Программа деятельности Ресурсного центра сопровождения инклюзивного образования
методическая разработка

Моргун Наталья Леонидовна

   

  1. Цели и задачи Ресурсного центра

1.1. Основной целью  деятельности Ресурсного центра является  организационно-методическое, информационное сопровождение образовательного и коррекционного процесса  в работе с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования на территории Карталинского муниципального района (далее – КМР).

1.2.Задачи деятельности Ресурсного центра:

- организовать эффективное  взаимодействие с общеобразовательными организациями КМР по обеспечению качественного и доступного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;

- обобщать и распространять имеющийся  положительный опыт по вопросам качественного образования  обучающихся с ОВЗ;

- сформировать  информационно – образовательную  среду, повышающую возможности общеобразовательных организаций  КМР  в получении свободного доступа к информационным, научно-методическим, материально-техническим ресурсам в целях эффективного достижения результатов в инклюзивном образовании;

- оказывать информационно - методическую поддержку педагогическим   работникам общеобразовательных организаций КМР   по актуальным вопросам инклюзивного образования;

- повышать профессиональную  компетентность педагогических работников в вопросах инклюзивного образования, овладения новыми формами работы педагога с обучающимися с ОВЗ.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДЕНО

И.о. директора МОУ «СОШ № 1 г. Карталы»

Верткая Светлана Александровна

Приложение 2

к приказу № 48 б от г.

Программа деятельности

Ресурсного центра сопровождения инклюзивного образования

на базе филиала МОУ «СОШ № 1 г. Карталы» - «Специальная (коррекционная) школа для учащихся с ОВЗ»

Паспорт программы

Наименование программы

Программа деятельности Ресурсного центра сопровождения инклюзивного образования на базе филиала МОУ «СОШ № 1 г. Карталы» - «Специальная (коррекционная) школа для учащихся с ОВЗ»

Основания для разработки

  • Конституция Российской Федерации.
  • Закон "Об образовании в Российской Федерации" от 2012 года № 273-ФЗ.
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН «Санитарно -эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
  • Приказы Министерства образования и науки РФ.
  • Приказы Министерства образования и науки Челябинской области.
  • Приказы Управления образования Карталинского муниципального района:

- Приказ № 89 от г. «Об утверждении Положения о Ресурсных центрах на базе образовательных организаций Карталинского муниципального района»

- Приказ № 172/1 от г. «О создании Ресурсных тцентров на базе образовательных организаций Карталинского муниципального района на 2021 – 2023 годы».

  • Приказы МОУ « СОШ № 1 г. Карталы»

Цель

Организационно-методическое, информационное сопровождение образовательного и коррекционного процесса в работе с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования на территории Карталинского муниципального района.

Задачи

- организовать эффективное взаимодействие с общеобразовательными организациями КМР по обеспечению качественного и доступного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;

- обобщать и распространять имеющийся положительный опыт по вопросам качественного образования обучающихся с ОВЗ;

- сформировать информационно – образовательную среду, повышающую возможности общеобразовательных организаций КМР в получении свободного доступа к информационным, научно-методическим, материально-техническим ресурсам в целях эффективного достижения результатов в инклюзивном образовании;

- оказывать информационно - методическую поддержку педагогическим работникам общеобразовательных организаций КМР по актуальным вопросам инклюзивного образования;

- повышать профессиональную компетентность педагогических работников в вопросах инклюзивного образования, овладения новыми формами работы педагога с обучающимися с ОВЗ.

Сроки реализации программы

Программа рассчитана 2021 -2023 годы.

Подготовительный этап: май – август 2021 г.

Организационный этап: сентябрь 2021 г

Реализационный этап: октябрь 2021 г. – октябрь 2023 г.

Аналитический этап: ноябрь – декабрь 2023 г.

Разработчики Программы:

- педагог-психолог Моргун Наталья Леонидовна,

-учитель–дефектолог Гребенщикова Наталья Николаевна,

-учитель–логопед Карпова Анна Александровна,

Исполнители программы

Педагогический коллектив филиала «МОУ СОШ№ 1 г. Карталы» - «Специальная (коррекционная) школа для учащихся с ОВЗ»

Прогнозируемые результаты

-удовлетворение социального запроса на сопровождение инклюзивного образования в Карталинском муниципальном районе;

- повышение качества и эффективности образования детей с ОВЗ;

- повышение профессиональной компетенции педагогов и специалистов в области организации совместного обучения детей с ОВЗ;

- совершенствование научно-методического потенциала педагогических работников общеобразовательных организаций в области коррекционной педагогики;

- совершенствование системы психолого - педагогического, социального сопровождения обучающихся с ОВЗ в условиях общеобразовательных организаций.

