Аналитические отчеты
статья

Рудь Светлана Петровна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Аналитическая справка

по результатам экспресс диагностики речевого развития детей старшего дошкольного возраста(5-7лет).

Период проведения исследования: с 12.02.2021 по 18.02.2021г.

Диагност учитель-логопед: Рудь Светлана Петровна

Была проведена экспресс- диагностика по формировании связной речи среди воспитанников: ГОН №8, ГОН № 9, ГОН № 10, ГКН №11.

Общее количество воспитанников: 20 детей.

Цель данной диагностики: определение уровня развития связной речи, детей старшего дошкольного возраста.

Для выявления уровня речевого развития у детей старшего дошкольного возраста был использован диагностический инструментарий — экспресс-диагностика:

  1. «Альбом для обследования речевого развития детей 3—7 лет», включающий в себя:
  • цветной иллюстративный материал;
  • схемы обследования речи детей 5-7 лет и задания к ним;
  • протоколы обследования речи детей на группу.
  1. Программа, разработанная Т.А.Ткаченко «Развитие связной речи у дошкольников 4-7 лет» используя следующие виды самостоятельного рассказывания: 
  • Рассказ-описание (умение описывать картину, использовать при описании предметов слова, обозначающие существенные признаки)
  • Пересказ (умение составить описание без наглядности)
  • Рассказ из личного опыта (умение составить рассказ по картине, по серии картин, из личных опытов)

Принцип качественного анализа данных обследования включает в себя выделение параметров оценки речевого развития. Основными параметрами оценки по всем разделам, считаются: контактность, принятие и понимание задания; качество выполнения задания, поручений; способность к подражанию, обучение в процессе сотрудничества со взрослыми.

Количественная оценка результатов экспресс – диагностики выражается в баллах и производится следующим образом:

1 балл — низкий: не принял инструкцию, не понял цель задания, не включается в ситуацию обследования;

2 балла — средний: принял задание, допускает неточности при выполнении;

3 балла — высокий: принял задание, выполняет все задания и инструкции.

По результатам обследования были выявлены 3 уровней развития: высокий, средний, низкий. Данные уровни сформированности связной речи способны наиболее полно и четко представить картину речевого развития каждого дошкольника с речевой патологией и группы в целом.

Результаты проведенного экспресс обследования

ГОН №9

ГОН № 10

ГОН № 8

ГОН № 11

I. Рассказ-описание

(умение описывать картину, использовать при описании предметов слова, обозначающие существенные признаки)

Высокий уровень

20%

20%

40%

40%

30%  (6)

Средний уровень

80%

80%

60%

60%

70% (14)

Низкий уровень

0

II. Пересказ

 (умение составить описание без наглядности)

Высокий уровень

40%

40%

20% (4)

Средний уровень

100%

100%

60%

60%

80% (16)

Низкий уровень

0%

III. Рассказ из личного опыта (умение составить рассказ по картине, по серии картин, из личного опыты)

Высокий уровень

20%

40%

50%

40%

25 % (5)

Средний уровень

80%

60%

50%

60%

75% (10)

Низкий уровень

0 %

 диаграмма!

Результаты диагностики

Сравнительный анализ результатов проведенного обследования детей от 5-7 лет №9, №10, №8, №11 показал следующие результаты.

  1. Так по первому разделу «Рассказ-описание» у детей в группах №9 и №10 преобладает средний уровень 80%, рассказ – описание по серии картинок не в полном объеме соответствует предложенному сюжету. Отмечаются ошибки в выборе слов с нужным лексическим значением. Наблюдаются трудности усвоения словоизменительной системы языка. В речи присутствуют словообразовательные ошибки, у детей возникают сложности в выполнении заданий. Отмечаются трудности в понимании логико-грамматических конструкций.

В группах №8, №11 преобладает высокий уровень 40%, связная речь сформирована в соответствии с их возрастом, дети показали умение самостоятельно составлять описательный рассказ по серии картин, используя развернутые предложения, умение отвечать на вопросы, продемонстрировали умения пересказывать рассказ по схеме, придумывать название картины. У 60% детей в речи присутствуют словообразовательные ошибки, наблюдаются выраженные трудности подбора языковых средств для реализации коммуникативного намерения.

  1. По второму разделу «Умение составить описание без наглядности» в ГОН № 9, №10 дети показали 100 % средний уровень, у детей недостаточно сформировано умение составлять рассказ без наглядности, детям требуется направляющая и стимулирующая помощь педагога, особенно – на начальном этапе пересказа.

В ГОН №8, №11 дети показали высокий уровень 40 % «Пересказа без наглядности», продемонстрировали умения пересказывать рассказ, словарь характеризуется большим количеством и разнообразием смысловых и формальных связей, использовали в составление рассказа развернутые связные высказывания.

