Конспект урока по старославянскому языку "Буквенная цифирь"
план-конспект занятия (5, 6 класс)

Урок по старославянскому языку, тема: «Буквенная цифирь старославянского языка»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukvennaya_tsifir.docx494.53 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_tsifir.ppt1.02 МБ

Предварительный просмотр:

Урок по старославянскому языку, тема: «Буквенная цифирь старославянского языка»

Цели и задачи:

Практическая: введение буквенной цифири, формирование навыков работы с цифирью

Образовательная: расширение кругозора учащихся, знаний об истории чисел в старославянском языке

Развивающая: развитие памяти, мышления, умения анализировать и сопоставлять

Воспитательная: воспитание уважения к родному языку

  1. Познакомить учащихся с буквенной цифирью старославянского языка
  2. Научить пользоваться буквенной цифирью в контексте

Тип урока: введение нового материала

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Начало урока

Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас на уроке старославянского языка.

Речевая разминка

Ребята, мы с вами изучаем старославянский язык, прошли алфавит, уже начали читать на старославянском языке.

  1. Скажите, а кому мы обязаны появлением письменности, азбуки? (святые братья Кирилл и Мефодий)
  2. Как называется алфавит, которым мы пользуемся? (кириллица)
  3. А по какой книге учили читать на Руси? (Псалтирь)
  4. А кому мы обязаны тому, что Кирилл и Мефодий принесли азбуку, появилась письменность и книги? (князь Владимир) правильно, вместе с новой верой, в Русь пришла культура: появилась письменность, стали появляться книги.

Молодцы!

Сообщение темы, введение и объяснение нового материала

Сегодня мы с вами представим, что у нас урок математики в древнерусской школе. Чем вы занимаетесь на математике? (считаем, решаем, складываем)

А чем мы пользуемся для записей выражений? (цифры)

А какие бывают цифры – арабские, римские. А как вы думаете, а какими цифрами пользовались наши предки?

Цифры, которыми мы сейчас пользуемся, называются арабскими, хотя  арабы  лишь передали  в Европу способ записи чисел, разработанный индусами. Но эти цифры появились на Руси только в XVI   веке. А как же наши предки считали раньше,  что они использовали в качестве цифр?

Хочу вас разочаровать, в старославянском языке цифр нет. Раз цифр нет, то как же русский народ записывал летоисчисление, количество чего-либо?

В Древней Руси числа записывались с помощью букв применявшегося тогда алфавита (поэтому такую систему называли буквенной цифирью). Чтобы отличить буквы, обозначавшие числа, от обычных слов, над числами ставился специальный знак в виде ломаной или искривленной линии (“~”) — так называемый титло. Сегодня мы познакомимся с вами с буквенными обозначениями от 1 до 10. Посмотрите на слайд, пожалуйста. Разберем число 1. Это буква «аз» с титлом. Есть несколько способов записи числа:Рисунок23.png

      – сокращенное написаниеРисунок20.png

     ҃. Рисунок20.pngРисунок20.png

.  ҃. - полноеРисунок20.png

Давайте рассмотрим остальные буквоцифры. У вас на столах есть небольшие подсказки. Скажите, какие буквы старославянского алфавита не имеют числового значения? (буки, живете). Как вы думаете, почему? Про них «забыли»? Нет, Буквенная цифирь перенесена к нам из греческой, поэтому не все буквы старославянского алфавита имеют цифровое значение, а только те, которые существовали на тот момент в греческом алфавите.

Обратите внимание на 8 и 10. Для обозначения 8 используется «и» - отсюда буква и называется, и восьмеричное, а для записи 10 – i без точки, отсюда – «и десятеричное».

Практика

Упражнение 1. примеры

Итак, с  цифрами мы разобрались, давайте же решать примеры и задачи, ведь у нас урок математики!

Упражнение 1.

Реши примеры:

Упражнение 2.

Работа с текстом

Перед вами отрывок из Евангелия:

  • И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали
  • и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас.
  • Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились.
  • Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога,
  • и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин.
  • Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять?

Запишите ответы на вопросы, используя буквенные обозначения чисел:

  1. Сколько прокаженных просили исцеления у Господа?
  2. Сколько прокаженных исцелилось?
  3. Сколько исцелившихся вернулось поблагодарить Иисуса?

Домашнее задание

Выучить буквенные обозначения чисел от 1 до 10

Расставьте соответствующие буквы и цифры:

Арабские цифры

Славянские буквы, обозначающие  цифры и буквы

Римские цифры

1

в҃

III

4

 

VI

7

и҃

IX

10

БУКВЕННАЯ ЦИФИРЬ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Рисунок26.png

Рисунок27.png

Рисунок28.png

Рисунок29.png

Рисунок30.png

Рисунок31.png

Рисунок32.png

Рисунок33.png

Рисунок34.png

Рисунок35.png

Рисунок1.png

Рисунок2.png

Рисунок3.png

Рисунок4.png

Рисунок5.png

Рисунок6.png

Рисунок7.png

Рисунок8.png

Рисунок9.png

Рисунок10.png

Рисунок11.png

Рисунок12.png

Упражнение 1.

Упражнение 2.

Запишите ответы на вопросы, используя буквенные обозначения чисел:

  1. Сколько прокаженных просили исцеления у Господа? _____________________
  2. Сколько прокаженных исцелилось?_______________________________________
  3. Сколько исцелившихся вернулось поблагодарить Иисуса?______________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Общие правила Для записи чисел используются буквы алфавита, которые имеют числовые значения. В старославянских церковнославянских текстах не употребляются арабские и латинские цифры. В этом случае над буквой стоит знак титла.

Слайд 4

Общие правила

Слайд 5

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Слайд 6

<…> срето ́ ша Ег ó де ́ с#ть прокаже ́ нныхъ мuже ́ й , и́ же ста ́ ша издале ́ ча : и т і́ и вознесо ́ ша гла ́ съ, глаго ́ люще : I ис ҃ е наста ́ вниче, поми ́ лuй ны ́ . И ви ́ д ѣ въ ре ́ че и ́ мъ: ше ́ дше покажи ́ теся свяще ́ нник w мъ. И бы ́ сть идu ́ щ ымъ и ́ мъ, w чи ́ стишася. Еди ́ нъ же ^­ни ́ хъ, ви ́ д ѣ въ, " ́ к w исц ѣ л ѣ́ , возврати ́ ся…, <…> хвалu ́ Емu ́ возда# ́ : Ѿ в ѣ щ а ́ въ же I ис ҃ ъ рече ́ : не де ́ с#ть ли w чи ́ стишася; да де ́ вять гд ѣ́ ; (Лк. 17:12-17)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

Конспект урока «Слова, заимствованные из старославянского языка».

План-конспек урока, построенного в соответствии с ФГОС....

Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его

В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...