«Причины, побуждающие к деятельности в физической культуре и спорте»
статья по физкультуре

Гресс Светлана Александровна

Здоровье – самое ценное что есть у человека. Это феномен человеческой жизни, который в значительной степени определяется условиями ее организации, то есть образом жизни. К сожалению, большинством людей ценность здоровья осознается тогда, когда оно находится под серьезной угрозой, поэтому необходимы мотивационно-ценностные установки на здоровый образ жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon menedzhmentattestatsiya.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

«Причины, побуждающие к деятельности в физической культуре и спорте»

        

Учитель физической культуры МБОУ «Гвардейская школа-гимназия №3», Республика Крым

ГРЕСС СВЕТЛАНА АЛЕКСАНДРОВНА

   

Гвардейское 2021 год

Содержание:

Введение.

1. Мотивация, ее характеристика.

2. Технология развития мотивационных основ.

3. Детерминанты «верности» физической активности.

4. Материальное оснащение процесса физического воспитания.

Заключение.

Список литературы.

Введение.

На данный момент государство  большое внимание уделяется развитию отечественного спорта, здоровому образу жизни, потому что в последние годы возросло число больных детей, страдающих хроническими заболеваниями. «Помолодели» практически все заболевания, которыми раньше страдали люди преклонного возраста. У детей и подростков снижена двигательная активность и этому есть много причин.

Основными причинами снижения интереса людей к занятиям физическими упражнениями являются недостаточная физкультурная образованность, недостаток свободного времени или неумение рационально его организовать и использовать, отсутствие достаточно комфортных условий для занятий, слабое обеспечение спортивными базами, инвентарем и оборудованием, одеждой и обувью, неустроенность быта, серьезные экономические трудности и некоторые другие причины.

 Мотивы выбора способов использования своего свободного времени у людей связаны с уровнем их общей культуры, с творческими качествами личности, степенью ее социальной зрелости. Двигательная деятельность в свободное время характеризуется полной свободой выбора содержания, времени, места проведения занятий, их продолжительности, партнеров. В основе мотивации таких занятий лежат сугубо личные, индивидуальные вкусы, интересы, потребности. Весьма привлекательным является сочетание элементов игры и соревнования, простота инвентаря и оборудования, отсутствие строгого регламента.

Цель работы - изучение причин, препятствующих активным занятиям физической культурой, и выявление мотивов занятий физической культурой.

1. Мотивация, ее характеристика.

Особое место в психологическом обеспечении спортивной деятельности занимает мотивация, побуждающая человека заниматься спортом.

Мотива́ция (от лат. movere) — побуждение к действиюпсихофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организациюактивность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

Блок мотивации образуют потребности, мотивы и цели спортивной деятельности.

Потребность, или ощущение человеком нужды в чем-либо, означает нарушение равновесия с окружающей средой. Психологически это всегда связано с возникновением внутреннего напряжения, более или менее выраженного дискомфорта, от которого можно избавиться, лишь удовлетворив соответствующую нужду. Именно поэтому любая потребность пробуждает так называемую поисковую активность, направленную на поиск способа ее удовлетворения. Как показывают исследования ученых, любая потребность может быть удовлетворена разными способами. Человек может выбрать любой способ из тех, которые он знает, но реально сфера его выбора лимитирована конкретными условиями жизни. Иногда сами жизненные обстоятельства подталкивают к выбору определенного пути. И тогда выбор происходит как бы сам собой, без ясного осознания процесса. Часто именно так, спонтанно, происходит выбор спортивной деятельности как способа удовлетворения сначала, может быть, только одной, а затем – целого комплекса потребностей.

Г. Д. Горбунов включает в этот комплекс следующие потребности: потребность в деятельности, активности, потребность в движении, потребность в реализации рефлексов цели и свободы, потребность в соперничестве, соревновании, самоутверждении, потребность быть в группе, общаться, потребность в новых впечатлениях и др.

Если потребность является источником активности, то мотивы придают этой активности определенное направление и удерживают человека в рамках данного пути. Мотивы позволяют понять, почему именно ставятся те или иные цели, развивается неугасимое стремление к их достижению. Для спортивной деятельности характерно большое разнообразие мотивов. Это вполне объяснимо физическими и психическими напряжениями, и человек должен знать, во имя чего он напрягается.

Так Е. П. Ильин отмечает, что на начальном этапе причинами прихода в спорт (независимо от вида деятельности, т. е. спорта) могут быть:

– стремление к самосовершенствованию;

– стремление к самовыражению и самоутверждению;

– социальные установки;

– удовлетворение духовных и материальных потребностей.

В отечественной психологии чаще всего по потребности делят на материальные (потребность в пище, одежде, жилище), духовные (потребность в познании окружающей среды и себя, потребность в творчестве, в эстетических наслаждениях и т. п.) и социальные (потребность в общении, в труде, в общественной деятельности, в признании другими людьми и т. д.).

