Конспект социально – реабилитационного занятия «Профессии типа «Человек - природа»
план-конспект занятия (9 класс)
Конспект социально – реабилитационного занятия «Профессии типа «Человек - природа»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект социально – реабилитационного занятия «Профессии типа «Человек - природа»
Разработала:
Воспитатель Солдатова И.Н.
Цели: познакомить с основными особенностями и характером труда профессий типа Человек-природа.
Задачи:
Воспитательно – реабилитационная: воспитывать чувства товарищества, культуры речи, любовь к природе посредством материала, представленного на занятии.
Развивающая: развивать коммуникативные навыки, внимание, мышление, память, умственную и творческую активность.
Информирующая: получить знания о профессиях типа ― Человек-природа, их значимость и важность.
Ход занятия
- Организационный момент
Воспитатель. Здравствуйте, ребята. Очень рада вас видеть на занятии! Ребята давайте вспомним какие типы профессии мы знаем? Послушайте высказывание Михаила Михайловича Пришвина!
- Мотивационно – организационный этап
Воспитатель.
Для иных природа — это дрова, уголь,
руда, или дача, или просто пейзаж.
Для меня природа — это среда, из которой,
Как цветы, выросли все наши человеческие таланты. Пришвин М.М.
- Ребята как вы понимаете это высказывание Михаила Михайловича Пришвина?
Ответы детей
- Основная часть
Слайд 1
Воспитатель. Мы с вами продолжаем изучать типы профессий. Сегодня мы будем знакомиться как вы уже догадались, наверное, с профессиями типа Человек-природа.
- В чем социальная значимость, важность и актуальность профессий этого типа?
Ответы детей
Слайд 2
Воспитатель. Давайте мы с вами вспомним известную притчу:
В саду работал старый садовник. Он сажал молодые яблоньки. К нему подошел прохожий и спросил:
- Старик, зачем ты сажаешь эти яблони? Ведь ты не увидишь, когда они вырастут и не попробуешь яблок с их ветвей.
- Ну и что. Зато попробуют мои внуки, - ответил садовник.
Воспитатель. Как вы понимаете эту притчу?
Ответы детей.
Воспитатель. Для садовника было важно, чтобы плодами его трудов пользовался не только он сам, но и потомки. Так и в жизни, результатами труда людей данной профессии часто пользуется большое количество людей на протяжении длительного времени.
- Почему человек должен бережно относиться к природе?
Ответы детей
Слайд 3
Воспитатель. Профессии типа «Человек — Природа». Это профессии, где труд работников направлен на объекты живой природы. Ориентироваться в этой области помогают учебные предметы: ботаника, зоология, анатомия, физиология, общая биология.
Особенность биологических объектов труда состоит в том, что они сложны, изменчивы, нестандартны. Они трансформируются по своим внутренним законам. И растения, и животные, и микроорганизмы живут, растут, развиваются (а также болеют, гибнут). Работнику нужно не просто очень многое знать, но и мысленно предвидеть изменения в объектах труда.
Труд человека в области профессий «человек — природа» направлен не только на упомянутые выше объекты. Так, например, растениеводы используют в своей практике разнообразную и сложную технику. Работая в коллективе, они, в частности, заняты и налаживанием межличностных отношений. Им приходится вникать и в вопросы учета, экономической оценки своего труда. Есть даже такие профессии данного типа, которые обязательно требуют художественных склонностей (наряду со склонностями к биологии, ботанике), например, цветоводы-декораторы (флористы), техники зеленого строительства (специалисты по озеленению городов, населенных мест). Но все же главный предмет внимания и забот работников в данном случае — растения и среда их существования.
Сходным образом дело обстоит и с животноводческими профессиями. Животноводство все более переводится на индустриальную основу, оснащается техникой. Животновод — это и механизатор. Но если у него нет особого отношения, особых склонностей к работе именно с животными (а есть только интерес к технике), то это отрицательно сказывается на работе.
Микробиолог со всех сторон окружен лабораторной техникой, а сам биологический предмет исследования даже не виден невооруженным глазом. Но и здесь главное — интерес к явлениям живой природы. А техника — средство, но не основной предмет труда.
При выборе профессии типа «человек — природа» очень важно принять во внимание следующее. Для многих людей природа выступает как привлекательная среда, связанная с отдыхом. Жители города стремятся после работы или во время отпуска в лес или горы. Но все это не та любовь к природе, которая ожидается от профессионала в области «человек — природа». Поэтому очень важно разобраться, как именно человек любит природу: как мастерскую, в которой он собирается отдавать все силы производству той или иной продукции, или ему просто нравится погулять в лесу, подышать свежим воздухом, поваляться на лужайке. Проверять свою любовь к природе на прочность нужно в практическом труде.
Слайд 4-6
Воспитатель. Существуют подтипы профессий «Человек-природа»
- Профессии, труд в которых направлен на растительные организмы:
(Семеновод, овощевод, агроном, цветовод-декоратор)
- Профессии, труд в которых направлен на животные организмы:
(Ветеринар, дояр, пчеловод, животновод, приемщик яиц.)
