Программа деятельности Ресурсного центра сопровождения инклюзивного образования
методическая разработка
- Цели и задачи Ресурсного центра
1.1. Основной целью деятельности Ресурсного центра является организационно-методическое, информационное сопровождение образовательного и коррекционного процесса в работе с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования на территории Карталинского муниципального района (далее – КМР).
1.2.Задачи деятельности Ресурсного центра:
- организовать эффективное взаимодействие с общеобразовательными организациями КМР по обеспечению качественного и доступного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- обобщать и распространять имеющийся положительный опыт по вопросам качественного образования обучающихся с ОВЗ;
- сформировать информационно – образовательную среду, повышающую возможности общеобразовательных организаций КМР в получении свободного доступа к информационным, научно-методическим, материально-техническим ресурсам в целях эффективного достижения результатов в инклюзивном образовании;
- оказывать информационно - методическую поддержку педагогическим работникам общеобразовательных организаций КМР по актуальным вопросам инклюзивного образования;
- повышать профессиональную компетентность педагогических работников в вопросах инклюзивного образования, овладения новыми формами работы педагога с обучающимися с ОВЗ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДЕНО
И.о. директора МОУ «СОШ № 1 г. Карталы»
Верткая Светлана Александровна
Приложение 2
к приказу № 48 б от г.
Программа деятельности
Ресурсного центра сопровождения инклюзивного образования
на базе филиала МОУ «СОШ № 1 г. Карталы» - «Специальная (коррекционная) школа для учащихся с ОВЗ»
Паспорт программы
Наименование программы | Программа деятельности Ресурсного центра сопровождения инклюзивного образования на базе филиала МОУ «СОШ № 1 г. Карталы» - «Специальная (коррекционная) школа для учащихся с ОВЗ» |
Основания для разработки |
- Приказ № 89 от г. «Об утверждении Положения о Ресурсных центрах на базе образовательных организаций Карталинского муниципального района» - Приказ № 172/1 от г. «О создании Ресурсных тцентров на базе образовательных организаций Карталинского муниципального района на 2021 – 2023 годы».
|
Цель | Организационно-методическое, информационное сопровождение образовательного и коррекционного процесса в работе с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования на территории Карталинского муниципального района. |
Задачи | - организовать эффективное взаимодействие с общеобразовательными организациями КМР по обеспечению качественного и доступного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья; - обобщать и распространять имеющийся положительный опыт по вопросам качественного образования обучающихся с ОВЗ; - сформировать информационно – образовательную среду, повышающую возможности общеобразовательных организаций КМР в получении свободного доступа к информационным, научно-методическим, материально-техническим ресурсам в целях эффективного достижения результатов в инклюзивном образовании; - оказывать информационно - методическую поддержку педагогическим работникам общеобразовательных организаций КМР по актуальным вопросам инклюзивного образования; - повышать профессиональную компетентность педагогических работников в вопросах инклюзивного образования, овладения новыми формами работы педагога с обучающимися с ОВЗ. |
Сроки реализации программы | Программа рассчитана 2021 -2023 годы. Подготовительный этап: май – август 2021 г. Организационный этап: сентябрь 2021 г Реализационный этап: октябрь 2021 г. – октябрь 2023 г. Аналитический этап: ноябрь – декабрь 2023 г. |
Разработчики Программы: | - педагог-психолог Моргун Наталья Леонидовна, -учитель–дефектолог Гребенщикова Наталья Николаевна, -учитель–логопед Карпова Анна Александровна, |
Исполнители программы | Педагогический коллектив филиала «МОУ СОШ№ 1 г. Карталы» - «Специальная (коррекционная) школа для учащихся с ОВЗ» |
Прогнозируемые результаты | -удовлетворение социального запроса на сопровождение инклюзивного образования в Карталинском муниципальном районе; - повышение качества и эффективности образования детей с ОВЗ; - повышение профессиональной компетенции педагогов и специалистов в области организации совместного обучения детей с ОВЗ; - совершенствование научно-методического потенциала педагогических работников общеобразовательных организаций в области коррекционной педагогики; - совершенствование системы психолого - педагогического, социального сопровождения обучающихся с ОВЗ в условиях общеобразовательных организаций. |
Источники финансирования: | В соответствии с бюджетным финансированием МОУ «СОШ № 1 г. Карталы» |
Система организации контроля и управления исполнения программы | Контроль за деятельностью Ресурсного центра осуществляет Управление образования Карталинского муниципального района. Контроль за реализацией программы Ресурсного центра осуществляет администрация МОУ «СОШ «№ 1 г. Карталы». |
Программа деятельности Ресурсного центра сопровождения инклюзивного образования на базе филиала МОУ «СОШ № 1 г. Карталы» - «Специальная (коррекционная) школа для учащихся с ОВЗ»
Пояснительная записка
Актуальность проблемы организации инклюзивного образования в условиях современной школы обусловлена, с одной стороны, увеличением количества диагностируемых детей с ограниченными возможностями здоровья, с другой стороны, изменениями законодательной базы, регламентирующей основные тенденции развития образования в нашей стране. На государственном уровне постоянно ставится вопрос о «равных возможностях для разных людей», в том числе о возможности реализации себя, как личности для людей с ограниченными возможностями здоровья, об их правах на интеграцию в общество, социализацию, получение образования и посильное трудоустройство. В Федеральном законе от № 273-ФЗ (редакция от ) «Об образовании в РФ», уточнено, что инклюзивное образование это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом их разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Однако, несмотря на введение дополнений в Закон «Об образовании в РФ», ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья, ФГОС для детей с умственной отсталостью, вопросы инклюзивного образования остаются открытыми. В общеобразовательных организациях, где обучаются дети с ОВЗ, появилась необходимость в создании специальных условий для организации образовательного процесса с детьми данного категории: создание доступной среды, разработка адаптированных образовательных программ для каждой категории обучающихся с ОВЗ, соответствующие рабочие программы, организация психолого–педагогического, социального сопровождения, реабилитационно-коррекционных мероприятий. В соответствии с этим, педагоги, осуществляющие образовательный процесс с детьми с ОВЗ, обязательно должны иметь специальное образование или курсы повышения квалификации по особенностям организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ.
