Методическая разработка урока музыки в 6 классе
методическая разработка (6 класс)

Методическая разработка на тему:«Музыкальная летопись Великой Победы
урок музыки 6 класс по теме:«Роль музыки в тяжелое военное время Великой  Отечественной войны»

                                        

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx34.28 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ     УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6

ИМ. КРЫЛОВА И.В.

БАЛАШОВСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ.

Методическая разработка на тему:

 «Музыкальная летопись Великой Победы»

         урок музыки 6 класс по теме:        

 «Роль музыки в тяжелое военное время Великой  Отечественной войны»

                                         

 Автор:

учитель музыки

Сафарова Екатерина Александровна

г. Балашов 2020


Дата проведения мероприятия:

Тема урока: «Роль музыки в тяжелое военное время Великой Отечественной войны»

          Цель: Формировать у школьников чувства гордости  и патриотизма за свою Родину, посредством ознакомления их с творчеством композиторов  военного времени, а также ознакомить учащихся с песнями военных лет и развить их  исполнительские навыки.

          Задачи:

- формировать у детей понятия  о важности военно-патриотической музыки во время ВОВ, чтобы учащиеся увидели войну глазами старшего поколения, воспитать уважение к прошлому нашей Родины;

- познакомить учащихся с музыкальным и историческим прошлым, через творчество  композиторов  военных лет;

- развить  творческое мышление и воображение посредством слушания и анализа музыкальных произведений военного времени.

         Тип  мероприятия:  урок открытия новых знаний

Методы обучения:

- словесный;

- наглядно-слуховой;

- практический;

- анализ, сравнение, обобщение.

          Оборудование: фортепиано, компьютер, аудиозаписи песен, USB-накопитель

Материал: портреты композиторов военного времени, распечатанные тексты песен, плакаты, рисунки, фото-галерея участников ВОВ, ноты.

Актуальность данного мероприятия

Музыка и война, улыбки и слезы, радость и грусть… Кажется несовместимые понятия, но чрезвычайно важную роль занимала музыка, то, что создали в годы войны музыканты, писатели, артисты – это подвиг.  

Наши композиторы сумели передать в музыке смысл происходящих событий, воодушевленно отразить в разных жанрах  жизненную тематику боевых дней.

События, которые происходили  в нашей стране с 1941 по 1945г, современное поколение детей все меньше помнит. Поэтому  главной проблемой является патриотическое воспитание подростков.

Также, с уверенностью можно заявить, что принимая участие в исполнении песен военных лет, мы формируем у  детей бережное и чуткое отношение к героям войны – ветеранам. Тем самым, мы воспитываем гордость за отчизну и желание учиться и жить на благо своей страны.

           

          Ход урока:

         I. Вводная часть  (10 мин)

           Организационный  момент:

Приветствие: Здравствуйте, ребята!

Учитель: Сегодня у нас необычный урок!

Приближается юбилейная дата 9 Мая 2020 года, когда наша страна будет отмечать великий праздник – 75 лет со дня Победы над фашистской Германией.  Также, как и 75 лет тому назад, в далёком 45-ом, этот праздник  всегда останется  радостным и трагическим. Великая Отечественная война… Страшная, жестокая..

         Сегодня  на нашем уроке усталый, изможденный солдат будет шагать по страницам истории, перенесший тяготы войны.

Ребята, как вы думаете, до песен ли было в такое тяжелое время?

Ответы детей:

Учитель: У нашего сильного народа именно в этот период  было написано тысяча песен, которые вдохновляли солдат на подвиг, давая им силы и мужество.

Песни военных лет… Сколько их, прекрасных и незабываемых. Есть в них горечь отступлений в первые месяцы войны и радость возвращения к своим родным. Рассказы о боевых подвигах пехотинцев, летчиков, танкистов, волнение и восторг Победы.

Роль песни в годы Великой Отечественной войны была чрезвычайно высока. Песни складывались обо всем, что происходило на фронте и в тылу, в них говорилось о патриотизме, о солдатской дружбе, о любви. Песня приносила утешение в трудные минуты боя, она была необходима человеку как воздух, с ней человеческое сердце не черствело. Но не только солдат поддерживали и согревали эти мелодии, их женам, матерям, детям они тоже помогали – давали надежду и помогали переживать все годы разлуки. У каждой песни своя история, свой путь и своя судьба.

