Рабочая программа по русскому языку 5 класс
рабочая программа (5 класс)

Баймухамедова Зарина Саматовна

Пояснительная записка и тематическое планирование по русскому языку под. редакцией Шмелева А.Д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_rus-1.doc178 КБ

Предварительный просмотр:

Календарные сроки

Раздел

курса

Тема урока

Основное содержание темы, термины, понятия

Универсальные учебные действия

План

Факт

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

1

Наш родной язык.

(1глава).

О языке и речи.(3ч.)

Вводный урок.

Родной язык. Государственный язык. Речь и речевое общение. Язык и речь.

Устная и письменная речь. Чистота речи. Лингвистика.

Извлекать необходимую информацию из источников, интерпретировать текст, осмысливать цель чтения, искать и находить выразительные средства в предложениях

Иметь представление о языке как системе и о речи как использовании средств языка для общения людей. Знать условия, необходимые для речевого общения

Ставить и адекватно формулировать цель деятельности .

Строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь.

2

Родной язык.

3

Язык и речь.

Создавать устные и письменные высказывания на лингвистические темы, пользуясь высказываниями великих людей как планом.  

Осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.

Воспринимать зрительно или на слух основную информацию текста. Пользоваться различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным), различными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым).

4

Система языка

(повторение изученного в начальной школе)

8ч.

Звуки и буквы.

Фонетика и орфоэпия. Ударение. Смыслоразличительная функция ударения.

Понимать устройство речевого аппарата, способы образования звуков русского языка,

осознавать смыслоразличительную функцию звука.

Овладевать основными понятиями фонетики:

звук,

слог,

ударение,

произношение.

Уметь проводить звуко-буквенный анализ слова.

Определять степень успешности своей работы и работы одноклассников.

Научиться задавать вопросы, необходимые для организации деятельности, осознавать важность коммуникативных умений в жизни.

5

Состав слова.

Морфемы, части слова, однокоренные слова и формы слова.

Осознавать морфему как значимую единицу языка; отличие морфемы от других значимых единиц языка; роль морфем в процессах формо- и словообразования.

Интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

6

Имя существительное.

Морфология как раздел лингвистики. Части речи: самостоятельные и служебные.

Собственные и нарицательные, одушевленные/неодушевленные существительные. Правописание существительных 3 склонения.

Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую роль.

Приводить соответствующие примеры имен существительных  разных типов склонения.

Определять род, число, падеж, тип склонения имен существительных.

Преобразование практической задачи в познавательную.

Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

7

Имя прилагательное.

Согласование прилаг. и сущ. Признаки прилагательного.

Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий .

Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки имени прилагательного, определять его синтаксическую роль. Определять род, число, падеж имен прилагательных; определять синтаксическую роль прилагательных

Преобразование практической задачи в познавательную.

Правильно употреблять имена прилагательные с существительными.

Работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

8

Местоимение.

Грамматическое значение местоимения. Личные местоимения. Употребление местоимения.

Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя (изменение местоим.)

Точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме.

9

Глагол.

Знать общее значение, морфологические признаки глагола, правописание глаголов. Морфологический разбор глаголов.

Определять тип спряжения глаголов, соотносить личные формы глагола с инфинитивом.

Уметь пользоваться изученными правилами на практике.

10

Предложение.

Предложение как минимальное речевое высказывание.

Однородные члены предложения. Виды предложений по цели высказывания.

Создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

Отличать предложения от словосочетаний. Определять границы предложений и способы их передачи в устной и письменной речи.

Уметь строить предложение на заданную тему.

11

Входной контроль

(Тест).

Уметь объяснять орфограммы в словах и знаки препинания в предложениях.

Осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию  

12

Правописание

(5ч.)

Орфограммы и орфографические правила.

Орфография как система правил правописания слов и их форм. Орфограмма и орфографическое правило.

Иметь представление об орфографии как о системе правил. Формировать орфографическую и пунктуационную зоркость.

Пользоваться способом подбора однокоренных слов с ориентацией на значение корня.

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

 

13

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. Их правописание.

Формировать понятие орфограмм проверяемых и непроверяемых гласных корня. Пользоваться способом подбора однокоренных слов с ориентацией на значение корня.

14

Проверяемые и непроверяемые глухие и звонкие согласные в корне слова.

Система согласных звуков в языке.

Знать особенности образования гласных и согласных  звуков, различия между ударными и безударными звуками, твердыми  и мягкими согласными, звонкими и глухими согласными.