Источники финансирования:

В соответствии с бюджетным финансированием МОУ «СОШ № 1 г. Карталы»

Система организации контроля и управления исполнения программы

Контроль за деятельностью Ресурсного центра осуществляет Управление образования Карталинского муниципального района.

Контроль за реализацией программы Ресурсного центра осуществляет администрация МОУ «СОШ «№ 1 г. Карталы».

Программа деятельности Ресурсного центра сопровождения инклюзивного образования на базе филиала МОУ «СОШ № 1 г. Карталы» - «Специальная (коррекционная) школа для учащихся с ОВЗ»

Пояснительная записка

Актуальность проблемы организации инклюзивного образования в условиях современной школы обусловлена, с одной стороны, увеличением количества диагностируемых детей с ограниченными возможностями здоровья, с другой стороны, изменениями законодательной базы, регламентирующей основные тенденции развития образования в нашей стране. На государственном уровне постоянно ставится вопрос о «равных возможностях для разных людей», в том числе о возможности реализации себя, как личности для людей с ограниченными возможностями здоровья, об их правах на интеграцию в общество, социализацию, получение образования и посильное трудоустройство. В Федеральном законе от № 273-ФЗ (редакция от ) «Об образовании в РФ», уточнено, что инклюзивное образование это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом их разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Однако, несмотря на введение дополнений в Закон «Об образовании в РФ», ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья, ФГОС для детей с умственной отсталостью, вопросы инклюзивного образования остаются открытыми. В общеобразовательных организациях, где обучаются дети с ОВЗ, появилась необходимость в создании специальных условий для организации образовательного процесса с детьми данного категории: создание доступной среды, разработка адаптированных образовательных программ для каждой категории обучающихся с ОВЗ, соответствующие рабочие программы, организация психолого–педагогического, социального сопровождения, реабилитационно-коррекционных мероприятий. В соответствии с этим, педагоги, осуществляющие образовательный процесс с детьми с ОВЗ, обязательно должны иметь специальное образование или курсы повышения квалификации по особенностям организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ.

В настоящее время в общеобразовательных организациях Карталинского муниципального района 5 % (262 ребёнка) относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном (коррекционном) образовании, отвечающим их особым образовательным потребностям. Педагоги, работающие с данными детьми, ежегодно проходят курсы повышения квалификации (по последним данным МЦР КМР в 2019-2020 — 70,9% педагогов, в 2020-2021 — 70,4% педагогов). Но, несмотря на это, испытывают трудности в вопросах разработки и реализации адаптированных образовательных программ, организации образовательного процесса в условиях инклюзии и нуждаются в постоянном методическом сопровождении.

В соответствии с этим возникла необходимость создания Ресурсного центра сопровождения инклюзивного образования в общеобразовательных организациях Карталинского муниципального района.

  1. Цели и задачи Ресурсного центра

Основной целью деятельности Ресурсного центра является организационно-методическое, информационное сопровождение образовательного и коррекционного процесса в работе с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования на территории Карталинского муниципального района (далее – КМР).

#1047;адачи деятельности Ресурсного центра:

- организовать эффективное взаимодействие с общеобразовательными организациями КМР по обеспечению качественного и доступного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;

- обобщать и распространять имеющийся положительный опыт по вопросам качественного образования обучающихся с ОВЗ;

- сформировать информационно – образовательную среду, повышающую возможности общеобразовательных организаций КМР в получении свободного доступа к информационным, научно-методическим, материально-техническим ресурсам в целях эффективного достижения результатов в инклюзивном образовании;

- оказывать информационно - методическую поддержку педагогическим работникам общеобразовательных организаций КМР по актуальным вопросам инклюзивного образования;

- повышать профессиональную компетентность педагогических работников в вопросах инклюзивного образования, овладения новыми формами работы педагога с обучающимися с ОВЗ.

  1. Основные направления деятельности Ресурсного центра

- оказание методической и консультативной помощи педагогам общеобразовательных организаций по вопросам создания специальных условий для образования обучающихся с ОВЗ;

- проведение на базе Ресурсного центра практико-ориентированных семинаров для педагогических работников общеобразовательных организаций.

  1. Сроки реализации программы: 2021 -2023 год

  1. Этапы реализации программы

Наименование этапа

Сроки

Деятельность

Подготовительный этап

Май –

август 2021 г.

Анализ деятельности организации, подготовка нормативно - правовой базы для создания Ресурсного центра

Организационный этап

Сентябрь –

2021 г.

Организация деятельности Ресурсного центра

Реализующий этап

Октябрь 2021 г. – октябрь 2023 г.

Реализация программы деятельности Ресурсного центра

Аналитический этап

Ноябрь –

декабрь 2023 г.

