МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ
методическая разработка

Симон Наталья Владимировна

Методические разработки

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие-экскурсия по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Картинная галерея»

Программное содержание: учить детей понимать содержание картин, знакомить со средствами выразительности, используемыми художниками. Закреплять знания жанров изобразительных произведений (натюрморт, пейзаж, портрет). Развивать связную речь, желание самим рисовать яркие запоминающиеся образы. Воспитывать интерес к живописи.

Материал: музыкальный отрывок «Осень» из цикла «Времена года» П.И.Чайковского; репродукции картин «Рожь», «Утро в сосновом бору» И.И.Шишкина; «Аленушка», «Богатыри» В.М.Васнецова; «Цветы и яблоки» Пластова А.А., «Васильки» Левитана И.И. «Маргот танцует» П.Кончаловского; иллюстрации, рисунки детей; пазлы.

Предварительная работа: Знакомство с творчеством русских художников (Шишкин И.И., Левитан И.И., Саврасов А.К., Пластов А.А., Васнецов В.М.); жанрами изобразительного искусства.

Ход занятия-экскурсия

Приветствие

Воспитатель: Ребята, сегодня я приглашаю вас совершить увлекательную экскурсию. К нам присоединилась группа экскурсантов, которые тоже примут участие в нашей экскурсии. А для того, чтобы узнать, куда мы идем, вам необходимо отгадать загадку. Итак, внимание.

Загадка

В этой галерее

Их очень – очень много:

На одной море видим,

А на другой – дорогу.

Маслом, акварелью

художников творенья. (Картины)

Воспитатель: Молодцы! А где можно увидеть много разных картин? (В картинной галерее)

– Как еще можно назвать картины? (Произведения живописи)

– Что такое живопись? (это живое письмо; это картины, написанные художником; художники не рисуют, а пишут картины; от того они и получаются, как живые, получается живопись)

Воспитатель: Совершенно верно, в живописи существуют различные жанры, т.е. все картины разделяют в зависимости от того, что на них изображено.

– Поиграем в игру «Доскажи словечко»

Игра «Доскажи словечко»

  • Если видим на картине

Фрукты и цветы в корзине

Или вкусный – вкусный торт

Значит это ….. (натюрморт)

  • Если видим на картине

Речку, поле, берег в тине,

Лес, дорогу, домик наш

Перед нами сам…… (пейзаж)

  • Если видим на картине

Маму, папу, тетю Зину,

Это вовсе не секрет!

Перед нами их…… (портрет)

Воспитатель: И, раз вы так легко разбираетесь в этом вопросе, то предлагаю вам выполнить задание.

– Определите, какая из картин лишняя и объясните свой выбор.

Игра «Четвертая картина лишняя»

Воспитатель: Вы, настоящие знатоки жанров живописи. Приглашаю вас в первый зал галереи.

Беседа по картинам

Воспитатель: Посмотрите, на эти картины внимательно.

– О чем они? (здесь нарисованы разные овощи, фрукты, цветы, посуда, книги и т.д. – это натюрморты)

– Что хотели рассказать нам художники этими натюрмортами? (они рассказывают красками, как прекрасен наш мир, славят богатство и изобилие природы, труд людей, создавших эти предметы; художники предлагают нам полюбоваться этими вещами, увидеть их красоту).

– Какая из картин вам понравилась? Почему? (этот натюрморт очень вкусный, а этот пахнет ароматными цветами)

– Обратите внимание на следующие произведения живописи.

– Что изображено на этих картинах? (природа)

– Как называется этот жанр живописи? (пейзаж)

– Кто написал эту картину? (Иван Иванович Шишкин)

– Как называется картина? («Рожь»)

Воспитатель: Давайте прогуляемся по красивому полю и поделимся своими впечатлениями от увиденного.

– Что нарисовал художник? (поле с рожью)

– А какое время изображено на картине? (осень)

– Как вы догадались? (много желтых красок)

– Какая погода стоит в поле? (безветренная, солнечная)

– Что стоит у извилистой дороги? (могучие сосны)

– Чем наполнена картина? (чувством любви к родному краю)

Воспитатель: У художника – пейзажиста есть картина, которую знают все – и большие и маленькие.