  1. По третьему разделу «Рассказ из личного опыта» наиболее высокие показатели уровня развития связной речи в умении составлять рассказ из личного опыта показали дети групп № 8, №11, показали умение самостоятельно составлять рассказ, более активнее проявляли интерес к заданию, пользовались разными способами словообразования, правильно употребляли слова с уменьшительно-ласкательным значением, образовывали практически без ошибок прилагательные от существительных.

Дети групп № 9, № 10 в данном задании показали средний уровень развития отмечались ошибки в выборе слов с нужным лексическим значением. Наблюдались трудности усвоения словоизменительной системы языка. Задания выполняли с помощью наводящих и уточняющих вопросов, в замедленном темпе с ошибками.  

 

Вывод:

На основании проведенного обследования можно сделать вывод, что в общем дети имеют средний уровень развития связной речи. Для развития связной речи необходимо больше внимания уделять рассказыванию по картине, пересказу, рассказыванию из личного опыта используя новые формы и методы работы.  

Учитывая приобретенные навыки воспитанников, педагогам повышать требования к рассказам, добиваться проявления детьми большей активности и самостоятельности.

В обучении рассказыванию особое значение имеет обогащение мотивов речевой деятельности детей. Мотивационные установки делают процесс обучения интересным, привлекательным, повышают активность детей и качество их рассказов.



Предварительный просмотр:

Анализ работы по курсу

«Развитие речи и познавательных способностей»

в «Школе будущего первоклассника».

Занятия по данному курсу проходили в период с 12 февраля по 16 апреля 2022 года. Было проведено 21 занятие в 5 группах.

Занятия проводились в соответствии с разработанной программой. Продолжительность занятий - 30 минут.

Все занятия ориентированы на психическую защищённость ребёнка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с логопедом. В основу положены комплексность и игровые приёмы, направленные на развитие мелкой моторики рук и артикуляционного аппарата, познавательных процессов и творческого мышления, воображения, внимания, памяти.

Цель курса – создание условий для благоприятной адаптации к школьному обучению; развитие всех компонентов речи; формирование познавательной активности и учебной мотивации детей, необходимых для успешного обучения в школе.

Понимание проблем поступающего в школу ребенка позволило сформулировать следующие задачи, которые актуальны в период его вхождения в школьную жизнь:

  1. формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;
  2. развитие ручной моторики и моторики артикуляционного аппарата;
  3. формирование правильной артикуляции звуков и их автоматизация в различных фонетических условиях произношения;
  4. обогащение активного, пассивного и потенциального словаря, развитие грамматического строя речи, развитие связной речи;
  5. развитие умения оперировать единицами языка, звуком, слогом, словом, словосочетанием, предложением;
  6. формирование познавательной деятельности (мышления, восприятия, представлений, памяти, внимания).
  7. развитие общеучебных умений: умения работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца; работать внимательно, сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия.

Для активизации речи и познавательных процессов целесообразна сюжетно-тематическая организация занятий. Поэтому каждое занятие строилось на лексической теме, далее подбирались задания согласно задачам программы. Занятия были проведены по следующим темам: «Овощи», «Фрукты», «Дикие и домашние животные. Их детеныши», «Мебель», «Семья», «Транспорт», «Посуда», «Весна», «Перелётные птицы весной», «Школа. Школьные принадлежности».

В начале каждого занятия проводились: артикуляционные упражнения; нейропсихологическая игра «Повтори за мной», для развития межполушарных связей, которые синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, улучшению восприятия речи собеседника (родителей, педагога и других детей), вызывают стойкий интерес у ребенка, активно концентрируют его внимание, позволяют быстро переключиться с одной деятельности на другую, что способствует быстрому включению ребенка в занятие. 

Логопедические задания подбирались как в устной форме, так и на рабочих листах, которые выполнялись простым и цветными карандашами.

Виды устных заданий: «Четвёртый лишний», «Скажи наоборот», «Скажи одним словом», «Назови ласково», «Когда так говорят?», «Что не так?», «Подбери пару», «Запомни цепочку слов», «Какое слово не подходит». Интерактивная игра «Учимся говорить правильно» с комплексом заданий: «Послушай рассказ», «Найди звук», «Звуки двойняшки», «Посчитай слоги», «Научи смешариков различать звуки» и др.

Виды заданий на рабочих листах: штриховка, копирование по клеткам на развитие зрительно-моторной координации, выполнение заданий на определение пространственных отношений на листе.

По завершению курса можно констатировать, что в основном, дошкольники готовы к обучению в школе. Были задания, которые не вызывали особых затруднений у детей, как например: отгадывание загадок, подбор обобщающих понятий, антонимов, уменьшительно-ласкательных форм слова, нахождение лишнего, задания на классификацию.

