спецкурс "Русская литература в произведениях кинематографа"
методическая разработка (9 класс) на тему

Комарова Наталья Алексеевна

Спецкурс  выстраивается на уровне межпредметных связей (литература- кино) и позволяет учащимся увидеть новое произведение, произведение другого искусства – кино на материале художественной литературы. В круг класссловарного запаса учащихся активно войдут слова и понятия – сценарий, сценарист, режиссёр, актёр, сериал, экранизация и т. д.
Цель данного курса- общее и литературное развитие детей. Нужно развить в ученике необходимость обдумать, понять и оценить фильм: его основные мысли, его соответствие действительности, его художественные качества, начиная с игры актёров и кончая тонкостями музыкального и цветового решения, композицией кадров, монтажа. Нужно учить видению сравнительного анализа произведения литературы и экранизации, восприятие текста сценаристом, режиссёром, актёрами. Такой вид работы будет способствовать творческому развитию детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа элективного курса

по литературе

           Русская литература в произведениях кинематографа

Комарова Наталья Алексеевна, учитель  русского языка  и литературы  МКОУ Патрикеевской ООШ имени полковника Э.В. Сухаревского Базарносызганского района Ульяновской области

Пояснительная записка

На рубеже Х1Х – ХХ веков родилось новое искусство. Это – кино. Дата его появления – 28 декабря 1895 года. Париж. Братья Люмьер демонстрируют десять короткометражных фильмов. Новое синтетическое искусство кино быстро осознало свои связи с другими искусствами. Элементы их органически входят в художественную ткань фильма: слово – основное оружие литературы- звучит в фильмах из уст действующих лиц, в виде сопроводительного «дикторского» текста, в виде надписей.

 Кино стало «искусством миллионов», что с первых же, ещё робких шагов оно провозгласило современный принцип художественного мышления: мир познаётся в движении, только в развитии.

«Эстетическая сущность кино уже вполне выкристаллизовалось, - пишет В. Турбин,- кино передаёт высшие формы движения (движение мысли и движение человеческого общества) посредством низшей – элементарного перемещения в пространстве. Кино мыслит движением». В кино можно создать образы всего – любой существующей и даже несуществующей действительности. Можно зафиксировать или искусственно воссоздать и космические катаклизмы, и жизнь микроорганизмов. Можно создать образы любой эпохи, любых стран, существовавших, существующих или вымышленных художником. Такое всемогущество доступно только литературе, Но литература может всё что угодно описать, позволить читателю представить себе, вообразить, а кино может всё что угодно показать в конкретных образах. И как все искусства , кино также, но полнее, значительнее, правдивее изображает человека. Человек – это объект и субъект искусства кино. Открытие художника , взятое из жизни, одухотворённое в горниле творческого воображения, пропущенное через сердце и перенесённое на экран в живых, волнующих образах, всякий раз вызывающих глубокое сопереживание у зрителей, возвращалось в жизнь, чтобы способствовать её преображению, чтобы сделать её ещё краше.

Поэтому с первых лет существования кинематограф видел в литературе источник образов («Гамлет» У. Шекспира был экранизирован уже в 1900 году).По мотивам произведений А. С.Пушкина в год начала русского кинопроизводства было снято около 50 лент. Среди дальнейших обращений к русской классике серьёзностью и культурой выделяются картины Я.А.Протазанова («Пиковая дама», 1916, «Отец Сергий», 1918) и А. А. Санина («Поликушка», 1919, выпуск 1922).

 Взаимоотношения кинематографа с литературой достаточно сложны и противоречивы. Экранизация обретает всё большую глубину истолкования литературы и всё большую художественную независимость. Кино разрешает себе пользоваться образами фольклора, сюжетами истории или современной хроники. Но иногда кинематограф видит свою задачу в максимальной полноте и точности приближении к источнику. И тогда личность не теряет ни одного своего индивидуального тона, ни одной оригинальной , уникальной приметы, не становится некой неизвестной величиной. С. М. Эйзенштейн полагал, что условием экранизации является «кинематографичность» мышления писателя, и доказывал , что бой из поэмы «Полтава» можно снимать по уже имеющимся в пушкинском тексте указаниям смены планов, движения камеры, монтажа…

Часто экранизация сопровождается изменением исторического и национального колорита места действия. Так, японский кинорежиссёр А. Куросава перенёс действия романа Ф. М. Достоевского «Идиот» в японский город после 2- ой мировой войны.

  Иногда далеко расходятся устремления фильма и экранизируемого произведения. Например, «Восхождение» Ларисы Шепитько. С какой силой, с какой страстью , с каким талантом создан фильм! Он не совсем о том , о чём повесть Василя Быкова «Сотников».Но нельзя не отдать должное этому яркому фильму. По этому случаю Г. Бакланов сказал: «Это- интерпретация, и это – своё слово. Я – за такое слово в кинематографе». Допускаются изменения жанровой природы экранизуемого произведения. Так, роман «Приключения Оливера Твиста» Ч. Диккенса решён в кино как музыкальная комедия – стилизация («Оливер!», 1968).

«Оптимальной», «нормальной» экранизацией принято считать такую, когда целью кинематографистов становится создание экранной аналогии экранизируемому произведения, перевод его на язык кино с сохранением содержания, духа и слова.

В СССР период немого кино был ознаменован такими разнообразными фильмами, как «Шинель» Г. Козинцева и Л. Трауберга по Н. Гоголю, «Мать» В.Пудовкина по М. Горькому –оба 1926 года. Кином нового типа стал фильм «Пышка» (1934) М. Рома по Г.Мопассану, а образцами её – «Чапаев» (1934) Г.Н. и С. Д. Васильевых по Д. Фурманову, «Пётр Первый» (1937 - 1939) В.Петрова по А. Толстому , кинотрилогия «Детство Горького», «В людях», «Мои университеты»(1938- 1940)М. Донского по М. Горькому, «Молодая гвардия»() 1948 поА. Фадееву и «Тихий Дон» (1957-58) по М. Шолохову- оба режиссёра С .А. Герасимова, «Попрыгунья»(1955) С. Самсонова по А. Чехову, «Отелло» (1956) С. Юткевича по Шекспиру, «Судьба человека» (1959) по Шолохову и «Война и мир» (1966- 67) по Толстому _ оба реж. С. Ф. Бондарчука, «Гамлет» (1964) и «Король Лир» (1971) по Шекспиру – оба реж. Козинцева. Среди лучших экранизаций также: «Сорок первый» (1956) Г. Чухрая по Б. Лазареву, «Белый пароход» (1976) Б. Шамшиева по Ч. Айтматову, «Братья Карамазовы» ()1969 И. Пырьева и «Преступление и наказание» (1970) Л. Кулиджанова – оба по Достоевскому, «Сон Обломова» по роману И. Гончарова «Обломов» Ню Михалкова.

Элективный курс «Экранизация русской классики» выстраивается на уровне межпредметных связей (литература- кино) и позволяет учащимся увидеть новое произведение, произведение другого искусства – кино на материале художественной литературы. В круг класссловарного запаса учащихся активно войдут слова и понятия – сценарий, сценарист, режиссёр, актёр, сериал, экранизация и т. д.

Цель данного курса- общее и литературное развитие детей. Нужно развить в ученике необходимость обдумать, понять и оценить фильм: его основные мысли, его соответствие действительности, его художественные качества, начиная с игры актёров и кончая тонкостями музыкального и цветового решения, композицией кадров, монтажа. Нужно учить видению сравнительного анализа произведения литературы и экранизации, восприятие текста сценаристом, режиссёром, актёрами. Такой вид работы будет способствовать творческому развитию детей.

Элективный курс рассчитан на 34 часа. Просмотр фильмов должен сопровождаться усиленной самостоятельной и практической работой учащихся.

Программа элективного курса. 9 класс

Тема

Количество

часов

Виды деятельности

учащихся

1

Из истории киноискусства.

2

-Работа со справочной         литературой.

         -Создание словаря         терминологии кино.

2

 

Обучение создания сценария

2

Составление алгоритма         работы над сценарием.

         -Наполнение его клише

3

Экранизация произведений Просмотр фрагментов

 А.С.Пушкина.     фильма и их анализ.

 «Русский бунт»

 «Барышня- крестьянка»

 «Борис Годунов»

 «Станционный смотритель»

8

 

 - Обучение сопоставлению       авторского текста и        эпизода кино.(1 час)

         - Знакомство

 с рецензией         на эпизод.(1 час)

4

 М. Ю. Лермонтов. - «Герой нашего времени »  

- «Маскарад»       

7

 - Просмотр и анализ

 фрагментов кино.

     

 - Сопоставление их        художественным        текстом.(1 час)

        -Написание рецензии                на эпизод.

        - Создание пробного

        сценария по одному        из произведений

 М. Ю. Лермонтова.

 ( 1ч )

       

5

Н. В. Гоголь.     - «Мертвые души»    - «Ревизор»    

7

 - Просмотр фильма      (видеокассета)

 - Обсуждение игры     актёров по каждому        образу книги.(1 час)

        - Обучение написанию        рецензии на игру актеров (1час)  

         

6

Роль музыки в создании  

 фильма.    