– Как она называется? («Утро в сосновом бору»)

– Какое время суток изображено на картине? (раннее, солнечное утро)

– Почему вы так решили? (потому что видны облака, нежные, розовые)

– Лес какой? (густой и непроходимый)

– Кто изображен в центре картины? (мама медведица и трое медвежат)

– Какие медвежата? (шаловливые, маленькие, мохнатые, а один любопытный)

– Каким изображает художник сосновый бор? (таинственный, сказочный)

– Что изобразил художник на дальнем плане? (сосны, они высокие, могучие)

Сосны чуть пониже туч,

По стволам смола стекает,

Золотой зайчонок луч.

Словно в синем море волны,

Лес шумит прохладой полный

В зелень яркую одетый

Он хорош в разгаре лета…

– Какое настроение вызывает эта картина у вас, что вам хочется делать, глядя на нее? (хочется попасть в сосновый бор, вдохнуть запах хвои, ступить босой ногой на мягкий влажный мох)

– Какие вы внимательные!

Физминутка «Тучки дождевые»

Приплыли тучки дождевые: (руки над головой)

Лей, дождик лей!

Дождинки пляшут, как живые! (хлопки)

Пей, земля, пей!

И деревце, склоняясь, пьет, пьет. (присели)

А дождь неугомонный льет, льет, льет. (хлопки)

Воспитатель: Прошу пройти к следующим картинам.

– Какой жанр живописи представлен здесь? (портрет)

– Кто обычно изображен на портрете? (человек или группа людей, это и взрослые и дети, иногда мы можем увидеть, кто они по профессии: врачи, строители, музыканты)

– На что похож портрет? (на фотографию)

Воспитатель: Художники изображают не только лица людей, их позу, одежду, но и их настроение: грустное или радостное, спокойное или взволнованное.

– Кто изображен на картине? (П. Кончаловский «Маргот танцует»)

– Какое настроение у девочки? (веселое, она улыбается, большие глаза весело поблескивают).

Игра «Запоминалки»

(дети по памяти отвечают на вопросы, отворачиваются)

– Назовите игрушки, лежащие на полу? (мяч, скакалка)

– Какого цвета платье у девочки? (синего)

– Сколько оборок на юбке платья? (три)

– Какого цвета цветы в волосах Маргот? (белый, красный)

– Два или три цветка изображены на картине? (три: два в волосах и один приколот к платку)

– Какие вы внимательные! Прошу пройти в следующий зал. Здесь находятся ваши рисунки, расскажите, что вы нарисовали.

Рассказы детей по своим рисункам

Рефлексия

Воспитатель: Вот и закончилась наша экскурсия. Надеюсь, вам понравилось в картинной галерее. Быть может, когда вырастите, кто-нибудь из вас станет художником и пригласит в музей, где будут выставляться его картины.

 

Нам в галерее было интересно

И расставаться почему-то грустно.

Теперь все знают – здесь живут

Произведения искусства!

Мы попрощаемся с гостями,

И в группу дружненько пойдем.

Ребята, что же вы решили?

Дети: Завтра в галерею (хором) своих родителей ведем! (дети уходят)

Воспитатель: В музее есть профессия – реставратор или картинный доктор, предлагаем и вам отреставрировать картины, собрать пазлы и определить жанр картины (складывают пазлы и получают слово зашифрованное).

 



Предварительный просмотр:

Картинная галерея в дошкольном учреждении

(Третьяковская галерея)

Примерные конспекты занятий по ознакомлению детей 5-6 лет с изобразительным искусством

Как приобщить дошкольников, живущих далеко от художественных музеев и картинных галерей, к изобразительному искусству? Над этой проблемой мы «бились» несколько лет и в результате разработали систему занятий для старших дошкольников, способствующих формированию у них первоначальных представлений о живописи и позволяющих дать им элементарный зрительный опыт.

Материалы, используемые на занятиях (репродукции, открытки и т.д.) можно найти даже в отдаленных от больших городов населенных пунктах.

Все занятия проводятся в группе, а «Экскурсия в картинную галерею» организуется в специально подготовленном для этого помещении.

Смена деятельности на занятиях (рассматривание репродукций, стоящих на мольбертах; слушание музыки; заучивание стихов; рассматривание открыток и игра с ними «Найди и покажи»), а также непринужденная обстановка (дети сидят то на ковре, то за столами) позволяют удерживать внимание детей достаточно долго, увеличивают их работоспособность.

