата в фирме 9600 р. На сколько меньше получит курящий?
  • 2. До 15% рабочего времени уходит на курение. Рабочий день длится 8ч. Сколько рабочего времени теряется  из-за курения?

                                                                                                                       (слайд 14)

ЗАПОМНИ!   От причин, связанных с употреблением табака,  умирает каждый пятый .Ежегодно мы теряем 500   тысяч человек! (по данным Всемирной организации здравоохранения).

Урок заканчивается словами Авиценны:                                                     (слайд 15)

В ком воля есть и сильный дух,
Тот победит любой недуг, -
Болезнь отступит перед гордым,
Перед бесстрашным, непокорным.

Известно, что сильная воля нужна каждому человеку, она помогает выстоять при любых обстоятельствах – при решении сложной задачи, при занятиях спортом, при воспитании своего характера, при изживании отрицательных качеств.

Использованная литература:

  1. Учебник математики. 6 класс. Автор Виленкин Н. Я. И др.
  2. Ягодинский В. Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя: Книга для учащихся.-1986.
  3. Энциклопедия для детей Аванта +.
  4. В. В. Деларю. Губительная сигарета. 1987 г.
  5. Е. И. Руденко. Наследство Жана Нико. 1983 г.
  6. П. А. Петров. Курение и болезни. 1981 г.
  7. Л. Л. Генкова, Н. Б. Славков. Почему это опасно. 1989 г.

.

Ё

С

Г

Ж

Е

А

Т

Ц

Л

З

Д

И

О

Р

К

8

4

5

2,6

2

1,3

16

18

9

2,5

0,6

1,8

50

1,5

12

            5)                                                     6)       

               А - 5,4;                                                                 У -    1,25
              О - 6,4;                                                                 Ю -   123
              Л -  64,5                                                                Ь  -   1,23

      3)                                                                                   4)    2,45 :3,5 = 2,8: Х

                М -  26;                                                                          П  -       5
               Д -  2,55;                                                                        В  -       4
                Р -  25,5                                                                         Е  -      40

                    1)                                                       2)   

                         З  - 1,8;                                                                А -    2,5
                     
 Д - 2,8;                                                                 О -    25,5
                        К -  180                                                                 Е -    26

                       7)                                                        8)           

 

                                И - 4                                                                  Е  -     14
                               Р - 3                                                                  О -     1,4
                               Н - 30                                                                К -     1,6


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЗА ЗДОРОВЬЕМ НА УРОК МАТЕМАТИКИ 6 класс

Слайд 2

« ЕДИНСТВЕННАЯ КРАСОТА , КОТОРУЮ Я ЗНАЮ, - ЭТО ЗДОРОВЬЕ » ГЕЙНЕ

Слайд 3

Расшифровать части тела, на которые пагубно влияет курение : Ё С Г Ж Е А Т Ц Л З Д И О Р К 8 4 5 2 ,6 2 1,3 16 18 9 2,5 0,6 1,8 50 1,5 12

Слайд 4

СЕРДЦЕ – сужает кровеносные сосуды, ДЕЛАЯ работу сердца ПО ПЕРЕКАЧИВАНИЮ КРОВИ БОЛЕЕ ТРУДНОЙ ВЛИЯНИЕ КУРЕНИЯ НА ЧЕЛОВЕКА.

Слайд 5

ВЛИЯНИЕ КУРЕНИЯ НА ЧЕЛОВЕКА. Легкие – затрудняет нормальное дыхание;

Слайд 6

ВЛИЯНИЕ КУРЕНИЯ НА ЧЕЛОВЕКА. УШИ - ведет к снижению слуха; Глаза – служит причиной снижения зрения, глаза красные

Слайд 7

РОТ – неприятный запах при дыхании. КОЖА ЛИЦА - постепенно приобретет землистый цвет , РАННИЕ МОРЩИНЫ ВЛИЯНИЕ КУРЕНИЯ НА ЧЕЛОВЕКА.

Слайд 8

ЗАДАЧА ОТ ВИТАМИНА А Известно, что в среднем 80% курящих страдают заболева - нием легких . Найти количество больных,если курит 900 человек?

Слайд 9

ЗАДАЧА ОТ ВИТАМИНА В После курения одной сигареты в кровь поступает 3 мг никотина . Сколько никотина поступит в кровь, если человек выкурит 14 сигарет?

Слайд 10

ЗАДАЧА ОТ ВИТАМИНА С Норма суточной потребности учащихся в различных витаминах составляет в среднем 125 мг. Одна выкуренная сигарета уничтожает 20% витаминов . Сколько мг витаминов ворует у себя тот, кто курит?

Слайд 11

ЗАДАЧА ОТ ВИТАМИНА Р Каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь курильщика на 6 -10 мин. В общем, курящие дети сокращают себе жизнь на 15%. На сколько лет уменьшают свою жизнь курящие дети, если средняя продол - жительность жизни в России 56 лет?

Слайд 12

Физминутка С гимнастикой дружи , всегда веселым будь, И проживешь сто лет , а может быть, и боле. Микстуры, порошки – к здоровью ложный путь. Природою лечись – в саду и в чистом поле. ( Авиценна )

Слайд 13

Домашнее задание 1 . Некоторые фирмы за одну и ту же работу курильщикам устанавливают заработную плату на 15% ниже, чем некурящим. Зарплата в фирме 9600 р. На сколько меньше получит курящий? 2. До 15% рабочего времени уходит на курение. Рабочий день длится 8ч. Сколько рабочего времени теряется из-за курения?

Слайд 14

Запомни!!! От причин, связанных с употреблением табака, умирает каждый пятый. Ежегодно мы теряем 500 тысяч человек! (по данным Всемирной организации здравоохранения).

Слайд 15

В ком воля есть и сильный дух, Тот победит любой недуг, - Болезнь отступит перед гордым , Перед бесстрашным, непокорным .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет по теме "Организация учебно-воспитательного процесса, предупреждение перегрузки учащихся, формирование здоровьесберегающей среды в школе"

Организация учебно-воспитательного процесса, предупреждение перегрузки учащихся, формирование здоровьесберегающей среды в школе"...

Организация здоровьесберегающей среды на уроках иностранного языка

Понятие здоровьесбережение относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья учащихс...

ДЕСЯТИБАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ОСНОВА СОЗДАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

. ДЕСЯТИБАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ОСНОВА СОЗДАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИДесятибалльная система оценивания знаний, умений, навы...

ДЕСЯТИБАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ОСНОВА СОЗДАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

. ДЕСЯТИБАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ОСНОВА СОЗДАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИДесятибалльная система оценивания знаний, умений, навы...

Организация здоровьесберегающей образовательной среды в условиях ФГОС

Актуальность и практическая значимость проекта "Организация здоровьесберегающей образовательной среды в условиях ФГОС" обучловлена тем, что одним из главных стратегический целей образования , которые ...

Доклад на методическом объединении учителей школы « Здоровьесберегающая среда образовательной организации в контексте реализации ФГОС»

Здоровьесберегающие технологии - предполагают совокупность педа-гогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к с...

методическая разработка по организации здоровьесберегающей образовательной среды в образовательной организации

методическая разработка посвящена нормативно-правовым документам по организации здоровьесберегающей образовательной среды в образовательной организации...