Рабочая программа по чтению и развитию речи 5 класс (для детей с у/о)
рабочая программа (5 класс) на тему

Варченко Екатерина Владимировна

Рабочая программа по чтению и развитию речи для учащихся 5 класса (у/о)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnit_zap_i_programma_po_chteniyu_5_2.docx27.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  специальное (коррекционное) автономное

образовательное учреждение для обучающихся,

воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VII, VIII вида» _____________________________________________________________________

г. Москва г.Троицк.,ул. Пушковых, д.5, тел. 51-50-03

УТВЕРЖДАЮ

директор школы

Захарова Р.С.

«___»______________2012

Рабочая программа по

чтению и развитию речи

на 2012-2013 учебный год

для 5 б класса

(VIII вид)

Учитель: Варченко Е.В.

Рассмотрено   и согласовано                                                             СОГЛАСОВАНО

                         

на заседании ШМО                                                                    зам.директора по УВР

Протокол №_______от                                                               Глазова Е.Н.

                                                                                                       «____»______________20          

«___» _________20 __ г.

Руководитель ШМО____________

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 (класс 5)

(VIII вид)

Образовательная область, предмет – русский (родной) язык

       Данная рабочая программа по чтению и развитию речи разработана на  основе  программы Воронковой В.В. программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида под редакцией  В.В.Воронковой, : Сб.1. М.: Гуманит. изд. центр . ВЛАДОС, 2010., рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации.

Согласно федеральному базисному учебному плану для ОУ РФ на изучение  предмета чтение и развитие речи отводится 4 часа в неделю (136 часов в год).  

По  учебному плану школы  в 5 классе   отведено  4 часа в неделю, (136 часов в год).                                                                                                            

      Содержание учебной программы по чтению и развитию речи сохранено полностью, а ее прохождение связано с использованием индивидуального подхода к организации учебно-воспитательного процесса и учётом особенностей психо-моторно-речевого развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья.        Учитывая психологические особенности и возможности детей, материал всех разделов дается небольшими дозами с постепенным его усложнением.

Используемый учебно-методический комплект: программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1. М.: Гуманит. изд. центр . ВЛАДОС, 2010. Чтение: учеб. для 5 кл. спец. (коррекц.)образов. учреждений  VIII вида / Г.М.Гусева, Т.И.Островская. – М.: Гуманит. изд. центр . ВЛАДОС, 2008. Дополнительная литература для внеклассного чтения (согласно списку, предложенному в авторской программе). Иллюстративный материал подобранный к содержанию произведений индивидуального характера, с опорой на уровень общего развития учащихся. Оригинальные тексты произведений различных авторов.      

 

Программа адресована учащимся 5б класса.

Так как в настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов  образования относятся идеи гуманизации образовательного процесса, здоровьесбережения, компетентностного под -хода, активизации познавательной деятельности, то эта программа предполагает не только учет индивидуально-личностной природы учащихся, их потребностей и интересов , но и определяет необходимость создания в обучении условий для  самоопределения их как личности.  Поэтому программу можно определить как личностно-ориентированную. Данная рабочая программа определяет в целом оптимальный объем знаний и умений по чтению и развитию речи, который доступен  учащимся. В то же время данный учебный предмет для пятиклассников является необходимым, способствующим формированию внимания к чужому  (авторскому) слову, когда ребёнок должен не только прочитать его, но и провести анализ полученной информации: выделить и объяснить непонятные слова (с помощью учителя), найти слова и предложения, характеризующие события, героев; выбрать и объяснить образные слова и выражения, определить отношение автора к своим героям и событиям. Что в свою очередь способствует развитию у учащихся умения наблюдать, видеть, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи, делать выводы. Такая  деятельность учащихся имеет большое значение для умения общаться с окружающими их людьми в любой обстановке, способствует коррекции недостатков их психофизического развития, познавательных возможностей и интересов. В тех случаях, когда материал труден для вербального восприятия учащимися, программа предусматривает использование иллюстраций к произведениям, позволяющим более полному и точному усвоению предлагаемого материала. С целью более полного раскрытия предлагаемых тем, расширения кругозора, образовательных способностей детей, формированию читательской самостоятельности в течение всего учебного года запланированы уроки внеклассного чтения. Данные уроки будут происходить по иной нежели в авторской программе схеме. Так такие уроки будут проводиться практически после изучения каждого небольшого раздела или внутри него, а количество уроков будет увеличено (27 против 9 в авторской программе). Список предлагаемой литературы для внеклассного чтения включает произведения 19 авторов, что соответствует списку рекомендуемой литературы в авторской программе, а сам список несколько расширен.

 Обучение чтению в С(К)ОШ VIII вида носит элементарно-практический характер.

Цели и задачи, решаемые при реализации программы:

     

  • формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
  • научить школьников правильно и осознанно читать вслух целыми словами с соблюдением норм литературного произношения;
  • работа над беглостью и выразительностью чтения ;
  • учить читать «про себя» с выполнением заданий;
  • учить работе с текстом на новом уровне: разбор текста по вопросам, выделение темы и идеи произведения, прогнозирование событий с опорой на заглавие и иллюстрации, выделение частей текста, озаглавливание их, полный и частичный пересказ произведения по плану, оценка характера героя, подбор фактов, подтверждающих эту оценку, передача содержания иллюстраций к произведению;
  • формирование внимания к авторскому слову;
  • формирование читательской самостоятельности школьников;
  • заучивание  наизусть стихотворений;
  • повышение  уровня общего развития учащихся;
  • формирование нравственных качеств школьников;
  • коррекция речи и мышления.

