Конспект социально – реабилитационного занятия «Классификация профессий»
материал (8 класс)
Конспект социально – реабилитационного занятия «Классификация профессий»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект социально – реабилитационного занятия «Классификация профессий»
Разработала:
Воспитатель Солдатова И.Н.
Цели: познакомить воспитанников с классификацией профессий по различным признакам.
Задачи:
Воспитательно – реабилитационная: воспитывать чувства товарищества, культуры речи, эстетического взгляда, уважительное отношение к любой профессии.
Развивающие: развивать внимание, мышление, умственную и творческую активность; повышать интерес к профессиям и профессиональной деятельности.
Информирующая: познакомить с типами профессий по отраслям труда.
Ход занятия
- Организационный момент
Воспитатель. Здравствуйте, ребята. Очень рада вас видеть на занятии! Но прежде, чем мы начнём с вами обсуждение сегодняшней темы занятия, хочу предложить вам по играть в игру, которая называется «Назови профессию».
- Мотивационно – организационный этап
Игра «Назови профессию».
Все воспитанники по очереди называют профессии. Кто не смог в течение трех секунд вспомнить профессию или повторил уже названную, выбывает из игры. Если ребята называют не профессию, а должность (начальник, директор, президент), такие ответы не принимаются. Игра идет до тех пор, пока не останется один победитель.
- Основная часть
Слайд 2
Воспитатель. Все ребята молодцы, столько интересных профессий вспомнили! Тема нашего сегодняшнего занятия «Классификация профессий».
- Кто объяснит значение слова классификация?
Ответы детей
Классификация — это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности по каким-то важным признакам.
В разных странах действуют классификации, которые объединяют профессии по различным признакам: месту работы, степени самостоятельности, скорости продвижения по службе и т. д. Можно распределить профессии по отраслям промышленности. Вот, например, швейная промышленность. Каких только профессий там нет — и модельеры, и наладчики оборудования, и слесари, и художники, и швеи-мотористки разных специальностей, и экономисты, и бухгалтеры. Но разве можно примерить к своим интересам и склонностям отрасль промышленности? Примерить можно только профессию. Вот почему важно знать классификацию профессий, построенную на основании существенных признаков (Как выбирать профессию).
Слайд 3
Евге́ний Алекса́ндрович Кли́мов — советский и российский психолог, психофизиолог, доктор психологических наук (1969), профессор (1970), академик АПН СССР (1985; член-корреспондент с 1974); методолог практической психологии, психологии труда и профориентации, один из основоположников современной отечественной дифференциальной психофизиологии, разработчик теории типологического индивидуального стиля деятельности; ведущий специалист СССР и России в области психологии профессиоведения, разработчик системно-генетической психофизиологии стиля профессиональной деятельности. Разработал вот такую «пирамиду профессий».
Слайд 5
Классификация профессий, разработанная Евгением Александровичем Климовым.
Каждый вид труда имеет следующие компоненты:
Предмет труда
Цель труда
Орудия труда
Условия деятельности
Эту пирамиду можно рассматривать и как «лестницу», по которой вы можете подниматься, обдумывая выбор будущего трудового пути (от уточнения типа профессии, до определения условий ее труда).
Рассмотрим подробнее эту квалификацию. По первому признаку - предмету труда – все существующие профессии и специальности можно разделить на пять типов:
Слайд 6
Первый уровень классификации.
По предмету труда (типы профессий):
Человек – человек (люди)
Человек – техника (Ч – Т, машины, механизмы, технические системы)
Человек – знаковая система (Ч – З, тексты, цифры, карты, знаки, шифры, коды)
Человек – природа (Ч – П, животные, растения)
Человек – художественный образ (Ч – Х, литература, живопись, искусство)
Слайд 7
1. Самым распространённым являются профессии, где предметом труда выступает техника. Условимся обозначать этот тип профессий буквой «Т» «Человек – техника». К этой группе относятся профессии, связанные с производством, обслуживание и проектированием любой техники, от космических ракет и компьютеров до наковальни и молота кузнеца. Инженер, конструктор, лётчик, машинист, водитель, электрик, строитель, автослесарь, сантехник, горнорабочий.
