Мастер- класс «Музыкальная гостиная»
методическая разработка

                     Дошкольный возраст - это период пробуждения и расцвета творческих и эмоциональных особенностей детей. Сегодня не вызывает сомнения, что в условиях возрастания объема и интенсивности учебно-познавательной деятельности - развитие творчества отходит на второй план.       

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskaya_gostinaya.docx27.63 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Мастер- класс «Музыкальная гостиная»

                     Дошкольный возраст - это период пробуждения и расцвета творческих и эмоциональных особенностей детей. Сегодня не вызывает сомнения, что в условиях возрастания объема и интенсивности учебно-познавательной деятельности - развитие творчества отходит на второй план.                                    Музыка, как известно, воздействует прежде всего на чувства, вызывает определенное настроение. Знакомство с разнообразными музыкальными произведениями, содержащие разнохарактерные образы, обогащает детей эмоционально. Движение, органически связанное с музыкой, помогает глубже проникнуть в эмоционально-образное содержание той или иной пьесы.                                                                

 Современная дошкольная педагогика нацелена на поиск инновационных методов и форм воспитания и обучения детей дошкольного возраста. В своей работе  я использую такую нетрадиционную форму организации образовательной деятельности по развитию музыкальных и творческих способностей, как «Музыкальная гостиная». Это цикл литературно музыкальных занятий, в процессе которых осуществляется комплексное использование различных искусств, взаимосвязь музыкальной, художественно- речевой, изобразительной и театрализованной деятельности.

Именно в рамках «Музыкальной гостиной» можно реализовать основные задачи образовательной области.

       Более конкретные задачи, которые решаются в процессе взаимодействия, можно сформулировать так:

 1) формирование познавательного интереса и любви к искусству в процессе приобщения к музыке, живописи, поэзии, художественному слову и движению.                                    

2) развитие музыкальности у детей, эмоциональной отзывчивости на музыку;                                                                      

3) формирование музыкального вкуса;                                          

4) развитие музыкального восприятия.                                              

      Если попытаться определить главную задачу музыкального воспитания в дошкольном детстве, то она может прозвучать так: влюбить детей в хорошую музыку. Педагоги, психологи, выдающиеся композиторы отмечают: для того, чтобы полюбить музыку надо прежде всего научиться ее слушать.

      Слушание музыки - уникальный вид деятельности. Слушая музыку, ребенок познает мир во всем его многообразии. При восприятии и анализе музыки у ребенка развивается мышление и воображение, произвольность и познавательная активность.

      В процессе рассказа о музыке и ее анализе у дошкольника развивается речь, которая становится содержательной образной и выразительной. Слушание музыки - универсальный вид деятельности он выделен в самостоятельный раздел, но без слушания невозможно представить себе и другие виды музыкальной деятельности перед тем, как разучить песню, танец, оркестровую пьесу или начать работу над игрой драматизацией, их нужно обязательно прослушать.

        Чтобы занятия в « Музыкальной гостиной» были более продуктивными и разнообразными необходимо использовать разные формы организации этих занятий. К таким формам можно отнести:

- занятия беседы;

-занятия – путешествия ( во времени, в пространстве, по сказкам и т.д.).

-занятия, построенные на основе содержания той или иной сказки;

-беседа- концерт (о творчестве композитора, о жанрах в музыке и т.д.)

-сюжетные занятия ( идем в гости, встречаем гостей.)

-ролевая игра

-театрализованное представление

-лекция – концерт.

     Организуя занятие в «Музыкальной гостиной», мы решаем важную задачу - научить детей слушать музыку, сформировать базу для развития музыкальной культуры. В такой работе очень важен тесный контакт между музыкальным руководителем и воспитателем, т. Как воспитатель поощряет все виды музыкальной деятельности вне занятий, стимулирует творческие проявления в самостоятельной деятельности. Воспитатель, слушая с детьми классическую музыку, одновременно повышает и свой уровень музыкальной культуры. Прежде чем научить детей слушать музыку, нужно уметь и самим слышать  и понимать язык музыку.