Задания на определение пространственных отношений вызвали затруднения у значительного количества детей. У данной категории детей возможны затруднения в освоении письма, в запоминании начертаний букв, в ориентировке на листе бумаги в процессе обучения в школе. По результатам проведенных занятий были выявлены и дети с речевыми нарушениями разной сложности, что является фактором риска в овладении навыками чтения и письма.

Все занятия строились в игровой форме с применением музыкальных методик, таких как: фонетическая ритмика - это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определённого речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков) «Сделай и произнеси как я»; логоритмика «Пропой правильно чистоговорки».

Детям предлагался материал для сравнения, сопоставления, тем самым побуждал детей делать собственные выводы, учиться обосновывать свои ответы, выбирать правильное решение среди различных вариантов.

                                                                         

                                                                Учитель-логопед: Рудь Светлана Петровна



Предварительный просмотр:

 Аналитический отчет учителя-логопеда за 2021-2022 учебный год

Логопедический пункт в общеобразовательном учреждении организуется для оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи. Работа проводится в соответствии с Инструктивным письмом «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» Министерства образования Российской Федерации от 14.12.2000 г. № 2; нормативными и методическими документами по вопросам профессиональной и практической деятельности; программно-методической литературой по работе с обучающимися, имеющими отклонения в развитии речи.

Цель работы логопункта - оказание специальной коррекционно-развивающей помощи обучающимся школы, имеющим различные нарушения устной и письменной речи. Логопедическое сопровождение строится на основе учета возрастных особенностей, программного материала по письму и развитию речи, структуры дефекта.

Работа велась по следующим направлениям:

  • Диагностическая;
  • коррекционно- развивающая;
  • организационно – методическая;
  • исследовательско- аналитическая.

Логопедическая работа в школе условно делится на три этапа: диагностический, коррекционный и оценочный. Каждый из них имеет свои цели, задачи и технологии. Продолжительность этапа определяется совокупностью и сочетаемостью различных факторов, выявляемых в процессе обследования, диагностики и коррекции.

Первый этап – диагностический (01 сентября – 15 сентября). Проводится с целью выявления актуального уровня развития устной речи и степени подготовки к обучению грамоте обучающихся 1-х классов; выявление уровня развития чтения и письма обучающихся 2-4-х классов.

За данный период было обследовано 161 обучающийся 1-х классов. Данные диагностической работы занесены в Журнал обследования устной и письменной речи учащихся. Было выявлено 48 учащихся 1-х классов, (29,8%), имеющих различные нарушения устной речи.

Сравнительные данные по первоклассникам за два учебных года:

Уч. года

Обследовано

Выявлено

В процентах

2020-2021

146

30

20,5%

2021-2022

161

48

29.8%

Приведенные цифры говорят о том, что уровень развития речи детей, пришедших в первый класс, не соответствует возрасту и, следовательно, у многих из них могут возникнуть трудности при овладении письмом и чтением. При этом по итогам обследования было выявлено: 46 детей имеют в анамнезе дизартрию, ФНР, ФФНР, 2 ребенка ОВЗ. Это говорит о сложности речевого дефекта, и чтобы достичь результатов в коррекционной работе, необходимы более длительное логопедическое воздействие и медицинская помощь.

На параллелях 2-4-х классов было выявлено 14 обучающихся с нарушениями чтения и письма, 5 из них имеют статус «ОВЗ».

Выявлено детей с речевыми нарушениями

Фонетический дефект (1 кл)

8

ФНР, ФФНР (1 кл)

32

ОВЗ с задержкой психического развития (1 кл)

2

Нарушение чтения и письма, обусловленные ФНР, ФФНР

6

Нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР

-

Заикание

-

Всего

48

Занималось на логопедическом пункте

Фонетический дефект(дизартрия)

10

ОВЗ (ЗПР)

8

ФНР, ФФНР

13

Нарушение чтения и письма, обусловленные ФНР, ФФНР

7

Нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР

-

Всего за год

38

+2

Выпущено:

34

Оставлено для продолжения занятий:

 с динамикой

 с динамикой ОВЗ

- без улучшения речи

2

4

0

1-4 классы                                            начало года                  конец года

ФНР, ФФНР                                       20+2                                    20                              

ОВЗ                                                    8                                   4

Фонетический дефект                            10                                   10

Всего зачислено                                40                                  

Выпущено                                                                                34

Оставлено с динамикой на 2022-2023                              2+4(ОВЗ)

Коррекционный этап.

В 2021-2022 учебном году логопедическая помощь была оказана 24 обучающимся 1-х классов из них 3 ребёнка ОВЗ, 10 обучающихся 2-х классов из них 2 ребёнка ОВЗ; 1 обучающийся 3 класс ОВЗ; 3 обучающихся 4 класс из них 2 ребёнка ОВЗ. Все дети с ОВЗ занимались по программе индивидуального логопедического сопровождения – как части АОП НОО обучающихся с ОВЗ (ЗПР).

