Рабочая программа кружка "Мастерилка " 8 класс
статья (8 класс)

Черезова Елена Александровна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_masterilka_8_klass_klass.docx345.1 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Notebook\Desktop\скан сертификаты\img638.jpg                               

   Пояснительная записка

   Программа «Мастерилка» по содержательной, тематической направленности является  художественно-эстетической. Программа «Мастерилка» предназначена для обучающихся в коррекционной школе.                                                                                                          Содержание программы нацелено на формирование  культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество . Содержание программы расширяет представления учащихся о художественных стилях и направлениях в искусстве, знакомит с  историей искусства, с именами выдающихся художников, формирует чувство гармонии.

   Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применять полученные знания и практический опыт , при подготовке к творческим конкурсам.  Периодичность занятий 2 раза в неделю.

  Целью данной программы является знакомство детей с видами народных художественных росписей и обучение основам народного  художественного творчества. А также способствование формированию основ целостной эстетической культуры через развитие исторической памяти, через вживание в национальную культуру; развитию творческих способностей и задатков через освоение народной живописи.

Задачи:

Обучающими:                                                                                                                   - научить основам художественной грамотности;

- научить элементарным композиционным приемам;

- привить практические навыки росписи по дереву и умение творчески их использовать.

Воспитательно - развивающими:

- развить образное, логическое и художественное мышление;

- создать в объединении соответствующую эстетическую среду;

- приобщить детей к народным традициям;

-приучить к самостоятельности, трудолюбию, коллективизму, сотворчеству;

Структура программы состоит из  2  образовательных блоков:  теория, практика.

  Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование    деятельностно – практического опыта.

    Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, умению создавать авторские модели.  В основе практической работы лежит выполнение творческих заданий по созданию собственных изделий. Дети 12-14 лет способны на эмоционально-образном уровне выполнять предлагаемые задания.

    В результате работы программы «Мастерилка»  обучающиеся:

 1. должны знать виды народных росписей, учиться различать их между собой и давать им краткую характеристику;

2. должны уметь выполнять элементы росписи по дереву в соответствии с             народными традициями;

составлять композицию из элементов росписи, подходящую для конкретного изделия;

Для реализации программы необходимо иметь:

1.     Рабочую тетрадь по росписи;        

2.     Альбом;

3.     Бумагу канцелярскую;

4.     Стаканчики для воды;

5.     Кисти;

6.     Краски акварельные, гуашевые, масляные;

7.     Карандаши простые;

8.     Деревянные доски.

Отличительные особенности программы:

   Ремесло росписи, как любой вид художественной деятельности, подчиняется общим законам декоративно-прикладного искусства, но также имеет и свои специфические свойства, требующие изучения. Данная образовательная программа представляет собой комплекс занятий, включающих в себя изучение истории промыслов, техники росписи и основных композиционных приемов. Данное направление не ограничивает творческую деятельность детей, ведь специфика данной программы и в достижении начальных профессиональных навыков в технике выполнения приемов росписи, и в проникновении в глубины народной культуры, в обогащении внутреннего мира учащегося.

   Современный орнамент характеризуется, прежде всего, как растительный, преимущественно цветочный. Он основывается на внимательном изучении реальных форм местной флоры и создании на этой основе фантастических, несуществующих в природе цветов. Характерными являются также изображение листвы, бутонов и перистой ажурной листвы. Виртуозность выполнения достигается письмом с помощью тоненькой кисточки.

  За основу берется хохломская роспись. Она  схожа с народными росписями РФ и соседних стран, бывших республик СССР, таких как, Жостовская, Полхов-Майданская росписи, Петриковская роспись  и др. Поэтому программа построена на знакомстве учащихся с этими видами народных художественных промыслов.  Изучение композиционных решений, характерных для каждого вида, соединение их в единую композицию дает возможность познакомиться также с элементами башкирской росписи, которая базируется на хохломской росписи. Значительный объем содержания программы способен обеспечить многоуровневость и вариативность ее реализации в работе с детьми. Переход от одного уровня к другому осуществляется по принципу повторения и расширения объема знаний.

   Предполагаемый результат: в процессе работы учащиеся в увлекательной форме практически получают знания народных росписей Российской Федерации, учатся различать их между собой и давать им краткую характеристику, технологии росписи, составления композиций на разных видах поверхности. Приобретают умения работать с кистью, гуашью.

  В современных условиях, когда почти утрачен естественный механизм освоения традиции от поколения к поколению, учреждения дополнительного образования детей, используя разнообразные формы обучения и образования, воспитания, призваны помочь в изучении и сохранении, развитии народного искусства. Это поможет осуществить духовное становление учащихся, развить их трудовые навыки и умения.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Введение в программу – 1,5 часа. Программа, содержание работы и задачи кружка. Демонстрация слайдов с образцами изделий, выполненных мастерами росписи. Организация рабочего места. Техника безопасности при работе с инструментами.

Тема 2. Гуашевые, акварельные и масляные  краски – 3 часа

Теория – 1,5 ч. Краски.

