Интеграция общего и дополнительного образования
статья

Чучуляну Ольга Георгиевна

В национальной образовательной инициативе "Наша новая школа" говорится о формировании принципиально новой системы непрерывного образования, о роли и месте в ней дополнительного образования.

В современных условиях возникла настоятельная необходимость в том, чтобы  школа, если она действительно хочет обеспечить подрастающему поколению новое качество образования, начала строить принципиально иную функциональную модель своей деятельности, базирующуюся на принципе полноты образования. Последнее означает, что в российской школе впервые общее и дополнительное образование могли бы стать равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами и тем самым создать единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного развития каждого ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integraciya.docx21.07 КБ

Предварительный просмотр:

Интеграция  общего  и дополнительного образования

(из опыта работы МБУ ДО «ЦДТ» с. Александров-Гай)

Амирова Альфия Жаибуревна – методист МБУ ДО «ЦДТ» с. Александров-Гай

Чучуляну Ольга Георгиевна – педагог МБУ ДО «ЦДТ» с. Александров-Гай

В национальной образовательной инициативе "Наша новая школа" говорится о формировании принципиально новой системы непрерывного образования, о роли и месте в ней дополнительного образования.

В современных условиях возникла настоятельная необходимость в том, чтобы  школа, если она действительно хочет обеспечить подрастающему поколению новое качество образования, начала строить принципиально иную функциональную модель своей деятельности, базирующуюся на принципе полноты образования. Последнее означает, что в российской школе впервые общее и дополнительное образование могли бы стать равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами и тем самым создать единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного развития каждого ребенка.

        Интеграция общего и дополнительного  образования, несомненно, становится важным условием перехода на  новый стандарт.

Наша общая задача - педагогов основного и дополнительного образования лучше узнать особенности работы друг друга, оценить те или иные преимущества в каждом виде образования и научиться умело пользоваться ими. При этом надо помнить, что все это нужно, прежде всего, нашим детям.  Взаимовыгодное сотрудничество  МБУ ДО «ЦДТ» с. Александров-Гай  с образовательными учреждениями района осуществляется в следующих направлениях:

1. Совместная разработка и реализация образовательных, развивающих, досуговых и игровых программ в школах и учреждениях дополнительного образования

2. Совместная работа школьных учителей, педагогов дополнительного образования, специалистов психологических служб с различными социальными группами: одаренными и талантливыми детьми, детьми «группы риска»

 «Центр Детского Творчества» с. Александров-Гай  является своеобразной методической площадкой для организации эффективной интеграции общего и дополнительного образования. Работа  методической службы «Центра Детского Творчества», направленная на организацию межведомственного сотрудничества  включает пять  направлений работы и адресована всем участникам воспитательно-образовательного процесса:    

1. Формирование нормативно-правовой, организационно-методической  базы.

2. Совершенствование профессионального мастерства педагогических работников

3. Организация услуг на дополнительное образование

4. Организация культурно-досуговой деятельности

5.  Анализ и перспективы деятельности

Формирование нормативно-правовой базы является первым и важным этапом развития сотрудничества, на котором были заключены договора  о сотрудничестве с образовательными, общественными  и др. учреждениями района, изучены социокультурные возможности среды, создан банк педагогических материалов, разработаны  методики изучения запросов  обучающихся, родителей, педагогов общеобразовательных учреждений на услуги дополнительного образования.

 «Совершенствование профессионального мастерства педагогических работников» - не менее важный этап работы  в целях реализации которого проведены следующие мероприятия.

Наименование мероприятия

Уровень, кому адресовано

1

Теоретико-методологический семинар «Технология разработки ДОП»

Муниципальный, ПДО, педагогам школ района.

2

Творческая лаборатория «Специфика дополнительных образовательных программ и программ внеурочной деятельности»

Муниципальный, ПДО, педагогам школ района.

