Модифицированная дополнительная общеобразовательная программа «Тепло очага»
рабочая программа (8 класс)

Градинарова Анжелика Владимировна

 Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, отличительной особенностью дополнительной образовательной программы «Тепло очага» является то, что она обращена в наше прошлое и настоящее, чтобы напомнить учащимся почитаемые, берущие начало из глубокой древности. Традиции, народные обычаи ненецкого народа, старинные обрядовые блюда, а затем познакомить с современной кухней, оборудованием современных предприятий общественного питания, основными профессиями пищевой промышленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_teplo_ochaga.docx957.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Мыскаменская школа-интернат»

РАССМОТРЕНО и РЕКОМЕНДОВАНО

методическим объединением воспитателей

Протокол от «     »                 г. №

Руководитель _________

СОГЛАСОВАНО

Старший воспитатель школы-интерната

___________    ---------------------

«  »                20    г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ________

«  »                     20     г.

Модифицированная дополнительная общеобразовательная программа

        «Тепло очага» - «Ту’ни’ява’»

Направление «Общекультурное, народные промыслы»

Возраст детей: 12-15 лет

Автор-составитель: Градинарова Анжелика            Владимировна

воспитатель школы-интерната

с. Мыс-Каменный 2018г.

Пояснительная записка

У каждого народа есть своя национальная кухня. В основе каждой национальной кулинарии лежат два главнейших фактора: набор исходных продуктов и способ их обработки. Эти два фактора тесно связаны друг с другом. Набор продуктов определяется тем, что дают природа и материальное производство-земледелие, животноводство, разнообразные промыслы. Это, в свою очередь, означает, что на специфические особенности национальных кухонь влияют географическое положение страны, климат, экономические условия. Так, в национальных кухнях, граничащих с морями и океанами, значительное место занимают блюда из рыбы и продуктов моря. В лесостепных районах – блюда из продуктов животноводства и лесных промыслов, народы южных стран больше используют овощи и фрукты. Например, народы Юго-Восточной Азии, Африки используют больше специй, приправ, острых соусов. Северяне предпочитают пищу менее острую. Национальная кухня создается национальной общностью людей. Каждый народ придает своим кушаньям особый вкус. Дополнительная образовательная программа модуля «Тепло очага» направлена на оказание помощи, воспитанников в производственном обучении и профессиональной подготовке. Она играет важную роль в воспитании, в развитии творческих способностей, повышает инициативу и предприимчивость. У воспитанников формируются навыки в приготовлении национальных ненецких блюд, эстетического оформления. Таким образом, можно сделать вывод, что история национальной северной кухни уходит в глубокую древность. Она складывалась и развивалась на протяжении многих столетий-  это прежде всего обилие блюд из рыбы, оленины, местные ягоды, грибы, растения и особенные вкусовые сочетания, за которые принято любить Северную кухню.

Актуальность:

 Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, отличительной особенностью дополнительной образовательной программы «Тепло очага» является то, что она обращена в наше прошлое и настоящее, чтобы напомнить учащимся почитаемые, берущие начало из глубокой древности. Традиции, народные обычаи ненецкого народа, старинные обрядовые блюда, а затем познакомить с современной кухней, оборудованием современных предприятий общественного питания, основными профессиями пищевой промышленности.

Цель программы: 

Сохранение национальной культуры традиций и обычаев коренных народов Севера, ненцев, формирование практических навыков приготовления традиционных блюд жителей Севера с применением национальных и современных технологий.

Задачи:

  • Расширить знания, умения и навыки по технологии приготовления национальных ненецких блюд, их подаче и сервировке стола; ознакомить с профессией повара и путями получения данной профессии; научить самостоятельному совершенствованию и применению полученных знаний и умений в практической деятельности; обучить безопасному обращению с инвентарем и оборудованием.
  • Развивать эстетический вкус учащихся; расширить знания, учащихся в технологии приготовления блюд; развивать память, логическое мышление, внимание.
  • Привить чувство национального достоинства и уважения к блюдам всех народов; воспитать трудолюбие и культуру труда. Отличительные особенности дополнительной образовательной программы

Целевая аудитория: воспитанники Мыскаменской школы-интерната

География программы: спальный корпус Мыскаменской школы-интерната

Педагогический контроль

Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:

  • текущий - используется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;
  • промежуточный – выставки, участие в конкурсах ДПИ;
  • итоговый – оформление музея в спальном корпусе «Мыскаменской школы-интерната»

методы обучения:

  • игра
  • беседа
  • иллюстрирование
  • изготовление мини брошюр
  • работа в малых группах
  • индивидуальная работа
  • работа в парах
  • просмотр видео материалов

Межпредметные связи на занятиях:

  • с уроками КНЯ, ИКНЯ, География ЯНАО, Родного языка, Технология, Изобразительного искусства

Предполагаемые результаты реализации программы:

В основе программы лежит идея сочетания теории и практики. Решение педагогических задач в дополнительной образовательной программе «Тепло очага» осуществляется в соответствии со следующими принципами: Принцип непрерывного дополнительного образования, как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом.

  • Принцип гражданственности ориентирует образовательный процесс на изучение истории, обычаи, традиции народов, их блюда.
  • Принцип творчества помогает развивать фантазию, эстетический вкус, мыслить и действовать.
  • Принцип коллективной деятельности реализуется на создании совместных рецептов, фантазий при организации коллективных праздников, конкурсов, проведении и участия в выставках.
  • Принцип индивидуального подхода ориентирует педагога на учет индивидуальных и возрастных возможностей и способностей учащихся.
  • Принцип самореализации предполагает создание творческой среды, проведение открытых занятий, дни открытых дверей объединения.

  • предполагает приобретение и закрепление знаний в области культуры, традиций и обычаев коренных народов Севера, ненцев и направлена на развитие положительных личностных качеств каждого ребенка.

Воспитанники должны знать:

  • - общие сведения о способах приготовления продуктов;
  • - правила безопасной работы с инструментами;
  • - правила техники безопасности;
  • - технические характеристики и назначение бытовой техники;
  • - эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования к оформлению блюд;
  • - правила подготовки продуктов к тепловой обработки;

           Воспитанники должны уметь:

  • - организовать рабочее место в соответствии с практическим заданием и поддерживать порядок во время работы;
  • - устанавливать последовательность выполнения технологических операций (планирование);
  • - работать индивидуально и коллективно (5-6 человек), самостоятельно распределять обязанности, сообща решать поставленные задачи;
  • - выполнять работу в заданное время;
  • - проявлять элементы творчества на всех этапах выполнения задания;
  • - соблюдать правила безопасной работы;
  • -приготовить простые блюда.
  • личностные результаты отражаются в индивидуальных, качественных

свойствах воспитанников, которые они приобретают в процессе обучения.

  • У воспитанников формируются - сотрудничество со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение и стремление прислушаться к мнению друг друга.

Формы диагностики учета результатов освоения программы:

Итогом курса будет выявление результативности работы используя такие методы как наблюдение, анкетирование, проведение диагностических исследований, метод независимых экспертных оценок, которые проверяют личностные качества обучающихся, их положительную динамику.

Календарно – тематическое планирование

1 год обучения (35 часов)

Дата

Тема занятия

Количество часов

Теория

Практика

По программе

Примечание

1 раздел. Кухня народов севера. Основные виды сырья и способы его кулинарной обработки. (10 часов)

1-6

Знакомство с национальной кухней Севера.

Инструктажи

 

5

2

7

Знакомство. Инструктаж ТБ.

Получат знания о национальной кухне Севера.

2 раздел. Ассортимент наиболее популярных блюд народов Севера. Основные приемы их приготовления. (20 часов)

3 раздел. Характеристика ассортимента напитков кухни народов Севера. (5 часов)

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

Для занятий требуется просторное светлое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам. Помещение должно быть сухое, с естественным доступом воздуха, легко проветриваемым, с достаточным дневным и вечерним освещением. Вечернее освещение лучше всего обеспечивает люминесцентными лампами, создающими бестеневое освещение, близкое к естественному.

А также необходимо:

  • - зона для занятий;
  • - библиотечная зона для методической литературы;
  • - -мультимедиа: компьютер, проектор.

Литература для педагога

  • Богатая Л.М. Книга о вкусной и здоровой пище. – М: ВО, АГРОПРОМИЗДАТ, 1988.
  • Маслов Л.А. Кулинария. – М: Ж-54 Валовая 28, 1957.
  • Горшков А.И., Липатова О.В. Гигиена питания. - М.: Медицина, 1987. - С.20-69, 134-259.
  • Конышев В А. Всё о правильном питании. — М., 2001.
  • Литвина ИМ. Основы правильного питания. — СПб.: АО “Комплект”, Литвина ИМ2005.
  • Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Как разработать программу дополнительного образования детей // Практика административной работы в школе.-2004.-№4.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа "Домашний очаг" (Кулинария)

Социально-педагогическая направленность программы предполагает предполагает адаптацию обучающихся к жизни в обществе, приобщение их к труду, к культуре и традициям русской национальной кухни, а так же...

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА для дошкольников

Программа нацелена на создание условий для сохранения и поддержания психологического здоровья дошкольников....

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «ОЧ.УМЕЛЫЕ РУЧКИ».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАДекоративно – прикладное  творчество – самое  древнее  искусство  на  земле.  Его  роль  велика  не  только  в...

Театральная студия на французском языке.Титульный лист. Дополнительная общеобразовательная программа (образовательная модифицированная).

Театральная студия на французском языке.Титульный лист дополнительной общеобразовательной программы заверенный руководителем, директором гимназии №405....

Дополнительная общеобразовательная программа (модифицированная/ адаптированная) «Мел\' не - Мастерица».

Данная программа предназначена для организации внеурочной деятельности школьников младшего и среднего звена по декоративно – прикладному искусству и направлена на формирование эстетического восп...