Знать алгоритм выполнения фонетического разбора.

Уметь пользоваться изученными правилами на практике.

15

Двойные согласные в корне слова.

Словарные слова.

уметь убеждать в выборе орфограммы.

16

Непроизносимые согласные.

17

Текст.

Признаки текста.

Текст и его основные признаки.

Давать определение понятиям, уметь отличать текст от предложения и от простого набора предложений, не связанных по смыслу и формально.

Анализировать и характеризовать текст с точки зрения темы при чтении и аудировании.

Различать язык и  речь, понимать речь как  деятельность, основанную на реализации языковой системы.

18

Культура речи.

Изложение «О языке»

Культуре речи. Языковые нормы.

Различать образцы разговорной речи и языка художественной литературы.

Осознавать важность нормативного произношения для культурного человека.

Анализировать и оценивать с орфоэпической точки зрения чужую и собственную речь; корректировать собственную речь.

Осознавать важность овладения лексическим богатством и разнообразием литературного русского языка для формирования собственной речевой культуры.

19

Повторение(3ч.)

Комплексное повторение материала 1 главы

Части речи, соотносить звук и букву, знать правописание гласных и согласных в корне слов, падежные и личные окончания частей речи.

 Устанавливать причинно-следственные связи;

Осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра

Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

20

Глава 2.

На каком языке мы говорим

 

О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ

2часа  

Общенародный русский язык

Русский литературный я

зык

Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения.

Формы функционирования современного русского языка: общенародный русский язык и литературный язык;  диалекты,  жаргон.

Русский язык – язык русской художественной литературы.

Иметь представление о функциональных разновидностях современного русского языка  Различать образцы разговорной речи и языка художественной литературы

Осуществлять оценку собственной речи, а также речи одноклассников.

Осознавать важность овладения лексическим богатством и разнообразием литературного русского языка для формирования собственной речевой культуры.

21

Система русского литературного языка

Лингвистика как наука о языке.

Основные разделы лингвистики (общие сведения).

Система русского литературного языка

Соотношение языка и речи

Выдающиеся отечественные лингвисты

Иметь представление об основных разделах лингвистики, о уровнях системы  современного русского языка, об основных единицах каждого уровня.

Анализировать собственное выступление.

Выступить перед одноклассниками с текстом собственного сочинения.

22

Система языка

7 часов

Фонетика 

Звуковой состав слов и транскрипция

Фонетика как раздел лингвистики.

Звук как единица языка. Смыслоразличительная

функция звуков.

Устройство речевого аппарата.

Элементы фонетической транскрипции.

Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила литературного произношения и ударения.

Трудные случаи ударения в словах и в формах слов.

Допустимые варианты произношения и ударения.

Осознавать (понимать) смыслоразличительную функцию звука. Понимать устройство речевого аппарата, способы образования звуков русского языка.

Распознавать гласные и согласные; ударные и безударные гласные; согласные шумные (звонкие и глухие) и сонорные, мягкие и твёрдые; пары согласных по мягкости-твёрдости, звонкости-глухости.

Членить слова на слоги и правильно их переносить с одной строки на другую.

Использовать орфоэпический словарь

Анализировать и характеризовать устно и с помощью элементов транскрипции; отдельные звуки речи; особенности произношения и написания слова, звуки в речевом потоке, слово с точки зрения деления его на слоги. Употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами.

Выразительно читать прозаические и поэтические тексты.

Определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова.

23

Слог и ударение

Слог и ударение. Смыслоразличительная роль ударения. Особенности ударения в русском языке (силовое и количественное, подвижное, разноместное)

24

Согласные звуки: звонкие, глухие, сонорные

Система согласных звуков русского языка. Согласные шумные (звонкие и глухие) и сонорные. Мягкие и твёрдые согласные. Согласные, образующие пары по звонкости-глухости, по мягкости-твёрдости. Шипящие согласные.

25

Согласные звуки: твёрдые и мягкие

26

Гласные звуки: ударные и безударные

Система гласных звуков русского языка; гласные ударные и безударные.

27

28

Графика

Буквы русского алфавита.

Обозначение звука  [й’]

Состав русского алфавита, названия букв.

Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Способы обозначения [j].

Сопоставлять и анализировать звуковой и буквенный состав слова.

Использовать знание алфавита при поиске информации в словарях,  энциклопедиях.

Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

•осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра

29

Контрольный диктант

30

Анализ контрольного диктанта

31

Фонетический разбор слова

Проводить фонетический анализ слова.

Классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам; слова по заданным параметрам их звукового состава.

32

Правописание

4 часа

Гласные а, у, и, ы после шипящих и ц

Употребление  гласных а, у, и, ы после шипящих и ц

Знать условия употребления в слове букв а, у, и и ы  после ц и уметь привести примеры

Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем

Владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме.

33

Правописание букв ь и ъ

Разделительные ъ и ь

Знать условия употребления  разделительных знаков.

34

Употребление прописных и строчных букв

Прописные и строчные буквы.

Знать условия употребления прописных и строчных букв.

35-36

Контрольный диктант и его анализ

Знать особенности образования гласных и согласных  звуков, различия между ударными и безударными звуками, твердыми  и мягкими согласными, звонкими и глухими согласными.

Знать алгоритм выполнения фонетического разбора.

Ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию

37

Текст

Тема и основная мысль текста

Текст как продукт речевой деятельности.

Понятие текста, основные признаки текста.

План текста (простой) как один из видов информационной переработки текста.

Тема, основная мысль текста. Микротема текста.

Знать признаки текста. Определять тему, основную мысль текста, ключевые слова, лексические и грамматические средства связи предложений и частей текста; выделять микротемы текста, делить его на абзацы; знать композиционные элементы абзаца и целого текста (зачин, основная часть, концовка); озаглавливать текст, аргументируя свое предложение.

Анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, последовательности изложения.

Делить текст на смысловые части, осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде простого плана.

Создавать собственные тексты с учетом требований к построению связного текста; осуществлять редактирование текста с нарушением правил построения связного текста. Правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета

38

Сочинение «Все на свете не-обыкновенное!»

39

ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Нормы русского литературного языка

Культура речи как раздел лингвистики.

Языковая норма, ее функции. Основные нормы русского литературного языка: орфоэпические, лексические, грамматические, правописные. Варианты норм. Речевые ошибки.

Владеть основными нормами русского литературного языка, освоенными в процессе изучения русского языка в школе.

Анализировать и оценивать с орфоэпической точки зрения чужой и собственной речи; корректировать собственную речь.

Соблюдать их в устных и письменных высказываниях различной коммуникативной направленности.

Осознавать важность нормативного произношения для культурного человека. Иметь представление об особенностях русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни при проведении этикетных диалогов приветствия, прощания, поздравления с использованием обращений; уместно использовать правила речевого поведения в собственной речевой практике.

40

ПОВТОРЕНИЕ

Комплексное повторение материала

 главы

41

 Глава 3.

Как язык служит для общения

 

О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ

1час  

Разговорная и книжная речь

Разговорная и книжная речь. Речевая ситуация. Речевая деятельность.

Иметь представление о видах речи, зависящих от формы языка (звуковая, буквенная). Овладевать культурой речевого общения в зависимости от речевой ситуации.

Анализировать устную и письменную речь в разных речевых ситуациях.

Строить устную и письменную речь в разных речевых ситуациях

42

СИСТЕМА ЯЗЫКА

11 часов

Морфемика

Морфемы – значимые части слова

Морфема. Морфемный разбор слова. Корень. Приставка. Суффикс. Окончание. Основа.

2 четверть

Опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа.

Различать  изученные способы словообразования существительных, прилагательных, глаголов, составлять словообразовательные пары.

Осознавать морфему как значимую единицу языка, роль морфем в процессах словообразования. Комментировать процесс разбора слова по составу

Анализировать словообразовательную структуру слова, выделяя исходную основу и словообразующую морфему

Осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий сверстников.

43-

44

Администра-тивный контрольный диктант и его анализ

1

Образование форм слов

2

Основа слова

3

Корень слова и однокоренные слова

4

Суффиксы

5

Приставки

6

Варианты морфем

7

Словообразование

Образование слов с помощью приставок

8

Образование слов с

помощью суффиксов

9

Образование слов способом сложения

10

Морфемный разбор слова

11

12

ПРАВО

ПИ

СА

НИЕ

6 часов

Корни с чередованием букв а и о

Корни   -гар- /-гор-, -зар- /-зор-

Корень -лаг- /-лож

Корень -рос- / -раст- / -ращ-

Корень -скак-/-скоч-

Правила употребления данных корней.

Знать условия употребления данных корней, пользоваться орфографическим словарем. Составлять и пользоваться алгоритмом определения  гласной в корнях с чередующимися гласными.

Знать и определять условия  изменения беглых гласных.