Слайд 8
2. По рассматриваемому признаку (предмету труда) особо выделяется тип профессий, который условно обозначим буквой «П» «Человек – природа». К этой группе относятся все профессии, связанные с живой и неживой природой. Исследование, изучение и использование природных ресурсов, уход за животными и растениями, их лечение — вот возможные виды деятельности. Профессии этой группы: агроном, селекционер, зоотехник, ветеринар, кинолог, растениевод, геолог, охотовед, эколог, мелиоратор.
Слайд 9
3. Следующий тип профессий – «Человек – человек» «Ч».
Главное содержание труда в этих профессиях - эффективное взаимодействие между людьми. Врач, медсестра, учитель, воспитатель, официант, юрист, продавец, парикмахер, экскурсовод - все эти профессии относятся к одной группе, потому что у них один предмет труда - человек.
Слайд 10
4. Часто объектом труда человека выступают различные знаки: устная или письменная речь, цифры, химические и физические символы, ноты, схемы, карты, схемы, графики, рисунки, дорожные знаки и т. п.
К этой группе относятся все профессии, связанные c использованием устной и письменной речи, работой с документами и цифрами. Предметом труда для этих профессий является «Человек – знаковая система» «З», то есть вся информация, которую можно представить в виде текстов, формул, знаков, кодов, графиков, диаграмм и чертежей. Это профессии экономиста, бухгалтера, лингвиста, математика, программиста, нотариуса.
Слайд 11
5. Очень многим из вас, наверное, нравятся профессии, труд в которых связан с изобразительной, музыкальной, литературно – художественной и актёрской деятельностью. Это профессии типа «Человек – художественный образ» «Х»: модельер одежды, витражист, фотограф – художник, музыкант, артист, и т. д.
Воспитатель. А сейчас я предлагаю вам расшифровать ребусы(профессии) и определить, к какому типу профессий относится каждая специальность.
Упражнение Ребусы «Какой тип профессии» (Работа в группах)
Воспитатель. Разобравшись в типах профессий, вы сделали только первый шаг в овладении умениями анализировать различные виды человеческой деятельности. Чтобы отнести профессию или специальность к определённому типу, надо выяснить, на что главным образом в процессе труда направлено внимание человека.
Слайд 12
Воспитатель. Сейчас мы с вами рассмотрим второй уровень классификации.
По цели труда (классы профессий):
Гностические (Г) – профессии, связанные с познавательным трудом. Цель труда: распознать, различить, выявить, найти, оценить, проверить, определить; Эти профессии предъявляют определенные требования к работнику: необходимы познавательная активность, наблюдательность, устойчивость внимания, памяти, мышления, ответственность. (контролер, товаровед, следователь, эксперт).
Слайд 13
Преобразующие (П) – профессии, связанные с воздействием на предмет труда с целью изменения или сохранения его свойств. Цель труда: обработать, переместить, организовать, собрать, преобразовать. В одних случаях результаты можно увидеть сразу — строитель, кузнец, художник, в других — результаты ждут месяцы и годы (Учитель, врач, селекционер, воспитатель, портной, преподаватель, водитель, слесарь).
Слайд 14
Изыскательские (И) - профессии, связанные с поиском наилучшего варианта решения сложной практической задачи. Цель труда: изобрести, спроектировать, создать новое, сконструировать (Художник, дизайнер, конструктор, селекционер, художник-оформитель, ландшафтный дизайнер, писатель).
Воспитатель. Ребята я вам предлагаю упражнение «Определить класс профессии», рассмотреть картинки на слайде и определите, к какому классу профессий относится каждая из специальностей и почему вы так считаете.
Слайд 15-24
Упражнение «Определить класс профессии»
- Кулинар (П)
- Модельер (И)
- Эксперт (Г)
- Парикмахер (П)
- Программист (И)
- Следователь (Г)
- Инженер - конструктор (И)
- Водитель такси (П)
- Художник (И)
- Ландшафтный дизайнер (И)
Ответы воспитанников
Воспитатель. Мы с вами переходим к третьему уровню классификации по орудиям труда (отделы профессий):
Слайд 25-28
Профессии ручного труда (Р)
Подобные средства труда – это те вещи, которые используются, только после применения физической силы человека. (слесарь-сборщик, парикмахер, врач).
Профессии машинно-ручного труда (механизированного) (М)
К этой группе относятся любые приспособления и приборы, имеющие привода или двигатели, для запуска которых требуется физическая сила человека. Самый простой пример механического средства труда – это транспорт (автомобили, электрокары, бульдозерист, швея).
