Методы формирования здорового образа жизни школьников во внеклассной работе для детей с особенностями возрастного развития.
статья (6 класс)
Статья о методах, используемых в работе с детьми ОВЗ. Такие как развитие внимания и приемы мнемотехники для сложных материалов.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы формирования здорового образа жизни школьников во внеклассной работе для детей с особенностями возрастного развития.
Сегодня процесс модернизации образования и воспитания направлен на обеспечение условий для качественного образования путем формирования поколения, способного к толерантному восприятию мира, бесконфликтной жизнедеятельности в нем, способного учиться на протяжении жизни, создавать и развивать ценности гражданского общества.
Вместе с тем, учитывая существующую тенденцию ухудшения состояния здоровья детей, распространенность соматических, нервно-психических нарушений здоровья школьников, существование проблемы социально-психологической адаптации детей и молодежи, перед учебными заведениями встает задача организовать учебно-воспитательный процесс на принципах здоровьесбережения, развивать профессионализм педагогов по формированию основ здорового образа жизни, культуры здоровья, превентивного обучения и воспитания детей и учащейся молодежи. Для школьников с ОВЗ это имеет особенно важное и жизненно необходимое значение.
Для формирования здорового образа жизни школьников с ОВЗ особое внимание необходимо уделять основам гигиены, режиму труда и отдыха, медико - санитарной грамотности и образованности.
В.А. Сухомлинский пишет: «Опыт уверил нас в том, что примерно 85% всех учеников, которые не успевают в учебе, главная причина - плохое состояние здоровья, плохое самочувствие или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и излечимо только при помощи совместных усилий матери, отца, врача и учителя».
Вершиной работы в физическом воспитании для каждого учителя является обеспечение активности учащихся в самовоспитании, что предполагает устойчивое стремление школьников к овладению необходимыми знаниями, выработка положительных черт и качеств, достижения высоких показателей в спорте. Физическая культура должна обеспечить сознательное отношение ученика к собственному организму, выработать умение щадить здоровье, укреплять его правильным режимом труда, отдыха, питания, гимнастикой и спортом, закалять физические и нервные силы, предотвратить заболевания.
Бесспорным является утверждение большинства специалистов о том, что научно-методические основы и практические навыки должны быть заложены, прежде всего, в учебно-воспитательном процессе. И формировать этот процесс необходимо из приоритета человека как высшей ценности во всей духовной и телесной неповторимости личности, признания ее социально-естественной уникальности.
Для успешного создания здоровьесберегающей образовательной среды в современном учебном заведении учебно-воспитательная работа осуществляется по следующим направлениям:
- создание оптимальных внешне-средовых, экологических, санитарно-гигиенических норм;
- рациональная организация труда и отдыха;
- сохранение и укрепление физического, психического, социального и духовного здоровья;
- формирование сознательного отношения к своему здоровью;
- пропаганда здорового образа жизни;
- внедрение новейших здоровьесберегающих, здоровьесодержащих, профилактических педагогических технологий;
- образование на основе жизненных навыков (ООЖН);
- применение профилактических, просветительских программ и проектов (проведение бесед и общеобразовательных мероприятий «День здоровья», тематических выставок рисунков);
- привлечение родителей к работе по пропаганде культуры здоровья;
- налаживание сотрудничества с соответствующими общественными организациями и государственными учреждениями.
В образовательных учреждениях первоочередное внимание должно уделяться:
- созданию условий для соблюдения требований санитарного законодательства по организации учебного процесса (воздушный, цветной, световой, температурный микроклимат и т. п),
- созданию условий для соблюдения требований охраны труда и безопасности жизнедеятельности,
- обеспечению учащихся во время их пребывания в школе сбалансированным пищевым и рациональным питьевым режимом, ежедневным горячим питанием,
- обеспечению медицинского обслуживания участников учебно-воспитательного процесса,
- обеспечению оптимального двигательного режима,
- обеспечению прогулок на свежем воздухе,
- созданию условий для физически-оздоровительной работы,
- предупреждению формирования у учащихся дезадаптационных состояний: переутомления, гиподинамии, дистресса;
- включению в учебные планы школы для всех классов занятий, позволяющих целенаправленно подготовить учащихся к деятельности по сохранению и укреплению своего здоровья, формировать у них культуру здоровья, побуждать к введению здорового образа жизни;
- проведению тематической работы с родителями учащихся, направленной на формирование в их семьях здоровьесберегающих условий, здорового образа жизни, профилактику пагубных привычек [26].
В понятие «Здоровый образ жизни» вкладывается комплекс, а не только система уроков предмета «Физическая культура и здоровье», но и комплекс культурно – оздоровительных мероприятий во внеурочное время. К ним можно отнести классные воспитательные часы, беседы, диспуты по вопросам формирования здорового образа жизни, тематические выставки рисунков, занятия – практикумы, рисование под музыку, творческая деятельность (лепка, оформление открыток, газет и т.д.), дыхательную гимнастику, цветотерапию, прогулки и другое. Данные методы особенно хорошо работают с детьми с ОВЗ, синдромом Дауна, дефектами аутентичного спектра.
Среди эффективных. Для школьников с ОВЗ, выделяют такие методы формирования навыков введения здорового образа жизни средствами физкультурно – оздоровительной работы во внеурочной деятельности:
- занятия гимнастикой, формирует навыки выполнения утренней зарядки;
- викторины, конкурсы, эстафеты, тренинги, путешествия – практикумы,
- народные и спортивные игры и праздники;
- подвижные перерывы, которые способствуют активному отдыху учащихся;
- тематические выставки рисунков;
- классные воспитательные часы, беседы, диспуты по вопросам формирования здорового образа жизни;
- занятия в спортивных кружках, агитбригадах;
- занятия-практикум.
Правильно организованное физическое воспитание в школе способствует формированию, коррекции и закреплению хорошего состояния здоровья, профилактике заболеваний, улучшению деятельности внутренних органов и систем детского организма.
Таким образом, сегодня, перед современной школой стоит проблема – сделать, чтобы здоровый образ жизни для каждого ребенка стал жизненной потребностью, непрерывным процессом. Это означает, что школьная программа для детей с особенностями возрастного развития не имеет права ограничивать свою воспитательную деятельность эпизодическими мероприятиями по физическому воспитанию, или время от времени привлекать к этому процессу посторонних людей. Данная работа должна проводится как в урочное, так и внеурочное время систематически и целенаправленно с использованием различных методов, форм и средств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность "Формы и методы формирования здорового образа жизни у младших школьников"
Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. На ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе и неправильное отношение населения к своему здоровь...