- Профессии, труд в которых связан с микроорганизмами:
(Лаборант химикобактериалогического анализа, оператор в производстве заквасок, оператор выращивания дрожжей, аппаратчик обработки крови.)
(Подробный просмотр слайдов и обсуждение профессий)
Воспитатель. Сейчас мы с вами по играем в игру «Определи подтип». Вам надо будет просматривать слайды презентации с изображением профессий, отгадать профессию и определить к какому подтипу относится каждая профессия.
Упражнение «Определи подтип»
Слайд 7-29
Профессии: флорист, кинолог, микробиолог, садовод, ветеринар, зоотехник, пчеловод, дояр, ландшафтный дизайнер, фермер, агроном, геолог, океанолог, метеоролог, овцевод, егерь, астроном, гидролог, мелиоратор, селекционер, эколог, охотовед.
Работа воспитанников, обсуждение незнакомых профессий
Воспитатель. Классификация профессий по характеру труда объединяет три класса профессий:
- Исполнительские связаны c выполнением поставленных задач, работой по
заданному образцу, соблюдением имеющихся правил и нормативов, следованием
инструкциям, стереотипным подходом к решению проблем (Животновод, Зоотехник
Пчеловод, Фермер, Доярка);
- Творческие связаны с анализом, исследованием, испытанием, конструированием, проектированием, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений (Агроном, Ландшафтный дизайнер, Ветеринар, Эколог, Флорист,);
- Руководящие связаны с планированием и организацией, управлением и координацией деятельности, контролем и принятием управленческих решений (Метеоролог Ученый, осуществляющий контроль в области селекции, выведении новых сортов, Селекционер, Биолог)
Воспитанники дополняют ответы.
Воспитатель. А сейчас мы с вами закрепим знания упражнением «Классификация профессий по характеру труда», вспомните и распределите профессии и специальности по характеру труда.
Упражнение «Классификация профессий по характеру труда»
Исполнительские | Творческие | Руководящие |
Работа воспитанников в группе
Воспитатель. Давайте мы с вами по говорим какими же качествами характера должен обладать человек относящийся к этому типу профессий? Как вы считаете?
Ответы детей
Упражнение «Профессионально важные качества»
Задача воспитанников выбрать карточки, на которых написаны положительные качества характера присущие типу человек – природа и объяснить почему эти качества так важны.
- Любовь к природе;
- Наблюдательность;
- Ответственность и настойчивость в достижении цели;
- Терпение;
- Физическая сила и выносливость;
- Предвидение и прогнозирование отдаленных результатов;
- Готовность работать в неблагоприятных погодных условиях;
- Способность изменять цель в зависимости от условий;
- Выдержка и терпение в условиях недостаточного комфорта;
- Интерес и трудолюбие;
- Хорошая память;
- Творческое мышление;
- Быть готовым к непредвидимым событиям;
- Самостоятельность в решении конкретных трудовых задач;
- Дисциплина;
- Аккуратность;
- Умение переносить физические нагрузки;
- Инициатива;
- Ответственность.
Работа детей в группах
Воспитатель. От работника требуются инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач. Важны заботливость и дальновидность, ведь многие изменения в животных и растительных организмах могут оказаться необратимыми (растения могут завянуть, погибнуть от вредителей, могут начаться повальные болезни скота и т.д.). Изменчивые условия труда требуют от работника творческого решения возникающих задач.
Я и мир вокруг – эта проблема волнует человека. Это и естественно, ведь в мире все взаимосвязано и взаимообусловлено. Человеку природа нужна. И не потому только, что лес очищает воздух, накапливает влагу и солнечную энергию, защищает поля и реки, а без воды и воздуха жизнь вообще немыслима. Красота рощи, луга, вечернего заката, красота обыкновенного камешка, обкатанного морской волной, былинки, растущей на крутом горном склоне, делает людей более человечными, благородными, чуткими. Будут ли радовать глаз цветы, петь птахи, зеленеть деревья, зависит от тебя, от меня, ото всех.
Слайд 30
- Рефлексия.
Что интересного узнали на занятии?
Какие профессии показались вам самыми интересными?
Какие задания трудно было выполнять?
Какие моменты занятия были для вас наиболее интересны и почему?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально-реабилитационное занятие с воспитанниками СРЦН "О лени и лентяях"
Занятие направленно на формирование негативного отношения к такому человеческому пороку, как лень....
Конспект социально-реабилитационного занятия "Имею право знать!"
Цель: профилактика наркомании.Задачи:Дать воспитанникам представление о наркомании как о факторе, разрушающем здоровье.Формировать у учащихся стойкое неприятие к наркотикам. Показать опасно...
Конспект социально – реабилитационного занятия «Профессии типа «Человек- человек»
Конспект социально – реабилитационного занятия «Профессии типа «Человек- человек»...
Конспект социально – реабилитационного занятия «Профессии типа «Человек – художественный образ»
Конспект социально – реабилитационного занятия «Профессии типа «Человек – художественный образ»...
Конспект социально – реабилитационного занятия «Классификация профессий»
Конспект социально – реабилитационного занятия «Классификация профессий»...
