Конспект социально – реабилитационного занятия «Классификация профессий»
материал (8 класс)

Конспект социально – реабилитационного занятия «Классификация профессий»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_klassifikatsiya_professiy.docx31.54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект социально – реабилитационного занятия «Классификация профессий»

                         

                             

                                                          Разработала:

                                                                  Воспитатель Солдатова И.Н.

Цели: познакомить воспитанников с классификацией профессий по различным признакам.

Задачи:

Воспитательно – реабилитационная: воспитывать чувства товарищества, культуры речи, эстетического взгляда, уважительное отношение к любой профессии.

Развивающие: развивать внимание, мышление, умственную и творческую активность; повышать интерес к профессиям и профессиональной деятельности.

Информирующая: познакомить с типами профессий по отраслям труда.

Ход занятия

  1. Организационный момент

 Воспитатель. Здравствуйте, ребята. Очень рада вас видеть на занятии! Но прежде, чем мы начнём с вами обсуждение сегодняшней темы занятия, хочу предложить вам по играть в игру, которая называется «Назови профессию».

  1. Мотивационно – организационный этап

Игра «Назови профессию».

Все воспитанники по очереди называют профессии. Кто не смог в течение трех секунд вспомнить профессию или повторил уже названную, выбывает из игры. Если ребята называют не профессию, а должность (начальник, директор, президент), такие ответы не принимаются. Игра идет до тех пор, пока не останется один победитель.

  1. Основная часть

Слайд 2

Воспитатель. Все ребята молодцы, столько интересных профессий вспомнили! Тема нашего сегодняшнего занятия «Классификация профессий».

- Кто объяснит значение слова классификация?

Ответы детей

Классификация — это   осмысленный     порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности по каким-то важным признакам.

В разных странах действуют классификации, которые объединяют профессии по различным признакам: месту работы, степени самостоятельности, скорости продвижения по службе и т. д. Можно распределить профессии по отраслям промышленности. Вот, например, швейная промышленность. Каких только профессий там нет — и модельеры, и наладчики оборудования, и слесари, и художники, и швеи-мотористки разных специальностей, и экономисты, и бухгалтеры. Но разве можно примерить к своим интересам и склонностям отрасль промышленности? Примерить можно только профессию. Вот почему важно знать классификацию профессий, построенную на основании существенных признаков (Как выбирать профессию).

Слайд 3

Евге́ний Алекса́ндрович Кли́мов — советский и российский психолог, психофизиолог, доктор психологических наук (1969), профессор (1970), академик АПН СССР (1985; член-корреспондент с 1974); методолог практической психологии, психологии труда и профориентации, один из основоположников современной отечественной дифференциальной психофизиологии, разработчик теории типологического индивидуального стиля деятельности; ведущий специалист СССР и России в области психологии профессиоведения, разработчик системно-генетической психофизиологии стиля профессиональной деятельности. Разработал вот такую «пирамиду профессий».

Слайд 5

Классификация профессий, разработанная Евгением Александровичем Климовым.

Каждый вид труда имеет следующие компоненты:

Предмет труда

Цель труда

Орудия труда

Условия деятельности

Эту пирамиду можно рассматривать и как «лестницу», по которой вы можете подниматься, обдумывая выбор будущего трудового пути (от уточнения типа профессии, до определения условий ее труда).

Рассмотрим подробнее эту квалификацию. По первому признаку - предмету труда – все существующие профессии и специальности можно разделить на пять типов:

Слайд 6

Первый уровень классификации.

По предмету труда (типы профессий):

Человек – человек (люди)

Человек – техника (Ч – Т, машины, механизмы, технические системы)

Человек – знаковая система (Ч – З, тексты, цифры, карты, знаки, шифры, коды)

Человек – природа (Ч – П, животные, растения)

Человек – художественный образ (Ч – Х, литература, живопись, искусство)

Слайд 7

1. Самым распространённым являются профессии, где предметом труда выступает техника. Условимся обозначать этот тип профессий буквой «Т» «Человек – техника». К этой группе относятся профессии, связанные с производством, обслуживание и проектированием любой техники, от космических ракет и компьютеров до наковальни и молота кузнеца. Инженер, конструктор, лётчик, машинист, водитель, электрик, строитель, автослесарь, сантехник, горнорабочий.