Выпущено 34 обучающихся (Приложение 1). С рекомендациями родителям  и классным руководителям: продолжить работу по коррекции устной и письменной речи, посещать внеурочные занятия в 2022-2023 учебном году для закрепления полученных умений и знаний  на логопедическом пункте.

6 обучающихся с динамикой оставлены для продолжения занятий в 2022 -2023 учебном году. Из них 4 обучающихся ОВЗ; 1обучающийся с ОНР 3 уровня, 1 ребёнок с дизартрией. (Приложение 2)

Приоритетное зачисление первоклассников вызвано тем, что раннее выявление и своевременно проведенная коррекционная работа позволяют достичь наилучших результатов в дальнейшем, предупредить и преодолеть нарушения письма. Анализ результатов обследования показал, что у большинства выявленных детей нарушено звукопроизношение - это замены одних звуков речи другими, полное отсутствие звуков, а также искаженное их произношение. Характер подобных отклонений является фактором риска по отношению к качественному овладению навыками письменной речи, и порождают у детей младшего школьного возраста трудности общения с окружающими. Поэтому основная работа была направлена на восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи (развитие фонематического восприятия и фонематических представлений; устранение дефектов звукопроизношения; формирование навыков анализа и синтеза звукослогового состава слов; закрепление звукобуквенных связей и др.).

Основная работа с обучающимися 2-4 класса была направлена на развитие фонематических процессов, устранение замен в письме; уточнение значений слов, дальнейшее обогащение словарного запаса, развитие и совершенствование грамматического оформления связной речи.

Логопедическое воздействие на обучающихся с ОВЗ (ЗПР) направлено на речевую систему в целом: устранение речевых нарушений, развитие психических процессов, способствуя освоению АОП НОО.

Логопедическое сопровождение детей с нарушениями речи проходило в период с 16 сентября по 27 мая согласно циклограмме рабочего времени.

На занятиях успешно применялись здоровьесберегающие технологии, способствующие предупреждению переутомления и снятию напряжения у детей: физминутки, пальчиковые игры, дыхательная гимнастика и релакционные моменты.

В результате проведённой коррекционной работы сформирована направленность внимания на звуковую сторону речи, восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов, поставлены и автоматизированы звуки, уточнён и активизирован словарь. По итогам работы 34 учащихся выпущено из логопункта, а 6 с динамикой в развитии речи – оставлено для дальнейшей работы.

Организационная работа.

  • Проведено логопедическое обследование обучающихся с речевой патологией и заполнены речевые карты.
  • Обучающиеся, нуждающиеся в логопедической помощи, зачислены в группы с учётом возраста и речевого дефекта.
  • Составлено расписание логопедических занятий и согласовано с администрацией школы.
  • Логопедический кабинет подготовлен к началу занятий, приобретены учебные принадлежности для кабинета.

Логопедический кабинет был пополнен новыми дидактическими пособиями.

Научно-методическая работа.

Для родителей и педагогов учащихся, занимающихся на логопункте, проводились консультации. Консультативная работа проводилась в течение учебного года по мере необходимости.

В рамках социального партнерства велось тесное сотрудничество с ТПМПК по сопровождению детей.

Проанализировав коррекционно-логопедическую работу учителя-логопеда за 2021-2022 учебный год, результаты диагностики детей, можно сделать вывод, что задачи, поставленные в начале учебного года, решены; намеченные цели достигнуты.

 Вместе с тем увеличивается количество обучающихся, имеющих сложную структуру дефекта, часто сопровождающуюся задержкой психологического развития, что не может не сказаться на результатах обучения.

Основные задачи работы учителя-логопеда на следующий учебный год:

продолжить коррекционную работу по последовательной реализации комплексного подхода при выявлении и коррекции устной и письменной речи обучающихся школы; проводить внеурочную деятельность для коррекции нарушений письменной и устной речи; по устранению дефектов звукопроизношения; совершенствовать работу по изучению, внедрению современных диагностических методик и по дальнейшему развитию дистанционных форм деятельности.     


    Учитель-логопед МБОУ «СШ №17» _____________



Предварительный просмотр:

 Аналитический отчет учителя-логопеда за 2022-2023 учебный год

Логопедический пункт в общеобразовательном учреждении организуется для оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи. Работа проводится в соответствии с Инструктивным письмом «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» Министерства образования Российской Федерации от 14.12.2000 г. № 2; нормативными и методическими документами по вопросам профессиональной и практической деятельности; программно-методической литературой по работе с обучающимися, имеющими отклонения в развитии речи.