Обобщение опыта, анализ результатов, подготовка отчётных материалов

  1. Ожидаемые результаты:

- удовлетворение социального запроса на сопровождение инклюзивного образования в Карталинском муниципальном районе;

- повышение качества и эффективности образования детей с ОВЗ;

- повышение профессиональной компетенции педагогов и специалистов в области организации совместного обучения детей с ОВЗ;

- совершенствование научно-методического потенциала педагогических работников общеобразовательных организаций в области коррекционной педагогики;

- совершенствование системы психолого - педагогического, социального сопровождения обучающихся с ОВЗ в условиях общеобразовательных организаций.

  1. План деятельности

Ресурсного центра сопровождения

инклюзивного образования на базе филиала МОУ «СОШ № 1 г. Карталы» - «Специальная (коррекционная) школа для учащихся с ОВЗ»

Тема мероприятия

Форма проведения

Ответственные

сроки

Участники

Подготовительный этап

1

Аналитическая деятельность

1)

Анализ ресурсов филиала МОУ «СОШ № 1 г. Карталы» - «Специальная (коррекционная) школа для учащихся с ОВЗ» для организации деятельности Ресурсного центра

Заседание

Руководитель Ресурсного центра

Май – август 2021г.

Рабочая группа

2

Организационно – методическая деятельность

1)

Создание нормативно-правового обеспечения Ресурсного центра

Заседание

Руководитель Ресурсного центра

Август

2021 г.

Рабочая группа

Организационный этап

1

Аналитическая деятельность

1)

Выявление потребности общеобразовательных организаций по вопросам эффективности образования детей с ОВЗ

мониторинг

Руководитель Ресурсного центра

Сентябрь 2021 г.

Педагоги общеобразова-

тельных организаций Карталинского муниципального района

2

Организационно – методическая деятельность

1)

Создание Программы, плана деятельности Ресурсного центра.

Заседание

Руководитель Ресурсного центра

Август

2021 г.

Рабочая группа

3

Информационная деятельность

1)

Размещение информации о работе Ресурсного центра на сайте МОУ «СОШ № 1 г. Карталы»

Заседание

Руководитель Ресурсного центра

Сентябрь 2021 г.

Рабочая группа

Реализующий этап

1.

Аналитическая деятельность

1)

Анализ потребности общеобразовательных организаций по вопросам эффективности образования детей с ОВЗ на начало учебного года

Мониторинг

Руководитель Ресурсного центра

Сентябрь 2022 г.;

Сентябрь 2023 г.

Педагогические работники ОО

2)

Анализ деятельности Ресурсного центра за 2021-2022 учебный год.

Заседание

Отчёт

Руководитель Ресурсного центра

Май 2022 г.

Рабочая группа

3)

Анализ деятельности Ресурсного центра за 2022-2023 учебный год.

Заседание

Отчёт

Руководитель Ресурсного центра

Май 2023 г.

Рабочая группа

2.

Информационная деятельность

1)

Ознакомление педагогических работников с опытом инновационной деятельности в области образования обучающихся с ОВЗ

На сайте МОУ «СОШ № 1 г. Карталы», в разделе «Ресурсный центр»

Руководитель Ресурсного центра, ответственный за размещение информации

В течение всего периода

по запросу

Педагогические работники ОО

3.

Организационно – методическая деятельность

1)

Корректировка и согласование плана работы на учебный год

Заседание

Руководитель Ресурсного центра

Сентябрь

2022 г.;

сентябрь 2023 г.

Рабочая группа

2)

«Эффективные практики обучения лиц с интеллектуальными нарушениями»

- «Нейрографика – метод арт-терапии в работе с детьми с особыми образовательными потребностями»;

- «Мастерская развивающих игр»;

- «Театральная деятельность –как одна из форм воспитательной работы с детьми с ОВЗ»

Областная методическая неделя:

Мастер-класс

Представление опыта работы

Руководитель Ресурсного центра

Ноябрь

2021 г.

Педагогические работники ОО

3)

«Структура и содержание рабочих программ в соответствии с ФГОС (ОВЗ и УО)»

Вебинар

Руководитель Ресурсного центра

Февраль 2022 г.

Педагогические работники ОО

4)

«Особенности коррекции и профилактики тревожности и агрессивности у детей и подростков с ОВЗ»

Мастер - класс

Руководитель Ресурсного центра

Апрель

2022 г.

Педагогические работники ОО

5)

«Использование нетрадиционных техник в работе с детьми с выраженным нарушением интеллекта на уроках математики»

Семинар - практикум

Руководитель Ресурсного центра

Октябрь 2022 г.

