Проектная деятельность на уроке литературы "Страна, придуманная детьми"
план-конспект урока (5 класс) на тему

Литература: 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 частях. Ч.2 / Б.А.Ланин, Л.Ю.Устинова, В.М.Шамчикова; под ред. проф. Б.А.Ланина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2013. Урок литературы с применением технологии исследовательского обучения и проектные методы обучения, информационные технологии. Методы - словесный, поисковый, интерактивный метод – метод проектов, активный метод «Вальс цветов». Исследовательская форма работы: творческая деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет

Литература

Класс

 5

Тема урока

Страна, придуманная детьми.

Тип урока

Комбинированный урок

№ урока по теме

Второй урок изучения повести Л.Кассиля «Кондуит и Швамбрания» (в сокращении).

Учебник

Литература: 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 частях. Ч.2 / Б.А.Ланин, Л.Ю.Устинова, В.М.Шамчикова; под ред. проф. Б.А.Ланина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2013.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные

Метапредметные

Личностные

  • развивать способность  учащихся воспринимать фрагменты текста и их глубину;
  • познакомить с символами страны и другими ее необходимыми составляющими;
  • совершенствовать и развивать творческие умения на основе прочитанного и собственной проектной деятельности.

Предметные компетенции:

информационная составляющая: извлечь информацию по заданию из художественной литературы;

коммуникативная составляющая: выступление перед аудиторией сверстников (использовать вербальные средства для выделения смысловых блоков своего выступления; невербальные средства или наглядные материалы); командная коммуникация (самостоятельно договориться о правилах и вопросах для обсуждения и последующего выступления в соответствии с поставленной перед командой задачей, сопоставить свои идеи с идеями других членов команды, развить и уточнить идеи);

проектировочная составляющая: ставить задачи, адекватные заданной цели; самостоятельно планировать характеристики продукта своей деятельности на основе заданных критериев его оценки; самостоятельно планировать и осуществлять текущий контроль своей деятельности; оценить продукт своей деятельности по критериям.

Личностные УУД: формировать патриотическое чувство, толерантное отношение друг к другу, воспитывать уважение к символам своей страны.

Познавательные УУД: учить осуществлять поиск необходимой информации в предложенных фрагментах текстов, развивать умение выражать свои мысли, осознанно строить высказывания.

Регулятивные УУД: соотнесение известного и неизвестного, планирование и прогнозирование результата своей деятельности, контроль и оценивание качества исполнения продукта деятельности.

Коммуникативные УУД: развивать умение работать в команде: внимательно слушать товарищей, аргументировано и  вежливо отстаивать свою точку зрения.

Умение выражать свои эмоции; умение понимать эмоции других людей, сопереживать; высказывать свое отношение к героям произведения и к результатам труда своих одноклассников.

Решаемые учебные проблемы

Возможность и способность создания собственной страны-мечты с присущими ей особенностями

Основные понятия, изучаемые на уроке

Родина, страна, Президент, символы – герб, гимн, флаг.

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Компьютерная  презентация.

Ресурсы урока

(программное обеспечение, дидактические, технические средства, демонстрационное оборудование и материалы)

Мультимедийный компьютер с проектором,  компьютерная  презентация «О России», видеоролик «О Бузулуке», раздаточный материал – фрагменты текста «Кондуит и Швамбрания», словарь С. И. Ожегова, воздушные шары, ватманы, фломастеры, цветки, лист самооценки, музыкальные инструменты. Использована музыка И. Штрауса «Вальс цветов».

Технологии, формы, методы и приемы организации деятельности учителя и обучающихся

Технология исследовательского обучения и проектные методы обучения, информационные технологии. Методы - словесный, поисковый, интерактивный метод – метод проектов, активный метод «Вальс цветов». Исследовательская форма работы: творческая деятельность.

Цель урока

 Создать условия, при которых обучающиеся самостоятельно учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
приобретают коммуникативные умения и представляют результаты своего исследования в форме проекта.

Задачи урока:

Образовательные: 

  • добиться усвоения учащимися понятий о составляющих  страны для решения познавательных и практических задач;
  • выявлять главное, работая с фрагментами текста;
  • приобретение коммуникативных умений, работая в группах;
  • повышение мотивации учащихся к учебному процессу.


Развивающие: 

  • способствовать развитию системного мышления учеников;
  • содействовать развитию их речевой деятельности;
  • способствовать развитию творческих возможностей учащихся, чувств, эмоций;
  • формировать у учащихся навыки проектно-исследовательской деятельности.

Воспитательные: 

  • способствовать воспитанию интереса к предмету,
  • способствовать воспитанию культуры общения, творческой активности;

способствовать воспитанию свободной личности, организуя такое учебно-воспитательное пространство, которое обеспечивает реализацию на практике принципа свободы, предоставляющего учащемуся реальную возможность самостоятельного выбора форм и видов деятельности, формирования чувства ответственности за ее результаты.

Организационная структура урока

«Страна, придуманная детьми» (по повести Л.Кассиля «Кондуит и Швамбрания»)

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1. Создание эмоционального фона.

1. Приветствие учащихся.

Разделить учащихся на команды (2 колонки – 2 команды).

- Поприветствуйте своих одноклассников из другой команды, какие пожелания им хотите сказать?

2. Вопросы для учащихся:

- Какое место на земле вы больше всего любите?

1. Приветствие.

2. Ответы на вопросы учителя.

Личностные

2. Вхождение в тему урока. Мотивация деятельности.

1. Трансляция видеоролика о Бузулуке.

2. Вопросы:

- С какой целью вам был показан этот ролик?

- А чем для вас является наш город Бузулук?

- А что такое Родина?

- На ваших столах лежат фрагменты текстов из повести, с которыми вам предстоит работать, делая отбор необходимой информации.

- А что является Родиной для Оськи и Лёли, героев произведения «Кондуит и Швамбрания»? (Приложение 1. Фрагмент текста 1.)

- Все ли устраивало детей в их городе или они что-то хотели изменить? (Приложение 1. Фрагмент текста 2.)

- Что они придумали? Какую страну? Существовала ли она на самом деле? (Приложение 1. Фрагмент текста 3.)

- Если такая страна не существует, значит она какая? (выдуманная)

- Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

1. Просмотр видеоролика о Бузулуке.

2. Ответы на вопросы учителя (работа с фрагментами, со словарем)

Формулирование темы урока

Регулятивные

3. Организация и самоорганизация учащихся. Организация обратной связи.

1. Оська и Лёля, создавая свою страну, опирались на имеющиеся у них знания.

- Давайте попробуем разобраться в важных составляющих любой  страны.

Показ презентации о России.

2.

- Были ли такие символы у страны, придуманной Оськой и Лёлей? Расскажите о них. (Приложение 1. Фрагмент текста 4-5)

Физминутка

Утверждение – да-нет.

Да – хлопни в ладоши

Нет - присядь разочек

1. В повести упоминается великий путешественник (да.) а кто? Христофор  Колумб

2. Все началось с того, что пропала фигура короля? (нет)

3. Папа купил специально для мальчиков корову (нет) – козленка

4. Со священником в Народном саду встретился Оська? (да)

5. Кондуит – это музыкальный инструмент? (нет) – журнал поведения, проступков

6. По уставу гимназии на форме не полагались лишние пуговицы. (да)

7. Первая швамбранка – это Герда. (нет)

8. Тая Опилова была лишена звания швамбранки. (да)

- Вам нравится страна братьев? И дружно ли они придумывали ее?

Хотелось бы и вам попробовать придумать свою непохожую ни на что страну?

1. Просмотр видеоролика

2. Ответы на вопросы (поиск необходимой информации в фрагментах повести «Кондуит и Швамбрания»).

3. Проведение физминутки

Познавательные, регулятивные

4. Практикум

1. Предлагаю вам распределить обязанности в вашей команде по придумыванию отличительных особенностей и символов вашей страны.

На слайде презентации вы можете видеть примерный план.

2. Раздать листы самооценки. (Приложение 2)

1. Распределение обязанностей в команде.

2. Заполнение листа самооценки

Личностные, регулятивные, коммуникативные

5. Проверка полученных результатов.

1. Каждый из вас работал над проектом в своей команде по созданию своей страны. Вам необходимо представить другой команде свой проект.

Представление командами поочередно своих проектов «Наша страна»

Личностные, ругулятивные, коммуникативные

6. Подведение итогов, домашнее задание

1.

- Столкнулись ли вы с трудностями, работая над проектом «Наша страна»?

- Похожа ли ваша страна на страну главных героев повести Льва Кассиля «Кондуит и Швамбрания»?

- Довольны вы или нет своим результатом?

- Хотелось бы вам продолжить данную проектную деятельность или нет?

2. Домашнее задание: напишите небольшой рассказ об увлечениях жителей выдуманной вами страны.

1. Ответы на вопросы учителя.

2. Запись домашнего задания

Личностные

7. Рефлексия

- Попробуем немного отвлечься и расслабиться. Под музыку И. Штрауса «Вальс цветов» изобразите цветок жестами или мимикой, а другая команда должна отгадать этот цветок. После этого вручите  другой команде пригласительный билет-цветок для путешествия в вашу страну.

Выполнения задания  - изобразить цветок и вручение другой команде пригласительного билета-цветка.

Личностные, коммуникативные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в работе с одаренными детьми.

Статьи учителя, в которых он делется опытом о работе с одаренными детьми, какие использует педагогические технологии в этой работе. Насколько способствует проектная деятельность раскрытию творческих и...

Использование проектной деятельности в работе с одарёнными детьми

Выступление  с представлением опыта работы...

Проектная деятельность педагога в работе с детьми с ОВЗ.

Немчанина Е. С. Проектная деятельность педагога с детьми с ОВЗ....

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ЦИКЛА, КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА СТАНДАРТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

В условиях кардинальных изменений  в образовательной системе нашей страны фактор учителя  в школе становиться  особенно актуальным. Характерной приметой нашего времени является повышени...

Проектная деятельность в работе с одаренными детьми

Методические рекомендации для работы с одаренными детьми...