Цель работы логопункта - оказание специальной коррекционно-развивающей помощи обучающимся школы, имеющим различные нарушения устной и письменной речи. Логопедическое сопровождение строится на основе учета возрастных особенностей, программного материала по письму и развитию речи, структуры дефекта.

Работа велась по следующим направлениям:

  • Диагностическая;
  • коррекционно- развивающая;
  • организационно – методическая;
  • исследовательско- аналитическая.

Логопедическая работа в школе условно делится на три этапа: диагностический, коррекционный и оценочный. Каждый из них имеет свои цели, задачи и технологии. Продолжительность этапа определяется совокупностью и сочетаемостью различных факторов, выявляемых в процессе обследования, диагностики и коррекции.

Первый этап – диагностический (01 сентября – 15 сентября). Проводится с целью выявления актуального уровня развития устной речи и степени подготовки к обучению грамоте обучающихся 1-х классов; выявление уровня развития чтения и письма обучающихся 2-4-х классов.

За данный период было обследовано 140 обучающийся 1-х классов. Данные диагностической работы занесены в «Журнал обследования устной и письменной речи обучающихся». Было выявлено 61 обучающийся 1-х классов, (43,6%), имеющих различные нарушения устной речи.

11 детей с дизартрией - нарушение произносительной стороны речи, ограничена подвижность органов речи (мягкого нёба, языка, губ), из-за чего затруднена артикуляция.

28 детей с фонетическим нарушением речи (ФНР) –искажение звуков и слоговой структуры слов.

7 детей с фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) –нарушение процессов восприятия фонем и звукопроизношения при различных речевых нарушениях. 

3 ребёнка с задержкой психического развития (ЗПР) из них

1 с ОВЗ ребёнок-инвалид по зрению, нарушение звукопроизношения ротоцизм

2 ребёнка ОНР - III уровня

10 детей -  с незначительными нарушениями речи.

1 А - 11  обучающихся

1 Б - 19 обучающихся

1 В - 12  обучающихся

1 Г - 12  обучающихся

1 Д – 7   обучающихся

Сравнительные данные по первоклассникам за три учебных года:

Уч. года

Обследовано

Выявлено

В процентах

2020-2021

146

30

20,5 %

2021-2022

161

48

29.8 %

2022-2023

140

61

43,6 %

Приведенные цифры говорят о том, что уровень развития речи детей, пришедших в первый класс, не соответствовал возрасту.

На параллелях 2-4-х классов было выявлено 14 обучающихся с нарушениями чтения и письма, 5 из них имеют статус «ОВЗ».

Выявлено детей с речевыми нарушениями

Фонетический дефект (1 кл)

11

ФНР, ФФНР (1 кл)

35

ОВЗ с задержкой психического развития (1 кл)

3

Нарушение чтения и письма, обусловленные ФНР, ФФНР

-

Нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР

2

Незначительные нарушения речи

10

Всего

61

Зачислены на логопедический пункт 1 классы

ОВЗ (ЗПР)

1      +2

ФНР

17    +4

ФФНР

7

Нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР- III ур.

1

Всего

28

Зачислены на логопедический пункт 2-4 классы

Нарушение чтения и письма, обусловленные ЗПР (ОВЗ)

10

-

Всего за 2022-2023 у.г.

42

Выпущено:

34

Оставлено для продолжения занятий

- с динамикой

8

- без улучшения речи

Выбыло:

Зачислены на логопедический пункт в 2022-2023 учебном году 42 обучающихся (Приложение 1)

Коррекционный этап.

В 2022-2023 учебном году логопедическая помощь была оказана 28 обучающимся 1-х классов из них 3 ребёнка ОВЗ, 6 обучающихся 2-х классов из них 3 ребёнка ОВЗ; 3 обучающийся 3 класс из них 2 ребёнка ОВЗ; 1 обучающийся 4 класс ОВЗ. Все дети с ОВЗ занимались по программе индивидуального логопедического сопровождения – как части АОП НОО обучающихся с ОВЗ (ЗПР).

Выпущено 34 обучающихся (Приложение 2). С  рекомендациями родителям  и классным руководителям: продолжить работу по коррекции устной и письменной речи, посещать внеурочные занятия в 2022-2023 учебном году для закрепления полученных умений и знаний  на логопедическом пункте.