Учитель: А какие песни вы знаете о солдатах, о войне?

Ответы детей: «В землянке, «Катюша», «Смуглянка», «Синий платочек», «Это в бой идут матросы», «Казаки в Берлине», «Темная ночь» и т.д.  

Учитель: Почему они вам нравятся?

Ответы  детей: Потому,  что они о смелых, отважных воинах, которые нас защищали.

         Учитель: Все, верно.

Ребята, а вы помните  песню «Вставай, страна огромная!»?

Ответ детей: Да, эта песня называется «Священная война»

Учитель: Молодцы!

Я предлагаю вам обсудить эту песню, которая является своего рода гимном защиты Родины от фашистов.  В конце июня 1941 года были опубликованы стихи поэта Лебедева-Кумача, после чего композитор Александров практически сразу же написал к ним музыку. Впервые песня прозвучала  26 июня 1941 года на Белорусском вокзале, ее исполнила группа Краснознаменного ансамбля песни и пляски СССР.  

Слушание песни «Вставай , страна огромная»

Учитель: Ребята, что можно сказать про песню, вслушиваясь в ее слова?

Ответы детей: «Священная война» — как будто звучит гимн защиты Родины от фашистов, которая помогла народу выстоять и одержать победу.

Учитель: Молодцы, все правильно!

Сейчас мы с вами поговорим о лирической военной песне, которая называется «В землянке», где солдат, с помощью песни, как бы сокращал расстояния, приближая родных и близких. Как много значили для солдата эти простые слова в суровые военные будни «Мне в холодной землянке тепло от твоей негасимой любви».

Песня родилась совершенно случайно. Текстом песни стало, написанное в ноябре 1941 года, стихотворение поэта и журналиста Алексея Суркова, которое он посвятил своей жене Софье Антоновне и написал его в адресованном ей письме. В феврале 1942 года теплые и глубоко личные строки Алексея Суркова настолько вдохновили композитора Константина Листова, что тот написал для них музыку. Он же стал первым исполнителем этой песни. К тому времени ее любили и пели как бойцы, так и те, кто их ждал.

Исполнение песни «В Землянке» (раздать листочки с текстом)

II. Основная часть  (25мин)

Учитель: 8 сентября 1941 года началась суровая блокада Ленинграда.  Наш солдат попал в тяжелейший ее  период, который пришлось пережить всему городу.  На долю жителей выпало много страданий, главная цель была – выжить. Бомбежки и голод унесли жизни от 600 тысяч до 1,5 миллиона человек. Однако, несмотря на это, жители города на Неве продолжали вести культурную жизнь.

В эти тяжелые  времена продолжали работать театры, кинотеатры, радио и библиотеки, творили поэты, музыканты и художники.

Сейчас мы с вами познакомимся с музыкальным произведением,  в котором композитору удалось передать музыкальным языком ужас блокады Ленинграда и героизм нашего народа в годы Великой Отечественной Войны

Предлагаю вам прослушать это музыкальное произведение.

Учитель: Как вы думаете, к какому жанру относится это музыкальное произведение?

Ответы детей: Симфоническая музыка.

Учитель: Ребята, давайте вспомним, что такое симфония?

Ответы детей: Симфония – это сочинение для симфонического оркестра, которое состоит из 4 частей.

Учитель: Все правильно!  Прозвучала « Седьмая симфония» Д.Д.Шостаковича, которая называется « Ленинградской».

Симфония Д. Шостаковича потрясла слушателей: многие плакали, не скрывая слез. Великая музыка сумела выразить то, что объединяло людей в трудное время, ее могли слышать не только жители города, но еще осаждавшие Ленинград немецкие  войска.

         В дни блокады множество музыкантов умирали от голода.  