В настоящее время в общеобразовательных организациях Карталинского муниципального района 5 % (262 ребёнка) относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном (коррекционном) образовании, отвечающим их особым образовательным потребностям. Педагоги, работающие с данными детьми, ежегодно проходят курсы повышения квалификации (по последним данным МЦР КМР в 2019-2020 — 70,9% педагогов, в 2020-2021 — 70,4% педагогов). Но, несмотря на это, испытывают трудности в вопросах разработки и реализации адаптированных образовательных программ, организации образовательного процесса в условиях инклюзии и нуждаются в постоянном методическом сопровождении.
В соответствии с этим возникла необходимость создания Ресурсного центра сопровождения инклюзивного образования в общеобразовательных организациях Карталинского муниципального района.
- Цели и задачи Ресурсного центра
Основной целью деятельности Ресурсного центра является организационно-методическое, информационное сопровождение образовательного и коррекционного процесса в работе с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования на территории Карталинского муниципального района (далее – КМР).
#1047;адачи деятельности Ресурсного центра:
- организовать эффективное взаимодействие с общеобразовательными организациями КМР по обеспечению качественного и доступного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- обобщать и распространять имеющийся положительный опыт по вопросам качественного образования обучающихся с ОВЗ;
- сформировать информационно – образовательную среду, повышающую возможности общеобразовательных организаций КМР в получении свободного доступа к информационным, научно-методическим, материально-техническим ресурсам в целях эффективного достижения результатов в инклюзивном образовании;
- оказывать информационно - методическую поддержку педагогическим работникам общеобразовательных организаций КМР по актуальным вопросам инклюзивного образования;
- повышать профессиональную компетентность педагогических работников в вопросах инклюзивного образования, овладения новыми формами работы педагога с обучающимися с ОВЗ.
- Основные направления деятельности Ресурсного центра
- оказание методической и консультативной помощи педагогам общеобразовательных организаций по вопросам создания специальных условий для образования обучающихся с ОВЗ;
- проведение на базе Ресурсного центра практико-ориентированных семинаров для педагогических работников общеобразовательных организаций.
- Сроки реализации программы: 2021 -2023 год
- Этапы реализации программы
Наименование этапа | Сроки | Деятельность |
Подготовительный этап | Май – август 2021 г. | Анализ деятельности организации, подготовка нормативно - правовой базы для создания Ресурсного центра |
Организационный этап | Сентябрь – 2021 г. | Организация деятельности Ресурсного центра |
Реализующий этап | Октябрь 2021 г. – октябрь 2023 г. | Реализация программы деятельности Ресурсного центра |
Аналитический этап | Ноябрь – декабрь 2023 г. | Обобщение опыта, анализ результатов, подготовка отчётных материалов |
- Ожидаемые результаты:
- удовлетворение социального запроса на сопровождение инклюзивного образования в Карталинском муниципальном районе;
- повышение качества и эффективности образования детей с ОВЗ;
- повышение профессиональной компетенции педагогов и специалистов в области организации совместного обучения детей с ОВЗ;
- совершенствование научно-методического потенциала педагогических работников общеобразовательных организаций в области коррекционной педагогики;
- совершенствование системы психолого - педагогического, социального сопровождения обучающихся с ОВЗ в условиях общеобразовательных организаций.