Слайд 8

2. По рассматриваемому признаку (предмету труда) особо выделяется тип профессий, который условно обозначим буквой «П» «Человек – природа».  К этой группе относятся все профессии, связанные с живой и неживой природой. Исследование, изучение и использование природных ресурсов, уход за животными и растениями, их лечение — вот возможные виды деятельности. Профессии этой группы: агроном, селекционер, зоотехник, ветеринар, кинолог, растениевод, геолог, охотовед, эколог, мелиоратор.

Слайд 9

3. Следующий тип профессий – «Человек – человек» «Ч».

Главное содержание труда в этих профессиях - эффективное взаимодействие между людьми. Врач, медсестра, учитель, воспитатель, официант, юрист, продавец, парикмахер, экскурсовод - все эти профессии относятся к одной группе, потому что у них один предмет труда - человек.

Слайд 10

4. Часто объектом труда человека выступают различные знаки:  устная или письменная речь, цифры, химические и физические символы, ноты, схемы, карты, схемы, графики, рисунки, дорожные знаки и т. п.
К этой группе относятся все профессии, связанные c использованием устной и письменной речи, работой с документами и цифрами. Предметом труда для этих профессий является «
Человек – знаковая система» «З», то есть вся информация, которую можно представить в виде текстов, формул, знаков, кодов, графиков, диаграмм и чертежей. Это профессии экономиста, бухгалтера, лингвиста, математика, программиста, нотариуса.

Слайд 11

5. Очень многим из вас, наверное, нравятся профессии, труд в которых связан с изобразительной, музыкальной, литературно – художественной и актёрской деятельностью. Это профессии типа «Человек – художественный образ» «Х»: модельер одежды, витражист, фотограф – художник, музыкант, артист, и т. д.

Воспитатель. А сейчас я предлагаю вам расшифровать ребусы(профессии) и определить, к какому типу профессий относится каждая специальность.

Упражнение Ребусы «Какой тип профессии» (Работа в группах)

Воспитатель. Разобравшись в типах профессий, вы сделали только первый шаг в овладении умениями анализировать различные виды человеческой деятельности. Чтобы отнести профессию или специальность к определённому типу, надо выяснить, на что главным образом в процессе труда направлено внимание человека.

Слайд 12

Воспитатель. Сейчас мы с вами рассмотрим второй уровень классификации.

По цели труда (классы профессий):

Гностические (Г) – профессии, связанные с познавательным трудом. Цель труда: распознать, различить, выявить, найти, оценить, проверить, определить; Эти профессии предъявляют определенные требования к работнику: необходимы познавательная активность, наблюдательность, устойчивость внимания, памяти, мышления, ответственность. (контролер, товаровед, следователь, эксперт).

Слайд 13

Преобразующие (П) – профессии, связанные с воздействием на предмет труда с целью изменения или сохранения его свойств. Цель труда: обработать, переместить, организовать, собрать, преобразовать. В одних случаях результаты можно увидеть сразу — строитель, кузнец, художник, в других — результаты ждут месяцы и годы (Учитель, врач, селекционер, воспитатель, портной, преподаватель, водитель, слесарь). 

Слайд 14

Изыскательские (И) - профессии, связанные с поиском наилучшего варианта решения сложной практической задачи. Цель труда: изобрести, спроектировать, создать новое, сконструировать (Художник, дизайнер, конструктор, селекционер, художник-оформитель, ландшафтный дизайнер, писатель).

Воспитатель. Ребята я вам предлагаю упражнение «Определить класс профессии», рассмотреть картинки на слайде и определите, к какому классу профессий относится каждая из специальностей и почему вы так считаете.

Слайд 15-24

Упражнение «Определить класс профессии»

  1. Кулинар (П)
  2. Модельер (И)
  3. Эксперт (Г)
  4. Парикмахер (П)
  5. Программист (И)
  6. Следователь (Г)
  7. Инженер - конструктор (И)
  8. Водитель такси (П)
  9. Художник (И)
  10.  Ландшафтный дизайнер (И)

Ответы воспитанников

Воспитатель. Мы с вами переходим к третьему уровню классификации по орудиям труда (отделы профессий):

Слайд 25-28

Профессии ручного труда (Р)

Подобные средства труда – это те вещи, которые используются, только после применения физической силы человека.  (слесарь-сборщик, парикмахер, врач).

Профессии машинно-ручного труда (механизированного) (М)

К этой группе относятся любые приспособления и приборы, имеющие привода или двигатели, для запуска которых требуется физическая сила человека. Самый простой пример механического средства труда – это транспорт (автомобили, электрокары, бульдозерист, швея).