Незадолго до первого занятия воспитатель вместе с детьми рассматривает альбом «Третьяковская галерея» (М.: Искусство, 1989) и рассказывает о ее создателе Павле Михайловиче Третьякове

«Давно больше ста лет назад, жил в Москве очень богатый купец, который любил живопись. Звали его Павел Михайлович Третьяков. Он покупал картины русских художников и развешивал их на стенах своего дома. Картин со временем стало так много, что рассматривать их было неудобно. Тогда Павел Михайлович решил построить для них специальный дом- картинную галерею. Вот такое здание (показываем репродукцию), похожее на старинный русский теремок, появилось за Москвой-рекой в Лаврушинском переулке. Крышу галереи сделали стеклянной, чтобы свет падал с потолка и краски на картинах не выгорали.»

Далее воспитатель рассматривает с детьми фотографии интерьеров галереи, обращая внимание на то, что в залах, кроме картин, собраны скульптуры, мебель.

Сто лет назад П.М. Третьяков подарил галерею своему любимому городу-Москве. С той поры много людей посетило этот удивительный храм искусства. Перед ним стоит памятник его создателя, а называется картинная галерея Третьяковской (показывает фотографию). Если будите в Москве обязательно побывайте там.

Занятие 1. Пейзажи Левитана

Цель. Познакомить с особенностями пейзажа как жанра, с творчеством        И. Левитана. Формировать эстетическое отношение к природе.

Материал. Репродукции картин «Март» и «Весна, большая вода»; набор открыток «И. Левитан» (М.: Правда 1989)

Ход занятия

Дети сидят на ковре перед мольбертом.

Воспитатель. Недавно мы узнали о необычном здании в Москве, где собрано много картин, скульптур. Мебели. Как называется это здание? (Третьяковская галерея.) Кто основал Третьяковскую галерею? (Павел Михайлович Третьяков) П.М. Третьяков очень любил живопись Левитана и собрал в своей галереи много его картин (выставляет репродукцию «Март») Какое время года изобразил художник? Как вы догадались? Ясный или пасмурный день на картине? Почему вы так думаете? Что нарисовал художник теплыми красками? (Дорогу, лошадку, стену дома, отсветы солнца на деревьях.) Что изображено холодными красками? (Тени от деревьев, снег.)

А теперь послушайте стихотворение С. Маршака «Март» («Снег уже теперь не тот…») Картина, картина которую мы только что рассматривали, тоже называется «Март» (Выставляем на мольберт репродукцию «Весна, большая вода».) Посмотрите: яркое весеннее солнце растопило снег. Тонкие березки отражаются в воде, в которой как будто утонуло голубое небо. Берег. Качающийся у кромки еще холодной воды челнок, деревушка в дали-все согревается под ласковыми солнечными лучами, все пробуждается от долгого зимнего сна. А называется картина «Весна, большая вода».

Дети садятся за столы, на которых лежат открытки из набора (по две на каждого ребенка). Звучит пьеса П.И. Чайковского «Жаворонок» из цикла «Времена года». Дети под музыку рассматриваю открытки, а воспитатель беседует с каждым ребенком индивидуально.

Дети учат наизусть стихотворение А. Кушнера «Пейзаж»:

Если видишь: на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш,

Обязательно картина

Называется пейзаж.

В конце занятия подводятся его итоги (что нового узнали; в каком жанре преимущественно работал И. Левитан).

Занятие 2. Натюрморт

Цель. Познакомить с особенностями натюрморта как жанра; продолжать знакомить с выразительными средствами живописи. Формировать понимание эстетической ценности натюрморта.

Материал. Репродукции картин П.Н. Кончаловского «Сирень», И.И. Машкова «Снедь московская» Хлебы», К.С. Петрова-Водкина «Ветка яблони. Розовый натюрморт»; наборы открыток «Натюрморт в западноевропейской живописи» и «Голландский натюрморт XVII века; фотография с изображением Третьяковской галереи; музыкальное сопровождение «Вальс» Е. Доги из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь»

Ход занятия

Дети сидят на ковре перед мольбертом. Воспитатель показывает фотографию с изображением Третьяковской галереи.