Практика – 1,5 ч. Технология смешивания различных красок. Рисование линий.

Тема 3. Гжельская майолика – 3 часа

Теория – 1,5 ч. Гжельская расписная керамика. История возникновения промысла и его современное состояние.

Практика – 1,5 ч. Раскрашивание  кувшина, чайника в цветовой гамме гжели. Работа по образцам.

Тема 4. Городецкая роспись – 3 часа.

Теория – 1,5 ч. Городецкие деревянные изделия. История возникновения промысла и его современное состояние.

Практика – 1,5 ч. Раскрашивание панно в цветовой гамме по мотивам городецкой росписи. Работа по образцам.

Тема 5. Жостовская роспись –1,5 часа

 Теория – 1,5 ч. Жостовские расписные подносы. История возникновения промысла и его современное состояние. Особенности составления композиции и технология изготовления жостовских подносов.

Тема 6. Хохломская роспись –18 часов                                                              

Теория – 3 ч. История возникновения промысла и его современное состояние. Хохломская роспись как вид художественного промысла России. Хохломская деревянная посуда.  

Практика – 15 ч. Основные принципы работы.  Обучение рисованию линий, техника рисования,  письмо «верховое», письмо «под фон», цвета «хохломы».  Рисование «травки», элементы, виды «травки».                                          

Тема 7. Составление композиций из «травки»  – 9 часов

Теория –3ч. Основные принципы составления композиций из «травки». Виды композиций. Знакомство с работами мастеров.

Практика – 6ч. Составление индивидуальных композиций верховым письмом и «под фон». Композиция в круге, в полосе. Работа над техникой письма.

 Тема 8. Обучение рисованию листьев – 7,5 часа.

Теория – 1,5 ч. Обучение рисованию листьев, техника письма, виды листьев.

Практика – 6 ч. Рисование листьев различного размера. Соединение листьев разного размера в одной композиции. Выработка навыков рисования листьев разного размера. Рисование  листьев и «травки» в композиции. Рисование листьев и бутонов.

Тема 9. Составление композиций из листьев и «травки»  – 9 часов.

Теория – 1,5 ч. Основные принципы составления композиций из листьев и «травки». Виды композиций. Знакомство с работами мастеров.

Практика – 7,5 ч. Составление индивидуальных композиций. Композиция в круге, в полосе верховым письмом и «под фон». Работа над техникой письма.

Тема 10. Обучение рисованию цветов –15 часов.

Теория – 3 ч. Обучение рисованию простейших цветов. Техника рисования цветка ромашки. Техника рисования сложных цветов, виды цветов.

Практика – 12 ч. Рисование цветов ромашки. Соединение цветов ромашки в одной композиции. Выработка навыков рисования цветов разного размера. Соединение цветов, листьев и бутонов. Работа над техникой письма.

Тема 11. Составление композиций из цветов, листьев и «травки»  –12 часов.

Теория – 3 ч. Основные принципы составления композиций из цветов, листьев и «травки». Виды композиций верховым письмом и «под фон». Знакомство с работами мастеров.

Практика – 9 ч. Составление индивидуальных композиций. Композиция в круге, в полосе. Работа над техникой письма.

Тема 12. Изображения животных и птиц в хохломской росписи - 9 часов.

Теория –1, 5 ч. Основные принципы изображения животных и птиц в хохломской росписи. Знакомство с работами мастеров.

Практика – 7,5 ч. Рисование животных и птиц. Составление композиций с животными и птицами. Работа над техникой письма.

Тема 13. Составление композиций для деревянных ложек – 6 часов.

Практика – 6 ч. Составление индивидуальных композиций для деревянных ложек верховым письмом и «под фон». Рисование композиций на бумаге.

Тема 14. Составление и рисование индивидуальных композиций в полосе верховым письмом – 6 часов.

Тема 15. Составление и рисование индивидуальных композиций в полосе письмом «под фон» – 6 часов.

Тема 16. Составление и рисование индивидуальных композиций в круге верховым письмом – 6 часов.

Тема 17. Составление и рисование индивидуальных композиций в круге письмом «под фон» – 6 часов.

Тема 18. Составление композиции для деревянного изделия «братина» и рисование верховым или фоновым письмом – 4,5 часа.

 Литература

1. Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное творчество: Теория, история, практика. - Ростов–на–Дону: Феникс, - 2007.

2. Забытые умения и ремесла. Под ред. Михайкина. - М.,1983.

3. Основы художественного ремесла. Под ред. В.А. Барадулина. - М.: Просвещение,1987.

4. Федотов Г. Волшебный мир дерева. - М.: Просвещение, 1987.

5. «Искусство - детям».  Издательство «Мозаика – синтез».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа (7 классы, по программе Р.Р.Нигъматуллиной)

Рабочая программа для учителей, работающих в 7 классах русских школ...

Рабочая программа 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова

тематическое и поурочное планирование 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова...

Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...

Рабочая программа 1 класс музыка по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС

Рабочая программа 1 класс по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС...