Музыкотерапия
методическая разработка
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкотерапия
Еще в древности предавалось огромное значение музыке. У кельтов были целые школы, где готовили бардов – специалистов в области изучения, сочинения и распространения музыки. Они составляли песенные заклинания, обладающие огромной сакральной силой, вылечивая или причиняя непоправимый вред. Передавались такие заклинания только достойным и хранились в строгом секрете. Пифагор создал учение о музыке сфер и музыкальном звукоряде, в котором каждой планете соответствует определенная нота, положил начало музыкальной психотерапии как средству воспитания и лечения души и тела. Платон считал, что лучшей охраной государства является не
армия и совершенное оружие, а музыка – простая, скромная, степенная и слаженная. Китайцы ставили музыку в ряд с математикой и астрономией. Авиценна применял музыку для лечения и утверждал о связи музыки и пульса.
Активно использоваться музыка в целях терапии стала в 19-20 веках сначала на Западе и в Америке, а потом и в России. Интерес наших ученых к проблеме воздействия музыки на организм человека проявился в ряде исследований, проводимых: В.М.Бехтеревым, С.С.Корсаковым, И.М. Догилем, И.М.Сеченовым, И.Р. Тархановым, Г.П.Шипулиным и др. Исследования выявили благотворное влияние музыки на различные системы организма человека: сердечно-сосудистую, дыхательную, двигательную, нервную, нормализацию мозгового кровообращения. Очень важными были выводы о том, что положительные эмоции, полученные от общения с искусством, музыкой оказывают лечебное воздействие на психоэмоциональное напряжение, мобилизуют резервные силы, стимулируют творчество.
В наше время в России наблюдается возрождение науки воздействия музыки на организм человека – музыкотерапии. Официально с 2003 года в Москве ФГУ Российский Hаучный Центр восстановительной медицины и курортологии Минздравсоцразвития под руководством С.В. Шушарджана готовит профессиональных специалистов в области музыкотерапии. В Санкт-Петербурге в Научно-исследовательском институте традиционной музыкальной терапии, основанной Рушелем Блаво, проводятся обучающие семинары, записываются диски с исцеляющей музыкой универсального диапазона. Таким образом, используя музыкотерапию, лечат многие заболевания и психические расстройства.
Ученые, медики и психологи выявили воздействие различной музыки на организм. Так называемая «коммерческая музыка» - попса, хип–хоп (рэп), рок, тяжелый рок пишется в низких частотах. Исследования показали, что звуки низкой частоты оказывают по большей части негативное воздействие на человека. Они вызывают упадок сил и депрессию или воспринимаются как угрожающие, например, гром или грохот землетрясения, непрерывный шум, тяжелый рок.
Внимание! Родители! Рок-музыка замедляет рост растений, после рок-концерта побывавшие на нем слушатели реагируют на природные раздражители в 3–5 раз хуже, чем обычно. Прослушивание рок-музыки вызывает выделение так называемых стресс-гормонов, которые стирают значительную часть хранившейся информации в мозгу. Повторяющийся ритм и низкочастотные колебания бас-гитары сильно влияют на состояние спинномозговой жидкости, и как следствие, на функционирование желез, регулирующих секреты гормонов; существенно изменяется уровень инсулина в крови; основные показатели контроля нравственного торможения опускаются ниже порога терпимости или целиком нейтрализуются.
Под влиянием чрезмерно громкой, ритмичной музыки толпа часто становится агрессивной. Однако в агрессивной среде эта музыка привычна для организма, и считается нормой для него. Вообще, в нашей обычной повседневной городской жизни с ее суетой, шумом, стрессами и при отрицательных эмоциях мы пребываем в диапазоне бета-волн (14- 20 герц). Более высокие звуки – энергичные, четкого ритма, умеренного темпа влияют на нас благотворно, повышая уровень энергии, как физической, так и психической, вызывают радость, светлое настроение. Именно здесь и вступают в игру гармонические обертоны. Обертоны – это тонкие, едва уловимые призвуки высокой частоты, сопутствующие всем окружающим нас звукам. Только гармонические обертоны способны вселять в нас бодрость и заряжать нас энергией. Такую музыку полезно слушать по утрам, заряжаясь бодростью и оптимизмом на весь день.
При прослушивании классической, народной, церковной музыки, звуков природы мы успокаиваемся, расслабляемся, насыщаемся положительной энергией и эмоциями, гармонией. Ведь чем меньше звуковая волна, тем мы более расслаблены. Для классической музыки характерен ритм тела, равный 60 ударам в минуту, что приводит нас в состояние альфа-диапазона (8-13герц). Это состояние покоя и возвышенных ощущений. Такую музыку полезно слушать после трудового дня, при усталости и упадке сил.
Когда мы спим, медитируем и творим (состояние вдохновения), мы пребываем в состоянии тета-частот (4-7 герц). При глубокой медитации и бессознательном состоянии вырабатываются дельта-волны (0,5-3герц).
В настоящее время музыкотерапию используют для лечения многих заболеваний, используют в психотерапии, сельском хозяйстве, торговле.
Замечено, что в процессе занятий музыкой, пением у учащихся с умственной отсталостью активизируется мышление, формируется целенаправленная деятельность, устойчивость внимания, слушание музыки, музыкально-ритмические занятия более эффективно влияют на развитие речевой функции, слухового внимания, моторики у детей с нарушением слуха. Применяя музыкальное искусства в различных его сочетаниях (с движениями, с театрализованной деятельностью) по отношению к ребенку с проблемами в развитии, ученые и педагоги заметили, что оно выступает источником позитивных переживаний ребенка, рождает новые творческие потребности и способы их удовлетворения, обеспечивает формирование музыкальной культуры и исправляет отклонения в познавательной, эмоционально-волевой и личностной сферах, создает условия для социальной адаптации.
Самой сильной по силе воздействия ученые считают музыку И.С.Баха, на втором месте по воздействию музыка В.А.Моцарта и Бетховена.
Музыка Баха и Генделя, написанная в стиле барокко, обладает расслабляющим эффектом, помогает улучшить запоминание, память, помогает при изучении иностранных языков и стихов.
Феномен музыки Моцарта объясняют тем, что вибрации его произведений совпадают с вибрациями здоровых нейронов клеток.
Так, в Голландии увеличивают надои молока, используя музыку Моцарта. Тесто поднимается в
несколько раз быстрее и становится лучше, пышнее и вкуснее от музыки Моцарта. Используя музыку Моцарта при подготовке к экзаменам, студенты быстрее и успешнее усваивают и запоминают учебный материал и проходят тесты. Музыка Моцарта и Чайковского способствует лечению болезней Паркинсона и Альцгеймера.
Очень полезна так называемая музыка природы. Звуки моря, шум дождя, голоса дельфинов успокаивают, умиротворяют, звуки леса снижают кровяное давление, нормализуют работу сердца, пение птиц помогает собраться с мыслями, вызывает прилив положительных эмоций.
Ученые выявили, что пение птиц способствует росту и развитию растений. Во Флориде, например, орошают апельсиновые рощи, используя музыку, воспроизводящую пение птиц. Такие апельсины не только слаще, но и витамина С в них на 121% больше обычных.
В Индии стимулируют рисовые плантации с помощью традиционной индийской музыки. Продуктивность урожаев выросла на 25-67%.
В Германии такая музыка является лечебной и продается только в аптеках. В Китае разработаны диски под названиями «Печень», «Сердце», « Кишечник», «Желудок» и др., где подобрана музыка, благотворно влияющая на эти органы.
В Канаде струнные оркестры играют на городских площадях для снижения количества аварий. Замечено, что, прослушивая классическую музыку в автомобиле, водитель в 15 раз снижает риск аварийных ситуаций, а прослушивание народной и классической музыки в маршрутках приводит к улучшению микроклимата в салоне, резкому снижению агрессии и раздражительности пассажиров.
Терапевтический эффект при поглаживании кошки достигается благодаря урчанию
домашней любимцы, вибрации которой благотворно действуют на наш организм.
Колокольные вибрации также обладают мощной целительной силой. В средние века люди спасали себя от эпидемии чумы, звоня в церковные колокола. Звуки колокола создают вибрации свыше 25 кГц, повышают иммунитет. Средний спектр колокольных звуков (100-20 кГц) увеличивает капиллярный кровоток и лимфоток, а низкие звуки колокола (40-100 кГц) успокаивают психику. Это действует на всех людей, независимо от их веры.
Молитвы, обращения к Богу, также вызывают определенный эффект. Большинство молитв направлено на оздоровление организма, способствуют очищению и излечению (духовному и, соответственно, физическому).
Феномен намоленных икон. Он состоит в том, что частое произношение
«шифрованных» текстов (молитв) перед одним и тем же образом позволяет записать на поверхности иконы определенную информацию. Такая икона создает вокруг себя волновую ауру определенной частоты, которая самостоятельно воздействует на человека. Поэтому совершенно реально просить помощи у образа, лика. Имейте свои собственные образы и лики, обращайтесь к ним с любовью и благодарностью, и они будут служить вам источником высоких вибраций и исцеления.
Ученые, врачи выявили благотворное влияние классической музыки на состояние нашего здоровья:
Снимает боль, эмоциональное напряжение:
- Полонез Огинского «Прощание с Родиной»
- Ф.Лист «Венгерская рапсодия-1»
- Бетховен «Фиделио»
- Хачатурян Сюита «Маскарад»
- Дворжак «Юморески»
- Д.Гершвин «Американец в Париже»
Снимает неврозы, раздражительность, разочарование, поднимает над повседневностью в высшие сферы:
- Гайдн. «Симфония»
- Бетховен «Лунная соната», «Симфония ля-минор»
- Бах «Итальянский концерт», «Кантата №2»
- Музыка Генделя
Успокаивает, уменьшает тревогу и неуверенность:
- Шуберт «Аве Мария»
- Шопен. Мазурки и прелюдии
- Брамс «Колыбельная»
- Штраус. Вальсы
- Дебюсси «Свет луны»
- Бетховен «Симфония №6, часть 2», «Ноктюрн соль-минор»
Уменьшает наркотическую зависимость от алкоголизма и никотина:
- Шуберт. «Аве Мария»
- Бетховен «Лунная соната»
- Свиридов «Метель»
- Сен-Санс «Лебедь»
Восстанавливает кровяное давление, сердечную деятельность, снимает напряженность в отношениях с другими людьми:
- Шопен «Ноктюрн ре-минор»
- Мендельсон «Свадебный марш»
- Бах «Кантата 21», «Концерт ре-минор для скрипки»
- Барток «Соната для фортепиано», «Квартет 5»
- Брукнер «Месса ля-минор»
Бессонницу лечат:
- Григ. Сюита «Пер Гюнт»
- Сибелиус. «Грустный вальс»
- Шуман. «Грезы»
- Чайковский. Пьесы
Гастрит не любит:
- Бетховен. «Соната №7»
Уменьшает суставные боли:
- Музыка Моцарта
Эпилепсия не любит:
- Музыка Моцарта
Улучшает зрение:
- Музыка Моцарта
Рост умственных способностей у детей:
- Музыка Моцарта
Стимулирует умственную деятельность:
- Музыка Бетховена
- Музыка Штрауса
Синдром хронической усталости лечит:
- Григ. «Утро» из «Пер Гюнта»
- Мусоргский «Рассвет над Москвой-рекой» (из оперы «Хованщина»)
- Романс «Вечерний звон»
Ускоряет рост растений:
- Музыка Россини
- Скрипичные сонаты Баха
Для поднятия жизненного тонуса, улучшения самочувствия, настроения, активности, творческой энергии:
- П.Чайковский «Шестая симфония,часть№3»
- Шопен «Прелюдия 1,опус 28»
- Ф.Лист. «Венгерская рапсодия -2»
- Бетховен «Увертюра Эдмонд»
- Демис Руссос, Сара Брайтман, Э. Хампердинк, А. Пахмутова
«Беловежская пуща»
Гармоничные мелодии, звуки в буквальном смысле слова перезаряжают наши внутренние аккумуляторы жизненной энергии. Для этого достаточно просто слушать игру на определенных музыкальных инструментах. А можно воспользоваться и самым простым и близким нам инструментом — нашим собственным голосом!
Вот результаты исследований воздействия музыкальных инструментов на организм человека:
- Скрипка – лечит душу, помогает самопознанию, вызывает сострадание, очень благотворно действует на меланхоликов,
- Орган – приводит ум в порядок, гармонизирует энергопоток позвоночника, это- проводник между космосом и землей
- Пианино – воздействует на почки, мочевой пузырь, очищает щитовидную железу
- Барабан – восстанавливает ритм сердца, стимулирует кровеносную систему
- Флейта – очищает бронхолегочную систему, лечит несчастную любовь, снимает раздраженность и озлобленность
- Баян, аккордеон – активизирует работу брюшной полости
- Арфа и струнные инструменты гармонизируют работу сердца, лечат истерию, кровяное давление
- Саксофон – активизирует сексуальную энергию, половую систему
- Кларнет, флейта-пикколо – подавляет уныние, улучшает кровообращение
- Контрабас, виолончель, гитара – воздействуют на сердце и тонкую кишку, лечат почки
- Цимбалы – уравновешивает печень
- Балалайка – лечит органы пищеварения
- Труба – лечит радикулит
Музыка, как отмечали древние, связана и с зодиакальными знаками. Семь белых клавиш и пять черных представляют собой зодиак в миниатюре.