Но стоит отметить, для того, чтобы эта грандиозная музыка зазвучала по-настоящему, нужно было 80-100 музыкантов! Только тогда мир услышит её и убедится, что город, в котором жива такая музыка, никогда не сдастся, и что народ, создающий такую музыку, непобедим. Но как собрать такое количество музыкантов?

Ответы детей: По радио

Учитель: Верно, именно по радио объявили о наборе живых музыкантов, и тогда с фронта потянулись музыканты – тромбонист прибыл из пулеметной роты, альтист сбежал из госпиталя, не долечившись, трубач пришел в валенках, несмотря на весну, так как распухшие от голода ноги даже не влезали в другую обувь. А сам дирижер казался похожим на собственную тень. Руки музыкантов огрубели от оружия, тряслись от истощения, но они все старались изо всех сил держать инструменты, словно от этого зависела их жизнь. Именно тогда состоялась самая короткая в мире репетиция, которая продолжалась всего пятнадцать минут, ведь на большее у музыкантов просто не было сил. Но эти пятнадцать минут они играли несмотря ни на что! И тогда, дирижер, который старался не упасть с пульта, понял, что они исполнят эту симфонию. 

 Симфония разделена на несколько частей, а именно:

 1 часть – «Война».  В ней музыка нам рассказывает о мирном времени.  И тут возникает тема войны, прослушивается музыкальный эпизод, который постепенно усиливается звуком. Слышно как немецкие войска наступают издалека, постепенно окружая Ленинград.

 2 часть – «Воспоминание».  Музыка выражает воспоминания людей об их обычной жизни - их радостях и заботах. Эта часть постепенно переходит в третью часть.

3 часть – «Родные просторы». В ней речь идёт, о природе, красоте русской земли, о нашем народе.

4 часть – «Победа». Композитор верил, что эта война должна закончиться обязательно и поэтому ещё во время войны описал в музыке это событие.  Дмитрий Шостакович верил, что мы победим. Сам Шостакович считал эту часть этой симфонии самой важной.

Ребята, а сейчас я предлагаю вам послушать фрагмент  из первой части Седьмой симфонии Д. Шостаковича, который называется: «Эпизод нашествия.

( Звучит « Эпизод нашествия»)

Учитель: Какой образ, на ваш взгляд, создала музыка?

Ответ детей: Образ горя, беды и разрушения.

Учитель: Как она звучит в начале эпизода?

Ответы детей: Умиротворенно, медленно

Учитель: Как развивается тема нашествия?

Ответы детей: Разрастается, становится более зловещей.

Учитель: Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор?

Ответы детей: Однообразная мелодия, чеканный ритм, постоянное повторение одного и того же мотива, увеличивается исполнение инструментов.

Учитель: Этот знаменитый “Эпизод фашистского нашествия» – картина вторжения разрушительной силы, схватка народа с фашизмом.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович писал: «Когда грохочут пушки,
поднимают свой могучий голос наши музы. Поэты писали стихи, композиторы сочиняли музыку – и все это было востребовано. Может, еще и потому выстояли наши отцы и деды в той страшной войне».
И песни, которые звучат в наши дни, это память тех незабываемых лет.

Просмотр фильма «Выступление Д.Шостаковича»

 Учитель:  Наш солдат,  пройдя войну и перенесший на своих плечах все тяжелое военное бремя Великой Отечественной войны,  с победой возвращается домой.

На пути к дому его сопровождает песня, которая родилась в самом конце войны, осенью 1945 года, и была написана сразу после завершения военных действий на территории Советского Союза и победы над врагом.  Она отражала картину вторжения разрушительной силы, схватку нашего народа с фашизмом.

Как вы думаете, что эта за песня?

Ответы детей: Эх Дороги..

Учитель: Верно, ребята! Песня «Эх, дороги..»  Как вы думаете, о чем эта песня?

Ответы детей:  Про дороги, туман, холода, тревоги.

Учитель: Ребята,  на самом деле символ дороги говорит нам, о том, что именно дорога является жизнью, на протяжении которой может случиться все, что угодно. Но, наверное, самое страшное, это когда на твоих глазах от ранения умирает боевой товарищ, который своей грудью прикрыл тебя от осколков и поплатился за это жизнью, на этом моменте его существование оборвалось, и оборвалась его дорога.