3

Муниципальный смотр-конкурс  творческих объединений  «Планета детства»

Муниципальный, обучающиеся  и педагоги школ района, ПДО

4

«Аукцион педагогических идей. Нетрадиционные формы работы в УДОД»

Учрежденческий, ПДО

5

Муниципальная конференция «Дополнительное образование: традиции и инновации»

Муниципальный, ПДО, обучающиеся  и педагоги школ района, ПДО

6

М/семинар«Требования к занятиям по внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС»

Учрежденческий, ПДО

В связи с переходом на новые Стандарты педагогическому коллективу Центра  Детского Творчества пришлось многое переосмыслить и поменять. И прежде всего, представление о новых образовательных результатах в системе дополнительного образования. Педагоги нашего Центра в свои образовательные программы нового поколения заложили формирование универсальных учебных действий, как один из компонентов нового образовательного результата. В системе дополнительного образования мы работаем над формированием нравственного сознания личности.  А формирование коммуникативных способностей обеспечивают нашим детям социальную компетентность. Новые дополнительные общеобразовательные  общеразвивающие программы реализуются педагогами  Центра в целях организации внеурочной деятельности обучающихся на базе  школ с. Александров-Гай.

Школа

Наименование программы

1

МБОУ СОШ № 1

«Дошколенок»

2

МБОУ СОШ № 2

«Исток», «Зеленый патруль», «Театр кукол»

3

МБОУ СОШ № 3

«Зеленый патруль», «Театр кукол», «Юный художник»

4

МБОУ СОШ с. Новоалександровка

«Креативное рукоделие»

Следующим важным этапом организации интеграции основного и дополнительного образования является организация культурно-досуговой деятельности.  Методической службой «Центра Детского Творчества»  разработаны воспитательные, досуговые, развивающие  программы:

- программа «Корни» - организация взаимодействия семьи, школы и Центра (диагностическая работа, культурный досуг, просвещение родителей, совместные творческие дела);

      - программа «Наследие» - возрождение  культурных и духовных традиций нашей Родины (проведение фестивалей народного творчества, мастер-классов, рождественских встреч, фольклорных праздников, социально-полезных акций);

- программа «Мой выбор здоровый образ жизни» - пропаганда здорового образа жизни (спортивные праздники, туриады, профилактические беседы, конкурсы);

- программа «Зеленый патруль» - формирование экологической культуры обучающихся (экологические акции, трудовой десант, мероприятия, конкурсы);

- программа «Одаренный ребенок» - обеспечение благоприятных условий для поддержки одаренных детей, развития и реализации их потенциальных возможностей (проведение муниципальных конкурсов, фестивалей, турниров, создание банка данных одаренных детей)

- программа «Ура, каникулы» - организация досуга детей в каникулярное время, профилактика асоциального поведения.

Итогом работы межведомственного взаимодействия  «Центра Детского Творчества» и общеобразовательных учреждения района стало  проведение муниципальной конференции «Дополнительное образование: традиции и инновации»  21 ноября 2014 года.

Работа конференции была организованна по 4 секциям:

1. СЕКЦИЯ  – «Традиции и инновации в дополнительном образовании»

Работа секции  организована по следующим темам:

-  «Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования»

-  «Современные педагогические технологии   в системе дополнительного образования»         

- «Организация внеурочной деятельности в условиях межведомственного взаимодействия»

- «Программное обеспечение внеурочной деятельности обучающихся»

В секции приняли участие заместители директоров, педагоги  школ и Центра Детского Творчества, которые представили доклады по предлагаемым темам.

2 СЕКЦИЯ –  «Творческое развитие детей средствами декоративно-прикладного творчества»

Данная секция была представлена мастер –классами  для обучающихся школ района (5-7 классы)  по темам:

-  «Топиарий из нетканных  вискозных салфеток» - Голубкова Н.В., педагог дополнительного образования МБУ ДО «ЦДТ»

- «Пейп-арт» - Сагинова А.А., педагог дополнительного образования МБУ ДО «ЦДТ»

3 СЕКЦИЯ -  «Визитная карточка  творческого объединения»

В секции  принимали  участие детские творческие  объединения образовательных учреждений культурологической, художественно-эстетической, туристско-краеведческой, эколого-биологической, социально-педагогической    направленностей, которые реализуют дополнительные образовательные  программы, программы внеурочной деятельности  с продолжительностью обучения не менее двух лет.