Знак Зодиака | Нота | Тональность |
Овен | До | До-мажор |
Телец | До-диез, ре-бемоль | До-диез-мажор |
Близнецы | Ре | Ре-мажор |
Рак | Ми-бемоль, ре-диез | Ми-бемоль-мажор |
Лев | Ми | Ми-мажор |
Дева | Фа | Фа-мажор |
Весы | Фа-диез, соль-бемоль | Фа-диез-мажор, соль-бемоль- мажор |
Скорпион | Соль | Соль-мажор |
Стрелец | Соль-диез, ля-бемоль- мажор | Соль-диез-мажор ля-бемоль- мажор |
Козерог | Ля | Ля-мажор |
Водолей | Ля-диез, си-бемоль | Ля-диез-мажор, си-бемоль-мажор |
Рыбы | Си | Си-мажор |
Эти данные позволяют оценить воздействие отдельных нот на конкретного человека и в зависимости от даты его рождения построить процесс исцеления. Ведь когда человек болен, в мелодии его человеческого тела закладываются фальшивые нотки. С помощью музыкотерапии можно откорректировать эти изменения. Например, если вы – Близнец, то вам рекомендуется слушать музыку в тональности ре-мажор. Слабые органы Близнеца – легкие и парный орган – толстый кишечник. Значит, предпочтительны звуки флейты и аккордеона, баяна. Можно пропевать ноту «РЕ», направляя вибрацию или энергию желтого цвета (цвет Близнецов) в больной орган. Если вы Лев, слушайте музыку в тональности ми- мажор, предпочтения отдавая арфе, контрабасу и гитаре, т.к. слабые органы Льва - сердце и парный орган - тонкий кишечник. Пропевайте ноту «МИ», направляя золотисто-рыжий или темно-оранжевый цвет (Лев – знак стихии огня) в больные органы.
В заключение хочется отметить, что музыка – самое безопасное профилактическое средство. Она не вызывает побочных явлений и негативных последствий. Она показана всем без исключения. Это то средство, которое доступно каждому и никогда не принесет вреда.. В человеке заложено стремление к прекрасному, духовному. К тому, что могло бы подпитать, поддержать и дать вдохновение. Музыка позволяет услышать самого себя, обрести гармонию с природой, окружающей жизнью. Поэтому так необходимо каждому из нас познавать подлинную музыкальную культуру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка (музыкотерапия - интеграция здоровьесберегающих технологий по сказке «Волк и семеро козлят»)
Аннотация Проблема укрепления и сохранения здоровья не компания одного дня деятельности и одной здоровьесберегающей технологии, а целенаправленные, систематические занятия в виде комплекса интегр...
Музыкотерапия при работе с детьми с проблемами в развитии
Одно из направлений арттерапии – музыкотерапия. Музыкотерапия - средство реабилитации, профилактики, повышения резервных возможностей организма; средство оптимизации творческих сил и воспитатель...
Статья "Музыкотерапия как средство развития способностей школьников"
В данной статье подробно рассказывается об одной из музыкальных технологий-музыкотерапии.Приводятся примеры различных видов музыкальной деятельности и их воздействия на организм школьников.Статья може...
Музыкотерапия
Мой опыт по музыкотерапии....
буклет "Занимайтесь музыкотерапией"
консультация...

Презентация "Музыкотерапия, как средство эмоционального комфорта и психофизического здоровья детей в ДОУ»
Музыкотерапия — это лекарство, которое слушают. О том, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека, знали еще в Древней Греции и в других странах. Музыкотерапия да...

Обобщение опыта работы по теме "Преодоление эмоциональной тревожности средствами музыкотерапии у обучающихся подросткового возраста на уроках музыки в общеобразовательной школе.
Инновационный проект по музыке учителя МБОУ «СОШ№30»...