Педагогические работники ОО

6)

«Социализация детей с ОВЗ средствами дополнительного образования»

Мастер -класс

Руководитель Ресурсного центра

Декабрь

Педагогические работники ОО

7)

«Эффективные методы и приёмы обучения навыку чтения учащихся с ОВЗ» (ЗПР, РАС, УО)

Семинар - практикум

Руководитель Ресурсного центра

Февраль 2022 г.

Педагогические работники ОО

8)

«Эффективные методы и приёмы обучения навыку письма учащихся с ОВЗ» (ЗПР, РАС, УО)

Семинар - практикум

Руководитель Ресурсного центра

Апрель

2022 г.

Педагогические работники ОО

9)

«Значение трудового обучения для детей с нарушениями интеллекта»

Семинар

Руководитель Ресурсного центра

Октябрь

2023 г.

Педагогические работники ОО

10

«Нетрадиционные коррекционно-развивающие методики в работе с детьми с ОВЗ (сенсорная интеграция, кинезиологические методы и т.д.)

Мастер-класс

Руководитель Ресурсного центра

Ноябрь

2023 г.

Педагогические работники ОО

4.

Информационная деятельность

1)

Регулярное пополнение раздела «Ресурсный центр» на сайте МОУ «СОШ № 1 г. Карталы»

Размещение нормативно-правовых и методических документов, отчетов о проведенных мероприятиях ресурсного центра.

Ответственный за размещение информации в разделе «Ресурсный центр» на сайте МОУ «СОШ № 1 г. Карталы»

В течение всего периода

(в течение 3 рабочих дней после проведения мероприятия)

Члены рабочей группы

2)

Использование раздела «Ресурсный центр» на сайте МОУ «СОШ № 1 г. Карталы» для консультирования

по вопросам инклюзивного образования

Консультирование

Руководитель, специалисты Ресурсного центра

По запросам

в течение всего периода

Педагогические работники ОО, родители детей с ОВЗ

4.

Консультационная деятельность

1)

Консультирование специалистами Ресурсного центра педагогических работников по обучению детей с ОВЗ в индивидуальной и групповой форме

Очно и

дистанционно в

разделе «Ресурсный центр», на сайте МОУ «СОШ № 1 г. Карталы»

Руководитель, специалисты Ресурсного центра

По запросам

в течение всего периода

Педагогические работники ОО

2)

Консультирование специалистами Ресурсного центра родителей обучающихся с ОВЗ общеобразовательных организаций

Дистанционно в рамках

Руководитель, специалисты Ресурсного центра

По запросам

в течение всего периода

Родители детей с ОВЗ

Аналитический этап

1

Аналитическая деятельность

1)

Подведение итогов работы Ресурсного центра

Заседание Отчёт

Руководитель, специалисты Ресурсного центра

Декабрь

2023 г.

Рабочая группа

2)

Обобщение педагогического опыта работы с детьми с ОВЗ и его демонстрация на муниципальном и региональном уровнях

На сайте МОУ «СОШ № 1 г. Карталы», в

разделе «Ресурсный центр»

Руководитель, специалисты Ресурсного центра

Декабрь

2023 г

Педагогические работники ОО

2

Информационная деятельность

1)

Ознакомление педагогической общественности с результатами работы Ресурсного центра

На сайте МОУ «СОШ № 1 г. Карталы», в

разделе «Ресурсный центр»

Руководитель, специалисты Ресурсного центра

Декабрь

2023 г

Педагогические работники ОО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психолого-педагогические аспекты сопровождения инклюзивного образования»

В статье представлена модель психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования; рассматриваются общие подходы и основные понятия "психолого-педагогическое сопровождение", его принципы. ...

Участие в инновационной деятельности колледжа (Ресурсный центр по инклюзивному образованию)

Сведения об участии в реализации плана работы Ресурсного центра по инклюзивному образованию в рамках инновационной деятельности колледжа: разработка методических рекомендаций по организации образ...

«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

laquo;Мы просто обязаны создать нормальную систему образования для инвалидов, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах, и с раннего возраста не чувствовали се...

Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования

Как осуществляется психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в МАОУ СОШ № 48...

«Стратегия и тактика педагогов службы сопровождения инклюзивного образования в работе по смене образовательного маршрута обучающихся с ОВЗ (ЗПР)

Роль учителя - предметника основной школы в процессе подготовки доказательной базы при смене образовательного маршрута обучающихся с выраженными трудностями в освоении образовательных программ.1. Срав...

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, КАК МУНИЦИПАЛЬНОГО РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

В статье рассматривается деятельность муниципального ресурсного центра сопровождения инклюзивного образования в связи с введением Федерального государственного стандарта. Автор актуализирует внимание ...