Участники  представили  творческие отчеты о деятельности творческого объединения в форме презентации. Всего поступило 26 конкурсных материалов, но наиболее яркими оказались визитные карточки следующих объединений: «Юные друзья полиции», казачий ансамбль «Кураж», вокальный ансамбль «Родничок», краеведческое объединение «Поиск».

4 СЕКЦИЯ -  «Лучшая методическая разработка внеурочного занятия»

Участники секции – педагоги образовательных учреждений всех типов и видов, организующие внеурочную деятельность, педагоги дополнительного образования, представляющие  на конкурс методическую разработку внеурочного занятия любой направленности в соответствии с целями конкурсами. Работа именно данной секции  позволила выявить проблемы с планированием внеурочных занятий и  определить пути решения данной проблемы. Лучшими были признаны методические разработки  педагогов Центра – «Путешествие по крестьянской избе», «Волшебные краски», третье место разделили учителя  школ, которые представили разработки занятий в объединениях «Шахматы» и «Юный исследователь»

Финалом конференции стал фестиваль детского творчества «Россыпи талантов»,   в котором приняли участие обучающиеся Центра и школ района с яркими  концертными номерами. Веселые игры, клоуны, яркие выступления ребят, награждение победителей, вот чем запомнился этот фестиваль всем его участникам.  «Снова в этом зале звезды засияли» - эти слова финальной песни ярко характеризуют то,  для чего было проведено это мероприятие – для того, чтобы в нашем районе загорались все новые и новые звездочки.

На конференции были рассмотрены не только  проблемы интеграции  общего и дополнительного образования, но и определены пути развития этих отношений в целях всестороннего развития детей.

Таким образом, существуют как теоретические, так и практические обоснования возможности взаимодействия основного и дополнительного образования. Работа в данном направлении    показала, что взаимодействие основного и дополнительного образования помогает обеспечивать непрерывность образования, осуществлять социально- психологическую адаптацию учащихся, развивать их творческие способности, проводить профориентацию среди школьников. Взаимопроникновение этих двух сфер обеспечивает целостность образования, её многообразие и развитие. Сложившийся опыт взаимодействия основного и дополнительного образования подтверждает, что найден путь органичного соединения урочной и внеурочной работы. Он состоит в том, чтобы усилить воспитательный потенциал основного образования, создать условия для использования личностно-деятельностных технологий на уроках и одновременно повысить познавательные, общеобразовательные возможности занятий по интересам.

http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2013/07/07/missiya-dopolnitelnogo-obrazovaniya-v


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прогнозирование предметных и метапредметных результатов на основе интеграции общего и дополнительного образования

Прогнозирование предметных и метапредметных результатов на основе интеграции общего и дополнительного образования. Тема для окружного совещания завучей....

Интеграция общего и дополнительного образования в условиях ФГОС

Интеграция общего и дополнительного  образования, несомненно, становится важным условием перехода на  новый стандарт. Значительной составляющей образовательного процесса современной школы в ...

Комплексный проект как интеграция общего и дополнительного образования в условиях замкнутого социума

Презентация к выступлению на педагогической конференции. Что такое интеграция основного и дополнительного образования, ее цель. Расширение воспитательных восможностей урока. Усиление интеллектуального...

Тезисы выступления на секции «Интеграция общего и дополнительного образования в условиях модернизации образования»

Выступление на педагогической конференции по теме «Комплексный проект как интеграция общего и дополнительного образования в условиях замкнутого социума»....

Возрождение старины через интеграцию общего и дополнительного образования.

Обобщение опыта работы по теме " Возрождение старины через интеграцию общего и дополнительного  образования...

Интеграция общего и дополнительного образования в работе с одарёнными детьми

Глобальные преобразования в российском обществе выдвинули в качестве приоритетного направления социальной политики поиск и раннее развитие талантливых молодых людей....

Интеграция общего и дополнительного образования при реализации целей государственной политики в области образования.

    Государственные образовательные стандарты актуализируют проблему интеграции основных и дополнительных образовательных программ, развитие эффективной системы дополнительного образо...