Практическая часть

    Так как сейчас наступила весна, то и произведения какие будем слушать посвящены красавице-весне Сегодня мы послушаем музыку великих композиторов, прочтем стихи замечательных поэтов, увидим картины известных художников. Все они раскрывают образ весны. Март- первый месяц весны. На земле еще по-прежнему лежит снег, да и мороз иной раз ударит не хуже чем в декабре. И все-таки, если присмотреться по пристальней, на декабрьскую пору это совсем не похоже. Кончилась вьюга, метель, выглянуло солнышко и сразу повеяло весной. Свет от солнца густой, золотистый, небо синее-синее и по нему раскинулись пушистые облака. Ручьи, проталины, первые кучевые облака- это и есть самое начало весны.                                        –Послушайте, как итальянский композитор А. Вивальди (показ портрета) передает образ весны музыкой.                            

(звучит  «Весна» А. Вивальди. На мониторе показ слайдов  раннее весны.)

.-Какая музыка по характеру? (веселая, радостная, торжественная вначале, потом звучит тихо, как эхо затаенно, восторженно.)

-Можно весеннюю природу передать музыкальными звуками?

-Какие звуки природы слышны в этом произведении?                      (журчание ручейков, переливчатое пение птиц, их гомон. Птицы резвятся, перекликаются.

-Всегда музыка звучит одинаково? В средней части немного меняется характер. Музыка становится громкой, как буд-то налетел ветер. В природе перед ненастьем обычно бывает затишье. Так и в этой музыке, перед средней частью все затихает, появляется настороженность. И вдруг мы слышим порывистые взлеты мелодии, громкие, встревоженные, будто внезапно налетел ураган, все потемнело, слышится завывание ветра, птицы мечутся и жалобно кричат. Но вот ненастье миновало. Снова музыка просветлела, зазвучала торжественно, празднично.

Вивальди написал к этой части своего концерта такие стихи.

Пришла весна ее встречают птицы

Веселым пеньем в гуще вешних крон

Ручей кипит, спеша с рекою слиться,

Его дыханьем ветер освежен.

Порою туч угрюмых вереница

На воздух надевают капюшон

Не исчезают беглые зарницы

И снова слышен птичий перезвон.

-Весна - очень красивое время года и многие художники посвятили свое творчество этому времени. Посмотрите на картины.                      

       -Какое впечатление производят на вас картины?

       -Какое чувство вызывают?

Робко появляется весна в наших краях и первыми о ее приходе в музыкальных произведениях русских композиторов возвещает жаворонок.

(Звучит муз. Чайковского « Песня жаворонка»).

-Какое по настроению это произведение?                                                                              (муз. светлая, нежная, мелодичная, в ней чувствуется холодноватая звонкость, свежесть весны.)

-Печальна песенка жаворонка, ведь вокруг еще снега, ветры дуют, солнце появляется изредка и почти не греет. Но невзирая на причуды погоды, жаворонок уверен, что дни зимы сочтены, а весна на подходе и всех извещает об этом. Композитор передал щебетание птички звонкими треллями, которые звучат, то на одной, то на другой высоте.

У русского художника Левитана есть картина, которая тоже называется «Март». Как удивительно похожи эти произведения.Музыкальная пьеса Чайковского и картина Левитана. Как и композитор в звуках, художник в красках постарался передать звонкую холодноватость мартовского воздуха и яркость солнечных лучей на белом снегу, ожидание тепла, которого еще немного в этот мартовский день. А поэт Е. Баратынский пишет о весне так:

(стихотворение Весна, весна! Как воздух чист….)

Оживает природа под теплыми солнечными лучами, появляются цветы- подснежники.

Весна приходит с ласкою

И со своею сказкою

Волшебной палочкой взмахнет

В лесу подснежник расцветет.