Профессии автоматизированного труда (А)
К основным средствам труда этой группы относится практически любое оборудование, которое полностью или частично не требует применения физической силы человека. Подобные установки, как правило, используются в серийном или массовом производстве, для обеспечения непрерывности технологического процесса. Ярким примером такого оборудования является автоматическая линия (программист, оператор станков с программным управлением).
Профессии с функциональными орудиями труда (Ф)
Эти средства труда связаны с проявлением человеческих функций, таких, как речь, жесты, мимика. Особенность их состоит в том, что эти средства труда руками не потрогаешь и глазами не увидишь (балерина, певица, актер, музыкант)
Воспитатель. А сейчас я вам предлагаю по участвовать в упражнении «Определить отдел профессии», вам нужно будет распределить орудия труда по отделам профессий (детям раздаются картинки)
Работа воспитанников в группах
Упражнение «Определить отдел профессии»
- Трактор (М)
- Лопата (Р)
- Микрофон (Ф)
- Рояль (Ф)
- Станок с программным управлением (А)
- Фотоаппарат (М)
- Ножницы (Р)
- Шприц (Р)
Слайд 29
Воспитатель. Четвертый уровень классификации, по условиям труда (группы профессий):
- Бытовой микроклимат (работа в помещениях) (Б)
- Открытый воздух (О)
- Необычные условия труда (Н)
- Повышенная моральная ответственность (М)
Примеры профессий.
Бытовой микроклимат: лаборант, продавец, бухгалтер, учитель.
Открытый воздух: агроном, инспектор ГИБДД, Егерь, Военнослужащий, Фермер.
Необычные условия: шахтер, космонавт, пожарный, водолаз, горноспасатель, космонавт, каскадер. Повышенная моральная ответственность: учитель, врач, судья, охранник, психолог, воспитатель.
Ребята дополняют ответы
Воспитатель. Упражнение «По условиям труда». Вспомните и распределите профессии и специальности по условиям труда и впишите их в таблицу.
Упражнение «По условиям труда»
Бытовой микроклимат | Открытый воздух | Необычные условия труда | Повышенная моральная ответственность |
Работа воспитанников в группе
Слайд 30
Опираясь на схему, можно составить формулу профессии, состоящую из четырех букв, где:
- первая указывает тип,
- вторая — класс,
- третья — отдел,
- четвертая — группу профессии.
Например, формулу профессии учителя, можно записать так: ЧПФМ, где:
Ч — предмет труда, в данном случае это человек;
П — цель труда учителя является преобразующей;
Ф — использует в работе органы тела (речь, голос, мимика и др.);
М — профессия учителя налагает повышенную моральную ответственность.
Воспитатель. Ребята давайте и мы с вам по пробуем составить свои формулы профессий.
Упражнение «Формула профессии»
Воспитанники получаю карточки с названиями профессий их задача составить формулу.
4. Рефлексия:
1. Что нового узнали на сегодняшнем занятии?
2. Что понравилось, какую пользу извлекли из полученных знаний?
3. Что вызвало затруднения и над чем ещё нужно поработать?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально-реабилитационное занятие с воспитанниками СРЦН "О лени и лентяях"
Занятие направленно на формирование негативного отношения к такому человеческому пороку, как лень....
Конспект социально-реабилитационного занятия "Имею право знать!"
Цель: профилактика наркомании.Задачи:Дать воспитанникам представление о наркомании как о факторе, разрушающем здоровье.Формировать у учащихся стойкое неприятие к наркотикам. Показать опасно...
Социально-реабилитационное занятие "Чистота во всем нужна!"
открытого социально-реабилитационного занятия «Чистота во все нужна!» воспитателя Т.В.Корень для воспитанников Социально-реабилитационного Центра для несовершеннолетнихЦель занятия: способствовать фор...
Конспект социально – реабилитационного занятия «Профессии типа «Человек- человек»
Конспект социально – реабилитационного занятия «Профессии типа «Человек- человек»...
Конспект социально – реабилитационного занятия «Профессии типа «Человек - природа»
Конспект социально – реабилитационного занятия «Профессии типа «Человек - природа»...
Конспект социально – реабилитационного занятия «Профессии типа «Человек – художественный образ»
Конспект социально – реабилитационного занятия «Профессии типа «Человек – художественный образ»...