Профессии автоматизированного труда (А)

К основным средствам труда этой группы относится практически любое оборудование, которое полностью или частично не требует применения физической силы человека. Подобные установки, как правило, используются в серийном или массовом производстве, для обеспечения непрерывности технологического процесса. Ярким примером такого оборудования является автоматическая линия (программист, оператор станков с программным управлением).

Профессии с функциональными орудиями труда (Ф)

Эти средства труда связаны с проявлением человеческих функций, таких, как речь, жесты, мимика. Особенность их состоит в том, что эти средства труда руками не потрогаешь и глазами не увидишь (балерина, певица, актер, музыкант)

Воспитатель. А сейчас я вам предлагаю по участвовать в упражнении «Определить отдел профессии», вам нужно будет распределить орудия труда по отделам профессий (детям раздаются картинки)

Работа воспитанников в группах

Упражнение «Определить отдел профессии»

  1. Трактор (М)
  2. Лопата (Р)
  3. Микрофон (Ф)
  4. Рояль (Ф)
  5. Станок с программным управлением (А)
  6. Фотоаппарат (М)
  7. Ножницы (Р)
  8. Шприц (Р)

Слайд 29

Воспитатель. Четвертый уровень классификации, по условиям труда (группы профессий):

  • Бытовой микроклимат (работа в помещениях) (Б)
  • Открытый воздух (О)
  • Необычные условия труда (Н)
  • Повышенная моральная ответственность (М)

Примеры профессий.

Бытовой микроклимат: лаборант, продавец, бухгалтер, учитель.

Открытый воздух: агроном, инспектор ГИБДД, Егерь, Военнослужащий, Фермер.

Необычные условия: шахтер, космонавт, пожарный, водолаз, горноспасатель, космонавт, каскадер.                                                                                                                                         Повышенная моральная ответственность: учитель, врач, судья, охранник, психолог, воспитатель.

Ребята дополняют ответы

Воспитатель. Упражнение «По условиям труда». Вспомните и распределите профессии и специальности по условиям труда и впишите их в таблицу.

Упражнение «По условиям труда»

Бытовой микроклимат

Открытый воздух

Необычные условия труда

Повышенная моральная ответственность

Работа воспитанников в группе

Слайд 30

Опираясь на схему, можно составить формулу профессии, состоящую из четырех букв, где:

  1. первая указывает тип,
  2. вторая — класс,
  3. третья — отдел,
  4. четвертая — группу профессии.

Например, формулу профессии учителя, можно записать так: ЧПФМ, где:

Ч — предмет труда, в данном случае это человек;

П — цель труда учителя является преобразующей;

Ф — использует в работе органы тела (речь, голос, мимика и др.);

М — профессия учителя налагает повышенную моральную ответственность.

Воспитатель. Ребята давайте и мы с вам по пробуем составить свои формулы профессий.

Упражнение «Формула профессии»

Воспитанники получаю карточки с названиями профессий их задача составить формулу.

4. Рефлексия:

1.        Что нового узнали на сегодняшнем занятии?

2.        Что понравилось, какую пользу извлекли из полученных знаний?

3.        Что вызвало затруднения и над чем ещё нужно поработать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-реабилитационное занятие с воспитанниками СРЦН "О лени и лентяях"

Занятие направленно на формирование негативного отношения к такому человеческому пороку, как лень....

Конспект социально-реабилитационного занятия "Имею право знать!"

Цель: профилактика наркомании.Задачи:Дать воспитанникам представление о наркомании как о факторе, разрушающем здоровье.Формировать у учащихся стойкое неприятие к наркотикам. Показать опасно...

Социально-реабилитационное занятие "Чистота во всем нужна!"

открытого социально-реабилитационного занятия «Чистота во все нужна!» воспитателя Т.В.Корень для воспитанников Социально-реабилитационного Центра для несовершеннолетнихЦель занятия: способствовать фор...

Конспект социально – реабилитационного занятия «Профессии типа «Человек- человек»

Конспект социально – реабилитационного занятия «Профессии типа «Человек- человек»...

Конспект социально – реабилитационного занятия «Профессии типа «Человек - природа»

Конспект социально – реабилитационного занятия «Профессии типа «Человек - природа»...

Конспект социально – реабилитационного занятия «Профессии типа «Человек – художественный образ»

Конспект социально – реабилитационного занятия «Профессии типа  «Человек – художественный образ»...