Воспитатель. Как называется это здание? Что вы знаете о галерее? Репродукции каких картин, находящихся в Третьяковской галерее, вы уже рассматривали? (Пейзажи Левитана.) А сегодня мы будем рассматривать совсем другие картины. Они называются натюрморты. (На мольберте выставляется репродукция с картины П.Н. Кончаловского «Сирень».) Что изобразил художник на этой картине? Как называются эти цветы? Видите отдельные цветочки? Какого цвета лепестки? А зачем художник рисует цветы? Может быть лучше любоваться настоящими цветами? (Настоящие цветы завянут, а нарисованные будут цвести вечно, радуя нас и многих других людей.) Как бы вы назвали эту картину? (На мольберт выставляется репродукция с картины И.И. Машкова «Снедь Московская. Хлебы».)Что нарисовал художник? (Калачи, булки, каравай, куличи, баранки, сухари и пирожные в вазе.) Как вы думаете: как художник готовился к работе над картиной? (Приготовил хлебы, стол, полку, ткань, вазу, натянул холст, взял кисти и краски.) закройте глаза и представьте, что всё нарисованное стало настоящим. Какой запах вы чувствуете? Какие краски использовал художник, чтобы нарисовать разные хлебы? Тёплые эти краски или холодные? Любуется художник красотой хлеба и нам даёт возможность любоваться ею. Разный хлеб пекли в России, в том числе и в Москве. А хлеб и вообще всякую еду раньше называли снедью. И картина Машкова называется Снедь Московская. Хлебы».  (На мольберте выставляется репродукция с картины «Розовый натюрморт. Ветка яблони К.С. Петрова-Водкина,) Вот ещё один натюрморт, называется он «Ветка яблони». Почему он так называется? Что ещё изображено на картине? Каких красок больше на картине тёплых или холодных? Второе название этой картине Петров-Водкин дал «Розовый натюрморт». Почему? (Розовый отблеск на скатерти)

Мы с вами рассмотрели три репродукции. Как называются такие картины? атюрморты.) Вспомните фамилии художников этих картин.

Дети садятся за столы, на которых разложены открытки (по одному натюрморту и одному пейзажу на каждого). Звучит «Вальс» Е. Доги (в грамзаписи). Дети рассматривают открытки, слушают музыку. Воспитатель беседует с каждым ребёнком отдельно.

Воспитатеь. Сейчас мы выучим стихотворение о натюрморте.

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу-

Знай, что это натюрморт.

(Александр Кушнер)

Проводится игра «Найди и покажи»

(Педагог читает стихи Кушнера, дети показывают нужные открытки-пейзажи или натюрморты)

В конце занятия подводятся его итоги (что же такое натюрморт, в чем его эстетическая ценность - художник сам видит - и позволяет это сделать нам –красоту окружающего мира, не только природы – пейзаж, - но и так называемой «неживой» натуры).

Занятие 3. Портрет

Цель. Познакомить с особенностями портрета как живописного жанра. Развивать речь, умения использовать сравнения, синонимы передающие эмоциональное отношение к увиденному на картине.

Предварительная работа. Рассматривание репродукции с картины Филатова «Юный живописец» и детских фотографий.

Материал. Репродукции с картин «Мики Морозов» В. Серова и «Портрет сына художника» и автопортрета В. Тропинина; книга Е. Кончина «Как рождается музей»; открытки, на которых изображены портреты и натюрморты (по 3 на каждого ребёнка); «Сентиментальный вальс» П. И. Чайковского (музыкальная запись)

Ход занятия

Воспитатель подводит детей к мольберту, на котором стоит репродукция автопортрета   В. Тропинина. Предлагает внимательно рассмотреть репродукцию и ответить на следующие вопросы: кто изображён на картине (художник, у него палитра и кисти) и в каком городе жил этот художник (обратите внимание на зубчатые стены и высокие бани Кремля).

Воспитатель. Вот что рассказала нам картина, на которой её автор, художник В. Тропинин, изобрази самого себя. Это автопортрет.

В. Тропинин писал очень много портретов, один из них «Портрет сына художника», его звали Арсений, мы сейчас его увидим. (Дети садятся на ковер возле мольберта, рассматривают картину, затем отвечают на вопросы.) Какое лицо у Арсения? О чём говорят его глаза? (Белым листом прикрыть нижнюю часть листа.) Скажите почему одна часть лица на портрете светлая, а другая – тёмная? С какой стороны падает свет? Где художник писал портрет сына - дома или на улице? Как вы догадались? (Воспитатель выставляет на мольберт репродукцию с картины «Мика Морозов» В. Серова.) Кто из этих мальчиков старше? Как вы догадались? Хочется Мике сидеть смирно в кресле? (Обратите внимание на выражение лица и положение рук на подлокотнике кресла.) Как вы думаете, чем занимался Мика до того, как его позвали позировать художнику?

Дети садятся за столы и рассматривают открытки, слушая «Сентиментальный вальс» П.И. Чайковского (в записи). Воспитатель беседует с каждым ребёнком отдельно.