Приложения у проекту "Формы и методы формирования здорового образа жизни у младших школьников"
Антета для учащихся "Отношение детей к ценности здоровья и здорового образа жизни", тест - опросник....

Презентация к проекту "Формы и методы формирования здорового образа жизни у младших школьников"
Валеологизация учебного процесса учащихся класс, принесла положительные результаты по формированию у детей здорового образа жизни. Использованные нами формы и методы формирования знаний о здоровом обр...
Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни школьников через внеклассную деятельность.Материал вошел в работу XXII заочной научно-практической конференции по теме"Современные технологии и формы организации образовательной деятельности "
Материал вошел в сборник работ по теме "Современные технологии и формы организации образовательной деятельности в образовательных организациях различного типа"Тезисы, сставленные мною по данной работе...
Роль классного руководителя в формировании здорового образа жизни школьников на уроке и во внеклассной деятельности
Выступление на МО...

Обобщение опыта работы учителей физической культуры и ОБЖ:« Сохранение и укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни школьников».
Конечным результатом в политике любого государства является здоровье нации, именно здоровье выступает мерой качества жизни. Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят ...
Оздоровительная работа как метод формирования здорового образа жизни
Тезисы выступления на семинарском занятии по организации оздоровительной работы на занятиях в инклюзивных группах детей....