-А хотите отправиться в весенний лес?

-Тогда в путь.

Двигательное упражнение «В путь».

В лес весенний мы шагаем (идут)

Ноги выше поднимаем

Топают ножки (идут топающим шагом)

По прямой дорожке (идут на носках)

По узенькой дорожке

Пойдут тихонько ножки

Друг за другом побежим(бегут на носках)

В лес весенний прибежим.

ядем на полянке и посмотрим , как подснежник растет в лесу, какой это красивый и в то же время отважный цветок

оэты сочиняли стихи о подснежнике

Вот уж снег последний в поле тает

Теплый пар восзодит от земли,

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли

Юный лес, в зеленый дым одетый,

Теплых гроз нетерпеливо ждет,

Все весны дыханием согрето,

Все вокруг ликует и поет.

А композиторы сочиняли музыку о подснежнике.

(Слушание произведение Чайковского « Подснежник»)

акая по характеру мелодия? ( нежная , ласковая, прозрачная, солнечная)

ожно сравнить музыку с цветком?

ем они могут быть похожи?

-На какой танец похожа эта пьеса?( на вальс)

-А вы хотели бы стать цветами – подснежниками?

-Давайте попробуем изобразить, как поднимаются навстречу солнцу головки цветов, как они покачиваются на ветру, покружимся на весенней полянке.

(Упражнение импровизация «Цветок» муз. Чайковского «Подснежник»).

Сядьте на корточки, опустите голову и руки. Представьте, что вы семечки, из которых вырастут прекрасные цветы. Вот теплый луч солнца достиг земли и согрел в ней семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок.(встали, потянулись, улыбнулись, подняли и развели руки в стороны.) Нежится цветок на солнышке, подставляет теплу и свету каждый лепесток, поворачивая головку вслед за солнцем. (покружились изящно). Приподнимите подбородок, представьте, что вы смотрите на солнышко из- под опущенных век, улыбнитесь, поворачивая голову вправо- влево.

-Молодцы вы красиво, изящно передали в пластике образ подснежника, используя разные виды движений , творческое воображение.

-Пора возвращаться в детский сад.

В детский садик мы шагаем

Ноги выше поднимаем

По прямой дорожке

По узенькой дорожке пойдут тихонько ножки

Друг за другом побежим в детский садик прибежим.

-Вот и закончилась наша встреча в  музыкальной гостиной. Вот такая многогранная наша весна. Сегодня мы с вами еще раз убедились в том, что музыка может сочетаться со стихами,  стихи с картинами и все это связано между собой, подчинено одному настроению. И все это музыка!  Музыка звуков, стихов и красок.

-Я думаю, что мы еще больше полюбили это прекрасное время- пробуждение природы. Весной хочется любить, делать добрые поступки, веселиться, мечтать. И желаю, чтобы в душе у вас всегда была весна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Музыкальная радуга"

Мастер-класс был проведён на конкурсе "Учитель года - 2012"...

Рабочая программа по музыке для 2-го класса "Музыкальная гостиная".

Музыкальные занятия в средней общеобразовательной школе, будь то уроки или внеклассные мероприятия, направлены на то, чтобы развить у учащихся способно...

Мастер-класс «Семейная гостинная» как средство формирования культуры детско-родительских отношений»

Детско-родительские встречи – особая форма взаимодействия между участниками, предполагающая взаимный обмен опытом, знаниями по проблемам развития и воспитания детей, способствующая углублению понимани...

Мастер-класс "Музыкальная копилка"

Мастер-класс "Музыкальная копилка"...

Открытое внеклассное мероприятие по английскому языку для 9 класса: "Музыкальная гостиная с группой Битлз"

В ходе этого мероприятия учащиеся 9 класса знакомятся с творчеством легендарной английской группы "Битлз", узнают исторические факты, связанные с историей ее создания и до наших дней. У учащ...