2

- Прослушивание

музыкальных     эпизодов кино.

        - Обсуждение соответствия

        тональности музыки и        действий героев.(1час)

7

 Создание спецэффектов

 для кино.  

2

Прослушивание

музыкальных      эпизодов кино.

        - Обсуждение соответствия        тональности музыки и        действий героев.(1час)

8

Защита своего сценария.        

4

Представление сценариев.

ТЕМА №1

Из истории киноискусства

Появление нового вида искусства – кино. Процесс создания фильма. Роль сценариста, режиссёра, актёров, композитора, художника, продюсера в кино.

Экранизация художественного произведения.

ТЕМА №2

Сценарий, его создание

Создание алгоритма написания сценария. Виды сценариев- «железный» и «эмоциональный». Цель одного- записать и все действия занумеровать; цель другого – пробудить фантазию режиссёра, актёров , дать предощущение фильма.

Первые шаги кино – черновик фильма и его душа.

Объекты работы сценариста – сюжет, характеры, место действия , настроение фильма.

ТЕМА №3

Экранизация произведений А.С. Пушкина

«Капитанская дочка», «Русский бунт», «Барышня - крестьянка», «Станционный смотритель».

Просмотр фрагментов.

Общая характеристика экранизации.

Оценка сценария, работы режиссёра, оператора, композитора, художника, продюсера.

Пушкинский персонаж и его видение актёром – исполнителем (на 2 – 3 эпизодах).

ТЕМА №4

Экранизация произведений М.Ю. Лермонтова

«Герой нашего времени», «Маскарад».

Просмотр драмы «Маскарад».

Сопоставление сценического и лермонтовского главного героя.

Характеристика экранизированного героя (главного и второстепенного).

Просмотр «Героя нашего времени».

Лермонтовское и режиссёрское видение героя своего времени.

ТЕМА №5

Экранизация произведений Н.В. Гоголя

Просмотр «Ревизора».

Сопоставление темы, идеи, сюжета текста и фильма.

Просмотр фрагментов «Мёртвых душ».

Оценка игры актёров, ярких сцен, сопоставление их с текстом Н. Гоголя.

Автор Гоголя и режиссёра.

ТЕМА №6

Роль музыки в кино

Просматривание записей фрагментов фильмов с крупным музыкальным сопровождением.

Роль музыки в исполнении актёрами своих ролей.

ТЕМА №7

Роль спецэффектов в кино

Просматривание эпизодов фильмов с яркими сценами со спецэффектами.

Роль этих сцен в раскрытии характеров героев.

ТЕМА №8

 Защита собственного сценария

Выбор (самостоятельно) автора и текста для своего сценария.

Составление плана сценария.

Представление сценария, его защита.

Всего часов - 34 часа

Из них: лекция – 4 часа

просмотр и обсуждение кино – 18 часов

практические занятия – 7 часов

проектная деятельность –5 часов

Программа элективного курса

10 класс

Тема

Кол-во

часов

Виды

деятельности

учащихся

1

 

Новаторство и традиции -  неразрывное диалектическое    

 единство.  

2

 - Работа с

дополнительной     литературой       о кино.

          - Сопоставление          нового и старого кино.

2

Размышления и обзоры.

2

 -Роль писателя в          создании кино.

          – Роль кино в          нравственном          воспитании

человека  

         

3

Экранизация произведений   А.Н.Островского:      -«Гроза»        -«Жестокий романс»

 ( по«Бесприданнице»)  

 - «Банкрот»  

6

 -Просмотр и анализ     драмы «Гроза»

       -Сопоставление ведущих образов кино и        книги.

       -Написание

рецензии-          на фильм.(1 час)

          -Просмотр

фрагментов-          двух других          фильмов.

          -Сопоставление тем          и образов разных

 героев одного          автора и          разных режиссёров.

          -Роль романса

в «Жестоком романсе» (1 час)

 .  

4

 

Экранизация произведения  

Ф.М.Достоевского     «Преступление и наказание »        

     

7

 - Просмотр и анализ     фрагментов фильма

 - Сопоставление с текстом Ф.Достоевского

         - Написание отзыва         на фильм.(1час.)

       -Рецензия на игру         актёра (-ов) (1час.)

         - Роль цветовой гаммы

         кино в раскрытии замысла Достоевского

5

 

Экранизация произведения

 Л.Н.Толстого      

 - «Война и мир»

7

 - Просмотр фильма на видеокассете      .     -Подготовка рефератов         на темы (1час.)