Воспитатель. А сейчас мы выучим стихотворение «Портрет»

Если видишь, что с картины

Сморит кто-нибудь на нас,

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Лётчик или балерина,

Или Колька, твой сосед

Обязательно картина называется-

Портрет

(Александр Кушнер)

Проводится игра «Найди и покажи». В конце занятия воспитатель подводит его  итоги.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАДОУ г.Нижневартовска ДС №5 «Мечта» Организация и методика изодеятельности (рисования) в детском саду Автор составитель: Симон Наталья Вдадимировна педагог дополнительного образования

Слайд 2

Рисование - это жанр в изобразительном искусстве и соответствующая техника, которые создают зрительный образ (изображение) на какой-либо поверхности или объекте с помощью графических средств , рисовальных элементов (в противоположность живописным элементам), преимущественно из линий и штрихов.

Слайд 3

В процессе рисования совершенствуются: Наблюдательность, Эстетические эмоции Художественный вкус Творческие способности Творческая активность Творческое воображение Ориентировка в эстетической и художественной культуре своего народа Доброта сердца Чуткость души Действенная любовь ко всему прекрасному

Слайд 4

Что же делает рисование столь желанным для детей? Во-первых, оно доступно : рисовать можно чем угодно, на чём угодно и где угодно; во-вторых, это деятельность, сопровождаемая активными чувственными переживаниями : волнуют образы и сюжеты, волнуют движения линий и изменчивость цвета, волнует и переживается все происходящее в рисунке, волнуют сами рисунки; в-третьих, оно познавательно , ибо помогает разглядеть, узнать, уточнить, понять многое, да и показать в рисунке свои знания; в-четвертых, оно выразительно : в рисунке можно многое выразить, и порою с меньшими трудностями, чем в словах (свои душевные волнения, фантазии, предчувствия, страхи, знания, суждения и др.); в-пятых, рисование продуктивно : рисуешь, и обязательно что-то получается. Рисунок — это сделанная вещь. Можно нарисовать много рисунков, можно повесить их на стенку, подарить, отложить, вновь достать и рассматривать.

Слайд 5

Основная задача изобразительной деятельности - формирование творческих способностей детей в создании выразительных образов различных предметов доступными для данного возраста изобразительными средствами. В детском саду рисование занимает ведущее место в обучении детей изобразительному искусству и включает три вида, рисование отдельных предметов : - сюжетное - декоративное. Так же имеет своё место - нетрадиционное рисование.

Слайд 6

Рисование отдельных предметов Общими задачами обучения рисованию отдельных предметов , для всех возрастных групп являются следующие : - научить изображению формы и строения предмета, передаче пропорциональных соотношений частей, изменений в связи с несложным движением; - научить изображению некоторых характерных деталей, делающих изображение выразительным, образным; - передавать цвет предмета в соответствии с его содержанием и характером образа; - развивать технические навыки в рисовании карандашами, красками и другими материалами.

Слайд 7

Сюжетное рисование. Общими задачами обучения сюжетному рисованию в детском саду являются следующие : - научить передаче содержания темы, выделению в ней главного; - научить передавать взаимодействия между объектами; - научить правильно передавать пропорциональные соотношения между объектами и показывать их расположение в пространстве. Не следует ограничивать сюжетное рисование изображением только тех предметов, которые дети уже изображали. Ребенок должен уметь нарисовать главное в сюжете , а все детали он выполняет по своему желанию . Умение выделять главное в сюжете связано с развитием восприятий и аналитико-синтетического мышления.

Слайд 8

Декоративное рисование. Декоративное рисование, как и все виды изобразительного искусства, развивает у ребёнка чувство прекрасного. Произведения народного декоративного искусства близки детям красочностью, простотой композиции. Общими задачами декоративному рисованию , являются : - развивать чувство композиции в связи с построением узора на различных формах; - развивать чувство цвета; - развивать способности различать стили (дымковская, гжель, палех и т.д) в декоративном искусстве и использовать их отдельные элементы в своём творчестве; - совершенствовать технические навыки кистью и карандашом.

Слайд 9

Нетрадиционное рисование. Нетрадиционное рисование – это методика обучения рисованию с помощью необычных предметов и необычным способом. Занятия данным видом рисования способствуют в большей мере развитию фантазии, логики, мышления. При данном способе ребенок учится мылить нестандартно. Нетрадиционное рисование дает возможность применения широкого круга возможностей для создания полноценных художественных сюжетов. Еще один огромный плюс нетрадиционного рисования – легкость в освоении методов. Все методы интуитивно понятны и легки в применении детьми дошкольного возраста. Одновременно разнообразные способы можно сочетать, получая в итоге реалистичные эффекты.