Материальные потребности называют первичными, они лежат в основе жизнедеятельности человека. Эти потребности сформировались в процессе филогенетического общественно-исторического развития человека и составляют его родовые свойства. Вся история борьбы людей с природой была прежде всего борьбой за удовлетворение материальных потребностей.

Духовные и социальные потребности отражают общественную природу человека, его социализацию. Надо, однако, заметить, что и материальные потребности тоже являются продуктом социализации человека. Даже потребность в пище у человека имеет осоциализированный вид: ведь человек употребляет пищу не сырой, как животные, а в результате сложного процесса ее приготовления.
В основном психологи группируются вокруг следующих точек зрения на мотив: как на побуждение, на потребность, на цель, на намерение, на свойства личности, на состояния. 
Многие авторы связывают спортивные достижения и отношение к занятиям спортом с мотивом достижения. Например, Л.П. Дмитриенкова показала, что гимнастки, имеющие высокий уровень мотива достижения успеха, имеют хорошо осознанные цели и не только стремятся достичь высоких результатов и утвердиться в роли лидера, но и обладают хорошо развитым чувством долга, ответственности перед тренером и товарищами по команде. Для гимнасток с низкой потребностью достижения успеха, наоборот, характерно отсутствие четко поставленных целей; в связи с этим у них преобладают более опосредованные мотивы занятий спортом: любовь к гимнастике, эстетическое наслаждение, получаемое в процессе занятий и т. д. Л.П. Дмитриенкова делает вывод, что у высококвалифицированных спортсменов мотив достижения успеха выражен сильнее, чем у спортсменов средней квалификации.

Мотивами занятий физической культурой являются:

1) оздоровительные;

2) двигательно-деятельностные;

3) соревновательно-конкурентные;

4) эстетические;

5) коммуникативные;

6) познавательно-развивающие;

7) творческие;

8) профессионально-ориентированные;

 9) административные;

10) психолого-значимые;

11) воспитательные;

12) статусные;

13) культурологические

2.Технология развития мотивационных основ.

Гуманистическая парадигма образования выдвигает новое требование к современному учителю физической культуры: он должен сформировать субъектно-личностные, ценностные отношения к преподаваемому предмету у своих учеников. Ему необходим достаточно большой набор личностных качеств, дополняющих умения обучать физическим упражнениям посредством формирования внутренней позиции уверенности в необходимости здорового образа жизни. В связи с этим, проблема физического воспитания переходит в плоскость научного обоснования, развития и становления качественно новых, более тонких и гибких отношений общения между учителем и учеником.

1. Определение целей. Взаимно выработанная цель обеспечивает удовлетворяющую обе стороны: встречу внешних воздействий (педагогических требований учителя) и внутренних источников самоорганизации (личностных структур сознания ученика). В связи с этим, развитие творчества в весьма специфичных видах отношений, возникающих в процессе создания личностно ориентированной ситуации на уроке физкультуры между учителем и учениками, рассматривается как возможность для культурного изменения мотиваций.

Общая цель - это воспитание творческой личности, определяемая особой атмосферой общения, возникающей в процессе овладения учащимися различными видами спортивной деятельности. В процессе занятий по физической культуре востребование творческого потенциала происходит крайне редко. Обычно учителя ссылаются на необходимость научить выполнять упражнения, где творческий элемент попросту неуместен.

Однако творчество необходимо в игровых видах спорта, наиболее привлекательных для школьников. Традиционно не используется обращение учителя к аспекту физической культуры сознания. В частности, он состоит в наличии задатков цивилизованного понимания личностью многих преимуществ, которыми обладает физически развитый и сильный человек по отношению к другим людям.

Наибольшую опасность в плане нравственного здоровья и нецивилизованного понимания физкультуры представляют учащиеся, более сильные в физическом и наименее сильные в своем умственном развитии. В данном случае происходит мотивационная переакцентуация смысла образования, благодаря чему внимание обращается на развитие только физических качеств, а познавательно-смысловой сектор сознания блокируется. Как правило, такая группа немногочисленна, однако ее представители не участвуют в спортивных специализациях. Они предпочитают специализироваться на явном проявлении силы, устанавливая таким образом свое неявное господство над более слабыми учениками, а зачастую и над учителями.

Цивилизованность может быть воспитана, если учителю удается поставить частную цель для каждого урока, ориентирующую и учителя, и учеников на создание условий для востребования деятельности личностных структур сознания учащихся.

Частная цель - поэтапное и вариативное изменение мотивации занятий физкультурой.