Интеграция с другими предметами:

русский язык, математика, предметы эстетического цикла (ИЗО, ручной труд), СБО, физическая культура, профессионально-трудовое обучение, внеклассные мероприятия широкого профиля.

Формы контроля: ежедневный опрос, беседы по прочитанному, увиденному, задания для контроля техники, осознанности, выразительности чтения.

Планируемые результаты:  Коррекционная направленность особо значима в специальной школе. На  всех уроках проводится коррекция мышления, памяти и речи ребёнка, развитие фонематического слуха, крупной и мелкой моторики, цветовосприятия, пространственного восприятия.  Урок чтения активно содействует формированию положительных качеств личности учащихся.  Коррекционная сторона урока имеет решающее значение в образовательном процессе:  благодаря этой работе повышается работоспособность,  увеличивается устойчивость внимания, понижаются трудности восприятия,  улучшается  пространственное  восприятие, развивается и совершенствуется наблюдательность, память, воображение, речь, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, делать выводы  - все эти планируемые результаты придают еще и воспитывающую направленность учебной деятельности.

Исходя из потенциальных возможностей детей основные требования к  ЗУНам будут несколько видоизменены, по сравнению с аналогичными требованиями авторской программы.

К концу учебного года учащиеся должны уметь:

  • осознанно, правильно, выразительно читать вслух и про себя, с выполнением заданий, предложенных учителем (все ученики, исключение – 1 человек (не говорит));
  • пересказывать текст по плану с помощью учителя и самостоятельно (все учащиеся, кроме 1 человека);
  • выбирать иллюстрации,  серии картин и т.п. отражающих содержание текста после прочтения произведения учителем (1 человек);
  • отвечать на вопросы учителя (все учащиеся);
  • находить необходимую для урока литературу в классной и школьной библиотеке самостоятельно;
  • самостоятельно учить наизусть 6-10 стихотворений с воспроизведением их перед классом и на утренниках.

Содержание рабочей программы

п.п

Тема

Кол-во учебных часов (по авторской программе)

Кол-во учебных часов (в рабочей программе)

1

Снова в школу

0

7

2

Наша родина - Россия

0

8

3

Сказки народов России

0

6

4

Осень

0

14

5

Спешите делать добро

0

11

6

Зима

0

23

7

Страницы русской классики

0

12

8

Одноклассники

0

9

9

Исторические сказки, былины, рассказы

0

9

10

Весна

0

8

11

Твои зарубежные сверстники

0

3

12

Праздник со слезами на глазах

0

6

13

Страницы зарубежной классики

0

13

14

Лето

0

6

итого

14 тем

0

136 часов

Список литературы для внеклассного чтения

№ п/п

Автор

Название произведения

Кол-во часов

1

Н.Носов

«Витя Малеев в школе и дома» и др

1

2

Сказки народов мира

Сказки народов России (морд., татар.и др)

2

3

Д.Н.Мамин-Сибиряк

«Алёнушкины сказки»

1

4

Г.А.Скребицкий

«Лесной голосок», «Воришка», «Сиротка» и др.

2

5

Б.С.Житков

«Пожар в море», «Наводнение», «Обвал» и др.

2

6

Разные авторы

Стихи о зиме.

1

7

Л.Н.Толстой

Рассказы о детях и др.

1

8

П.П.Бажов

«Малахитовая шкатулка» и др.

1

9

А.П.Гайдар

«Чук и Гек». (отрывки из повести)

1

10

В.А.Осеева

«Волшебное слово», «Синие листья» и «Плохо», др

1

11

М.М.Пришвин

«Лисичкин хлеб», «Золотой луг», «Ярик» и др.

1

12

К.Г.Паустовский

«Похождение жука-носорога»

1

13

Б.Н.Полевой

 «Сын полка»

2

14

М.Твен

«Приключение Тома Сойера» (отрывки из произв.)

3

15

Э.Распэ

Приключение барона Мюнхаузена (отрывки).

2

16

Братья Гримм.

Сказки

1

17

Г.Х.Андерсен

Сказки

1

18

Е.А.Пермяк

Семьсот семьдесят семь мастеров

1

19

А.М.Волков

 Волшебник Изумрудного города

2

итого

19 авторов

27 ч.

В связи с тем, что в авторской программе В.В.Воронковой сетка рабочих часов на изучении тем не дана, то количество часов на прохождение всех тем определено мною самостоятельно, исходя из объёма материала, представленного в учебнике, а также потенциальных возможностей детей.        

Для удобства подачи материала, систематизации знаний учащихся порядок прохождения тем и количество часов связано с  их расположением в учебнике «Чтение»

Учебно-методический комплект учителя:

Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1. М.: Гуманит. изд. центр . ВЛАДОС, 2010.

Чтение: учеб. для 5 кл. спец. (коррекц.)образов. учреждений  VIII вида / Г.М.Гусева, Т.И.Островская. – М.: Гуманит. изд. центр . ВЛАДОС, 2008.

Дополнительная литература для внеклассного чтения (согласно списку, предложенному в рабочей программе).

Иллюстративный материал подобранный к содержанию произведений индивидуального характера, с опорой на уровень общего развития учащихся.

Оригинальные тексты произведений различных авторов.      

.    

 

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 5 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей

Рабочая программа по  чтению и развитию речи  для  5  класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталы...

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 7 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей

Рабочая программа по  чтению и развитию речи  для  7  класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталы...

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 6 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 6 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей...

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 8 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 8 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей...

Рабочая программа по чтению и развитию речи 7 класс (для детей с у/о)

Рабочая программа по чтению и развитию речи для учащихся 7 класса (у/о)...

Рабочая программа по чтению и развитию речи 6 класс (для детей с у/о)

Рабочая программа по чтению и развитию речи для учащихся 6 класса (у/о)...