Слайд 10

В настоящее время приоритетное направление в методике обучения изобразительной деятельности – развитие самостоятельности, инициативы и активности, которые должны повышать у детей интерес к творчеству, к процессу овладения средствами и способами создания художественных образов. Эти задачи воспитатель должен осуществлять на каждом этапе: 1 этап – возникновение замысла; 2 этап – процесс создания художественного образа 3 этап – анализ результатов творчества взрослым и детьми.

Слайд 11

На 1 этапе для возникновения замысла – наблюдения окружающего, использование произведений изобразительного искусства разных видов и жанров, эстетическое восприятие художественного образа с целью установления взаимосвязи внешних изобразительных средств с внутренним характером образа в картине, скульптуре, графике. На 2 этапе – выбор материалов, изобразительных средств, способов «вживления в образ» для передачи настроения, характера персонажа, животного или человека; синтез искусств для создания атмосферы творчества, эмоционального обогащения образа; создание поисковых ситуаций; использование игровых приёмов, диалоговой формы общения с целью развития творческой деятельности ребёнка. На 3 этапе – восприятие детьми результатов творчества; анализ и оценка работ с учётом мнений каждого «автора»

Слайд 12

Творческие проявления детей На 2 году жизни дети ещё не могут преднамеренно изображать какие –либо определённые предметы и явления. Интерес к изобразительной деятельности возникает в результате подражания взрослого. Этот период исследователи называют «доизобразительным» . Во второй половине 2-го года жизни всё чаще появляются следы от карандаша на бумаге. Вначале дети покрывают лист бумаги точками, штрихами, затем неотрывными дугообразными линиями, после этого линии закругляются, ломаются под углом, перекрещиваются, появляются зигзаги. Затем дети овладевают вращательными движениями, в результате чего получаются неотрывные спирали, мотки. Постепенно в рисунке исчезает хаотическое нагромождение линий, и всё чаще возникают более чёткие графические изображения.

Слайд 13

Способы рисования в раннем возрасте Знакомство с кисточкой как с художественным инструментом Примакивание кисточкой Рисование прямых, волнистых, пологих и запутанных линий (вести кисть по ворсу, а так же точек. Рисование кисточкой круга Рисование вертикальных линий разной длинны Обыгрывание и дополнение контурного рисунка или аппликации Раскрашивание объекта в раскраске состоящий из частей Дорисовывание аппликации (ножки, крылышки, глазки, клювик) Сочетание в одном образе разные линии: рисовать большой круг и несколько лучей – прямых и волнистых. Нетрадиционное рисование - Рисование на песке пальчиками и палочками дорожек (прямые и волнистые). - «Принт» (печать листьями) - Рисование пальчиками.(оставлять на бумаге отпечатки одно- и дву- цветные)

Слайд 14

Творческие проявления детей Дети от 2 лет – 2 лет 6 месяцев с интересом рисуют, однако не все ещё могут находить сходство в линиях, штрихах с предметами окружающего, так как в этом возрасте отсутствует преднамеренность в изображении. Рука ребёнка неуверенно держит карандаш. Иногда появляются изображения неопределённых форм, которым ребёнок даёт различные названия, ассоциации их по цвету или формам предметов. Дети от 2 лет 6 месяцев до 3 лет увереннее держат карандаш, кисть. Узнавание – новый этап в развитии изобразительной деятельности. Штрихи, линии дети иногда называют «дождики», «огоньки», «лепёшки». Постепенно детей привлекает не только процесс закрашивания, но и цветовые пятна. Дети ритмично наносят мазки по всему листу бумаги или закрашивают его полосками. В изобразительной деятельности детей возникают первые творческие проявления.

Слайд 15

Дети младшего дошкольного возраста отличаются стремлением к активности, самостоятельности. Дети 3 лет могут создавать очертания определённой формы, с помощью которой передают различные образы. Передают детали одежды, черты лица и др. Изображения предметов, персонажей приобретают пространственное соотношение, не всегда понятное взрослым. Он легко ориентируется в лабиринте линий и форм. Линиями, мазками, штрихами передают предметы, явления. Рисование красками в младшем дошкольном возрасте, как и в раннем , является приоритетным. Среди методов обучения младших дошкольников имеет место «сотворчество» воспитателя с детьми. Дети проявляют желание использовать различные цвета для украшения предметов, фигур в рисунке.