- План деятельности
Ресурсного центра сопровождения
инклюзивного образования на базе филиала МОУ «СОШ № 1 г. Карталы» - «Специальная (коррекционная) школа для учащихся с ОВЗ»
Тема мероприятия | Форма проведения | Ответственные | сроки | Участники | |||||||||
Подготовительный этап | |||||||||||||
1 | Аналитическая деятельность | ||||||||||||
1) | Анализ ресурсов филиала МОУ «СОШ № 1 г. Карталы» - «Специальная (коррекционная) школа для учащихся с ОВЗ» для организации деятельности Ресурсного центра | Заседание | Руководитель Ресурсного центра | Май – август 2021г. | Рабочая группа | ||||||||
2 | Организационно – методическая деятельность | ||||||||||||
1) | Создание нормативно-правового обеспечения Ресурсного центра | Заседание | Руководитель Ресурсного центра | Август 2021 г. | Рабочая группа | ||||||||
Организационный этап | |||||||||||||
1 | Аналитическая деятельность | ||||||||||||
1) | Выявление потребности общеобразовательных организаций по вопросам эффективности образования детей с ОВЗ | мониторинг | Руководитель Ресурсного центра | Сентябрь 2021 г. | Педагоги общеобразова- тельных организаций Карталинского муниципального района | ||||||||
2 | Организационно – методическая деятельность | ||||||||||||
1) | Создание Программы, плана деятельности Ресурсного центра. | Заседание | Руководитель Ресурсного центра | Август 2021 г. | Рабочая группа | ||||||||
3 | Информационная деятельность | ||||||||||||
1) | Размещение информации о работе Ресурсного центра на сайте МОУ «СОШ № 1 г. Карталы» | Заседание | Руководитель Ресурсного центра | Сентябрь 2021 г. | Рабочая группа | ||||||||
Реализующий этап | |||||||||||||
1. | Аналитическая деятельность | ||||||||||||
1) | Анализ потребности общеобразовательных организаций по вопросам эффективности образования детей с ОВЗ на начало учебного года | Мониторинг | Руководитель Ресурсного центра | Сентябрь 2022 г.; Сентябрь 2023 г. | Педагогические работники ОО | ||||||||
2) | Анализ деятельности Ресурсного центра за 2021-2022 учебный год. | Заседание Отчёт | Руководитель Ресурсного центра | Май 2022 г. | Рабочая группа | ||||||||
3) | Анализ деятельности Ресурсного центра за 2022-2023 учебный год. | Заседание Отчёт | Руководитель Ресурсного центра | Май 2023 г. | Рабочая группа | ||||||||
2. | Информационная деятельность | ||||||||||||
1) | Ознакомление педагогических работников с опытом инновационной деятельности в области образования обучающихся с ОВЗ | На сайте МОУ «СОШ № 1 г. Карталы», в разделе «Ресурсный центр» | Руководитель Ресурсного центра, ответственный за размещение информации | В течение всего периода по запросу | Педагогические работники ОО | ||||||||
3. | Организационно – методическая деятельность | ||||||||||||
1) | Корректировка и согласование плана работы на учебный год | Заседание | Руководитель Ресурсного центра | Сентябрь 2022 г.; сентябрь 2023 г. | Рабочая группа | ||||||||
2) | «Эффективные практики обучения лиц с интеллектуальными нарушениями» - «Нейрографика – метод арт-терапии в работе с детьми с особыми образовательными потребностями»; - «Мастерская развивающих игр»; - «Театральная деятельность –как одна из форм воспитательной работы с детьми с ОВЗ» | Областная методическая неделя: Мастер-класс Представление опыта работы | Руководитель Ресурсного центра | Ноябрь 2021 г. | Педагогические работники ОО | ||||||||
3) | «Структура и содержание рабочих программ в соответствии с ФГОС (ОВЗ и УО)» | Вебинар | Руководитель Ресурсного центра | Февраль 2022 г. | Педагогические работники ОО | ||||||||
4) | «Особенности коррекции и профилактики тревожности и агрессивности у детей и подростков с ОВЗ» | Мастер - класс | Руководитель Ресурсного центра | Апрель 2022 г. | Педагогические работники ОО | ||||||||
5) | «Использование нетрадиционных техник в работе с детьми с выраженным нарушением интеллекта на уроках математики» | Семинар - практикум | Руководитель Ресурсного центра | Октябрь 2022 г. | Педагогические работники ОО | ||||||||
6) | «Социализация детей с ОВЗ средствами дополнительного образования» | Мастер -класс | Руководитель Ресурсного центра | Декабрь | Педагогические работники ОО | ||||||||
7) | «Эффективные методы и приёмы обучения навыку чтения учащихся с ОВЗ» (ЗПР, РАС, УО) | Семинар - практикум | Руководитель Ресурсного центра | Февраль 2022 г. | Педагогические работники ОО | ||||||||
8) | «Эффективные методы и приёмы обучения навыку письма учащихся с ОВЗ» (ЗПР, РАС, УО) | Семинар - практикум | Руководитель Ресурсного центра | Апрель 2022 г. | Педагогические работники ОО | ||||||||