2. Определение принципов, содержащих ориентиры для построения технологии: принцип личностной деятельности - ориентация на деятельность личностных структур сознания, наиболее значимых в контексте поставленных целей (мотивирование, цивилизованная автономность, смыслотворчество); принципы субъектного контроля, самореализации в творчестве, открытости учебно-воспитательной информации, диалогичности, нравственности убеждающей коммуникации, неявной педагогической этнокультуры.

3. Выбор условий:

а) для востребования ценностно-смыслового компонента сознания - изменение речевых стратегий, обращение к нравственной характеристике автора информации о спортивных идеалах, создание ситуаций выбора на основе предложения альтернатив и т.д.;

б) для востребования ценностно-эмоционального компонента сознания - дополнение интуицией недостатка в объективной информации, принятие решений в процессе обсуждения той или иной проблемы, учет влияния педагогического решения на настроение учеников, поощрение и развитие "малых талантов" и т.д.

4. Разработка содержания. Развитый самоконтроль - это опорная точка в развитии всех остальных компонентов мотивации достижения высокого уровня физической культуры сознания старшеклассников. Опосредованно самоконтроль проявляется в личностной структуре сознания - мотивировании, определяя деятельность всех других личностных структур. Создание среды общения, поддерживающей самоуправление личности, становится возможным при обращении к технологии ненасильственной коммуникации М. Розенберга. 

Обретению личностного смысла содержащейся в общении информации в процессе взаимодействия с ней личности способствует создание ситуаций совместного творческого поиска, когда участники образовательного процесса объединяются в единую структуру. Такие ситуации выстраиваются на уроках. В качестве содержания для их построения использовались ценностно- смысловые и ценностно-эмоциональные компоненты педагогических условий, развернутые в конкретные приемы оказания педагогической поддержки для приобретения учащимися нового опыта общения.

5. Организация средств воспитания. С организационной стороны технология представлена этапами деятельности учителя в целях оказания помощи ученикам в решении проблем: диагностический, поисковый, договорный, деятельностный, рефлексивный. Данные этапы, наполненные новым содержанием (преобразованными в приемы педагогическими условиями формирования основ самоорганизации), представляют целостный ориентировочный алгоритм.

3. Детерминанты «верности» физической активности.

Считается, что начать занятия намного легче, чем их продолжать. После того как люди, ведущие малоподвижный образ жизни, преодолеют инертность и начнут заниматься физической культурой, важно добиться, чтобы они не бросили занятия спустя какое-то время. Психологи выделяют следующие детерминанты «верности» физической активности и нагрузкам: личностные, ситуационные, поведенческие, организационные.

Личностные факторы:

- участие в каких-либо физкультурно-оздоровительных программах;

- информированность о положительном влиянии физических нагрузок на здоровье;

- самомотивация;

- возраст;

- образование;

- самооценка физического состояния;

- снижение настроения;

Физиологические факторы:

- избыточная масса тела;

- наличие сердечно-сосудистого заболевания;

- наличие травмы;

- общие проблемы со здоровьем;

Ситуационные факторы:

- социальная поддержка, в т.ч. членов семьи;

- близкая расположенность от дома спортивного центра;

- нехватка времени;

- климатические условия;

- стоимость занятий;

- семейные или личные проблемы;

Поведенческие факторы:

- курение;

- рабочая профессия;

- поведение типа «А»;

Организационные факторы:

- высокая интенсивность нагрузок;

- групповая форма проведения занятий;

- личностные качества тренера;

- возможность выбирать форму двигательной активности.

Только при хорошем знании системы мотивов, побуждающих к физкультурно-спортивной деятельности можно рассчитывать на положительное расположение занимающихся к физической культуре и спорту. Кроме того, система занятий физической культуры должна быть таковой, чтобы полноценно реализовывать задачу развития систем внутренней и внешней мотивации личности.

4.Материальное оснащение процесса физического воспитания.

Разнообразное материально-техническое оснащение процесса физического воспитания дает необходимый во время занятий физическими упражнениями эффект "переключения", вызывает положительные эмоции, то есть способствует воспитанию внутренней мотивации, формированию процессуального интереса.

Интерес к физической культуре заметно повышается, когда самое разнообразное оборудование устанавливается на школьных спортивных площадках.

Повысить интерес к беговым, прыжковым, строевым и игровым упражнениям можно рациональной разметкой спортивного зала. Разметка выполняется с помощью разноцветных кругов, точек, линий. Для повышения эмоциональности беговых упражнений можно оборудовать тренажер - "световой лидер".

Всё большую популярность в повышении интереса к занятиям физической культурой приобретают так называемые трассы здоровья . Особенно они распространены в школах Эстонии. Длина их-1000 м, на дистанции устанавливают 10-12 препятствий.  При каждой школе должна быть хоккейная коробка с соответствующей разметкой в зимнее время. Хорошо оформленная хоккейная площадка как магнит притягивает школьников и служит прекрасным средством повышения интереса к физическим упражнениям.