Слайд 16

Дети 3 – 4 лет знакомятся с некоторыми предметами декоративно прикладного искусства: узнают яркие цветы в узоре. В созданном ребёнком образе находит отражение наиболее существенное, характерное для данного персонажа (у мишки круглые уши, у девочки на голове бантик). У детей младшего дошкольного возраста происходит формирование художественно-образной основы деятельности, когда они линиями, мазками, штрихами передают предметы, явления. Рисование красками в младшем дошкольном возрасте, как и в раннем, является приоритетным, так как яркие цвета воздействуют на эмоциональную сферу ребёнка. При этом быстрее возникают ассоциативные образы.

Слайд 17

К 4 годам наступает вторая ступень изобразительной стадии : ребенок делает важное мировоззренческое открытие — окружающий мир строго структурирован. В рисунках детей появляется линия земли - черная или коричневая полоса, зеленые травинки, белый снег, на земле в ряд располагаются персонажи рисунка, а над ними — линия неба. На этой ступени детям нравится передавать динамику различных людских и природных состояний: ребенок может нарисовать коричневую землю, а потом закрасить ее белой краской: "Зима наступила". Или изобразить синий овал — "озеро", а потом закрасить его черной краской: "Высохло". Часто дети хотят в одном рисунке передать изменения погодных условий. Сначала ребенок рисует траву, цветы, себя в легкой одежде, синее небо, ярко-желтое солнце. А потом тучи набежали, дождь пошел - пририсовывается зонтик и резиновые сапоги. То, что ребенку эмоционально ближе, важнее, он изображает крупнее остальных объектов, например, цветок может быть больше дерева, мама в два раза выше папы, он сам – выше всех членов семьи.

Слайд 18

Способы рисования в младшей группе Рисование крупных двуцветных предметов Рисование овальных предметов. Рисование предметов, состоящих из 2-3 частей разной формы Рисование с приёмом «приманивания» кисточкой Рисование ватными палочками Знакомство с явлением контраста «светлый – тёмный» Рисование сложных по форме изображений на основе волнистых линий Рисование хаотичных узоров в технике по мокрому Рисование предметов квадратной и прямоугольной формы Рисование декоративное –филимоновская роспись. Рисование волнистых, спиралевидных, с петлями и их сочетание Нетрадиционное рисование Рисование на песке пальчиками и палочками дорожек (прямые и волнистые). «Принт» (печать листьями) Рисование пальчиками.(оставлять на бумаге отпечатки одно- и дву- цветные)

Слайд 19

Творческие проявления детей Для детей 5-го года жизни характерны активность, самостоятельность, любознательность, наглядно-образное мышление, развитая речь. В этот период происходит усложнение структуры изобразительной деятельности, проявляются новые её подвиды: декоративное рисование на основе восприятия детьми изделий декоративно-прикладного искусства. Предметное рисование в средней группе способствует развитию сюжета. Украшение изображённого в рисунке персонажа вносит элементы декоративности. Процесс рисования приобретает сюжетный характер. Дети изображают предметы и явления окружающей действительности. Усложняя процесс создания графического и живописного изображения, поэтому средства выразительности в рисунке (цвет, линию, форму, композицию) дети используют в разных сочетаниях.

Слайд 20

В рисунках появляются фигуры животных, человека, которые ребёнок располагает ритмично в ряд, внизу листа (фризовая композиция). Дети проявляют стремление к украшению изображений домов, машин, фигуры человека, его одежды и т.д. Происходит перенос элементов декоративного узора в сюжетное рисование. Эстетические оценки детей очень элементарны: «красиво - некрасиво», «нравится - не нравится» . Однако некоторые омечают сочетание красок, линий, форм, выделяют рисунки в которых их привлекают сюжет, изображение природы, мир животных, сказочные образы.

Слайд 21

Способы рисования в средней группе Рисование предметное по замыслу Сюжетное (передача особенностей внешнего вида) Рисование по представлению(передача в рисунке характера и настроения героев) Рисование красками по мотивам литературного произведения (простые графические сюжеты) Рисование декоративное -точка, круг, завиток, листок, лепесток, трилистник, волнистая линия, прямая линия) -обведение кисти руки и создание узора Рисование на аппликационной основе Рисование контрастных по размеру образов Рисование дидактическое (цветоведение) Нетрадиционное рисование Рисование модульное пальчиками и ватными палочками Рисование – фантазирование (фантазийные образы): с рисованием пальцами, ладошками, отпечатками разными предметами.