8 обучающихся с динамикой оставлены для продолжения занятий в 2023 -2024 учебном году, из них 3 ребёнка ОВЗ (Приложение 3)

Приоритетное зачисление первоклассников вызвано тем, что раннее выявление и своевременно проведенная коррекционная работа позволяют достичь наилучших результатов в дальнейшем, предупредить и преодолеть нарушения письма. Анализ результатов обследования показал, что у большинства выявленных детей нарушено звукопроизношение - это замены одних звуков речи другими, полное отсутствие звуков, а также искаженное их произношение. Характер подобных отклонений является фактором риска по отношению к качественному овладению навыками письменной речи, и порождают у детей младшего школьного возраста трудности общения с окружающими. Поэтому основная работа была направлена на восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи (развитие фонематического восприятия и фонематических представлений; устранение дефектов звукопроизношения; формирование навыков анализа и синтеза звукослогового состава слов; закрепление звукобуквенных связей и др.).

Основная работа с обучающимися 2-4 класса была направлена на развитие фонематических процессов, устранение замен в письме; уточнение значений слов, дальнейшее обогащение словарного запаса, развитие и совершенствование грамматического оформления связной речи.

Логопедическое воздействие на обучающихся с ОВЗ (ЗПР) направлено на речевую систему в целом: устранение речевых нарушений, развитие психических процессов, способствуя освоению АОП НОО.

Логопедическое сопровождение детей с нарушениями речи проходило в период с 1сентября по 26 мая согласно циклограмме рабочего времени.

На занятиях успешно применялись здоровьесберегающие технологии, способствующие предупреждению переутомления и снятию напряжения у детей: физминутки, пальчиковые игры, дыхательная гимнастика и релакционные моменты.

В результате проведённой коррекционной работы сформирована направленность внимания на звуковую сторону речи, восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов, поставлены и автоматизированы звуки, уточнён и активизирован словарь. По итогам работы 32 обучающихся выпущено из логопедического пункта, 10 с динамикой в развитии речи – оставлено для дальнейшей работы.

Организационная работа.

  • Проведено логопедическое обследование обучающихся с речевой патологией и заполнены речевые карты.
  • Обучающиеся зачислены в группы с учётом возраста и речевого дефекта.
  • Составлено расписание логопедических занятий и согласовано с администрацией школы.
  • Логопедический кабинет подготовлен к началу занятий, приобретены учебные принадлежности для кабинета.

Логопедический кабинет был пополнен новыми дидактическими пособиями.

Научно-методическая работа.

Для родителей и педагогов учащихся, занимающихся на логопедическом пункте, проводились консультации. Консультативная работа проводилась в течение учебного года по мере необходимости.

В рамках социального партнерства велось тесное сотрудничество с ТПМПК по сопровождению детей.

Проанализировав коррекционно-логопедическую работу учителя-логопеда за 2022-2023 учебный год, результаты диагностики детей, можно сделать вывод, что задачи, поставленные в начале учебного года, решены; намеченные цели достигнуты.

 Вместе с тем увеличивается количество обучающихся, имеющих сложную структуру дефекта, часто сопровождающуюся задержкой психологического развития, что не может не сказаться на результатах обучения.

Основные задачи работы учителя-логопеда на следующий учебный год:

продолжить коррекционную работу по последовательной реализации комплексного подхода при выявлении и коррекции устной и письменной речи обучающихся школы; проводить внеурочную деятельность для коррекции нарушений письменной и устной речи; по устранению дефектов звукопроизношения; совершенствовать работу по изучению, внедрению современных диагностических методик и по дальнейшему развитию дистанционных форм деятельности.     


                                  Учитель-логопед МБОУ «СШ №17» _______________

Приложение 1

Список обучающихся зачисленных

на логопедический пункт 2022-2023 учебный год

Учитель – логопед: Рудь Светлана Петровна

Приложение 2

Список обучающихся отчисленных

из логопедического пункта 26.05.2023г.

Учитель – логопед: Рудь Светлана Петровна

Приложение 3

Список обучающихся оставленных

для продолжения занятий на логопедическом пункте

2023-2024 учебном году.



Предварительный просмотр:

 Аналитический отчет учителя-логопеда за 2023-2024 учебный год

Логопедический пункт в общеобразовательном учреждении организуется для оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи. Работа проводится в соответствии с Инструктивным письмом «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» Министерства образования Российской Федерации от 14.12.2000 г. № 2; нормативными и методическими документами по вопросам профессиональной и практической деятельности; программно-методической литературой по работе с обучающимися, имеющими отклонения в развитии речи.

Цель работы логопедического пункта - оказание специальной коррекционно-развивающей помощи обучающимся школы, имеющим различные нарушения устной и письменной речи. Логопедическое сопровождение строится на основе учета возрастных особенностей, программного материала по письму и развитию речи, структуры дефекта.

Работа велась по следующим направлениям:

  • Диагностическая;
  • коррекционно- развивающая;
  • организационно – методическая;
  • исследовательско- аналитическая.

Логопедическая работа в школе условно делится на три этапа: диагностический, коррекционный и оценочный. Каждый из них имеет свои цели, задачи и технологии. Продолжительность этапа определяется совокупностью и сочетаемостью различных факторов, выявляемых в процессе обследования, диагностики и коррекции.