9) | «Значение трудового обучения для детей с нарушениями интеллекта» | Семинар | Руководитель Ресурсного центра | Октябрь 2023 г. | Педагогические работники ОО | ||||||||
10 | «Нетрадиционные коррекционно-развивающие методики в работе с детьми с ОВЗ (сенсорная интеграция, кинезиологические методы и т.д.) | Мастер-класс | Руководитель Ресурсного центра | Ноябрь 2023 г. | Педагогические работники ОО | ||||||||
4. | Информационная деятельность | ||||||||||||
1) | Регулярное пополнение раздела «Ресурсный центр» на сайте МОУ «СОШ № 1 г. Карталы» | Размещение нормативно-правовых и методических документов, отчетов о проведенных мероприятиях ресурсного центра. | Ответственный за размещение информации в разделе «Ресурсный центр» на сайте МОУ «СОШ № 1 г. Карталы» | В течение всего периода (в течение 3 рабочих дней после проведения мероприятия) | Члены рабочей группы | ||||||||
2) | Использование раздела «Ресурсный центр» на сайте МОУ «СОШ № 1 г. Карталы» для консультирования по вопросам инклюзивного образования | Консультирование | Руководитель, специалисты Ресурсного центра | По запросам в течение всего периода | Педагогические работники ОО, родители детей с ОВЗ | ||||||||
4. | Консультационная деятельность | ||||||||||||
1) | Консультирование специалистами Ресурсного центра педагогических работников по обучению детей с ОВЗ в индивидуальной и групповой форме | Очно и дистанционно в разделе «Ресурсный центр», на сайте МОУ «СОШ № 1 г. Карталы» | Руководитель, специалисты Ресурсного центра | По запросам в течение всего периода | Педагогические работники ОО | ||||||||
2) | Консультирование специалистами Ресурсного центра родителей обучающихся с ОВЗ общеобразовательных организаций | Дистанционно в рамках | Руководитель, специалисты Ресурсного центра | По запросам в течение всего периода | Родители детей с ОВЗ | ||||||||
Аналитический этап | |||||||||||||
1 | Аналитическая деятельность | ||||||||||||
1) | Подведение итогов работы Ресурсного центра | Заседание Отчёт | Руководитель, специалисты Ресурсного центра | Декабрь 2023 г. | Рабочая группа | ||||||||
2) | Обобщение педагогического опыта работы с детьми с ОВЗ и его демонстрация на муниципальном и региональном уровнях | На сайте МОУ «СОШ № 1 г. Карталы», в разделе «Ресурсный центр» | Руководитель, специалисты Ресурсного центра | Декабрь 2023 г | Педагогические работники ОО | ||||||||
2 | Информационная деятельность | ||||||||||||
1) | Ознакомление педагогической общественности с результатами работы Ресурсного центра | На сайте МОУ «СОШ № 1 г. Карталы», в разделе «Ресурсный центр» | Руководитель, специалисты Ресурсного центра | Декабрь 2023 г | Педагогические работники ОО | ||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Психолого-педагогические аспекты сопровождения инклюзивного образования»
В статье представлена модель психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования; рассматриваются общие подходы и основные понятия "психолого-педагогическое сопровождение", его принципы. ...
Участие в инновационной деятельности колледжа (Ресурсный центр по инклюзивному образованию)
Сведения об участии в реализации плана работы Ресурсного центра по инклюзивному образованию в рамках инновационной деятельности колледжа: разработка методических рекомендаций по организации образ...

«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
laquo;Мы просто обязаны создать нормальную систему образования для инвалидов, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах, и с раннего возраста не чувствовали се...

Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования
Как осуществляется психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в МАОУ СОШ № 48...

«Стратегия и тактика педагогов службы сопровождения инклюзивного образования в работе по смене образовательного маршрута обучающихся с ОВЗ (ЗПР)
Роль учителя - предметника основной школы в процессе подготовки доказательной базы при смене образовательного маршрута обучающихся с выраженными трудностями в освоении образовательных программ.1. Срав...

Стажировка заместителей директоров Саха-Якутия в КГКОУ ШИ 9 Тема: «КГКОУ ШИ 9 – краевой ресурсный центр сопровождения инклюзивного образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в муниципальном районе им. Лазо»
Эффективное использование нетрадиционных методов и приемов в коррекционной работе учителя надомного обучения...

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, КАК МУНИЦИПАЛЬНОГО РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
В статье рассматривается деятельность муниципального ресурсного центра сопровождения инклюзивного образования в связи с введением Федерального государственного стандарта. Автор актуализирует внимание ...
