«Отечественные ценности духовности в образовании»
статья

Аникина Ольга Игоревна

Духовно – нравственное воспитание является одним из приоритетов современной государственной политики в области образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otechestvennye_tsennosti_duhovnosti_v_obrazovanii.docx20.78 КБ

Предварительный просмотр:

«Муниципальный конкурс «Профессионал»

«Отечественные ценности духовности в образовании».

Тема «Духовно-нравственные ценности в образовании»


«Отечественные ценности духовности в образовании».

«Воспитав человека интеллектуально,

не воспитав его нравственно, - значит

вырастить угрозу для общества».

Теодор Рузвельт.

«Духовная атмосфера в школе живет

не на бумаге, а в характере большинства

учителей и оттуда уже переходит в

характер воспитанников».

К. Ушинский

Духовно – нравственное воспитание является одним из приоритетов современной государственной политики в области образования.

Перед нашим обществом стоит важная цель – формирование духовного, нравственно и физического здорового человека. Нам исключительно важно знать, каким будет человек будущего и в какой мере он освоит социальные  роли:  роль гражданина и роль патриота.

Историческому образованию отводится ключевая роль в духовно – нравственной консолидации российского общества, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к государству, к  будущему нашей страны.

Одна из основных стратегических задач российского образования -  повышения качества образования. Школа является одним из ключевых звеньев для выполнения данной задачи, оказывает большое влияние на нравственное сознание учеников, формирует их мировоззрение.

Моя педагогическая деятельность заключается в повышении качества знаний обучающихся на уроках истории. Чтобы достичь данной цели, я ставлю перед собой следующие задачи:

1. Совершенствование  процесса преподавания истории;

2.Развитие творческого потенциала учащихся;

3.Вовлечение обучающихся в исследовательскую деятельность.

Моя задача как учителя  - помочь учащимся в выработке у них чувства гордости за свою страну, за людей, кому  небезразлична судьба России. Моя задача, как учителя истории, сводится к тому, чтобы формировать нравственные качества на основе знакомства с историческим опытом народов, выработанным человечеством. Источником нравственной культуры я считаю нравственные формы притч, легенд, религиозных учений, труды отечественных и зарубежных мыслителей, произведения искусства, в которых воспитываются духовные идеалы.

Мне, как учителю, важно,  какими будут мои ученики  в будущем  и как они освоят социальные роли – роль гражданина и роль патриота.

Вся наша русская история дает богатейший материал для воспитания чувства любви к Отечеству. Изучение периода Великой Отечественной войны является одним из главных в процессе патриотического воспитания. Подрастающее поколение неравнодушно к подвигам своих прадедов, Великая Отечественная война генетически заложена в их памяти.

Я предлагаю ученикам старших классов темы для проектных работ: «Сталинградская битва», «Блокада Ленинграда», «Курская дуга».  

Ученики стремятся осмыслить подвиг советского народа, на уроках иллюстрирую картины, карты, плакаты, фотографии. С этой целью я организую походы и экскурсии, привлекаю учеников к разработке презентаций.

Очень важно на уроках давать развернутые характеристики исторических личностей:  Дмитрия  Донского, Ивана  Сусанина, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, героев Отечественной войны 1812 г., героев Великой Отечественной войны, современных  героев.

 В подростковом возрасте происходит интенсивное формирование личности. Учащиеся стремятся к самоутверждению, ищут свое место в мире. В этот период важно научить подростка самостоятельности и обоснованной оценки явлений. Особое значение для формирования мировоззрения, как совокупности взглядов, убеждений, воли имеют предметы гуманитарного цикла. Источником духовно-нравственного воспитания может послужить и православное наследие русской истории.

Моя задача как учителя истории вооружить учащихся знанием диалектики общественного развития, расширять и обозначать их общественный опыт.

Я считаю, что духовно – нравственное воспитание начинается, прежде всего, в семье учащихся, и школа только усиливает этот процесс. Я стараюсь в своей работе установить тесные связи между школой и семьей. Для  подросткового возраста характерна неустойчивость суждений и взглядов, склонность к раздражению. И учителю важно научить подростка самостоятельности и обоснованной оценке явлений и своих поступков.

Передо мной стоит задача - помогать учащимся в сложных ситуациях.

 Я стараюсь развивать в своих учениках сострадание, защищать всех, кто нуждается в помощи. Дети должны проявлять благодарность родителям, от которых они получили все, что имеют. Любовь к родителям -  это  и любовь к ближним, с неё  начинается и любовь к Родине.

Отечественные ценности духовности – постоянно размышлять о нравственности. Учитель должен держать учеников в непрерывном потоке событий, поступков, имеющих нравственное содержание.

Современный учитель должен быть нравственным, культурным, интеллигентным, укорененным  в отечественной традиции. Я считаю, что в воспитательном процессе огромную роль играет сама личность учителя. Доброта, чуткость, справедливость, такт, честность – это обязательные профессиональные качества учителя.

Разумный учитель может и должен воспитывать людей,  полезных обществу, истинных патриотов. В этом я вижу свою основную задачу как учителя истории и обществознания.

        

Аникина Ольга Игоревна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное образование и воспитание в образовательной системе современной России.

В статье говорится о духовно-нравственной составляющей современного общества. О необходимости возврата истинных ценностей в жизнь общества и роли школы в этом процессе. Рассказывается об организ...

«Преемственность в формировании духовно-нравственного образования и воспитания через различные формы и методы работы на уроках и внеклассной деятельности младших и старших школьников»

Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения обретает сегодня особую значимость. Построение в России здорового гражданского общества, динамическое развитие страны зависит от усили...

Система работы по литературному краеведению, направленная на реализацию духовно-нравственного образования и воспитания. "Исцеление добротой" (художественный мир Бориса Екимова)

Рассказ о работе по изучению творчества волгоградского писателя Бориса Екимова. Характеристика его творчества, основных художественных особенностей....

Цитаты великих людей о ценности учения и образования

В данном разделе размещены цитаты великих ученых, мыслителей, писателей, полководцев о ценности учения и образования. ...

Программа тьюторского сопровождения исследовательской деятельности в области духовно- нравственного образования по теме «Нравственные ценности в культуре Поморья»

Программа тьюторского сопровождения исследовательской деятельности в области духовно- нравственного образования по теме «Нравственные ценности в культуре Поморья»...

Конспект урока "Разговор о ценностях. духовное наследие С.Пермского"

Актуальность темы связана с кризисом ценностей в современном обществе, с необходимостью сохранения традиционных ценностей российского общества, основанных на православной религии, культуре народов Рос...