Первый этап – диагностический (01 сентября – 15 сентября). Проводится с целью выявления актуального уровня развития устной речи и степени подготовки к обучению грамоте обучающихся 1-х классов; выявление уровня развития чтения и письма обучающихся 2-4-х классов.

За данный период было обследовано 131 обучающийся 1-х классов. Данные диагностической работы занесены в «Журнал обследования устной и письменной речи обучающихся». Было выявлено 55 обучающийся 1-х классов, (41,9%), имеющих различные нарушения устной речи.

с фонетическим дефектом - 4 ребёнка с нарушением произносительной стороны речи, у которых ограничена подвижность органов речи (мягкого нёба, языка, губ), из-за чего затруднена артикуляция.

с фонетическим нарушением речи (ФНР) – 11 детей это искажение звуков и слоговой структуры слов.

с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) – 21 ребёнок у которых нарушение процессов восприятия фонем и звукопроизношения при различных речевых нарушениях. 

1 ребёнок с задержкой психического развития (ЗПР)

18 детей -  с незначительными нарушениями речи.

1 А - 12  обучающихся

1 Б  -  9  обучающихся

1 В  -  9  обучающихся

1 Г  -  13 обучающихся

          1 Д  - 12 обучающихся

Сравнительные данные по первоклассникам за четыре учебных года:

Уч. года

Обследовано

Выявлено

В процентах

2020-2021

146

30

20,5 %

2021-2022

161

48

29.8 %

2022-2023

140

61

43,6 %

2023-2024

131

55

41,9 %

Приведенные цифры говорят о том, что уровень развития речи детей, пришедших в первый класс, не соответствовал возрасту.

На параллелях 2-4-х классов было выявлено 11 обучающихся ЗПР  с нарушениями чтения и письма

Выявлено детей с речевыми нарушениями

2023-2024

Фонетический дефект (1 кл)

4

ФНР, ФФНР (1 кл)

32

ОВЗ с задержкой психического развития (1 кл)

1

Нарушение чтения и письма, обусловленные ФНР, ФФНР

-

Нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР

-

Незначительные нарушения речи

18

Всего

55

Зачислены на логопедический пункт 1 классы

ОВЗ (ЗПР)

1

ФНР

10+2(февраль)

ФФНР

16+4

Нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР- III ур.

-

Всего

27

 Оставлены для продолжения занятий обучающиеся 1-4 классы

Нарушение чтения и письма, обусловленные ЗПР (ОВЗ)

5

Нарушение чтения и письма, обусловленные ФНР, ФФНР

2

Всего зачислено на логопедический пункт

38+6=44

Отчислены: в течение учебного года / на конец года

2 (февраль)

31

Диаграмма

Отчет об эффективности коррекционной (логопедической) работы на логопедическом пункте за 2023/ 2024 учебный год учителя – логопеда

     

        2023-2024у.г.                                     1классы        2 классы        3 классы        4 классы

зачислено                                                                33                         5                           4             2

выпущено                                                                32                          3                           3             2

оставлено для продолжения                        ОВЗ-1           ОВЗ-1             ОВЗ    

занятий с динамикой                                           +1                        +1                           1              0

                             сентябрь        январь        февраль        май

высокий                                 0            4                                    10

средний                           14           20                                    28

низкий                           24           14                                     0

выбыло                                           4                       2                  33

зачислено                                           4                       2                  0

осталось с динамикой                                                    5

Зачислены на логопедический пункт в сентябре 2023 года 38 обучающихся, 2 обучающихся зачислены в феврале 2024г. (Приложение 1)

Коррекционный этап.

В 2023-2024 учебном году логопедическая помощь была оказана 33 обучающимся 1-х классов из них 1 ребёнка ОВЗ, 5 обучающихся 2-х классов из них 1 ребёнка ОВЗ; 3 класс 4 обучающийся из них 3 ребёнка ОВЗ; 4 класс 2 обучающийся ОВЗ. Все дети с ОВЗ занимались по программе индивидуального логопедического сопровождения – как части АОП НОО обучающихся с ОВЗ (ЗПР).

Выпущено 33 обучающихся (Приложение 2). С  рекомендациями родителям  и классным руководителям: продолжить работу по коррекции устной и письменной речи, посещать внеурочные занятия в 2024-2025 учебном году для закрепления полученных умений и знаний  на логопедическом пункте.