Для повышения эффективности обучения и формирования интереса к метаниям следует широко применять самодельные снаряды: куски поролона, мячи из тряпок, снаряды из списанных ремней сельхозмашин, мешочки с песком. В зале очень эффективны такие тренажеры для метания. Все эти приспособления в значительной степени повышают эффективность обучения, школьники вдохновляются успехом, в результате возникает внутренняя мотивация  и интерес к обучению.

Заключение.

Здоровье – самое ценное что есть у человека. Это феномен человеческой жизни, который в значительной степени определяется условиями ее организации, то есть образом жизни.

К сожалению, большинством людей ценность здоровья осознается тогда, когда оно находится под серьезной угрозой, поэтому необходимы мотивационно-ценностные установки на здоровый образ жизни. Отсюда следует, что забота о здоровье есть важнейшая задача.

Проблема сохранения и укрепления здоровья молодежи является приоритетной задачей в образовании, от решения которой зависит не только здоровье отдельного человека, но и населения страны в целом.

Можно сделать следующие выводы: необходима целенаправленная работа по приобщению разных слоев населения, начиная с детского сада, и заканчивая людьми преклонного возраста, к физической культуре как одного из важнейших слагаемых в формировании здорового образа жизни и эффективных средств по укреплению и сохранению здоровья. В связи с этим основной задачей физической культуры  является развитие познавательного интереса  к занятиям физической культурой. Для решения данной задачи, во-первых, следует учитывать индивидуальные возможности и предпочтения в выборе вида физкультурно-оздоровительной деятельности, а во-вторых необходимо формировать осознанную потребность в физической культуре, здоровом образе жизни и сохранении собственного здоровья. Из этого следует, что нужно разнообразить занятия по физической культуре, посредством игрового и соревновательного методов, нетрадиционных видов физической культуры, которые позволят в процессе физической деятельности каждому человеку реализовать собственные потребности в движении. Вместе с тем, большое значение имеет донесение взаимосвязи занятий физической культурой с главными объектами заботы о физическом состоянии, приоритетными ценностями здорового образа жизни. Это все в целом поможет сформировать у молодежи потребность заниматься физкультурной деятельностью на протяжении всей последующей жизни, осознать, что это необходимо в их дальнейшей жизни.

Литература.

  1. Зуев В.Н. Менеджмент и менеджеры отечественной сферы физической культуры и спорта: Учеб. пособие для студентов вузов: Рек. Учеб.-метод. объединением по образованию в области физической культуры и спорта. – М.: Физическая культура, 2006. – 387 с.
  2. Дуркин П.К. Формирование у школьников интереса к физической культуре. Учебное пособие, Архангельск, 2006
  3. Починкин А.В. Менеджмент в сфере физической культуры и спорта: Учеб. Пособие // А.В. Починкин. – Малаховка: МГАФК, 2010. – 210 с.
  4. Починкин А.В. Менеджмент в сфере физической культуры и спорта: Учеб. Пособие. – М.: Советский спорт, 2010. – 264 с.
  5. Тиунова О.В. Практические аспекты мотивации к занятиям физической культурой и спортом [Текст]/ О.В.Тиунова // Физической воспитание и детско-юношеский спорт. -2012.- №4(6).- С 54-65
  6. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы, Питер, 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Патриотическое воспитание школьников средствами физической культуры и спорта во внеурочной деятельности.

В нашей школе спортивная часть программы патриотического воспитания представлена системой внеклассных мероприятий, которые реализуют следующие направления деятельности:     1. Проп...

Тематическое планирование внеурочной деятельности по физической культуре по программе «Друзья спорта» для обучающихся 5-6 классов.

Тематическое планирование внеурочной деятельности по физической культуре по программе «Друзья спорта» для обучающихся 5-6 классов (спортивно-оздоровительное направление)...

Совершенствование внеурочной деятельности детей. Интеграция урочной и внеурочной деятельности учащихся по физической культуре и спорту.

Как помогает внеурочная деятельность детям не только на уроках физической культуры, но и  в спорте....

Внеурочная деятельность по физической культуре и спорту

Внеурочная деятельность учителя физической культуры...

«Мотивация деятельности в физической культуре и спорте»

Здоровье общества — достояние государства, наше колоссальное богатство. Оно слагается из здоровья каждого члена общества, из совокуп­ности усилий отдельных людей, направленных на его укрепле...

Организация проектной деятельности средствами физической культуры и спорта

Задание Перечислите требования, предъявляемые к проектной деятельности учащихся.Укажите, какие умения и навыки приобретают учащиеся в процессе проектной деятельности.Дайте определение понятию «м...