Слайд 22

Творческие проявления детей Изобразительное творчество детей старшего дошкольного возраста ( 6 год жизни )значительно богаче по средствам изображения и содержанию, чем в предшествующих возрастах. В этом возрасте у детей особенно ярко появляется тенденция к самовыражению, самоутверждению. Стремление к созданию новых композиций является основой изобразительного творчества старших дошкольников. Дети стали наблюдательнее, замечают и выделяют красоту цветовой гаммы, пропорций, многообразие форм предметов, выразительность характерных черт персонажа. Благодаря координированным, плавным движениям рук, зрительному контролю улучшается качественное выполнение рисунка. В собственном творчестве дети используют то или иное средство для передачи художественного образа, чётко мотивируя свой выбор. Дети свободнее владеют пространственным ориентиром (ближе-дальше)

Слайд 23

Способы рисования в старшей группе Рисование простых сюжетов (передача движений человека, взаимодействий и отношений между персонажами) Рисование декоративное (беспредметные –абстрактные композиции)-безотрывное рисование карандашом, фломастером, кистью по бумаге. Декоративное рисование - по мотивам хохломской росписи - Дымковская роспись - по замыслу, заполняя всё пространство на листе бумаги (растительные, зооморфные, геометрические) - на объёмной фигуре (на вылепленной игрушке) – украшение кругами, пятнами, точками, прямыми линиями и штрихами построение кругового узора из центра, симметрично располагая элементы на лучевых осях или по концентрическим кругам - по народным потешкам и песенкам Рисование по представлению Рисование по описанию (загадок и стихов) Рисование с натуры

Слайд 24

Рисование цветовых композиций (смешивание разных красок для получения «зимних», «весенних», «летних», «осенних» композиций). Рисование – экспериментирование - палитра – тёплые оттенки - с различными художественными материалами и инструментами Сюжетное рисование -по всему листу бумаги с передачей пропорциональных и пространственных отношений -передавая движения, взаимодействия и отношения детей Рисование предметное - рисование широкой линии всем ворсом кисти и тонкие линии – концом - рисование – дидактическое (цветоведение) Рисование по замыслу - выразительная фигура человека в контрастном костюме - в движении и с передачей мимики - улыбка, смех Рисование с опорой на фотографию (портрет) Нетрадиционное рисование Рисование – фантазирование Рисование экспериментирование с различными материалами и кляксография Рисование в технике «по мокрому»(цветовая растяжка, лессировка) Рисование на камешках по замыслу

Слайд 25

Творческие проявления детей К шести-семи годам у ребенка появляется способность изображать объекты с теми качествами, которые им принадлежат в реальном мире. Дети свободно передают многообразие окружающей действительности: картины природы, сцены из жизни и сюжеты сказок, литературных произведений (живописные и графические образы). Многие предметы, образ человека, сказочных персонажей они изображают в рисунке, в сюжетной композиции, используя различные выразительные средства. Определяют тёплые и холодные тона.

Слайд 26

Способы рисования в подготовительной группе Рисование декоративное модульное с элементами письма по мотивам кружевоплетения (точка, круг, завиток, лепесток, трилистник, волнистая линия, прямая линия с узелками, сетка, цветок, петля) оформление лепных поделок по мотивам « Дымковской» (Вятской) игрушки По мотивам «Гжели» двухчастные контрастные композиции по мотивам « Городецкой» росписи Рисование сюжетное передача движения и эмоциональное состояние объектов, изображение позы по замыслу пейзажное

Слайд 27

Рисование по замыслу - несложные сюжеты и пейзажи - ассиметрия, передающая движение Рисование по представлению - парный портрет (в профиль, в анфас) Рисование с натуры - цветы - игрушки Нетрадиционное рисование - «Монотипия» (по мокрому)-пейзаж - рисование по мокрому листу.

Слайд 28

Используемая литература Т.Г. Казакова. Детское изобразительное творчество. Изд.: ООО «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА»; Москва, 2006г И.А.Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст. Методическое пособие. Издательский дом «Цветной мир», Москва, 2012г И.А.Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. Методическое пособие. Издательский дом «Цветной мир», Москва, 2012г И.А.Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Методическое пособие. Издательский дом «Цветной мир», Москва, 2012г И.А.Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. Методическое пособие. Издательский дом «Цветной мир», Москва, 2011г И.А.Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа. Методическое пособие. Издательский дом «Цветной мир», Москва, 2011г

Слайд 29

С п а с и б о з а в н и м а н и е !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...