         - «Андрей Болконский в         роман и кино»;

         - «Роль вальса на первом бале         Наташи»;  

         - «Роль спецэффектов         в нагнетании ужасов         Бородинского

 сражения»        

6

Экранизация произведений  -

 А.П.Чехова:      

 - «Пёстрые рассказы»    

 - «Вишнёвый сад»    

4

- Оценка работы актёра     в раскрытии чеховских мыслей.

 

- Особое течение времени в         кино и пьесе.(1час.)

         - Рецензия на игру одного          из актёров

7

.Создание декораций к своему сценарию (текст на выбор учащегося)                    

     

2

- Цветовая гармония

- Соответствие цвета замыслу авторам                 текстов (писатель и сценарист)

- Соответствие костюмов изображаемой        эпохе.

       

8

 

      Написание сценария и его защита.  

4

-Представление сценариев и их обсуждение.

ТЕМА №1

Новаторство и традиции.

Это неразрывное диалектическое единство. Новизна содержания. Традиция – это корень искусства. Новаторство - это молодые побеги искусства. Новые приёмы. Новое кино.

ТЕМА №2

Размышления и обзор

Современник на экране. Писатель и фильм. Жизненные уроки кино. Виды современного кино.

ТЕМА №3

Экранизация произведений А.Н. Островского

Сопоставление кино и текста драматурга.

Анализ эпизодов кино.

Написание рецензии на фильм.

Роль музыки в решении авторских проблем кино.

ТЕМА №4

Экранизация романа Ф.М. Достоевского

Написание отзыва на фильм.

Рецензия на игру актёра, исполняющего роль Раскольникова.

Значение цвета в создании образа Петербурга.

ТЕМА №5

Экранизация романа – эпопеи Л. Толстого «Война и мир»

Просмотр фильма на видеокассете и обмен впечатлениями.

Работа над рефератами и их защита в классе.

Спецэффекты при снятии Бородинского сражения.

ТЕМА №6

Экранизация произведений А.П. Чехова

Оценка работы актёра (-ов) над ролью.

Построение моделей пространства и времени пьесы «Вишнёвый сад».

Рецензия на игру актёра (-ов).

ТЕМА №7

Создание декораций к своему сценарию

 Цветовая гамма.

 Цвет на службе у создателей фильма.

Колорит эпохи на сцене.

ТЕМА № 8

Представление и защита сценария

 Кластер сценария.

 План представления работы.

Всего часов – 34 часа

Из них:

лекция –4 часа

просмотр и обсуждение кино – 18 час.

практическая деятельность –6 час. проектная деятельность – 6 час.

Литература.

  1. Баранов О. Экран становится другом.-М.,1979.
  2. Гольденберг. Драматургия кино.- М.,1978.
  3. Юренев Р. Новаторство советского киноискусства.-М., 1986.
  4. Фрейлих С. Беседы о советском кино.-М.,1985.
  5. Юренев Р. Чудесное кино.- М.,1983.
  6. Тюрин Ю. Становление личности.- М., 1983.
  7. Кино. Энциклопедический словарь.- М., 1987.
  8. Экран 82 – 83.- М.,1985.
  9. Бондаренко Е. Диалог с экраном.- М.,1994.
  10. Бондаренко Е. Экскурсия в мир экрана.- М., 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачетная работа по литературе по произведениям Лермонтова и Гоголя

Зачетная работа дана в форме теста с выбором ответа. Охватывает большой материал....

Разработка урока литературы по произведению А.В.Костюнина «Рукавичка» ( с использованием приема критического мышления через чтение и письмо)

Урок внеклассного чтения разработан по произведению А.В.Костюнина "Рукавичка" для 5-7 классов( с использованием приемов критического мышления)...

Урок литературы по произведению Э.Распе "Барон Мюнхаузен"

Урок  с использованием электронной презентации. Данный урок является уроком внеклассного чтения в 5 классе. Это урок-игра, который позволяет в интересной форме  - в виде соревнования между т...

"Любить, мечтать и верить..." Презентация к уроку литературы по произведению А.Грина "Алые паруса"

Презентация к уроку по моему любимому произведению А.Грина "Алые паруса". Создана для того, чтобы познакомить учащихся с удивительным миром и героями произведений А.Грина. В качестве иллюстраций испол...

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

Сильные духом крепче стены (воспитание патриотизма на примере произведений кинематографа)

В статье предлагается вариант работы с мультфильмом о Великой Отечественной войне "Сильные духом крепче стены" для старших классов.  Духовно-нравственный потенциал произведения позволяет использо...

План сочинения «Русская литература в отечественном кинематографе».

План сочинения «Русская литература в отечественном кинематографе»....