Как вы думаете, почему слово «дорога» употребляется в припеве во множественном числе?

Ответы детей:

Учитель: Все жизни-дороги были сведены в одно место – место, которое вело на фронт.

Вы только представьте себе, сколько мужчин вынуждены были пойти на фронт и не вернуться — их не сосчитать.

Учитель: Ребята, подумайте, какими словами можно описать войну?

Ответы детей: Война – это страх, слезы, тревога, героизм, патриотизм,  смелость, гордость, любовь  к  Родине и своему народу.

Учитель: Сейчас я предлагаю вам вместе  исполнить эту песню.

(Раздача текста песни учащимся, исполнение  под фортепиано)


         III. Заключение (5мин)

          Учитель: Наш урок подошел  к концу.

Сегодня мы с вами вспомнили песни военных лет,  которые помогали русскому народу противостоять фашизму. А также выяснили, что музыка играла важную роль в тяжелое военное время Великой Отечественной войны.

Рефлексия:

Учитель: Ребята, на ваш взгляд, помогла ли музыка людям преодолеть трудности военного времени?

Ответ детей:

Учитель: Предлагаю вместе составить синквейн про войну и записать на доске.

Ответ детей: Война.

                         Отечественная, жестокая.

                         Побеждают, стреляют, сдаются.

                         На войне все средства хороши.

                         Победа.

Учитель: Что  вам больше запомнилось  на уроке?

Ответы детей:

Домашнее задание к следующему уроку: 

Нарисовать иллюстрацию  к музыкальным произведениям военных лет, которые сегодня звучали на уроке.

Спасибо за внимание, до свидания!

Музыкальный материал:

Священная война. Муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача.

В землянке. Муз. К. Листова, сл. А. Суркова.

Седьмая симфония («Ленинградская»). Д. Д. Шостакович. Фрагмент.

Эх, дороги..  Муз. А.Новикова, сл. Л. Ошанина.

Список литературы:

«Великая Отечественная война»: энциклопедия. – М.: Сов.        Энциклопедия, 1985.

«Хрестоматия» к программе по музыке для общеобразовательной школы: Шестой класс.- Министерство просвещения СССР.

Соллертинский И. Седьмая симфония Шостаковича // Д. Шостакович. Статьи и материалы. - М.: Сов. композитор, 1976.  Классическая картина вторжения разрушительной силы, схватка нашего народа с фашизмом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока музыки для 6 класса "«Героические образы вокальной и инструментальной музыки»"

Всероссийский конкурс для педагогов и учащихся «Недаром помнит вся Россия».       Методическая разработка урока музыки «Героические образы вокальной ...

Методическая разработка урока музыки в 5 классе "Полифония в музыке и живописи"

Урок музыки в 5 классе разработан по теме "Полифония в музыке и живописи". Цель урока: создать условия для развития у детей способности восприятия и постижения духовно-образного содержания музыки...

Владимир Высоцкий (Методическая разработка Урока музыки 8 класс)

Конспект урока. Материал можно использовать для вечера старшеклассников...

Методическая разработка урока музыки «Музыкальное путешествие в оперный театр» для учащихся 5-го класса на основе программы «Музыка. 5-7 классы» под ред. Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской.

Методическая разработка урока музыки «Музыкальное путешествие в оперный театр» для учащихся 5-го класса Урок разработан на основе программы «Музыка. 5-7 классы» под ред. Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критск...

Методическая разработка урока музыки 6 класс «Музыкальный образ»

Методическая разработка урока музыки 6 класс «Музыкальный образ»...

Методическая разработка урока музыки 5 класс "Музыкальная живопись сказок и былин"

Проверка знаний учащихся по разным видам искусства(музыка, литература, ИЗО, кино) на тему богатырей....

Методическая разработка урока музыки в 5 классе «Застывшая музыка. Музыка и архитектура»

Методическая разработка урока музыки в 5 классе "Застывшая музыка. Музыка и архитектура" в рамках ФГОС (авторская программа Е.Д.Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной)...