5 обучающихся с динамикой оставлены для продолжения занятий в 2024 -2025 учебном году, из них 4 детей ОВЗ (Приложение 3)

Приоритетное зачисление первоклассников вызвано тем, что раннее выявление и своевременно проведенная коррекционная работа позволяют достичь наилучших результатов в дальнейшем, предупредить и преодолеть нарушения письма. Анализ результатов обследования показал, что у большинства выявленных детей нарушено звукопроизношение - это замены одних звуков речи другими, полное отсутствие звуков, а также искаженное их произношение. Характер подобных отклонений является фактором риска по отношению к качественному овладению навыками письменной речи, и порождают у детей младшего школьного возраста трудности общения с окружающими. Поэтому основная работа была направлена на восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи (развитие фонематического восприятия и фонематических представлений; устранение дефектов звукопроизношения; формирование навыков анализа и синтеза звукослогового состава слов; закрепление звукобуквенных связей и др.).

Основная работа с обучающимися 2-4 класса была направлена на развитие фонематических процессов, устранение замен в письме; уточнение значений слов, дальнейшее обогащение словарного запаса, развитие и совершенствование грамматического оформления связной речи.

Логопедическое воздействие на обучающихся с ОВЗ (ЗПР) направлено на речевую систему в целом: устранение речевых нарушений, развитие психических процессов, способствуя освоению АОП НОО.

Логопедическое сопровождение детей с нарушениями речи проходило в период с 1сентября по 25 мая согласно циклограмме рабочего времени.

На занятиях успешно применялись здоровьесберегающие технологии, способствующие предупреждению переутомления и снятию напряжения у детей: физминутки, пальчиковые игры, дыхательная гимнастика и релакционные моменты.

В результате проведённой коррекционной работы сформирована направленность внимания на звуковую сторону речи, восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов, поставлены и автоматизированы звуки, уточнён и активизирован словарь. По итогам работы 33 обучающихся выпущено из логопункта, 7 с динамикой в развитии речи – оставлено для дальнейшей работы.

Организационная работа.

  • Проведено логопедическое обследование обучающихся с речевой патологией и заполнены речевые карты.
  • Обучающиеся зачислены в группы с учётом возраста и речевого дефекта.
  • Составлено расписание логопедических занятий и согласовано с администрацией школы.
  • Логопедический кабинет подготовлен к началу занятий, приобретены учебные принадлежности для кабинета.

Логопедический кабинет был пополнен новыми дидактическими пособиями.

Научно-методическая работа.

Для родителей и педагогов учащихся, занимающихся на логопедическом пункте, проводились консультации. Консультативная работа проводилась в течение учебного года по мере необходимости.

В рамках социального партнерства велось тесное сотрудничество с ТПМПК по сопровождению детей.

Проанализировав коррекционно-логопедическую работу учителя-логопеда за 2023-2024 учебный год, результаты диагностики детей, можно сделать вывод, что задачи, поставленные в начале учебного года, решены; намеченные цели достигнуты.

 Вместе с тем увеличивается количество обучающихся, имеющих сложную структуру дефекта, часто сопровождающуюся задержкой психологического развития, что не может не сказаться на результатах обучения.

Основные задачи работы учителя-логопеда на следующий учебный год:

продолжить коррекционную работу по последовательной реализации комплексного подхода при выявлении и коррекции устной и письменной речи обучающихся школы; проводить внеурочную деятельность для коррекции нарушений письменной и устной речи; по устранению дефектов звукопроизношения; совершенствовать работу по изучению, внедрению современных диагностических методик и по дальнейшему развитию дистанционных форм деятельности.     


                                  Учитель-логопед МБОУ «СШ №17» _______________

 Приложение 1

Список обучающихся зачисленных

на логопедический пункт

2023-2024 учебный год

Приложение 2

Список обучающихся отчисленных

из  логопедического пункта

в 2023-2024 учебном году.

Приложение 3

Список обучающихся оставленных

для продолжения занятий на логопедическом пункте

2023-2024 учебном году.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

аналитический отчет по организации педагогической реабилитации несовершеннолетних

Анализ работы педагогов по организации педагогической реабилитации несовершеннолетних, попавших в ТЖС...

Аналитический отчет директора

Анализ организационной, контрольно-инспекционной, методической, инструктивно-информационной деятельности заместителя директора по УВР  за 2010-2011 учебный год...

Аналитический отчет

Представлен аналитический отчет учителя за межаттестационный период...

Презентация аналитического отчета

Презентация аналитического отчета учителя за межаттестационный период...

Аналитический отчет о применении в профессиональной деятельности Куркиной Инны Павловны современных образовательных технологий.

В своей педагогической деятельности широко использую технологии личностно-ориентированного обучения, что обеспечивает высокий уровень обучения.Всегда осуществляю оптимальный отбор методов,...

Аналитический отчет моей работы за последние 3 года

Аналитический отчет моей работы за последние 3 года. Включает в себя достижения учеников, проведенные мероприятия, планы работы на будущее....