Применять правило написания приставок раз-//рас и роз-//рос-

Анализировать собственную работу.

Сравнивать, дифференцировать  и определять самостоятельно, а также в группах  различные орфограммы.

13

Беглые гласные

14

Гласные и согласные в приставках

15

Безударные гласные в приставках

16

Буквы а и  о в приставках раз- (рас-) и роз- (рос-) Правописание приставок на -з/-с

17

ТЕКСТ

Строение текста

Микротема. Абзац. Развитие мысли. Красная строка.

 Определять тему, основную мысль текста, ключевые слова, лексические и грамматические средства связи предложений и частей текста; выделять микротемы текста, делить его на абзацы; знать композиционные элементы абзаца и целого текста (зачин, основная часть, концовка).

Делить текст на смысловые части, осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде простого плана.

Озаглавливать текст, аргументируя свое предложение.

Анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, последовательности изложения.

Создавать собственные тексты с учетом требований к построению связного текста; осуществлять редактирование текста с нарушением правил построения связного текста.

18

ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

1 час

Речевой этикет

Речевой этикет.

Иметь представление об особенностях русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни при проведении этикетных диалогов приветствия, прощания, поздравления с использованием обращений; уместно использовать правила речевого поведения в собственной речевой практике.

Осознавать связь русского языка с культурой и историей России, находить языковые единицы с национально-культурным компонентом в изучаемых текстах.

Создавать собственные высказывания в соответствии с этикетными ситуациями.

19

20

Контрольная работа и её анализ

21

Глава 4.

В чём заключается богатство языка

О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ

2 часа

Разновидности русского языка

Стили литературного языка (общее понятие)

Общенародный язык. Литературный язык. Нормы литературного языка. Стили литературного языка. Жаргон. Диалектизмы.

Владеть  основными нормами русского литературного языка, соблюдать их в устных и письменных высказываниях различной коммуникативной направленности.

Осознавать важность нормативного произношения для культурного человека.

Создавать тексты в зависимости от условий употребления языковых средств.

22

СИСТЕМА ЯЗЫКА

10 часов

Лексикология 

Слово – основная единица лексикологии

Лексикология. Лексика. Лексический уровень языка. Лексическое и грамматическое значение слова.  Однозначные и многозначные слова.  Прямое и переносное значения слова слова. Омонимы. Синонимы. Антонимы.Фразеологизмы.

Понимать различие лексического и грамматического значений слова. Различать однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значения слова; опознавать омонимы, синонимы, антонимы; основные виды тропов.

Осознавать смысловые и стилистические различия синонимов.

Сопоставлять прямое и переносное значения слова; синонимы в синонимических цепочках; пары антонимов, омонимов.

Понимать роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций; расширять свой лексикон; осознавать основания для переноса наименования (сходство, смежность объектов или признаков).

Наблюдать за использованием слов в переносном значении в художественной и разговорной речи; синонимов и антонимов в художественных и учебно-научных текстах. Использовать в собственной речи синонимы, антонимы, слова одной тематической группы, омонимы, многозначные слова.

Уместно использовать фразеологические обороты в речи.

23

Способы толкования слова

Однозначные и многозначные слова

24

Прямое и переносное значения слова

25

Тематические группы слов

26

Омонимы

27

Синонимы

28

Антонимы

29

Фразеология

Фразеологизмы

30

Словари русского языка

31

ПРА

ВОПИ

САНИЕ

2 часа

Буквы о и ё после шипящих в корне 

Правила употребления букв о – ё в ударном положении после шипящих

Правила употребления букв  и и ы в корне после приставок

Применять правила употребления букв о – ё после шипящих,   и и ы в корне после приставок

Анализ, контроль работы партнеров.

В результате совместной работы с орфографическим словарем выявлять наиболее употребительные слова на данное правило.

32

Буквы  и и ы в корне после приставок

33

ТЕКСТ

3 часа

Типы речи

Типы речи: описание, повествование, рассуждение

Строить высказывания по правилам построения основных видов текста.

Анализ собственных высказываний.

Взаимопроверка учащимися составленных работ.

34

35

Контрольный диктант и его анализ

36

ЯЗЫК И КУЛЬТУРАКУЛЬТУРА РЕЧИ

1 час

Лексическое богатство русского языка и культура речи

Культурная речь. Условия речевой культуры.

Формировать речевую культуру.

Анализ  и оценивание собственных работ.

Составление диалога с использованием фразеологизмов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....